Главная страница » Публикации » №3 (67) » Особенности оценки эффективности и результативности программ социальной политики субъектов РФ

Особенности оценки эффективности и результативности программ социальной политики субъектов РФ

Features of efficiency and performance assessment of social policy programs of subjects of the Russian federation

Авторы

Елсукова Юлиана Юрьевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом и экономики в сфере образования
Россия, Волгоградский государственный социально-педагогический университет
ejuliana@rambler.ru
Кайль Яков Яковлевич
доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом и экономики в сфере образования
Россия, Волгоградский государственный социально-педагогический университет
kailjakow@mail.ru
Епинина Вероника Сергеевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
Россия, Волгоградский государственный университет
v.epinina@rambler.ru

Аннотация

В статье анализируются проблемы идентификации степени эффективности и результативности реализации программ социальной поддержки на примере субъектов РФ, составляющих Южный федеральный округ. В качестве вывода определяется то, что оценка указанных двух ключевых параметров осуществления социальной политики происходит путем сопоставления реально полученных промежуточных и итоговых результатов с запланированными показателями предоставления публичных услуг в рамках реализации региональных социальных программ.

Ключевые слова

Южный федеральный округ, социальная политика, программы социальной поддержки, региональные социальные программы, оценка эффективности и результативности программ социальной политики.

Рекомендуемая ссылка

Елсукова Юлиана Юрьевна , Кайль Яков Яковлевич , Епинина Вероника Сергеевна

Особенности оценки эффективности и результативности программ социальной политики субъектов РФ// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (67). Номер статьи: 6708. Дата публикации: 25.08.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6708/

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-367-8

Authors

Elsukova Yuliana Yurievna
PHD, Associate Professor of the Department of Personnel Management and Economics in Education
Russia, Volgograd State Social and Pedagogical University
ejuliana@rambler.ru
Kayl Yakov Yakovlevich
Doctor of Economics, Professor of the Department of Personnel Management and Economics in Education
Russia, Volgograd State Social and Pedagogical University
kailjakow@mail.ru
Epinina Veronica Sergeevna
PHD, Associate Professor of the Department of Management
Russia, Volgograd State University
v.epinina@rambler.ru

Abstract

The article analyzes the problems of identifying the degree of efficiency and effectiveness of the implementation of social support programs on the example of the constituent entities of the Russian Federation that make up the Southern Federal District. The authors come to the conclusion that the assessment of these two key parameters of the implementation of social policy is carried out by comparing the actually obtained intermediate and final results and the planned indicators of the provision of public services in the framework of the implementation of regional social programs.

Keywords

Southern Federal District, social policy, social support programs, regional social programs, assessment of the effectiveness of social policy programs.

Suggested Citation

Elsukova Yuliana Yurievna , Kayl Yakov Yakovlevich , Epinina Veronica Sergeevna

Features of efficiency and performance assessment of social policy programs of subjects of the Russian federation// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (67). Art. #6708. Date issued: 25.08.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6708/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-367-8

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Основное предназначение и осуществление программ в рамках ведения социальной политики на национально-экономическом и региональном уровне состоит в повышении уровня различных показателей качества оказываемых публичных услуг в сфере экономики общественного сектора. В связи с этим усматривается необходимость выделения способов определения фактически полученных результатов, что связано с оценкой степени достижения поставленных целей и выполнения задач при установлении уровня использованных исходных ресурсов в рамках указанных программ. Таким образом, выявляется проблема идентификации основных показателей характера эффективности и результативности реализации программ социальной политики при соответствующем функционировании структур государственного управления. Для решения отмеченной проблемы на базе рассмотрения региональных социально ориентированных проектов, закрепленных в формате различных программных положений, нами впервые предлагается метод установления уровня указанных показателей эффективности и результативности, основанный на вычислении процентных параметров выполнения отдельных запрограммированных задач и целевых показателей их реализации в соответствии с фактически полученными показателями.

Обозначенные ключевые параметры реализации социальных программ в рамках проведенного исследования установлены посредством использования научных методов, направленных на выявление продуктивных способов предоставления публичных услуг, востребованных со стороны общества и населения различных территорий в экономическом пространстве субъектов Российской Федерации. Этими методами стали анализ научно-теоретической и практико-ориентированной информации, статистических данных официального характера, а также методы прогнозирования и формирования нового знания. Это позволило оптимально определить характер решения поставленных задач и выполнения различных мероприятий, составляющих основу осуществления региональных программ социальной поддержки граждан и реализации социально значимых проектов на базе использования различных экономических ресурсов.

Исходя из этого базовыми материалами информационно-научного характера в данном исследовании, являются результаты научных изысканий, полученные посредством изучения различных форм проявления эффективности и результативности в функционировании различных экономических субъектов. Особое значение названных двух параметров имеет процесс предоставления государственных услуг на различных уровнях публичного администрирования, что направлено на удовлетворение основных потребностей населения. В качестве экономико-территориального объекта осуществления социальной политики посредством реализации различных программ выступают субъекты РФ, составляющих социально-экономическое поле реализации региональной социальной политики Южного федерального округа (далее – ЮФО). В связи с этим основным предметом анализа стали государственные программы и подпрограммы регионального действия, разработанные и реализуемые в восьми субъектах РФ с учетом специфики регионально-территориального развития. Обобщение основных параметров эффективности и результативности данных программ позволяет оценить данные характеристики на макрорегиональном уровне – в масштабе всего ЮФО.

 

Результаты исследования

Основной характер эффективности социальной программы заключается в оценке ряда параметров публично-управленческого функционирования региональных государственных органов и их соответствующих структурных подразделений:

  1. Получение необходимых качественно-количественных показателей, отражающих определенную степень устранения социальных проблем, на которые ориентированы соответствующие задачи социальных программ.
  2. Продуктивный уровень реальных затрат предоставленных ресурсов на выполнение социальной программы при достижении заданных показателей и выполнение поставленных социально-экономических задач, что связано с установлением минимально необходимого использования данных исходных средств при получении оптимального итога в виде общего или специального результата данной программы [3, c. 72].

Определение параметров эффективности социальных программ может происходить в двух формах:

  1. Внутренняя оценка соответствующими должностными лицами государственных управленческих структур региона, на основе сопоставления фактически полученных показателей с перечнем критериев, действующих в сфере государственной и муниципальной организации социальной поддержки.
  2. Внешняя оценка, реализуемая общественными экспертами или представителями частных организаций в рамках ведения независимого мониторинга степени реализации действующих социальных проектов.

Результативность как параметр, тесно связанный с формированием востребованных со стороны населения социальных эффектов, характеризуется:

  1. Степенью решения социальной проблемы в рамках соответствующей программы [4, c.87].
  2. Уровнем реализации предпринимаемых общественно-экономических и технологических инноваций в рамках регионального курса социальных преобразований [2, с.69; 7, c.42].
  3. Степенью использования необходимых средств и технологий социально-экономического партнерства между органами публичного управления, представителями гражданско-общественных некоммерческих структур (общественных организаций) и субъектов частного предпринимательства, что выступает основной базой формирования высококачественных общественных услуг.

Основным компонентом оценки показателей эффективности и результативности выступают технологии обеспечения электронно-цифрового формата создания, обобщения и анализа информационных ресурсов, обозначающих параметры уровне жизни нуждающихся лиц и характера динамики показателей, определяющих данное состояние в определенный период времени.

Оптимальной основой получения и оценки данных показателей на территории ЮФО выступает электронно-информационное взаимодействие органов публичного управления субъектов РФ с администрацией Полномочного представителя Президента РФ в ЮФО. В частности, в структуре данной администрации указанные показатели могут оптимально анализироваться при взаимодействии руководства соответствующих регионов с рядом департаментов, функционирующих с целью укрепления конструктивного сотрудничества со структурами публичной власти субъектов РФ и муниципального администрирования на отдельных территориях. Тем самым формируется продуктивное социальное партнерство публично-управленческих органов, гражданско-общественных союзов и частнопредпринимательского сообщества, что позволяет полностью учитывать территориальную социально-экономическую специфику при разработке и реализации программ социальной поддержки при необходимом уровне их эффективности и результативности.

Анализируя зарубежный опыт реализации социальных проектов и программ, следует выделить одну из структурных компонентов социальной сферы жизни общества, что заключается в поддержании необходимого уровня экологической безопасности. Это обеспечивается посредством широкого применения электронно-цифровых технологий и коммуникаций, создающих единый информационный контур степени эффективности и результативности осуществления средств «зеленого» менеджмента, что связано с активным освоением и применением энергосберегающих технологий и рациональным ресурсопользованием при высоком уровне удовлетворения социально-экономических потребностей населения. В соответствии с современными интеграционными процессами это выражается в оптимальном партнерстве представителей государственно-муниципального администрирования, частнопредпринимательского сообщества и общественных ассоциаций (см. рисунок 1, [1, с. 28; 5, с. 44; 6, с. 74]).

Обозначенные на рисунке 1 направления деятельности субъектов трехстороннего государственно-общественно-частного сотрудничества при своем оптимальном сочетании продуктивно реализуются с помощью передовых электронно-цифровых средств согласования отдельных действий, что выступает одним из ключевых факторов обеспечения высокого уровня эффективности и результативности проводимой социальной политики по направлению поддержания благоприятных естественно-природных условий жизни населения.

 

Зарубежные практики трехсекторного взаимодействия в системе обеспечения социальной эффективности и результативности посредством зеленого менеджмента

Рисунок 1. Зарубежные практики трехсекторного взаимодействия в системе обеспечения социальной эффективности и результативности посредством зеленого менеджмента

 

Систему целевых показателей оценки характера реализации социальной политики в субъектах РФ в составе ЮФО можно проанализировать на примере соответствующих региональных программ и подпрограмм, направленных на поддержку жизни населения и отдельных категорий граждан (таблица 1).

 

Таблица 1 – Специфика целевых показателей в программах социальной политики в субъектах РФ, составляющих территорию ЮФО

Специфика региональной социальной программы Задачи Целевые показатели реализации
Интеграция инвалидов в активные общественные отношения при повышении уровня их жизни (Краснодарский край) -повышение уровня доступности ключевых социально-экономических объектов и услуг;

-повышение уровня обеспеченности реабилитационными и абилитационными услугами при поддержании необходимого уровня занятости;

-актуализация нормативно-правовой и методической основы в соответствии со спецификой современных средств реабилитации инвалидов.

-доля доступных приоритетных объектов;

-число лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом;

-доля образовательных организаций с безбарьерной средой для инклюзивного образования.

Обеспечение развития рынка труда и занятости (Волгоградская область) -в соответствии с потребностями сфер производства поддержание трудоустройства населения при обеспечении работодателей трудовыми ресурсами;

-повышение уровня продуктивности и рыночной конкурентоспособности рабочей силы с учетом параметров экономико-хозяйственной ситуации;

-формирование необходимых условий по социальной поддержке безработных лиц

-величина трудоустройства в рамках общей численности граждан, стремящихся получить работу – 68,5%;

-численность безработных лиц, по итогам прохождения профессионального образования и дополнительного обучения — 3,5%;

-наличие вакансий с заработной платой выше минимального размера оплаты труда — 90 %.

Модернизация структуры социального обслуживания населения (Ростовская область) -обеспечение деятельности государственных организаций в формате психоневрологических и детских интернатов, учреждений для лиц без определенного места жительства;

-реализация продуктивных мер социального сопровождения семей с детьми;

-независимая оценка качества работы организаций в сфере социального обслуживания.

-обеспечение доступности, качества и безопасности социального обслуживания населения;

-снижение уровня социального неблагополучия семей;

-улучшение качества оказываемых социальных услуг.

Повышение уровня материальной обеспеченности населения и создание стабильной социальной ситуации (Астраханская область) -создание для детей-сирот оптимальных условий для последующей после обучения деятельности при их социальной адаптации;

-адаптация инвалидов на производстве.

-число учреждений, в которых внедрены технологии социальной адаптации детей-сирот – 100%;

-число работающих инвалидов.

Адресная социальная поддержка граждан (Республика Адыгея) -поддержание оптимального спектра социальных услуг в деятельности многофункциональных центров;

-расширение взаимодействия бизнес-структр с системой регионального управления по вопросам социального обслуживания;

-выполнение государственных обязательств в социальной сфере.

-уровень удовлетворения потребностей населения при организации предоставления социальных услуг;

-число представителей бизнес-субъектов в системе социальной поддержки;

-уровень реализации мероприятий адресной социальной помощи.

Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении профессионального образования и содействие в трудоустройстве (город Севастополь) -создание специальных условий для обучения и трудовой активности;

-повышение конкурентоспособности молодых инвалидов на рынке труда.

-доля занятых инвалидов молодого возраста, работающих в соответствии с полученной специальностью по итогам обучения;

-контроль и оценка результатов обучения студентов-инвалидов.

Повышение эффективности  государственной поддержки некоммерческих организаций социальной направленности (Республика Крым) -необходимый объем бюджетного финансирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

-формирование и модернизация оптимального механизма участия некоммерческих организаций при оказании социальных услуг на конкурсной основе.

-величина бюджетных вложений с целью активизации различных организаций по вопросам социальной помощи;

-число организаций, участвующих в оказании социальных услуг на конкурсной основе.

Создание форм замещения специально стационарных вариантов оказания помощи гражданам с психическими расстройствами (Республика Калмыкия) -проектирование экономически и технологически оптимальных форм обслуживания граждан с психическими заболеваниями в домашних условиях;

-разработка широкого спектра средств профилактики помещения граждан с психическими расстройствами в специализированные организации.

-оптимальная нагрузка на одного социального работника с учетом специфики нуждаемости граждан в социальных услугах;

-организация деятельности «Школы ухода» и «Пунктов проката» технических средств реабилитации для ухода за маломобильными гражданами с психическими расстройствами

 

В таблице 1 дается краткая характеристика региональных социально ориентированных проектов предоставления публично-социальных услуг населения и отдельным категориям лиц, действующие на территории ЮФО, с выделением основных поставленных задач и целевых показателей, которые требуется достичь на основе имеющихся ресурсов.

При этом, эффективность и результативность программ социально-экономического развития территорий происходит путем сопоставления фактических итогов функционирования региональных государственно-муниципальных структур управления при их взаимодействии с общественными ассоциациями и представителями бизнес-сообщества и запрограммированных величин предоставления публичных услуг в содержании соответствующего проекта, что происходит путем расчета по следующим формулам:

где, Э и Р – соответственно эффективность и результативность выполнения определенной запрограммированной задачи предоставления социальной поддержки;
Фп – фактический показатель решения соответствующей задачи;
Зп – запланированный показатель решения задачи.

 

Заключение

Таким образом, величина эффективности и результативности представляет собой степень отношения фактически полученных показателей к запланированным параметрам и величинам в соответствующих программах социальной поддержки. Помимо этого, происходит оценка эффективности и результативности с позиции экономической обоснованности и целесообразности освоения выделенных финансовых ресурсов и реализацией оптимальных мероприятий, что позволило существенно повысить уровень качества жизни отдельных граждан или категорий лиц.

 

Список использованных источников

  1. Брезгина, Л.В. Оценка результативности и эффективности исполнения инвестиционно-строительного проекта в процессной модели стоимостного инжиниринга / Л.В. Брезгина, Д.В. Каменских// Инновационное развитие строительных саморегулируемых организаций. 2017. № 7 (007). С. 23-31.
  2. Булетова, Н.Е. Основные тенденции цифровизации системы государственного и муниципального управления и их влияние на мотивацию персонала / Н.Е. Булетова // Личность: ресурсы и потенциал. 2020. № 3 (7). С. 67-73.
  3. Дмитриев, Ю.А. Современные подходы к повышению эффективности торгового персонала на глобальном уровне / Ю.А. Дмитриев // Известия Международной академии аграрного образования. 2018. № 38. С. 71-74.
  4. Докукина, И.А. Применение процессного подхода при принятии стратегических решений в сельскохозяйственных организациях / И.А. Докукина // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2019. № 8 (53). С. 86-93.
  5. Кайль, Я.Я. Инновационные образовательные технологии в преподавании экономических дисциплин / Я.Я. Кайль, Е.В. Зудина, Р.М. Ламзин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 9 (122). С. 41-46.
  6. Крючева, Е.В. Формирование и использование оборотных средств как фактор эффективности функционирования сельскохозяйственных организаций (по материалам Краснодарского края): дис. … канд. экон. наук. Краснодар, 2017. 171 с.
  7. Ламзин, Р.М. Инновационные информационные технологии государственного регулирования малого предпринимательства / Р.М. Ламзин, Я.Я. Кайль // Грани познания. 2016. № 4 (47). С. 40-44.

 

References

  1. Brezgina, L.V., Kamenskikh, D.V. Assessment of the effectiveness and efficiency of the implementation of the investment and construction project in the process model of cost engineering [Otsenka rezul’tativnosti i effektivnosti ispolneniya investitsionno-stroitel’nogo proyekta v protsessnoy modeli stoimostnogo inzhiniringa]// Innovative development of construction self-regulating organizations. 2017. №. 7 (007). рр. 23-31.
  2. Buletova, N.E. The main trends in the digitalization of the system of state and municipal management and their impact on staff motivation [Osnovnyye tendentsii tsifrovizatsii sistemy gosudarstvennogo i munitsipal’nogo upravleniya i ikh vliyaniye na motivatsiyu personala]// Personality: resources and potential. 2020. №. 3 (7). рр. 67-73.
  3. Dmitriev, Yu.A. Modern approaches to improving the efficiency of sales personnel at the global level [Sovremennyye podkhody k povysheniyu effektivnosti torgovogo personala na global’nom urovne]// News of the International Academy of Agrarian Education. 2018. №. 38. рр. 71-74.
  4. Dokukina, I.A. Application of the process approach in making strategic decisions in agricultural organizations [Primeneniye protsessnogo podkhoda pri prinyatii strategicheskikh resheniy v sel’skokhozyaystvennykh organizatsiyakh]// Economics, labor, management in agriculture. 2019. №. 8 (53). рр. 86-93.
  5. Kail, Ya.Ya., Zudina, E.V., Lamzin, R.M. Innovative educational technologies in teaching economic disciplines [Innovatsionnyye obrazovatel’nyye tekhnologii v prepodavanii ekonomicheskikh distsiplin]// Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University. 2017. №. 9 (122). рр. 41-46.
  6. Kryucheva, E.V. Formation and use of working capital as a factor in the efficiency of the functioning of agricultural organizations (based on materials from the Krasnodar Territory): Dis. … Cand. econom. sciences [Formirovaniye i ispol’zovaniye oborotnykh sredstv kak faktor effektivnosti funktsionirovaniya sel’skokhozyaystvennykh organizatsiy (po materialam Krasnodarskogo kraya): dis. … kand. ekon. nauk]. Krasno-Dar, 2017.171 p.
  7. Lamzin, R.M., Kail, Ya.Ya. Innovative information technologies of state regulation of small business [Innovatsionnyye informatsionnyye tekhnologii gosudarstvennogo regulirovaniya malogo predprinimatel’stva]// Borders of knowledge. 2016. №. 4 (47). рр. 40-44.

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *