Анализ грузооборота транспортной системы Азово-Черноморского бассейна
Analysis of the cargo turnover of the transport system of the Azov-Black Sea basin
Авторы
Аннотация
В статье представлен анализ грузооборота Азово-Черноморского бассейна за период 2011-2020 гг. по экспортным и импортным направлениям, видам транспорта, а также морским портам. Проведено сравнение Азово-Черноморского бассейна с другими бассейнами Российской Федерации. Проведен корреляционный анализ на предмет выявления связи между грузооборотом Азово-Черноморского бассейна и валовым внутренним продуктом Российской Федерации.
Ключевые слова
Азово-Черноморский бассейн, грузооборот Азово-Черноморского бассейна, корреляционный анализ, портовая деятельность, транспортная система, грузооборот транспортной системы
Рекомендуемая ссылка
Анализ грузооборота транспортной системы Азово-Черноморского бассейна// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (70). Номер статьи: 7009. Дата публикации: 11.05.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7009/
DOI: 10.24412/1999-2645-2022-270-9
Authors
Abstract
The article presents an analysis of the cargo turnover of the Azov-Black Sea basin for the period 2011-2020 on export and import directions, modes of transport, seaports. The Azov-Black Sea basin is compared with other basins of the Russian Federation. A correlation analysis was carried out to identify the relationship between the cargo turnover of the Azov-Black Sea basin and the gross domestic product of the Russian Federation.
Keywords
Azov-Black Sea basin, cargo turnover of the Azov-Black Sea basin, correlation analysis, port activity, transport system, freight turnover of the transport system
Suggested Citation
Analysis of the cargo turnover of the transport system of the Azov-Black Sea basin// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (70). Art. #7009. Date issued: 11.05.2022. Available at: https://eee-region.ru/article/7009/
DOI: 10.24412/1999-2645-2022-270-9
Введение
Актуальность: портовая деятельность является стратегическим аспектом развития экономики государства и одним из ключевых звеньев функционирования транспортной системы, т.к. морской порт – это крупный транспортный узел, связывающий в одной точке все виды транспорта [6].
Большое значение для экономики России играют порты Азово-Черноморского бассейна, с которыми связаны перспективы транспортировки нефти и газа с каспийских и среднеазиатских месторождений на мировые рынки [5].
Цель исследования: провести анализ деятельности Азово-Черноморского бассейна и оценить степень его влияния на экономику России.
Методы исследования: системно-структурный, сравнительно-аналитический и экономико-статистический методы, метод корреляционного анализа.
Результаты исследования
Рассмотрим динамику и структуру грузооборота Азово-Черноморского бассейна за десятилетний период (2011-2020 гг.).
Динамика грузооборота Азово-Черноморского бассейна представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика грузооборота Азово-Черноморского бассейна за 2011-2020 гг., млн. тонн
Источник: составлено автором по данным [1,3]
Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна по итогам 2020 г. составил 252 млн. тонн. Это на 2,4% меньше, чем в 2019 г. Грузооборот Азово-Черноморского бассейна снижается второй год подряд (в 2019 г. снижение составило 5,2% по сравнению с 2018 г.).
Для выявления причин падения грузооборота необходимо рассмотреть динамику транспортных потоков, проходящих через порты Азово-Черноморского бассейна, на рисунке 2.
Рисунок 2 – Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна за 2011-2020 гг., млн. тонн
Источник: составлено автором по данным [1,3]
Объемы прибытия грузов в порты Азово-Черноморского бассейна для дальнейшего экспорта последние три анализируемых года находятся приблизительно на одном и том же уровне (244 млн. тонн), а объемы отправления импортных грузов для дальнейшего перемещения по территории Российской Федерации в 2020 г. снизились на 5,4% по сравнению с 2019 г. Это связано с пандемией коронавируса и приостановлением на некоторое время международных торговых отношений с другими странами в целях профилактики данного заболевания.
Проведем анализ динамики транспортных потоков в разрезе по видам транспорта (рисунок 3).
Рисунок 3 – Динамика грузооборота морских портов Азово-Черноморского бассейна по видам транспорта за 2011-2020 гг., млн. тонн
Источник: составлено автором по данным [1]
В 2013 г. по сравнению с 2012 г. объемы прибытия грузов в порты Азово-Черноморского бассейна трубопроводным транспортом снизились за счет уменьшения перевалки наливных грузов. В сегменте транспортировки нефтеналивных грузов ощущалось значительное влияние межвидовой конкуренции, происходящее на фоне перераспределения грузопотоков в пользу порта Усть-Луга [4]. Результатом стало снижение общего грузооборота Азово-Черноморского бассейна на 0,5%.
В 2014-2018 гг. грузооборот Азово-Черноморского бассейна растет. Этому послужили следующие причины: увеличение объемов прибытия и отправления грузов через южные порты (исключение – отправление грузов в 2015 г.), развитие рейдовых мощностей АО «Каспийский трубопроводный консорциум», введение в эксплуатацию дополнительных мощностей ООО «ИПП» и ООО «Новороссийский мазутный терминал» [4].
По объемам отправления грузов из портов Азово-Черноморского бассейна последних три анализируемых года наблюдается тенденция снижения, исключение – морской транспорт в 2019 г. и внутренний водный в 2020 г. По этой причине грузооборот Азово-Черноморского бассейна в 2019 г. уменьшился на 5,2% по сравнению с 2018 г., в то время как падение объемов прибытия грузов автомобильным транспортом на 13,8% (абсолютное отклонение составило -5922 млн. тонн) скомпенсировало рост объемов прибытия трубопроводным на 6,3% (абсолютное отклонение 6309,5 млн. тонн).
Объемы прибытия грузов трубопроводным транспортом снизились на 14,3% в 2020 г. по сравнению с 2019 г., но данное снижение смогло скомпенсировать увеличение объемов прибытия грузов автомобильным транспортом на 16,8%, железнодорожным на 7,3% и внутренним водным на 17,4%.
Далее рассмотрим структуру транспортных потоков, проходящих через порты Азово-Черноморского бассейна, на рисунке 4.
Рисунок 4 – Структура грузооборота морских портов Азово-Черноморского бассейна по видам транспорта за 2020 г., %
Источник: составлено автором по данным [1]
Наибольший удельный вес в структуре прибывающих транспортных потоков в 2020 г. занимает трубопроводный (37%), который состоит из нефтеналивных грузов, на втором месте железнодорожный (36%), преимущественно перевозящий уголь и металлы, замыкает тройку лидеров автомобильный (18%), вывозящий зерно на экспорт.
По отправляемым транспортным потокам сложилась иная ситуация. Наибольший удельный вес в структуре отправляемых транспортных потоков через порты Азово-Черноморского бассейна занимает автомобильный (69%), доставляющий импортные грузы, прибывающие контейнерными линиями. На втором месте находится железнодорожный транспорт (23%), на третьем – морской (7%).
Проанализируем грузооборот Азово-Черноморского бассейна в разрезе по морским портам (рис. 5-6). В связи с малым грузооборотом портов Евпатория, Геленджик, Севастополь, Сочи, Феодосия, Ялта, они были объединены в категорию «Другие порты». Также в связи с сильным отрывом порта Новороссийск от остальных портов, для наглядности его грузооборот представлен на отдельном графике.
Рисунок 5 – Динамика прибытия грузов в порты Азово-Черноморского бассейна по морским портам за 2011-2020 гг., млн. тонн
Рисунок 6 – Динамика отправления грузов из портов Азово-Черноморского бассейна по морским портам за 2011-2020 гг., млн. тонн
Источник: составлено автором по данным [1]
Начнем анализ с порта Новороссийск, обладающим наиболее высокими показателями. По динамике экспорта данный порт с 2014 г. демонстрирует стабильный рост, исключение составил 2020 г. (падение на 8%), что было вызвано снижением перевалки наливных грузов. Это обусловлено общемировыми тенденциями из-за реализации соглашения ОПЕК+ с 1 мая 2020 г. о снижении добычи нефти [3]. Динамика импорта нестабильна в связи с конъюнктурными изменениями рынка ввозимых товаров. Можно отметить снижение объемов импорта товаров в 2015 г. на 19,1%, вызванное переориентацией транспортных потоков на Крымский полуостров и его морские порты. В последующие года порт Новороссийск уже не достигнет прежних объемов импорта уровня 6 млн. тонн. Все эти факторы обусловили уменьшение общего грузооборота порта на 9,1% в 2020 г. по сравнению с 2019 г.
Порт Туапсе в период 2018-2019 гг. демонстрировал падение экспорта. В 2018 г. основной причиной снижения на 3,9% по сравнению с 2017 г. является сокращение экспортного потока нефтеналивных грузов и объемов перевалки угля. В 2019 г. причиной снижения на 2,9% по сравнению с 2018 г. послужило сезонное снижение переходящих запасов зерна, а также невыгодная ценовая конъюнктура в данном сегменте рынка [4]. В 2020 г. порт смог увеличить экспорт на 6% путем повышения объемов перевалки нефтеналивных грузов, а также черных металлов [3]. По динамике импорта порт Туапсе демонстрирует положительную тенденцию, начиная с 2016 г. Данные факторы повлияли на повышение общего грузооборота порта на 6,2% в 2020 г. по сравнению с 2019 г.
Порт Таганрог обладает достаточно низкими показателями по сравнению с другими портами Азово-Черноморского бассейна. Заметное снижение экспорта произошло в 2016 г. на 19,9% по сравнению с 2015 г. за счет уменьшения объемов обработки черных металлов и перевалки нефтеналивных грузов [3]. Обработка черных металлов оказывает сильное влияние на грузооборот данного порта. Так, в 2020 г. порт Таганрог продемонстрировал рост экспорта на 41,2% по сравнению с 2019 г. за счет этой категории груза. Это позволило порту увеличить общий грузооборот на 36,2% по сравнению с 2019 г. По импорту наблюдается постепенное снижение объемов, исключение составляет 2017 г., когда произошел резкий рост импорта на 100,4% по сравнению с 2016 г.
Порт Азов по экспортному направлению демонстрировал стабильный рост, исключение составил 2019 г., в котором произошло падение на 24,4% по сравнению с 2018 г. Снижение грузооборота связано, прежде всего, с сокращением перевалки зерновых культур, т.к. грузопотоки зерновых были переориентированы в направлении Каспия, а цена на зерно оказалась невысокой и не устраивала сельхозпроизводителей. Кроме того, уменьшилась перевалка нефтеналивных грузов в связи с переориентацией транспортных потоков на Азию [4]. В 2020 г. рост экспорта составил лишь 2,1% по сравнению с 2019 г. Что касается импорта, его динамику нельзя назвать стабильной. В 2020 г. произошел рост импорта на 60,2% За счет данных факторов общий грузооборот в 2020 г. увеличился на 5,3% по сравнению с 2019 г.
Порт Ростов-на-Дону ежегодно наращивал объемы экспорта, исключение составил 2019 г., когда произошло снижение на 6,9% по сравнению с 2018 г., что было вызвано уменьшением объемов перевалки зерновых грузов. По импорту динамика данного порта нестабильна, но можно отметить тенденцию смещения порта Ростов-на-Дону (второе место после порта Новороссийск в 2011 г.) с лидерских позиций на уровень остальных портов. Это связано с переориентацией транспортных потоков на южную часть Азовского моря в связи с вхождением республики Крым в состав Российской Федерации. В 2020 г. общий грузооборот вырос на 11,5% по сравнению с 2019 г.
Порт Тамань ежегодно увеличивает объемы перевалки экспортных грузов. В 2013 г. рост был обусловлен введением терминальных комплексов по перевалке сжиженных углеводородных газов и зерна. В настоящий момент группа компаний «ОТЭКО» завершает строительство 2-й очереди терминала навалочных грузов мощностью 25 млн. тонн, ввод терминала в эксплуатацию планируется в 2021 г., что обеспечит дальнейший рост объемов экспорта. Единственное снижение экспорта было зафиксировано в 2018 г. на 7% по сравнению с 2017 г. По импорту последние два анализируемых года наблюдается падение, но незначительное (в 2019 г. –3,1% и 2020 г. –9,1% по сравнению с предыдущим). За счет экспорта общий грузооборот порта Тамань в 2020 г. увеличился на 46,5% по сравнению с 2019 г.
Порт Темрюк характеризуется достаточно скромными показателями грузооборота, динамику которого нельзя назвать стабильной. Основу поставок на экспорт составляет угольная продукция предприятий горнодобывающего дивизиона группы «Мечел» [4]. Тем не менее, инвесторы видят привлекательность в порте Темрюк. В настоящее время компанией «Росхимтрейд» ведется строительство первой очереди перевалочного комплекса жидких химических продуктов в порту Темрюк, расчетная мощность которого составляет 800 тыс. тонн в год. Крупным инвестором в порту также выступает нефтеперерабатывающая компания «Темрюкмортранс», в ближайших планах которой построить новый морской терминал по перевалке нефтеналивных грузов, расчетная мощность составляет 11,1 млн. тонн в год [3]. Спад грузооборота в 2020 г. на 13,6% по сравнению с 2019 г. вызван экономическим кризисом и пандемией COVID-19.
У порта Кавказ наблюдается интересная тенденция грузооборота. В 2014 г., когда активно начала работать Крымская паромная переправа, отмечается резкий рост показателей экспорта и импорта (экспорт +248,2%, импорт +98,4%). Далее продолжался активный рост вплоть до 2018 г., когда был введен в эксплуатацию автомобильный Крымский мост. После этого наблюдается плавное снижение показателей, связанное с сокращением обработки паромных грузов. Тем не менее, в 2020 г. наблюдается увеличение общего грузооборота на 5,1% по сравнению с 2019 г. Рост объемов перевалки грузов на суда был обусловлен введением в эксплуатацию железнодорожного Крымского моста и освобождением в связи с этим железнодорожной станции Кавказ [3].
Порт Ейск характеризуется невысокими показателями грузооборота относительно лидеров Азово-Черноморского бассейна. Динамика экспорта была положительна вплоть до 2019 г., затем порт оказался подвержен влиянию зернового рынка и перечисленным ранее конъюнктурным причинам [4], показав в 2019 г. снижение экспорта на 6,7% по сравнению с 2018 г., а в 2020 г. снижение составило 1,4% по сравнению с 2019 г. Динамика импорта нестабильна, в 2020 г. импорт вырос на 28,8% по сравнению с 2019 г. Увеличение импорта скомпенсировало снижение экспорта, поэтому общий грузооборот в 2020 г. уменьшился лишь на 1,1% по сравнению с 2019 г.
Из портов Крымского региона интерес представляет Керчь. Динамика данного порта сопоставима с динамикой порта Кавказ – сначала резкий рост, а в 2018 г. снижение темпов работы (экспорт -28,6%, импорт -21,9%) по сравнению с 2017 г. Уменьшение объемов деятельности этого морского порта продолжается до сих пор. В 2020 г. наблюдается снижение общего грузооборота на 49,6% по сравнению с 2019 г.
Проанализируем структуру грузооборота Азово-Черноморского бассейна в разрезе по морским портам, представленную на рисунке 7.
Рисунок 7 – Структура грузооборота морских портов Азово-Черноморский бассейн по морским портам за 2020 г., %
Источник: составлено автором по данным [1]
В принципе, структурные диаграммы прибытия и отправления грузов через порты Азово-Черноморского бассейна сопоставимы. Безусловным лидером является порт Новороссийск (56% экспорта и 49% импорта в бассейне). В пятерку лидеров также входят порт Туапсе (11% экспорта и 6% импорта), Кавказ (9% экспорта и 10% импорта), Тамань (9% экспорта и 7% импорта) и Ростов-на-Дону (7% экспорта и 6% импорта).
Рассмотрим, какое же влияние оказывает деятельность Азово-Черноморского бассейна на экономику России. Для начала сравним его с другими бассейнами России на рисунке 8.
Рисунок 8 – Структура грузооборота России по бассейнам в 2020 г., %
Источник: составлено автором по данным [1]
Исходя из рисунка 8, можно сделать вывод, что Азово-Черноморский бассейн в 2020 г. занимал наибольшую долю в структуре грузооборота Российской Федерации – 31%.
В отечественной экономической литературе идея о взаимосвязи и взаимовлиянии транспорта и экономики, а также споры о первичности в этой парной связи, возникла давно. С тех пор было проведено много научных исследований, убедительно доказывающих существование динамической связи между состоянием национальной экономики и развитием транспортной отрасли страны [2].
По этой причине попробуем определить степень влияния грузооборота Азово-Черноморского бассейна на основной макроэкономический показатель страны – валовой внутренний продукт. Для определения степени зависимости транспортной отрасли от экономики воспользуемся одним из основных методов обработки и анализа статистических данных – методом корреляционного анализа, определяющего тесноту связи между признаками.
Коэффициент корреляции удобно рассчитывать при помощи программного обеспечения Microsoft Office Excel. Для этого следует ввести в программу показатели, между которыми необходимо определить корреляционную связь. Так как основную долю грузооборота Азово-Черноморского бассейна составляет порт Новороссийск, целесообразным представляется расчет коэффициента корреляции как по всему бассейну, так и только по этому порту. Исходные данные для расчета представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Исходные данные для расчета коэффициента корреляции
Год | Грузооборот Азово-Черноморского бассейна | Грузооборот Новороссийска | Валовой внутренний продукт |
2011 | 172,8 | 110,7 | 55967,2 |
2012 | 175,3 | 109,6 | 68103,4 |
2013 | 174,4 | 108,1 | 72985,7 |
2014 | 194,5 | 114,2 | 79030,0 |
2015 | 232,9 | 120,3 | 83087,4 |
2016 | 244,0 | 124,9 | 85616,1 |
2017 | 269,5 | 133,2 | 91843,2 |
2018 | 272,2 | 142,5 | 103861,7 |
2019 | 258,1 | 154,4 | 109241,5 |
2020 | 252,0 | 141,9 | 107390,3 |
Источник: составлено автором по данным [3, 7]
Перед расчетом коэффициента корреляции необходимо определить наилучшую математическую модель, описывающую зависимость между грузооборотом и Азово-Черноморским бассейном. Для этого следует рассчитать коэффициент детерминации, который показывает, какова доля вариации, обусловленной влиянием факторного (главного) признака, в общей вариации результативного (зависимого) признака.
Чтобы быстро определить коэффициент детерминации в MS Excel, следует построить поле корреляции и добавить линии тренды для разных математических функций. Чем выше коэффициент детерминации, тем лучше математическая функция подходит для выявления корреляционной связи между анализируемыми признаками.
Поле корреляции для признаков «Грузооборот Азово-Черноморского бассейна» и «Валовой внутренний продукт» представлено на рисунке 9.
Рисунок 9 – Поле корреляции для признаков «Грузооборот Азово-Черноморского бассейна» и «Валовой внутренний продукт»
Источник: составлено автором по данным [3,7]
MS Excel позволяет построить линии тренда для следующих математических функций: экспоненциальная, линейная, логарифмическая, полиномиальная и степенная. В данной модели наиболее высокий коэффициент детерминации у полиномиальной функции. Это значит, что 78,3% вариации признака «Валовой внутренний продукт» обусловлено вариацией признака «Грузооборот Азово-Черноморского бассейна», остальные 21,7% вариации не объясняются данной моделью. Коэффициент корреляции (R) находится как корень из коэффициента детерминации (R2). Следовательно, коэффициент корреляции равен 88,5%. Уровень тесноты этой связи можно определить как высокую.
Теперь рассмотрим влияние грузооборота порта Новороссийск на валовой внутренний продукт (рисунок 10).
Рисунок 10 – Поле корреляции для признаков «Грузооборот Новороссийска» и «Валовой внутренний продукт»
Источник: составлено автором по данным [3,7]
В этом поле корреляции наблюдается увеличение коэффициента детерминации по сравнению с предыдущим. Наилучшая модель – снова полиномиальная, в которой 89,3% вариации признака «Валовой внутренний продукт» обусловлено вариацией признака «Грузооборот Новороссийска», остальные 10,7% вариации не объясняются данной моделью. Следовательно, коэффициент корреляции будет равен 94,5%. Данную тесноту связи можно охарактеризовать как очень высокую.
Заключение
Проанализировав деятельность Азово-Черноморского бассейна, стало ясным, что у данного направления много перспектив:
1) высокая привлекательность у инвесторов;
2) рост грузооборота морских портов, имеющих наибольший удельный вес в Азово-Черноморском бассейне;
3) устойчивые грузопотоки зерна, металлов, нефти, угля;
4) вход в состав Азово-Черноморских бассейна Крымских портов как потенциальных источников увеличения пропускной способности.
Особенно следует выделить порт Новороссийск, который, как выяснилось в процессе статистического и корреляционного анализ, оказывает сильное влияние на экономику России.
Список литературы:
- АО «Морцентр-ТЭК». Информационно-аналитический бюллетень № 46. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://morcenter.ru/informacionno-analiticheskie-dannye (дата обращения 16.04.2022).
- Дячук, А.М., Тарасова, В.Н. К вопросу о взаимосвязи и взаимовлиянии транспортной отрасли и экономики России // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (53). Номер статьи: 5301. Дата публикации: 07.02.2018. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5301/
- Морские вести России. Грузооборот морских портов [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.morvesti.ru/news/ (дата обращения 13.04.2022).
- Садыков, Э.А. Производственная устойчивость портовых операторов Азово-Черноморского бассейна // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (65). Номер статьи: 6519. Дата публикации: 24.02.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6519/
- Салько, Д.Ю., Аристов, В.М. Характеристика и анализ грузооборота морских портов Азово-Черноморского бассейна как составного элемента грузовой базы морских портов России // Экономический вектор. – 2020. – №1 (20). – С. 34-37.
- Росморпорт. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.rosmorport.ru/media/File/State-Private_Partnership/strategy_2030.pdf (дата обращения 18.04.2022).
- Федеральная служба государственной статистики. Национальные счета [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения 16.04.2022).
References:
- Joint-stock company «Morcentr-TEK». Newsletter № 46. [AO «Morcentr-TEK». Informacionno-analiticheskij byulleten’ № 46.]. Access mode: https://morcenter.ru/informacionno-analiticheskie-dannye (date of access: 16.04.2022).
- Dyachuk, A.M., Tarasova, V.N. On the question of the relationship and mutual influence of the transport industry and the Russian economy [K voprosu o vzaimosvyazi i vzaimovliyanii transportnoj otrasli i ekonomiki Rossii] // Regional economics and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (53). Article number: 5301. Publication date: 07.02.2018. Access mode: https://eee-region.ru/article/5301/
- Maritime news of Russia. Cargo turnover of seaports [Morskie vesti Rossii. Gruzooborot morskih portov]: Access mode: http://www.morvesti.ru/news/ (date of access: 13.04.2022).
- Sadykov, E.A. Industrial sustainability of port operators in the Azov-Black sea basin [Proizvodstvennaya ustojchivost’ portovyh operatorov Azovo-CHernomorskogo bassejna] // Regional economics and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (65). Article number: 6519. Publication date: 24.02.2021. Access mode: https://eee-region.ru/article/6519/
- Sal’ko, D.YU., Aristov, V.M. Characteristics and analysis of cargo turnover of sea ports of the Azov-Black sea basin as a component of cargo base of sea ports of Russia [Harakteristika i analiz gruzooborota morskih portov Azovo-CHernomorskogo bassejna kak sostavnogo elementa gruzovoj bazy morskih portov Rossii] // Economic vector. – 2020. – №1 (20). – S. 34-37.
- Rosmorport. Strategy for the Development of the Russian Seaport Infrastructure until 2030 [Rosmorport. Strategiya razvitiya morskoj portovoj infrastruktury Rossii do 2030 g.]. Access mode: https://www.rosmorport.ru/media/File/State-Private_Partnership/strategy_2030.pdf (date of access: 18.04.2022).
- Federal State Statistics Service. National accounts [Federal’naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Nacional’nye scheta]. Access mode: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (date of access: 16.04.2022).
Еще в рубриках
Республика Крым
Транспорт и логистика
Отраслевая экономика регионов