Главная страница » Публикации » №1 (61) » Разработка подходов к организации индустриального туризма в старопромышленном регионе

Разработка подходов к организации индустриального туризма в старопромышленном регионе

Development of approaches to the organization of industrial tourism in the old industrial region

Авторы

Танкиева Тамара Ахметовна
кандидат технических наук, доцент кафедры туризма и индустрии гостеприимства
Россия, Тульский государственный университет
tankieva.tamara@yandex.ru
Пономарева Марина Владимировна
кандидат технических наук, доцент кафедры туризма и индустрии гостеприимства
Россия, Тульский государственный университет
marina12345@bk.ru

Аннотация

Целью исследования являлось изучение перспектив развития индустриального туризма в старопромышленном регионе и разработка подходов к его организации на примере Тульской области. В работе использовался метод опроса путем проведения полуструктурированного интервью экспертов, связанных с организацией промышленного туризма, SWOT-анализ развития промышленного туризма в регионе, форма EFAS для анализа стратегических факторов внешней среды, метод сценариев, а также опрос потенциальных потребителей услуг промышленного туризма. Проведенное исследование показало, что старопромышленные регионы, имеющие богатое культурно-историческое наследие, могут использовать его для создания комплексного туристического продукта, вызывающего наибольший интерес со стороны современного потребителя. В турпродукт необходимо включать как действующие предприятия, так и другие культурные объекты, например, музеи. Для успешности организации промышленного туризма в регионе важными факторами являются активное содействие со стороны региональных органов власти и наличие образовательных учреждений, ведущих подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства. Для Тульской области выявлены перспективные направления развития индустриального туризма и предложена модель его организации.

Ключевые слова

промышленный туризм, индустриальный туризм, объекты промышленного наследия, постпромышленный туризм, модель организации промышленного туризма, потребители промышленного туризма.

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Тульской области в рамках научного проекта № 19-410-710004.

Рекомендуемая ссылка

Танкиева Тамара Ахметовна , Пономарева Марина Владимировна

Разработка подходов к организации индустриального туризма в старопромышленном регионе// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (61). Номер статьи: 6109. Дата публикации: 31.03.2020. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6109/

Authors

Tankieva Tamara Akhmetovna
PhD in Technical, Associate Professor of the Department of Tourism and Hospitality Industry
Tula State University, Russia
tankieva.tamara@yandex.ru
Ponomareva Marina Vladimirovna
PhD in Technical, Associate Professor of the Department of Tourism and Hospitality Industry
Tula State University, Russia
marina12345@bk.ru

Abstract

The purpose of the work was to study the prospects for the development of industrial tourism in the old industrial region and develop approaches to its organization on the example of the Tula region. We used the survey method by conducting semi-structured interviews with experts associated with the organization of industrial tourism, SWOT analysis of the development of industrial tourism in the region, the EFAS form for analyzing strategic environmental factors, the scenario method, as well as a survey of potential consumers of industrial tourism services. The research has shown that old industrial regions with rich cultural and historical heritage can use it to create a comprehensive tourist product that is of the greatest interest to the modern consumer. The tourist product must include both existing businesses and other cultural objects, such as museums. For the success of industrial tourism in the region, active assistance from regional authorities and the availability of educational institutions that train personnel for tourism and hospitality are important factors. Promising directions of industrial tourism development have been identified for the Tula region and a model of its organization has been proposed.

Keywords

industrial tourism, living industry, industrial heritage, post-industrial tourism, industrial tourism organization model, industrial tourism consumers.

Project finance

The study was sponsored by RFBR and the Tula region in the framework of a research project № 19-410-710004

Suggested Citation

Tankieva Tamara Akhmetovna , Ponomareva Marina Vladimirovna

Development of approaches to the organization of industrial tourism in the old industrial region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (61). Art. #6109. Date issued: 31.03.2020. Available at: https://eee-region.ru/article/6109/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В развитии и возникновении городских агломераций IX – XX вв. существенную роль сыграли промышленные производства. В настоящее время высвобождение рабочей силы вследствие проникновения информационных технологий в производственные процессы, роботизации и автоматизации производств приводит к существенным изменениям в структуре занятости населения городов. Так, все большая часть рабочих мест создается в сфере туризма и смежных с ним отраслей. Высоким туристическим потенциалом обладают действующие промышленные предприятия, а также объекты промышленного наследия. Развитие промышленного туризма в ряде стран (Великобритании, Германии, Франции, Голландии, Испании, Чехии, Португалии и др.) привело к разработке международного стандарта в области качества обслуживания ISO 13810 Tourism services – Industrial tourism – Service provision, в котором представлены требования как для организации туризма на действующие предприятия, так и для посещения объектов промышленного наследия. Значительная часть стандарта содержит рекомендации по организации промышленного туризма в целях устойчивого развития территорий.

Целью работы являлось изучение перспектив развития индустриального туризма в старопромышленном регионе и разработка подходов к его организации на примере Тульской области.

 

Обзор источников

В стандарте ISO 13810 и идентичном ему ГОСТ Р ИСО 13810-2016 «Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг» под промышленным (индустриальным, industrial) туризмом понимается как организация туризма на действующие предприятия, так и посещение объектов, относящихся к промышленному наследию. Формы посещения промышленных производств и объектов промышленного наследия, а также их организация обладают существенными отличиями и используются в разных видах туризма, создавая, таким образом, подвиды промышленного туризма (рисунок 1).

 

Подвиды промышленного туризма в зависимости от объектов посещения

Рисунок 1 – Подвиды промышленного туризма в зависимости от объектов посещения

 

В стандарте под посещением предприятий понимается «посещения производственных объектов, которые могут быть промышленными, коммерческими, сельскохозяйственными, ремесленными объектами или отдельными участками для обслуживания», а под промышленным наследием –  «материальные и нематериальные активы, используемые в прошлом для выполнения производственной деятельности или оказания услуг, свидетельства промышленной культуры с точки зрения исторической, архитектурной, социальной, технологической или научной ценности». Международным комитетом по сохранению индустриального наследия (TICCIH), понятие промышленного наследия было расширено: так, в хартии, принятой в 2003 г., к нему относят объекты, принадлежащие историческому периоду от начала промышленной революции второй половины XVIII в. до наших дней, а также доиндустриальные и протопромышленные «корни» и технологии.

Значительная часть научных исследований промышленного туризма посвящена описанию практик развития индустриального туризма на отдельных территориях [1 – 8]. Авторы исследований указывают, что для регионов развитие промышленного туризма может способствовать: диверсификации экономической деятельности и привлечению дополнительных денежных средств как в регион в целом [1; 4; 9 – 13], так и на отдельные производства [6; 13; 14]; созданию рабочих мест и повышению занятости населения [9 – 14]; подготовке и привлечению кадров [6; 11; 15; 16]; формированию имиджа и продвижению региона [12; 17; 18]; сохранению зданий и промышленных ландшафтов [2 – 5; 7; 19 – 21], служить целям культурной и экономической валоризаций объектов индустриального наследия [19 – 23], а также решению экосистемных, экологических и социальных проблем региона [7; 21; 24].

В развитии промышленного туризма в первую очередь могут быть заинтересованы старопромышленные регионы [7; 9; 14; 15: 17; 21], обладающие богатым промышленным наследием, и индустриальные центры, чья экономическая база за последние 30 лет претерпела существенные изменения. Практики развития индустриального туризма показывают, что для его успешности в масштабе территории необходимо участие всех акторов с учетом мнений всех заинтересованных сторон [11; 14; 15; 17]. В работе Власовой, Голубчикова, Куриловой [17] к основным акторам промышленного туризма относятся производства, представители туристический предприятий, государственные и региональные органы власти, население, общественные организации и учреждения культуры. Кроме того, в ряде работ в качестве акторов указываются и образовательные учреждения региона, как ведущие подготовку кадров для сферы туризма, так и заинтересованные в профориентационной деятельности [6; 15; 16].

 

Методы исследования

В работе использовался метод опроса путем проведения полуструктурированного интервью экспертов, связанных с организацией промышленного туризма, SWOT-анализ развития промышленного туризма в регионе, форма EFAS для анализа стратегических факторов внешней среды, а также метод сценариев.

В ходе исследования были проведены следующие мероприятия:

  • изучение культурно-исторического наследия, связанного с промышленным прошлым тульского края;
  • опрос экспертов (экскурсоводов, организаторов туризма, краеведов, лиц, задействованных в профориентационной работе, представителей производств и экологических организаций) с целью анализа современного состояния, проблем и перспектив развития промышленного туризма в регионе;
  • опрос потенциальных потребителей туристских услуг для выявления перспективных направлений развития промышленного туризма и объектов показа, а также для разработки подходов к формированию конкурентоспособного турпродукта;
  • анализ допустимой антропогенной нагрузки и других ограничений на перспективные объекты промышленного туризма.

Кроме того, в исследовании были использованы результаты несплошного наблюдения внутреннего и внешнего потребителя промышленного туризма, полученные в работе авторов «Индустриальное наследие старопромышленного региона: ресурсы, практика и перспективы использования» [21].

 

Результаты исследования

Опрос экспертов, анкетирование потенциальных потребителей [21], анализ культурно-исторического наследия края и объектов промышленного туризма выявили следующие факторы развития индустриального туризма в Тульской области:

  • наибольший интерес у туристов и потенциальных потребителей услуг промышленного туризма вызывают производства, связанные с брендами тульского края (тульскими пряниками, белевской пастилой, самоварами и пр.), производства ОПК, в частности Тульский оружейный завод, и пищевые производства;
  • потребитель ориентирован на «насыщенные» экскурсионные туры и комплексные программы, включающие посещение как производств, так и музеев и других объектов показа;
  • металлургические предприятия области и объекты промышленного наследия, связанные с развитием металлургии в крае, перспективны для развития как культурно-познавательных, так и экологических и активных видов туризма, и позволяют формировать туры различной продолжительности;
  • маршруты, связанные с добычей белого камня, могут представлять интерес для отдельных групп потребителей;
  • территория ООПТ «Романцевские горы» может входить в маршруты промышленного наследия вместе с заброшенными шахтными поселками в Узловой и Новомосковске, а также использоваться в рекреационных целях для развития активных видов туризма и фототуризма.

Анализ допустимой антропогенной нагрузки на перспективные объекты промышленного туризма и других факторов, которые могут оказать влияние на посещение объектов и возможность их включения в туристические маршруты, выявил следующие ограничения:

  • для предприятий ОПК – ограничения на посещение туристами, обусловленные соблюдением коммерческой и государственной тайн для предприятий;
  • для производителей алкогольной продукции (пивоваренных предприятий и т.п.) – ограничения по возрасту экскурсантов (не моложе 18 лет);
  • для отдельных туристов могут быть ограничения по медицинским и другим показаниям (индивидуальной непереносимостью запахов, шума, замкнутых пространств и т.п.);
  • могут быть ограничения, обусловленные режимом работы предприятия, так как турфирмы больше ориентированы на посещения в выходные дни.

Представители предприятий, которые в настоящее время принимают туристов, отмечают, что готовы принимать большее количество посетителей. В основном наблюдается неравномерная загрузка по сезонности: перегружена весна, особенно дни, на которые приходятся масленица и майские праздники. Основную часть реализуемых маршрутов с посещением производств составляют туры выходного дня. Обследование перспективных объектов показа не выявило существенных инфраструктурных ограничений, включая транспортную доступность, для предприятий, принимающих туристов.

Предприятия ОПК, посещение которых возможно только в рамках профориентационной деятельности или деловых визитов, входящие в корпорацию «Ростех», сотрудничают с музеями и другими выставочными площадками края. Так, на бывших площадях завода «Октава» был создан Музей станка. Мультимедийные экскурсии музея позволяют ознакомиться с промышленным прошлым края и современными производствами области.

Для перспективных природно-антропогенных объектов (ООПТ «Романцевские горы», Гурьевские каменоломни, Малиновая засека) фактор допустимой антропогенной нагрузки может быть существенен. Допустимая антропогенная нагрузка регламентируется Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об охране окружающей среды» (Статья 27. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду), где указано, что «нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях».

Согласно ГОСТ Р 55698-2013 «Туристские услуги. Услуги пляжей. Общие требования» для речных, озерных и др. пляжей минимальная площадь береговой зоны на 1 человека/туриста должна составлять не менее 5 м2. Оценочные расчеты, проведенные для ООПТ «Романцевские горы», где имеются условия для организации пляжного отдыха, указывают на возможность единовременного размещения в пляжной зоне до 800 чел. Единовременная посещаемость для всей территории ООПТ может составлять 15 тыс. чел. Для оценки допустимой антропогенной нагрузки на терриконы рекомендуется использовать метод пробных площадей, что требует дополнительных исследований.

Площадь территории Малиновой засеки, пригодной для создания экотроп, связанных с металлургическим наследием, составляет 254, 4 Га (категория земель: земли лесного фонда для ведения лесного хозяйства). С учетом допустимой нагрузки на ландшафты подобного типа в 35-50 чел./Га, единовременная посещаемость может составлять около 8900 – 12000 чел.

На основе результатов проведенных исследований была составлена матрица SWOT-анализа для выявления сильных и слабых сторон (таблица 1), а также возможностей и угроз (таблица 2) развития индустриального туризма в Тульской области.

 

Таблица 1 – Сильные и слабые стороны развития промышленного туризма в Тульской области

Сильные стороны Слабые стороны
1.    Известность тульского края как одного из старейших промышленных центров России.

2.    Наличие брендов промышленных производств (тульский пряник, тульская гармонь, тульский самовар, белевская пастила, тульское оружие и пр.), известных в России и за рубежом.

3.    Наличие большого количества промышленных объектов, как современных, так и имеющих историческую ценность, относящихся к разным отраслям экономики.

4.    Наличие объектов показа, связанных с промышленным наследием края.

5.    Наличие музеев и других туристских объектов, которые могут быть включены в программы промышленного туризма.

6.    Наличие образовательных организаций, ведущих подготовку кадров в сфере туризма и гостеприимства.

7.    Заинтересованность жителей тульского края в развитии промышленного туризма.

8.    Заинтересованность правительства Тульской области в развитии промышленного туризма в регионе.

1.    Слабая заинтересованность или отсутствие интереса к промышленному туризму у ряда производств.

2.    Неготовность предприятий (психологическая, материальная, организационная) к приему посетителей.

3.    Дополнительные издержки на оборудование маршрутов и подготовку предприятий к приему туристов.

4.    Низкий уровень квалификации персонала, задействованного в организации экскурсий на промышленных предприятиях.

5.    Сложности с планированием маршрутов и разработкой экскурсионных программ у предприятий.

6.    Большое количество акторов, создающее сложности в согласовании и координации действий для развития промышленного туризма в крае.

 

Анализ данных таблицы 1 показывает, что сдерживающими внутренними факторами развития промышленного туризма в регионе являются низкая заинтересованность отдельных производств в приеме экскурсантов и сложности, связанные с организацией туристских услуг на предприятиях области.

 

Таблица 2 – Возможности и угрозы развития промышленного туризма в регионе

Возможности Угрозы
1.        Выход на иностранного и российского потребителя (Тула находится в 185 км от Москвы).

2.        Наличие внутреннего потребителя услуг промышленного туризма в регионе.

3.        Продвижение промышленного туризма в рамках бренда Тульской области «Тула – мастерская России». Часть объектов, связанных с индустриальным туризмом, можно продвигать в рамках концепций «Тула – арсенал и щит России» и «Война и миръ».

4.        Продвижение продукции промышленных предприятий как туристских брендов.

5.        Продвижение промышленного туризма посредством брендовых товаров края.

6.        Решение кадровых задач в рамках профориентационной деятельности с образовательными учреждениями области.

7.        Создание дополнительных рабочих мест в регионе.

8.        Дополнительный источник дохода для предприятий и организаций, задействованных в организации промышленного туризма.

9.        Сохранение промышленного наследия Тульской области и содействие продвижению региона как инновационной территории.

10.    Формирование конкурентоспособного туристического продукта («насыщенных», комплексных программ промышленного туризма) может способствовать увеличению туристского потока в Тулу и область.

1.        Низкий спрос на разрабатываемый турпродукт вследствие неудовлетворительного уровня организации экскурсий.

2.        Низкий уровень интереса со стороны туроператоров из-за «нишевого» характера промышленного туризма.

3.        Конкуренция со стороны Москвы, Московской области и соседних регионов.

4.        Конкуренция со стороны других видов туризма на территории Тульской области.

5.        Низкий спрос на туристические услуги вследствие влияния экономических и политических факторов.

6.        Сложности, связанные с соблюдением рекомендаций ГОСТ Р ИСО 13810-2016 «Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг».

 

Данные таблицы 2 показывают, что Тульская область имеет хорошие возможности для развития промышленного туризма, однако ряд угроз может помешать их реализации. Комплексная оценка возможностей и угроз с учетом сильных и слабых сторон приведена в таблице 3.

 

Таблица 3 – Матрица SWOT-анализа

Матрица SWOT-анализа

 

Комплексная оценка возможностей и угроз с учетом сильных и слабых сторон показывает, что в настоящее время в регионе могут быть реализованы возможности с опорой на сильные стороны при частичном игнорировании угроз. Степень влияния и вероятность реализации возможностей развития промышленного туризма в регионе приведены в таблице 4.

 

Таблица 4 – Матрица возможностей

Матрица возможностей

 

В целом возможности развития промышленного туризма в крае попадают под сильную и умеренную степень влияния. Основной возможностью для развития промышленного туризма в Тульской области является выгодное расположение региона относительно Москвы, что позволяет иметь выход на российского и иностранного потребителя туристских услуг. Слоган и логотип Тульской области «Тула – мастерская России» в полной мере соответствует промышленному туризму, что не потребует дополнительных расходов на разработку и продвижения бренда промышленного туризма региона. В настоящее время продукция ряда предприятий области продвигается на зарубежных и российских выставках как туристские бренды, что позволяет предприятиям выходить на новые рынки сбыта, однако практика продвижения промышленного туризма посредством брендовых товаров практически отсутствует. Также сильные стороны региона позволяют разрабатывать конкурентоспособный туристский продукт. Возможные последствия и вероятность реализации угроз развития промышленного туризма в Тульской области приведены в таблице 5.

 

Таблица 5 – Матрица угроз

Матрица угроз

 

Данные показывают, что критичными угрозами для развития промышленного туризма в Тульской области являются проблемы, связанные со спецификой промышленного туризма (низкий уровень интереса со стороны туроператоров из-за «нишевого» характера промышленного туризма; сложности, связанные с соблюдением рекомендаций ГОСТ Р ИСО 13810-2016) и спросом на туристские услуги. Угрозы конкуренции со стороны других дестинаций и видов туризма менее значимы для развития индустриального туризма в регионе.

Для анализа стратегических факторов внешней среды использовалась форма EFAS (External Strategic Factors Analysis Summary – резюме анализа внешних стратегических факторов), приведенная в таблице 6.

 

Таблица 6 – Форма EFAS

Внешние стратегические факторы Вес Оценка Взвешенная оценка
Возможности 1. Выход на иностранного и российского потребителя (Тула находится в 185 км от Москвы). 0,15 4 0,6
2. Наличие внутреннего потребителя услуг промышленного туризма в регионе. 0,025 2 0,05
3. Продвижение промышленного туризма в рамках бренда Тульской области «Тула – мастерская России». Часть объектов, связанных с индустриальным туризмом, можно продвигать в рамках концепций «Тула – арсенал и щит России» и «Война и миръ». 0,05 4 0,2
4. Продвижение продукции промышленных предприятий как туристских брендов. 0,02 4 0,08
5. Продвижение промышленного туризма посредством брендовых товаров края. 0,035 1 0,035
6. Решение кадровых задач в рамках профориентационной деятельности с образовательными учреждениями области. 0,025 3 0,075
7. Создание дополнительных рабочих мест в регионе. 0,02 2 0,04
8. Дополнительный источник дохода для предприятий и организаций, задействованных в организации промышленного туризма. 0,05 1 0,05
9. Сохранение промышленного наследия Тульской области и содействие продвижению региона как инновационной территории. 0,035 4 0,14
10. Формирование конкурентоспособного туристического продукта («насыщенных», комплексных программ промышленного туризма) может способствовать увеличению туристского потока в Тулу и область. 0,09 2 0,18
Угрозы 1. Низкий спрос на разрабатываемый турпродукт из-за неудовлетворительного уровня организации экскурсий. 0,06 2 0,12
2. Низкий уровень интереса со стороны туроператоров из-за «нишевого» характера промышленного туризма. 0,15 2 0,3
3. Конкуренция со стороны Москвы, Московской области и соседних регионов. 0,035 4 0,14
4. Конкуренция со стороны других видов туризма на территории Тульской области. 0,02 3 0,06
5. Низкий спрос на туристические услуги вследствие влияния экономических и политических факторов. 0,15 2 0,3
6. Сложности, связанные с соблюдением рекомендаций ГОСТ Р ИСО 13810-2016 «Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг». 0,085 2 0,17
  Суммарная оценка 1,00 42 2,54

 

Суммарная взвешенная оценка 2,54 показывает, что в настоящее время многим факторам, таким как «формирование конкурентоспособного туристического продукта», «продвижение промышленного туризма посредством брендовых товаров края», «дополнительный источник дохода для предприятий и организаций, задействованных в организации промышленного туризма», «сложности, связанные с соблюдением рекомендаций ГОСТ Р ИСО 13810-2016», оказывающим существенное влияние на развитие промышленного туризма, не уделяется достаточное внимание. Возможности, связанные с продвижением регионального продукта на внешних и внутренних рынках, имеют высокую оценку и успешно реализуются, главным образом, Комитетом по развитию туризма Тульской области при содействии главы региона и смежных министерств Правительства Тульской области. Наибольшее затруднение вызывают факторы, связанные с разработкой конкурентоспособного туристского продукта, организацией услуг промышленного туризма на предприятиях и низким уровнем интереса к индустриальному туризму со стороны туроператоров, потому необходима координация действий всех акторов промышленного туризма в регионе. Помощь в разработке турподуктов промышленного туризма могут оказать образовательные учреждения края. Модель организации промышленного туризма в регионе с участием образовательных учреждений показана на рисунке 2.

 

Модель организации промышленного туризма в регионе

Рисунок 2 – Модель организации промышленного туризма в регионе

 

С учетом сильных сторон и возможностей региона для развития промышленного туризма необходима концентрация на конкретном сегменте – на исторически значимых объектах индустриального наследия (Тульский оружейный завод, Косогорский металлургический комбинат с территорией Малиновой засеки) и площадках с интересной для потребителя технологией производств (металлургические предприятия, автомобилестроительный завод, пищевые производства и т.п.). Кроме того, в маршруты промышленного туризма необходимо включать посещения производств брендовых товаров, музеев региона и других объектов показа. Именно эти площадки представляют собой уникальное наследие, которое может стать выигрышным продуктовым портфелем промышленного туризма Тульской области.

Пессимистический сценарий развития промышленного туризма в Тульской области в условиях снижения спроса на туристские услуги, финансирования программ развития туризма, субсидирования и грантовой поддержки туристических проектов показывает, что индустриальный туризм будет развиваться только на пищевых предприятиях региона, предприятиях, производящих привлекательные для потребителей товары (региональные бренды, автомобили и т.п.). При пессимистичном сценарии будут развиваться тропы промышленного наследия в рамках экологических и активных видов неорганизованного туризма, привлекающие узкие сегменты путешественников.

Вероятный сценарий развития предполагает концентрацию организационно-управленческих усилий и инвестиций на поддержку ограниченного числа перспективных для развития туризма промышленных производств и троп промышленного наследия, вписывающихся в концепции: «Тула – мастерская России» для иностранных и внутренних туристов, «Тула – арсенал и щит России» для внутреннего российского рынка и «Война и миръ» для туристов из стран дальнего зарубежья. В рамках реализации данного сценария необходима разработка двух-трех программ – визитных карточек края.

Оптимистичный сценарий развития промышленного туризма в Тульской области предполагает реализацию мероприятий, предусмотренных в рамках вероятного сценария, а также мероприятий, включающих:

  • разработку перспективных троп промышленного наследия;
  • разработку типовых кейсов, содержащих проработку типовых организационно управленческих задач и отдельных юридических вопросов для производств разных видов отраслей промышленности;
  • разработку и сертификацию ряда программ для различных сегментов потребителей, в том числе научного и профориентационного детско-юношеского туризма;
  • помощь в организации туризма и разработке экскурсионных программ со стороны образовательных учреждений области, ведущих подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства;
  • организацию стажировок с целью ознакомления с удачными практиками промышленного туризма для лиц, задействованных и заинтересованных в развитии туризма на предприятиях области.

 

Заключение

Проведенное на примере Тульской области исследование перспектив развития промышленного туризма показало, что старопромышленные регионы, имеющие богатое культурно-историческое наследие, могут использовать его для создания комплексного туристического продукта, вызывающего наибольший интерес со стороны современного потребителя. В этот турпродукт необходимо включать как действующие предприятия, так и другие культурные объекты, например, музеи. Важными факторами успешности организации промышленного туризма в регионе являются активное содействие в развитии туризма со стороны региональных органов власти и наличие образовательных учреждений, ведущих подготовку кадров для сферы туризма и гостеприимства. Региональные органы власти могут координировать усилия акторов индустриального туризма, оказывать существенную помощь в продвижении промышленного туризма, участвовать в разработке турподукта и содействовать привлечению инвестиций. Предприятия также нуждаются в помощи в организации услуг промышленного туризма и разработке конкурентоспособного туристического продукта. Существенным сдерживающим фактором развития промышленного туризма является низкая заинтересованность турфирм ввиду «нишевого» характера индустриального туризма и невысокого спроса на этот турпродукт.

Основными возможностями для развития промышленного туризма в Тульской области являются: близость региона к Москве, что позволяет иметь доступ к российскому и иностранному потребителю туристских услуг; наличие региональных брендов (тульский пряник, белевская пастила, самовар, гармонь, тульское оружие), связанных с производствами; наличие других объектов показа, которые можно включать в маршруты промышленного туризма; известность тульского края как одного из старейших промышленных центров России.

Продвижение промышленного туризма в регионе возможно в рамках существующего позиционирования Тульской области «Тула – мастерская России» и «Тула – арсенал и щит России», что не потребует дополнительных финансовых вложений в разработку бренда промышленного туризма края. Необходима разработка двух-трех программ промышленного туризма (визитных карточек края), например, «Тула – мастерская России», «Тула – арсенал и щит России», «Война и миръ», куда могли бы войти как современные производства, так и объекты промышленного наследия, музеи области, а также другие объекты региона, вписывающиеся в тематику маршрутов и представляющие интерес для потенциальных потребителей.

 

Список литературы:

  1. Baltova S. Industrial tourism: rethinking the benefits. Management and sustainable development, 2012. vol. 32. рр. 57-62.
  2. Copic S., Dordevic J., Lukic T., Stojanovic V., Dukicin S., Besermenji S., Stamenkovic I., Tumaric A. Transformation of industrial heritage an example of tourism industry development in the Ruhr area (Germany). Geographica Pannonica, 2014, vol. 18, pp. 43-50.
  3. Klempa M., Bujok P., Porzer M., Skupien P. Industrial Complexes and their Role in Industrial Tourism – Example of Conversion. GeoScience Engineering, 2016. №1 62. DOI: 10.1515/gse-2016-0008., pp. 45-50.
  4. Soyez D. Industrial tourism in Germany: situation, weaknesses and challenges. Geography, environment, sustainability, 2014. vol. 7. pp. 28-40. 10.15356/2071-9388_04v07_2014_02.
  5. Zaytseva, A., Brel, O., Kaizer, Ph. Russian Experience of Concervation and Renowation of Industrial Regions’ Heritage. Journal of Environmental Management and Tourism, [S.l.], vol. 9, n. 4, pp. 766-770. doi: https://doi.org/10.14505//jemt.v9.4(28).09.
  6. Богомолова К.О., Танкиева Т.А., Пономарева М.В. Развитие промышленного туризма в Тульской области //Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. № 3 (81). С. 63-78.
  7. Быстрова Т. Ю. Парк Эмшер: принципы и приемы реабилитации промышленных территорий // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2014. №2. С. 9-14.
  8. Лысикова О.В. Индустриальный туризм в городском пространстве: кейс-стади Саратова // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2014. № 1. С. 38−48.
  9. Клейменова Е.О., Чулакова А.О. Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2014. № 7. С. 20−26.
  10. Куракова О.А., Майоров М.В., Майоров М.В. Организационно-правовые и экономические аспекты освоения промышленных зон, расположенных в черте города, в соответствии с концепцией устойчивого развития территорий // Вестник МГСУ. 2019. Т. 14. Вып. 5. С. 525–537. DOI: 10.22227/1997-0935.2019.5.525-537
  11. Гарнов А.П., Краснобаева О.В. Актуальность системного формирования отечественного промышленного туризма // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2012. № 2. С. 60–63.
  12. Яшалова Н.Н., Акимова М. А., Рубан Д. А., Бойко С. В., Усова А. В., Мустафаева Э. Р. Кызы. Перспективы регионального развития промышленного туризма в свете анализа основных экономических показателей Российской туриндустрии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. №2 (50). С. 195-213.
  13. Медяник А.В., Тарабановская С.В. Понятие и роль промышленного туризма в развитии региона // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2015. № 1 (16). С. 78−82.
  14. Никулина Ю.Н. Исследование востребованности и перспектив развития промышленного туризма в регионе: взгляд предприятий // Креативная экономика. 2017. Т. 11. № 8. С. 875–892. DOI: 10.18334/ce.11.8.38204
  15. Глаголева Л.Э., Куксова И.В., Валушкина В.А., Верейкина Е.С., Володина Е.Г., Соломахина Е.А. Формирование модели стратегического управления развитием промышленного туризма в регионе // Вестник ВГУИТ. 2018. №1 (75). С. 308-313.
  16. Никулина Ю.Н. Роль промышленных экскурсий в становлении конкурентоспособного специалиста // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8 (1). С. 589–593.
  17. Власова Н.Ю., Голубчиков О.Ю., Курилова Е.В. Индустриальный туризм в продвижении старопромышленных регионов // Известия УрГЭУ. 2017. №4 (72). С. 19-31.
  18. Танкиева Т.А., Королёв А.В. Бренды территории как основа продвижения региона (на примере Тульской области)//Сервис Plus. 2018. Т.12. №4. С. 56-69. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10406
  19. Пономарева И.Ю., Теплова В.В. Реновации промышленных территорий и объектов в современные туристические пространства (опыт Тульской области)//В сборнике: Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи: проблемы и перспективы развития Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 683-689.
  20. Боровикова Н.В. Критерии сохранения индустриального наследия // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2019. Т. 21. № 2. С. 52–62.DOI: 10.31675/1607-1859-2019-21-2-52-62
  21. Танкиева Т.А., Пономарева М.В. Индустриальное наследие старопромышленного региона: ресурсы, практика и перспективы использования//Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. № 4 (86). С. 65-79.
  22. Фьерару В.А. Трансформация городского пространства: креативные кластеры как новый инструмент повышения туристической привлекательности Санкт-Петербурга // Известия СПбГЭУ. 2016. №4 (100). С. 184-186.
  23. Дрожжин Р.А. Реновация промышленных территорий // Вестник СибГИУ. 2015. №1 (11). C. 84-86.
  24. Попов В.К., Серяков С.В., Серякова Р.Э. Редевелопмент как средство экологизации землеустройства урбанизированных территорий // Известия ТПУ. 2014. №1. С. 191-197.

 

References

  1. Baltova S. Industrial tourism: rethinking the benefits. Management and sustainable development, 2012. vol. 32. pp. 57-62.
  2. Copic S., Dordevic J., Lukic T., Stojanovic V., Dukicin S., Besermenji S., Stamenkovic I., Tumaric A. Transformation of industrial heritage an example of tourism industry development in the Ruhr area (Germany) . Geographica Pannonica, 2014, vol. 18, pp. 43-50.
  3. Klempa M., Bujok P., Porzer M., Skupien P. Industrial Complexes and their Role in Industrial Tourism — Example of Conversion. GeoScience Engineering, 2016. No. 1 62. DOI: 10.1515 / gse-2016-0008., Pp. 45-50.
  4. Soyez D. Industrial tourism in Germany: situation, weaknesses and challenges. Geography, environment, sustainability, 2014. vol. 7. pp. 28-40. 10.15356 / 2071-9388_04v07_2014_02.
  5. Zaytseva, A., Brel, O., Kaizer, Ph. Russian Experience of Concervation and Renowation of Industrial Regions ’Heritage. Journal of Environmental Management and Tourism, [S.l.], vol. 9, n. 4, pp. 766-770. doi: https://doi.org/10.14505//jemt.v9.4(28).09.
  6. Bogomolova K.O., Tankiyeva T.A., Ponomareva M.V. The development of industrial tourism in the Tula region [Razvitiye promyshlennogo turizma v Tul’skoy oblasti]// Service in Russia and abroad. 2018.V. 12. No. 3 (81). S. 63-78.
  7. Bystrova T. Yu. Emscher Park: principles and techniques for the rehabilitation of industrial territories [Park Emsher: printsipy i priyemy reabilitatsii promyshlennykh territoriy]// Academic Bulletin UralNIIproekt RAASN. 2014. No2. S. 9-14.
  8. Lysikova O.V. Industrial tourism in urban space: the case study of Saratov [Industrial’nyy turizm v gorodskom prostranstve: keys-stadi Saratova]// Labyrinth. Journal of Social and Humanitarian Studies. 2014. No. 1. P. 38−48.
  9. Kleymenova Ye.O., Chulakova A.O. Diversification of the economy of single-industry towns through the development of industrial tourism [Diversifikatsiya ekonomiki monogorodov za schet razvitiya promyshlennogo turizma]// Infrastructure sectors of the economy: problems and development prospects. 2014. No. 7. P. 20−26.
  10. Kurakova O.A., Mayorov M.V., Mayorov M.V. Organizational, legal and economic aspects of the development of industrial zones located within the city, in accordance with the concept of sustainable development of territories [Organizatsionno-pravovyye i ekonomicheskiye aspekty osvoyeniya promyshlennykh zon, raspolozhennykh v cherte goroda, v sootvetstvii s kontseptsiyey ustoychivogo razvitiya territoriy]// Vestnik MGSU. 2019.Vol. 14. Vol. 5. S. 525–537. DOI: 10.22227 / 1997-0935.2019.5.525-537
  11. Garnov A.P., Krasnobayeva O.V. The relevance of the systemic formation of domestic industrial tourism [Aktual’nost’ sistemnogo formirovaniya otechestvennogo promyshlennogo turizma]// Vestnik REA im. G.V. Plekhanov. 2012. No. 2. P. 60–63.
  12. Yashalova N.N., Akimova M. A., Ruban D. A., Boyko S. V., Usova A. V., Mustafayeva E. R. Kyzy. Prospects for the regional development of industrial tourism in the light of the analysis of the main economic indicators of the Russian tourism industry [Perspektivy regional’nogo razvitiya promyshlennogo turizma v svete analiza osnovnykh ekonomicheskikh pokazateley Rossiyskoy turindustrii]// Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2017. No2 (50). S. 195-213.
  13. Medyanik A.V., Tarabanovskaya S.V. The concept and role of industrial tourism in the development of the region [Ponyatiye i rol’ promyshlennogo turizma v razvitii regiona]// Modern fundamental and applied research. 2015. No. 1 (16). S. 78−82.
  14. Nikulina Yu.N. The study of the demand and prospects for the development of industrial tourism in the region: a view of enterprises [Issledovaniye vostrebovannosti i perspektiv razvitiya promyshlennogo turizma v regione: vzglyad predpriyatiy]// Creative Economy. 2017.Vol. 11. No. 8. P. 875–892. DOI: 10.18334 / ce.11.8.38204
  15. Glagoleva L.E., Kuksova I.V., Valushkina V.A., Vereykina Ye.S., Volodina Ye.G., Solomakhina Ye.A. Formation of a strategic management model for the development of industrial tourism in the region [Formirovaniye modeli strategicheskogo upravleniya razvitiyem promyshlennogo turizma v regione] // VGUIT Bulletin. 2018. No1 (75). S. 308-313.
  16. Nikulina Yu.N. The role of industrial excursions in the formation of a competitive specialist [Rol’ promyshlennykh ekskursiy v stanovlenii konkurentosposobnogo spetsialista]// Economics and Entrepreneurship. 2015. No. 8 (1). S. 589-593.
  17. Vlasova N.YU., Golubchikov O.YU., Kurilova Ye.V. Industrial tourism in the promotion of old industrial regions [Industrial’nyy turizm v prodvizhenii staropromyshlennykh regionov]// Bulletin of Ural State Economic University. 2017. No4 (72). S. 19-31.
  18. Tankiyeva T.A., Korolov A.V. Brands of the territory as the basis for the promotion of the region (on the example of the Tula region) [Brendy territorii kak osnova prodvizheniya regiona (na primere Tul’skoy oblasti)]// Service Plus. 2018.V. 12. Number 4. S. 56-69. DOI: 10.24411 / 2413-693X-2018-10406
  19. Ponomareva I.YU., Teplova V.V. Renovations of industrial territories and objects into modern tourist spaces (experience of the Tula region) [Renovatsii promyshlennykh territoriy i ob»yektov v sovremennyye turisticheskiye prostranstva (opyt Tul’skoy oblasti)]// In the collection: Physical culture, sports and health of students: problems and development prospects Materials of the XIV International Scientific and Practical Conference. 2019.S. 683-689.
  20. Borovikova N.V. Criteria for the conservation of industrial heritage [Kriterii sokhraneniya industrial’nogo naslediya]// Bulletin of Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering. 2019.Vol. 21. No. 2. P. 52–62. DOI: 10.31675 / 1607-1859-2019-21-2-52-62
  21. Tankiyeva T.A., Ponomareva M.V. The industrial heritage of the old industrial region: resources, practice and prospects of use [Industrial’noye naslediye staropromyshlennogo regiona: resursy, praktika i perspektivy ispol’zovaniya]// Service in Russia and abroad. 2019.Vol. 13. No. 4 (86). S. 65-79.
  22. F’yeraru V.A. Transformation of urban space: creative clusters as a new tool to increase the tourist attractiveness of St. Petersburg [Transformatsiya gorodskogo prostranstva: kreativnyye klastery kak novyy instrument povysheniya turisticheskoy privlekatel’nosti Sankt-Peterburga]// Bulletin of St. Petersburg State University of Economics. 2016. No4 (100). S. 184-186.
  23. Drozhzhin R.A. Renovation of industrial territories [Renovatsiya promyshlennykh territoriy]// Bulletin of SibGIU. 2015. No1 (11). C. 84-86.
  24. Popov V.K., Seryakov S.V., Seryakova R.E. Redevelopment as a means of greening land management in urban areas [Redevelopment kak sredstvo ekologizatsii zemleustroystva urbanizirovannykh territoriy]// News of TPU. 2014. No1. S. 191-197.

Еще в рубриках

Тульская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *