Главная страница » Публикации » №1 (77) » Исследование консолидированного бюджета Чукотского автономного округа: анализ, проблемы и перспективы

Исследование консолидированного бюджета Чукотского автономного округа: анализ, проблемы и перспективы

Research of the consolidated budget of the Chukotka autonomous district: analysis, problems and prospects

Авторы

Протопопова Мария Титовна
магистр кафедры экономики труда и социальных отношений Финансово-экономического института
Российская Федерация, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Эляков Александр Лвьович
преподаватель кафедры электроснабжения Физико-технического института
Российская Федерация, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
elyak@list.ru

Аннотация

Данная статья посвящена комплексному анализу и оценке бюджета Чукотского автономного округа. Учитывая уникальные особенности региона, такие как удаленность и специфика экономической деятельности, исследование направлено на выявление ключевых аспектов, влияющих на финансовую устойчивость округа. Авторы рассматривают доходную и расходную части бюджета, а также оценивают финансовую устойчивость с целью предложения эффективных мер по улучшению бюджетной обеспеченности.

Ключевые слова

Чукотский автономный округ, бюджетный анализ, финансовая устойчивость, доходы, расходы, уникальные особенности региона, экономическая деятельность, устойчивое развитие.

Рекомендуемая ссылка

Протопопова Мария Титовна , Эляков Александр Лвьович

Исследование консолидированного бюджета Чукотского автономного округа: анализ, проблемы и перспективы// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (77). Номер статьи: 7703. Дата публикации: 09.01.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7703/

Authors

Protopopova Maria Titovna
Master of the Department of Labor Economics and Social Relations of the Financial and Economic Institute
Russian Federation, North-Eastern Federal University named after. M.K. Ammosova
Elyakov Alexander Lviovich
Lecturer, Department of Power Supply, Institute of Physics and Technology
Russian Federation, North-Eastern Federal University named after. M.K. Ammosova
elyak@list.ru

Abstract

This article is devoted to a comprehensive analysis and assessment of the budget of the Chukotka autonomous okrug. Given the unique features of the region, such as remoteness and specifics of economic activity, the study aims to identify the key aspects affecting the financial sustainability of the district. The authors consider the revenue and expenditure parts of the budget, as well as assess financial sustainability in order to propose effective measures to improve fiscal.

Keywords

Chukotka autonomous okrug, budget analysis, financial sustainability, revenues, expenditures, unique features of the region, economic activity, sustainable development.

Suggested Citation

Protopopova Maria Titovna , Elyakov Alexander Lviovich

Research of the consolidated budget of the Chukotka autonomous district: analysis, problems and prospects// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (77). Art. #7703. Date issued: 09.01.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/7703/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Основным качеством любой системы, в том числе и бюджетной, считается ее устойчивость, базирующаяся на таком понятии, как сбалансированность [5]. Данное понятие, как ключевое правило, находится в основе формирования и исполнения бюджета. Даже при условии наличия дефицита бюджета, принцип сбалансированности позволяет достичь равенства между общей величиной бюджетных поступлений и размером осуществляемых расходов. Нарушение баланса доходов и расходов бюджета приводит к несбалансированности.

Консолидированный бюджет Российской Федерации — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами [1].

Консолидированные бюджеты субъекта РФ – бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований [3].

Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе [4].

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и является бюджетом второго уровня бюджетной системы [1].

Анализ доходов и расходов консолидированного бюджета субъектов РФ является важным инструментом для оценки финансового состояния региона и определения его экономической эффективности.

Доходы консолидированного бюджета включают налоговые поступления, неналоговые доходы, а также доходы от безвозмездных поступлений.

Современные региональные финансы становятся неотъемлемой частью устойчивого развития, требующего комплексного и глубокого анализа. В этом контексте, настоящая статья посвящена исследованию финансовой ситуации Чукотского автономного округа. Данный регион, располагается в Дальневосточном федеральном округе, обладает своими уникальными особенностями и вызовами, которые требуют внимания и компетентного финансового управления.

Актуальность анализа и оценки бюджета Чукотского автономного округа в основном обусловлена уникальными особенностями данного региона. Регион, расположенный в удаленной части России, сталкивается с рядом экономических и географических вызовов, включая небольшую численность населения и специфику хозяйственной деятельности. Исследование бюджета округа не только даст полное представление о текущей финансовой ситуации, но и позволит выявить ключевые аспекты, влияющие на его устойчивость.

Выбор Чукотского автономного округа обусловлен его особыми характеристиками, представляющими интерес для исследования. Регион имеет огромный потенциал для развития, но вместе с тем сталкивается с уникальными вызовами, требующими внимания и детального анализа. Результаты данной работы не только способствуют улучшению финансового управления в Чукотском автономном округе, но и могут служить ценным опытом для других регионов, сталкивающихся с подобными финансовыми и экономическими вызовами.

 

Результаты исследований

Чукотский автономный округ, восточный регион России, привлекает внимание своей финансовой уникальностью. Анализируя его историю формирования финансовой системы, сравнивая с другими субъектами России и выделяя особенности бюджетной политики, мы более глубоко погружаемся в экономическую картину региона. Это позволит понять его устойчивость, вызовы и перспективы в общероссийском контексте.

В 2006 году региональными властями была сформулирована Стратегия развития Чукотского автономного округа, охватывающая период до 2020 года. Ключевым акцентом данной стратегии являлось углубление и эффективное использование природных ресурсов, в  Анадырской и Чаун-Билибинской промышленных зонах. В период с 2008 по 2013 года были введены в эксплуатацию золоторудные месторождения, такие как «Майское», «Купол», «Каральвеем», и «Двойное», что привело к добыче значительных объемов драгметаллов – 138,9 тонн золота и 1235,6 тонн серебра [7]. Планировались к вводу в ближайшей перспективе также месторождения «Кекура» и «Клен». Эти успешные шаги привели к тому, что горнорудная отрасль стала столпом промышленного развития округа. В течение трех лет вклад добычи драгметаллов в валовой региональный продукт вырос более чем в 3 раза – с 12% в 2007 году до 40% в 2009 году, удерживаясь на этом уровне [7]. Среднегодовая добыча золота достигла 24,4 тонны, а в 2015 году этот объем вырос до 32,1 тонны. Учитывая достигнутые результаты, в 2013-2014 годах правительство округа приняло решение актуализировать планы развития, что отразилось в утвержденной Стратегии социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года.

Переходя к анализу финансового положения Чукотского автономного округа в контексте Дальневосточного федерального округа, важно рассмотреть сравнение доходов и расходов бюджетов данного региона с другими субъектами федерации в данном округе. (табл.1).

 

Таблица 1 – Доходы и расходы бюджетов субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе, млн. рублей

Наименование субъекта Доходы, план на 2023 год Расходы, план на 2023 год Разница
Республика Саха (Якутия) 355 700,2 409 915,7 -54 215,6
Приморский край 242 428,8 264 225,3 -21 796,4
Сахалинская область 202 049,8 277 218,7 -75 168,9
Хабаровский край 187 751,8 204 463,2 -16 711,4
Камчатский край 134 230,1 143 515,4 -9 285,3
Забайкальский край 131 801,9 146 747,4 -14 945,5
Республика Бурятия 123 937,6 142 790,1 -18 852,5
Амурская область 117 450,7 129 332,4 -11 881,7
Магаданская область 65 608,9 66 691,3 -1 082,4
Чукотский автономный округ 45 812,0 57 958,1 -12 146,1
Еврейская автономная область 22 719,1 28 889,0 -6 169,9

Источник: Единый портал бюджетной системы Российской Федерации

 

Анализируя данные в таблице 1 по доходам и расходам бюджетов субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе на 2023 год, можно выделить следующие ключевые тренды и особенности, сфокусировав внимание на Чукотском автономном округе. Доходы и расходы Чукотского автономного округа составляют 45 812,0 млн рублей и 57 958,1 млн рублей соответственно. Разница между доходами и расходами (доходы минус расходы) составляет -12 146,1 млн рублей. По абсолютному размеру доходов Чукотский автономный округ занимает одно из последних мест в региональном рейтинге, уступая большинству субъектов Дальневосточного федерального округа. Однако следует отметить, что бюджет Чукотки также характеризуется меньшими расходами, чем у некоторых регионов, что может указывать на стратегию бережливого финансового управления. Несколько регионов, включая Сахалинскую область и Республику Саха (Якутия), имеют значительную отрицательную разницу между доходами и расходами. Это может свидетельствовать о финансовых трудностях и потребности в дополнительных источниках финансирования. Амурская область, Забайкальский край и Республика Бурятия также демонстрируют отрицательную разницу между доходами и расходами, что может указывать на общие вызовы в экономическом развитии ряда регионов Дальнего Востока.

Подчеркивая финансовую динамику, видно, что Чукотка оказывается в сопоставимой ситуации с другими регионами Дальнего Востока. Несмотря на меньший общий объем бюджета по сравнению с некоторыми краями и областями, Чукотский автономный округ сталкивается с существенными бюджетными расходами, что подчеркивает особенности его финансового положения в рамках округа.

В контексте финансовой системы Чукотского автономного округа, важным аспектом являются особенности бюджетной политики и финансового управления региона. Анализ этих аспектов позволяет более глубоко понять структуру и механизмы функционирования финансовой системы Чукотки, а также выявить стратегии и приоритеты в расходовании средств, направленные на поддержание устойчивого развития региона. Далее рассмотрим ключевые особенности бюджетной политики Чукотского автономного округа.

Чукотский автономный округ выделяется особыми чертами в своей бюджетной политике, как это представлено в принятых законах на 2023-2025 годы. В рассматриваемом периоде бюджетная политика Чукотского автономного округа (ЧАО) демонстрирует определенные особенности, которые отражены в утвержденных законах о бюджете. Прежде всего, стоит отметить прогнозируемый дефицит окружного бюджета на 2023 год, что может указывать на потенциальное использование кредитных ресурсов для финансирования ключевых программ и проектов. Следует также обратить внимание на динамику государственного внутреннего долга, где установлен верхний предел, обеспечивающий устойчивость финансовой системы региона.

В контексте нормативов распределения доходов особое внимание уделяется отчислениям в местные бюджеты ЧАО, которые осуществляются с учетом как федеральных, так и региональных законодательных актов. Законы также утверждают нормативы распределения доходов между различными уровнями бюджетов в регионе, что свидетельствует о стремлении обеспечить устойчивое финансирование различных секторов и областей, включая медицинское страхование. Кроме того, введение профицита в окружной бюджет на 2024 и 2025 годы подчеркивает ориентацию на экономическую устойчивость и способствует реализации приоритетных проектов.

Таким образом, бюджетная политика Чукотского автономного округа в данном периоде выражает баланс между обеспечением финансовой устойчивости и поддержкой стратегических развитий, что характеризует ее как адаптивную к особенностям региона.

Чукотский автономный округ в пределах своей компетенции самостоятельно определяет кредитную политику с целью создания благоприятных условий для финансирования и кредитования социально-экономического развития автономного округа.

 

Таблица 2 – Налоговые доходы консолидированного бюджета Чукотского автономного округа на 2021-2023 гг., млрд. руб.

Наименование показателя 2021 2022 2023
Налог на прибыль организаций 15,96 14,49 10,15
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 0,48 0,52 0,48
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 3,55 2,58 3,26
Налоги на имущество 1,59 1,72 1,41
Иные 0,17 0,19 0,23

Источник: Единый портал бюджетной системы Российской Федерации

 

Анализируя динамику налоговых доходов консолидированного бюджета Чукотского автономного округа в период с 2021 по 2023 год, можно выделить несколько ключевых тенденций. Налог на прибыль организаций, представляющий собой один из значимых источников доходов, сократился с 15,96 млрд. рублей в 2021 году до 10,15 млрд. рублей в прогнозе на 2023 год. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, показывают относительную стабильность, оставаясь в районе 0,48 млрд. рублей в течение рассматриваемого периода. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами в 2023 году прогнозируются на уровне 3,26 млрд. рублей, что представляет собой увеличение по сравнению с 2022 годом.  Налоги на имущество сократились с 1,72 млрд. рублей в 2022 году до 1,41 млрд. рублей в прогнозе на 2023 год.  Категория «Иные» налоговые доходы, представленные в виде миллиардов рублей, отмечает небольшой прирост с 0,17 млрд. рублей в 2021 году до 0,23 млрд. рублей в 2023 году.

 

Таблица 3 – Неналоговые доходы консолидированного бюджета Чукотского автономного округа на 2021-2023 гг., млрд. руб.

Наименование показателя 2021 2022 2023
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 0,06 0,08 0,10
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 0,03 0,17 0,07
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 0,06 0,04 0,05
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 0,89 1,17 0,46
Иные 0,00 0,00 0,00
Платежи при пользовании природными ресурсами 0,07 0,04 0,08

 Источник: Единый портал бюджетной системы Российской Федерации

 

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов в регионе показывают устойчивый рост, возрастая с 0,06 млрд. рублей в 2021 году до 0,10 млрд. рублей в 2023 году. Это свидетельствует о возможных стратегических усилиях по оптимизации управления активами и повышению доходности от их реализации. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства показали значительный рост, увеличившись с 0,03 млрд. рублей в 2021 году до 0,17 млрд. рублей в 2022 году, а затем снова сократившись до 0,07 млрд. рублей в 2023 году.  Штрафы, санкции и возмещение ущерба, как элемент доходов, остаются на относительно стабильном уровне, изменяясь незначительно с 0,06 млрд. рублей в 2021 году до 0,05 млрд. рублей в 2023 году. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, сократились с 0,89 млрд. рублей в 2021 году до 0,46 млрд. рублей в 2023 году. Платежи при пользовании природными ресурсами остаются на относительно стабильном уровне, колеблясь от 0,04 млрд. рублей в 2022 году до 0,08 млрд. рублей в 2023 году. Общая динамика неналоговых доходов подчеркивает необходимость внимательного мониторинга и адаптации бюджетной стратегии с учетом переменных экономических условий и потребностей региона.

 

Таблица 4 – Безвозмездные поступления консолидированного бюджета Чукотского автономного округа на 2021-2023 гг., млрд. руб.

Наименование показателя 2021 2022 2023
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 22,07 23,07 22,17
Прочие безвозмездные поступления 8,47 8,92 9,36
Иные 0,48 -0,09 0,31

Источник: Единый портал бюджетной системы Российской Федерации

 

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, хотя снизились с 23,07 миллиарда рублей в 2022 году до 22,17 миллиарда рублей в 2023 году, по-прежнему остаются значительной составляющей бюджета. Прочие безвозмездные поступления демонстрируют постоянный рост, увеличившись с 8,47 миллиарда рублей в 2021 году до 9,36 миллиарда рублей в 2023 году. Отмечается необычное снижение иных безвозмездных поступлений в 2022 году до -0,09 миллиарда рублей, с последующим восстановлением до 0,31 миллиарда рублей в 2023 году. В целом, общий объем безвозмездных поступлений подчеркивает важную роль федеральной поддержки в обеспечении финансовой устойчивости Чукотского автономного округа.

 

Таблица 5 – Основные показатели расходов консолидированного бюджета Чукотского автономного округа на 2020-2022 гг.

Показатель 2020 2021 2022
Утверждено, млрд руб Исполнено, % Утверждено, млрд руб Исполнено, % Утверждено, млрд руб Исполнено, %
общегосударственные вопросы 2,66 42,06 3,07 24,73 3,34 27,39
национальная оборона 0,01 1,35 0,01 0,23 0,01 0
национальная безопасность и правоохранительная деятельность 0,49 13,51 0,5 14,82 0,72 13,54
национальная экономика 14,77 13,27 23,26 11,85 12,07 8,49
жилищно-коммунальное хозяйство 10,12 15,68 8,52 1,97 17,49 6,87
охрана окружающей среды 0,06 8,57 0,16 7,03 0,36 1,14
образование 7,02 32,53 8,51 23,93 8,88 27,36
культура кинематография 1,02 9,08 1,28 14,53 1,97 11,31
здравоохранение 2,47 44,16 2,87 27,38 3,28 20,62
социальная политика 2,83 24,59 3,37 26,03 3,66 24,81
физическая культура и спорт 0,31 26,7 0,26 1,47 0,35 1,96
средства массовой информации 0,2 3,98 0,17 5,16 0,18 0,55
обслуживание государственного и муниципального долга 0,01 0 0,01 0 0,02 0
межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ 0,25 0 0,12 0 0,47 0
ВСЕГО 42,22 235,48 52,11 159,13 52,8 144,04

Источник: Единый портал бюджетной системы Российской Федерации

 

Таблица 5 представляет основные показатели расходов консолидированного бюджета Чукотского автономного округа на 2020-2022 годы. Общегосударственные вопросы исполнены на 27.39%, национальная оборона и национальная безопасность — на уровне 0.72% и 13.54% соответственно. Сферы образования, здравоохранения и социальной политики имеют исполнение в пределах 20-30%. Расходы на культуру, кинематографию, и средства массовой информации варьируются от 9.08% до 14.53%

Чукотский автономный округ утвердил проект окружного бюджета на 2022 год и плановый двухлетний период. Окружная Дума приняла важный финансовый документ региона. По планам, доходы бюджета на 2022 год составят 39,7 млрд. рублей, на 2023 год — 37,4 млрд. рублей, а на 2024 год — 39,4 млрд. рублей.

Более половины доходов окружного бюджета на ближайшие три года ожидается от безвозмездных поступлений, преимущественно из федерального бюджета и целевых субсидий. Основные направления использования этих средств включают строительство школы в Анадыре, реконструкцию муниципальных музеев, оздоровление детей и поддержку традиционной хозяйственной деятельности коренных народов.

Прогнозируемые налоговые и неналоговые доходы бюджета на 2022, 2023 и 2024 годы составят соответственно 17,5 млрд. рублей, 18,0 млрд. рублей и 18,3 млрд. рублей. Более 70% от этой суммы приходится на налог на прибыль организаций.

Общие расходы окружного бюджета на 2022 год оцениваются в 41,4 млрд. рублей, на 2023 год — в 35,2 млрд. рублей, а на 2024 год — в 37 млрд. рублей.

На предстоящий год и плановый период составлен окружной бюджет, учитывающий увеличение расходов на оплату труда сотрудников бюджетной сферы. Это направлено на сохранение целевых показателей, определенных Указами Президента, включая повышение минимального размера оплаты труда с 1 января 2022 года и индексацию окладов с 1 октября 2022 года на 4%. Бюджет также предусматривает 4% индексацию отдельных мер социальной поддержки с 1 января 2022 года.

Сумма межбюджетных трансфертов местным бюджетам в 2022 году составит 13 млрд. рублей, в основном направленных на финансовую поддержку местных бюджетов и обеспечение бесплатного образования в муниципальных школах.

Основное внимание в бюджете уделено развитию инфраструктуры, включая строительство и ремонт автомобильных дорог, а также инфраструктурных объектов в социальной сфере, с бюджетным дефицитом в размере 1,7 млрд. рублей на 2022 год и профицитом в 2,2 и 2,4 млрд. рублей на последующие два года.

Консолидированный бюджет Чукотского автономного округа на 2020-2022 гг. демонстрирует устойчивую динамику доходов и расходов. Доходы бюджета в значительной степени зависят от межбюджетных трансфертов и субсидий, предоставляемых из федерального бюджета. Безвозмездные поступления, составляющие более 50% от общего объема доходов, направлены на целевые проекты, такие как строительство школы, реконструкция музеев и поддержка коренных народов.

Налоговые и неналоговые доходы бюджета планируются на уровне 17,5 млрд. рублей в 2022 году, с налогом на прибыль организаций, составляющим более 70% от этой суммы. Сумма расходов включает в себя значительные средства на оплату труда работников бюджетной сферы, развитие инфраструктуры, социальную поддержку и образование.

Бюджет сбалансирован с учетом обязательств по погашению регионального долга. В 2022 году ожидается дефицит в размере 1,7 млрд. рублей, а в последующие два года — профицит в 2,2 и 2,4 млрд. рублей соответственно. Это свидетельствует о умелом управлении финансами с целью обеспечения устойчивого развития региона.

Финансовая устойчивость регионального бюджета Чукотского автономного округа в период с 2020 по 2022 год выглядит положительно. Бюджет успешно справляется с обязательствами, предоставляя стабильные источники доходов, преимущественно за счет дотаций и субсидий с целевым назначением, что обеспечивает более 50% от общего объема доходов. Диверсификация доходов, включая налоги и неналоговые поступления, содействует финансовой устойчивости. Направленность расходов на социальные и инфраструктурные программы, такие как образование, здравоохранение и развитие инфраструктуры, подчеркивает стратегическую ориентацию на благосостояние и улучшение качества жизни населения. С учетом дефицита в 2022 году и профицита в последующие два года, бюджет оценивается как сбалансированный, уделяя внимание как текущим, так и будущим обязательствам, включая погашение регионального долга.

Чукотский автономный округ, как удаленный и уникальный регион России, сталкивается с рядом специфических проблем, как в области доходов, так и в сфере расходов. Вот некоторые из них, а также предложения по их решению:

Основные проблемы Чукотского автономного округа:

  • низкий уровень экономической диверсификации;
  • труднодоступность и удаленность территорий;
  • зависимость бюджета региона от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета РФ [2].

В Чукотском автономном округе выделяются несколько проблем, связанных с доходами и расходами бюджета.

Проблемы по доходам бюджета:

  • высокая зависимость от дотаций: Основная часть доходов округа по-прежнему формируется за счет дотаций из федерального бюджета, что создает риск для финансовой устойчивости региона в условиях переменчивости федеральной политики;
  • ограниченная диверсификация доходной базы: Налоговые и неналоговые доходы, включая налог на прибыль организаций, составляют небольшую часть бюджета, что ограничивает возможности для сбалансированного финансирования;

Проблемы по расходам бюджета:

  • неэффективное использование средств. Возможно, имеются проблемы с эффективностью расходования бюджетных средств в определенных секторах, требующие более детального анализа и оптимизации;
  • социальные и инфраструктурные потребности. Необходимость в развитии социальной инфраструктуры, такой как образование, здравоохранение и инфраструктурные проекты, требует дополнительных средств, которые могут быть недостаточными.

В данном регионе необходимо:

  • развивать нефтегазовый сектор, активно привлекать инвестиции в добычу природных ресурсов, а также развивать туризм и рыболовство.
  • развивать транспортную инфраструктуру, включая улучшение аэропортов и морских портов, а также развитие сети дорог;
  • активно привлекать инвестиции через создание благоприятного инвестиционного климата и предоставление налоговых льгот.

Предложения по повышению доходов бюджета региона:

  • развитие природных ресурсов и расширение добычи и переработки природных ресурсов (нефти, газа, минералов) с учетом экологических норм;
  • привлечение инвестиций для освоения новых месторождений и повышение эффективности добычи;
  • развитие туризма. Продвижение Чукотки как уникального туристического направления с использованием ее природных и культурных особенностей. Создание инфраструктуры для туризма и разработка туристических маршрутов.

Предложения по оптимизации расходов бюджета региона:

  • реформа образования и здравоохранения. Повышение эффективности использования средств в образовательных и медицинских учреждениях. Фокус на предоставлении качественных услуг при оптимизации затрат;
  • развитие местных производств. Поддержка местных производителей через программы льгот и субсидий для стимулирования экономики региона. Создание условий для развития местных предприятий и предпринимательства;

Предложения по улучшению финансовой устойчивости и бюджетной обеспеченности региона:

  • Развитие экономики. Способствовать развитию местной экономики для увеличения налоговых поступлений. Это может включать в себя поддержку предпринимательства, привлечение инвестиций и развитие новых отраслей.
  • Эффективное управление бюджетом. Внедрение механизмов эффективного мониторинга и контроля за расходами с целью предотвращения ненужных затрат и оптимизации использования средств.
  • Повышение финансовой самостоятельности. Разработка программ по увеличению доходной базы региона через различные источники, в том числе региональные налоги и сборы.
  • Привлечение инвестиций. Активная работа по привлечению инвестиций в ключевые отрасли региона с целью стимулирования экономического роста и создания новых рабочих мест.
  • Оптимизация социальных программ. Проведение анализа эффективности социальных программ с целью оптимизации расходов и более целенаправленного использования средств.

Эти предложения могут помочь улучшить финансовую устойчивость и обеспечить более эффективное использование бюджета Чукотского автономного округа.

 

Заключение

Чукотский автономный округ сталкивается с рядом финансовых вызовов, включая ограниченные доходы и неоптимальное использование бюджетных ресурсов. Низкий уровень доходов в регионе может быть преодолен путем активного развития перспективных отраслей, таких как туризм и добыча природных ресурсов. Привлечение инвестиций и стимулирование развития малого и среднего бизнеса также могут способствовать увеличению доходов Чукотского автономного округа.

Оптимизация расходов требует внимательного анализа бюджетных программ и проектов. Рациональное управление расходами включает в себя эффективное планирование и мониторинг бюджетных средств. Важно также развивать прозрачные механизмы учета и отчетности, чтобы обеспечить эффективное использование средств и предотвращение финансовых дисбалансов. С целью обеспечения устойчивого развития и поддержания социальных программ, Чукотский автономный округ может рассмотреть возможности партнерства с частным сектором и использование инновационных финансовых инструментов.

 

Библиографический список:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // СПС «КонсультантПлюс». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
  2. Закон Чукотского автономного округа от 5 декабря 2022 года № 76-ОЗ «Об окружном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»
  3. Бурханова, Н.М. Бюджетная система РФ. Конспект лекций: учебное пособие / Н.М. Бурханова. — Москва: «Эксмо», 2013. – 160 с.
  4. Крохина, Ю. А. Финансовое право России / Крохина Ю. А.. — 4-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Норма, 2011. — С. 318. — 719 с.
  5. Нечаев, А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А.С. Нечаев, Д.А. Антипин, О.В. Антипина. – Москва: Инфра-М, 2015. – 265 с
  6. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» 2013-2023: https://budget.gov.ru/.
  7. Официальный сайт Чукотского инвестиционного портала // [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://invest-chukotka.ru/o-regione/soczialno-ekonomicheskoe-razvitie.

 

Bibliography:

  1. Budget Code of the Russian Federation dated July 31, 1998 No. 145-FZ (as amended on December 19, 2022) [Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 19.12.2022)]// SPS “ConsultantPlus”. – Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
  2. Law of the Chukotka Autonomous Okrug of December 5, 2022 No. 76-OZ “On the district budget for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025” [Zakon Chukotskogo avtonomnogo okruga ot 5 dekabrya 2022 goda № 76-OZ «Ob okruzhnom byudzhete na 2023 god i na planovyy period 2024 i 2025 godov»]
  3. Burkhanova, N.M. Budget system of the Russian Federation. Lecture notes: textbook [Byudzhetnaya sistema RF. Konspekt lektsiy: uchebnoye posobiye]/ N.M. Burkhanov. — Moscow: Eksmo, 2013. – 160 p.
  4. Krokhina, Yu. A. Financial law of Russia [Finansovoye pravo Rossii]/ Krokhina Yu. A. — 4th ed., revised. and additional.. — Moscow: Norma, 2011. — P. 318. — 719 p.
  5. Nechaev, A.S. Budget system of the Russian Federation: textbook [Byudzhetnaya sistema Rossiyskoy Federatsii: uchebnoye posobiye]/ A.S. Nechaev, D.A. Antipin, O.V. Antipina. – Moscow: Infra-M, 2015. – 265 p.
  6. Unified portal of the budget system of the Russian Federation “Electronic budget” 2013-2023 [Yedinyy portal byudzhetnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii «Elektronnyy byudzhet» 2013-2023]: https://budget.gov.ru/.
  7. Official website of the Chukotka investment portal [Ofitsial’nyy sayt Chukotskogo investitsionnogo portala]// [Electronic resource] — Access mode: https://invest-chukotka.ru/o-regione/soczialno-ekonomicheskoe-razvitie.

Еще в рубриках

Чукотский автономный округ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *