Главная страница » Публикации » №4 (68) » Региональные системы жизнеобеспечения населения

Региональные системы жизнеобеспечения населения

Regional life support systems


Авторы

Столярова Алла Николаевна
доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента
Россия, Государственный социально –гуманитарный университет
stolyarova2011@mail.ru
Петросян Давид Семенович
доктор экономических наук, начальник отдела стратегических исследований инновационного развития
Россия, Институт региональных экономических исследований
pet_dav@mail.ru
Боташева Лейла Султановна
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета
Россия, Северо-Кавказская государственная академия
leilushka@bk.ru
Обеременко Людмила Георгиевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры истории медицины и социально-гуманитарных наук
Россия, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова
mila_menko@mail.ru
Петросян Александр Давидович
кандидат экономических наук, заместитель директора института социальной инженерии
Россия, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

Аннотация

Экономическое пространство страны и регионов, формирующее условия проживания и жизнедеятельности населения, пока еще не стало объектом управляющих воздействий, осуществляемых федеральными, региональными и местными органами власти. Особенностью современного состояния этого пространства является необустроенность и неподготовленность многих, если не большинства, его территориальных сегментов для обеспечения нормальных и доступных условий жизнедеятельности проживающего в них населения. В статье рассмотрены вопросы формирования и развития региональных систем жизнеобеспечения населения, предложены подходы модернизации организационных форм и методов регулирования жизнеобеспечивающих условий в региональных системах страны в виде систем массового обслуживания жизнедеятельности разнообразных по своей организационной форме, правовому статусу, целям, принципам и критериям функционирования. Показано, что кооперативные объединения и сотрудничество в сфере жизнедеятельности создают условия для трансформации корпораций в самоорганизующиеся системы и процессы.

Ключевые слова

Регион, экономическое пространство, система, жизнеобеспечение, население, самоорганизация, кооперация, массовое обслуживание.

Рекомендуемая ссылка

Столярова Алла Николаевна , Петросян Давид Семенович , Боташева Лейла Султановна , Обеременко Людмила Георгиевна , Петросян Александр Давидович

Региональные системы жизнеобеспечения населения// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (68). Номер статьи: 6809. Дата публикации: 08.11.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6809/

Authors

Stolyarova Alla Nikolaevna
Doctor of Economics, Associate Professor of Economics and Management
Russia, State Social and Humanitarian University
stolyarova2011@mail.ru
Petrosyan David Semenovich
Doctor of Economics, Head of the Department of Strategic Research of Innovative Development
Russia, Institute of Regional Economic Research
pet_dav@mail.ru
Botasheva Leila Sultanovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Accounting
Russia, North Caucasus State Academy
leilushka@bk.ru
Oberemenko Lyudmila Georgievna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of History of Medicine and Social and Humanities
Russia, Pirogov Russian National Medical Research University
mila_menko@mail.ru
Petrosyan Alexander Davidovich
Candidate of Economic Sciences, Deputy Director of the Institute of Social Engineering
Russia, A.N. Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art)

Abstract

The economic space of the country and regions, which forms the living and living conditions of the population, has not yet become the object of management influences carried out by federal, regional and local authorities. A feature of the modern state of this space is the lack of stability and unprepared many, if not most, of its territorial segments to provide normal and accessible living conditions for the population living in them. The article considers the issues of formation and development of regional life support systems for the population and proposes approaches to the modernization of organizational forms and methods of regulation of life support conditions in regional systems of the country in the form of mass life service systems of various types of organizational form, legal status, goals, principles and criteria of functioning. It was shown that cooperative associations and cooperation in the field of life create conditions for the transformation of corporations into self-organizing systems and processes.

Keywords

Region, economic space, system, life support, population, self-organization, cooperation, mass service.

Suggested Citation

Stolyarova Alla Nikolaevna , Petrosyan David Semenovich , Botasheva Leila Sultanovna , Oberemenko Lyudmila Georgievna , Petrosyan Alexander Davidovich

Regional life support systems// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (68). Art. #6809. Date issued: 08.11.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6809/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Государственная политика регионального развития Российской Федерации нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов РФ, в том числе посредством снятия инфраструктурных ограничений и максимально полного использования потенциала регионов и городов.  В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» [9]  была  разработана и утверждена Стратегия  пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года[7]. В числе  целей пространственного развития было определено устойчивое и сбалансированное пространственное развитие страны, обеспечивающее развитие человеческого капитала, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения.

Анализ современной литературы в области  управления  развитием  региональных экономических  систем [1], пространственного  развития регионов[3,4,8] , развития и регулирования потребительского рынка региона[2,5], а также  результаты наших научных исследований,  показали актуальность исследования проблемы повышения уровня и качества жизни людей путем создания доступных и комфортных условий жизнеобеспечения населения в местах его проживания. Анализ показывает, что в настоящее время экономика страны и регионов развивается и управляется без учета особенностей и новых тенденций, определяющих потребности разных социальных слоев общества и условия их удовлетворения[6]. Экономическое пространство страны и регионов, формирующее условия проживания и жизнедеятельности населения, пока еще не стало объектом управляющих воздействий, осуществляемых федеральными, региональными и местными органами власти. Особенностью современного состояния этого пространства является необустроенность и неподготовленность многих, если не большинства, его территориальных сегментов для обеспечения нормальных и доступных условий жизнедеятельности проживающего в них населения.

Почти все субъекты Федерации и населенные пункты имеют проблемы с предоставлением массовых услуг населению в области здравоохранения, воспитания, начального образования, правопорядка, охраны окружающей среды и других сферах жизнедеятельности. Анализируя причины и факторы, обусловливающие появление указанных проблем, можно отметить, что сам процесс и сфера жизнеобеспечения общества нуждаются в уточнении  их содержания, как объектов организации и управления. В практике управления экономикой России  содержание понятий жизнедеятельности и жизнеобеспечения до настоящего времени увязывается в основном с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а для условий функционирования экономики в нормальном режиме, выполнение указанных функций управления, как правило, не регламентируется нормативно-правовыми актами. В действующей системе управления не сформулированы функции и требования к рациональной организации условий жизнедеятельности населения в местах его проживания, без чего невозможно обеспечение социального прогресса общества.

Целью предлагаемой  статьи является постановка важной проблемы региональной экономики, связанной с формированием в ее составе нового, но пока еще не достаточно четко обозначенного в теории и методологии объекта регионального управления, ориентированного на обеспечение нормальных и доступных условий жизнедеятельности и массовое обслуживание населения в местах его проживания, взаимодействующего с одной стороны, — с институциональной средой жизнедеятельности, а с другой, — с государственным и частным секторами общественного производства.

Рассмотрение этого объекта в качестве одного из важнейших институциональных секторов с позиций объектно-субъектного подхода обусловливает необходимость его включения в действующую систему управления и связано с исследованием теоретико-методологических основ и фундаментальных предпосылок модернизации региональной системы выработки управленческих решений, базирующихся на гармонизированных принципах формирования экономических отношений между хозяйствующими субъектами разных типов организации производства и форм собственности, развитии систем массового обслуживания населения, разработке действенных методов и механизмов организации регулирования функционированием и развитием территориальных систем жизнедеятельности и социального развития в условиях социально-ориентированной рыночной системы хозяйствования.

 

Методика. Результаты и обсуждение

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека и общества. Деятельность осуществляется в окружающей природной среде, или в среде обитания. В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания образуют постоянно изменяющуюся систему, к состоянию которой человек вынужден постоянно приспосабливаться, самоорганизовываться. В составе окружающей среды выделяют природную, техногенную, производственную и бытовую среду.

Из-за отсутствия концепции формирования среды жизнеобеспечения и  действенных механизмов регулирования процессов массового обслуживания населения в местах его проживания, уровень и качество жизни значительной части населения не улучшается на протяжении многих десятилетий. По этой причине почти повсеместно и повседневно возникает множество проблем, требующих неотложного решения в  сферах здравоохранения, образования, жилищно-коммунального обслуживания, торговли, правопорядка, охраны природы и т.п.  Местные органы власти, как правило, не имеют возможностей, а часто и желания, устранить эти проблемы. В связи с этим, население в ряде случаев  вынуждено самостоятельно выявлять возможности и определять пути решения возникающих проблем в разных  сферах жизнеобеспечения. В этих условиях социально-экономическая ситуация, складывающаяся в стране и ее регионах создает предпосылки для развития процессов самоорганизации, формирования новых экономических отношений и новых организационно-правовых форм производственных структур, обеспечивающих жизнедеятельность населения, включая развитие торговых сетей, ТСЖ, потребительских обществ, кооперативов, народных гаражей и других самоорганизующихся структур, ориентированных на удовлетворение массовых потребностей населения.

Однако эти процессы формируются путем применения разных методов управления, как административных, так и экономических, под влиянием государственного регулирования и предпринимательских инициатив.  Происходит трансформация объектов и субъектов экономической деятельности, их развитие и функционирование все более значительно подвержено влиянию инверсионных процессов, которые в условиях усиливающейся неопределенности экономической среды ориентируют многие хозяйственные объекты и структуры на выполнение субъектных функций управления. Модернизируются функции первичного звена организации общественного производства – фирмы, последствия деятельности которой, начинают оказывать влияние не только  на микроэкономические результаты хозяйственной деятельности, но также и на макроэкономику, формирование новых производственно-экономических, финансовых, социально-культурных и других отношений в обществе.

Убедительным примером этого процесса модернизации является осуществленная государством законодательная регламентация функции саморегулирования, закрепляемая за определенными типами организаций в разных сферах деятельности с начала 2010 – го года, вменяющая им в обязанность устанавливать свои требования к качеству выполняемых работ, производству товаров и услуг. На региональном уровне активизируются центростремительные процессы, усиливающие дифференциацию межрегиональных диспропорций и показателей уровня жизни населения. На федеральном уровне формируются тенденции централизации, виртуализации, хаотизации экономического пространства и процессов жизнеобеспечения общества. Корпоративные субъекты отраслевого и регионального уровней диверсифицируются, монополизируются, сетеизируются, кооперируются, ассоциатизируются, интегрируются, глобализируются. В связи с отсутствием необходимых механизмов институционального обеспечения сдерживается влияние общественных неправительственных организаций и структур на выработку управленческих решений и результаты социально-экономического развития страны и регионов. Под влиянием этих и других процессов наряду с государственным и частным секторами, как уже отмечалось, формируется новый сектор экономики и общественной жизни, особенностью которого является самоорганизация, позволяющая адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающей среды.

Однако управленческие функции этого сектора в существующей системе выработки решений не регламентированы нормативно-правовыми актами. Так, например, общепризнанно, что в рыночной экономике кооперация, являясь эффективной формой объединения людей во многих секторах производства, выступает в качестве «третьей силы», как альтернатива частному и государственному предпринимательству, объединяя экономическую деятельность и общественное движение. Однако развитие этой формы организации общественного производства, которая по своей социально-экономической сущности является прообразом инновационных, интеграционных, самоорганизующихся и самоуправляемых процессов и систем, в нашей стране по существу не регулируется и не стимулируется, что негативно отражается на результатах социально-экономического развития регионов и на уровне жизни населения.

Методические основы и механизмы выполнения указанных функций управления на региональном уровне недостаточно разработаны. Подтверждением, например, может служить дорожное строительство, требующее значительных инвестиций, эффективность использования которых на нынешнем этапе трудно обосновать в связи с отсутствием адекватной методики и накопленных эмпирических данных в данной сфере деятельности.

Другой важной причиной слабой реализуемости вырабатываемых управленческих решений является сложившаяся структура объектов национальной экономики, в которой преобладающей является частная собственность. В России функции социального государства декларируются только конституцией и не достаточно регламентированы системой государственного управления, которая построена на противоречиях между федеральным центром и регионами, между государством и рынком, между обществом и экономикой. Осуществляемые правительственными структурами попытки усовершенствовать действующую систему управления путем сглаживания и ликвидации указанных и вновь появляющихся противоречий, как показывает анализ прошедшего двадцатилетия, успеха не приносят и не могут принести. Необходима разработка конструктивных подходов  модернизации организационных форм и методов регулирования жизнеобеспечивающих условий в региональных системах страны.

Системы массового обслуживания жизнедеятельности весьма разнообразны по своей организационной форме, правовому статусу, целям, принципам и критериям функционирования. К основным критериям классификации этих систем, формируемых соответствующими группами предприятий и организаций, осуществляющих функции массового обслуживания жизнедеятельности населения, обычно относят институционально-юридический статус, форму собственности,  источник и способ финансирования, степень автономности и принадлежности к соответствующему (государственному, общественному, частному, реальному) сектору экономики и финансам, сферу деятельности. Типология предприятий и организаций массового обслуживания населения по указанным признакам независимо от сферы обслуживания и характера выполняемых функций в существующей системе управления экономикой может быть представлена следующими группами:

  1. Несамостоятельные публично-правовые предприятия, организации и фирмы, особенностями которых являются: отсутствие собственного капитала, административно-командная система управления, бюджетное финансирование, отсутствие или же ограниченная автономия. Эту группу образуют в основном государственные предприятия, включая казенные.
  2. Самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права, особенностями которых являются: наличие собственного капитала, самостоятельных органов управления, автономность и относительная независимость при решении финансовых и кадровых вопросов, оперативного управления. К данной группе относятся в основном государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
  3. Юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права. Эта группа предприятий существует в форме акционерных обществ разных типов, в соответствии с которыми весь капитал может принадлежать непосредственно государству, частному предпринимателю или же быть смешанным. В свою очередь, смешанный капитал может быть таковым чисто формально (когда наряду с государством пакеты акций удерживают местные органы управления или другие государственные предприятия) или реально, если партнером государства выступает частный капитал. В этом случае государство может юридически закреплять за собой квоту участия в капитале, а в случае передачи контрольного пакета негосударственным собственникам, устанавливать так называемую «золотую акцию» (специальное право).

В настоящее время типы систем массового обслуживания населения в регионах страны находятся в стадии эволюционной трансформации, осуществляемой под воздействием как государства, территориальных администраций, предпринимательских кругов, рыночных условий, характерных для отечественной экономики, а также — процессов глобализации мировой экономики. Характерной особенностью этих трансформаций  является усиление осуществляемого государством законодательно-правового регулирования процессов хозяйственной деятельности организаций и учреждений массового обслуживания населения в местах его проживания. Суть принимаемых и вводимых в действие законодательных инициатив государства в отношении этих организаций и учреждений заключаются в том, что  их действие, как правило, направлено на использование механизмов трастового, а не паевого  управления. В результате этого, все преимущества и экономические выгоды от такого законотворчества достаются не гражданам, а управленческим структурам и топ-менеджерам.

С 2010-го года в стране вступил в действие Закон №148-ФЗ от 22.07.2008г. «О саморегулируемых организациях» (СРО). Согласно нормам этого закона СРО могут быть  созданы в одной из двух форм: добровольной и обязательной. Законом регламентировано количество субъектов предпринимательской деятельности, необходимых для создания СРО – 25 членов, а число субъектов профессиональной деятельности – не менее 100. СРО – это своего рода прообраз самоорганизующейся и кооперативной форм организации производства, — механизм, выполняющий, с одной стороны, — функцию регулирования, но это также и самоорганизующаяся организация, наделенная, с другой стороны, функциями самообразования и самоуправления в вопросах выдачи лицензий, соблюдения стандартов и норм регулирования в разных сферах деятельности. В соответствии с указанным законом, например,  строительные организации, которые и далее планируют вести свою деятельность на законных основаниях, должны оформить членство в саморегулируемой организации. Заявку на членство в СРО могут подать как индивидуальный предприниматель (ИП), так и юридическое лицо, в том числе иностранное. Организационными условиями членства в СРО являются: пакет необходимых документов, соответствие требованиям  о выдаче свидетельства для допуска к тем или иным видам работ, соблюдение установленных правил и требований. К финансовым условиям относятся взносы в компенсационный фонд СРО. При уплате взносов в СРО необходимо обратить внимание на формирования компенсационного фонда. Членство в саморегулируемой организации открывает перед любой фирмой большие возможности, поскольку защищает интересы и права своих участников. Членство в СРО подразумевает работу с равноправными партнерами, нацеленными на общий успех и взаимную поддержку. Информационная поддержка – это еще один плюс членства в саморегулируемой  организации, осуществляемая путем проведения общих собраний, организации круглых столов, конференций и симпозиумов по актуальным вопросам нового законодательства в разных сферах  деятельности и на разных уровнях управления.

Кроме того, Государственной Думой 11 октября 2006 года был принят еще один Федеральный закон 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», определяющий правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, формирования и использования их имущества, основы управления и отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам. В стране выделяются три типа учреждений. Каждый из них будет иметь особенные права и обязанности в области доходов, имущества и видов деятельности. Закон касается образовательных учреждений, заведений культуры, науки, спорта, а также силовых служб и ведомств. Все учреждения теперь будут делиться на государственные, автономные и бюджетные. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Все это подтверждает, что процесс трансформации типов предприятий и организаций массового обслуживания населения продолжается, а их типологизация пока еще далека от совершенства. Об этом свидетельствует широко развернувшаяся дискуссия общества вокруг поправок, вносимых правительством страны в процесс финансирования образования, здравоохранения, культуры и других учреждений массового обслуживания населения. Указанные поправки, зафиксированные Законом РФ «Об изменении статуса бюджетных учреждений и расширении платности социальных услуг», подписанным Президентом страны 8 мая 2010-го года, направлены на сокращение бюджетных расходов в те сферы деятельности, поддерживать и развивать которые  в соответствие с действующей Конституцией страны обязано государство.

Наряду с законодательными функциями и методами регулирования деятельности разных предприятий, организаций и учреждений в отечественной системе управления широко используются и противоправные, часто надуманные, противоестественные, не гуманные принципы самоуправления, которые присваивают себе во многих случаях без достаточных оснований, разные министерства и ведомствами, противоречащие в своей основе теоретическим положениям рациональной организации систем, а также законодательно установленным нормам и правилам регулирования взаимодействий между предприятиями и населением.  В частности, известно состояние управления в МВД России, состояние судебной системы, состояние образования, здравоохранения и других сфер жизнедеятельности, ряд функций которых по своему качеству не соответствуют современным требованиям социального развития, но изменить состояние дел в указанных и других сферах деятельности без модернизации механизмов государственного регулирования и без массового  привлечения  широкой общественности из разных слоев населения, как показывает опыт, невозможно. Таким образом, создается ситуация, при которой процессам самоорганизации противопоставляются процессы самоустранения, самоприсвоения, самоприватизации государственными структурами и частными корпорациями при выполнении как закрепленных за ними обязанностей, так и не свойственных им  функций, что вносит элементы хаоса в организацию пространственных систем жизнедеятельности населения.

Типология предприятий массового обслуживания в зависимости от сфер деятельности предполагает также выделение коммерческих и некоммерческих организаций в разных институциональных секторах экономики. Наряду с этим возможны группировки организаций по хозяйственным отраслям и направлениям деятельности, а также по другим признакам. Однако, по нашему мнению, наиболее существенным признаком типологизации предприятий и организаций массового обслуживания жизнедеятельности населения в местах проживания, который в настоящее время, как правило, не достаточно принимается во внимание, имеет тип производимых благ. Признак общественного или же частного блага позволяет наиболее правильно оценить приоритетность, социальную значимость, эффективность их удовлетворения и управления.

Таким образом, из изложенного следует, что в настоящее время все многообразие систем массового обслуживания населения по форме объединения  физических и/или юридических лиц можно разделить на ряд основных групп, каждая из которых инициирует корпоративную, кооперативную, самоорганизующуюся, государственную или же другую самостоятельно или же административно организованную систему для выполнения определенных функций, но ориентированных при этом на достижение разных  целей. На данном этапе исследования осуществлена попытка систематизации действующих, законодательно регламентированных и вновь зарождающихся, пока еще не оформленных правовыми нормами организационно-правовых форм предприятий, организаций и учреждений.

Организационно-правовые формы предприятий, организаций и учреждений, занятых в сферах массового обслуживания жизнедеятельности населения в процессе своего функционирования могут самостоятельно или же по инициативе администраций субъектов федерации интегрироваться между собой и образовывать региональные и межрегиональные сети, кластеры, комплексы, подсистемы, системы и другие организационно-функциональные структуры для достижения соответствующих целей в условиях неопределенности и быстро меняющейся ситуации в соответствующем экономическом пространстве. Одним из критериев и условий процесса интегрирования предприятий, организаций и учреждений разных организационно-правовых форм деятельности на данном этапе социально-экономического развития страны и регионов является экономическая целесообразность и социально-общественная необходимость.

В экономической литературе в настоящее время нет четкого разграничения особенностей, признаков и функций между корпоративной и кооперативной, между кооперативной и самоорганизованной, между самостоятельно образованной и административно организованной формами производства.  В частности, в широком  смысле под корпорацией понимается «всякое объединение физических лиц с экономическими целями деятельности», а под кооперацией – « сотрудничество нескольких лиц … для содействия членам кооперации  в сферах производства, торговли и финансов». При этом одной из основных форм организации общественного производства в нашей стране в соответствии с Гражданским кодексом является корпорация (частная или государственная). Кооперативная форма организации производства, объединяющая в себе экономическую деятельность и общественное движение, в настоящее время не выделена в составе институциональной структуры экономики и потому несмотря на известные преимущества и эффективность своего функционирования, не получает пока еще широкого распространения в сферах массового обслуживания жизнедеятельности и в решении задач создания нормальных и доступных для широких слоев населения условий жизни. Кооперативные объединения и сотрудничество в сфере жизнедеятельности создают условия для трансформации корпораций в самоорганизующиеся системы и процессы.

Самоорганизация — в самом общем понимании означает самодвижение, самоструктурирование,  самодетерминацию  природных, естественных, экономических и других систем и процессов, формирующихся и все более ускоряющихся во всех сферах жизнедеятельности общества и в местах расселения населения. На взаимообусловленность процессов жизнедеятельности  и  ее самоорганизации, как ранее было показано, обращали внимание и отмечали в своих трудах известные русские ученые. Это положение, таким образом, следует считать исторически доказанным. Самоорганизация органически обусловлена необходимостью осуществления трудовой деятельности в разных сферах общественного производства и активизацией предпринимательских начал в развитии общества. По нашему мнению, процессы самоорганизации и  предпринимательства – это идентичные по своему содержанию  последовательности взаимосвязанных и взаимообусловленных операций, выполнение которых обеспечивает достижение вполне определенной цели. Чтобы понять, почему люди начинают заниматься самоорганизацией и предпринимательством, необходимо определить субъектов этих процессов, а именно,- самоорганизатора,  инноватора, предпринимателя и т.п.

Процессы самоорганизации в условиях глобализационного  развития, по нашему мнению, еще более обостряются, потому что являются наиболее адаптированной формой обеспечения нормальных условий жизнедеятельности  регионального социума, его максимальную приспособленность к меняющимся условиям окружающей среды, которые  не позволяют учесть действующие механизмы управления на федеральном и региональном уровнях.

В то же время процессы самоорганизации обостряют противоречие между  стохастическими и регулируемыми явлениями и формами жизнедеятельности общества. Дело в том, что в нынешней реальной действительности, самоорганизация многими специалистами признается в качестве одной из причин формирования хаотических явлений и процессов социально-экономического развития общества и территориальных систем жизнедеятельности. Однако, такая точка зрения обусловлена недостатками и несовершенством действующих систем управления экономикой и жизнедеятельностью общества во многих странах мира. Эти системы построены на принципах не соответствующих требованиям самоорганизации жизнедеятельности и потому в процессе своего функционирования вносят соответствующие элементы хаоса и беспорядка в процессы развития общества, а оно, в свою очередь, ошибочно считает, что этот хаос обусловлен  самоорганизацией. Правомерность этого вывода убедительно была в последнее  время подтверждена кризисными явлениями в мировой экономике. Чтобы предотвратить возможность подобных рассуждений и выводов в последующем необходимо, с нашей точки зрения, формировать теорию жизнедеятельности общества, теорию и методологию управления жизненной средой, пространством и  условиями проживания населения. Для этого,  предлагается теорию и методологию жизнедеятельности и жизнеобеспечения населения включить в качестве предмета исследований региональной экономики и управления социально-экономическими процессами в регионах страны.

Самоорганизация означает самореализацию. Если не будет самоорганизации, то создаются условия для самоуничтожения, самоликвидации и отмирания объекта. Альтернативой самоорганизации является кооперация, содержание которой можно определить как коллективную самоорганизацию на основе соответствующих принципов объединения и достижения целей функционирования локального, регионального, национального социума. Поэтому наряду с теорией самоорганизации должна быть разработана и теория кооперации, основы которой, как уже ранее отмечалось в первом параграфе настоящей главы, были сформулированы известными  русскими учеными и, которая на данном этапе глобализации мировой экономики  и социального прогресса общества должна получить дальнейшее развитие.

Ключевыми терминами теории кооперирования и самоорганизации, составляющими ее базовый словарь, таким образом, можно считать следующие: естественность, целостность, всеобщая взаимосвязность, открытость, нелинейность, неравновесность, самоприменимость, бифуркационность, эмерджентость (спонтанность), амбивалентность, саморегулируемость, самоуправляемость, инверсионность.

Необходимость рассмотрения и использования в практике хозяйственного развития разных типов систем подтверждается многими примерами. Так, в настоящее время скорость поступления энтропогенных отходов в окружающую среду от разных систем, обслуживающих жизнедеятельность населения в местах его проживания, значительно превысила скорость ассимиляции и вывода отходов из окружающей среды экосистемами. Кроме того, значительная часть экосистем была разрушена хозяйственной деятельностью человечества. Наконец, люди создали огромное количество новых веществ, новых форм старых веществ, с которыми природа просто «не знает», что делать, или не может быстро справиться. Современная цивилизация перешла, таким образом, порог, после которого началось кумулятивное накопление отходов в окружающей среде в глобальном масштабе. Решение этой проблемы связано с созданием новых инновационных систем, основанных не на процессах с замкнутым циклом, а на новых технологиях. Инновации – это прежде всего, процесс разрушения прежних производств. Инновации в виде новых технологий с производством новых продуктов в настоящее время появляются в среднем каждые 10 лет.

Системы с так называемым замкнутым циклом, во-первых, на самом деле не обеспечивают полной замкнутости, особенно с учетом полных технологических циклов, во-вторых, они неизбежно распадаются, особенно под воздействием инноваций и, в-третьих, они принципиально не могут быть безотходными, т.к. вся производимая ими продукция представляет собой отходы потребления, которые частично потребляются внутри самой системы, частично перемещаются в другие места поселений. Поэтому такие псевдозамкнутые системы могут только частично снижать в данном месте уровень экологической опасности, перемещая продукцию в другие районы и снижая внешний материальный поток в систему, но с неизбежной со временем разбалансировкой (распадом) системы. То есть, такие системы не могут решить полностью проблемы экологической безопасности городских территорий.

В этой связи, глобальной стратегией обеспечения экологической безопасности может быть только снижение массы и скорости потока потребляемых человечеством ресурсов в глобальном масштабе до уровня скорости вывода этого потока из окружающей среды естественными процессами, основанными на инновационных технологических решениях. Условия для создания и внедрения таких процессов формируются только на основе развития самоорганизующихся кооперативных форм общественного производства. При этом, деятельность механизмов системного управления включает два блока процедур: изменение существующего, т.е. создание нового механизма процесса жизни объекта, управления его развитием; управление функционирова­нием. В связи с этим, можно выделить четыре типа процессов и соответствующие типы объектов:

  • Е-Е — ненаправляемые и неуправляемые (неизменяемые) процессы. Это процессы жизни тех объектов природы, на которые не воздействует че­ловек;
  • И-Е — искусственно-естественные или направляемые, но неуправляемые процессы. К этому типу относятся все процессы, искусственно организуемые в экономической и социальной сферах деятельности, научных экспериментах, протекающие в разных отраслях и регионах осуществляются за счет установленных правил и норм, искусственно организованных и признанных управляющей структурой. Это также все воздействия человека на природную среду, связанные со строи­тельством различных сооружений, изучением и ис­пользованием природных ресурсов, захоронением отходов производства и потребления и т.п.;
  • Е-И — естественно-искусственные или не направляемые, но управляемые процессы. Их примером может служить искусственно организуемый процесс не направляемого движения активов, трудовых ресурсов, материалов под действием непредвиденных трансформаций окружающей среды. К ним можно также причислить процессы жизни организмов с искусственно измененными генами;
  • С-И – самоорганизующиеся, искусственные или направляемые и управляемые процессы. Это процессы жизни объектов, которые в целом или отдельные их элементы обладают рефлексией и мышлением, т.е. способностью проводить анализ и оцени­вать ситуации своей жизни и жизни общества в целом.

Выводы

С процессами формирования разных типов организационных систем связано решение проблемы обеспечения равновесного состояния общественного производства. Дело в том, что когда мы переходим от равновесия к неравновесным состояниям, мы удаляемся от повторяющегося и всеобщего в сторону специфического и уникального. В самом деле, законы равновесия универсальны. Вблизи состояния равновесия тенденции экономического и социального развития, как правило, склонны  повторяться. Вдали же от него вступают в действие разнообразные механизмы, способствующие возникновению различных диссипативных процессов. Например, вдали от равновесия мы можем наблюдать процессы самоорганизации производства и общества, ведущие к формированию неоднородных структур, которые в настоящее время характерны для социальной стратификации нашего общества, для уровня доходов, получаемых разными слоями населения, для их обеспеченности жильем, услугами здравоохранения, социальной защиты и т.п.

Весь прошлый век развитие и организация общества находились под влиянием процессов эволюции. Научные открытия в области электроники, информационных технологий, биогенетики, социологии и др. выявляли процессы, связанные с зарождением и усложнением новых, более качественных структур жизнедеятельности и жизнеобеспечения общества, функционирующих на различении двух типов процессов: обратимых, независимых от направления и времени и необратимых, от них зависящих.

Чтобы различать эти процессы, было введено понятие энтропии, которое возрастает лишь благодаря необратимым процессам. На протяжении всего прошлого века необратимые процессы рассматривались как помехи, неудобства, недостойные изучения. Сегодня положение радикально изменилось. Мы знаем, что в системах, далеких от равновесия, могут спонтанно возникать новые типы структур и процессов, происходить переход от беспорядка к порядку. Могут возникать новые динамические состояния пространства и среды жизнедеятельности, отражающие взаимодействие данной  системы с ее окружением. Это диссипативные структуры, значительная часть которых осуществляет функции жизнеобеспечения населения, что обусловливает необходимость их включения в состав объектов регионального развития и управления региональной экономикой.

 

Литература

  1. Безпалов, В.В., Лочан, С.А., Петросян, Д.С. Теория и практика управления развитием региональных экономических систем.  — М. : Русайнс, 2016. 236 с.
  2. Концепция развития экономики и потребительского рынка региона : монография / [М.А. Ананьев  и др.  — Иваново : ФГБОУ ВО РЭУ Ивановский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2017.  232 с.
  3. Окрепилов, В.В. Пространственное развитие и качество . — СПб : Наука, 2011. 293 с.
  4. Пространственное развитие экономики макрорегиона: (на примере Северо-Западного федерального округа) : монография / Н. В. Андросенко и др. — Санкт-Петербург : ГУАП, 2013. 333 с.
  5. Ростанец, В.Г. Регулирование потребительского рынка региона в условиях переходной экономики: роль государства, предпринимателей, потребителей. — М. : Прометей, 2000.  189 с.
  6. Столярова, А.Н. Механизм координации процессов самоорганизации и кооперации жизнеобеспечения населения в агломерационных образованиях (на примере потребительской кооперации Московской области). — М.:  ИРЭИ, Прометей, 2009.  96 с.
  7. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 207 р. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/ rasporyazhenie_ot_13_fevralya_2019_g_207_r.html
  8. Троцковский, А.Я., Наземцева, Ю.Ю. Исследование и регулирование пространственных аспектов развития экономики на региональном уровне : монография — Барнаул : Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2014.  200 с.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». URL:https://base.garant.ru/ 71587690/

 

Referenses

  1. Bezpalov, V.V., Lochan, S.A., Petrosyan, D.S. Theory and practice of managing the development of regional economic systems [Teoriya i praktika upravleniya razvitiyem regional’nykh ekonomicheskikh sistem]. — M.: Ruscience 2016. 236 p.
  2. Concept of economic development and consumer market of the region: monograph [Kontseptsiya razvitiya ekonomiki i potrebitel’skogo rynka regiona : monografiya]/[M.A. Ananyev and others. — Ivanovo: FSBEE HE REU Ivanovo branch of REU named after G.V. Plekhanova, 2017. 232 p.
  3. Okrepilov, V.V. Spacial development and quality [Prostranstvennoye razvitiye i kachestvo]. — St. Petersburg: Science, 2011. 293 p.
  4. Spacial development of the macroregion economy: (on the example of the North-Western Federal District): monograph [Prostranstvennoye razvitiye ekonomiki makroregiona: (na primere Severo-Zapadnogo federal’nogo okruga) : monografiya]/N.V. Androsenko and others — St. Petersburg: SUASM, 2013. 333 p.
  5. Rostanets, V.G. Regulation of the consumer market of the region in the transition economy: the role of the state, entrepreneurs, consumers [Regulirovaniye potrebitel’skogo rynka regiona v usloviyakh perekhodnoy ekonomiki: rol’ gosudarstva, predprinimateley, potrebiteley]. — M.: Prometheus, 2000. 189 p.
  6. Stolyarova, A.N. Mechanism for coordinating the processes of self-organization and cooperation of life support of the population in aglomeration formations (using the example of consumer cooperation of the Moscow region) [Mekhanizm koordinatsii protsessov samoorganizatsii i kooperatsii zhizneobespecheniya naseleniya v aglomeratsionnykh obrazovaniyakh (na primere potrebitel’skoy kooperatsii Moskovskoy oblasti)]. M.: Prometheus, 2009. 96 p.
  7. Spacial development strategy of the Russian Federation for the period up to 2025 approved by the RF Government instruction [Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda]. dated 13.02.2019 г. № 207 р. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/ rasporyazhenie_ot_13_ fevralya_2019_g_207_r.html
  8. Trotskovsky, A.Ya., Nazemtseva, Yu.Y. Research and regulation of spacial aspects of economic development at the regional level: monograph [Issledovaniye i regulirovaniye prostranstvennykh aspektov razvitiya ekonomiki na regional’nom urovne : monografiya]. — Barnaul: Publishing House of Altai State University, 2014. 200 p.
  9. Decree of the President of the Russian Federation of January 16, 2017 No. 13 «On the Approval of the Fundamentals of the State Policy of Regional Development of the Russian Federation for the Period until 2025» [Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki regional’nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda]// URL:https://base.garant.ru/71587690/