Главная страница » Публикации » №1 (73) » Корректировка показателей стратегического плана социально-экономического развития города Севастополя в условиях санкций и оценка с позиций заинтересованных сторон

Корректировка показателей стратегического плана социально-экономического развития города Севастополя в условиях санкций и оценка с позиций заинтересованных сторон

Adjustment of the indicators of the strategic plan for the socio-economic development of the city of Sevastopol in the context of sanctions and assessment from the perspective of stakeholders

Авторы

Шипилов Николай Юрьевич
кандидат технических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Россия, Севастопольский государственный университет
nik.shipilov@mail.ru

Аннотация

Вводная часть. Авторами был проведен анализ состава и структуры показателей Плана мероприятий по реализации Стратегии (ПМРС) социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года. Приложение к документу довольно глубоко проработано и содержит 3 цели, 11 задач и 184 показателя, На наш взгляд, это множество показателей избыточно и подлежит корректировке, кроме того, скорректированный план необходимо сделать доступным для оценки заинтересованными сторонами и предложить подход для такой оценки.
Цель исследования. Провести систематизацию и оценку релевантности стратегических показателей социально-экономического развития, выработать рекомендации по их корректировке с учетом трендов регионального стратегирования и зависимости от экономических и политических ограничений; предложить методику анализа скорректированной системы показателей на основе теории заинтересованных сторон
Методы исследования. Многомерный анализ набора показателей по предложенным критериям, экспертный метод, нечеткая логика, сравнительный анализ, теория заинтересованных сторон.
Результаты. Получена модифицированная таблица, в которой представлено 43 показателя стратегического развития г.Севастополя. Разработана модель оценки показателей стратегического развития с позиции теории заинтересованных сторон позволяет учитывать мнение населения, бизнеса и администрации в оценке степени реализации отдельной цели или плана.
Заключение. Скорректированный набор показателей стратегического развития г.Севастополя позволяет администрации более четко акцентировать внимание на вопросах мониторинга, контроля и выполнения корректирующих мероприятий.
Целевые программы развития Севастополя будут существовать, но, на наш взгляд, денежных потоков в город будет вливаться меньше. Следовательно, речь идет об их более эффективном использовании на основе развития функций контроля и использования современных информационно-компьютерных технологий.

Ключевые слова

информационно-аналитическая среда; социально-экономическое развитие региона; показатели стратегического развития; теория заинтересованных сторон.

Рекомендуемая ссылка

Шипилов Николай Юрьевич

Корректировка показателей стратегического плана социально-экономического развития города Севастополя в условиях санкций и оценка с позиций заинтересованных сторон// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (73). Номер статьи: 7306. Дата публикации: 09.03.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7306/

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-173-6

Authors

Shipilov Nikolay Yurievich
Ph.D. in Engineering (Russian Scientific Degree "Candidate of Technical Sciences"), Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit
Russia, Sevastopol State University
nik.shipilov@mail.ru

Abstract

Introductory part. The authors analyzed the composition and structure of the indicators of the Action Plan for the implementation of the Strategy (PMRS) for the socio-economic development of the city of Sevastopol until 2030.The annex to the document is quite deeply developed and contains 3 goals, 11 tasks and 184 indicators. In our opinion, this set of indicators is redundant and needs to be adjusted, in addition, the adjusted plan must be made available for evaluation by stakeholders and an approach for such an evaluation should be proposed.
Purpose of the study. Systematize and evaluate the relevance of strategic indicators of socio-economic development, develop recommendations for their adjustment, taking into account the trends in regional strategizing and dependence on economic and political restrictions; propose a methodology for analyzing the adjusted scorecard based on the stakeholder theory
Research methods. Multidimensional analysis of a set of indicators according to the proposed criteria, expert method, fuzzy logic, comparative analysis, stakeholder theory.
Results. A modified table has been obtained, which presents 43 indicators of the strategic development of the city of Sevastopol. A model for assessing strategic development indicators from the standpoint of the stakeholder theory has been developed that allows taking into account the opinion of the population, business and administration in assessing the degree of implementation of a particular goal or plan.
Conclusion. The adjusted set of indicators of the strategic development of the city of Sevastopol allows the administration to more clearly focus on the issues of monitoring, control and implementation of corrective measures.
Target programs for the development of Sevastopol will exist, but, in our opinion, there will be less money flowing into the city. Consequently, we are talking about their more efficient use based on the development of control functions and the use of modern information and computer technologies.

Keywords

information and analytical environment; socio-economic development of the region; indicators of strategic development; stakeholder theory.

Suggested Citation

Shipilov Nikolay Yurievich

Adjustment of the indicators of the strategic plan for the socio-economic development of the city of Sevastopol in the context of sanctions and assessment from the perspective of stakeholders// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (73). Art. #7306. Date issued: 09.03.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7306/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-173-6

Print Friendly, PDF & Email

Вводная часть

После вхождения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации началась работа по созданию базы нормативных и планово-экономических документов региона. Часть работы касалась направления стратегического развития г. Севастополя.  Был принят закон № 357-ЗС «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года» [1], Распоряжение Правительства Севастополя от 2.08.2018 г. № 233-РП «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года» [2].  Финансирование развития г.Севастополя проработано в документах федерального уровня —  федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2025 года» [3] и государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя» [4].

Авторами был проведен анализ состава и структуры показателей Плана мероприятий по реализации Стратегии (ПМРС) социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года. Приложение к документу довольно глубоко проработано и содержит 3 цели, 11 задач и 184 показателя, На наш взгляд, это множество показателей избыточно и подлежит корректировке, кроме того, скорректированный план необходимо сделать доступным для оценки заинтересованными сторонами и предложить подход для такой оценки.

Цель исследования: провести систематизацию и оценку релевантности стратегических показателей социально-экономического развития, выработать рекомендации по их корректировке с учетом трендов регионального стратегирования и зависимости от экономических и политических ограничений; предложить методику анализа скорректированной системы показателей на основе теории заинтересованных сторон

Методы исследования: многомерный анализ набора показателей по предложенным критериям, экспертный метод, нечеткая логика, сравнительный анализ, теория заинтересованных сторон.

 

Результаты исследования.

Процесс анализа может быть разбит на три блока:

  • многомерный анализ набора показателей плана развития г.Севастополя по ряду предложенных критериев;
  • Сравнительный анализ показателей модифицированного плана развития с показателями контроля выполнения федеральных программ развития Крыма и Севастополя;
  • Оценка скорректированного плана развития г.Севастополя с позиции теории заинтересованных сторон.

В блоке 1 предложена модель многомерного анализа набора показателей ПМРС г.Севастополя до 2030 года по следующим критериям:

  • приоритетность показателя в группе по выделенной задаче;
  • принадлежность исходного показателя к группам «показатель» или «событие»;
  • наличие прогноза по показателю, возможность мониторинга фактических значений показателя;
  • зависимость показателя от санкций;
  • управленческая контролируемость показателя (есть ли у отдела, ответственного за показатель, возможность влиять на ситуации и факторы, связанные с показателем);
  • опережающий характер показателя (является ли показатель отражением двигателя, драйвера, первичного в цепочке или это итоговая отчетная информация).

 

Таблица 1. Исходный вид Плана стратегического развития г.Севастополя (фрагмент)

Исходный вид Плана стратегического развития г.Севастополя (фрагмент)

Источник: [2]

 

Значения признаков классификации можно определить экспертным методом. Предложено два подхода к опросу экспертов.

Первый подход. Ответ в бинарной логике да/нет (1/0)

Второй подход. Ответы в нечеткой логике, позволяющие учесть степень уверенности эксперта в ответе: да (1); скорее да, чем нет (0,75); возможно да, возможно нет (0,5); скорее нет, чем да (0,25); нет(0).

 

Таблица 2. Оценка показателей плана по ряду критериев (фрагмент)

Оценка показателей плана по ряду критериев (фрагмент)

Источник: разработано автором.

 

Результатом первого блока предложенного трехэтапного анализа является вывод о том, что выборка по конъюнкции критериев «приоритетность показателя в группе по выделенной задаче» И «принадлежность исходного показателя к группам «показатель» или «событие»» И «возможность мониторинга фактических значений показателя» дает нам подмножество из 80 показателей, которые важны с точки зрения эксперта и могут наполняться фактическими значениями.

Блок 2.

Планы стратегического развития города базируются на двух общегосударственных документах. Первый – Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2024 г.», утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.08.2014. № 790 (с последними изменениями от 30 декабря 2021 года). Второй документ —  Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя от 30 января 2019 г. N 63 (с изменениями на 28 ноября 2022 года).

Сравнительный анализ двух целевых программ (государственной – ГП и Федеральной – ФЦП) в сопоставлении с показателями Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года (ПМРС) позволил сделать следующие выводы:

а) в ПМРС 6 показателей по направленности, наименованию и единице измерения совпадают с показателями ГП, и только 1 показатель совпадает в ФЦП;

б) в ПМРС 15 показателей похожи по направленности на показатели ГП, но не тождественны им.  Например, «Объем инвестиций в основной капитал, млрд рублей» из ПМРС соответствует показатель из ГП «Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. рублей», а в ФЦП подобного показателя нет. Такая терминологическая нетождественность вносит долю непонимания работниками при контрольных операциях и составлении отчетности;

в) 4 показателя из ГП и 13 показателей из ФЦП вообще не упоминаются в ПМРС. Последняя редакция ФЦП датирована 27 июля 2020 года, имеет свои особенности план развития города необходимо корректировать в соответствии с изменившимися реалиями.

г) ФЦП в новой редакции не использует в качестве индикаторов исполнения многие макроэкономические показатели (Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. рублей; Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. рублей и т.д.), однако в ФЦП появились новые индикаторы, связанные с социальной сферой, медициной, теплоснабжением, водоснабжением, развитием информационных технологий. На наш взгляд, опережающих показателей с возможностью мониторинга, стало больше.

Формализованный алгоритм получения скорректированного набора показателей:

  1. Учет результатов многомерного анализа по множеству критериев (промежуточный результат из 80 показателей).
  2. Выбор из промежуточной таблицы тех показателей, которые совпадают с показателями ГП и ФЦП.
  3. Изменение формулировок показателей промежуточной таблицы, похожих по направленности на показатели ГП и ФЦП, но не тождественных им (достижение по этому множеству терминологического единства).
  4. Добавление из ГП и ФЦП новых показателей развития по г.Севастополю.

В результате анализа в блоке 2 получена модифицированная таблица, в которой представлено 43 показателя стратегического развития г.Севастополя. Напомним, что в исходной таблице было 184 показателя, причем проведенный анализ показал их избыточность и нестыковку с целевыми программами финансирования города.

Модифицированная таблица показателей стратегического развития  г. Севастополя стратегического развития г. Севастополя представлена в табл.3.

 

Таблица 3. Модифицированная таблица  показателей стратегического развития  г. Севастополя

Модифицированная таблица  показателей стратегического развития  г. Севастополя

Модифицированная таблица  показателей стратегического развития  г. Севастополя

Модифицированная таблица  показателей стратегического развития  г. Севастополя

Источник: разработано автором

 

В блоке 3 предложена методика оценки возможности реализации плана стратегического развития г.Севастополя с позиции теории заинтересованных сторон

Заинтересованные стороны (стрейкхолдеры):

а) население;

б) бизнес;

в) администрация.

Параметры оценки

а) субъективная оценка выполнения (без мониторинга фактических значений) – балльная оценка от 0 до 10;

б) Значимость показателя для представителя заинтересованной стороны – бальная оценка от 0 до 10

в) Ранг показателя как произведение двух предыдущих характеристик.

Можно перейти ко взвешенным величинам, поделив оценочный ранг на максимальны по показателю (100).

Среднее значение взвешенных рангов по группе показателей или по плану в целом дает оценку степени реализации отдельной цели или плана в целом в позиции заинтересованной стороны.

 

Таблица 4. Оценка выполнения группы задач с точки зрения группы «Население»

Оценка выполнения группы задач с точки зрения группы «Население»

Источник: разработано автором

 

Для иллюстрации выбраны задачи, к выполнению которых население неравнодушно (высокий ранг). Субъективные оценки выполнения задачи могут иметь под собой как отсутствие информации, так и наоборот, яркие положительные или отрицательные примеры.

 

Заключение

Скорректированный набор показателей стратегического развития г.Севастополя позволяет администрации более четко акцентировать внимание на вопросах мониторинга, контроля и выполнения корректирующих мероприятий. Из этого набора можно выбрать некоторые подмножества показателей, значения которых должны выявлять и контролировать назначенные отделы Правительства Севастополя. Эти наборы показателей можно оформить ближе к листу формата А4, как это принято в системе сбалансированных показателей.

Модель оценки показателей стратегического развития с позиции теории заинтересованных сторон позволяет учитывать мнение населения, бизнеса и администрации в оценке степени реализации отдельной цели или плана

Целевые программы развития Севастополя будут существовать, но, на наш взгляд, денежных потоков в город будет вливаться меньше. Следовательно, речь идет об их более эффективном использовании на основе развития функций контроля и использования современных информационно-компьютерных технологий.

 

Список литературы

  1. Закон города Севастополя от 21 июля 2017 года № 357-ЗС «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года». //URL: https://docs.cntd.ru/document/450278824
  2. Распоряжение Правительства Севастополя от 2.08.2018 г. № 233-РП «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года» // URL:http://docs-api.cntd.ru/document/543761639
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года №790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2025 года»» (с изменениями на 30 декабря 2021 года) //URL:https://docs.cntd.ru/document/420213682?marker=7D20K3
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 63 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя» (с изменениями на 28 ноября 2022 года) //URL: https://docs.cntd.ru/document/552280644?marker=6520IM

 

Bibliography

  1. Law of the city of Sevastopol dated July 21, 2017 No. 357-ЗС»On the approval of the Strategy for the socio-economic development of the city of Sevastopol until 2030.» [Ob utverzhdenii Strategii sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya goroda Sevastopolya do 2030 goda] //URL: https://docs.cntd.ru/document/450278824
  2. Decree of the Government of Sevastopol dated August 2, 2018 No. 233-RP «On approval of the action plan for the implementation of the Strategy for the socio-economic development of the city of Sevastopol until 2030» [Ob utverzhdenii plana meropriyatiy po realizatsii Strategii sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya goroda Sevastopolya do 2030 goda] //URL:http://docs-api.cntd.ru/document/543761639
  3. Decree of the Government of the Russian Federation of August 11, 2014 No. 790 «On approval of the federal target program «Socio-economic development of the Republic of Crimea and the city of Sevastopol until 2025″» [Ob utverzhdenii federal’noy tselevoy programmy «Sotsial’no-ekonomicheskoye razvitiye Respubliki Krym i g.Sevastopolya do 2025 goda»] (as amended on December 30, 2021)// URL:https://docs.cntd.ru/document/420213682?marker=7D20K3
  4. Decree of the Government of the Russian Federation of January 30, 2019 N 63 On the approval of the state program of the Russian Federation «Socio-economic development of the Republic of Crimea and the city of Sevastopol» [Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Sotsial’no-ekonomicheskoye razvitiye Respubliki Krym i g.Sevastopolya] (as amended on November 28, 2022) //URL:https://docs.cntd.ru/document/552280644?marker=6520IM

Еще в рубриках

Республика Крым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *