Главная страница » Публикации » №4 (72) » Социальное и экономическое развитие северных территорий Дальнего Востока (на примере муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области)

Социальное и экономическое развитие северных территорий Дальнего Востока (на примере муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области)

Social and economic development of the northern territories of the Far East (on the example of the municipal formation of the city district «Okhinsky» of the Sakhalin region)

Авторы

Ковтун Богдан Анатольевич
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и коммерции
Россия, Дальневосточный государственный университет путей сообщения
kuzbass.go@yandex.ru
Колесникова Марина Геннадьевна
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и коммерции
Россия, Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Муравьева Любовь Геннадьевна
кандидат экономических наук, экономист
Россия, ООО «ЛИГО-дизайн трейдинг»

Аннотация

Целью данной статьи является анализ тенденций социально-экономического развития муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области. Актуальность данного исследования заключается в том, что развитие северных территорий определяется эффективной реализацией их социально-экономического потенциала, что выражается в наличии необходимых ресурсов, определения их структуры, степенью полноты их использования в более сложных климатических и географических условиях. На основе статистических данных рассчитаны показатели, позволяющие оценить социально-экономическое положение муниципального образования. К таким показателям относят темпы роста промышленного производства, показатели потребительского рынка, транспортной инфраструктуры, объём и источники инвестиций в основной капитал, динамика показателей занятости и средней заработной платы по основным видам экономической деятельности, демографические показатели, а также показатели социальной инфраструктуры.
На основе проведенного анализа были выделены факторы, сдерживающие социально-экономическое развитие городского округа.

Ключевые слова

Сахалинская область, северные территории Дальнего Востока, социально-экономическое развитие, промышленное производство, потребительский рынок, инвестиции, занятость, средняя заработная плата, социальная сфера.

Рекомендуемая ссылка

Ковтун Богдан Анатольевич , Колесникова Марина Геннадьевна , Муравьева Любовь Геннадьевна

Социальное и экономическое развитие северных территорий Дальнего Востока (на примере муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (72). Номер статьи: 7231. Дата публикации: 21.12.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7231/

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-472-31

Authors

Kovtun Bogdan Anatolyevich
Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Commerce
Russia, Far Eastern State Transport University
kuzbass.go@yandex.ru
Kolesnikova Marina Gennadyevna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Commerce
Russia, Far Eastern State Transport University
Muravyeva Lyubov Gennadyevna
Candidate of Economic Sciences, Economist
Russia, LIGO-Design Trading LLC

Abstract

The purpose of this article is to analyze the trends of socio-economic development of the municipality of the city district "Okhinsky" of the Sakhalin region. The relevance of this study lies in the fact that the development of the northern territories is determined by the effective realization of their socio-economic potential, which is expressed in the availability of necessary resources, the definition of their structure, the degree of completeness of their use in more difficult climatic and geographical conditions. Based on statistical data, indicators are calculated to assess the socio–economic situation of the municipality. Such indicators include the growth rates of industrial production, indicators of the consumer market, transport infrastructure, the volume and sources of investment in fixed assets, the dynamics of employment and average wages for the main types of economic activity, demographic indicators, as well as indicators of social infrastructure. On the basis of the analysis, the factors constraining the socio-economic development of the urban district were identified.

Keywords

Sakhalin region, northern territories of the Far East, socio-economic development, industrial production, consumer market, investment, employment, average wage, social sphere.

Suggested Citation

Kovtun Bogdan Anatolyevich , Kolesnikova Marina Gennadyevna , Muravyeva Lyubov Gennadyevna

Social and economic development of the northern territories of the Far East (on the example of the municipal formation of the city district "Okhinsky" of the Sakhalin region)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (72). Art. #7231. Date issued: 21.12.2022. Available at: https://eee-region.ru/article/7231/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-472-31

Print Friendly, PDF & Email

Социально-экономическое развитие муниципальных образований северных территорий Российской Федерации представляет собой комплексный процесс экономических, социальных и политических изменений, которые должны приводить к повышению уровня и качества жизни населения.

Социально-экономическое развитие северных районов Российской Федерации основано на трех важнейших предпосылках: ключевые позиции в экономике страны по запасам и разработке основных видов минерального топлива и сырья. При 8 % населения России здесь производится 100 % алмазов, кобальта, платиноидов, апатитового концентрата, 9/10 природного газа, меди, никеля, 3/4 нефти, 2/3 золота, половина продукции лесной и рыбной промышленности; усиление значения российской Арктики; глобальная стратегическая роль Северной зоны, расположенной в Евразии на кратчайшем расстоянии от Американского континента, в обеспечении национальной безопасности и геополитических интересов государства [1].

К факторам, влияющим на развитие северных территорий, относят:

  • географический — отдаленность и отсутствие развитой дорожной инфраструктуры, что сказывается на проблемах с завозом товаров, приводит к увеличению транспортных издержек и отражается на увеличении себестоимости продукции;
  • климатический — суровые природные условия связаны с риском проживания населения, что сказывается на состоянии здоровья населения, ограничивает сроки строительства и ремонта сооружений, дорожных покрытий, инженерных сетей, посева и сбора урожая, увеличивает сроки отопительного сезона, сокращает сроки работ по разведке и добыче полезных ископаемых;
  • политический: государственная политика — развитие отдельно взятых районов невозможно без развития государства в целом, особенно если эти районы относятся к районам Севера, жизнедеятельность которых напрямую зависит от государственной поддержки, учитывая факт их депрессивное. Поэтому развитие муниципальных образований районов Севера, главным образом, зависит от политики, проводимой государством в области развития данных территорий с учетом их специфических особенностей. Политика муниципалитетов — желание улучшения уровня благосостояния населения и активное участие в процессе разработки и реализации методов достижения цели развития, отход от старых метод управления — пассивного ожидания помощи от государства.
  • правовой — является законодательной основой при реализации стратегических планов развития, так как от нормативно-правовых актов, как федеральных, так и региональных, зависит регулирование отношений между субъектами правоотношений: порядок и условия получения прав на осуществление определенного вида деятельности, предоставление льгот, гарантий, компенсаций представителям местного сообщества (власти, бизнеса, населения, науки) и т.п.;
  • финансовый — осуществление развития муниципального образования невозможно без материальных средств. При недостатке собственных финансов необходимо изыскивать возможности для их увеличения (диверсификация производств, закрытие убыточных предприятий, сокращение числа управленческих кадров) и привлекать инвесторов для участия в программах развития [2, с. 12].

Таким образом, тенденции социально-экономического развития районов Крайнего Севера во многом определяются общими для них факторами, к которым можно отнести неблагоприятные климатические условия, труднодоступность и удаленность от экономических центров, малая численность населения, низкий уровень развития транспортной и иных объектов инфраструктуры.  Потенциальными инвесторами совокупность этих факторов оценивается как источник удорожания деятельности и приводит к снижению инвестиционной привлекательности территорий.

Муниципальное образование городской округ «Охинский» (далее, МО ГО «Охинский») Сахалинской области расположен на севере о. Сахалин между 52 и 55 параллелями северной широты, занимает площадь 14815,9 кв.км., что относит его к самому крупному в Сахалинской области (17%).

Промышленное производство городского округа включает в себя добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, обеспечение электрической энергией, газом и паром, водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизацию отходов, рыболовство (табл. 1).

 

Таблица 1 – Динамика промышленного производства муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области, млн. руб.

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 2021 г. в %
к 2017 г.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по основным видам экономической деятельности 16260 14604,8 16600,4 13460,2 6 206,5 38,17
Добыча полезных ископаемых 13398,5 11911,4 14535,6 9445,3 2544,2 18,99
— добыча полезных ископаемых, в том числе добыча сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях 13347,7 11866,1 14510,8 9402,1 2544,2 19,06
Обрабатывающие производства 1 194,7 1 007,3 270,9 247,1 478,4 40,04
— переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов 8,9 6,4 31,2 153 297,9 в 33,5 раза
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 1334,4 1356,7 1469,8 1386,6 1 152,6 86,38
Рыболовство, рыбоводство 132,1 103,5 126,8 2 077,8 1 741,4 в 13,2 раза
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 200,3 225,9 197,3 303,4 289,2 144,38

Составлено и рассчитано по [3]

 

Как показывают данные таблицы, за рассматриваемый период наблюдается отрицательная тенденция по большинству показателей промышленного производства. Динамика некоторых показателей за период 2017-2021 гг. имела неоднозначный характер. Так, объём добычи полезных ископаемых значительно сократился в 2018 году по сравнению с прошлым периодом, а в 2019 году вновь произошло существенное увеличение показателя по данному виду деятельности. Снижение объема добычи полезных ископаемых в 2021 году было обусловлено аварией на трубопроводе Оха-Комсомольск-на-Амуре, которая произошла в июле 2020 года, и приостановкой добычи нефти на лицензионных участках НК «Роснефть», которая эксплуатировала данный трубопровод.

Показатель обеспечения электрической энергией, газом и паром демонстрировал тенденцию к росту за период 2017 – 2019 гг., но в последующие годы наблюдается его сокращение.  Снижение объема производства электроэнергии, газа и пара в 2021 году связано со снижением объемов потребления на технологические нужды ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», а также с выводом из эксплуатации многоквартирных домов в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда [4].

За исследуемый период показатели водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений имели как динамику роста, так и снижения. Данные расчета темпов роста за анализируемый 5-летний период продемонстрировали положительный результат, но, тем не менее, за 2021 год произошло снижение объема производства данного вида услуг, что было связано с выводом из эксплуатации многоквартирных домов в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Аналогичная тенденция прослеживается и по показателю рыболовства и рыбоводства. На территории городского округа в реестре пользователей воднобиологическими ресурсами зарегистрированы 34 предприятия, родовые хозяйства и общины. Из них 5 предприятий имеют береговые перерабатывающие цеха. Снижение объема производства продукции рыболовства в 2021 году связано со снижением интенсивности подходов лососевых рыб [4].

Устойчивую положительную динамику за период 2019–2021 гг. демонстрируют объёмы переработки и консервирования рыбо – и морепродуктов.

Анализ объёма произведенной продукции отраслей сельского хозяйства за период 2017–2021 годы в целом показал тенденцию к росту, при этом в 2019 году произошло существенное снижение данного показателя преимущественно за счет продукции растениеводства. За исследуемый период максимальных значений сельскохозяйственное производство достигло в 2018 году.

Общий объем производства продукции сельского хозяйства в 2021 году составил 106,6 млн. рублей, что составляет 90,3% в сопоставимых ценах к уровню 2020 года (табл. 2).

 

Таблица 2 — Динамика производства продукции сельского хозяйства муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области, млн. руб.

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021г. 2021 г. в %
к 2017 г.
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий 95123 169013 106272 101823 106600 112,07
-продукция растениеводства 32865 104090 43197 41242 43186 131,40
-продукция животноводства 62258 64923 63075 60581 63414 101,86

Составлено и рассчитано по [3]

 

Объем производства продукции растениеводства в 2021 году составил 43,2 млн. рублей, что составляет 86,3% в сопоставимых ценах к уровню 2020 года. Объем производства продукции животноводства в 2021 году составил 63,4 млн. рублей, что составляет 93,1% в сопоставимых ценах к уровню 2020 года [4]. В МО ГО «Охинский» сельскохозяйственную деятельность осуществляют 2 крестьянских (фермерских) хозяйства и 238 личных подсобных хозяйств. В рамках муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства муниципального образования городской округ «Охинский» проводятся мероприятия, направленные на поддержку животноводства в личных подсобных хозяйствах. Так, в 2021 году на реализацию программных мероприятий направлено 12446,1 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета составили 12321,6 тыс. рублей, средства местного бюджета – 124,5 тыс. рублей. Завезено и реализовано по ценам ниже рыночных 432 тонны комбикормов и фуражного зерна. Объём выплаченных субсидий на содержание 73 дойных коров составил 2299,5 тыс. рублей [4].

В Таблице 3 представлены показатели производства основных видов продукции в натуральном выражении.

 

Таблица 3 – Динамика производства основных видов продукции на территории муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021г. 2021 г. в %

к 2017 г.

Электроэнергия (миллион кВт.ч) 220,3 215,8 210,4 176,2 120,9 54,88
Пар и горячая вода (тыс. гигакалорий) 416,7 407,2
Нефть сырая, включая газовый конденсат (тыс. тонн) 878,3 831,7 842,6 447,7 0,0
Газ природный и попутный (миллион куб. м.) 163,7 210,1 262,8 162,3 13,8 8,43
Улов водных биологических ресурсов (тыс. тонн) 10,4 7,9 7,83 5,8 4,8 46,15
Рыба переработанная и консервированная, ракообразные и моллюски (тыс. тонн) 1,036 0,724 1,92 0,986 0,832 80,31
Молоко (тонна) 514,6 496,4 406,9 408,9
Изделия хлебобулочные специализированные, в том числе диетические, а также обогащенные микронутриентами 14,5 13,6 13,1 12,3
Кондитерские изделия (тонна) 105,9 107,6
Картофель (тонна) 107,5 392,2 397,2 365,7 349,85 в 3,25 раза
Овощи (тонна) 37,0 121,8 113,7 112,6 107,6 в 2,9 раза
Скот и птица (тонна) 88,7 97,9 89,2 84,0 82,6 93,12
Яйца (тыс. штук) 755,3 803,0 933,5 992,8 906,8 120,06

 Составлено и рассчитано по [3]

 

Анализ динамики производства основных видов продукции в натуральном выражении за 2017–2021 гг. также показывает неустойчивые тенденции. Такие показатели как производство сырой нефти, газового конденсата, природного и попутного газа, производство рыбы переработанной, консервированной, производство картофеля, овощей, яиц демонстрируют как рост, так и снижение за исследуемый 5-летний период.  Показатели производства электроэнергии, улова водных биологических ресурсов, производство хлебобулочных изделий показывают устойчивую отрицательную динамику. Снижение показателя выработки электроэнергии в 2021 году связано со снижением объемов потребления на технологические нужды ООО «РН Сахалинморнефтегаз». Добыча нефти в 2021 году не осуществлялась, как ранее указывалось, по причине аварии на трубопроводе Оха-Комсомольск-на-Амуре. Снижение объема производства хлебобулочных специализированных изделий в 2021 году связано с сокращением численности населения. По этой же причине произошло снижение объёмов производства картофеля и других овощей.

Показатели развития строительной отрасли в 2017–2021 гг. представлены в таблице 4. Темпы роста объёмов строительных работ за рассматриваемый период имеют положительные значения. Тем не менее, наибольшего значения показатель достигал в 2019 году, а наименьшего — в 2018 г.

В анализируемом периоде наблюдается устойчивый рост выбытия основных фондов, но, при этом сокращаются темпы их ввода.

В 2021 году объём строительных работ составил 1547,2 млн. рублей, что составляет 97,2% в сопоставимых ценах к уровню 2020 года.

 

Таблица 4 – Динамика развития строительной отрасли муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области, млн. руб.

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021г. 2021 г. в %

к 2017 г.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» 1 088,3 820,8 2 081,1 1 511,8 1 547 142,15
Ввод основных фондов 1 970,3 798,3 873,9 622,0 347,2 17,62
Выбытие основных фондов 1,6 1,7 38,0 173,6 192,3 12018,75
Стоимость основных фондов на конец года 8 027,5 6 329,6 7 165,5 8 110,1 8 265 102,96
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования (тыс. кв. метров общей площади) 3,442 10,701 0,227 0,509 2,936 85,30
— индивидуальные жилые дома, построенные за счет населения и с помощью кредитов (тыс. кв. метров общей площади) 0,422 0,079 0,227 0,509 0,238 56,40

Составлено и рассчитано по [3]

 

В 2021 году введено в действие 6 жилых домов общей площадью 2936 кв. м, в том числе 5 индивидуальных жилых домов, построенных населением за счет собственных (заемных) средств, общей площадью 238 кв. м. [4].

Строительство многоквартирных домов связано с реализацией региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Сахалинской области в 2021 — 2026 годах». Согласно данным Программы, в МО ГО «Охинский» переселению подлежат 6745 человек, а расселяемая площадь жилых помещений составляет 159 512,4 кв. м. Основные объемы финансирования на расселение поступят по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ [5].

Состояние транспортной инфраструктуры во многом определяет устойчивость социально-экономического развития территории так как является фактором её инвестиционной привлекательности.

Динамика объёма перевозок грузов и пассажиров в МО ГО «Охинский» представлена в Таблице 5.

 

Таблица 5 — Динамика объёма перевозок грузов и пассажиров на территории муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021г. 2021 г. в %

к 2017 г.

Перевезено грузов (на коммерческой и некоммерческой основе), тыс. тонн 87,8 90,6 128,5 140,3 159,5 181,66
Перевозка пассажиров всеми видами транспорта, тыс. чел. 151,3 149 154,4 118,8 122 80,63

Составлено и рассчитано по [3]

 

Как показывают данные таблицы, объём перевозимых грузов за исследуемый период вырос почти в 2 раза. Противоположная ситуация наблюдается в сфере пассажирских перевозок. Здесь количество пассажиров за 2017 – 2021 гг. уменьшилось на 19,37%.

Перевозка грузов связана с обслуживанием нефтегазового комплекса севера Сахалина и имеет положительную динамику. Значительное снижение перевозок пассажиров в 2020 году связано с реализацией ограничительных мер, которые были направлены на нераспространение короновирусной инфекции.

Транспортная инфраструктура городского округа представлена авиационным и автомобильным транспортом. Дороги преимущественно являются гравийными и грунтовыми. Часть дорог используется исключительно в производственных целях для обеспечения функционирования трубопроводов и эксплуатации нефтегазовых месторождений. Общая протяженность автомобильных дорог МО ГО «Охинский» составляет 224,6 км, из них не отвечающих нормативным требованиям составляет 83,3 км. Жители нескольких населенных пунктов городского округа не имеют регулярного автобусного и какого-либо другого вида транспортного сообщения с административным центром (г. Оха). Железнодорожный транспорт отсутствует, ближайшей железнодорожной станцией является поселок Ноглики, расположенный в 274 км южнее г. Охи.

Анализ динамики показателей потребительского рынка характеризует состояние платежеспособного спроса населения, а также уровень занятости в данной сфере (табл. 6).

 

Таблица 6 – Динамика развития потребительского рынка и малого предпринимательства на территории муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области, млн. руб.

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в %

к 2017 г.

Оборот розничной торговли (во всех каналах реализации) 5 617 5 794,2 6 308,9 6 289,5 6 563,0 116,84
Оборот предприятий общественного питания 824,4 707,3 517,5 582,6 584,8 70,94
Объем платных услуг населению 1 246,7 1 298,6 1 333,1 1 173,9 1 294,7 103,85
Число малых предприятий, включая микропредприятия, на конец года, (ед.) 170 170 170 158 138 81,18
Оборот малых предприятий, включая микропредприятия 3 618,0 3 807,8 2 000,8 2 020,8 2 101,6 58,09
Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях, без внешних совместителей, (чел) 1 838 1 840 1 289 1 169 1 444 78,56

Составлено и рассчитано по [3]

 

За 2017–2021 гг. оборот розничной торговли в целом демонстрировал стабильную тенденцию роста, незначительное снижение показателя произошло в 2020 году. Отрицательная динамика оборота наблюдалась у предприятий общественного питания, а незначительное увеличение — в сфере оказания платных услуг населению. Число малых предприятий за анализируемый период достигло своего максимума в 2017–2019 гг., затем приобрело тенденцию к снижению.

Показатель среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях в 2017–2020 гг. также снижался и, несмотря на существенный рост в 2021 году, продемонстрировал сокращение почти на 21% по сравнению с 2017 годом.  Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий (без внешних совместителей) в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций в 2019 году составила 23,86%, в 2020 году – 18,86%, в 2021 году – 33,11%. Значительный рост показателя в 2021 году обусловлен увеличением количества субъектов малого и среднего предпринимательства за счет включения в их число физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятых) [6].

В рамках муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования городской округ «Охинский» субъектам розничной торговли предоставляются субсидии на цели, связанные с осуществлением деятельности в сфере социальной торговли.

Анализ источников инвестиций в основной капитал показал, что за исследуемый период их общий объём за счет всех источников финансирования увеличился на 13,37%. При этом необходимо отметить изменение объёмов инвестирования в разрезе источников. Так, произошло значительное сокращение объёма собственных средств предприятий (на 32,84%), причем, такая тенденция не носила устойчивого характера в течение анализируемого 5 – летнего периода. В 2019 году этот показатель достиг своего максимального значения (табл. 7).

Общий объём привлеченных средств продемонстрировал положительный темп роста, несмотря на отсутствие устойчивых тенденций снижения или повышения показателя в рассматриваемом периоде.

 

Таблица 7 — Анализ источников инвестиций в основной капитал муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области, млн. руб.

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в %

к 2017 г.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования — всего 24 016,7 28 534,7 28 497 27 013,3 27 228,7 113,37
собственные средства предприятий — всего 14 376,8 15 113,2 15 622,8 4 349,6 9 655,3 67,16
привлеченные средства 9 640,0 13 421,5 12 874,2 22 663,7 17 573,4 182,30
привлеченные средства, из них за счет бюджетных средств 1 175,8 749,2 1 365,4 821,6 520,8 44,29
привлеченные средства, из них за счет средств бюджета муниципального образования 49,6 60,2 55,9 124,1 60,7 122,38

Составлено и рассчитано по [3,4]

 

Особенности распределения инвестиций в основной капитал городского округа представлены в Таблице 8.

 

Таблица 8 — Анализ распределения инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансировании по основным видам экономической деятельности муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области, млн. руб.

Вид экономической деятельности 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в %

к 2017 г.

Рыболовство, рыбоводство 368,3 69,4 29,9 14,8 2,6 0,71
Добыча полезных ископаемых (нефть, газ) 12563,2 14208,4 26571,7 8242,7 11318,7 90,09
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 375,4 218,4 217 285,4 150,2 40,01
Транспорт и дорожное хозяйство 29,4 2570,7 70,1 17616,4 15602,4 в 53,1 раза
Образование 13,7 232,7 79,8 85,3 50,5 в 3,7 раза
Здравоохранение 23,4 0 1,9 4,5 16,3 69,66
Прочие 11 235,1 1 526,6 764,2 88

Составлено и рассчитано по [3,4]

 

Данные таблицы показывают, что за исследуемый период снижение объёмов инвестирования произошло по таким видам деятельности как «рыболовство, рыбоводство», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «здравоохранение», «добыча полезных ископаемых (нефть, газ)». Увеличение объёмов инвестирования в 2021 году по сравнению с 2017 годом произошло в сфере образования, а также в транспортной сфере и дорожном хозяйстве.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятий имеет большое значение так как даёт интегрированную характеристику рентабельности регионального бизнеса и отражают ряд специфических особенностей региональной экономики. В Таблице 9 представлен анализ финансовых результатов предприятий МО ГО «Охинский» за период 2017 – 2021 гг.

 

Таблица 9 — Анализ финансовых результатов (прибыль/убыток) предприятий по основным видам экономической деятельности муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области за 2017-2021 годы, млн. руб.

Вид экономической деятельности 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021г.
Добыча нефти и газа 15,611 -154,995
Энергетика -121,80 -25,228 18,592 -203,461 218,786
Жилищно-коммунальное хозяйство -6,420 6,674 -24,138 -26,213 -15,141
Транспорт, связь и дорожное хозяйство -49,955 -12,875 -27,307 -9,253 -20,501

Составлено и рассчитано по [3,4]

 

Анализируемый период характеризуется получением преимущественно отрицательного финансового результата.  Безубыточную деятельность показали предприятия жилищно-коммунального хозяйства в 2018 году, сферы энергетики в 2019, 2021 годах, а также предприятия по добыче нефти и газа в 2020 году.

Значительный убыток по виду экономической деятельности «Добыча нефти и газа» связан с приостановлением добычи нефти на лицензионных участках НК «Роснефть» в результате аварии на трубопроводе Оха-Комсомольск-на-Амуре, произошедшей в июле 2020 года. Эта же причина связана с получением отрицательного финансового результата по виду экономической деятельности «Транспорт, связь и дорожное хозяйство».

В сфере энергетики прибыль предприятий составила 218,8 млн. рублей. Положительный финансовый результат предприятий связан со снижением затрат по передаче электроэнергии за счет снижения объемов потребления на технологические нужды ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», снижением затрат по капитальному ремонту и прочим производственным услугам в связи с переносом сроков на 2022 год, изменением сальдо резерва под обесценение дебиторской задолженности, получением субсидии на возмещение недополученных доходов за счет бюджетных средств.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства прибыль предприятий составила 23,7 млн. рублей, убыток составил 38,8 млн. рублей. Прибыль предприятий связана с полученными субсидиями на возмещение недополученных доходов и финансовое обеспечение затрат за счет бюджетных средств. Убыток предприятий связан с начисленной амортизацией основных средств, так как данная статья расходов не утверждается РЭК Сахалинской области при рассмотрении тарифов на основании п. 2 ст. 256 НК РФ [4].

Существенное значение для оценки социально-экономического развития МО ГО «Охинский» имеет анализ динамики показателей занятости по основным видам экономической деятельности.

Анализ показателя занятости демонстрирует его устойчивую тенденцию к снижению по большинству видам экономической деятельности. Среднесписочная численность работников организаций за анализируемый период имела неоднозначную тенденцию, демонстрируя как незначительное снижение, так и незначительное повышение показателя в разные годы. (табл. 10).

 

Таблица 10 – Динамика показателей занятости населения в разрезе видов экономической деятельности в муниципальном образовании городской округ «Охинский» Сахалинской области

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в %

к 2017 г.

Среднесписочная численность работников организаций – всего, тыс. чел. 8,258 7,437 7,687 7,484 7,500 90,82
Среднесписочная численность работающих без внешних совместителей в разрезе видов экономической деятельности, чел:
— рыболовство 214 205 289 278 241 112,62
— сельское хозяйство 3 4 3
— пищевая промышленность 142 87 93 101 82 57,75
— торговля 1 121 156 174 126 132 11,78
— услуги 122 65 68 110 93 76,23
— энергетика 281 278 279 282 265 94,31
— жилищно-коммунальное хозяйство 666 622 620 567 559 83,93
— строительство 587 376 265 242 188 32,03
— транспорт, связь и дорожное хозяйство 743 735 754 779 707 95,15
— образование 1 218 1 196 1 144 1 162 1 190 97,70
— здравоохранение 775 752 752 765 727 93,81
— культура 100 96 100 103 104 104,00
— добыча нефти и газа 1 185 1 239 1 118 1 069 958 80,84

Составлено и рассчитано по [3]

 

За 2017 – 2021 гг. в разрезе видов экономической деятельности увеличение численности работников наблюдается только в рыболовстве и в сфере культуры. Значительные темпы сокращения среднесписочной численности работников показывают такие сферы как торговля и строительство.

Анализ уровня средней заработной платы за исследуемый период показал устойчивую тенденцию к ее росту. Так, увеличение показателя составило 26,75% по муниципальному образованию. Наибольшее повышение средней заработной платы произошло по таким видам экономической деятельности как «Образование», «Здравоохранение», «Рыболовство». Следует отметить, что несмотря на общую положительную динамику показателя в 2017-2020 гг., в 2021 году, по сравнению с предыдущим периодом, произошло снижение среднемесячной заработной платы по таким видам экономической деятельности как «Пищевая промышленность», «Торговля», «Услуги», «Здравоохранение», «Добыча нефти и газа». (табл. 11).

 

Таблица 11 — Динамика заработной платы по основным видам экономической деятельности муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в %

к 2017 г.

Среднемесячная заработная плата по муниципальному образованию., тыс. руб. 67,3 77,9 87,2 90,0 85,3 126,75
Фонд заработной платы муниципального образования, млн. руб. 6669,5 6959,3 8044,8 8085,5 7679,2 115,14
Средняя заработная плата 1 работающего в месяц по видам экономической деятельности:
— рыболовство 35,76 36,2 37,05 51,3 51,8 144,85
— сельское хозяйство 29,3 32,2 33,5
— пищевая промышленность 28,7 32,9 34,8 34,7 34,4 119,86
— торговля 25,6 30,6 31,3 37,7 35,5 138,67
— услуги 26,9 31,3 32,1 36,5 35,8 133,09
— энергетика 73,5 80,4 85,1 87,4 88,4 120,27
— жилищно-коммунальное хозяйство 44,5 47,2 49,7 52,4 57,6 129,44
— строительство 61,4 57,1 75,6 80,6 83,4 135,83
— транспорт, связь и дорожное хозяйство 77,1 74,3 80,3 87,9 88,1 114,27
— образование 52,3 61,5 75,4 80,0 81,7 156,21
— здравоохранение 60,4 78,1 98,9 99,8 92,8 153,64
— культура 54,6 65,6 72,5 78,4 81,6 149,45
— добыча нефти и газа 121,489 135,6 144,3 153,6 145,8 120,01

Составлено и рассчитано по [3]

 

Одним из факторов, снижающих устойчивость социально-экономического развития районов Крайнего Севера, являются усиливающиеся миграционные процессы. Миграция за пределы МО ГО «Охинский» продолжает оставаться основным фактором сокращения численности населения. Данные Таблицы 12 демонстрируют негативные тенденции по таким показателям как естественный и миграционный прирост населения. Так, за анализируемый период произошло сокращение численности постоянного населения на 5,9%, рождаемость снизилась на 19,7%, смертность увеличилась на 34,3%.

 

Таблица 12 – Динамика демографических показатели муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021г. 2021 г. в %

к 2017 г.

Численность постоянного населения на начало года – всего (чел): 22 913 22 612 22 222 21 827 21 572 94,15
— городского 20 916 20 715 20 391 20 016 19 783 94,58
— сельского 1 997 1 897 1 831 1 811 1 789 89,58
Рождаемость 282 269 235 223 226 80,14
Смертность 324 353 323 361 435 134,26
Естественный прирост (+), убыль (-) -42 -90 -88 -140 -213 в 5,1 раза
Миграционный прирост (+), отток (-) -259 -300 -307 -115 -314 121,24

Составлено и рассчитано по [3,4]

 

Система образования МО ГО «Охинский» представлена дошкольным, общим, дополнительным и средним профессиональным образованием. Система дошкольного образования городского округа включает в себя 7 учреждений. В 2021 году произошло снижение численности детей в дошкольных образовательных учреждениях. Аналогичная тенденция наблюдается и в системе общего образования. Снижение численности воспитанников детских садов и учащихся школ обусловлено миграционным оттоком населения. Образовательные услуги в сфере среднего профессионального образования оказывают Охинский филиал ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет» и ГБПОУ «Сахалинский индустриальный техникум».

Сеть учреждений культуры МО ГО «Охинский» включает в себя 14 единиц. Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности показывает полную обеспеченность по таким объектам как клубные учреждения и библиотеки. При этом отсутствуют парки культуры и отдыха.  Следует также отметить снижение доли муниципальных учреждений культуры, которые находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта в общем количестве муниципальных учреждений культуры.

Наблюдаются положительные тенденции в охвате жителей городского округа физической культурой и спортом. Так, за последние три года (2019–2021  г.) возросла доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (показатель увеличился с 49,5% до 65,6%), а также доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся (с 91,5% до 94,7%). Рост показателей обеспечивается за счет организации планомерной физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, активной реализации проекта «Сахалинское долголетие», а также за счет проведения в учебных заведениях секционных занятий во внеурочное время, внедрения комплекса ГТО, проведения спортивно-массовых мероприятий и праздников спорта [6,7].

В целом, успешной реализации мероприятий в области физической культуры и спорта способствует утвержденная муниципальная программа «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности молодежной политики в муниципальном образовании городской округ «Охинский», приоритетными направлениями деятельности являются:

  • привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
  • пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
  • развитие физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства;
  • укрепление материально-технической базы учреждений спорта [7,8].

В сфере здравоохранения МО ГО «Охинский» в 2021 за счет сокращения численности населения произошло снижение больничных коек. Также сократилась численность врачей (на 5 человек). При этом, согласно данных Министерства здравоохранения Сахалинской области, потребность в медицинских кадрах ГБУЗ «Охинская центральная районная больница» на 01 августа 2022 года составляет: в категории «Врачи» — 14 человек, в категории «средний медицинский персонал» — 17 человек [9].

Таким образом, анализ показателей социально-экономического развития МО ГО «Охинский» позволил выделить следующие основные проблемы:

  • высокий уровень потребительских цен (темпы роста заработной платы значительно отстают от темпов роста цен);
  • высокая степень изношенности жилого фонда, вместе с тем низкие темпы строительства жилых домов, что обусловлено отсутствием предприятий по изготовлению строительных материалов и несовершенной логистической схемой их доставки из других регионов;
  • низкий уровень благоустройства и состояния дорожного хозяйства;
  • в сфере здравоохранения, образования и культуры – дефицит, старение кадров, возрастание нагрузки на имеющихся работников.

Результатом влияния выше указанных проблем социально-экономического развития становится значительный уровень оттока населения из городского округа. Повышение миграционной активности обусловлено также сложными климатическими условиями проживания, ограниченными возможностями передвижения как внутри региона, так и за его пределы.

В целях смягчения влияния существующих проблем в МО ГО «Охинский» утверждены и реализуются ряд  региональных и муниципальных программ: «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Сахалинской области в 2021 — 2026 годах», «Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования городской округ «Охинский» на период 2017-2027 годы», «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности молодежной политики в муниципальном образовании городской округ «Охинский», «Укрепление общественного здоровья населения муниципального образования городской округ «Охинский» [5,6,8,10].

В долгосрочной перспективе эффективное решение имеющихся проблем городского округа должно быть связано с разработкой и реализацией Стратегии социально-экономического развития МО ГО «Охинский», где приоритетными направления должны стать улучшение демографической ситуации, более активная поддержка малого и среднего бизнеса, определение направлений диверсификации производства, увеличение темпов строительства жилья, благоустройство дорожной инфраструктуры, разработка действенных мер привлечения и  поддержки квалифицированных кадров.

 

Список использованных источников:

  1. Нестерова, И.А. Проблемы регионов Крайнего Севера // Энциклопедия Нестеровых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: -https://odiplom.ru/lab/problemy-regionov-krainego-severa.html (дата обращения: 29.08.2022).
  2. Курилас, Л.М. Автореферат на тему «Формирование стратегии развития муниципальных образований районов Крайнего Севера» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-strategii-razvitiya-munitsipalnykh-obrazovanii-raionov-krainego-severa/read (дата обращения: 29.08.2022).
  3. «Об утверждении прогноза социально-экономического развития муниципального образования городской округ «Охинский» на 2023-2025 годы» Постановление администрации муниципального образования городской округ «Охинский» от 11.07.2022 № 503 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.adm-okha.ru (дата обращения: 29.08.2022).
  4. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования городской округ «Охинский» на 2023-2025 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adm-okha.ru/files/npa/npa2022/07/20220711-0503_PST.pdf (дата обращения: 29.08.2022).
  5. «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Сахалинской области в 2021 — 2026 годах». Постановление Правительства Сахалинской области от 31 марта 2021 г. N 113 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/hotlaw/sahalin/1456312/ (дата обращения: 29.08.2022).
  6. Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования городской округ «Охинский» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adm-okha.ru/files/Komitet/Ekon/Показатели_ОМСУ_2020.pdf (дата обращения: 29.08.2022).
  7. «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности молодежной политики в муниципальном образовании городской округ «Охинский» Постановление администрации муниципального образования городской округ «Охинский» от 30.07.2014 № 501 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kultura-okha.shl.muzkult.ru/media/2020/11/30/1244812043/Pasport.pdf (дата обращения: 29.08.2022).
  8. «Об утверждении муниципальнойпрограммы «Укрепление общественного здоровья населения муниципального образования городской округ «Охинский». Постановление администрации муниципального образования городской округ «Охинский от 29.03.2021 № 181 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adm-okha.ru/files/npa/npa2021/03/20210329-0181_PST.pdf (дата обращения: 29.08.2022).
  9. Министерство здравоохранения Сахалинской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// Potrebnost_v_med.kadrakh_po_uchrezhdenijam_na08.2022__NA_SAIT_.docx (дата обращения: 29.08.2022).
  10. Об утверждении муниципальной программы муниципального образования городской округ «Охинский» «Программа комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования городской округ «Охинский» на период 2017-2027 годы» Постановление администрации муниципального образования городской округ «Охинский» от 12.07.2018 № 436 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adm-okha.ru/files/npa/npa2018/07/20180712_0436_PST.pdf (дата обращения: 29.08.2022).

 

List of sources used:

  1. Nesterova, I.A. Problems of the regions of the Far North [Problemy regionov Kraynego Severa]// Encyclopedia of the Nesterovs [Electronic resource]. – Access mode: — https://odiplom.ru/lab/problemy-regionov-krainego-severa.html (date of access: 29.08.2022).
  2. Kurilas, L.M. Abstract on the topic «Formation of the strategy for the development of municipalities in the regions of the Far North» [Avtoreferat na temu «Formirovaniye strategii razvitiya munitsipal’nykh obrazovaniy rayonov Kraynego Severa»]. – Access mode: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-strategii-razvitiya-munitsipalnykh-obrazovanii-raionov-krainego-severa/read (date of access: 08/29/2022).
  3. «On approval of the forecast for the socio-economic development of the municipality of the urban district «Ohinsky» for 2023-2025″ Resolution of the administration of the municipality of the city district «Ohinsky» dated July 11, 2022 No. 503 [Ob utverzhdenii prognoza sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal’nogo obrazovaniya gorodskoy okrug «Okhinskiy» na 2023-2025 gody»]. – Access mode: www.adm-okha.ru (date of access: 08/29/2022).
  4. Explanatory note to the forecast of socio-economic development of the municipality of the urban district «Ohinsky» for 2023-2025 [Poyasnitel’naya zapiska k prognozu sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal’nogo obrazovaniya gorodskoy okrug «Okhinskiy» na 2023-2025 gody]. – Access mode: http://www.adm-okha.ru/files/npa/npa2022/07/20220711-0503_PST.pdf (date of access: 29.08.2022).
  5. «On approval of the regional targeted program «Resettlement of citizens from dilapidated housing stock on the territory of the Sakhalin Region in 2021 – 2026 [Ob utverzhdenii regional’noy adresnoy programmy «Pereseleniye grazhdan iz avariynogo zhilishchnogo fonda na territorii Sakhalinskoy oblasti v 2021 — 2026 godakh]». Decree of the Government of the Sakhalin Region of March 31, 2021 N 113 [Electronic resource]. — Access mode: https:/ /www.garant.ru/hotlaw/sahalin/1456312/ (date of access: 08/29/2022).
  6. Indicators of the effectiveness of the activities of local governments of the municipality of the urban district «Ohinsky» [Pokazateli effektivnosti deyatel’nosti organov mestnogo samoupravleniya munitsipal’nogo obrazovaniya gorodskoy okrug «Okhinskiy»]. – Access mode: http://www.adm-okha.ru/files/Komitet/Ekon/Indicators_OMSU_2020.pdf (date of access: 29.08.2022).
  7. “On approval of the municipal program “Development of physical culture, sports and increasing the effectiveness of youth policy in the municipality of the city district “Okhinsky” [Ob utverzhdenii munitsipal’noy programmy «Razvitiye fizicheskoy kul’tury, sporta i povysheniye effektivnosti molodezhnoy politiki v munitsipal’nom obrazovanii gorodskoy okrug «Okhinskiy»] Resolution of the administration of the municipality of the city district “Okhinsky” dated July 30, 2014 No. 501 [Electronic resource]. – Access mode: https://kultura-okha.shl.muzkult.ru/media/2020/11/30/1244812043/Pasport.pdf (date of access: 29.08.2022).
  8. «On the approval of the municipal program «Strengthening the public health of the population of the municipality of the city district» Okhinsky » [Ob utverzhdenii munitsipal’noy programmy «Ukrepleniye obshchestvennogo zdorov’ya naseleniya munitsipal’nogo obrazovaniya gorodskoy okrug «Okhinskiy»]. Resolution of the administration of the municipality of the city district» Okhinsky of March 29, 2021 No. 181 [Electronic resource]. – Access mode: http://www.adm-okha.ru/files/npa/npa2021/03/20210329-0181_PST.pdf (date of access: 08/29/2022).
  9. Ministry of Health of the Sakhalin Region [Ministerstvo zdravookhraneniya Sakhalinskoy oblasti]. – Access mode: https:// Potrebnost_v_med.kadrakh_po_uchrezhdenijam_na_01.08.2022__NA_SAIT_.docx (date of access: 29.08.2022).
  10. On the approval of the municipal program of the municipal formation of the city district «Ohinsky» «The program for the integrated development of the social infrastructure of the municipality of the city district «Ohinsky» for the period 2017-2027″ [Ob utverzhdenii munitsipal’noy programmy munitsipal’nogo obrazovaniya gorodskoy okrug «Okhinskiy» «Programma kompleksnogo razvitiya sotsial’noy infrastruktury munitsipal’nogo obrazovaniya gorodskoy okrug «Okhinskiy» na period 2017-2027 gody»] Resolution of the administration of the municipal formation of the city district «Ohinsky» dated July 12, 2018 No. 436 [Electronic resource]. – Access mode: http://www.adm-okha.ru/files/npa/npa2018/07/20180712_0436_PST.pdf (date of access: 08/29/2022).

Еще в рубриках

Сахалинская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *