Налоговая политика
Налоговая политика
Налоговая политика государства — система мер правительства в области налогов и сборов, составная часть финансовой политики государства. Выражается в выборе видов налогов, величин налоговых ставок, круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, налоговых льгот.
Налоговая политика государства имеет как микроэкономические, так и макроэкономические аспекты. Макроэкономические аспекты касаются общего количества собираемых налогов, которые могут отрицательно влиять на уровень экономической активности; это один из компонентов фискальной политики. Микроэкономические аспекты касаются вопросов справедливости (кого облагать налогом) и эффективности распределения (то есть какие налоги окажут искажающее воздействие на суммы различных видов экономической деятельности).
Выбор налоговой политики государства зависит от социально-экономического строя, состояния экономики и финансов страны. Среди мер налоговой политики могут быть различные законы, в частности регламентирующие ускоренную амортизацию основного капитала, скидки на истощение недр, освобождение от налогообложения (полное или частичное) отдельных предприятий и отраслей. Система мероприятий налоговой политики может использоваться для стимулирования инвестиций и проведения региональной политики. Важной задачей налоговой политики является выявление лазеек в налоговом законодательстве, позволяющих предприятиям уходить от уплаты налогов.
В зависимости от целей налогового регулирования многие исследователи выделяют следующие формы налоговой политики государств:
- Политика максимальных налогов направлена на увеличение числа налогов, рост налоговых ставок, сокращение налоговых льгот.
- Политика экономического развития связана с уменьшением налогового бремени предпринимателей при одновременном сокращении государственных расходов, в первую очередь, на социальные программы.
- «Смешанная» политика характеризуется сочетанием двух предыдущих форм, обеспечивая высокий уровень налогов для выполнения государством социальных обязательств.
А. В. Аронов и В. А. Кашин различают либерально-ограниченную и социально-нагруженную модели налоговой политики. Либерально-ограниченная модель нацелена на наращивание производства товаров, выход и экспансию на новые внешние рынки, рост доходов населения за счёт частной инициативы. Для этой модели характерно строгое соблюдение предельного уровня налоговых изъятий, предоставление широких инвестиционных льгот, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность. При этом проведение подобной налоговой политики приводит к сокращению социальных льгот и гарантий. По мнению исследователей, указанная политика на сегодняшний день реализуется Индией, Китаем, странами Юго-Восточной Азии, Бразилией, Мексикой и некоторыми другими государствами. Приоритетами социально-нагруженной модели являются поддержание потребительского спроса, высокой доли экспорта, экспансии финансового капитала, обеспечение занятости и сокращение неравенства в распределении доходов, проведение структурной политики. Такая налоговая политика присуща государствам, поддерживающим высокий уровень социальных гарантий, и в связи с этим характеризуется высокими налоговыми ставками.
Налоговая политика относится к руководящим принципам и принципам, установленным правительством для взимания и сбора налогов. Он охватывает как микроэкономические, так и макроэкономические аспекты, причем первый фокусируется на вопросах справедливости и эффективности сбора налогов, а второй — на общем количестве собираемых налогов и их влиянии на экономическую деятельность. Налоговая система страны считается важнейшим инструментом влияния на экономику страны. |
Основные причины налогообложения
Есть несколько основных причин, по которым правительство должно собирать налоги:
- Сбой рынка — в основном для того, чтобы препятствовать покупкам этого продукта (любой налог создает сдерживающий фактор, поэтому потребители будут сокращать свои покупки и искать альтернативы).
- Налоги могут создавать стимулы, способствующие желательному поведению, и сдерживающие факторы для нежелательного поведения. Налоги могут изменить поведение потребителей и, таким образом, повлиять на результаты рынка.
- Для получения дохода.
- Налогообложение является наиболее важным источником государственных доходов. Правительства могут использовать налоговые поступления для предоставления государственных услуг, таких как социальное обеспечение, здравоохранение, национальная оборона и образование.
- Изменение распределения доходов и богатства.
- Налогообложение предоставляет средства для перераспределения экономических ресурсов в пользу людей с низким доходом или особыми потребностями (налоговые поступления могут быть использованы для трансфертных платежей, таких как социальные пособия).
Справедливость против эффективности налогообложения
Компромисс между справедливостью и эффективностью возникает, когда возникает какой-то конфликт между максимизацией справедливости и максимизацией экономической эффективности. Компромисс между справедливостью и эффективностью лежит в основе многих дискуссий о налоговой политике. Обсуждаются два вопроса.
- Во-первых, существуют разногласия по поводу характера компромисса. Чтобы уменьшить неравенство, от какой эффективности мы должны отказаться?
- Во-вторых, существуют разногласия по поводу относительной ценности, которую следует приписывать сокращению неравенства по сравнению со снижением эффективности.
Некоторые ученые утверждают, что неравенство является центральной проблемой общества, и общество должно просто минимизировать масштабы неравенства, независимо от последствий для эффективности. Другие ученые утверждают, что эффективность является центральным вопросом. Эти разногласия связаны с социальным выбором между справедливостью и эффективностью.
Справедливость
Собственный капитал можно разделить на две основные группы: горизонтальный капитал и вертикальный капитал.
- Вертикальный капитал (прогрессивное налогообложение)
- Вертикальный капитал — это метод налогообложения, основанный на принципе, что чем выше доход физического лица, тем выше обязательство по налогу на доходы физических лиц (т.е. по мере роста вашего дохода вы платите больше). Вертикальное равенство часто более достижимо, чем горизонтальное равенство, потому что горизонтальное равенство труднее реализовать — его нелегко определить, и оно может быть подорвано лазейками и вычетами. Поскольку этот метод учитывает платежеспособность налогоплательщиков, в настоящее время он является одним из наиболее распространенных методов налогообложения в различных странах мира.
- Принцип платежеспособности гласит, что сумма налога, которую платит человек, должна зависеть от бремени, которое налог создаст в отношении богатства человека. Вертикальный капитал основан на принципе, согласно которому люди с более высокими доходами платят больше налогов через прогрессивные налоговые ставки. При прогрессивном налогообложении сумма уплачиваемых налогов увеличивается с доходом. В этой налоговой системе люди разделены на налоговые скобки, каждая налоговая категория имеет разную налоговую ставку, при этом группы с высоким доходом платят больше налогов. При такой системе налогообложения эффективные налоговые ставки увеличиваются с увеличением дохода. Кроме того, другой возможностью является пропорциональный метод налогообложения, при котором доход начисляется по единой ставке независимо от дохода. Этот метод налогообложения также известен как фиксированные налоги.
- Горизонтальный капитал (традиционное налогообложение)
- Основной принцип горизонтального равенства основан на концепции распределительной справедливости, в соответствии с которой налогоплательщики должны платить одинаковый уровень подоходного налога пропорционально своим соответствующим группам доходов. Наиболее важным, но более дорогостоящим является определение групп доходов, зная, что каждый человек потребляет и сберегает по-разному, что очень затрудняет налоговую политику. Горизонтальный капитал требует налоговой системы, которая не отдает предпочтения определенным лицам или компаниям. Это гарантирует, что у нас не будет дискриминации по признаку. Горизонтальный капитал является постоянной темой дискуссий о налоговой политике, и во многих странах он является причиной ряда исключений, вычетов и специальных положений.
Эффективность
Эффективность для экономистов равна понятию эффективности Парето. Эффективность по Парето означает ситуацию распределения ресурсов, при которой доминирует понятие «нетто». Другими словами, в основном нам нужно сделать кого-то хуже, чтобы сделать других лучше при этой эффективности. Чтобы добиться эффективности, необходимо построить децентрализованный рыночный механизм. И для создания этого механизма налоговая система часто рассматривается как препятствие. Нужно подумать о балансе между эффективностью и справедливостью. И лучшая точка этого баланса называется «улучшение Парето». Это идеальный ответ на вопрос о том, какая политика должна быть реализована.
Рекомендуемая литература
- Аронов А. В., Кашин В. А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. — М.: Магистр, 2007. — С. 99—100.
- Википедия.