Главная страница » Публикации » №3 (67) » Совершенствование программы переселения пенсионеров из районов Крайнего Севера (на примере Мурманской области)

Совершенствование программы переселения пенсионеров из районов Крайнего Севера (на примере Мурманской области)

Improvement of the resettlement programme for pensioners from the Far North (on the example of the Murmansk region)


Авторы

Митрошина Марина Николаевна
младший научный сотрудник
Россия, ФГБУН Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук»
mitroshina08@gmail.com

Аннотация

В последнее время в северных моногородах наблюдается отток населения, при этом убывает в основном трудоспособное население. Несмотря на государственную политику, направленную на создание новых рабочих мест в моногородах, эта проблема по-прежнему является основной. При этом отток нетрудоспособного населения хоть и является для северных регионов естественным процессом, наоборот происходит очень медленно. С целью его ускорения была создана государственная программа по переселению граждан, проживающих на Крайнем Севере в регионы с благоприятными климатическими условиями. Однако, в связи с недостаточность бюджетных средств, стали образовываться огромные очереди из желающих переселиться. Кроме того, осознавая возможность получения жилья в другом регионе за счет государства, многие северяне приняли пассивную выжидательную позицию, что также замедлило процесс реструктуризации состава населения промышленных моногородов. Цель данного исследования состоит в решении научно-практической проблемы совершенствования программы переселения нетрудоспособного населения из районов Крайнего Севера, в том числе моногородов Арктической зоны, за счет внедрения механизма встречного переселения.

Ключевые слова

Мурманская область, районы Крайнего Севера, промышленные моногорода, моногорода Арктической зоны. государственная программа по переселению граждан, программы переселения пенсионеров.

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-310-90030

Рекомендуемая ссылка

Митрошина Марина Николаевна

Совершенствование программы переселения пенсионеров из районов Крайнего Севера (на примере Мурманской области)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (67). Номер статьи: 6709. Дата публикации: 26.08.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6709/

Authors

Mitroshina Marina Nikolaevna
junior researcher
Russia, Federal Research Centre “Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences”
mitroshina08@gmail.com

Abstract

Recently, in the northern single-industry towns there has been an outflow of the population, while the working-age population is declining mainly. Despite public policies aimed at creating new jobs in single-industry towns, this problem is still the main one. At the same time, the outflow of the disabled population, although it is a natural process for the northern regions, on the contrary it happens very slowly. In order to accelerate it, a state program was created to relocate citizens living in the Far North to regions with favorable climatic conditions. However, due to the lack of budget funds, huge queues began to form from those who wanted to move. In addition, realizing the possibility of obtaining housing in another region at the expense of the state, many northerners took a passive waiting position, which also slowed down the process of restructuring the composition of the population of industrial single-industry towns. The aim of this study is to solve the scientific and practical problem of improving the program for the resettlement of disabled people from the regions of the Far North, including single-industry towns of the Arctic zone, through the introduction of a mechanism of counter-resettlement.

Keywords

Murmansk region, regions of the Far North, industrial monocities, monocities of the Arctic zone. state program for the resettlement of citizens, resettlement programs for pensioners.

Project finance

The reported study was funded by RFBR, project number 19-310-90030

Suggested Citation

Mitroshina Marina Nikolaevna

Improvement of the resettlement programme for pensioners from the Far North (on the example of the Murmansk region)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (67). Art. #6618. Date issued: 26.08.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6709/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Актуальность исследования процессов переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей обусловлена высокой социальной напряженностью среди северян, претендующих на жилищные субсидии. Причинной социальной напряженности является чрезвычайно низкий объем финансирования программы переселения. Образовавшиеся за годы действия программы очереди из желающих переехать также свидетельствуют о неэффективности мер программы, поскольку решение социальных проблем не должно зависеть только лишь от наличия финансовых ресурсов. Цель исследования заключается в поиске путей совершенствования программы переселения граждан из районов Крайнего Севера. В качестве рассматриваемого региона выступает Мурманская область, как регион, в котором в последние годы отмечается отток населения, в том числе и трудоспособного и где крайне высок удельный вес нетрудоспособного населения. Акцент в исследовании сделан на граждан нетрудоспособного возраста -пенсионеров, поскольку это самая многочисленная категория граждан, изъявивших желание выехать из Мурманской области в регионы с благоприятными климатическими условиями.

 

Результаты исследования

Переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Закон №125-ФЗ) [1], постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» [2], а также постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» [3] государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Право на получение жилищных субсидий имеют граждане:

  • прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года,
  • имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет,
  • не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Право на получение жилищной субсидии подтверждается сертификатом.

Государственные жилищные сертификаты (далее — сертификат) предоставляются:

  • в первую очередь — инвалидам I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности),
  • во вторую очередь – пенсионерам,
  • в третью очередь — гражданам, признанным в установленном порядке безработными,
  • в четвертую очередь — работающим гражданам.

Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз. А в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение сохраняется за членами его семьи.

Размер жилищной субсидии определяется исходя из:

  • состава семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • норматива общей площади жилого помещения в размере 33 квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере 42 квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека;
  • норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;
  • норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Размер жилищной субсидии рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

Норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2021 года по Российской Федерации утвержден приказ Минстроя России от 07.06.2021 №358/пр [4] и составляет 55 720 рублей.

Условием выдачи гражданину жилищного сертификата является:

  • отчуждение жилья, находящегося в собственности,
  • расторжение договора найма жилья и освобождение занимаемого жилого помещения.

Гражданин, реализуя сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно. Государство в данном случае не несет обязанности по приобретению ему жилого помещения. При недостаточности суммы социальной выплаты гражданин вправе использовать дополнительные денежные средства — собственные или заемные.

Процесс переселения граждан из районов Крайнего Севера напрямую зависит от объемов финансирования этого мероприятия.

На V международном форуме в г. Санкт-Петербург, прошедшем в декабре 2019 года, была поднята тема переселения пенсионеров из районов Крайнего Севера.

Был сделан акцент на то, что переселение идет очень медленными темпами и люди, желающие переехать из районов Крайнего севера, годами стоят в очередях.

В едином списке граждан [5], проживающих в Мурманской области и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по состоянию на 01.01.2021 г. числится 22 863 семей, в том числе 20 024 семьи пенсионеров. То есть категория пенсионеров самая многочисленная их числа желающих переехать с севера. Многие стоят в очередях с 1995 года. Объективно, это очень большой срок ожидания и вероятнее всего за это время у многих граждан и наступил пенсионный возраст, что позволило им подняться в очереди, но так и не решило проблему переселения.

Проблема большинства граждан, состоящих в подобных очередях – это пассивная позиция. Осознавая возможность получения жилья в другом регионе за счет государства, многие готовы ждать своей очереди не один десяток лет, что говорит больше о формальности ожидания, а не об истинном желании переехать в другой регион.

Программы по переселению северян слабо реализуются еще по одной причине ― значительное различие между стоимостью жилья и размерами выделяемых жилищных субсидий. Есть случаи, когда при подходе очереди граждане отказываются от получения сертификата в ожидании роста рыночной цены жилья [6].

Рассмотрим ситуацию на примере Мурманска и области. Сразу следует отметить, что на текущий момент размер субсидии в Мурманске близок к рыночной стоимости жилья. Это вынуждает очередников на переселение, проживающих в черте г.Мурманска, пока воздерживаться от получения сертификата, оставаясь при этом номинально в очереди и выжидая лучших условий. Поэтому основная масса жилищных сертификатов выдается жителям районных городов — Кировска, Мончегорска, Ковдора и других. Аналогичная ситуация складывается и в других северных регионах — из-за высокой рыночной стоимости жилья в административных центрах, переселение остается более выгодным для периферии.

Как показывает анализ численности населения Мурманской области по возрастным группам (рис.1) удельный вес нетрудоспособного населения в регионе достаточно велик.

 

Численность населения Мурманской области по возрастным группам по состоянию на 01.01.2021 г. Источник: составлено автором по данным статистики

Рис 1. Численность населения Мурманской области по возрастным группам по состоянию на 01.01.2021 г. Источник: составлено автором по данным статистики [7]

 

Анализ изменения состава населения Мурманской области за последние 10 лет также показывает тенденцию снижения численности трудоспособного населения и рост численности нетрудоспособного.

 

Динамика численности населения Мурманской области по возрастным группам за период 2011-2021 гг. Источник: составлено автором по данным статистики

Рис 2. Динамика численности населения Мурманской области по возрастным группам за период 2011-2021 гг. Источник: составлено автором по данным статистики [7]

 

При этом, стоит отметить, что Мурманская область — один из регионов, в которых высокий уровень производства и денежного дохода соседствует с выгодным географическим положением и красивой природой. Но на сегодняшний день, с учетом оттока населения, в регионе ощущается острая потребность в высококвалифицированных рабочих и специалистах для осуществления множества проектов, поддерживаемых и финансируемых государством.

С целью привлечения специалистов в такие регионы разработана Программа повышения трудовой мобильности [8], в основе которой лежит, прежде всего, комплексная поддержка человека и его семьи при переезде для трудоустройства, забота об обустройстве и безболезненной адаптации на новом месте (рис.3). В настоящее время вакансии организаций, являющихся участниками программы повышения мобильности трудовых ресурсов, размещены в специальном разделе на портале «Работа в России».

Программа повышения мобильности трудовых ресурсов для каждого приоритетного региона разрабатывается на трехлетний период. Затем такая региональная программа продляется на последующий трехлетний срок и так далее, пока регион не перестанет испытывать потребность в специалистах.

Перечень субъектов Российской Федерации [9], привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, включает 19 регионов: Республика Бурятия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Камчатский край, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область, Вологодская область, Калужская область, Курганская область, Магаданская область, Сахалинская область, Тамбовская область, Ульяновская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

Однако, Мурманская область в число приоритетных регионов не входит. В чем прослеживается явный парадокс – из региона с огромным промышленным потенциалом, где последние годы и так регистрируется отток трудоспособного населения, можно переехать в другой перспективный регион, получив поддержку государства. Такое стимулирование чревато усугублением ситуации в северных регионах, не входящих в перечень приоритетных, но при этом также остро нуждающихся в привлечении трудовых ресурсов.    

В качестве рекомендации предлагается включить Мурманскую область и другие регионы, входящие в состав Арктической зоны Российской Федерации, в число участников программы повышения трудовой мобильности, а приезжающим в районы Крайнего Севера для трудоустройства гражданам предоставлять жилье, отчуждаемое пенсионерами при переезде из районов РКС. Важно отметить, что приоритетными должны быть не только регионы, но и города. Иначе высок риск перенаселения административных центров, в то время как периферия будет по-прежнему испытывать потребность в трудовых ресурсах. Соответственно и приоритетными городами должны стать моногорода.

Кроме того, как уже отмечалось ранее, стоимость жилья в моногородах Мурманской области значительно ниже, чем в г. Мурманск, а следовательно, более доступно для приезжающих в них граждан.

Жилье приезжающим в моногорода Мурманской области с целью трудоустройства гражданам изначально можно предоставлять по договорам найма с возможностью последующего выкупа, что позволит им оставаться в северных регионах на постоянной основе.

Такой подход позволит уйти от вахтового метода работы в моногородах региона, где налажена вся необходимая для жизни инфраструктура, а значит есть возможность работать по месту жительства, не покидая семью на длительный период.

С целью совершенствования программы переселения пенсионеров северных моногородов предлагается обеспечить ее тесное взаимодействие с программой повышения трудовой мобильности, другими словами, сделать процесс переселения встречным. Открытость и доступность участия в данных программ может быть обеспечена на уже существующих электронных площадках (сайтах), таких как Дом.Клик и Работа в России, которые в последние годы хорошо зарекомендовали себя среди населения России и позволили получать услуги, не выходя из дома.

На рисунке 3 представлен механизм отчуждения/получения жилья, в зависимости от потребностей граждан, решившихся на переселение.

 

Схема встречного переселения трудоспособного и нетрудоспособного населения России

Рис 4. Схема встречного переселения трудоспособного и нетрудоспособного населения России

Источник: разработано автором.

 

Рассмотрим схему подробнее:

  1. Пенсионеры, желающие выехать из Районов Крайнего Севера в районы с благоприятными климатическими условия, обращаются в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением и встают в очередь. На данном этапе происходит оформление документов в соответствии с действующим законодательством.
  2. В случае получения согласия на отчуждение недвижимости от обратившегося пенсионера, органы местного самоуправления размещают данный объект недвижимости на сайте ДомКлик. При этом на сайте необходимо создать дополнительный индикатор (фильтр), позволяющий идентифицировать жилье, участвующее в программе переселения.
  3. Трудоспособные граждане, готовые с целью трудоустройства приехать в Районы Крайнего Севера из других регионов, самостоятельно подбирают подходящие вакансии, участвующие в программе повышения трудовой мобильности.
  4. Далее посредством сайта Работа в России трудоспособные граждане обращаются в центр занятости населения соответствующего северного региона в поисках работы.
  5. Центр занятости тесно сотрудничает как с градообразующим предприятием, так и с другими бизнес-структурами, участвующими в программе повышения трудовой мобильности, получая от него вакансии и осуществляя подбор работников.
  6. В случае принятия решения о приобретении недвижимости в районах Крайнего Севера после переезда и трудоустройства, трудоспособные граждане могут также обратиться в органы местного самоуправления покидаемого региона с целью отчуждения своего жилья.
  7. Органы местного самоуправления размещают данный объект недвижимости на сайте ДомКлик, используя настройки, благодаря которым можно отобрать жилье, участвующее в программе переселения.
  8. Между сайтами Дом.Клик и работа в России необходимо также наладить взаимосвязь, например, при поиске работы в районах Крайнего Севера, сайт Работа в России предлагает рассмотреть варианты жилья в выбранном районе трудоустройства со ссылкой на Дом.Клик. И, наоборот, при поиске жилья на сайте Дом.Клик, автоматически предлагаются актуальные вакансии со ссылкой на сайт Работа в России.

Безусловно, купля-продажа остается одной из наиболее эффективных форм улучшения жилищных условий. Но нельзя недооценивать и эффективность обмена жильем.

Возможно, на первый взгляд, как такового обмена не происходит, поскольку жилье приобретается уже у органов местного самоуправления. Но, с другой стороны, такая сделка может быть выгоднее, так как у местной власти нет задачи выгодно продать, завысив цену. Задача органов местного самоуправления – вовлечь в оборот отчуждаемое при переселении жилье, а не нести дополнительные расходы, связанные с его содержанием.

Кроме того, для иногородних граждан приобретение жилья у органов местного самоуправления будет считаться более благонадежной сделкой. Таким образом, будет происходить обмен жильем через посредника — орган местного самоуправления.

Важно отметить, что в моногородах Мурманской области, с целью поддержки своих работников, градообразующие предприятия часто предоставляют им возможность оформить льготную ипотеку, по условиям которой проценты за работника выплачивает работодатель. Эта практика вполне применима и в целях реализации программы повышения трудовой мобильности. Таким образом, работодатель способствует приобретению жилья в собственность, а не поддерживает возможность временного проживания своих работников на территории моногорода, компенсируя арендную плату за съемное жилье.

Положительным также признан опыт ГМК «Норильский никель» по переселению граждан из городов Норильска и Дудинки Красноярского края. В 2011 году между Министерством регионального развития РФ, правительством Красноярского края, администрацией Норильска и ГМК «Норильский никель» было подписано соглашение о содействии переселению жителей Норильска и Дудинки.

В связи с чем нельзя недооценивать роль компаний, осуществляющих свою деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Встречное переселение было бы выгодно как для органов местного самоуправления, так и для градообразующего предприятия, поскольку позволило бы сократить не только расходы местного бюджета на содержание отчуждаемого пенсионерами имущества, но и расходы работодателя на аренду жилья для иногородних работников.

Такой подход к реализации программ переселения из районов Крайнего Севера и повышения трудовой мобильности позволил бы решить следующие проблемы:

Во-первых, пробудил в северянах активную жизненную позицию за счет возможности подобрать жилье в другом регионе, собственники которого претендуют на переезд в районы Крайнего Севера с целью трудоустройства.

Во-вторых, сократил бюджетные расходы на жилищные сертификаты за счет так называемого обмена жильем, когда сумма жилищного сертификата покрывала бы только разницу в стоимости приобретаемого и отчуждаемого жилья.

В-третьих, снизил актуальность вахтового метода работы в северных моногородах, сократив расходы работодателей на аренду жилья и проезд работников, за счет возможности получения жилья на льготных условиях.

В-четвертых, ускорение процесса переселения пенсионеров из районов Крайнего Севера позволило бы сэкономить на оплате проезда к месту отдыха и обратно неработающих пенсионеров, которым данная оплата положена раз в 2 года.

 

Выводы

В заключении следует отметить важность разработки механизмов нефинансового стимулирования граждан на переезд в другие регионы как с целью переселения в районы с более благоприятными климатическими условиями, так и с целью трудоустройства. Как показывает практика, в случает нехватки средств на финансирование данных программ их реализация значительно замедляется, что в последствии приводит к росту социальной напряженности.

Поэтому в условиях функционирования северных моногородов необходимо консолидировать усилия всех заинтересованных сторон в переселении нетрудоспособного населения из районов Крайнего Севера и трудовой миграции с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и компаний, осуществляющих свою деятельность в указанных районах и местностях.

 

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minstroyrf.gov.ru/docs/482/
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102079253
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901973305
  4. Приказ Минстроя России от 07.06.2021 №358/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по РФ на второе полугодие 2021 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на III квартал 2021 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106290039
  5. Единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Мурманская область (по состоянию на 01.01.2021 год). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uks51.ru/gosudarstvennaya-usluga/spiski/2021-god/
  6. Чупенко, Л. В. Государственное регулирование в жилищной сфере северных регионов: социальные программы//Север и рынок: формирование экономического порядка. 2017. № 2 (53). С. 136-143.
  7. Мурманская область в цифрах / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 2021 – 127 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://murmanskstat.gks.ru/storage/mediabank/2rgIEXOe/01001_2021.pdf#page=24
  8. Приказ Минтруда России от 04.06.2015 № 343н «Об утверждении Типовой региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/408
  9. Распоряжение Правительства РФ от 20 апреля 2015 года № 696-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые, является приоритетным». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/17787/

 

References

  1. Federal Law of 25.10.2002 No. 125-FZ On housing subsidies to citizens leaving the regions of the Far North and equivalent areas [Federalnyy zakon ot 25.10.2002 №125-FZ O zhilishchnykh subsidiyakh grazhdanam. vyyezzhayushchim iz rayonov Kraynego Severa i priravnennykh k nim mestnostey]. Access Mode: https://minstroyrf.gov.ru/docs/482/
  2. Decree of the Government of the Russian Federation of 10.12.2002 No. 879 On the approval of the regulation on the registration and registration of citizens entitled to receive social benefits for the purchase of housing in connection with the resettlement of areas of the Far North and areas equated to them [Postanovleniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 10.12.2002 № 879 Ob utverzhdenii polozheniya o registratsii i uchete grazhdan. imeyushchikh pravo na polucheniye sotsialnykh vyplat dlya priobreteniya zhilia v svyazi s pereseleniyem iz rayonov Kraynego Severa i priravnennykh k nim mestnostey]. Access Mode: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102079253
  3. Decree of the Government of the Russian Federation of 21.03.2006 No. 153 On some issues in the implementation of the departmental target program Providing state support to citizens in providing housing and paying for housing and communal services [Postanovleniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 21.03.2006 № 153 O nekotorykh voprosakh realizatsii vedomstvennoy tselevoy programmy Okazaniye gosudarstvennoy podderzhki grazhdanam v obespechenii zhilyem i oplate zhilishchno-kommunalnykh uslug]. Access Mode: https://docs.cntd.ru/document/901973305
  4. Order of the Ministry of Construction of Russia dated 07.06.2021 No. 358/ar On the standard cost of one square meter of the total residential area in the Russian Federation for the second half of 2021 year and indicators of the average market value of one square meter of the total residential area in the constituent entities of the Russian Federation for the third quarter of 2021 year [Prikaz Minstroya Rossii ot 07.06.2021 №358/pr O normative stoimosti odnogo kvadratnogo metra obshchey ploshchadi zhilogo pomeshcheniya po RF na vtoroye polugodiye 2021 goda i pokazatelyakh sredney rynochnoy stoimosti odnogo kvadratnogo metra obshchey ploshchadi zhilogo pomeshcheniya po subyektam RF na III kvartal 2021 goda]. Access Mode: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106290039
  5. A single list of citizens entitled to receive social benefits for the purchase of housing in accordance with the Federal Law On Housing Subsidies to Citizens Leaving the Far North and Equivalent Areas, Murmansk Region (as of 01.01.2021) [Edinyy spisok grazhdan. imeyushchikh pravo na polucheniye sotsialnykh vyplat dlya priobreteniya zhilia v sootvetstvii s Federalnym zakonom «O zhilishchnykh subsidiyakh grazhdanam. vyyezzhayushchim iz rayonov Kraynego Severa i priravnennykh k nim mestnostey». Murmanskaya oblast (po sostoyaniyu na 01.01.2021 god)]. Access Mode: https://uks51.ru/gosudarstvennaya-usluga/spiski/2021-god/
  6. Chupenko, L.V. State regulation in the housing sector of the northern regions: social programs[Gosudarstvennoye regulirovaniye v zhilishchnoy sfere severnykh regionov: sotsialnyye programmy]//North and market: formation of the economic order. 2017. № 2 (53). C. 136-143.
  7. Murmansk region in figures/Federal State Statistics Service, Territorial Body of the Federal State Statistics Service for the Murmansk Region [Murmanskaya oblast v tsifrakh / Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Territorialnyy organ Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Murmanskoy oblasti]. Murmansk, 2021-127 p. Access Mode: https://murmanskstat.gks.ru/storage/mediabank/2rgIEXOe/01001_2021.pdf#page=24
  8. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 04.06.2015 No. 343n On Approval of the Standard Regional Program for Increasing Labor Mobility [Prikaz Mintruda Rossii ot 04.06.2015 № 343n Ob utverzhdenii Tipovoy regionalnoy programmy povysheniya mobilnosti trudovykh resursov]. Access Mode: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/408
  9. Decree of the Government of the Russian Federation of April 20, 2015 No. 696-r On the approval of the list of subjects of the Russian Federation, the involvement of labor resources in which is a priority [Rasporyazheniye Pravitelstva RF ot 20 aprelya 2015 goda № 696-r Ob utverzhdenii perechnya subyektov Rossiyskoy Federatsii. privlecheniye trudovykh resursov v kotoryye. yavlyayetsya prioritetnym]. Access Mode: http://government.ru/docs/17787/