Авторы
Сафуанов Рафаэль Махмутович
доктор экономических наук, профессор
Россия, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Уфимский филиал
RMSafuanov@fa.ru
Чувилин Денис Валерьевич
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Уфимский филиал
DVChuvilin@fa.ru
Кашипова Ильгиза Рашидовна
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Уфимский филиал
IRKashipova@fa.ru
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления реализации Концепции развития взаимного страхования в регионе, включая обучение и кадровое обеспечение, выстраивание бизнес-процессов, продвижение услуг взаимного страхования и организацию их финансового обеспечения. По каждому направлению на основе анализа международного опыта предложены основные мероприятия и варианты их реализации. Кроме того, сформулирован организационный план реализации концепции.
Ключевые слова
Республика Башкортостан, взаимное страхование, механизм управления взаимным страхованием, направления развития взаимного страхования, республиканская целевая программа развития взаимного страхования
Рекомендуемая ссылка
Authors
Safuanov Rafael Makhmutovich
Doctor of Economics, Professor
Russia, Financial University under the Government of the Russian Federation, Ufa branch
RMSafuanov@fa.ru
Chuvilin Denis Valerievich
Ph. D., Associate Professor
Russia, Financial University under the Government of the Russian Federation, Ufa branch
DVChuvilin@fa.ru
Kashipova Ilgiza Rashidovna
Ph. D., Associate Professor
Russia, Financial University under the Government of the Russian Federation, Ufa branch
IRKashipova@fa.ru
Abstract
The article discusses the main directions of implementing the concept of mutual insurance development in the region, including training and staffing, building business processes, promoting mutual insurance services and organizing their financial support. Based on the analysis of international experience, the main measures and options for their implementation are proposed for each direction. In addition, an organizational plan for the implementation of the concept has been formulated.
Keywords
The Republic of Bashkortostan, mutual insurance, a mutual insurance management mechanism, directions for the development of mutual insurance, the republican target program for the development of mutual insurance
Suggested Citation
Сформулированные в первой части Концепции развития взаимного страхования в Республике Башкортостан (далее — Концепция) принципы, цели и задачи требуют определения необходимых мер для практической реализации, а также оценки ожидаемых социально-экономических последствий.
Для этого в статье предложено рассмотреть возможность развития взаимного страхования в регионе в рамках методологии сбалансированной системы показателей (ССП) с выделением следующих основных направлений формирования системы взаимного страхования в Республике Башкортостан (СВС РБ):
Для оценки ожидаемых социально-экономических последствий развития СВС РБ использовались статистические данные по Международной федерации кооперативного и взаимного страхования (International Cooperative and Mutual Insurance Federation – ICMIF), включая долю рынка взаимного страхования, средние суммы страховых премий, инвестиционных активов, среднесписочной численности сотрудников в расчете на одно общество взаимного страхования (ОВС).
Рассмотрим основные направления развития взаимного страхования в рамках 4 подсистем ССП:
Одним из ключевых факторов успеха деятельности ОВС, как показывает международный опыт, является ее кадровое обеспечение. Так как большинство участников ОВС не обладают необходимыми компетенциями для осуществления страховых функций, то одним из ключевых вопросов является поиск и привлечение профессионалов страхового дела, которые с одной стороны понимают потребности членов ОВС, а с другой являются достаточно независимыми для принятия взвешенных решений, на основе имеющихся знаний и компетенций.
В этой связи можно рассматривать следующие меры по кадровому обеспечению процесса управления ОВС:
Организационно-правовая форма взаимного страхования в РФ ограничена ОВС, создание которых и рассматривается в рамках данной Концепции. Таким образом, вне Концепции остаются вопросы потенциала использования других бизнес-моделей таких как общества взаимопомощи (friendly societies), страховые кооперативы (cooperative insurers), взаимные фонды здравоохранения (mutual healthcare funds), такафул-операторы (takaful providers), дискреционные взаимные фонды (discretionary mutual funds) и ряд других. Международный опыт показывает существование двух вариантов ведения бизнеса ОВС [8]:
В условиях концентрации страхового рынка в России в настоящее время, на наш взгляд, именно второй вариант бизнес-модели ОВС является более перспективным, способным получить развитие во взаимодействии (партнерстве), а не конкуренции с крупными страховщиками.
Стандартная цепочка создания стоимости в страховании включает в себя следующие элементы: разработка страхового продукта; андеррайтинг; дистрибьюция; урегулирование убытков [11, 12].
В таблице 1 представлены варианты содержания цепочки создания стоимости (ЦСС) ОВС в регионе.
Таблица 1 — Варианты содержания ЦСС ОВС в регионе
Наименование элемента ЦСС | Варианты содержания | |||||||||||
Страховой продукт | Имущественное страхование | Страхование гражданской ответственности | Страхование предпринимательских рисков | |||||||||
Андеррайтинг | Оценка рисков | Определение страхового тарифа | Выработка условий страхования | Формирование страхового портфеля | ||||||||
Дистрибьюция | Офис | Страховые агенты | Бизнес-партнеры (страховщики, банки, СРО и др.) | Онлайн приложения | ||||||||
Урегулирование убытков | Уведомление об убытке | Проверка страхового покрытия | Осмотр объекта и оценка ущерба | Принятие решения о выплате | Осуществление выплаты | Взыскание по суброгации и регрессу |
Страховые продукты ОВС
В качестве направлений развития страховых продуктов взаимного страхования в соответствии с российским законодательством в настоящее время могут рассматриваться добровольные виды имущественного страхования, страхования гражданской ответственности и предпринимательских рисков.
С учетом бизнес-модели создания небольших по масштабу специализированных ОВС в основу разработки страховых продуктов может быть положена концепция микрострахования (microinsurance), широко используемая в международной практике. Данная концепция предполагает три направления применения термина «микро» [5, 6, 9]:
В большинстве случаев определение термина микрострахования содержит в себе комбинацию указанных аспектов, однако традиционно более распространенным является первый подход: микрострахование – это страховая защита для малообеспеченного населения.
В рамках данной Концепции и в условиях отсутствия официального определения микрострахования в РФ рассматриваются все возможные варианты микрострахования.
Таблица 2 — Варианты микрострахования в регионе
Признаки микрострахования | Виды взаимного страхования | ||
Имущественное | Страхование ГО | Страхование ПР | |
Малообеспеченные клиенты | Жители сельских районов
Студенты [1] |
— | — |
Узкоцелевые группы | Строительные организации
Медицинские учреждения Образовательные учреждения [2] Самозанятые |
Самозанятые
Крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) [3]
|
|
Продукты | Страхование построек
Страхование скота Страхование мелких гаджетов, автомобилей |
Страхование ГО за несвоевременное или ненадлежащее исполнение обязательств
Страхование ГО за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг |
Страхование предпринимательских рисков
Страхование финансовых рисков |
С позиции развития микрострахования в отношении малообеспеченных слоев населения можно рассматривать возможности предоставления услуг по имущественному страхованию для жителей сельских районов и, например, учащихся учреждений средних профессиональных и высших учебных заведений. Объектами страхования в первом случае могут выступать мелкие постройки, жилища, мелкий и крупный рогатый скот. Во втором случае в соответствии с интересами современных студентов объектами имущественного страхования могут выступать принадлежащие им смартфоны, планшеты, ноутбуки и даже автомобили.
С точки зрения узких групп потребителей можно выделить следующие потенциально возможные рыночные сегменты для ОВС:
Развитие конкретного набора страховых продуктов в рамках выделенных направлений требует проведения дополнительных исследований, которые могут быть проведены в случае принятия к реализации предлагаемой Концепции.
Андеррайтинг
С точки зрения андеррайтинга в международной практике микрострахование характеризуется намного меньшим коэффициентом убыточности (около 46%) по сравнению с крупными ОВС (около 66%) и даже коммерческими страховщиками (около 64%) [12]. С одной стороны это связано с тем, что микрострахование часто сосредоточено на личном страховании (что не возможно в рамках действующего законодательства РФ о взаимном страховании), а с другой – с более близкими и доверительными отношениями с участниками ОВС, что позволяет более точно и оценивать риски и стоимость страхования. Кроме того такие отношения приводят, как правило, к сокращению случаев мошенничества и завышения ущерба.
Перечисленные конкурентные преимущества бизнес-моделей микрострахования могут нивелироваться относительно более высоким уровнем текущих расходов. Несмотря на то, что мелкие ОВС способны показывать высокую операционную эффективность, им недоступно использование эффекта масштаба для сокращения удельных расходов на управление, дистрибьюцию и урегулирование ущерба.
Дистрибьюция
Дистрибьюция продуктов ОВС, занятых микрострахованием, чаще всего осуществляется через местных агентов, действующих по территориальному принципу. Для снижения удельных затрат на дистрибьюцию в настоящее время активно используются возможности цифровизации услуг, включая мобильные приложения и онлайн платформы.
Мировая практика показывает наличие трех основных моделей дистрибьюции продуктов ОВС [11, 13, 14]:
Урегулирование ущерба
В целом комбинированный коэффициент, характеризующий отношение страховых выплат, расходов на ведение дела и выплаченных дивидендов к полученной страховой премии, у микро ОВС может быть около или даже более100%, что несколько выше, чем у крупных ОВС (98-99%) и у коммерческих страховщиков (93-94%). Высокое значение комбинированного коэффициента связано с тем, что микро ОВС часто вознаграждают своих участников выплатой дивидендов/сокращением страховых премий. Такие вознаграждения по опыту стран Западной Европы могут составлять до 12% от сумм страховых премий.
Для оценки эффективности выстроенных бизнес процессов ОВС могут использовать системы ключевых показателей эффективности [15].
Для продвижения услуг ОВС в регионе можно воспользоваться схемой, предложенной российскими специалистами [4], с учетом особенностей региона.
В качестве этапов формирования рынка и продвижения взаимного страхования можно выделить следующие:
В процессе информационно-аналитической и методической подготовки предлагается проведение анализа текущего состояния страхового рынка и законодательства в сфере коммерческого страхования и страхования на взаимной основе, разработка программных документов и бизнес-планов по созданию и развитию ОВС, методическое обеспечение актуарных расчетов, процесса андеррайтинга и урегулирования убытков для ОВС.
Законотворческие инициативы планируется сосредоточить на подготовке и принятии регионального закона о взаимном страховании и микростраховании с определением состава основных участников и объектов страхования, а также основных принципов, правил и условий их взаимодействия для обеспечения общественных интересов. Также могут быть проработаны вопросы предоставления налоговых льгот как для самих ОВС, так и для их участников.
Создание и вывод на рынок ОВС с учетом описанной выше модели ведения бизнеса предполагается осуществлять в тесном взаимодействии с профессиональными участниками страхового рынка (например, компанией Росгосстрах) для возможности быстрого выстраивания отдельных бизнес-процессов, включая перестрахование, а также с другими коммерческими организациями, образовательными учреждениями и органами исполнительной власти региона и муниципалитетов.
Популяризация услуг ОВС может осуществляться посредством социальной рекламы, проведения дней финансовой и страховой грамотности среди целевых групп страхователей, визуальную рекламу в социально значимых точках (отделения банков, почты, администрациях и т.д.).
Источниками финансирования имущества ОВС в соответствии с законодательством являются: вступительные и дополнительные взносы участников; суммы полученных страховых премий; добровольные взносы и пожертвования; доходы от инвестирования и размещения временно свободных средств; заемные средства и др. незапрещенные законодательством поступления.
В качестве стартового источника покрытия расходов, связанных с уставной деятельностью ОВС, рассматриваются вступительные взносы участников, осуществляемые в денежной форме и форме имущества, имеющего денежную оценку. Требований к минимальному значению фонда вступительных взносов законодательно в России не установлено. Дополнительные взносы участников уплачиваются в случае получения ОВС убытков по итогам отчетного финансового года.
В процессе своей деятельности ОВС могут использовать следующие подходы к управлению капиталом:
а) использование собственных и привлеченных источников:
б) снижение требований к капиталу за счет:
Основным источником пополнения собственных средств ОВС традиционно рассматривается нераспределенная прибыль, которая может формироваться в случае отказа членов ОВС от использования положительных финансовых результатов для выплаты дивидендов (как это принято в некоторых западных странах) или от сокращения размера страховых взносов (что предусматривается российским законодательством). По опыту зарубежных стран собственный капитал (включая, нераспределенную прибыль, фонд вступительных взносов и нестраховые резервы) могут достигать от 15% до 32% от общего размера пассивов [12].
Важной составляющей повышения нераспределенной прибыли ОВС может стать доходы от инвестирования временно свободных средств и страховых резервов. Опыт зарубежных ОВС показывает, что доходность их инвестиций в последние годы имеет тенденцию к снижению и, как правило, не превышает 2,5-3,0%. При этом доходность мелких ОВС ниже, чем в среднем по рынку и составляет около 1,5% годовых. Это объясняется тем, что чем меньше масштабы деятельности ОВС, тем больше доля денежных средств и их эквивалентов в структуре активов [12].
Наиболее распространенным способом внешнего финансирования в международной практике взаимного страхования является долговое (заемное) финансирование, реализуемое в различных формах: от простого кредита до использования более сложных гибридных ценных бумаг. Особенность зарубежной практики заемного финансирования заключается в том, что около 90% крупнейших операторов взаимного страхования размещают публичные долговые обязательства, имеющие рейтинг надежности. А в США доля субординированного долга в капитале операторов взаимного страхования в среднем, превышает долю таких долгов в капитале акционерных компаний. Мелкие ОВС также могут размещать субординированные облигации путем объединения своих усилий в рамках национальных ассоциаций (например, NAMIC (США)). Тем не менее, в странах Америки и Европы общее значение долгосрочных и краткосрочных займов в структуре пассивов взаимных страховщиков невелико и составляет чуть более 5% от размера пассивов [12].
Другой формой привлечения капитала, используемой в странах в развитым финансовым рынком, является секьюритизация, реализуемая, например, посредством выпуска катастрофных облигаций (catastrophe bond – CAT—bond), когда выпустившие их взаимные страховщики получают возможность не выплачивать купонные платежи в случае возникновения заранее определенных катастрофических по масштабам страховых событий. До 20% общего выпуска катастрофных облигаций в мире приходится на долю взаимных страховщиков, однако из-за сложности схемы ее используют только крупных взаимных страховщики преимущественно в Японии и США [12].
В условиях менее развитого финансового рынка России в качестве наиболее вероятных форм заемного финансирования ОВС можно рассматривать банковский кредит при условии реализации дополнительных мер со стороны государства по смягчению условий кредитования.
Ограниченные возможности ОВС в использовании внешних источников финансирования могут приводить к значительным ограничениям потенциала их становления и развития. В этой связи, особенно, на первых этапах формирования начального капитала необходимо рассмотреть возможность использования мер финансовой поддержки со стороны государства, включая возможности софинансирования страховых взносов для некоторых членов ОВС (например, сельхозпроизводители, медицинские работники и др.).
Еще одним практически значимым способом управления капиталом ОВС может стать механизм перестрахования, позволяющий снизить требования к величине собственного капитала. Возможности перестрахования могут быть весьма разнообразны и зависят от индивидуального профиля риска ОВС. Потенциальными вариантами перестрахования могут быть [12]: квотное перестрахование (quota share); перестрахование экцедента убытка (excess of loss/ stop loss); перестрахование совокупного экцедента (aggregate excess of loss); передача портфеля убытков (loss portfolio transfer); покрытие от неблагоприятного развитие (adverse development covers) и др. С одной стороны затраты на перестрахование могут быть весьма значительными, однако с другой стороны они позволяют получить экономию затрат на пополнение капитала ОВС. Для снижения затрат на перестрахование мелкие ОВС могут объединять свои усилия и осуществлять перестрахование на уровне объединений взаимных страховщиков (коллективное перестрахование).
Разработка механизма управления развитием взаимного страхования включает в себя:
Реализацию Концепции планируется осуществлять на основе программно-целевого и проектного управления в 2 этапа:
Этап I. Инициация проекта и формирование условий развития взаимного страхования (2020 г.) предусматривает:
Этап II. Реализация проекта развития взаимного страхования (2020-2023 гг.) включает в себя:
Таблица 3 — Календарный план реализации инициативы по развитию взаимного страхования в регионе
№ этапа | Содержание этапа | Сроки реализации |
1 | Инициация проекта и формирование условий развития взаимного страхования | май 2020-июнь 2021 |
формирование рабочей группы (команды проекта) развития взаимного страхования | май 2020 | |
подготовка предложения по проектной инициативе развития взаимного страхования в Республике Башкортостан и ее согласование в Проектном офисе Аппарата Правительства Республики Башкортостан | июнь 2020 | |
проведение анализа нормативно-правовой базы создания и функционирования ОВС в Республике Башкортостан | август 2020 | |
принятие закона Республики Башкортостан «О взаимном страховании в Республике Башкортостан» с определением основных понятий, порядка и правил осуществления, объектов взаимного страхования, а также требований к региональным ОВС и мер их финансовой и иной поддержки | декабрь 2020 | |
разработка республиканской программы «Развитие взаимного страхования в Республике Башкортостан до 2024 года» | июнь 2021 | |
2 | Реализация проекта развития взаимного страхования | июнь 2021 – декабрь 2023 |
создание ОВС по отраслевому, профессиональному, территориальному и иному принципу | июнь-август 2021 | |
разработка страховых продуктов ОВС, их тестирование и вывод на рынок | июнь2021-апрель 2022 | |
осуществление информационно-аналитической поддержки и продвижения страховых продуктов ОВС | сентябрь 2021-декабрь 2023 | |
внедрение системы контроля над деятельностью ОВС, обеспечивающую сохранность средств страховых фондов и защиту интересов членов ОВС (преимущественно на основе принципов саморегулирования) | сентябрь 2021-декабрь 2023 | |
запуск постоянно действующего механизма подготовки, аттестации и повышения квалификации работников ОВС, а также программы страховой грамотности членов ОВС | сентябрь 2021-декабрь 2023 |
Достижение к 2024 году поставленной в Концепции генеральной цели обеспечения доли ОВС на страховом рынке региона в размере не менее 2,5% от суммы собранных страховых премий (по иным кроме страхования жизни видам страхования, не включая личное страхование) позволит получить прямой экономический эффект в результате создания региональной системы взаимного страхования (СВС), в которой сумма собираемых страховых премий составит не менее 100 млн. руб. в год.
Для обеспечения заданного масштаба функционирования СВС количество участников взаимного страхования планируется на уровне до 14000 членов, а количество ОВС — до 10. Численность работников ОВС в этом случае составит более 100 человек.
Размер активов ОВС к 2024 году может составить до 200 млн. руб., в том числе до 160 млн. руб. в виде инвестиционного портфеля, созданного за счет размещения временно свободных средств и средств страхового резерва в долговые и долевые ценные бумаги, а также в другие активы, в том числе региональные.
Международный опыт показывает, что кроме прямых экономических результатов развитие СВС приводит получению косвенных эффектов в виде [7, 10]:
Кроме прямых и косвенных экономических эффектов развитие СВС имеет социальную значимость, величина которой может быть дополнительно определена на основе повышения [13]:
В результате проведенного исследования выявлено, что наиболее предпочтительным вариантом развития взаимного страхования в регионе является бизнес-модель микрострахования, обеспечивающая специфическую страховую защиту. Специфика микрострахования заключается в акцентировании внимания на малообеспеченных слоях населения (например, жители сельских районов), узко сегментированных группах страхователей (медицинские работники, студенты и т.д.), а также на страховых продуктах с малым масштабом страховых премий (например, до 1000 руб.). Реализация предложенной бизнес-модели позволит ОВС взаимодействовать и не вступать в прямую конкуренцию с коммерческими страховщиками, в том числе при реализации части функций по адеррайтингу и урегулированию ущерба. В основе социально-экономического эффекта развития взаимного страхования лежит расширение уровня страхового покрытия в тех сегментах рынка, которые не являются целевыми для коммерческих страховщиков. Кроме этого, ожидается, что развитию ОВС будет способствовать более низкие ставки страхования, более ответственное поведение участников взаимной страховой защиты в рамках и активная реализация инвестиционной функции страхования на уровне местных и профессиональных сообществ. Предварительная оценка ожидаемых результатов реализации Концепции показывает реальную возможность расширения масштабов страхового рынка регионов, повышения занятости и роста инвестиционной активности.
Список использованных источников
References