Авторы
Дягилева Елена Борисовна
аспирант
Россия, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лаверова РАН
dyagileva15@yandex.ru
Аннотация
В статье рассмотрены особенности организации мониторинга на уровне муниципалитета, практика применения форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. В статье рассмотрены варианты изучения общественного мнения (федеральный, региональный, муниципальный уровни), подробно описана модель службы мониторинга для муниципального уровня.
Ключевые слова
мониторинг на муниципальном уровне, исследования общественного мнения, гражданское общество, служба мониторинга, местное самоуправление.
Рекомендуемая ссылка
Authors
Dyagileva Elena Borisovna
graduate student
Russia, Federal research center for integrated Arctic studies named after academician N. p. Laverov of the Russian Academy of Sciences
dyagileva15@yandex.ru
Abstract
In the article the peculiarities of organization of monitoring at the municipal level, the practice of application of the direct implementation of population local self-government and participation in local government. The article considers the options of public opinion research (Federal, regional, municipal levels), describes in detail the model of monitoring service for the municipal level.
Keywords
monitoring at the municipal level, public opinion research, civil society, monitoring service, local government.
Suggested Citation
На уровне местного самоуправления вопрос участия населения в решении основных вопросов территории, в формировании более тесных взаимосвязей властных, общественных, производственных и социальных структур, особенно актуален, так как именно местное самоуправление является фундаментом российской системы народовластия.
Особое значение в этом случае имеет желание и возможности власти создать необходимые и достаточные условия для развития и продвижения на территории инициативы активных жителей. Основными сдерживающими факторами является отсутствие информационных каналов, отсутствие механизмов взаимодействия, отсутствие настоящих общественных лидеров.
Нерешенными остаются вопросы изучения общественного мнения, анализа и учета потребностей населения, налаживания каналов обратной связи. Для решения этих вопросов необходимо использование новых методологических подходов, позволяющих более эффективно вовлекать в социально-экономическую сферу имеющиеся на территории формы самоорганизации граждан и в тоже время создавать условия для инициирования появления новых форм.
Повышение социальной активности граждан в решении местных проблем – важнейшая задача, связанная с темпами и качеством развития России [3].
Согласно Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина гарантируются каждому, каждому гарантируется свобода мысли и слова, никто не может быть принужден к отказу от своих мнений (гл. 2 ст. 29) [1].
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создает необходимые правовые условия, позволяющие расширить участие граждан в решении местных дел. Закон предусматривает формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, такие как местный референдум, сход граждан, правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрания граждан, опрос граждан, обращения граждан и другие. В тоже время государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления [2].
На практике все перечисленные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления применяются по мере необходимости в зависимости от многих факторов и не являются показателем активности и деятельного участия населения территории в принятии тех или иных значимых управленческих решений, является эпизодическим и не обеспечивает эффективную обратную связь, а управление муниципалитетом, как и всякий управленческий процесс, должно представлять собой замкнутый контур управления с обратной связью. Единственным способом наладить постоянную и объективную обратную связь считаем регулярное проведение социологических опросов, то есть организация в муниципалитете мониторинга общественного мнения.
При наличии достаточных финансовых ресурсов есть несколько вариантов изучить общественное мнение на территории муниципалитета, например воспользоваться услугами профессиональных организаций социологов.
На федеральном уровне в настоящее время действует несколько крупных организаций предоставляющих услуги по проведению исследований общественного мнения.
Автономная некоммерческая организация Аналитический Центр Юрия Левады (АНО Левада-Центр) – российская негосударственная исследовательская организация. Центр регулярно проводит собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования, применяя различные опросные методики. Левада-Центр является одной из крупнейших исследовательских компаний в стране. Левада-Центр располагает интервьюерской сетью более чем из 100 региональных партнеров, опросы проводятся в масштабах всей страны, начиная с 1988 года. Среди партнеров и заказчиков центра – компании, университеты, исследовательские и некоммерческие организации. Важным направлением деятельности Левада-Центра является научная работа, центр издает журнал «Вестник общественного мнения» и ежегодный сборник основных результатов массовых опросов общественного мнения в России, распространяемый бесплатно [4].
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) является старейшим российским исследовательским институтом в сфере социальных, политических и маркетинговых опросов и работает вот уже 30 лет начиная с 1987 г. Деятельность компании направлена на получение, анализ и распространение достоверной информации о состоянии и динамике социального развития, общественного мнения, массового сознания и поведения, характерных для различных социальных групп населения и территориальных общностей. Начиная с 1990 г. ВЦИОМ провел около 1000 регулярных всероссийских репрезентативных опросов. ВЦИОМ сегодня – это более 100 штатных сотрудников. С 1992 года ВЦИОМ издает научный журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Одна из ценностей компании гласит: «Исследование для нас — это необходимое условие и важнейшая гарантия правильности принимаемых решений» [5].
На региональном уровне (а именно в Архангельской области) действует государственное автономное учреждение «Центр изучения общественного мнения», который регулярно проводит исследования общественного мнения жителей Архангельской области по различным направлениям [6].
А что на муниципальном уровне? Вариативность возможностей высказать свою позицию достаточно велика, но с какой интенсивностью ведется эта работа, кто отслеживает, анализирует, каков характер обращений, каков период проведения опросов?
Управление муниципалитетом имеет общественный характер, так как механизм формирования решений неизбежно включает в себя такие демократические процедуры как гласные взаимодействия между администрацией муниципалитета и депутатами, властью и жителями территории, администрацией и различными организациями (внутренними и внешними).
Сложный характер большинства проблем требует высокого качества принимаемых решений и больших усилий по их реализации. В ходе продвижения решений часто обнаруживаются побочные неучтенные эффекты, которые могут существенно изменить расстановку сил и оценку ситуации. Поэтому необходимо постоянно отслеживать ход исполнения решений, сравнивать результаты с поставленными целями, выявлять отклонения, побочные эффекты и настроения населения, чтобы вовремя вносить необходимые коррективы либо в свои действия по продвижению решений, либо в сами решения.
Узнать действительные настроения жителей муниципалитета, выявить мнение отдельных групп населения, возможно с помощью регулярного проведения социологических опросов и организации в муниципалитете мониторинга общественного мнения. Мониторинг общественного мнения – это сбор и анализ ответов жителей на одни и те же вопросы, задаваемые с определенной периодичностью.
Организация мониторинга на муниципальном уровне приведет к созданию постоянно действующей полномасштабной системы социологических исследований местного сообщества по всем направлениям его жизнедеятельности, которая позволит объективно выявлять истинные мнения жителей.
Проведение мониторинга и регулярное опубликование его результатов позволит: улучшить имидж местной власти, повысит доверие к ней со стороны избирателей; даст людям уверенность, уменьшит их подверженность различным негативным воздействиям, повысит стабильность сообщества; позволит жителям узнать точку зрения сообщества жителей территории и сравнить с ней свои взгляды на окружающее.
Рассмотрим этапы создания муниципальной службы мониторинга.
Результаты опросов должны оперативно обрабатываться и направляться руководителям администрации и депутатам, руководителям служб, курирующим соответствующие направления, а также в средства массовой информации. Обязательным условием проведения мониторингов является их абсолютная объективность.
В том случае, когда необходимо продвижение какого-либо крупного проекта, можно использовать мониторинг для того, чтобы задать вопросы, стимулирующие размышление «на заданную тему».
Мониторинговый опрос может сопровождаться дополнительными опросами по самым разным тематикам. В тоже время он позволит объективно выявить многие проблемы жизни на территории и оценить эффективность управленческих решений более узкого и специального характера.
Комплексный характер системы опросов сделает возможным формирование объективного «портрета муниципалитета», а данные могут быть использованы в процессе выработки и проведения решений по самым разным вопросам.
Актуальность рассматриваемого в статье вопроса подтверждается цитатами генерального директора ВЦИОМ Валерия Фёдорова из интервью Российской газете (23.10.2018): «…Нужно учиться договариваться и согласовывать, и не только интересы элитных групп местного и федерального уровня, но и интересы людей!» [5].
Таким образом, организация мониторинга на муниципальном уровне позволит создать систему социологических исследований местного сообщества по всем направлениям его жизнедеятельности, обеспечить условия для участия населения в решении основных вопросов территории, для развития и продвижения на территории инициативы активных жителей. В том числе, в процессе мониторинга будут созданы информационные и коммуникационные каналы, позволяющие обеспечивать полноценную обратную связь.
Вопросы изучения общественного мнения, анализа и учета потребностей населения, требуют использования новых методологических подходов, позволяющих более эффективно вовлекать в социально-экономическую сферу имеющиеся на территории формы самоорганизации граждан и в тоже время создавать условия для инициирования появления новых форм.
Библиографический список:
Ресурсы:
Bibliographic list:
Resources: