Главная страница » Публикации » №4 (76) » Уровень экономической безопасности реального сектора экономики в приграничных регионах России

Уровень экономической безопасности реального сектора экономики в приграничных регионах России

Level of economic security of the real sector of the economy in border regions of Russia

Авторы

Архипова Лидия Сергеевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и региональной экономики
Россия, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Горохова Ирина Владимировна
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и региональной экономики
Россия, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Gorokhova.IV@rea.ru

Аннотация

В системе экономической безопасности Российской Федерации на региональном уровне существенную роль играют приграничные регионы, выполняя особые геополитические и геоэкономические функции. Экономика приграничных регионов Российской Федерации имеет значительный потенциал развития, который может обеспечить экономический суверенитет государства. Большинство регионов имеют значительный природно-климатический и человеческий потенциал, необходимые для развития реального сектора экономики. Однако экономика регионов дифференцирована по большинству социально-экономических показателей. К числу факторов, сдерживающих их развитие, относятся монопрофильность хозяйственной деятельности, недостаточная транспортная инфраструктура, географическая удаленность от крупных центров, дефицит инвестиций и др. В связи с этим, исследование посвящено оценке уровня экономической безопасности с использованием типологизации приграничных регионов. В ходе исследования проведен анализ индикаторов, позволяющих выявить основные позитивные и негативные причины развития реального сектора экономики. В результате исследования определены ведущие приграничные регионы, в числе которых находятся дальневосточные субъекты Российской Федерации – Приморский край и Амурская область, с мощным промышленным развитием. Отстающие регионы отличает сельскохозяйственная специализация, недостаточное инвестирование обрабатывающей промышленности и объективные исторические причины. Для повышения уровня экономической безопасности требуется эффективная региональная политика.

Ключевые слова

экономическая безопасность, индикаторы, приграничные регионы, реальный сектор экономики.

Рекомендуемая ссылка

Архипова Лидия Сергеевна , Горохова Ирина Владимировна

Уровень экономической безопасности реального сектора экономики в приграничных регионах России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Номер статьи: 7615. Дата публикации: 13.11.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7615/

Authors

Arkhipova Lidiya Sergeevna
Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of National and Regional Economics
Russia, Russian Economic University. G.V. Plekhanov
Gorokhova Irina Vladimirovna
Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of National and Regional Economics
Russia, Russian Economic University. G.V. Plekhanov
Gorokhova.IV@rea.ru

Abstract

In the economic security system of the Russian Federation at the regional level, border regions play a significant role, performing special geopolitical and geo-economic functions. The economy of the border regions of the Russian Federation has significant development potential, which can ensure the economic sovereignty of the state. Most regions have significant natural, climatic and human potential necessary for the development of the real sector of the economy. However, the regional economies are significantly differentiated according to most socio-economic indicators. Factors hindering their development include single-industry economic activity, insufficient transport infrastructure, geographical distance from large centers, lack of investment, etc. In this regard, the study is devoted to assessing the typology of border regions according to levels of economic security. The main objectives of the study include the analysis of indicators that allow us to identify the main positive and negative reasons for the development of the real sector of the economy. The result of the study is the identification of the leading border regions, including the Far Eastern subjects of the Russian Federation - Primorsky Krai and Amur Region. Lagging regions are characterized by agricultural specialization, insufficient investment in the manufacturing industry and objective historical reasons.

Keywords

economic security, indicators, border regions, real sector of the economy.

Suggested Citation

Arkhipova Lidiya Sergeevna , Gorokhova Irina Vladimirovna

Level of economic security of the real sector of the economy in border regions of Russia// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Art. #7615. Date issued: 13.11.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7615/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Геополитическое положение нашей страны уникальное: самая большая протяженность сухопутной границы России в мире (22125 км), самое большое число стран-соседей – 18. Геополитика определяет взаимоотношения России с соседними странами, среди которых, в настоящее время, четко оформились контуры сотрудничества. Лишь семь соседних государств относятся к числу дружественных. Всё это определяет значение и роль приграничных субъектов России в социально-экономическом развитии и взаимодействии с дружественными государствами.

Приграничные субъекты Российской Федерации в соответствии с законодательством – это субъекты Российской Федерации, территории которых прилегают к Государственной границе Российской Федерации [1]. Нормативно-правовые аспекты российского приграничья отражены в федеральных законах, например Федеральный закон от 01.04.1993 г. № 4730-I «Российская Федерация. Закон о Государственной границе Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 04.11.2022 № 427-ФЗ) [2].

К числу приграничных регионов относятся 41 субъект Российской Федерации [3], в том числе имеющих сухопутную границу 40. По состоянию на 2023 год не сформирована система статистической отчётности по новым субъектам – Херсонской и Запорожской областям, Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике [4]. В связи с этим в работе проводится анализ и оценка индикаторов экономической безопасности по 36 субъектам Российской Федерации.

В каждом из приграничных регионов сформировалась экономическая система, основанная на природных, человеческих, производственных, информационных, инфраструктурных и других видах ресурсов. В данном исследовании основным объектом является реальный сектор экономики регионов, его потенциальные ресурсы и возможности.

 

Результаты исследования

Реальный сектор экономики представляет собой совокупность отраслей, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций. От успешного функционирования реального сектора зависят формирование валового внутреннего продукта, устойчивость национальной экономики, наполнение бюджета и удовлетворение потребностей населения.

Оценка экономической безопасности реального сектора приграничных регионов проводится с помощью системы индикаторов, позволяющими определить уровень экономической безопасности (табл. 1).

 

Таблица 1 – Индикаторы экономической безопасности реального сектора экономики приграничных регионов РФ

Наименование индикатора Пороговое значение
Индекс физического объема валового регионального продукта, % не менее 105*
Индекс промышленного производства, % не менее 105*
Индекс производительности труда, % не менее 105*
Доля отгруженной инновационной продукции во всей отгруженной продукции промышленности, % не менее 30*
Индекс промышленного производства в обрабатывающих отраслях, % к предыдущему году не менее 100*
Инвестиции в основной капитал, % к ВРП не менее 25*

* Составлено авторами на основании научных трудов российских ученых В.К. Сенчагова, С.Н. Митякова [5, 6].

 

Система индикаторов экономической безопасности, разработанная российскими учеными, позволяет выявить потенциальные вызовы и угрозы устойчивому развитию территорий, имеющих, как уже было отмечено, в настоящее время важнейшее геополитическое значение.

Для оценки уровня экономической безопасности будут использованы пороговые значения индикаторов, медианное значение, верхнее и нижнее отклонение. Это необходимо для расчета так называемого коридора безопасности, в котором будут находиться те регионы, у которых индикаторы соответствуют рассчитанным значениям.

Важнейшим базовым индикатором экономической безопасности страны и регионов является валовой региональный продукт (ВРП), отражающий объем произведенных товаров и услуг за год для конечного использования. Для сопоставимости ситуации в регионах используется индекс физического объема ВРП как относительный показатель, характеризующий изменение за год (табл. 2).

 

Таблица 2 – Динамика индекса физического объема ВРП в приграничных регионах, % к предыдущему году

Субъекты / индекс ВРП 2010 Субъекты / индекс ВРП 2021
Российская Федерация 104,6 Российская Федерация 107,3
Регионы-лидеры
Республика Тыва 117,0 Калининградская обл. 109,0
Астраханская область 111,7 Краснодарский край 108,1
Волгоградская область 111,0 Новосибирская область 107,8
Калининградская область 109,8 Амурская область 107,5
Забайкальский край 108,5 Тюменская область 107,2
Ленинградская область 107,6 Приморский край 107,2
Ростовская область 107,4 Ленинградская область 106,7
Республика Северная Осетия – Алания 106,4 Карачаево-Черкесская Республика 106,5
Челябинская область 106,2 Ростовская область 106,3
Еврейская автономная область 106,2 Республика Северная Осетия – Алания 106,3
Регионы-аутсайдеры
Амурская область 99,4 Республика Калмыкия 99,9
Белгородская область 97,5 Республика Тыва 99,0
Курская область 96,4 Астраханская область 96,7
Хабаровский край 96,2 Волгоградская область 96,3
Медиана 104,2
Верхняя граница 106,4
Нижняя граница 101,4

* Рассчитано авторами по данным [20].

 

Динамика за 2010-2021 гг. показывает достижение и превышение уровня 100% в подавляющем большинстве приграничных регионов: и в 2010, и в 2021 гг. лишь в четырех показатели были ниже. В 2021 г. к этим регионам относятся Республика Калмыкия (99,9%), Республика Тыва (99%), Астраханская область (96,7%) и Волгоградская (96,3%). Основные факторы снижения значения индикатора – падение показателей в сфере потребительского рынка, промышленного производства, уменьшение численности населения и т. п.

Традиционно в число лидирующих регионов входят Калининградская, Ленинградская области, а также Республика Северная Осетия – Алания. Их выделяют конкурентоспособные предприятия обрабатывающей промышленности, высокие спрос и предложение на рынке труда, значительная численность населения. Все регионы первой десятки отличаются либо эффективными производствами в добывающем секторе экономике, либо в обрабатывающем и энергетике.

В таблице 3 представлены десять приграничных субъектов РФ, лидирующих по индексу промышленного производства. Наблюдается заметное превышение общероссийского показателя. Если в 2010 г. двадцать три субъекта превысили значение показателя, то в 2021 г. – лишь семнадцать. Однако с точки зрения оценки уровня экономической безопасности большее значение имеет превышение предельно допустимого значения индекса 100% в подавляющем большинстве регионов.

 

Таблица 3 – Динамика индекса промышленного производства в приграничных регионах, % к предыдущему году

Субъекты / индекс промышленного производства 2010 Субъекты / индекс промышленного производства 2021
Регионы-лидеры
Российская Федерация 107,3 Российская Федерация 106,4
Республика Бурятия 122,1 Республика Северная Осетия – Алания 134,3
Брянская область 121,9 Республика Калмыкия 132,3
Хабаровский край 121,2 Приморский край 122,2
Алтайский край 120,0 Новосибирская обл. 114,8
Астраханская область 117,2 Краснодарский край 112,6
Калининградская обл. 117,0 Республика Дагестан 112,1
Псковская область 116,9 Брянская область 111,4
Карачаево-Черкесская Республика 116,1 Карачаево-Черкесская Республика 110,7
Саратовская область 115,6 Хабаровский край 110,5
Курганская область 115,1 Самарская область 110,3
Регионы-аутсайдеры
Республика Алтай 97,6 Волгоградская область 98,4
Республика Ингушетия 93,9 Еврейская автономная обл. 97,5
Чеченская Республика 88,3 Республика Алтай 94,4
Астраханская область 93,9
Медиана 105,7
Верхняя граница 113,1
Нижняя граница 101,8

* Рассчитано авторами по данным [20]

 

В первую очередь, стоит отметить рост значений индексов, которые в регионах-лидерах выше значений 2010 г. Это связано с эффектом низкой базы в Республике Северная Осетия – Алания (показатели с 2016 по 2019 гг. не превышали 94%). Неблагоприятное значение имеют санкции западных стран, в результате которых появились большие ограничения по сырью и доступу к внешним рынкам. Тем не менее, по итогам 2022 г. рост индекса промышленного производства составил 106%. В частности, добыча полезных ископаемых выросла на 1,4%, обрабатывающие производства – на 10,2%. Положительную динамику индекса обеспечила деятельность предприятий по производству пищевых продуктов (рост на 8%), напитков (рост на 30,8%), одежды (рост на 19,4 %), бумаги и бумажных изделий (рост на 61,9%), химических веществ и продуктов (рост на 57%), резиновых и пластмассовых изделий (+24,4%), прочей неметаллической минеральной продукции (+4%), компьютеров, электронных и оптических изделий (+0,4%), электрического оборудования (+7,1%)  [7].

В Республике Калмыкия наблюдается устойчивый экономический рост, индекс промышленного производства традиционно превышает 100%, за исключением 2017 и 2018 гг. В то же время, в последние четыре года в республике заметен стабильный рост промышленного производства. За два месяца 2023 г. он вырос на 23,5%, это первое место по приросту не только по Южному федеральному округу, но и по всей России [8]. В республике активно развивается малое и среднее предпринимательство, агропромышленный комплекс, поддерживаемые государственными субсидиями. Развивается туристический потенциал. По данным Управления Федеральной службы государственной статистики Астраханской области и Республики Калмыкия зафиксирован рост промышленного производства, который составил 123,5%. Максимальные показатели характерны для таких видов экономической деятельности, как «Добыча полезных ископаемых» (170,7%), что обусловлено увеличением объемов добычи нефти; «Обрабатывающие производства» – 132,8%. Отмечен рост производства отдельных видов пищевых продуктов, нефтепродуктов и электрического оборудования. Производство электроэнергии от возобновляемых источников энергии выросло в 1,3 раза [8].

Лишь четыре приграничных регионах не достигли порогового значения в 100% по индексу промышленного производства в 2021 г.: Волгоградская область (98,4%), Еврейская автономная область (97,5%), Республика Алтай (94,4%) и Астраханская область (93,9).

В Волгоградской области развивается обрабатывающая промышленность, которая является её базовой и исторической специализацией. Снижение промышленного производства в 2021 г. вызвано сокращением производства в добыче полезных ископаемых (-10,8%) и обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (-8,9%) [10]. Однако в 2023 г. показатель вырос до 103,8% за счет роста обрабатывающих производств и электроэнергетики [11, 12]..

Причины снижения индекса промышленного производства в Еврейской автономной области носят многофакторный характер. Сократилась добыча полезных ископаемых (-

7,0%): железных руд (-9,5%) в результате снижения продаж продукции Кимкано-Сутарского ГОКа, ограниченных пропускной способностью железной дороги, руд цветных металлов (-4,0%) в связи со сменой участков и низкого содержания золота в песке на новых разрабатываемых участках. При этом сохраняется рост в производстве продукции деревообработки, строительных материалов [13].

В Республике Алтай снижение промышленного производства связано в основном с падением выпуска продукции на добывающих предприятиях (около 50%), энергетики (-16%), а также в обрабатывающих отраслях (-5,5%) [14]. По итогам 2022 г. промышленное производство показало еще более значительное сокращение – 88,4% [14].

Низкие результаты Астраханской области – 93,9% связаны с аналогичными проблемами: показатель добывающей сферы составил 94,6%, обрабатывающих производств – 77,1. В добыче полезных ископаемых по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась добыча газа и газового конденсата (80,9%), добыча соли (97,0%), а также произошло снижение услуг в области добычи нефти и природного газа (70,8%). Падение индекса в обрабатывающих производствах обусловлено снижением производства нефтепродуктов (69,3%), производства химических веществ и химических продуктов (82,4%) [15]. По состоянию на конец 2022 г. область не смогла нарастить промышленное производство.

Весьма важным индикатором экономической безопасности является состояние, масштабы и роль обрабатывающей промышленности в регионе. Развитый обрабатывающий сектор промышленности свидетельствует о наличии мощного экономического потенциала, а его сжатие является симптомом экономического спада [9]. Дополняющим индекс промышленного производства является следующий индикатор – индекс промышленного производства в обрабатывающих отраслях.

В настоящее время эффективность предприятий обрабатывающей промышленности имеет особенное значение. Это связано с потерей традиционных рынков сбыта для добывающих производств, перестройкой основных логистических цепочек в восточном направлении. На это требуется время и финансовые ресурсы. Поэтому состояние обрабатывающих производств в приграничных регионах за период 2010-2021 гг. указывает на возможности роста экономического потенциала и выхода на устойчивую траекторию.

Позитивным фактором является превышение или достижение порогового значения рассматриваемого индекса промышленного производства в обрабатывающих отраслях практически во всех приграничных регионах (табл. 4), лишь в двух показатели ниже. Во всех перечисленных субъектах РФ показатель имеет низкий тренд на протяжении последних лет.

 

Таблица 4 – Динамика индекса промышленного производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» в приграничных регионах, % к предыдущему году

Субъекты / индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» 2010 Субъекты / индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» 2021
Российская Федерация 111,8 Российская Федерация 104,2
Регионы-лидеры
Хабаровский край 137,6 Республика Северная Осетия – Алания 145,2
Республика Бурятия 132,3 Амурская область 137,4
Калининградская обл. 131,5 Приморский край 130,6
Карачаево-Черкесская Республика 126,7 Республика Тыва 125,2
Самарская область 126,1 Курская область 118,1
Алтайский край 124,5 Карачаево-Черкесская Республика 115,9
Республика Калмыкия 119,4 Новосибирская область 114,9
Брянская область 119 Самарская область 114,6
Приморский край 119 Краснодарский край 111,3
Псковская область 117,9 Мурманская обл. 111,2
Регионы-аутсайдеры
Республика Алтай 99,8 Республика Алтай 92,2
Забайкальский край 99,4 Астраханская область 85,0
Медиана 108,2
Верхняя граница 116,8
Нижняя граница 102,2

* Рассчитано авторами по данным [20]

 

В 2021 г. выделяются три региона, значительно превышающие показатель по России в целом. Успехи Республики Северная Осетия – Алания в сфере обрабатывающих производств связаны с эффектом низкой базы предыдущих лет, а также с развитием легкой промышленности, а именно за 2021 г. удалось нарастить производство одежды в 3,9 раза, производство прочей неметаллической минеральной продукции – в 2,1 раза, производство резиновых и пластмассовых изделий – в 2 раза, текстильных изделий – на 56,5%,производство машин и оборудования – на 30,1 и т.д. [16].

Одним из главных направлений экономики Амурской области является функционирование с 2021 г. одного из крупнейший в мире газоперерабатывающего завода [17], который дает мощный импульс развития всем дальневосточным регионам. Помимо этого, область занимает одно из лидирующих позиций по объемам добываемого золота в год, уступая Красноярскому краю и Чукотскому автономному округу. Главные точки роста региона – производство готовых металлических изделий (+29,8%), выпуск лекарственных средств (+17,5%), выпуск одежды (+3,2%) [18].

Основными отраслями экономики Приморского края являются рыбная и пищевая промышленность, оборонная промышленность, транспортные перевозки, лесная промышленность. Промышленное производство Приморского края отличает рост производства в металлургии (+44%), бумаги и бумажных изделий (+39,3%), лекарственных средств (+13%), изделий из дерева, кроме мебели (+10,3%), пищевых продуктов (+4%) [19].

Особую роль в анализе экономической безопасности приграничных регионов играют показатели производительности труда, так как отражают эффективность использования факторов производства в экономике для производства товаров и услуг и позволяют оценивать экономический рост, конкурентоспособность и качество жизни населения. Динамика индекса и лидирующие регионы представлены в таблице 5.

Если в 2010 г. лишь в пяти приграничных регионах индекс производительности труда не достигал 100% по сравнению с предыдущим годом, то в 2021 г. их число увеличилось до девяти. Это свидетельствует о наличии неблагоприятных тенденций в социально-экономическом развитии ряда приграничных регионов. Однако стоит отметить, что низкие результаты частично связаны с постковидным периодом, когда наблюдался спад в экономике регионов.

 

Таблица 5 – Динамика индекса производительности труда в приграничных регионах, % к предыдущему году

 Субъекты / индекс производительности труда 2010  Субъекты / индекс производительности труда 2021
Российская Федерация 103,2 Российская Федерация 103,7
Регионы-лидеры
Еврейская автономная область 115,7 Амурская область 108,5
Белгородская область 110,0 Еврейская автономная область 108,0
Приморский край 106,9 Новосибирская область 106,7
Калининградская обл. 106,5 Тюменская область 106,3
Смоленская область 106,3 Приморский край 106,2
Самарская область 105,8 Калининградская обл. 106,0
Республика Северная Осетия – Алания 105,7 Ленинградская область 105,0
Кабардино-Балкарская Республика 105,6 Кабардино-Балкарская Республика 104,8
Брянская область 105,3 Краснодарский край 104,4
Амурская область 105,3 Челябинская область 104,4
Регионы-аусайдеры
Чеченская Республика 95,8 Астраханская область 93,5
Республика Калмыкия 95,6 Волгоградская область 93,1
Медиана 102,1
Верхняя граница 105,0
Нижняя граница 99,1

* Рассчитано авторами по данным [20]

 

В число регионов, достигших максимального прироста производительности труда по отношению к предыдущему году, вошли, в основном, те из них, где основной специализацией экономики является добывающие производства. Именно они дают максимальный экономический эффект, обеспечивая экспорт продукции и пополнение бюджета. Помимо этого, еще в 2019 г. регионы стали участниками Федерального проекта «Системные меры по повышению производительности труда» в рамках национального проекта «Производительность труда». Предприятия получили льготное финансирование, условия для повышения квалификации работников, экспертную помощь в оптимизации производства, для диагностики предприятия, выявлении проблемных участков разработана платформа цифровых решений.

Состояние реального сектора экономики тесно связано с развитием инноваций и выпуском новой или усовершенствованной продукции, конкурентоспособность которой значительно выше как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В связи с этим в ходе мониторинга экономической безопасности используется индикатор «Доля отгруженной инновационной продукции во всей отгруженной продукции промышленности». Пороговый уровень составляет величину «не менее 30», чему не соответствует ни один из приграничных регионов. Максимальные показатели в 2010 г. наблюдались в Самарской области (14,2%), Чеченской Республике (13,6%), Волгоградской области (13,5%) и в Карачаево-Черкесской Республике (12%). Лишь девять субъектов РФ показали результаты выше среднероссийского показателя (4,8%).

В 2021 г. также лишь четыре субъекта достигли показателя выше 10%: Хабаровский край (12,7%), Мурманская (12,1%), Белгородская (11,6%) и Омская (11,0%) области. В среднем по РФ удельный вес инновационной продукции составил 5%. Число субъектов, превысивших этот показатель составило восемь. Таким образом, приграничные регионы входят в зону высокой опасности по производству инновационных товаров, работ, услуг по сравнению с общим объемом выпускаемой продукции.

Индикатор «Инвестиции в основной капитал к ВРП» показывает удельный вес совокупных затрат на приобретение, создание и воспроизводство основных фондов, инвестиции в объекты интеллектуальной собственности и т.д. в валовом региональном продукте. Выход индикатора за пределы порогового значения является позитивным фактором и соответствует стратегическим приоритетам государства.

Если выделить приграничные регионы, лидирующие по данному индикатору, то можно отметить, что в 2010 г. в десятку вошли те из них, где значения индикатора, превышали 40%. В 2021 г. показатели ниже, в число лидеров входят девять субъектов с показателем 25% и более (табл. 6).

 

Таблица 6 – Динамика удельного веса инвестиций в основной капитал в приграничных регионах, % к ВРП

Субъекты / удельный вес инвестиций в основной капитал 2010 Субъекты / удельный вес инвестиций в основной капитал 2021
Российская Федерация 15,6 Российская Федерация 19,1
Чеченская Республика 71,2 Амурская область 77,6
Еврейская авт. область 59,6 Забайкальский край 33,5
Краснодарский край 57,3 Республика Дагестан 31,6
Ленинградская область 56,9 Чеченская Республика 31,1
Амурская область 46,9 Карачаево-Черкесская Республика 29,6
Приморский край 44,2 Ленинградская область 29,2
Хабаровский край 44,2 Курская область 28,3
Республика Дагестан 44,0 Республика Ингушетия 27,9
Республика Алтай 42,5 Хабаровский край 25,0
Астраханская область 41,3 Кабардино-Балкарская Республика 24,4
Медиана 20,0
Верхнее отклонение 28,9
Нижнее отклонение 16,3

* Рассчитано авторами по данным [20]

 

Высокие показатели, превышающие среднее по России в 2010 г. были характерны для всех приграничных регионов, в 2021 г. — для большинства, а именно для 19 из 36-ти. Приоритеты приграничных регионов отражены в государственной программе «Сбалансированное региональное развитие», где выделены в подпрограммы практически все макрорегионы, имеющие выход на государственную границу: Арктическая зона, Северный Кавказ, Дальний Восток. Поэтому для формирования валового регионального продукта этих регионов большое значение имеют инвестиции в основной капитал. Экономика и социальная сфера приграничья находится в приоритете государственной региональной политики. На территории регионов строятся предприятия, выпускающие экспортную продукцию, укрепляется специализация на выпуске конкурентоспособной продукции.

Далее рассчитаны диапазоны индикаторов, позволяющие распределить приграничные регионы по уровню экономической безопасности.

 

Таблица 7 – Расчет диапазонов экономической безопасности реального сектора экономики приграничных регионов

ИФО ВРП ИПП ИППОП ИПТ Уд. вес ИОК
Число регионов, расположенных выше верхней границы (зона безопасности) 8 4 5 6 6
Число регионов в зоне относительной безопасности 21 26 25 24 25
Число регионов, находящихся за пределами нижней границы (вызовы экономической безопасности) 7 6 6 6 5

Сокращения:
Индекс физического объема ВРП – ИФО ВРП.
Индекс промышленного производства – ИПП.
Индекс промышленного производства в обрабатывающих производства – ИППОП.
Индекс производства труда – ИПТ.
Удельный вес инвестиций в основной капитал – Уд. вес ИОК.
* Рассчитано авторами [20]

 

Расчет диапазонов индикаторов показывает, что большинство регионов находятся в так называемом коридоре безопасности относительно медианного значения. В зоне верхней границы и выше находится от 5 до 8 регионов в зависимости от показаний индикаторов (табл. 8). Следует отметить, что максимальное число попаданий в данную зону (по четырем показателям) приходится на Приморский край и Амурскую область. Их лидерство, безусловно, связано с наличием диверсифицированного реального сектора производства, в том числе по обрабатывающим предприятиям. На территории Приморского края расположены судостроительные и судоремонтные предприятия, переработка экспортно-импортных каботажных перевозок, компании строительной индустрии, переработки леса и др. Амурскую область отличает высокий удельный вес пищевой промышленности в структуре объема отгруженной продукции обрабатывающих производств — 62,5%.

На второй позиции находятся Новосибирская область, которая трижды попала в верхнюю границу индексов. В структуре производимой продукции регионов преобладает пищевая промышленность (28,6%) и металлургическое производство (17,9%). В области работают девять предприятий, производящих металлопрокат, трубы, листовой прокат, алюминиевый профиль, алюминиевые сплавы и т. п.

 

Таблица 8 – Основные приграничные регионы с индикаторами экономической безопасности реального сектора экономики выше верхней границы

Приграничные регионы Число попаданий Индикаторы
Приморский край 4 индекс физического объема ВРП,
индекс промышленного производства,
индекс промышленного производства в обрабатывающей промышленности,
индекс производительности труда.
Амурская область 4 индекс физического объема ВРП,
индекс промышленного производства в обрабатывающей промышленности,
индекс производительности труда,
удельный вес инвестиций в основной капитал.
Новосибирская область 3 индекс физического объема ВРП,
индекс промышленного производства,
индекс промышленного производства в обрабатывающей промышленности.
Калининградская область 2 индекс физического объема ВРП,
индекс производительности труда.
Тюменская область 2
Ленинградская область 2 индекс физического объема ВРП,
удельный вес инвестиций в основной капитал.
Карачаево-Черкесская Республика 2

* Рассчитано авторами  [20]

 

Среди приграничных регионов, которые находятся в зоне низких значений индикаторов, выделяются аграрные, старопромышленные субъекты, отстающие по производству валовой региональной продукции и производству продукции обрабатывающих отраслей. Общее число их составляет 13. Но потенциал развития реального сектора экономики этих регионов высокий. Так, Оренбургская и Астраханская области располагают крупными запасами природного газа, на основе которого работают газохимические предприятия. В Волгоградской области историческая специализация – машиностроение нуждается в инвестициях, модернизации и внедрении инноваций. Реализация крупных проектов позволит вывести экономику на ведущие позиции. Регион обладает квалифицированным населением, производственным потенциалом и выгодным расположением по отношению к потребителям.

 

Таблица 9 – Отстающие приграничные регионы с индикаторами экономической безопасности реального сектора экономики, расположенные в нижней границе

Приграничные регионы Число попаданий в зону нижней границы Приграничные регионы Число попаданий в зону нижней границы
Алтайский край 3 Республика Бурятия 1
Оренбургская область 3 Еврейская автономная обл. 1
Волгоградская область 3 Республика Алтай 1
Астраханская область 3 Белгородская область 1
Республика Тыва 2 Калининградская область 1
Республика Алтай 2 Челябинская область 1
Саратовская область 1

 

Стоит отметить, что семь субъектов лишь по одному индикатору располагаются в зоне нижних значений (табл. 9). Это свидетельствует о наличии временных явлений, сдерживающих развитие реального сектора экономики. Среди таких индикаторов выделяются низкий удельный вес инвестиций в основной капитал и производительность труда. Улучшению ситуации может способствовать разработка инвестиционных программ и участие в государственных программах, в том числе по росту производительности труда.

 

Выводы

В отечественной научно-практической литературе сформировался большой опыт исследования экономической безопасности как на уровне страны, так и её регионов. Разработанные ведущими учеными пороговые значения индикаторов безопасности позволяют выявить субъекты федерации, в которых сформировались вызовы и угрозы экономической безопасности с тем, чтобы предложить меры по их снижению. Для более точного определения наиболее проблемных территорий используются методы экономико-математического моделирования, позволяющие определить факторы устойчивого развития, а также причины отставания ряда субъектов.

Реальный сектор экономики в приграничных регионах Российской Федерации является основой их экономической специализации и безопасности. В большинстве регионов размещаются крупные промышленные производства, обеспечивающие потребности внутреннего рынка. Их отличает ежегодный рост валового регионального продукта, промышленного производства на предприятиях обрабатывающих отраслей, а также высокая производительность труда. Выделяются регионы Дальнего Востока, на территории которых реализуются инвестиционные проекты в зонах опережающего социально-экономического развития и развивается внешняя торговля с сопредельными странами.

Среди приграничных регионов, характеризующихся высокими рисками, наличием вызовов и угроз экономической безопасности, выделяются субъекты федерации, специализирующиеся на сельском хозяйстве: Алтайский край, Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Калмыкия. В силу благоприятных агроклиматических условий эта сфера экономической деятельности дает значительный экономический эффект. Но он не достаточен для обеспечения высокого жизненного уровня населения, который может обеспечить реальный сектор экономики, производящий продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Экономическое пространство априори не может быть однородным и сбалансированно развиваться. Регионы, обладающие сильными конкурентными преимуществами, обусловленными, к примеру, географическим положением, наличием природных ресурсов или степенью развитости инфраструктуры, концентрируют на своих территориях экономическую деятельность, а подобная концентрация вызывает опережающее (в сравнении с другими территориями) социально-экономическое развитие, отсюда возникает пространственное неравенство. Большинство приграничных регионов Российской Федерации имеют средний уровень экономической безопасности, который свидетельствует об успешном развитии отраслей специализации, поддерживаемых инвестициями в основной капитал, внедрением инновационных технологий и реализацией современных форм управления.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26.07.2017 № 179-ФЗ (ред. От 08.12.2020) «Об основах приграничного сотрудничества». Ст. 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220884/
  2. Федеральный закон от 04.11.2022 г. № 427-ФЗ. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Закон о Государственной границе Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 04.11.2022 № 427-ФЗ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48503
  3. Президент РФ подписал законы о вхождении в состав России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/55420/
  4. Министерство экономического развития Российской Федерации. Приграничные регионы РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/9a4436e6e6049c8989585d53c7f7585d/perechen_prigranichnyh_subektov_rf.pdf
  5. Сенчагов, В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. Москва: Финстатинформ, 2002. 128 с.
  6. Сенчагов, В. К., Митяков, С. Н. Использование индексного метода оценки уровня экономической безопасности // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2011. №5. С. 41-50.
  7. 15-й регион. Информационный портал РСО – Алания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://region15.ru/promproizvodstvo-v-severnoj-osetii-v-2022-g-vyroslo-na-6/
  8. Дмитрий Чернышенко: В 2023 году Калмыкия получит субсидию в размере 500 млн рублей на создание агропромышленного парка. 21 апреля 2023 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/48310/
  9. Горохова, И. В., Архипова, Л. С. Особенности промышленного роста в России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 7-2. С. 34-39.
  10. Информационное Агентство Красная Весна. Реальная Россия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rossaprimavera.ru/news/a5c8f403
  11. «Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Волгоградской области на уровне ruA- [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://raexpert.ru/releases/2022/nov22b
  12. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://34.rosstat.gov.ru/infographics/document/179840
  13. Восточный центр государственного планирования. Мониторинг СЭР Еврейской автономной области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vostokgosplan.ru
  14. Росстат. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://22.rosstat.gov.ru/
  15. Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://30.rosstat.gov.ru/news/document/152542
  16. Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу. Итоги ретроспективного пересчета индексов промышленного производства по РСО — Алания по видам экономической деятельности ОКВЭД-2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://26.rosstat.gov.ru/folder/29921#
  17. Амурский газоперерабатывающий завод. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazprom.ru/projects/amur-gpp/
  18. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Амурской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://28.rosstat.gov.ru/
  19. Социально-экономическое положение Приморского края за 2021 год. Комплексный доклад. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://25.rosstat.gov.ru/
  20. Федеральная служба государственной статистики России. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210

 

Bibliography

  1. Federal Law No. 179-FZ of 26.07.2017 (ed. Dated 08.12.2020) «On the basics of cross-border cooperation». Article 2. [Federal`ny`j zakon ot 26.07.2017 № 179-FZ (red. Ot 08.12.2020) «Ob osnovax prigranichnogo sotrudnichestva». St. 2]. Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220884/
  2. Federal Law No. 427-FZ of 04.11.2022. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation. The Law on the State Border of the Russian Federation» (ed. Federal Laws of 04.11.2022 No. 427-FZ). [Federal`ny`j zakon ot 04.11.2022 g. № 427-FZ. O vnesenii izmenenij v otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii. Zakon o Gosudarstvennoj granice Rossijskoj Federacii» (v red. Federal`ny`x zakonov ot 04.11.2022 № 427-FZ)]. Access mode: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48503
  3. The President of the Russian Federation signed laws on joining the DPR, LPR, Zaporozhye and Kherson regions into Russia. [Prezident RF podpisal zakony` o vxozhdenii v sostav Rossii DNR, LNR, Zaporozhskoj i Xersonskoj oblastej. [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: http://duma.gov.ru/news/55420/]. Access mode: http://duma.gov.ru/news/55420/
  4. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Border regions of the Russian Federation. [Ministerstvo e`konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii. Prigranichny`e regiony` RF.]. Access mode: https://www.economy.gov.ru/material/file/9a4436e6e6049c8989585d53c7f7585d/perechen_prigranichnyh_subektov_rf.pdf
  5. Senchagov, K. Economic security: geopolitics, globalization, self-preservation and development. [E`konomicheskaya bezopasnost`: geopolitika, globalizaciya, samosoxranenie i razvitie]. Moscow: Finstatinform, 2002. 128 p.
  6. Senchagov, K., Mityakov, S. N. Using the index method of assessing the level of economic security [Ispol`zovanie indeksnogo metoda ocenki urovnya e`konomicheskoj bezopasnosti] // Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. No. 5. pp. 41-50.
  7. The 15th region. RSO – Alania information portal. [15-j region. Informacionny`j portal RSO – Alaniya.]. Access mode: https://region15.ru/promproizvodstvo-v-severnoj-osetii-v-2022-g-vyroslo-na-6/
  8. Dmitry Chernyshenko: In 2023, Kalmykia will receive a subsidy of 500 million rubles for the creation of an agro-industrial park. April 21, 2023 [V 2023 godu Kalmy`kiya poluchit subsidiyu v razmere 500 mln rublej na sozdanie agropromy`shlennogo parka]. Access mode: http://government.ru/news/48310/
  9. Gorokhova, V., Arkhipova, L. S. Features of industrial growth in Russia [Osobennosti promy`shlennogo rosta v Rossii ]// Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2020. No. 7-2. pp. 34-39.
  10. Krasnaya Vesna News Agency. The real Russia. [Informacionnoe Agentstvo Krasnaya Vesna. Real`naya Rossiya]. Access mode: https://rossaprimavera.ru/news/a5c8f403
  11. «Expert RA» confirmed the credit rating of the Volgograd region at the level of ruA — [«E`kspert RA» podtverdil kreditny`j rejting Volgogradskoj oblasti na urovne ruA-]. Access mode: https://raexpert.ru/releases/2022/nov22b
  12. Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Volgograd region. [Territorial`ny`j organ Federal`noj sluzhby` gosudarstvennoj statistiki po Volgogradskoj oblasti]. Access mode: https://34.rosstat.gov.ru/infographics/document/179840
  13. The Eastern Center of State Planning. Monitoring of the development of the Jewish Autonomous Region. [Vostochny`j centr gosudarstvennogo planirovaniya. Monitoring SE`R Evrejskoj avtonomnoj oblast]. Access mode: https://vostokgosplan.ru
  14. Department of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory and the Altai Republic. [Rosstat. Upravlenie Federal`noj sluzhby` gosudarstvennoj statistiki po Altajskomu krayu i Respublike Altaj]. Access mode: https://22.rosstat.gov.ru/
  15. Department of the Federal State Statistics Service for the Astrakhan region and the Republic of Kalmykia. [Upravlenie Federal`noj sluzhby` gosudarstvennoj statistiki po Astraxanskoj oblasti i Respublike Kalmy`kiya]. Access mode: https://30.rosstat.gov.ru/news/document/152542
  16. Department of the Federal State Statistics Service for the North Caucasus Federal District. The results of the retrospective recalculation of industrial production indices for the Russian Federation by types of economic activity OKVED-2. [Upravlenie Federal`noj sluzhby` gosudarstvennoj statistiki po Severo-Kavkazskomu federal`nomu okrugu. Itogi retrospektivnogo perescheta indeksov promy`shlennogo proizvodstva po RSO — Alaniya po vidam e`konomicheskoj deyatel`nosti OKVE`D-2]. Access mode: https://26.rosstat.gov.ru/folder/29921#
  17. Amur Gas Processing Plant. [Amurskij gazopererabaty`vayushhij zavod.]. Access mode: https://www.gazprom.ru/projects/amur-gpp/
  18. Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Amur region. [Territorial`ny`j organ Federal`noj sluzhby` gosudarstvennoj statistiki po Amurskoj oblasti]. Access mode: https://28.rosstat.gov.ru/
  19. Socio-economic situation of Primorsky Krai in 2021. Comprehensive report. [Social`no-e`konomicheskoe polozhenie Primorskogo kraya za 2021 god. Kompleksny`j doklad]. Access mode: https://25.rosstat.gov.ru/
  20. Federal State Statistics Service of Russia. Regions of Russia. Socio-economic indicators – 2022. [Federal`naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki Rossii. Regiony` Rossii. Social`no-e`konomicheskie pokazateli – 2022]. Access mode: https://rosstat.gov.ru/folder/210

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *