Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (54), 2018

Свободный порт Владивосток: проблемы и перспективы развития

Free port of Vladivostok: problems and prospects of development

Авторы


Россия, Дальневосточный федеральный университет
garbarnastya@mail.ru


Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, коммерции и логистики
Россия, Дальневосточный федеральный университет
Mayzner.na@dvfu.ru

Аннотация

В статье приведён анализ динамики входа резидентов в свободный порт Владивосток (СПВ) во взаимосвязи с анализом изменения основных положений Федерального закона Российской Федерации «О свободном порте Владивосток», выявляются проблемы и перспективы развития порта. На основе результатов исследования разрабатываются рекомендации по дальнейшему развитию Свободного порта Владивосток.

Ключевые слова

свободный порт Владивосток, Приморский край, Дальневосточный федеральный округ, свободная экономическая зона

Рекомендуемая ссылка
Гарбар Анастасия Сергеевна , Майзнер Надежда Александровна
Свободный порт Владивосток: проблемы и перспективы развития// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (54). Номер статьи: 5415. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5415/
Authors

Garbar Anastasiya Sergeevna
Russia, Far Eastern Federal University
garbarnastya@mail.ru

Majzner Nadezhda Aleksandrovna
PHD, associate professor of the department of marketing, commerce and logistics
Russia, Far Eastern Federal University
Mayzner.na@dvfu.ru

Abstract

The article reflects the main problems and prospects of development of the free port of Vladivostok. The analysis of changes in the Federal law "on the free port of Vladivostok" and their impact on the dynamics of entry of residents into the register of the free port of Vladivostok. The author offers recommendations for further development of the port on the basis of the conducted research.

Keywords

free port Vladivostok, Primorsky Krai, Far Eastern Federal District, free economic zone

Suggested Citation
Garbar Anastasiya Sergeevna , Majzner Nadezhda Aleksandrovna
Free port of Vladivostok: problems and prospects of development. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (54). Art. #5415. Date issued: 2018-06-20. Available at: https://eee-region.ru/article/5415/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Актуальность исследования проблем и перспектив развития свободного порта Владивосток (СПВ) обусловлена его огромной значимостью для развития Приморского края и Дальневосточного федерального округа, а также для привлечения иностранных инвестиций.

Создание зоны свободной торговли позволит расширить масштабы трансграничной торговли, укрепить торговые связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также ускорить процесс развития транспортной инфраструктуры региона.

Однако создание данной свободной экономической зоны обусловлено рядом проблем, решение которых на сегодняшний день является наиболее приоритетной задачей.

Целью работы является исследование проблем и перспектив развития СПВ и разработка рекомендаций по его дальнейшему развитию.

Исходя из данной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

  • проанализировать законодательные аспекты СПВ;
  • исследовать тенденции вхождения резидентов в реестр СПВ в связи с изменениями в Федеральном законе «О свободном порте Владивосток»;
  • выявить и обосновать проблемы развития СПВ;
  • определить перспективы дальнейшего развития СПВ;
  • разработать рекомендации по дальнейшему развитию СПВ.

Объектом исследования является деятельность свободного порта Владивосток, предметом – методы и инструменты исследования и дальнейшего развития деятельности Свободного порта.

В процессе исследования использовались общенаучные методы познания социально-экономических явлений, сравнительный, экономический, статистический и контент-анализы.

Методологической базой для исследования послужили труды отечественных ученых: Горчакова В.В, Красовой Е.В, Фисенко А.И, Ворожбит О.Ю, Корнейко О.В, Скрипова Д.В, Левченко Т.А, Хаблак В.В, а также периодическая литература по исследуемой проблеме.

 

Свободный порт Владивосток: краткий анализ экономического положения

Свободный порт Владивосток (СПВ) является свободной экономической зоной, пользующейся особыми режимами таможенного, инвестиционного, смежного и налогового регулирования. Он занимает важное место в системе логистических связей с соседними странами и развитии предпринимательской деятельности в Приморском крае. Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» вступил в силу 13 октября 2015 года и с тех пор подвергался изменению 7 раз.

Создание и развитие СПВ осуществляется также в соответствии с государственной программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», новая редакция которой была утверждена постановлением Правительства РФ от 09.08.2016 г. № 757.

К свободному порту Владивосток относятся следующие муниципальные районы Дальнего Востока:

 

Таблица 1 – Территории Дальнего Востока, входящие в состав СПВ

Название региона Муниципальные районы и округа
Приморский край ·Артемовский городской округ;
·Владивостокский городской округ;
·городской округ Большой Камень;
·Находкинский городской округ;
·Партизанский городской округ;
·городской округ Спасск-Дальний;
·Уссурийский городской округ;
·Надеждинский муниципальный район;
·Шкотовский муниципальный район;
·Октябрьский муниципальный район;
·Ольгинский муниципальный район;
·Партизанский муниципальный район;
·Пограничный муниципальный район;
·Хасанский муниципальный район;
·Лазовский муниципальный район.
Хабаровский край ·Ванинский муниципальный район.
Сахалинская область ·Корсаковский городской округ;
·Углегорский район
Камчатский край ·городской округ Петропавловск-Камчатский
Чукотский автономный округ ·городской округ Певек

Источник: [8]

 

Протоколом наблюдательного совета СПВ от 21.10.15 №1 утверждены виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых резидентам СПВ не предоставляются льготы по федеральным налогам, а также виды предпринимательской деятельности, которые не вправе осуществлять резиденты СПВ. Виды предпринимательской деятельности, на которые не распространяются налоговые льготы:

  1. Деятельность финансовая и страховая;
  2. Торговля оптовая и розничная.

Виды предпринимательской деятельности, которыми не могут заниматься резиденты СПВ:

  1. Добыча нефти и природного газа;
  2. Производство подакцизных товаров, за исключением производства автомобилей легковых, мотоциклов, моторных масел, авиационного, дизельного и автомобильного топлива;
  3. Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (за исключением: аренды и лизинга сельскохозяйственных машин и оборудования; строительных машин и оборудования для гражданского строительства, транспортных средств; воздушных транспортных средств; водных транспортных средств; железнодорожных транспортных средств; двигателей, турбин и станков; прочих машин, оборудования, и материальных средств).

В таблице 2 представлен ряд преференций, предусмотренный режимом свободного порта Владивосток для его резидентов.

 

Таблица 2 – Преференции, предоставляемые резидентам СПВ

Финансовые преференции
Для резидентов СПВ ·      7,6% – размер страховых взносов в течение 10 лет;
·      0% – налог на прибыль в течение первых 5 лет (последующие 5 лет – 12%), кроме Камчатского края. Размер региональной налоговой ставки на прибыль в Камчатском крае составляет 5% в течение первых 5 лет
·      0% – налог на имущество в течение первых 5 лет (последующие 5 лет – 0,5%);
·      0% – земельный налог в течение первых 5 лет.
Административные преференции (только для резидентов СПВ)
·          Право на предоставление земельных участков в аренду (без торгов, по кадастровой стоимости);
·          Разрешение на иностранную рабочую силу: доля до 20% – для всех резидентов. Более 20% – по решению наблюдательного совета (без квот);
·          Сокращенное время проведения плановых контрольных проверок (не более 15 дней);
·          Сокращенное время проведения внеплановых контрольных проверок (не более 15 дней)
Таможенная преференция (только для резидентов СПВ)
Режим свободной таможенной зоны подразумевает:
·          Отсутствие уплаты таможенных пошлин;
·          Отсутствие применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров;
·          Отсутствие применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.
Упрощенный визовый режим
Свободный порт Владивосток предусматривает упрощенный визовый порядок въезда. Иностранные граждане, прибывающие в РФ через пункты пропуска, расположенные на территории свободного порта Владивосток, могут пребывать на территории РФ до 8 дней без оформления визы.

Источник: [8]

 

Как следует из таблицы 2, резидентам СПВ предоставляются значительные финансовые, административные и таможенные преференции.

Под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток [16].

Свободный порт Владивосток предусматривает упрощенный визовый порядок въезда иностранных граждан. Кроме того, резидентам Свободного порта Владивосток будет предоставлена дополнительная защита: управляющая компания Свободного порта получит право представлять и защищать интересы обратившихся к ней резидентов в суде, предъявлять иски по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, о защите прав и законных интересов неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента [12].

Показатели деятельности свободного порта представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Показатели деятельности свободного порта в Приморском крае в 2016-2017 гг., %

Показатель 2016 г. 2017 г. 2017/2016 гг., %
Инвестиции,  млрд. руб. 118 358 303,4
Рабочие места 21606 34200 156,2
Резиденты 116 386 332,8

Источник: [4]

 

Как следует из таблицы 3, объем инвестиций в развитие свободного порта увеличился в 3 раза, вместе с этим, число резидентов в 2017 г. по отношению к 2016 г. также увеличилось более чем в 3 раза. Число рабочих мест выросло в 1,5 раза. За два года благодаря Свободному порту и его резидентам удалось реализовать около 160 проектов, обеспечивающих мощный скачок в развитии Приморского края. Как показывают данные таблицы 3, внимание предпринимателей к СПВ в 2017 г. по сравнению с 2016 г. значительно возросло. На наш взгляд, это связано с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О свободном порте Владивосток», вступившими в силу с 01.01.2017г., согласно которому упрощается режим выдачи градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории СПВ (изменение части 5 статьи 28), а также подлежит отмене статья 20 «Об установлении пониженных тарифов страховых взносов для резидентов СПВ – плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» [9].

На сегодняшний день СПВ объединяет собой 540 резидентов. Это достаточно большое количество, учитывая то, что первый резидент вступил в СПВ только 16 марта 2016 г.

При разработке законопроекта о свободном порте использовались лучшие практики создания свободных портов стран АТР, одновременно разрабатывались новые механизмы, в связи с чем направленность на интеграцию России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона становится все более реальной.

Инвестиционная успешность Дальнего Востока на фоне других федеральных округов во многом объясняется активным продвижением в регионе институтов развития и инструментов поддержки инвесторов [1]. Интерес для стран-партнеров представляют пищевая, рыбоперерабатывающая и лесоперерабатывающая промышленность, а также отрасль машиностроения [15]. Крупнейшими инвесторами в дальневосточную экономику являются Китай, Япония и Республика Корея. Однако их активность сдерживается такими факторами, как: неразвитость коммуникаций и логистики,  недостаточная квалификация рабочей силы, неопределенность в поставках сырья и материалов. Очевидно, что потенциал СПВ для иностранных инвесторов используется не в полной мере. Это связано, отчасти, с тем, что в государственной программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.» вопросы развития СПВ затронуты лишь вскользь [6]. Проблемы развитияСледует отметить, что наряду с видимыми преимуществами от выхода России на торгово-транспортную арену стран АТР возникает и повышенная конкуренция с этими же странами. Особенно остро она ощущается при сравнении с соседними портами КНР, Республики Кореи и Японии. Так, например, пропускная способность портов Дальнего Востока в 2017г. составила 112,94 млн. т., в то время как  за тот же период в порту Шанхай было обработано 812 млн. т разнотипных грузов. Это связано, как с недостаточной материально-технической портовой базой Владивостока, так и с нехваткой высококвалифицированных рабочих кадров [3].

Согласно пункту 2 ст. 284.4 Налогового кодекса, резидент СПВ вправе применять к налоговой базе льготные ставки, только если доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории СПВ, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль [7]. В связи с этим некоторые уже действующие компании предпочитают регистрировать новое юридическое лицо лишь для того, чтобы было проще стать резидентом СПВ, чтобы в будущем не пришлось обосновывать и доказывать правомерность применения предусмотренных законом специальных льготных режимов. Но, как отметил в своей статье «Свободный порт Владивосток: проблемы становления и перспективы развития» В.В. Горчаков, менее высокий процент был бы гораздо привлекательнее с точки зрения вхождения уже действующего бизнеса в резиденты Свободного порта [2].

Кроме того, широкий спектр налоговых льгот, которые предоставляет Свободный порт своим резидентам, недостаточно выгоден для малого бизнеса или предприятий, находящихся на упрощенной системе налогообложения, либо работающих по патенту.

Необходимо повысить загруженность существующих мощностей порта Владивосток, так как в настоящее время доля его незадействованных мощностей составляет 44,4% [13]. В результате, порт «работает в минус», ведь для повышения эффективности его деятельности необходимо увеличить его загрузку минимум до 80%.

Отдельной проблемой СПВ является несоответствие существующей транспортно-логистической инфраструктуры г. Владивосток и Приморского края требованиям и запросам свободного порта, а также отсутствие должным образом подготовленных рабочих кадров. Несмотря на важную геополитическую роль,  Владивосток и другие российские порты, к сожалению, заметно отстают по уровню развития экономической и портовой инфраструктуры от других портов Азии [5].

Если же рассматривать туристический потенциал СПВ, то г. Владивосток, как заметил в своем интервью для информационного портала PrimaMedia заместитель генерального директора компании «Эрма» Роман Щепов, несмотря на свою географическую привлекательность для круизных компаний, технически не может принимать все желающие зайти в порт  суда из-за недостаточной глубины причалов морского вокзала. Самое большое круизное судно, заходившее в порт Владивосток, – Diamond Princess, имело осадку 8,5 метров и длину 280 метров. Лайнеры большего размера морской порт Владивосток принять не может [12].

По мнению круизных агентств, есть еще одна проблема, сдерживающая развитие круизного туризма в Приморье, – это сложная процедура пограничного оформления пассажиров и экипажа, что занимает основную часть времени нахождения судна в порту Владивосток. Предлагается ускорить этот процесс за счет направления в порт выхода того или иного круизного лайнера работников пограничной службы, которые могли бы оформлять пассажиров на пути до порта Владивосток.

 

Перспективы развития

Одной из перспектив развития СПВ в целях усиления промышленной базы региона в традиционных секторах многие специалисты считают целесообразным рассмотреть возможность включения в границы СПВ Дальнегорского ГО и Тернейского MP. Включение данных территорий в свободный порт Владивосток значительно увеличит инвестиционный потенциал региона, обеспечит создание новых производств и привлечение населения в северные малозаселенные территории Приморского края [9].

Необходимо отметить, что транспортной системе свободного порта необходимо быть подготовленной к росту экспорта. Для этого в первую очередь следует уделить внимание развитию крупных транспортных узлов и их взаимодействию с предприятиями – резидентами свободного порта [15]. Создание в Приморье на базе СПВ современного международного транспортно-логистического комплекса значительно улучшит экономический облик дальневосточных территорий в глазах потенциальных иностранных инвесторов [17].

Вместе с тем, не стоит забывать об угрозе неконтролируемого вывоза ресурсов с территории России. Дальнейшее развитие законодательного и организационного механизма функционирования СПВ должно предусматривать не только развитие экспортоориентированной сырьевой деятельности, но и условий, а также возможностей для создания перерабатывающих производств, выпускающих продукцию высокой степени готовности, в том числе наукоемкую [5].

В ходе тематической сессии второго Восточного экономического форума в 2016 г., его участники подняли вопрос о необходимости развития контейнерных линий в приморских портах. Было предложено освободить от уплаты налога на добавленную стоимость производителей бункерного топлива, предназначенного для продажи в акваториях СПВ, внести в прейскурант РЖД категорию «бункерное топливо, предназначенное для продажи в акваториях СПВ» и создать специальную биржу СПВ для продажи бункеровочного топлива [10].

 

Заключение

Таким образом, проведенный анализ режима свободного порта Владивосток, а также выявленные в ходе этого анализа проблемы его функционирования, позволяют сформулировать следующие общие рекомендации по дальнейшему его развитию:

  • произвести причальные дноуглубительные работы порта Владивосток;
  • освободить от уплаты налога на добавленную стоимость производителей бункерного топлива, предназначенного для продажи в акваториях СП;
  • создать в Приморье на базе СПВ современный международный транспортно-логистический комплекс;
  • рассмотреть вопрос о направлении в порт выхода того или иного круизного лайнера работников пограничной службы для оформления документов в пути следования до г. Владивосток;
  • повысить загруженность существующих мощностей порта Владивосток от 40% до 80%;
  • оборудовать в местах пропуска специальные помещения для выдачи виз;
  • облегчить условия приобретения статуса резидента СПВ для компаний «с историей».

Вышеперечисленные меры, по мнению авторов, позволят увеличить объемы грузопотока, увеличат приток инвестиций в экономику Приморского края и обеспечат конкурентоспособность СПВ на мировом рынке морских грузоперевозок.

 

Список литературы:

  1. Ворожбит О.Ю., Корнейко О.В. Перспективы развития рыбохозяйственной деятельности Приморья в условиях свободного порта Владивостока // М., 2015. 180 с.
  2. Горчаков В.В. Свободный порт Владивосток: проблемы становления и перспективы развития // Таможенная политика России на Дальнем Востоке, 2015. – № 4 – с. 26-30.
  3. Дальневосточные порты почти восстановили грузооборот после кризиса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/09/05/732442-dalnevostochnie-porti-vosstanovili-gruzooborot (дата обращения: 29.04.2018)
  4. Как сработали порты Дальнего Востока в минувшем, 2015 году. Тихоокеанская Россия. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://to-ros.info/?p=32490 (Дата обращения 07.06.2018)
  5. Красова Е.В., Ма И. Свободный порт Владивосток: условия развития, перспективы, риски // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2015. – № 6 – с. 108-122.
  6. Левченко Т.А., Хаблак В.В. Свободный порт Владивосток как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока России // Общество: политика, экономика, право, 2016. – с. 49 — 52.
  7. Налоговый кодекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vladrieltor.ru/nalkodeks (дата обращения 07.04.18)
  8. О СПВ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://erdc.ru/about-spv/ (дата обращения 17.04.18)
  9. Обзор изменений Федерального закона от 13.07.2015 N 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», редакция от 03.07.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_202921/b76ad1538ffc755cdbc8f57ac105ca09a72da3a9/ (дата обращения 01.04.18)
  10. Проблемы свободного порта обсудили гости Восточного экономического форума [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://primpress.ru/article/5897 (дата обращения 21.04.18)
  11. Реестр резидентов свободного порта Владивосток [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://erdc.ru/upload/reestr-spv.pdf (дата обращения 20.03.18)
  12. Свободный порт Владивосток учрежден в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/economy/20150713/1126417733.html (дата обращения 17.04.18)
  13. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmorport.ru/media/File/State-Private_Partnership/strategy_2030.pdf (дата обращения 07.04.18)
  14. Свободный порт Владивосток: пустующая гавань или будущая круизная столица России? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://primamedia.ru/news/501724/ (дата обращения 16.04.18)
  15. Скрипова Д.В. Перспективы развития свободного порта Владивосток в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Молодой ученый, 2018. – №7. – с. 87-89. – URL https://moluch.ru/archive/193/48348/ (дата обращения: 29.04.2018).
  16. Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» ч.1. ст.10. гл.3, 212 –ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182596/ (дата обращения 17.03.18)
  17. Фисенко А.И. Роль морских портов Приморского края в развитии транзитной функции региона в условиях создания свободного порта Владивосток // Фундаментальные исследования, 2015. – № 8–2. – с. 432-439.

 

References:

  1. Vorozhbit O.Yu., Kornejko O.V. Prospects for the development of fisheries in Primorye in the free port of Vladivostok [Perspektivy` razvitiya ry`bokhozyajstvennoj deyatel`nosti Primor`ya v usloviyakh svobodnogo porta Vladivostoka]. M., 2015. 180 p.
  2. Gorchakov V.V. Free port of Vladivostok: problems of formation and prospects for development [Svobodny`j port Vladivostok: problemy` stanovleniya i perspektivy` razvitiya]// Customs Policy of Russia in the Far East, 2015. — No. 4 — p. 26-30.
  3. Far Eastern ports almost restored the turnover after the crisis. [Dal`nevostochny`e porty` pochti vosstanovili gruzooborot posle krizisa]. — Access mode: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/09/05/732442-dalnevostochnie-porti-vosstanovili-gruzooborot (reference date: 04.29.2018)
  4. How the ports of the Far East worked in the past, 2015. Pacific Russia. [Kak srabotali porty` Dal`nego Vostoka v minuvshem, 2015 godu. Tikhookeanskaya Rossiya]: Access mode: URL: http://to-ros.info/?p=32490 (Date of circulation 07.06.2018)
  5. Krasova E.V., Ma I. Free port of Vladivostok: conditions of development, prospects, risks [Svobodny`j port Vladivostok: usloviya razvitiya, perspektivy`, riski]// Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2015. — No. 6 — p. 108-122.
  6. Levchenko T.A., Khablak V.V. Free port of Vladivostok as a factor of attracting direct foreign investments into the economy of the Russian Far East [Svobodny`j port Vladivostok kak faktor privlecheniya pryamy`kh inostranny`kh investiczij v e`konomiku Dal`nego Vostoka Rossii]// Society: Politics, Economics, Law, 2016. — p. 49 — 52.
  7. Tax code [Nalogovy`j kodeks]. — Access mode: https://vladrieltor.ru/nalkodeks (circulation date 07.04.18)
  8. On the SST [O SPV]. — Access mode: http://erdc.ru/about-spv/ (circulation date 17.04.18)
  9. Review of amendments to Federal Law No. 212-FZ of July 13, 1981 «On the Free Port of Vladivostok», edition of July 03, 2016 [O svobodnom porte Vladivostok]. — Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_202921/b76ad1538ffc755cdbc8f57ac105ca09a72da3a9/ (circulation date April 1, 18)
  10. Problems of the free port were discussed by the guests of the Eastern Economic Forum [Problemy` svobodnogo porta obsudili gosti Vostochnogo e`konomicheskogo foruma]. — Access mode: http://primpress.ru/article/5897 (circulation date is April 21, 188)
  11. Register of residents of the free port of Vladivostok [Reestr rezidentov svobodnogo porta Vladivostok]. — Access mode: http://erdc.ru/upload/reestr-spv.pdf (circulation date 20.03.18)
  12. Free port of Vladivostok is established in Russia [Svobodny`j port Vladivostok uchrezhden v Rossii]. — Access mode: https://ria.ru/economy/20150713/1126417733.html (circulation date April 17, 18)
  13. Strategy of development of the sea port infrastructure of Russia until 2030 [Strategiya razvitiya morskoj portovoj infrastruktury` Rossii do 2030 goda]. — Access mode: http://www.rosmorport.ru/media/File/State-Private_Partnership/strategy_2030.pdf (circulation date 07.04.18)
  14. Free port of Vladivostok: an empty harbor or the future cruise capital of Russia? [Svobodny`j port Vladivostok: pustuyushhaya gavan` ili budushhaya kruiznaya stolicza Rossii?]. — Access mode: https://primamedia.ru/news/501724/ (circulation date 16.04.18)
  15. Skripova D.V. Prospects for the development of the free port of Vladivostok in the Asia-Pacific region [Perspektivy` razvitiya svobodnogo porta Vladivostok v Aziatsko-Tikhookeanskom regione]// Young Scientist, 2018. — № 7. — from. 87-89. — URL https://moluch.ru/archive/193/48348/ (reference date: 04.29.2018).
  16. Federal Law «On the Free Port of Vladivostok» Part 1. art.10. Chapter 3, 212-FZ [O svobodnom porte Vladivostok]. — Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182596/ (circulation date 17.03.18)
  17. Fisenko A.I. The role of seaports in Primorsky Krai in the development of the transit function of the region in the conditions of creating a free port of Vladivostok [Rol` morskikh portov Primorskogo kraya v razvitii tranzitnoj funkczii regiona v usloviyakh sozdaniya svobodnogo porta Vladivostok]// Fundamental Research, 2015. — No. 8-2. — from. 432-439.

Региональное развитие