Главная страница » Публикации » №1 (77) » Территориальные особенности и проблемы развития социального комплекса России

Территориальные особенности и проблемы развития социального комплекса России

Territorial features and problems of the development of the social complex of Russia

Авторы

Плисецкий Евгений Леонидович
доктор педагогических наук, профессор Департамента экономической теории
Россия, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
plissetsky@mail.ru

Аннотация

Уточнено понятие социального комплекса. Приводятся результаты анализа региональных особенностей, пропорций и тенденций развития социального комплекса страны. Характеризуются факторы, влияющие на его территориальную организацию. Выявлены актуальные проблемы и рассмотрены меры государственной региональной политики, направленные на его дальнейшее развитие и повышение эффективности функционирования.

Ключевые слова

социальный комплекс, регионы России, территориальные пропорции, потребительские товары, торговля, услуги, меры поддержки.

Рекомендуемая ссылка

Плисецкий Евгений Леонидович

Территориальные особенности и проблемы развития социального комплекса России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (77). Номер статьи: 7708. Дата публикации: 22.01.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7708/

Authors

Plisetsky Evgeniy Leonidovich
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Economic Theory
Russia, Financial University under the Government of the Russian Federation
plissetsky@mail.ru

Abstract

The concept of a social complex has been clarified. The results of the analysis of regional characteristics, proportions, and trends in the development of the country's social complex are presented. The factors influencing its territorial organization are characterized. The actual problems are identified, and the measures of the state regional policy aimed at its further development and improving the efficiency of its functioning are considered.

Keywords

social complex, regions of Russia, territorial proportions, consumer goods, trade, services, support measures.

Suggested Citation

Plisetsky Evgeniy Leonidovich

Territorial features and problems of the development of the social complex of Russia// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (77). Art. #7708. Date issued: 22.01.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/7708/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В последние годы заметно вырос интерес к проблемам пространственной организации национальной экономики, в том числе ее социальной сферы. Однако на фоне растущего числа публикаций, посвященных преимущественно вопросам социальной политики государства, оценке уровня развития социальной сферы и качества предоставляемых услуг, заметно меньше работ, рассматривающих социальный комплекс как совокупность отраслей, обеспечивающих потребительский рынок необходимыми товарами и услугами. Особенности современного размещения отраслей социального комплекса, сложившихся территориальных пропорций в их развитии представляют самостоятельный научный интерес и позволяют обратить внимание на еще нерешенные проблемы в обеспечении регионов страны социальной инфраструктурой.

Цель исследования – выявить пространственные особенности и тенденции развития социального комплекса России, причины и следствия изменений, происходящих под влиянием внутренних и внешних факторов, наметить возможные направления сокращения сложившихся территориальных диспропорций в развитии социального комплекса страны.

В ходе исследования применялись общенаучные методы, в том числе описательный, сравнительный анализ, экономико-статистический.

 

Результаты исследований

Социальная ориентация российской экономики связана с ростом производства и развитием рынка потребительских товаров и услуг населению, расширением их ассортимента и повышением качества. Ключевая роль в удовлетворении духовных и материальных потребностей населения принадлежит социальному комплексу.

В научной литературе для характеристики социальной составляющей экономической системы страны (региона) используются различные термины и понятия: социальная сфера [1,2], непроизводственная сфера [3], сфера обслуживания (услуг) [4], социальная инфраструктура [5], социальное развитие [6], социальная политика [7].

Понятие социального комплекса является на наш взгляд более универсальным. Под ним следует понимать всю совокупность отраслей материального производства и нематериальной сферы, функционирование которых связано с удовлетворением спроса населения на разнообразные промышленные товары и услуги. К таким отраслям относятся легкая промышленность, производство товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, торговля, здравоохранение, образование, культура, связь, бытовое, жилищно-коммунальное и транспортно-пассажирское обслуживание, рекреация и туризм, банковские и другие виды услуг. Государственная политика, направленная на решение проблем социально-экономического развития страны и ее регионов должна, таким образом, охватывать все структурные звенья социального комплекса в их взаимосвязи.

К моменту распада СССР Российская Федерация занимала лидирующее положение среди других республик по уровню развития социального комплекса. В начале 1990-х гг. в России производилось 3/4 всех выпускаемых в СНГ хлопчатобумажных, 2/3 шерстяных и почти 1/2 шелковых тканей, 3/4 стиральных машин и радиоприемных устройств, 3/5 холодильников и морозильников, 1/2 телевизоров, свыше 4/5 легковых автомобилей, значительное количество других товаров народного потребления, реализовывалось 3/5 всего объема платных услуг населению в странах Содружества.

Современное состояние отраслей социального комплекса характеризуется заметным оживлением после длительного периода общего спада производства потребительских товаров и сокращения объема услуг, оказываемых населению (табл. 1, 2). За 1990-е – первую половину 2000-х гг. выпуск непродовольственных товаров сократился более чем наполовину, а объем платных услуг населению – на 3/5. Вместе с тем приватизация предприятий социального комплекса и переход от распределительной системы к рынку позволили более полно учитывать спрос населения на разнообразные товары и услуги. В условиях рыночного хозяйства заметно вырос спрос на такие виды услуг, как банковские, страхование, юридические, информационные, маркетинговые, рекламные, различного рода консультационные и др.

С введением антироссийских санкций, ограничивающих для нашей страны внешнюю торговлю товарами и услугами, создаются предпосылки дальнейшего увеличения производства потребительских товаров отечественными предприятиями и повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке. Активно идут процессы импортозамещения и в сфере услуг, особенно транспортных, в сфере IT и туризма [8].

 

Таблица 1 – Производство отдельных потребительских товаров в России

Вид продукции 2000 г. 2010 г. 2020 г. 2020г. к 2000 г., %
Холодильники и морозильники, млн шт. 1,3 3,6 3,6 2,8 раза
Стиральные машины, млн шт. 1,0 2,8 5,3 5,3 раза
Телевизоры, млн шт. 1,1 9,6 7,7 7 раз
Компьютеры персональные тыс. шт. 71 296 376 5,3 раза
Часы, млн шт. 7,4 1,4 0,5 41
Легковые автомобили, млн шт. 1,0 1,2 1,3 130
Велосипеды, млн шт. 0,6 1,3 1,1 183
Садовые домики, тыс. шт. 3 3,5 4,9 163
Ткани хлопчатобумажные, млн м2 1822 1542 879 48
Ткани шерстяные, млн м2 55 21 8 15
Ткани льняные, млн м2 113 53 22 19
Ткани шелковые, тыс. м2 178 172 72 40
Трикотажные изделия, млн шт. 121 153 151 125
Обувь, млн пар 33 103 94 2,8 раза

Источник: официальные издания Росстата разных лет

 

Таблица 2. – Оборот розничной торговли и объем платных услуг населению, в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

Показатель, характеризующий результат экономической деятельности 2000 г. 2010 г. 2019 2020 г. 2021г.
Оборот розничной торговли 109,0 106,5 101,9 96,8 107,8
Объем платных услуг населению 104,7 101,5 101,7 85,4 116,7

Источник: Российский статистический ежегодник. 2022: Стат.сб./Росстат. – М., 2022.

 

Территориальная (пространственная) организация производства и рынка потребительских товаров и услуг самым непосредственным образом связана с размещением населения. Так, в наиболее густозаселенных и урбанизированных регионах Центральной России, Северо-Запада и Урало-Поволжья, где проживает 2/3 населения России, сосредоточено почти 4/5 всего выпуска промышленных товаров народного потребления и свыше 2/3 оборота розничной торговли и объема платных услуг населению. Лидирующее положение занимает Центральный федеральный округ, на долю которого приходится треть энерго- и водообеспечения, газоснабжения, оборота розничной торговли и платных услуг населению в стране (табл. 3).

 

Таблица 3 – Территориальные пропорции направлений экономической деятельности, обеспечивающих развитие социального комплекса, на начало 2020-х гг., в % к итогу

Экономическая зона, федеральный округ Территория Население ВРП Продукция обрабатывающей промышленности Обеспечение электрической энергией, газом и паром;
кондиционирование воздуха
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов,
деятельность по ликвидации загрязнений
Оборот розничной торговли Объем платных услуг населению
Западная 24 74 70 76 71 72 77 76
Центральный 4 27 35 36 33 33 35 33
Северо-Западный 10 9 11 14 11 11 10 10
Южный 3 11 7 6 8 7 10 12
Северо-Кавказский 1 7 2 1 2 2 5 4
Приволжский 6 20 15 19 17 19 17 17
Восточная 77 26 30 24 29 28 23 24
Уральский 11 8 14 11 12 12 8 9
Сибирский 25 12 10 10 11 12 9 9
Дальневосточный 41 6 6 3 6 4 6 6

Источник: [9].

 

В социально-экономических пропорциях находят свое отражение и особенности развития социальной инфраструктуры – уровень обеспеченности территорий жилищным фондом, объектами жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры и т. д. Сложившиеся на сегодня различия между регионами по ряду важных показателей состояния социальной инфраструктуры весьма существенны (табл.4). Это особенно заметно на уровне субъектов РФ. Так, разница между субъектами РФ с наибольшей обеспеченностью населения жильем (Рязанская, Липецкая, Московская, Псковская области и др.) и наименее им обеспеченными (Республика Ингушетия, Тыва, Крым) достигает двух и более раз. Различия в обеспеченности местами в больницах составляют 2—2,5 раза и т. д.

 

Таблица 4 – Территориальные различия в элементах социальной инфраструктуры по федеральным округам России в 2021 г.* 

Федеральный округ Общая площадь жилых помещений, в среднем на одного жителя, м2 Число больничных коек на 10 тыс. человек Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях, % Объем коммунальных услуг на душу населения, тыс. руб.
Российская Федерация 27,8 79,8 74,0 15,8
Центральный 29,6 74,6 72,4 17,0
в т. ч. Москва 22,3 63,5 56,4 15,4
Северо-Западный 29,7 81,0 84,5 18,3
Южный 26,6 79,0 68,4 15,7
Северо-Кавказский 22,9 70,3 46,7 10,6
Приволжский 28,8 79,4 81,0 15,4
Уральский 27,1 82,8 83,5 16,2
Сибирский 26,2 88,9 74,1 13,8
Дальневосточный 24,6 95,0 75,9 17,6

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022:
Стат. сб. / Росстат. — М., 2022

 

Решение проблемы сокращения межрегиональных диспропорций социально-экономического развития предполагает прежде всего активную региональную политику государства, основанную на учете конкурентных преимуществ каждого субъекта РФ и направленную на всестороннюю поддержку предпринимательской деятельности, создание условий, способствующих модернизации производства и сферы услуг, повышению производительности труда, рациональному использованию природно-ресурсного потенциала, развитию региональной инфраструктуры, привлечению инвестиций в производственную и социальную сферы. С этой целью необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы и экономического механизма государственного управления региональным развитием [10].

Среди факторов, благоприятствующих развитию социального комплекса и формированию рынка потребительских товаров и услуг в европейских регионах России, наряду с концентрацией населения заметную роль играет инфраструктура, включающая разветвленную сеть торгово-сбытовых, финансово-кредитных организаций, предприятий транспорта и связи, а также более высокий уровень доходов жителей крупных городов, что в конечном счете определяет покупательную способность населения.

Важнейшее место в структуре социального комплекса занимает легкая промышленность. Она включает более 20 отраслей и подотраслей, среди которых ведущую роль играют текстильная, швейная, меховая, кожевенно-обувная. Они обеспечивают потребности населения в тканях, одежде, обуви, других изделиях.

На долю предприятий легкой промышленности к началу 1990-х гг. приходилось почти 2/5 производства всех непродовольственных потребительских товаров в стране. Однако трудности, переживаемые отечественной экономикой в 1990-е гг, не могли не отразиться на их работе. По данным Минпромразвития России к началу 2010-х гг. удельный вес отрасли в общем объеме промышленного производства снизился до менее 1% против 12% в 1991 г. (Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 24 сентября 2009 г. № 853 «Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96394/).

Обострилась проблема обеспечения текстильного и кожевенного производства сырьем. Так, за последние 30 лет посевы льна в стране сократились в 9 раз, а сбор льноволокна – почти в 2 раза. Выпуск химических волокон и нитей снизился в два раза. В настоящее время для производства товаров легкой промышленности в Россию завозится фактически все хлопковое волокно, половина льноволокна и шерсти, 1/5 химических волокон и нитей.

В результате существенно уменьшился выпуск основных видов продукции легкой промышленности: хлопчатобумажных тканей – в 6 раз, шерстяных – в 58, льняных – в 27, трикотажных изделий – в 5 раз, обуви – в 3 раза и т. д. Причины сокращения производства кроются не только в нехватке сырья, но прежде всего в разрыве традиционных хозяйственных связей между его поставщиками и производителями готовой продукции; отсталости материально-технической базы (износ основных производственных фондов в отраслях легкой промышленности составляет 45–50%); снижении объемов инвестиций в основной капитал и низком уровне инновационной деятельности, снижении спроса на дорогостоящую и вместе с тем не отличающуюся высоким качеством продукцию отечественных предприятий. На внутреннем рынке все более заметную конкуренцию ей оказывают импортируемые товары, имеющие более выгодное соотношение «цена — качество».

Сегодня государство и непосредственно регионы оказывает поддержку предприятиям отрасли, включая льготы по налогам и др. Так, Постановлением Правительства от 29 декабря 2022 г. № 2506 предприятия лёгкой промышленности получат федеральные субсидии, с помощью которых смогут компенсировать затраты на погашение процентов по кредитам. Также задействованы программа выделения (на конкурсной основе) субсидий на приобретение текстильного оборудования в лизинг; программа повышения конкурентоспособности; программа льготного кредитования средствами Фонда развития промышленности и др. В ряде регионов, как, например в Ивановской области, на законодательном уровне вводятся преференциальные налоговые режимы (на землю, имущество, прибыль и др.) для реализации инвестиционных проектов в сфере легкой промышленности.

Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, разработанному Минэкономразвития России, объем выпуска текстильных изделий в 2024 г. должен увеличиться по сравнению с уровнем 2020 г. на 18,8%, одежды – на 16,0%, а кожи и изделий из кожи – на 15,3% (Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов https://www.economy.gov.ru/material/file/d7f5f5dea44bda4c30d42aac04cc1fca/prognoz_socialno_ekonom_razvitiya_rf_2022-2024.pdf).

На территориальную организацию легкой промышленности существенное влияние оказывают трудовой и потребительский факторы. Для нее характерна также высокая территориальная концентрация производства и использование принципа комбинирования (последовательное сочетание разных технологических циклов: прядильного, ткацкого и швейного). Вследствие этого все более широкое применение в регионах, в частности, в Ивановской, Вологодской, Ярославской, Волгоградской областях и др., находит кластерная модель управления и развития отрасли [11].

Современное размещение легкой промышленности во многом унаследовало «географический рисунок», исторически сложившийся в России к концу XIX в. Сегодня около 3/4 тканей, 3/5 трикотажных изделий и 2/5 обуви выпускается в Центральной России (табл. 5).

 

Таблица 5 – Распределение выпуска тканей и обуви по федеральным округам России в 2021 г., % к итогу*

Федеральный округ Ткани Трикотажные изделия Обувь
Центральный 75,0 56,0 40,0
Северо-Западный 1,0 2,0 5,0
Южный 9,0 13,0 20,0
Северо-Кавказский 6,0 9,0
Приволжский 3,0 15,0 16,0
Уральский 6,0 2,0 6,0
Сибирский 6,0 5,0 4,0
Дальневосточный 1,0 0,0

 * Источник: рассчитано по данным Росстата.

 

Из общего объема выпуска непродовольственных потребительских товаров большая часть приходится на группу товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения (сложная бытовая техника, аудио- и видеотехника, электробытовые приборы, посуда, часы, фотоаппараты, велосипеды, легковые автомобили, мебель, садово-огородный инвентарь, товары бытовой химии и др.). Их производством заняты предприятия многих отраслей хозяйства – машиностроения, металлургии; химической, деревообрабатывающей, мебельной, стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности. Выпуск технически сложных товаров бытового назначения сосредоточен, как правило, в крупных промышленных центрах, обладающих необходимой материально-технической и научной базой, квалифицированным персоналом.

В бывшем СССР значительная часть товаров народного потребления выпускалась промышленными предприятиями попутно с основной продукцией производственного назначения. В ходе рыночных преобразований в стране производство этих и многих других видов сопутствующих товаров обособилось, а выпускающие их компании теперь самостоятельно выходят на внутренний и внешний рынки.

Одновременно создавались новые предприятия, специализирующиеся на выпуске потребительских товаров как отечественных, так и зарубежных торговых марок: легковых автомобилей (Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Тула, Нижний Новгород, Тольятти, Калининград и др.), бытовых холодильников (Липецк, Аксай в Ростовской области, Саратов, Красноярск); часов (Петродворец в Ленинградской области, Чистополь в Республике Татарстан, Челябинск, Златоуст в Челябинской области, Новосибирск и др.); телевизоров (Калининград, Шушары в Ленинградской области, Руза в Московской области, Калуга, Воронеж, Уссурийск в Приморском крае и др.), стиральных машин (Санкт-Петербург, Калуга, Липецк, Киржач во Владимирской области, Киров, Чебоксары, Набережные Челны, и др.), газовых и электрических плит (Киров), музыкальных инструментов (Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Тула, Самара и др.), мебели (Москва, Санкт-Петербург, Шатура, Воронеж и др.) (После введения странами Запада антироссийских санкций многие зарубежные компании – производители автомобилей, электроники и бытовой техники ушли с российского рынка, однако это не помешает наращивать выпуск потребительских товаров с привлечением новых инвесторов.).

Заметная роль в выпуске технически сложных товаров народного потребления принадлежит предприятиям оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Однако, чтобы удовлетворить спрос в продукции, отвечающей по своим потребительским свойствам современным требованиям, необходимо обновление материально-технической базы. Дальнейшая конверсия оборонных производств будет способствовать не только увеличению выпуска товаров народного потребления, но, главное, повышению их качества. Это, в свою очередь, позволит им выдерживать конкуренцию с заполнившими российский рынок разнообразными импортными товарами.

Реализация товаров народного потребления осуществляется в сфере торговли, представляющей важное звено национальной экономики, что подтверждается ее высоким удельным весом в ВВП и численности занятых. В промышленно развитых странах (Германии, Великобритании, Франции, США) в сфере торговли трудится примерно 12–13% всех занятых экономической деятельностью. В России за последние 30 лет численность занятых в торговле и сервисе по ремонту автотранспортных средств и бытовой техники выросла в два раза, превысив в 2021 г. 13 млн человек (19% всех занятых в экономике). В торговле сегодня создается 11–12% ВВП страны.

В настоящее время практически весь розничный товарооборот сосредоточен в частном секторе. В его структуре непродовольственные товары составляют немногим более половины. Почти 3/5 всего объема потребительских товаров реализуется в регионах Центральной России и Урало-Поволжья. Однако более объективную картину удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах дает показатель их продажи на душу населения. Так, в 2021 г. лишь в 28 субъектах РФ оборот розничной торговли на душу населения был выше среднероссийского уровня (среди них выделяется Москва, где этот показатель почти в два раза превышал среднее значение по стране), тогда как в других регионах он был заметно ниже, чем в среднем по России. Например, в Чеченской Республике в 2 раза, в Карачаево-Черкесской Республике, в республиках Калмыкия и Тыва – в 3 раза, в Республике Ингушетии – в 5 раз.

На территориальную организацию торговли оказывают влияние различные факторы: накопленный социально-экономический потенциал территории, численность населения, особенности расселения и уровень урбанизации, развитие транспорта и др. Наиболее сконцентрирована торговая и снабженческая сеть в городах, где функционируют крупные торговые центры и супермаркеты с годовым товарооборотом, исчисляемым сотнями миллионов рублей.

В последние годы широкое распространение во многих регионах и городах получила сетевая розничная торговля. Преимущества сетевой торговли очевидны: она позволяет снизить издержки реализации товаров, осуществлять более гибкую маркетинговую, ассортиментную и ценовую политику, обеспечить предложение более качественной продукции, привлекать квалифицированные кадры, тем самым повысить конкурентоспособность своих торговых предприятий.

Крупнейшими торговыми сетями в России являются «Магнит» (около 29 тыс. торговых точек в 67 регионах), «Пятерочка» (23,5 тыс. магазинов), «Перекресток» и др. Из получивших развитие в нашей стране зарубежных розничных торговых сетей наибольшую известность приобрели немецкие «Metro», «OBI», французская «Auchan», шведская «IKEA» и др. Однако с введением санкций большинство иностранных компаний ушло с российского рынка.

В структуре социального комплекса ключевая роль принадлежит сфере услуг. Сегодня в России производство услуг (включая услуги торговли и транспорта) обеспечивает 2/3 всего ВВП (для сравнения: в США, Франции и Великобритании – 4/5, Германии и Японии – около 3/4, Китае – свыше 1/2). В секторе услуг трудится сегодня почти 2/3 всех занятых в экономике страны. Спрос на услуги (как и на потребительские товары) напрямую зависит от роста денежных доходов, материального благосостояния, образовательного и культурного уровня населения.

Российский рынок потребительских услуг находится еще в процессе формирования. В структуре платных услуг населению еще недавно традиционно преобладали три вида: транспортно-пассажирские, жилищно-коммунальные и бытовые (табл. 6). В общей сложности на их долю сегодня приходится около 3/5 всего объема реализуемых услуг (для сравнения: в Японии 4/5 общего объема услуг населению составляют услуги в области образования, здравоохранения и организации досуга). Однако в последнее время заметно увеличилась доля телекоммуникационных услуг, что обусловлено стремительным развитием информационных технологий.

 

Таблица 6 – Виды и структура платных услуг населению в 1990–2021 гг., %*

Виды услуг 2000 г. 2010 г. 2021 г.
Все оказанные услуги 100 100 100
в т. ч.: бытовые 15 10 11
транспортные 26 19 18
связи (телекоммуникационные) 11 19 13
жилищно-коммунальные 20 27 28
системы образования 7 7 7
культуры 2 2 1,5
медицинские 5 5 10
туристско-рекреационные 4 5,5 5
юридические 5 2 1
прочие 5 3,5 5,5

 * Источник: официальные издания Росстата разных лет.

 

Не получили еще должного развития сфера внутреннего туризма и отдыха, общественного питания, гостиничный бизнес, услуги учреждений культуры и спорта, многие виды услуг, связанные с функционированием рынка (финансовые, маркетинга и рекламы, юридические, страховые и др.). Вместе с тем дальнейшее развитие сферы услуг предоставляет широкие возможности для создания новых рабочих мест, обеспечения занятости населения, как мужского, так и женского, что особенно важно для регионов с преобладающим развитием отраслей тяжелой индустрии (Урал, Сибирь, Дальний Восток).

Уровень развития сферы услуг существенно различается по регионам страны. Если сравнить субъекты РФ по объему реализуемых платных услуг на душу населения, то разница между регионами с наибольшим и наименьшим показателем составит 10 раз. Больше всего потребительских товаров и услуг на одного жителя реализуется в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных промышленных, административных и деловых центрах, а среди регионов выделяются Краснодарский и Хабаровский края, Московская и Сахалинская области. По количеству и разнообразию оказываемых услуг они заметно выделяются на общерегиональном фоне. Москва, например, стала бесспорным лидером по оказанию банковских услуг. Здесь сосредоточена половина всех зарегистрированных (на начало 2022 г.) в России коммерческих банков. На 100 тыс. жителей в Москве приходится 1,5 кредитные организации и их филиалов, в то время как в среднем по России этот показатель не превышает 0,3. С уменьшением размеров населенных пунктов набор услуг существенно сокращается, а в сельской местности они представлены главным образом предприятиями службы быта, почты, автобусными перевозками.

На территориальную организацию рынка услуг влияют многие факторы: населенческий, географическое положение, обеспеченность объектами инфраструктуры (транспорт, коммуникации и др.), особенности городской застройки (деловой центр, «спальные» районы, промышленная зона), наличие свободного фонда нежилых помещений, стоимость земельных участков и т. д.

По уровню производительности труда, технической оснащенности и разнообразию форм организации отечественная сфера услуг пока отстает от передовых стран Запада. Вот почему использование международного опыта в развитии систем обслуживания производства и населения может оказаться весьма полезным. Сегодня за рубежом при оказании разного рода услуг предприятиям и населению широко используются новейшие средства связи и информационные технологии [12, 13].

Преодолеть сложившееся отставание в области информационных технологий призвана реализация комплекса мер, предусмотренных национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» (Утверждена президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. № 16.). Эти меры направлены, в частности, на повышение благосостояния и качества жизни населения путем повышения доступности и качества товаров и услуг на основе использования современных цифровых технологий, повышение степени информированности и цифровой грамотности, улучшение доступности и качества государственных услуг для граждан.

Внедрение в сферу услуг электроники привело к появлению новых видов и форм обслуживания. Заметно возросли, к примеру, масштабы покупок «не выходя из дома», расчеты с помощью электронных карточек. Компьютерные технологии находят широкое применение в консультационной службе, банковских услугах, организации досуга, других видах обслуживания населения. Успешно реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика» проект «Умный город», направленный на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан.

В результате цифровизации возрастает эффективность функционирования всей системы услуг, появляется возможность удовлетворения самых разнообразных запросов потребителей и, что не менее важно, существенно сокращается время на обслуживание клиентов и повышается качество оказываемых услуг [14].

Среди предоставляемых населению услуг особое место занимают туристско-рекреационные услуги, направленные на укрепление здоровья, удовлетворение эмоциональных, духовных и культурных потребностей людей. Одновременно рекреация способствует улучшению, облагораживанию природных и культурно-исторических ландшафтов, тем самым создает более благоприятную среду обитания человека.

В большинстве стран туризм уже давно превратился в высокодоходную отрасль экономики, приносящую в казну государства и региональные бюджеты значительные денежные поступления, в том числе в «твердой» валюте. Мировая практика дает этому достаточно веские подтверждения. Так, по данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), доходы от туризма в 2019 г. составили в США 214 млрд долл., в Испании – 80, во Франции – 64, в Великобритании – свыше 50, в Италии – 50, в ФРГ – 42, в Таиланде – 60, Китае – 36, в Турции – 30 млрд долл. В России они не превышали 11 млрд долл. [15].

По мнению экспертов, Россия использует свой туристско-рекреационный потенциал менее, чем на половину, что объясняет более низкий вклад туризма в экономику страны по сравнению с развитыми странами мира. Доля туристской отрасли в российском ВВП в 2020 г. не превышала 3% (для сравнения: в Китае – 13%, США – 8%, Италии и Франции – 6–7 %) [16]. Следует при этом учитывать, что на этот год как раз пришелся пик, охватившей мир пандемии COVID-19, резко сократившей мировые туристские потоки.

В нашей стране до ужесточения антироссийских санкций преобладал выездной туризм, который сопровождался большим оттоком валюты за рубеж. В 2019 г., например, по данным Росстата, число поездок российских граждан за границу с целью туризма достигло почти 45 млн, а число въездных поездок с этой же целью иностранных граждан в Россию составило 24 млн. Во многих государствах отток капитала, связанный с выездом туристов за рубеж, компенсируется за счет средств от въездного и внутреннего туризма, чему способствует соответствующий высокий уровень развития туристской инфраструктуры и сервиса в этих странах.

Созданная в России сеть учреждений отдыха и туризма не обеспечивает на сегодняшний день потребности населения в рекреационных услугах. В частности, спрос на туристско-экскурсионные услуги удовлетворяется лишь на треть, а в организованном отдыхе и лечении – наполовину. В общем объеме реализуемых населению платных услуг доля туристско-экскурсионных, санаторно-курортных и оздоровительных услуг в целом по стране не превышает 5%, хотя в отдельных регионах она заметно выше, например в Краснодарском крае она превышает 15% (Курортно-туристский комплекс Краснодарского края 2012–2016. Стат. сб. 2017. – Изд-во Краснодарстат, 2017.).

Рекреационное хозяйство размещается по территории страны крайне неравномерно. Большая часть суммарной емкости рекреационных учреждений сосредоточена в европейской части России – в Южном (Северный Кавказ, Крым) и Приволжском федеральных округах. Напротив, регионы Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока испытывают острый дефицит в подобного рода учреждениях оздоровительного отдыха, курортно-санаторного лечения и туризма.

Между тем в России есть все необходимые предпосылки для дальнейшего развития уже сложившихся и формирования новых рекреационных районов. Наша страна располагает богатым и разнообразным потенциалом рекреационных ресурсов. Вовлечение их в хозяйственное использование поможет решить ряд важных экономических и социальных проблем: привлечь в страну зарубежные инвестиции, обеспечить дополнительные валютные поступления от въездного туризма, создать новые рабочие места, организовать отдых и досуг населения, улучшить его медицинское обслуживание.

Определенные позитивные шаги в направлении развития сферы рекреации и туризма в России уже сделаны. Принят Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», определяющий принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, а также порядок рационального использования туристских ресурсов (сегодня он действует с внесенными в него изменениями и дополнениями). В Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» внесены соответствующие изменения, касающиеся формирования особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа с целью удовлетворения потребностей населения в доступном и качественном отдыхе, привлечения инвестиций, создания более благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности в сфере туризма и отдыха.

Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 была утверждена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» (Общий объем финансирования Программы (согласно постановлению Правительства РФ от 7 февраля 2018 г. № 117 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)») оценивается в 121 млрд руб.). Ее целью стало продвижение российского туристского продукта на мировом и внутреннем рынках путем развития туристско-рекреационного комплекса нашей страны и повышения качества туристских услуг.

Программой было выделено семь основных туристических направлений – Серебряное кольцо России (Северо-Запад страны), Золотое кольцо России (Центральная Россия), Юг России (Северный Кавказ), Большая Волга, Сибирь, Прибайкалье и Дальний Восток. В ходе ее осуществления планировалось создать туристско-рекреационные кластеры в наиболее перспективных регионах России. Намечено строительство в них современных комфортабельных гостиниц и отелей, кемпингов, кафе и ресторанов, спортивных, развлекательных и торговых объектов, автостоянок и другой обеспечивающей инфраструктуры.

В мае 2018 г. распоряжением Правительства № 872 была принята Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019–2025 годы» с федеральным бюджетом 69 млрд руб. (Утверждена концепция Федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/43102.html). Эта программа нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов РФ с учетом снятия инфраструктурных ограничений и максимально полного использования потенциала их территорий для развития туризма. Для достижения намеченных целей предполагается дальнейшее использование кластерного подхода к территориальной организации туристско-рекреационной деятельности. Согласно оптимальному варианту заложенного в концепцию прогноза объем туристских услуг, оказанных населению к 2025 г. удвоится по сравнению с базовым периодом и составит свыше 330 млрд руб., а туристский поток по Российской Федерации превысит 93 млн человек.

Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р утверждена новая Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, предусматривающая комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в России за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для российских граждан. Намечено развивать различные виды туризма: деловой, лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный, молодежный, научный, промышленный, сельский, экологический, горнолыжный, автотуризм и др.

Стратегией предусмотрены меры государственной поддержки (организационного и финансового характера), направленные на укрепление материальной базы туристской отрасли, повышение качества обслуживания туристов, создание благоприятного инве­стиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристской инфраструктуры. Эти меры призваны содействовать увеличению потока туристов на внутреннем рынке и из-за рубежа. Предполагается, в частности, сфокусировать усилия, ресурсы и меры поддержки государства на развитии приоритетных туристских территорий, обладающих наибольшим туристско-рекреационным потенциалом. Важно подчеркнуть, что в новых геополитических условиях преимущественное развитие в России получит внутренний туризм. В результате реализации Стратегии к 2035 г. в России количество внутренних туристских поездок на одного жителя должно увеличиться более чем в два раза, экспорт туристских услуг – более чем в три раза, инвестиции в сферу туризма – в три раза.

Основным инструментом реализации Стратегии стала государственная программа РФ «Развитие туризма» (утверждена постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2439), задача которой ускорить развитие туристской отрасли и увеличить ее роль в социально-экономическом развитии страны и ее регионов. Программа охватывает 2/3 субъектов РФ и предусматривает систему мер по стимулированию предпринимательской и инвестиционной деятельности в сфере туризма, включая льготное кредитование и софинансирование инвестпроектов, предоставление субсидий субъектам РФ на формирование центров городов и создание (модернизацию) обеспечивающей инфраструктуры, грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие туризма и др. Значительное внимание уделяется также вопросам совершенствования государственного управления и цифровизации туристской отрасли.

 

Заключение

Проведенный анализ современного состояния социального комплекса России позволил выделить ряд актуальных проблем, требующих своего решения, среди них: ограниченные возможности собственной сырьевой базы легкой промышленности и зависимость от импорта сырья; отсталость материально-технической базы и слабое внедрение инноваций в отраслях, обеспечивающих выпуск потребительских товаров; неравномерное распределение социальной инфраструктуры, объемов розничной торговли и оказываемых платных услуг (на душу населения) по регионам; неполное соответствие структуры платных услуг актуальным потребностям населения; недостаточная обеспеченность потребностей населения в туристско-рекреационных услугах и др.

Анализ отраслевой и территориальной структуры социального комплекса позволяет также наметить ряд приоритетных направлений по дальнейшему развитию производства и рынка потребительских товаров и услуг, ведущих в том числе к сокращению возникших территориальных диспропорций. К ним следует отнести:

  • научное обоснование территориальной организации социального комплекса в рамках разработки Стратегии пространственного развития Российской Федерации с учетом особенностей расселения и социальной структуры населения;
  • укрепление материально-технической базы предприятий легкой промышленности и связанных с выпуском бытовой техники и товаров хозяйственного назначения за счет обновления основных фондов и внедрения передовых технологий отечественного производства, что позволит разнообразить ассортимент и улучшить качество продукции, повысить ее конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках. Осуществление с этой же целью конверсионных программ в ОПК, предусматривающих финансовую поддержку государства;
  • развитие в сфере производства потребительских товаров и услуг малого и среднего предпринимательства с опорой на действующую систему мер государственной поддержки бизнеса;
  • дальнейшее развитие маркетинговых исследований, направленных на изучение

спроса населения на товары и услуги в условиях переформатирования внутреннего рынка, вызванного последствиями введенных антироссийских санкций;

  • совершенствование структуры услуг за счет увеличения в их общем объеме доли образовательных, медицинских, финансовых, информационных, сервисных, рекреационно-туристских услуг;
  • подготовку профессиональных кадров и широкое внедрение в сферу услуг достижений НТП, в том числе информационных и цифровых технологий, что должно благоприятно сказаться на развитии рынка и повышении качества оказываемых населению услуг;
  • повышение инвестиционной привлекательности перспективных для развития туристско-рекреационной деятельности территорий, в том числе за счет усиления мер государственной поддержки реализации проектов создания новых и модернизации существующих объектов туристской и санаторно-курортной инфраструктуры;
  • более широкое использование для развития отраслей социального комплекса таких форм пространственной организации экономики и социальной сферы как особые экономические зоны (технико-внедренческого, промышленно-производственного и туристско-рекреационного типа) и территориальные кластеры, продвижение их в восточные регионы страны;

 

Список литературы

  1. Гавловская, Г.В., Пушкарева, Н.О. Проблемы и тенденции в социальной сфере России в условиях устойчивого развития //Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020; № 4 (часть1): 19–28.
  2. Таусова, И.Ф., Паатова, М.Э. Оценка уровня развития социальной сферы экономики // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2023; Вып. 1 (315): 21–27.
  3. Волкова, Т.А., Карпова, Ю.И., Ходыкина, М.Ф. Непроизводственная сфера на постиндустриальном этапе развития общества: услуги веб-студий // Торгово-экономический журнал. 2017; Т.4 (2): 91–97.
  4. Гусева, А.Н. Сравнительный анализ состояния и проблем развития сферы услуг в России и ее регионах (на примере Ростовской области) // Научно-технические ведомости СПб ГПУ. 2011; (3): 78–86.
  5. Фаттахов, Р.В., Низамутдинов, М.М., Орешников, В.В. Оценка развития социальной инфраструктуры регионов России и ее влияние на демографические процессы // Финансы: теория и практика. 2020; 24 (2): 104–119.
  6. Шмидт, А.Н., Банников, А.Ю., Соколов, Д.С. К вопросу о показателях социального развития регионов Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016; (1): 139–145.
  7. Соколов, В. В., Цыбаков, Д. Л. Проблемы и перспективы формирования социальной политики государства в современной России // Власть. 2020; Т. 28 (5): 47–53.
  8. Костин, К.Б. Концепция импортозамещения в сфере услуг Российской Федерации в условиях глобализации мировой экономики // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies, 2019; 1: 7–10
  9. Плисецкий, Е.Л. Структурные изменения в пространственном развитии России: новые реалии // Управленческие науки = Management sciences. 2023;13(3):21–33.
  10. Плисецкий, Е.Л. Трансформация экономического пространства России в контексте новой региональной политики // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999–2645. – №4 (76). Номер статьи: 7633. Дата публикации: 08.12.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7633/
  11. Голов, Р.С., Костыгова, Л.А. Кластерные технологии в текстильной промышленности России // Технология текстильной промышленности. 2022; 1(397): 347–354.
  12. Шебуняева, Е.А., Локотков, А.А. Особенности внедрения информационных технологий: зарубежный опыт // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011; 3–4 (025–026): 333–342.
  13. Попова, С.А. Российский и зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы в цифровой экономике // Вестник Института мировых цивилизаций. 2021; Т.12. №4 (33): 74–80.
  14. Усков, В.С. Анализ тенденций и проблем цифровизации сферы услуг в Российской Федерации // Вопросы территориального развития. 2021; Т.9 № 5: 1–16.
  15. Ивойлова, И.В. Экономические аспекты туризма в России и мире // Journal of Economy and Business. 2021; vol. 1–1 (71): 127–132.
  16. Буторов, С.А., Каныгина, О.М. Внутренний туризм в России: современное состояние и перспективы // Сервис plus. 2021; Т. 15 (4): 12–19.

 

List of literature

  1. Gavlovskaya, G.V., Pushkareva, N.O. Problems and trends in the social sphere of Russia in the context of sustainable development [Problemy i tendentsii v sotsial’noy sfere Rossii v usloviyakh ustoychivogo razvitiya]//Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2020; No. 4 (part 1): 19–28.
  2. Tausova, I.F., Paatova, M.E. Assessment of the level of development of the social sphere of the economy [Otsenka urovnya razvitiya sotsial’noy sfery ekonomiki]// Bulletin of the Adygea State University, series «Economics». 2023; Issue 1 (315): 21–27.
  3. Volkova, T.A., Karpova, Yu.I., Khodykina ,M.F. Non-production sphere at the post-industrial stage of society development: web studio services [Neproizvodstvennaya sfera na postindustrial’nom etape razvitiya obshchestva: uslugi veb-studiy]// Trade and Economic Journal. 2017; Vol.4 (2): 91–97.
  4. Guseva, A.N. Comparative analysis of the state and problems of the development of the service sector in Russia and its regions (on the example of the Rostov region) [Sravnitel’nyy analiz sostoyaniya i problem razvitiya sfery uslug v Rossii i yeye regionakh (na primere Rostovskoy oblasti)]// Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg GPU. 2011; (3): 78–86.
  5. Fattakhov, R.V., Nizamutdinov, M.M., Oreshnikov, V.V. Assessment of the development of the social infrastructure of the regions of Russia and its impact on demographic processes [Otsenka razvitiya sotsial’noy infrastruktury regionov Rossii i yeye vliyaniye na demograficheskiye protsessy]// Finance: theory and practice. 2020; 24 (2): 104–119.
  6. Schmidt, A.N., Bannikov, A.Yu., Sokolov, D.S. On the issue of indicators of social development of the regions of the Russian Federation [K voprosu o pokazatelyakh sotsial’nogo razvitiya regionov Rossiyskoy Federatsii]// Economics and Business: theory and practice. 2016; (1): 139-145.
  7. Sokolov, V. V., Tsybakov, D. L. Problems, and prospects of formation of social policy of the state in modern Russia [Problemy i perspektivy formirovaniya sotsial’noy politiki gosudarstva v sovremennoy Rossii]// Power. 2020; vol. 28 (5): 47–53.
  8. Kostin, K.B. The concept of import substitution in the service sector of the Russian Federation in the context of globalization of the world economy [Kontseptsiya importozameshcheniya v sfere uslug Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh globalizatsii mirovoy ekonomiki]// Journal of Legal and Economic Research. Journal of Legal and Economic Studies, 2019; 1: 7–10.
  9. Plisetskiy, E.L. Structural changes in the spatial development of Russia: new realities [Strukturnyye izmeneniya v prostranstvennom razvitii Rossii: novyye realii]// Management sciences = Management sciences. 2023;13(3):21–33.
  10. Plisetskiy, E.L. Transformation of Russia’s economic space in the context of a new regional policy [Transformatsiya ekonomicheskogo prostranstva Rossii v kontekste novoy regional’noy politiki]// Regional Economics and Management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. – No.4 (76). Article number: 7633. Date of publication: 08.12.2023. Access mode: https://eee-region.ru/article/7633/
  11. Golov, R.S., Kostygova, L.A. Cluster technologies in the textile industry of Russia [Klasternyye tekhnologii v tekstil’noy promyshlennosti Rossii]// Technology of the textile industry. 2022; 1(397): 347–354.
  12. Shebunyaeva, E.A., Lokotkov, A.A. Features of the introduction of information technologies: foreign experience [Osobennosti vnedreniya informatsionnykh tekhnologiy: zarubezhnyy opyt]// Socio-economic phenomena and processes. Tambov, 2011; 3-4 (025-026): 333–342.
  13. Popova, S.A. Russian and foreign experience of state regulation of the social sphere in the digital economy [Rossiyskiy i zarubezhnyy opyt gosudarstvennogo regulirovaniya sotsial’noy sfery v tsifrovoy ekonomike]// Bulletin of the Institute of World Civilizations. 2021; vol.12. №4(33): 74–80.
  14. Uskov, V.S. Analysis of trends and problems of digitalization of the service sector in the Russian Federation [Analiz tendentsiy i problem tsifrovizatsii sfery uslug v Rossiyskoy Federatsii]// Issues of territorial development. 2021; vol. 9 No.5: 1–16.
  15. Ivoylova, I.V. Economic aspects of tourism in Russia and the world [Ekonomicheskiye aspekty turizma v Rossii i mire]// Journal of Economy and Business. 2021; vol. 1-1 (71): 127–132.
  16. Butorov, S.A., Kanygina, O.M. Domestic tourism in Russia: current state and prospects [Vnutrenniy turizm v Rossii: sovremennoye sostoyaniye i perspektivy]// Service plus. 2021; vol. 15 (4): 12–19.

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *