Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (61), 2020

Мониторинг на муниципальном уровне как система исследований местного сообщества по направлениям его жизнедеятельности

Municipal monitoring as a community research system in the directions of his life

Авторы


аспирант
Россия, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лаверова РАН
dyagileva15@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрены особенности организации мониторинга на уровне муниципалитета, практика применения форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. В статье рассмотрены варианты изучения общественного мнения (федеральный, региональный, муниципальный уровни), подробно описана модель службы мониторинга для муниципального уровня.

Ключевые слова

мониторинг на муниципальном уровне, исследования общественного мнения, гражданское общество, служба мониторинга, местное самоуправление.

Рекомендуемая ссылка
Дягилева Елена Борисовна
Мониторинг на муниципальном уровне как система исследований местного сообщества по направлениям его жизнедеятельности// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (61). Номер статьи: 6111. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6111/
Authors

Dyagileva Elena Borisovna
graduate student
Russia, Federal research center for integrated Arctic studies named after academician N. p. Laverov of the Russian Academy of Sciences
dyagileva15@yandex.ru

Abstract

In the article the peculiarities of organization of monitoring at the municipal level, the practice of application of the direct implementation of population local self-government and participation in local government. The article considers the options of public opinion research (Federal, regional, municipal levels), describes in detail the model of monitoring service for the municipal level.

Keywords

monitoring at the municipal level, public opinion research, civil society, monitoring service, local government.

Suggested Citation
Dyagileva Elena Borisovna
Municipal monitoring as a community research system in the directions of his life. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (61). Art. #6111. Date issued: 2020-03-31. Available at: https://eee-region.ru/article/6111/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

На уровне местного самоуправления вопрос участия населения в решении основных вопросов территории, в формировании более тесных взаимосвязей властных, общественных, производственных и социальных структур, особенно актуален, так как именно местное самоуправление является фундаментом российской системы народовластия.

Особое значение в этом случае имеет желание и возможности власти создать необходимые и достаточные условия для развития и продвижения на территории инициативы активных жителей. Основными сдерживающими факторами является отсутствие информационных каналов, отсутствие механизмов взаимодействия, отсутствие настоящих общественных лидеров.

Нерешенными остаются вопросы изучения общественного мнения, анализа и учета потребностей населения, налаживания каналов обратной связи. Для решения этих вопросов необходимо использование новых методологических подходов, позволяющих более эффективно вовлекать в социально-экономическую сферу имеющиеся на территории формы самоорганизации граждан и в тоже время создавать условия для инициирования появления новых форм.

Повышение социальной активности граждан в решении местных проблем – важнейшая задача, связанная с темпами и качеством развития России [3].

Согласно Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина гарантируются каждому, каждому гарантируется свобода мысли и слова, никто не может быть принужден к отказу от своих мнений (гл. 2 ст. 29) [1].

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создает необходимые правовые условия, позволяющие расширить участие граждан в решении местных дел. Закон предусматривает формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, такие как местный референдум, сход граждан, правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрания граждан, опрос граждан, обращения граждан и другие. В тоже время государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления [2].

 

Результаты исследования

На практике все перечисленные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления применяются по мере необходимости в зависимости от многих факторов и не являются показателем активности и деятельного участия населения территории в принятии тех или иных значимых управленческих решений, является эпизодическим и не обеспечивает эффективную обратную связь, а управление муниципалитетом, как и всякий управленческий про­цесс, должно представлять собой замкнутый контур управления с обратной связью. Единственным способом наладить постоянную и объективную обратную связь считаем регулярное проведение социологических опросов, то есть организация в муниципалитете мониторинга общественного мнения.

При наличии достаточных финансовых ресурсов есть несколько вариантов изучить общественное мнение на территории муниципалитета, например воспользоваться услугами профессиональных организаций социологов.

На федеральном уровне в настоящее время действует несколько крупных организаций предоставляющих услуги по проведению исследований общественного мнения.

Автономная некоммерческая организация Аналитический Центр Юрия Левады (АНО Левада-Центр) – российская негосударственная исследовательская организация. Центр регулярно проводит собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования, применяя различные опросные методики. Левада-Центр является одной из крупнейших исследовательских компаний в стране. Левада-Центр располагает интервьюерской сетью более чем из 100 региональных партнеров, опросы проводятся в масштабах всей страны, начиная с 1988 года. Среди партнеров и заказчиков центра – компании, университеты, исследовательские и некоммерческие организации. Важным направлением деятельности Левада-Центра является научная работа, центр издает журнал «Вестник общественного мнения» и ежегодный сборник основных результатов массовых опросов общественного мнения в России, распространяемый бесплатно [4].

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) является старейшим российским исследовательским институтом в сфере социальных, политических и маркетинговых опросов и работает вот уже 30 лет начиная с 1987 г. Деятельность компании направлена на получение, анализ и распространение достоверной информации о состоянии и динамике социального развития, общественного мнения, массового сознания и поведения, характерных для различных социальных групп населения и территориальных общностей. Начиная с 1990 г. ВЦИОМ провел около 1000 регулярных всероссийских репрезентативных опросов. ВЦИОМ сегодня – это более 100 штатных сотрудников. С 1992 года ВЦИОМ издает научный журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Одна из ценностей компании гласит: «Исследование для нас — это необходимое условие и важнейшая гарантия правильности принимаемых решений» [5].

На региональном уровне (а именно в Архангельской области) действует государственное автономное учреждение «Центр изучения общественного мнения», который регулярно проводит исследования общественного мнения жителей Архангельской области по различным направлениям [6].

А что на муниципальном уровне? Вариативность возможностей высказать свою позицию достаточно велика, но с какой интенсивностью ведется эта работа, кто отслеживает, анализирует, каков характер обращений, каков период проведения опросов?

Управление муниципалитетом имеет общественный характер, так как механизм формирования решений не­избежно включает в себя такие демократические процедуры как гласные взаимодействия между админи­страцией муниципалитета и депутатами, властью и жителями территории, администрацией и различными орга­низациями (внутренними и внешними).

Сложный характер большинства проблем требует высокого качества принимаемых решений и больших усилий по их реализации. В ходе продвижения решений часто обнаруживаются побочные неучтенные эффекты, которые могут существенно изменить расстановку сил и оценку ситуации. Поэтому необходимо постоянно отслеживать ход исполнения решений, сравнивать результаты с поставленными целями, выявлять отклонения, побочные эффекты и настроения населения, чтобы вовремя вносить необходимые коррективы либо в свои действия по продвижению решений, либо в сами решения.

Узнать действительные настроения жителей муниципалитета, выявить мнение отдельных групп населения, возможно с помощью регулярного проведения социологических опросов и организации в муниципалитете мониторинга общественного мнения. Мониторинг общественного мнения – это сбор и анализ ответов жителей на одни и те же во­просы, задаваемые с определенной периодичностью.

Организация мониторинга на муниципальном уровне приведет к созданию постоянно действующей полно­масштабной системы социологических исследований местного сообщества по всем направлениям его жизнедеятельности, которая позволит объективно выявлять истинные мнения жителей.

Проведение мониторинга и регулярное опубликование его результатов позволит: улучшить имидж местной власти, повысит доверие к ней со стороны избирателей; даст людям уверенность, уменьшит их подверженность различным негативным воздействиям, повысит стабильность сообщества; позволит жителям узнать точку зрения сообщества жителей территории и сравнить с ней свои взгляды на окружающее.

Рассмотрим этапы создания муниципальной службы мониторинга.

  1. Подготовительный этап: сформулировать цели исследования, отобрать наиболее важные проблемы организации жизни данного сообщества, подготовить инструментарий исследования; выбрать методики проведения исследований; приобрести компьютерные npoграммы обработки результатов; адаптировать программы с учетом местных особенностей.
  2. Основной этап.
    • 2.1. Формирование группы мониторинга: определение периодичности опросов, определение технического порядка составления выборки респондентов, определение размера выборки, определение порядка представления и публикации отчетов.
    • 2.2. Разработка инструментария: основная анкета мониторинга, помимо вопросов, связанных с идентификацией об­щественного статуса респондента (пол, возраст, образование и т. п.), может содержать несколько групп вопросов: первая группа вопросов связана с оценкой конкретных направлений деятельности администрации (состояние работы городского транспорта, коммунального обслуживания, правоохранительных органов, здраво­охранения, бытового обслуживания, торговли, экологическое состояние города, а также в целом качество жизни в городе); вторая группа — оценка работы выборных лиц; третья — открытые вопросы о том, какие решения местных властей более всего устраивают или не устраивают, какие события в городе наиболее интересны и важны, какие средства массовой информации, журналисты, публикации наиболее интересны.
      Ответы на вопросы из первой группы совершенно конкретны (числовая оценка по шкале от 0 до 10). Здесь результаты опросов наиболее «ожидаемы», низкая оценка побуждает к анализу состояния дел в данной сфере хозяйства.
      Результаты мониторинга по блоку прямых вопросов предназначены для опубликования для того, чтобы продемонстрировать готовность власти к взаимодействию с населением, ис­пользовать возможность разъяснить свои взгляды и позиции, сообщить дополнительную информации.
    • 2.3. Финансирование:
      • стартовые затраты: приоб­ретение компьютерных программ; оплата консультаций специалистов-социологов.
      • ежегодный бюджет: зарплата штатного персонала группы монито­ринга (аналитик и программист); оплата по договорам группе интервьюеров (4-6 человек); затраты на расходные материалы, канцтовары; подписка на один из социологических журналов.
    • 2.4.  Кадры.
      С течением времени содержание и количество вопросов могут меняться в той степени, в которой изменяется жизнь сообщества. Проводить мониторинг на муниципальном уровне могут специалисты, знающие местные условия, принципы ор­ганизации местного самоуправления, имеющие достаточную эрудицию и аналитический склад ума.
  3. Заключительный этап.

 

Результаты опросов должны оперативно обрабатываться и направляться руководителям адми­нистрации и депутатам, руководителям служб, курирующим соответствующие направления, а также в средства массовой информации. Обязательным условием проведения мониторингов является их абсолютная объективность.

В том случае, когда необходимо продвижение какого-либо крупного проекта, можно использовать мониторинг для того, чтобы задать вопросы, стимулирующие размышление «на заданную тему».

Мониторинговый опрос может сопровождаться дополнительными опросами по самым разным тематикам. В тоже время он позволит объективно выявить многие проблемы жизни на территории и оценить эффективность управленческих решений более узкого и специального характера.

Комплексный характер системы опросов сделает возможным формирование объективного «портрета муниципалитета», а данные могут быть использованы в процессе выработки и проведения решений по самым разным вопросам.

 

Выводы

Актуальность рассматриваемого в статье вопроса подтверждается цитатами генерального директора ВЦИОМ Валерия Фёдорова из интервью Российской газете (23.10.2018): «…Нужно учиться договариваться и согласовывать, и не только интересы элитных групп местного и федерального уровня, но и интересы людей!» [5].

Таким образом, организация мониторинга на муниципальном уровне позволит создать систему социологических исследований местного сообщества по всем направлениям его жизнедеятельности, обеспечить условия для участия населения в решении основных вопросов территории, для развития и продвижения на территории инициативы активных жителей. В том числе, в процессе мониторинга будут созданы информационные и коммуникационные каналы, позволяющие обеспечивать полноценную обратную связь.

Вопросы изучения общественного мнения, анализа и учета потребностей населения, требуют использования новых методологических подходов, позволяющих более эффективно вовлекать в социально-экономическую сферу имеющиеся на территории формы самоорганизации граждан и в тоже время создавать условия для инициирования появления новых форм.

 

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации 1993 год (принята всенародным голосованием 12.12.1993). – М.: Юрист, 2017. – 72с.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 06.10.2003. — №40. — ст. 3822.
  3. Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. — 22.05.1995. — №21. — ст.1930.

 

Ресурсы:

  1. Автономная некоммерческая организация Аналитический Центр Юрия Левады (АНО Левада-Центр) [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.levada.ru/nopisanie/o-tsentre/ (Дата обращения 23.09.2019).
  2. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://wciom.ru/about/aboutus/ (Дата обращения 23.09.2019).
  3. Автономная некоммерческая организация «Центр изучения общественного мнения» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sociologos.ru/ispolniteli/Centr_izucheniya_obshestvennogo_mneniya (Дата обращения 23.09.2019).

 

Bibliographic list:

  1. The Constitution of the Russian Federation 1993 [Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii 1993 god] (adopted by popular vote 12.12.1993). — M.: Lawyer, 2017 .— 72 p.
  2. Federal law of 06.10.2003 No. 131-ФЗ “On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation [Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii]” // Collection of legislation of the Russian Federation. – 10.06.2003. — No. 40. — Art. 3822.
  3. Federal law of 05/19/1995 No. 82-ФЗ «On public associations» [Ob obshchestvennykh ob»yedineniyakh]// Collection of legislation of the Russian Federation. – 05.22.1995. — No. 21. — Art. 1930.

 

Resources:

  1. Autonomous non-profit organization Analytical Center of Yuri Levada (ANO Levada-Center) [Avtonomnaya nekommercheskaya organizatsiya Analiticheskiy Tsentr Yuriya Levady (ANO Levada-Tsentr)] — Access mode: https://www.levada.ru/nopisanie/o-tsentre/ (Date of access 23.09.2019).
  2. All-Russian Center for the Study of Public Opinion (VTsIOM) [Vserossiyskiy tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya (VTSIOM)] — Access mode: https://wciom.ru/about/aboutus/ (Date of access 09.23.2019).
  3. Autonomous non-profit organization “Center for the Study of Public Opinion” [Avtonomnaya nekommercheskaya organizatsiya «Tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya»] — Access mode: http://www.sociologos.ru/ispolniteli/Centr_izucheniya_obshestvennogo_mneniya (Date of access 23.09.2019).

Государственное и муниципальное управление