Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (49), 2017

Урбанизация как инструмент повышения благосостояния населения Китая

Urbanization as tool to improve human well – being of China

Авторы


кандидат экономических наук, доцент
Россия, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации


Россия, Национальный исследовательский Томский государственный университет
ds.markova@mail.ru

Аннотация

Цель работы: доказать, что новая модель урбанизации в Китае является инструментом повышения благосостояния населения. Источниками в данной статье выступают тринадцатый пятилетний план и «Национальный план урбанизации нового типа». В ходе исследования для достижения цели были использованы следующие методы: дедукция, анализ стратегий развития урбанизации, обобщение информации, полученной при изучении планов. Результаты работы могут быть использованы для анализа и прогнозирования социального и экономического развития Китая.

Ключевые слова

Китай, урбанизация, новая модель урбанизации, национальный план урбанизации, уровень урбанизации, общество средней зажиточности, средний класс, благосостояние населения, качество жизни населения

Рекомендуемая ссылка
Карпунин Вячеслав Иванович , Маркова Дарья Сергеевна
Урбанизация как инструмент повышения благосостояния населения Китая// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Номер статьи: 4948. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4948/
Authors

Karpunin Vjacheslav Ivanovich
PHD, associate professor
Russia, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Markova Dar'ja Sergeevna
Russia, National Research Tomsk State University
ds.markova@mail.ru

Abstract

The mission of this article is to prove that new urbanization is a tool to improve Chinese human well-being. Sources on article are the 13th five – year plan and the National New Urbanization Plan. Such methods were used: deduction, analysis urban development strategies, consolidation of information derived from investigation of plans. The findings can be used for analysis and forecasting Chinese social and economic development.

Keywords

China, urbanization, a new model of urbanization, national urbanization plan, level of urbanization, society of average prosperity, middle class, population welfare, quality of life of the population

Suggested Citation
Karpunin Vjacheslav Ivanovich , Markova Dar'ja Sergeevna
Urbanization as tool to improve human well – being of China. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (49). Art. #4948. Date issued: 2017-03-31. Available at: http://eee-region.ru/article/4948/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В Китае процесс урбанизации начался давно, но неравномерно. Неоднократно на протяжении последних десятилетий наблюдалась деурбанизация, связанная с крупными социальными экспериментами, последний из которых относится к периоду культурной революции. С недавнего времени Китай перешёл к развитию внутреннего рынка и созданию среднего класса, большинство макроэкономических показателей также демонстрируют тенденцию к росту. Тем не менее, существует ряд проблем, одной их которых является недостаточное урбанизированное население, которое является ограничением для роста внутреннего рынка. В связи с этим государство приняло ряд программ и проектных документов, которые частично будут рассмотрены в этой работе.

14 декабря 2013 г. в Пекине Госсовет КНР провёл Центральную экономическую рабочую конференцию, на которой обсуждались вопросы, касающиеся урбанизации и развития градостроительства в Китае. На конференции было озвучено, что урбанизация в Китае выступает в качестве одного из основных инструментов по созданию среднего класса в стране и повышения благосостояния населения [5]. Проведение конференции демонстрирует, что китайское правительство начало придавать урбанизации стратегическое значение для экономического и социального развития страны, рассматривать её в качестве инструмента для решения проблем, возникших в сельской местности и городах (безработица, неэффективное использование земли, города – «призраки» и т.д.).

Увеличение доли среднего класса в Китайской Народной Республике (КНР) будет способствовать стабилизации общества, что выражается в поддержке существующего государственного строя и правительства. В китайских реалиях это является немаловажным, так как в стране отсутствует политический плюрализм, и наблюдались случаи, когда демонстрировалось недовольство монополией Коммунистической партии Китая (КПК) на власть [11].

Средний класс является одним из основных потребителей. Согласно выступлению Нобелевского лауреата по экономике Пола Кругмана на Азиатском финансовом форуме 2015 г., в ВВП Китая доля инвестиций составляет 50%, а доля потребления – 30% [1], в этой ситуации возможен только краткосрочный рост ВВП. Таким образом, для стабильного увеличения ВВП необходимо наращивать долю потребления, чему будет способствовать рост среднего класса.

Цель написания данной статьи: доказать, что урбанизация является инструментом повышения благосостояния населения КНР.

При написании данной работы основная информация была получена из «Синей книги развития регионов Китая 2014-2015 гг.» (Чжунго цюйи цзинцзи фачжань баогао 2014-2015) и «Доклада о китайских городах в 2014/2015 гг.» (Чжунго чэнши чжуанькуан баогао 2014/2015), в которых представлено экономические развитие Китая по регионам, описана урбанизация в КНР на современном этапе и рассматриваются некоторые проблемы, возникшие в ходе урбанизации, например, экономический и социальный разрыв между гражданами КНР.

Источниками, которые были использованы при изучении урбанизации, являются такие документы, как тринадцатый пятилетний план (Шисаньу) [9] и «Национальный план урбанизации нового типа» (Гоцзя синьсин чэншихуа гуйхуа) [7].

В ходе исследования для достижения цели были использованы следующие методы: дедукция, анализ стратегий развития урбанизации, обобщение информации, полученной при изучении планов, прогнозирование экономического развития Китая, сравнение численности населения с городской пропиской в Китае 2011 – 2015 гг. и удельного веса городского населения в Китае 2006 – 2015 гг.

 

Законодательные основы урбанизации Китая

Контроль и регламентация развития урбанизации и роста городов начинается с издания планов и формирования стратегий, которые будут определять модель и принципы городского строительства. Основополагающими документами китайской урбанизации являются тринадцатый пятилетний план и «Национальный план урбанизации нового типа».

Тринадцатый пятилетний план – документ, который определяет развитие страны 2016 – 2020 г. Основными идеями тринадцатого пятилетнего плана являются развитие традиций и необходимость «наследовать старое и открывать путь к новому» [5].  Поставленная цель, которую необходимо достичь к 2020 г., — построение общества средней зажиточности, что означает удвоение ВВП страны 2010 г. и повышение благосостояния граждан КНР. Для реализации поставленной цели китайское правительство планирует провести некоторые реформы в соответствии со спецификой китайского социализма.

В плане подчёркивается роль граждан Китая, которые стимулируют развитие страны. Соответственно, и реформы должны исходить из интересов населения КНР. Поэтому власти Китая намерены повысить уровень и качество жизни граждан КНР, уменьшить разрыв в доходах, сократить количество малообеспеченного населения, стимулировать рост среднего класса, ликвидировать бедность, увеличить долю населения с городской пропиской.

Тринадцатый пятилетний план охватывает все сферы жизнедеятельности граждан КНР, а также основные задачи, которые требуется выполнить в ходе урбанизации к 2020 г.

Необходимо отметить в тринадцатом пятилетнем плане переориентацию урбанизации с количественных показателей на качественные. Следовательно, можно утверждать, что в Китае начался новый этап урбанизации. Новая модель урбанизации, согласно тринадцатому пятилетнему плану, характеризуется человеко-ориентированным подходом. В первую очередь, данная политика выражается в реформировании системы регистрации (хукоу), гарантировании равного доступа к сфере услуг городских и сельских жителей, предоставлении возможности мигрантам из сельской местности получать городскую прописку и становиться полноправными горожанами.

Реформирование системы регистрации будет способствовать переезду сельских жителей в города со всей семьей и решит проблему недоступности социальных благ для мигрантов, уравниванию в правах и обязанностях сельских мигрантов и городских резидентов. Правительство КНР поощряет намерение получить городскую прописку студентов, которые переехали в города для получения образования, военнослужащих и лиц, которые жили в городе, по меньшей мере, пять лет. Местные власти больших и средних по размеру городов не должны создавать ограничения для получения городской прописки, которые могут выражаться в необходимости покупки недвижимости, налоговых выплат и так далее. Правительства в мегаполисах имеют право осуществлять дифференцированную политику по отношению к сельским мигрантам, которые намерены получить городскую регистрацию, исходя из таких параметров, как официальное трудоустройство, место проживания (в том числе аренда жилья), количество лет участия в системе городского социального страхования и срока постоянного проживания в городе, который является основным критерием.

Таким образом, власти КНР поощряют переезд сельских мигрантов в небольшие населённые пункты, а в мегаполисах и городах с большим количеством городских резидентов получение городской прописки затруднено, так как большинство мигрантов стремятся в большие города, где они сталкиваются с рядом проблем. К таким проблемам можно отнести жильё, которое недоступно по причине своей дороговизны. А также трудоустройство. Рынок переполнен рабочей силой, труд становится очень дешёвым, не соблюдаются техника безопасности на рабочем месте и права трудящихся, в том числе нет возможности официально трудоустроиться, рабочие не застрахованы от несчастных случаев, поэтому вся ответственность лежит не на работодателе, а на работниках. Так как правительство не может в полной мере контролировать и пресекать нелегальное трудоустройство и все вытекающие из этого последствия, оно создаёт условия, при которых сельским мигрантам будет невыгодно ехать в густонаселённые города, потому что там не только тяжёлые условия труда, но они и не могут получить городскую прописку, а, следовательно, доступа к услугам, оказываемым горожанам в социальной сфере. Правительство намерено уменьшить поток мигрантов, переезжающих в перенаселённые провинции, города, например, на востоке Китая, в прибрежной зоне, для сокращения экономического разрыва между регионами страны, развития центрального и западного Китая, где преимущественно находятся небольшие населённые пункты. Поощрение переезда в средние и маленькие по размеру города не только облегчит давление на мегаполисы, но и сделает урбанизацию Китая территориально более сбалансированной.

 

Урбанизация нового типа

Проведение такой политики может быть объяснено необходимостью выполнить задачу, поставленную в «Национальном плане урбанизации нового типа» (2014 – 2020 гг.) [7]. В 2014 г. был опубликован на официальном сайте правительства КНР «Национальный план урбанизации нового типа», который охватывает период 2014-2020 гг. [7] Данный план согласовывается с целями, которые были выдвинуты на 18 Съезде Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), с задачей углубления реформ и тринадцатым пятилетним планом развития КНР.

Основная идея, которой должны придерживаться китайцы в ходе урбанизации, это повышение качества урбанизированных территорий. В документе подчёркивается, что углубление и развитие урбанизации является неотъемлемой частью концепции о построении общества средней зажиточности и ускорении модернизации социализма. То есть урбанизация рассматривается как инструмент повышения доходов населения и усовершенствования политического строя.

В начале документа даётся определение термину «урбанизация», как его рассматривает китайское правительство, а именно указывается, что урбанизация сопряжена с индустриализацией, это естественный исторический процесс, когда сельское население, занятое в несельскохозяйственной сфере, переезжает в города. Урбанизация – объективный показатель развития общества, который указывает на процесс национальной модернизации. В «Национальном плане урбанизации нового типа» особое внимание уделяется важности градостроительства. В плане сказано, что урбанизация — это необходимая ступень в ходе модернизации. Для Китая является обязательным одновременное развитие урбанизации, индустриализация, информатизация и модернизация сельского хозяйства.

Урбанизация является движущей силой повышения экономических показателей и национального благосостояния. Уровень урбанизации и средний доход на душу населения в Китае не соответствует уровню в развитых странах. Поэтому правительство КНР считает, что в ходе развития урбанизации больше крестьян будет мигрировать в крупные населённые пункты, что позволит получать им более высокий доход и, следовательно, повысит уровень ВВП на душу населения, будет расширяться сфера услуг, увеличиваться потребительский спрос на товары, что, в свою очередь, может привлечь дополнительные инвестиции в национальную экономику. Также, как следствие повышения потребительского спроса будет происходить рост сферы услуг, что приведёт к повышению уровня жизни. По данным показателям КНР также отстаёт от развитых государств.

Кроме того, урбанизация в китайских реалиях будет содействовать экономическому развитию сельских районов, так как в ситуации, когда много сельских жителей переезжает в города, распределение ресурсов в деревнях становится более равномерным, а, следовательно, открывается большой экономический потенциал для сельских резидентов.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что урбанизация является неотъемлемой частью социального и экономического развития страны.

 

Принципы построения новой модели урбанизации

Для претворения в жизнь новой модели урбанизации по «Национальному плану урбанизации нового типа» необходимо следовать нижеследующим принципам.

  • Организовывать работу по градостроительству и благоустройству населённых пунктов, руководствуясь интересами граждан. Другими словами, ставить комфорт и здоровье человека превыше всего. Для этого необходимо, создать условия для более упрощённого получения городской регистрации, совершенствовать систему базового социального обслуживания, которое будет доступно для всех городских резидентов;
  • согласовывать развитие четырёх модернизаций (модернизация сельского хозяйства, армии, науки и техники, промышленности) и осуществлять централизованное единое планирование;
  • оптимизировать структуру городов, использовать городские ресурсы для продвижения научного развития, контролировать использование земель под застройку в крупных населённых пунктах, осуществлять строгий контроль над земельной территорией, предназначенной для сельскохозяйственных нужд;
  • необходимо обратить внимание на экокультуру, что выражается в использовании низкоуглеродных источников энергии, усилении защиты окружающей среды, экономном использовании природных ресурсов, воды и земли, уменьшении негативного влияния на окружающую среду со стороны человека;
  • отражать китайскую историко-культурную специфику в ходе градостроительства, придавать особый облик каждому крупному населённому пункту и подчёркивать национальное своеобразие в процессе строительства городов;
  • руководствоваться рыночными отношениями при распределении ресурсов и в процессе развития урбанизации;
  • правительство должно играть решающую роль в градостроительстве, что выражается в создании планов и установлении целей, которые будут направлять ход урбанизации. Власти КНР также должны создавать благоприятные условия для стимулирования данного процесса;
  • важно сохранять централизованное управление страной при некоторой самостоятельности на местах. Центральная администрация Китая должна устанавливать основные задачи и создавать стратегии развития страны. А местные власти должны придерживаться местной специфики в управлении административными единицами и последовательно претворять национальные планы в жизнь. Кроме того, центральное правительство должно поощрять инициативу местной администрации в создании новых моделей урбанизации.

Разработка принципов новой модели урбанизации является ответом на проблемы, с которыми столкнулись китайцы в ходе бесконтрольной урбанизации. Употребление воды и энергии, количество которых ограничено, в больших и растущих с каждым годом объёмах, неэффективное использование земли не только в городах, но и в сельской местности, привело к загрязнению окружающей среды и экологическим проблемам. Поэтому урбанизация нового типа кардинально отличается от старой модели тем, что в ней уделяется большое внимание планированию и регламентации градостроительства, в том числе и для сокращения разницы в распределении земли между регионами страны (густонаселённым восточным и слабозаселённым центральным и западным Китаем), и для реализации строительных проектов, которые ориентированы, в первую очередь, на нужды потребителей (что не всегда выполнялось в предыдущей модели урбанизации), увеличения использования экологически чистых источников энергии не только на национальном уровне, но и на уровне одного человека или одной семьи, что выражается, например, в сокращении использования угля для отопления домов.

 

Урбанизация и качество жизни населения

Согласно «Национальному плану урбанизации нового типа» удельный вес постоянно проживающих в городах должен увеличиться до 60%, а численность населения с городской пропиской должна возрасти до 45% к 2020 г. На рисунке (1) представлен удельный вес городского населения в КНР в период 2006 – 2015 гг. В 2015 г. прирост населения в городах составил 1,33%. В период 2010 – 2015 гг. средний темп прироста составлял 1,23%. При сохранении темпов роста удельного веса городского населения к 2020 г. ожидается 61,02% горожан.

 

Удельный вес городского населения в Китае 2006 – 2015 гг.

Рис. 1. Удельный вес городского населения в Китае 2006 – 2015 гг.

(источник: http://www.chyxx.com/industry/201611/472388.html).

 

На рисунке (2) представлена диаграмма, указывающая численность населения с городской пропиской в Китае в период 2011 – 2015 гг. В 2015 г. на 2,8% увеличилось количество населения, имеющее регистрацию в городе. Необходимо отметить положительную динамику роста населения с городской пропиской. Коэффициент прироста за 2011 – 2015 гг. составляет 1,29%. Таким образом, даже при сохранении средних темпов роста населения с городской пропиской, можно прогнозировать достижение поставленной в «Национальном плане урбанизации новой типа» цели (45% населения с городской пропиской). Если учитывать снижение ограничений для получения городской прописки, которые указаны в тринадцатом пятилетнем плане, то, скорее всего, численность китайцев с городской регистрацией достигнет 50% и более.

 

 Численность населения с городской пропиской в Китае 2011 – 2015 гг.

Рис. 2. Численность населения с городской пропиской в Китае 2011 – 2015 гг.

(источник: http://www.chyxx.com/industry/201611/472388.html).

 

Урбанизация в тринадцатом пятилетнем плане и «Национальном плане урбанизации нового типа» рассматривается руководством Китая как один из инструментов сокращения разрыва не только в доступности к социальным благам (образование, медицинское обслуживание и т.д.) между богатыми и бедными, городами и сёлами, но и в доходах. Урбанизация должна способствовать построению общества средней зажиточности, что означает увеличение доходов населения в 2020 г. в два раза по сравнению с 2010 г. В 2010 г. средний располагаемый доход жителей городов составлял 19109 юаней, в 2015 г. – 31790 юаней, а средний чистый доход сельского населения – 5919 юаней и 10772 юаней соответственно [2]. К 2020 г., согласно теории о построении общества средней зажиточности, средний располагаемый доход в городе должен быть равным 38218 юаням (примерно 5580 долл. США), а средний чистый доход в сельской местности – 11838 юаням (примерно 1728 долл. США).

Одной из целей правительства КНР является повышение уровня жизни 55 млн. человек, которые на начало создания тринадцатого пятилетнего плана находились за чертой бедности, в течение пяти лет, что согласуется с задачей построения общества средней зажиточности к 2020 г. [3, с. 38]. В 2020 г. планируется достичь минимального уровня дохода сельских жителей, равного 2300 юаней (354 долл. США) [3, с. 22].  В 2011 – 2014 гг. 95,5 млн. сельских жителей перешли черту бедности [3, с. 22]. Основной проблемой, с которой сталкиваются власти Китая в ходе борьбы с бедностью, является возвращение к прежнему достатку, что может быть объяснено рядом причин. К примеру, люди, участвующие в программе, оказываются в городах, где у них неодинаковые права с горожанами, затруднено получение городской прописки, семья не имеет возможности переехать вместе с мигрантом, нечестное поведение работодателя, который пользуется большим потоком дешёвой рабочей силы. Поэтому для повышения доходов населения и сокращения бедности необходимо проводить структурные реформы, а не заниматься единичными случаями.

В декабре 2016 г. заместитель президента Китайской академии социальных наук Ли Пэйлинь озвучил, что средний класс в Китае составляет 37,4% от всего населения [3, с. 39]. В 2016 г. уровень урбанизации оценивается в 57,35% [10], доля населения с городской пропиской равняется 41,2% [4].

 

Заключение

После Центральной экономической рабочей конференции 2013 г. в Китае начался новый этап урбанизации, который качественно отличается от предыдущих. К 2020 г. правительство КНР поставило задачу увеличить уровень урбанизации до 60%. В ходе проведённого в статье анализа было доказано, что данная цель выполнима.

Урбанизация в Китае является одним из важнейших инструментов повышения уровня благосостояния населения. Китайские власти реформируют систему регистрации в малых и средних городах, что позволит большему количеству сельских мигрантов получить прописку в городе, сократит экономический и социальный разрыв между постоянно проживающим населением в городах без регистрации и с регистрацией, увеличит доход как в сельской местности, так и в городской, расширит прослойку среднего класса в Китае. Таким образом, реализация новой модели урбанизации является необходимым этапом в развитии Китая для создания общества средней зажиточности.

 

Список литературы

  1. Asia Ultimate «Heartland» of Global Economy: Prof Paul Krugman [Видеозапись]: информационный ресурс/  HKTDC (Совет по развитию торговли Гонконга). – Гонконг, 2015. – 19 янв. – 20 янв.
  2. China Statistical Yearbook 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/indexeh.htm (дата обращения: 22.02.2017).
  3. China’s NPC approves 13th five-year plan. № 1. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/zgrdzz/site1/20160429/0021861abd66188d449902.pdf (дата обращения: 22.02.2017).  
  4. В 2016 г. населения с городской пропиской – 41,2% (2016 нянь чжунго хуцзи жэнькоу чэнчжэнь хуа лу и дадао 41.2%)%) [Электронный ресурс]. URL: http://news.xinhuanet.com/politics/2017-02/12/c_1120451243.htm (дата обращения: 25.02.2017).  
  5. Доклад о китайских городах в 2014/2015 гг. (Чжунго чэнши чжуанькуан баогао 2014/2015). – Пекин: Чжунго чэнши чубаньшэ, 2014. – С. 13.
  6. Национальное бюро статистики: в 2016 г. уровень урбанизации в Китае достиг 57,35% (Гоцзя тунцзи цзюй:2016 нянь чжунго чэнчжэнь хуа лу дадао 57.35%) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ciudsrc.com/new_chengshihualv/gedi/2017-01-23/110677.html (дата обращения: 22.02.2017).
  7. Национальный план новой модели урбанизации (Гоцзя синьсин чэнчжэнь хуа гуйхуа) [Электронный ресурс]: Официальный сайт правительства КНР. URL: http://www.gov.cn/gongbao/content/2014/contenthtm (дата обращения: 20.04.2016).
  8. Синяя книга развития регионов Китая 2014-2015 гг. (Чжунго цюйи цзинцзи фачжань баогао 2014-2015). – Пекин: Social sciences academic press, 2015. – С. 53.
  9. Тринадцатый пятилетний план (Шисаньу) [Электронный ресурс]: Официальный сайт правительства КНР. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2016-03/17/content_5054992.htm (дата обращения: 20.04.2016).
  10. Китайский средний класс быстро растёт [Электронный ресурс]: people.cn. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/1221/c31516-9157761.html (дата обращения: 20.02.2017).
  11. Недовольство в Китае нарастает: Си теряет свои позиции? [Электронный ресурс]: ИНОСМИ.РУ. URL: http://inosmi.ru/politic/20160331/235929610.html (дата обращения: 23.06.2016).

 

References

  1. Asia Ultimate «Heartland» of Global Economy: Prof. Paul Krugman [Video recording]: information resource / HKTDC (Hong Kong Trade Development Board). — Hong Kong, 2015. — Jan. 19. — Jan. 20
  2. China Statistical Yearbook 2016. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/indexeh.htm (дата обращения: 22.02.2017).
  3. China’s NPC approves 13th five-year plan. № 1. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/zgrdzz/site1/20160429/0021861abd66188d449902.pdf (дата обращения: 22.02.2017).  

Chinese:

  1. In 2016, the population with an urban residence permit — 41.2 [V 2016 g. naselenija s gorodskoj propiskoj – 41,2%]. URL: http://news.xinhuanet.com/politics/2017-02/12/c_1120451243.htm (date of circulation: February 25, 2017).
  2. Report on Chinese cities in 2014/2015. [Doklad o kitajskih gorodah v 2014/2015 gg.]. — Beijing: Zhongguo cheng chubanshe, 2014. — P. 13.
  3. National Bureau of Statistics: in 2016 the level of urbanization in China reached 57.35% [Nacional’noe bjuro statistiki: v 2016 g. uroven’ urbanizacii v Kitae dostig 57,35%]. URL: http://www.ciudsrc.com/new_chengshihualv/gedi/2017-01-23/110677.html (date of circulation: February 22, 2017).
  4. National plan for a new model of urbanization [Nacional’nyj plan novoj modeli urbanizacii]. URL: http://www.gov.cn/gongbao/content/2014/content_2644805.htm (reference date: April 20, 2016).
  5. Blue Book of Development of Chinese Regions 2014-2015 [Sinjaja kniga razvitija regionov Kitaja 2014-2015 gg.]. — Beijing: Social Sciences academic press, 2015. — P. 53.
  6. Thirteenth Five-Year Plan [Trinadcatyj pjatiletnij plan]: Official website of the PRC government. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2016-03/17/content_5054992.htm (reference date: April 20, 2016).
  7. The Chinese middle class is growing rapidly [Kitajskij srednij klass bystro rastjot]: people.cn. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/1221/c31516-9157761.html (date of circulation: February 20, 2017).
  8. Discontent in China is growing: Si losing its position? [Nedovol’stvo v Kitae narastaet: Si terjaet svoi pozicii?]: ИНОСМИ.РУ. URL: http://inosmi.ru/politic/20160331/235929610.html (date of circulation: June 23, 2016).

Пространственная экономика, Экономика регионов мирового хозяйства