Главная страница » Публикации » №4 (68) » Экономическая безопасность как стратегический приоритет региона (на примере Кемеровской области – Кузбасса)

Экономическая безопасность как стратегический приоритет региона (на примере Кемеровской области – Кузбасса)

Economic Security as a Strategic Priority of region (on the example of Kemerovo region — Kuzbass)


Авторы

Казанцева Елена Геннадьевна
доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической безопасности
Россия, Кемеровский государственный университет
9059655017@mail.ru
Булгакова Анастасия Романовна
специалист департамента научно-внедренческих проектов
Россия, АНО «Научно-образовательный центр «Кузбасс»
bulgakova.ar@kemerovorea.ru

Аннотация

В работе рассматривается экономическая безопасность страны как стратегический приоритет. Показана взаимосвязь национальных интересов и системы стратегического планирования. Рассмотрены проблемы стратегического планирования на федеральном и региональном уровнях, место экономической безопасности в документах стратегического планирования федерального и регионального уровней (на примере Кемеровской области – Кузбасса).

Ключевые слова

Кемеровская область, Кузбасс, национальная безопасность, экономическая безопасность страны, стратегия экономической безопасности, безопасность региона.

Рекомендуемая ссылка

Казанцева Елена Геннадьевна , Булгакова Анастасия Романовна

Экономическая безопасность как стратегический приоритет региона (на примере Кемеровской области – Кузбасса)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (68). Номер статьи: 6808. Дата публикации: 03.11.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6808/

Authors

Kasantseva Elena Gennadievna
Doctor of Economics, The head of the Department of Economic Security
Russia, Kemerovo State University
9059655017@mail.ru
Bulgakova Anastasia Romanovna
specialist of the Department of Scientific and Innovative Projects
Russia, World-Class Research and Academic Centre «Kuzbass»
bulgakova.ar@kemerovorea.ru

Abstract

The work considers the economic security of the country as a strategic priority. The relationship between national interests and the system of strategic planning is shown. The problems of strategic planning at the federal and regional levels, the place of economic security in the documents of strategic planning at the federal and regional levels are considered (on the example of the Kemerovo region - Kuzbass).

Keywords

Kemerovo region, Kuzbass, national security, economic security of the country, strategy of economic security, security of the region.

Suggested Citation

Kasantseva Elena Gennadievna , Bulgakova Anastasia Romanovna

Economic Security as a Strategic Priority of region (on the example of Kemerovo region - Kuzbass)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (68). Art. #6808. Date issued: 03.11.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6808/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В условиях высокой степени неопределенности внешней среды и скорости ее изменений, появления новых форм взаимодействия государственных и негосударственных акторов, повышения уровня взаимозависимости государств, нарастания геополитических вызовов и обострения глобальных проблем современности возрастает значение стратегического планирования и глобального управления, направленного на максимизацию всеобщего выигрыша, адаптацию к новым вызовам и угрозам. Экономический кризис, триггером которого выступила пандемия COVID-19, в очередной раз продемонстрировал несовершенство системы международного регулирования экономических процессов. В этих условиях государства активизировали усилия по обеспечению собственной экономической безопасности. Усиление внимания к экономической проблематике нашло отражение в стратегиях национальной безопасности многих стран, в том числе Российской Федерации, США, Великобритании [1, 2, 3] и др. Также повышается внимание к вопросам кибербезопасности, экологической безопасности, выстраиванию новых моделей международного взаимодействия. Целью работы является исследование экономической безопасности как стратегического приоритета развития России на федеральном и региональном уровнях.

 

Методы исследования

В процессе исследования использованы методы сравнительного и сценарного анализа. Информационной базой работы являются исследования специалистов в области экономической безопасности (С.Ю. Глазьев, В.К. Сенчагов, С.Н. Сильвестров, А.И. Селиванов, А.И. Татаркин и др.), стратегического планирования (А.Г. Гранберг, Н.Д. Кондратьев, Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Е.Б. Ленчук, С.Г. Струмилин, Ю.В. Яковец и др.), нормативно-правовые документы в сфере национальной безопасности, экономической безопасности, стратегического планирования России и зарубежных стран.

 

Результаты исследования

В стратегиях национальной безопасности традиционно формулируются национальные интересы и приоритеты развития государств, которые впоследствии находят отражение в документах стратегического и оперативного планирования, при этом именно документы стратегического характера служат инструментом осуществления кардинальных изменений. Значительный опыт стратегического планирования на государственном и региональном уровнях накоплен в России, Японии, Франции, Германии, США, Китае и др. странах. В современных условиях общими направлениями стратегий большинства государств в долгосрочном периоде выступают стремление к обеспечению устойчивого социально-экономического развития и безопасности за счет поддержки и вывода на новый технологический уровень отечественного производства, с одной стороны, и содействия либерализации торговли, международному движению капитала и развитию глобальных цепочек добавленной стоимости – с другой.

Обозначенные в стратегиях национальной безопасности государств национальные интересы выступают основой для дальнейшей разработки прогнозных и плановых документов. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» является «базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» [4]. В Стратегии к числу национальных интересов отнесено устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе. Данный национальный интерес впервые находит отражение в стратегическом национальном приоритете «экономическая безопасность». Отметим, что в Стратегиях национальной безопасности РФ, принятых в 2009, 2015 годах приоритеты «экономическая безопасность», а также «экологическая безопасность и «информационная безопасность» не выделялись. Приоритет «государственная и общественная безопасность» присутствует в Стратегиях национальной безопасности 2009, 2015 и 2021 годов.

Отнесение экономической безопасности к стратегическим национальным приоритетам означает усиление внимания государства к вопросам экономического развития и обеспечения безопасности в сфере экономики. Внешними факторами, осложняющими обеспечение экономической безопасности России, является затяжной характер рецессии мировой экономики, нарастание неравномерности развития стран, замедление формирования новых и пересмотр прежних цепочек организации производства и поставок, ослабление системы международного регулирования, усиливающийся протекционизм и пр. Исходя из этого, при формировании экономической безопасности России возрастает значимость внутренних источников развития. Основные задачи по ее обеспечению заключаются в устранении и нейтрализации внутренних угроз: сохранении макроэкономической и финансовой стабильности, развитии импортозамещения, кардинальном обновлении и развитии базовых секторов, увеличении производительности труда, сглаживании региональной и имущественной дифференциации, обеспечении инфраструктурных и институциональных условий устойчивого развития и др.

Цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности изложены в 2017 году в «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Данный документ является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях [5]. Первым в списке основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности обозначено развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики.

В России разработан теоретико-методологический фундамент в области планирования и прогнозирования социально-экономического развития на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях (А.Г. Гранберг, С.Ю. Глазьев, Н.Д. Кондратьев, Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, С.Г.Струмилин, Ю.В. Яковец и др.), и накоплен обширный практический опыт долгосрочного и особенно среднесрочного планирования. В СССР планирование развития народного хозяйства осуществлял Государственный плановый комитет Совета Министров СССР (Госплан) (1921–1991) [6]. С 1925 года формировались годовые планы развития, а с 1928 года – пятилетние планы развития народного хозяйства. Госплан также разрабатывал схемы развития и размещения отраслей по экономическим районам и в целом по стране на период 15-20 лет. Методология планирования на отраслевом и территориальном уровнях может быть использована и в современных условиях на основе применения технологий работы с большими данными.

В апреле 1991 года Госплан был преобразован в Министерство экономики и прогнозирования СССР, которое было упразднено в ноябре 1991 года. Затем в России в разные годы функционировали Государственный комитет РСФСР по экономике, министерство экономики и финансов РСФСР, министерство экономики РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ. В настоящее время вопросами нормативно-правового и организационного обеспечения стратегического планирования, разработкой и актуализацией документов стратегического планирования на федеральном уровне, информатизацией (цифровизацией) системы стратегического управления и пр. занимается Министерство экономического развития РФ.

Для девяностых годов ХХ века было характерно  резкое ослабление  плановых начал в управлении страной, отказ от многолетней практики пятилетнего планирования. Стратегическое планирование как система стало набирать силу в России в начале ХХI века. В это же время осознается необходимость использования стратегического планирования в интересах обеспечения национальной безопасности [7, с. 50].

Правовые и организационные основы стратегического планирования в России заложены федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [8]. К документам стратегического планирования федерального уровня относятся: ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ; стратегия социально-экономического развития страны; стратегия национальной безопасности, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности; стратегия научно-технологического развития; документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу, прогнозирования, планирования и программирования.

К настоящему времени в системе стратегического планирования России накопился ряд проблем. К их числу относятся:

  • наличие значительного количества относительно разрозненных по целям и срокам реализации отраслевых и пространственных стратегий развития. Так, на федеральном уровне принято, по разным оценкам, от ста до пятисот документов стратегического характера (государственные стратегии развития определенных сфер, стратегии развития территориальных комплексов, отраслей, субъектов Российской Федерации и пр.) [9, с. 8];
  • недостаточный опыт цифровизации процесса планирования на основе работы с большими массивами данных;
  • дублирование положений стратегических документов, наличие в документах противоречивых положений ввиду наличия расхождения позиций отдельных министерств и ведомств;
  • разбалансированность документов стратегического планирования и параметров бюджетного финансирования;
  • недостаточный учет необходимости развития страны на основе передовых технологий;
  • отсутствие в ряде документов стратегического планирования мониторинговых показателей и их целевых значений, затрудняющее впоследствии оценку реализации поставленных в документах целей;
  • проведение ряда мониторингов формально, без использования их результатов для принятия оперативных управленческих решений с целью устранения проблем;
  • закрытый характер ряда мониторингов, их недоступность для научного сообщества;
  • сложность учета внешнеэкономических и глобальных факторов развития в виду высокой степени их непредсказуемости и слабого взаимодействия ключевых игроков при решении глобальных проблем развития и др.

Вопрос о проблемах в области стратегического планирования России и задачах по его совершенствованию был поднят Президентом РФ В. Путиным на заседании Совета безопасности РФ 27 сентября 2021 [10]. На заседании Совбеза были поставлены задачи по совершенствованию системы стратегического планирования в стране и ее развитию на качественно новой основе. Обобщенно эти задачи заключаются в оптимизации количества принимаемых документов на региональном и муниципальном уровнях и их увязкой с документами, принимаемыми на федеральном уровне; обеспечении согласованности стратегического планирования и бюджетного процесса; повышении уровня информационно-аналитического обеспечения стратегического планирования, в том числе за счёт использования единых исходных данных и методологических подходов к прогнозированию и моделированию; осуществлении эффективного контроля и мониторинга в сфере стратегического планирования с целью выявления и  прогнозирования  рисков, причин невыполнения и предложений по достижению поставленных целей и задач; учете постоянно изменяющихся условий.

Логика развития системы стратегического планирования в России сводится к необходимости применения современных практик и подходов; адаптации к российским условиям лучшего зарубежного опыта стратегического планирования государств и ведущих компаний; выстраиванию сбалансированной системы стратегического планирования, позволяющей создавать планы и программы, которые будут обеспечивать единство действий органов власти, гражданского общества, деловых кругов по достижению приоритетных целей развития России. В ближайшее время ожидается принятие «Основ государственной политики в сфере стратегического планирования.

Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов сегодня является одним из основных способов управления их экономической деятельностью. Формализованное в стратегиях и программах развития, а также иных нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации, стратегическое планирование позволяет задать основные векторы развития и запланировать качественные и количественные изменения по основным направлениям деятельности регионов. На региональном уровне документами стратегического планирования являются: стратегия и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта РФ; долгосрочный и среднесрочный прогнозы социально-экономического развития субъекта РФ; долгосрочный бюджетный прогноз; государственные программы, схемы территориального планирования.

Формирование стратегий социально-экономического развития регионов происходит поэтапно и включает в себя проведение аналитических мероприятий, в рамках которых определяются ключевые проблемы, угрозы и вызовы развития регионов, постановку целей, задач и направлений развития, определения периода и этапов реализации стратегий, формирования целевых индикаторов и прогнозных показателей, закрепления ответственных за реализацию стратегий. В процессе реализации стратегий осуществляется мониторинг и, в случае необходимости, их корректировка.

К проблемам стратегического планирования, возникающим на региональном уровне, относятся:

  • необходимость разработки стратегий ряда регионов в условиях отсутствия или завершения периодов действия стратегий развития макрорегионов;
  • несогласованность стратегий социально-экономического развития регионов и стратегий развития отдельных отраслей и сфер деятельности;
  • несогласованность стратегий социально-экономического развития регионов и стратегий развития крупнейших бизнес-структур, осуществляющих свою деятельность на территории регионов и планирующих «вход» на территорию регионов в период реализации стратегий;
  • недостаточная проработанность в ряде документов вопросов измерения результативности реализации стратегий;
  • «запаздывание» с актуализацией в связи с резким изменением условий функционирования, принятием (существенной корректировкой) нормативно-правовых документов федерального уровня, обновлением сценарных прогнозов социально-экономического развития страны и пр.;
  • ограниченность финансовых ресурсов для масштабной реализации стратегий, проявляющаяся на этапе разработки программ по реализации стратегий и др.

Необходимо отметить, что в процессе стратегического планирования на региональном уровне редко рассматриваются вопросы обеспечения безопасности в экономической и финансовой сферах. Отчасти это обусловлено подходом к экономической безопасности либо как к результирующей, интегральной характеристике успешности социально-экономического развития региона либо как к обеспечивающему компоненту, создающему условия для реализации приоритетных направлений развития региона.

Примером документа, в котором рассматриваются вопросы финансовой безопасности региона в рамках стратегического обеспечения его безопасности, является «Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года» [11], утвержденная в декабре 2018 года и изложенная в новой редакции в декабре 2020 года [12]. В Стратегии обозначены контуры приоритетов, нацеленные на реализацию интересов жителей Кузбасса, экономической и социальной сфер региона, национальных интересов России, интересов Сибирского федерального округа и самого региона (рис. 1). Одним из приоритетов является стратегическое обеспечение безопасности Кузбасса.

 

Контуры приоритетов Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года

Рисунок 1 – Контуры приоритетов Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года

 

В практике стратегического планирования Кемеровской области внимание вопросу комплексного обеспечения безопасности региона на уровне приоритета уделяется впервые. Контур «Стратегическое обеспечение безопасности Кузбасса» включает в себя приоритеты и соответствующие им цели по достижению указанных приоритетов (рис. 2).

 

Приоритеты и цели контура «Стратегическое обеспечение безопасности Кузбасса»

Рисунок 2 – Приоритеты и цели контура «Стратегическое обеспечение безопасности Кузбасса»

 

В ряде субъектов Сибирского федерального округа в документах стратегического планирования поднимается вопрос об обеспечении безопасности (в Новосибирской, Иркутской областях, Алтайском крае, республиках Алтай, Тыва, Хакассия). Стратегии социально-экономического развития у перечисленных субъектов были приняты в 2018-2020 годах в период усиления внимания к обеспечению безопасности субъектов региональной экономики и страны в целом. В стратегиях социально-экономического развития названных субъектов в разной степени уделяется внимание вопросам общественной, экологической, продовольственной, информационной, биологической, энергетической безопасности.

В результате включения экономической, а также информационной и экологической безопасности в число стратегических национальных приоритетов [4] следует ожидать трансформацию отражения данных видов безопасности в стратегиях социально-экономического развития регионов. Направления изменений могут развиваться по следующим сценариям:

  • выделение в стратегиях социально-экономического развития регионов экономической и др. видов безопасности как приоритетов развития и включение разделов, посвященных обеспечению экономической, информационной и экологической и других видов безопасности с последующей разработкой комплекса мероприятий по ее обеспечению;
  • разработка отдельных документов, посвященных обеспечению экономической, информационной и экологической и других видов безопасности на региональном уровне;
  • сохранение действующих стратегий социально-экономического развития при включении в программы социально-экономического развития регионов дополнительных мероприятий и показателей экономической, информационной и экологической и других видов безопасности.

 

Заключение

Обеспечение экономической безопасности в современных условиях выступает одним из приоритетов государственного развития России и большинства стран. Резкие изменения глобальных (например, мировой энергетический и продовольственный кризисы) и макроэкономических параметров функционирования России (например, усиление инфляции) потребуют корректировки стратегических документов как федерального, так и регионального уровней, в том числе и документов, связанных с обеспечением экономической безопасности. В сложившихся условиях основными будут выступать внутренние факторы обеспечения экономической безопасности: развитие импортозамещения, обновление и развитие базовых секторов, увеличение производительности труда, улучшение инфраструктурных и институциональных условий устойчивого развития и др. Принципиальное значение при этом должна иметь модернизации экономики на основе нового технологического уклада.

В условиях, когда предстоит масштабная актуализация документов стратегического характера, возрастает необходимость цифровизации процессов их синхронизации по целям, задачам, периодам реализации и пр. Ведение в практику стратегического планирования на основе цифровых платформ на государственном и региональном уровнях позволит оперативно реагировать на возникающие угрозы и упростит процесс как актуализации документов, так и разработки новых.

 

Список литературы

  1. Interim National Security Strategic Guidance. March URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/03/NSC-1v2.pdf (дата обращения 05.10.2021).
  2. National Security Strategy of the United States of America. December URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (дата обращения 06.10.2021);
  3. Global Britain in a competitive age The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy, 2021. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/975077/Global_Britain_in_a_Competitive_Age-_the_Integrated_Review_of_Security__Defence__Development_and_Foreign_Policy.pdf (дата обращения 06.10.2021).
  4. Указ Президента РФ от 2 июля 2021г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения 10.10.2021).
  5. Указ Президента РФ от 13 мая 2017г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения 06.10.2021).
  6. Заверняева, С. 70 лет Госплан был ориентиром для экономики страны // Парламентская газета. 22.02.2020. URL: https://www.pnp.ru/social/70-let-gosplan-byl-orientirom-dlya-ekonomiki-strany.html (дата обращения 04.10.2021).
  7. Ленчук, Е.Б., Войтоловский, Ф.Г., Кувалин, Д.Б. Стратегическое планирование в государственном управлении: опыт, возможности и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2020. № 6. С. 46–55.
  8. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/70684666/ (дата обращения 01.10.2021).
  9. Андрианов, К.Н. Развитие стратегического планирования социально-экономического развития в Российской Федерации: анализ состояния и направления развития // Государственное стратегическое планирование: состояние, перспективы и пути развития. Сборник аналитических материалов фракции политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, 2020. 80 с.
  10. Заседание Совета безопасности Российской Федерации 27.09.2021. URL: http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/3082/ (дата обращения 01.10.2021).
  11. Закон Кемеровской области № 112-ОЗ от 26 декабря 2018 г. «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса до 2035 года // СПС Консорциум «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/550305101 (дата обращения 05.04.2021).
  12. Закон Кемеровской области № 163-ОЗ от 23 декабря 2020 г. «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года». URL: https://xn—2035-3veg1c0a7eat.xn--p1ai/ (дата обращения 05.10.2021).

 

References

  1. Interim National Security Strategic Guidance. March 2021. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/03/NSC-1v2.pdf (accessed 05.10.2021).
  2. National Security Strategy of the United States of America. December 2017. URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (accessed 06.10.2021);
  3. Global Britain in a competitive age The Integrated Review of Security, Defense, Development and Foreign Policy, 2021. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file /975077/Global_Britain_in_a_Competitive_Age-_the_Integrated_Review_of_Security__Defence__Development_and_Foreign_Policy.pdf (date of access 10.2021).
  4. Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 No. 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation.» [O Strategii natsional’noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii]. Official Internet portal of legal information. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (date of access 10.10.2021).
  5. Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 No. 208 «On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the Period up to 2030» [O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda]. — URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 (date of access 06.10.2021).
  6. Zavernyaeva, S. 70 years, the State Planning Committee was a benchmark for the country’s economy [70 let Gosplan byl oriyentirom dlya ekonomiki strany]// Parliamentary newspaper. 22.02.2020. URL: https://www.pnp.ru/social/70-let-gosplan-byl-orientirom-dlya-ekonomiki-strany.html (date of access 04.10.2021).
  7. Lenchuk, E.B., Voitolovsky, F.G., Kuvalin, D.B. Strategic planning in public administration: experience, opportunities and prospects [Strategicheskoye planirovaniye v gosudarstvennom upravlenii: opyt, vozmozhnosti i perspektivy]// Problems of forecasting. 2020. No. 6. PP. 46–55.
  8. Federal Law of June 28, 2014. No. 172-FZ «On Strategic Planning in the Russian Federation» [O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii]. URL: https://base.garant.ru/70684666/ (date of date of access 01.10.2021).
  9. Andrianov, K.N. Development of strategic planning of socio-economic development in the Russian Federation: analysis of the state and directions of development // State strategic planning: state, prospects and ways of development [Razvitiye strategicheskogo planirovaniya sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii: analiz sostoyaniya i napravleniya razvitiya]. Collection of analytical materials of the faction of the political party A JUST RUSSIA in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, 2020. 80 p.
  10. Meeting of the Security Council of the Russian Federation 09/27/2021 [Zasedaniye Soveta bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii 27.09.2021]. URL: http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/3082/ (date of access 01.10.2021).
  11. Law of the Kemerovo Region No. 112-OZ dated December 26, 2018 “On Approval of the Strategy for Socio-Economic Development of the Kemerovo Region — Kuzbass until 2035″ [Ob utverzhdenii Strategii sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoy oblasti – Kuzbassa do 2035 goda]// SPS Consortium “Code”. URL: https://docs.cntd.ru/document/550305101 (date of date of access 05.04.2021).
  12. Law of the Kemerovo Region No. 163-OZ dated December 23, 2020 «On Amendments to the Law of the Kemerovo Region» On Approval of the Strategy for Socio-Economic Development of the Kemerovo Region until 2035″ [O vnesenii izmeneniy v Zakon Kemerovskoy oblasti «Ob utverzhdenii Strategii sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoy oblasti do 2035 goda]. URL: https: //xn—2035-3veg1c0a7eat.xn--p1ai/ (date of date of access 05.10.2021).