Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (48), 2016

Проекты государственно-частного партнерства в России и в зарубежных странах

Projects of public-private partnerships at regional level

Авторы


доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления проектами и программами
Россия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
tv.yuryeva@migsu.ranepa.ru

Аннотация

Рассматривается механизм функционирования проектов государственно-частного партнерства в современной экономике. Проанализирована мировая практика реализации проектов на основе принципов государственно-частного партнерства. Определены основные тенденции развития проектов государственно-частного партнерства на региональном и местном уровнях.

Ключевые слова

Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, региональный проект государственно-частного партнерства.

Рекомендуемая ссылка
Юрьева Татьяна Владимировна
Проекты государственно-частного партнерства в России и в зарубежных странах// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4833. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4833/
Authors

Jur'eva Tat'jana Vladimirovna
Doctor of Economics, professor, Head of the Department of project and program management
Russia, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
tv.yuryeva@migsu.ranepa.ru

Abstract

The article deals with the mechanism of functioning of public-private partnership in the modern economy. Is analysed the world practice implementation of projects on the principles of a-public-private partnerships. It’s shown the main trends in the development of public-private partnership projects at the regional and local levels.

Keywords

Public-private partnerships, municipal-private partnership, regional project of public-private partnership.

Suggested Citation
Jur'eva Tat'jana Vladimirovna
Projects of public-private partnerships at regional level. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (48). Art. #4833. Date issued: 2016-12-12. Available at: http://eee-region.ru/article/4833/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

На фоне активного роста общественных потребностей, ограниченности финансовых ресурсов государства возрастает потребность в проектах, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) и муниципально-частного партнерства (МЧП). Реализация таких проектов является одним из важнейших факторов развития производственной и социальной инфраструктуры, повышения инвестиционной и инновационной активности, роста конкурентоспособности региона и страны в целом.

Механизм выполнения проектов ГЧП и МЧП активно исследуется в России и в зарубежных странах. Различные аспекты данной проблемы нашли свое отражение в работах таких российских авторов как А.А.Алпатов, Г.А. Борщевский, В. Г. Варнавский, А. Г.Зельднер, Н.А. Игнатюк, В.Н. Иванов, В. А. Кабашкин, В.Ю. Катасонов, В.В. Максимов и др. Среди зарубежных исследователей следует выделить труды Э. Аткинсона, Дж. Делмона, Э. Р. Йескомба, В.Каттари, В.В. Кнауса, М.К. Льюиса, Ф. Марина, У. Смита, Г. Таллока, Э. Фаркухарсона др.

В научных публикациях в центре внимания находится экономическое содержание термина «государственно-частное партнерство», предпосылки становления и развития такой формы взаимодействия публичных и частных партнеров в современной экономике. Выявлены и подробно исследованы типы, формы и механизмы реализации ГЧП. Проанализирована специфика реализации проектов ГЧП в отдельных отраслях и сферах экономики. Однако до сих пор остаются недостаточно изученными различные аспекты разработки и выполнения проектов ГЧП на региональном и местном уровнях. Решение данной проблемы представляется актуальным в связи с тем, что значительная часть проектов ГЧП являются региональными или муниципальными проектами, определяющими во многом качество жизни населения конкретного региона или города.

 

1. Механизм функционирования проектов на принципах ГЧП

Изучение научной литературы по различным аспектам ГЧП позволяет сделать вывод, что существует большое количество определений ГЧП. В наиболее общем виде определение ГЧП дано в документах Всемирного банка. В соответствии с ним под ГЧП понимаются договорные отношения, оформленные в виде соглашения между государством и частной компанией на предмет производства чего-либо или оказания каких-либо услуг. Соглашение заключается в целях привлечения дополнительных инвестиций для реализации проекта, а также с целью повышения эффективности государственного бюджетного финансирования.

В нормативно-правовых документах США под ГЧП понимается соглашение, закрепленное в договорной форме, которое заключают между собой государство и одна либо несколько частных компаний. Это соглашение дает право частным компаниям принимать участие в реализации государственных публичных функций и иметь право собственности на государственное имущество. Соглашение на предмет реализации проекта ГЧП обычно предусматривает наличие контракта, предметом которого чаще всего выступают определенного виды общественные блага. Основные права собственности, даже при передаче частного права собственности частной компании остаются за государством.

Большое внимание пониманию сущности ГЧП, его функциям в современной экономике уделяется в странах Европейского Союза (ЕС). В Великобритании, являющейся лидером реализации проектов на принципах ГЧП, такая форма взаимодействия публичных и частных партнеров рассматривается как важнейший инструмент государственной стратегии.

В российской научной литературе наблюдаются различные подходы к определению ГЧП. Проанализировав и обобщив их, можно сделать вывод, что под ГЧП рассматриваются юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих публичное значение.

Российское федеральное законодательство, опираясь на накопленный мировой опыт, определяет ГЧП и МЧП как особую форму взаимодействия публичных и частных партнеров, оформленную юридически в виде контракта или соглашения на определенный отрезок времени. Результат такого взаимодействия выражается в привлечении дополнительных частных инвестиций в экономику, обеспечении доступности и роста качества общественных благ, оказываемых населению [1, ст.3].

ГЧП является эффективным средством реализации инновационной и инвестиционной политики, укрепления экономики, расширения инфраструктуры, реализации масштабных социальных проектов. Это альтернатива, как государственному предпринимательству, так и полной передаче соответствующей хозяйственной деятельности в частный сектор, в том числе через приватизацию соответствующих активов.

Приоритетными направлениями реализации проектов ГЧП являются: развитие производственной и транспортной инфраструктуры; модернизация жилищно-коммунального хозяйства; развитие инновационной инфраструктуры, стимулирование наукоемких производств; поддержка высшего образования и системы переподготовки кадров; модернизация здравоохранения; обеспечение консалтинговой поддержки деятельности малого и среднего бизнеса и др.

Проекты ГЧП реализуются на основе проектного финансирования, механизм которого в мировой практике позволяет привлекать для осуществления крупных инвестиционных проектов средства различных финансово-кредитных структур на основе сложных схем долгосрочного перекрестного финансирования, гарантий, ответственности, перераспределения рисков и т.д. В основе проектного финансирования лежит принцип финансирования проектов за счет прибыли, которая будет получена специально создающейся структурой (обычно проектной организацией) в ходе реализации проекта.

В мировой практике сложилось большое разнообразие различных форм, моделей, типов и вариантов взаимного сотрудничества государства и частного сектора. В научно-практической литературе, посвященной ГЧП, приводятся  классификации основных схем ГЧП. Наибольшее распространение получила классификация, включающая пять базовых моделей сотрудничества государства и частного сектора, различающихся особыми формами собственности, финансирования и управления. Это: модель оператора; модель кооперации; модель концессии; модель договорная; модель лизинга. На практике указанные формы встречаются в чистом виде редко, как правило, функционируют смешанные модели, различающиеся в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ и т.д.

Проекты ГЧП реализуются в различных организационно-правовых формах. Наиболее распространённой формой является концессия (концессионное соглашение). Государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, уполномочивает частный бизнес выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения. На условиях, отраженных в концессионном соглашении, концессионер вносит плату за пользование государственной или муниципальной собственностью. Интерес частного партнера к таким проектам возникает только в случае, если они с приемлемыми рисками позволяют обеспечить необходимую норму доходности на вложенный капитал. Срок концессионных соглашений, как правило, длительный —  от10 до 30 лет.

Все чаще участники партнерства используют такую форму как «контракт жизненного цикла» (от английского «Life Cycle Contract»), являющейся разновидностью концессии. Ее суть заключается в том, что публичный партнер в лице органа государственной или муниципальной власти заключает с частным партнером соглашение о проектировании, строительстве и эксплуатации объекта соглашения в течение его жизненного цикла. Привлечение финансовых ресурсов в проект осуществляется частным партнером на условиях проектного финансирования посредством специальной проектной компании. Публичный партнер не является инвестором проекта, а лишь оплачивает товары, работы и услуги, создаваемые после его ввода в действие. Все это стимулирует выполнение работ в рамках объекта соглашения на высоком качественном уровне, с соблюдением временных ограничений.

Еще одной формой ГЧП, которая часто применяется на практике, является соглашение о разделе продукции. Соглашения о разделе продукции применяются главным образом в сфере поисков, разведки и добычи минерального сырья и проведения других работ, связанных с этим видом деятельности.

 

2. Мировая практика реализации проектов ГЧП

В настоящее время проекты ГЧП оказывают существенное влияние на достижение стратегических целей социально-экономического развития страны в целом и ее отдельных регионов. Разработка и реализация проектов на принципах ГЧП осуществляется во многих развитых и развивающихся странах. Наиболее успешно проекты ГЧП реализуются в таких странах как Великобритания, США, Ирландия, Израиль, Франция, Италия, Германия, Япония. Признанными лидерами в области государственно-частных проектов являются США, Великобритания, Франция и Германия. Проекты ГЧП реализуются во многих отраслях и областях экономики, но преимущественно такие проекты сосредоточены в сфере инфраструктуры, ЖКХ, строительства и реконструкции дорог, образования, здравоохранения.

Изучение статистических данных, публикуемых европейским центром ГЧП, показывает, что в странах ЕС за последнее десятилетие несколько сократилось количество проектов, реализуемых на принципах ГЧП (рисунок 1).

 

Количество проектов ГЧП, достигших завершения, в странах ЕС в 2009-2015 годах

Рисунок 1. Количество проектов ГЧП, достигших завершения, в странах ЕС в 2009-2015 годах [5,6,7,8]

 

В тоже время стоимостная оценка проектов практически не изменилась за 2009-2015 гг. Средняя стоимость проектов ГЧП, достигших стадии закрытия, в 2015 году составила 15.6 млрд. евро, что на 17% ниже по сравнению с 2014 годом (18.7 млрд. евро). В 2015 году были завершены пять крупных проектов, по сравнению с двумя проектами в 2014 году. Их совокупная стоимость составила около 62 % от общей стоимости проектов ГЧП на европейском рынке. Три крупных проекта ГЧП реализуются в Турции (строительство аэропорта, двух медицинских центров). Один крупный проект выполняется во Франции (строительство порта) и один проект в Нидерландах (строительство морского шлюза). Государство принимало участие в оплате более 85 % проектов ГЧП [5].

Турция является лидером по стоимости проектов ГЧП (9,2 млрд. евро) по итогам 2015 года. Далее следует Великобритания и Франция. По количеству завершаемых проектов сохраняет лидерство Великобритания, здесь в 2015 году закончено 15 проектов против 24 в 2014 году.

Что касается отраслевой принадлежности проектов ГЧП, реализуемых в ЕС, то лидером остается транспортный сектор, на который приходится свыше 60 % от общей рыночной стоимости всех проектов. Проекты в сфере здравоохранения являются вторыми в стоимостном выражении. Третье место занимает образование. По такому критерию как количество завершенных проектов ГЧП в 2015 году лидирует образование (15 проектов), далее транспорт (12 проектов) и здравоохранение (10 проектов).

Из общего количества проектов ГЧП в странах ЕС, завершенных в 2015 году (49 проектов), более 40 % (20 проектов) были выполнены с учетом предоставления финансовых средств институциональными инвесторами (страховые компании, пенсионные фонды) посредством различных финансовых моделей. В целом, институциональные инвесторы предоставили около 1,2 млрд. евро (2,8 млрд. евро в 2014 году) участникам европейского рынка проектов ГЧП. При этом сроки погашения задолженности составили в среднем 25 лет (максимум – 31 год). Задолжниками институциональных инвесторов являются восемь стран: Великобритании, Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Финляндия, Турция и Нидерланды. Следует отметить, что сохраняется важная роль организаций ЕС, национальных правительств и государственных финансовых учреждений (национальных или наднациональных) в финансировании ряда проектов ГЧП. Например, проект по созданию электронного документооборота в судах Греции, осуществлялся при существенной финансовой поддержки со стороны ЕС. Европейский инвестиционный банк профинансировал 11 проектов ГЧП, общая сумма кредитования составила 1,2 млрд. евро. Другие международные финансовые институты, такие как Европейский банк реконструкции и развития, также участвовали в финансировании крупных проектов ГЧП [5].

 

3. Региональные и муниципальные проекты ГЧП в Российской Федерации

Особое место занимают проекты ГЧП, реализуемые на региональном и муниципальном уровне, поскольку посредством них удается во многом удовлетворить потребности населения в общественных благах и услугах качественно нового уровня.

По данным на конец 2016 года в российской экономике на принципах ГЧП реализуется около 900 проектов, по которым заключены соответствующие соглашения. В результате на различных стадиях реализации находится более 1300 проектов. Суммарный объем частных инвестиций превышает 640,0 млрд. руб. Основная доля проектов ГЧП приходится на муниципальный уровень — 86,7% от общего количества проектов. Региональный и федеральный уровень составляют соответственно 11,9 % и 1,4 % (рисунок 2).

 

Проекты государственно-частного партнерства в Российской Федерации и их основные характеристики в 2015 году

Рисунок 2. Проекты государственно-частного партнерства в Российской Федерации и их основные характеристики в 2015 году [2]

 

Количество проектов ГЧП, прошедших стадию коммерческого закрытия, существенно увеличилось за 2013-2015 годы с 86 до 875 проектов. Среднегодовой темп роста числа проектов ГЧП в России, прошедших стадию коммерческого закрытия, составляет 115 %. Преимущественно проекты ГЧП реализуются в сфере транспорта, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Около 16% проектов, выполненных на основе механизма ГЧП, приходится на социальную сферу, при этом их основная часть сосредоточена в здравоохранении.

Как отмечалось ранее, проекты ГЧП в мировой практике осуществляются посредством проектного финансирования. В Российской Федерации есть проекты ГЧП, которые выполняются исключительно на основе частных инвестиций. В тоже время можно выделить проекты ГЧП, в которых доля государственных бюджетных средств достигает 90 и более процентов.

В России основная форма проектов ГЧП реализуется в форме концессии. На региональном уровне часто используется соглашение о ГЧП в целях реализации проектов преимущественно в социальной сфере. На региональном и муниципальном уровне также реализуются проекты на основе договорных обязательств, обязательств частного партнера по финансированию на стадии капитальных инвестиций, долгосрочных обязательства сторон и распределения рисков и ответственности сторон в рамках ведения проекта ГЧП. Кроме того, используется контракт жизненного цикла.

Отраслевая характеристика регионального рынка проектов ГЧП показывает, что последние в основном сосредоточены в социальной сфере (здравоохранение), транспортной и коммунальной инфраструктурах. Появляются проекты в таких сегментах как железнодорожный и общественный транспорт общего пользования, в системе контроля безопасности ПДД, весогабаритного общественного порядка и др.

 

Отраслевая структура региональных проектов ГЧП в России в 2015 году

Рисунок 3. Отраслевая структура региональных проектов ГЧП в России в 2015 году,[3, с.11]

 

Следует отметить, что проекты ГЧП неравномерно распределены по российским регионам. Наибольшее количество проектов ГЧП ведется в таких регионах как г. Москва, Санкт-Петербург, Самарская область и др. В тоже время есть регионы (Республика Северная Осетия — Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Чукотский автономный округ и др.) в которых такие проекты отсутствуют или ведутся в минимальном количестве и часто имеют невысокое качество проработки.

В связи с недавним введением законодательства о государственно-частном партнёрстве и муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации на федеральном уровне, перед органами государственной власти регионов поставлена задача приведения регионального законодательства в соответствие с нормами федерального закона о ГЧП. В настоящее время такая работа уже проведена в 33 субъектах Российской Федерации.

В целях усиления места и роли проектов ГЧП в развитии регионов введен специальный комплексный показатель «Уровень развития государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации». Разработана и введена специальная методика расчета указанного показателя, учитывающая воздействие следующих факторов: развитие институциональной среды субъекта Российской Федерации в сфере ГЧП; нормативно-правовое обеспечение сферы ГЧП в субъекте Российской Федерации; опыт реализации проектов ГЧП в субъекте Российской Федерации.

 

Заключение

Становление и развитие проектов ГЧП является реальной предпосылкой роста инвестиционной и социальной привлекательности российских регионов, укрепления их конкурентоспособности, формирования положительного образа страны и отдельных регионов. В связи с этим большое внимание должно быть уделено наличию необходимых профессиональных компетенций в области проектного управления у государственных и муниципальных служащих, формированию и развитию региональных команд, способных управлять проектами на основе современных стандартов и технологий [4]. Существенное внимание следует уделить организационной структуре проектной деятельности, ее эффективному взаимодействию с имеющейся системой управления.

 

Библиографический список

  1. Федеральный закон N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 года
  2. ГЧП в цифрах: Единая информационная система государственно-частного партнерства в РФ. Центр развития ГЧП при поддержке Министерства экономического развития РФ. URL.: http://pppi.ru
  3. Исследование «Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015–2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» /Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. – М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. – 36 с.
  4. Проектный менеджмент в структуре современного менеджмента //Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. – 2016. — № 11 (93).
  5. Market Update, Review of the European PPP Market in 2015. [Electronic resource. — European PPP Expertise Centre, [Electronic data], March, 2016. URL.: http://www.eib.org/epec/library/epec_market_update_2015_en2
  6. Market Update, Review of the European PPP Market in 2014. [Electronic resource. — European PPP Expertise Centre, [Electronic data], March, 2015. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/epec_market_update_2014_h1_en.pd
  7. Market Update, Review of the European PPP Market in 2013. [Electronic resource. — European PPP Expertise Centre, [Electronic data], March, 2014. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/publications/epec_market_update_2013_en.pdf
  8. Market Update, Review of the European PPP Market in 2011. [Electronic resource. -European PPP Expertise Centre, [Electronic data], September, 2012. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/epec_market_update_2011_en_web.pdf
  9. Market Update, Review of the European PPP Market in 2010. [Electronic resourcej. -European PPP Expertise Centre, [Electronic data], April, 2011. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/epec-market-update-2010-public.pdf

 

References

  1. Federal Law N 224-FZ «On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and the Introduction of Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» dated July 13, 2015 [Federal’nyj zakon N 224-FZ «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal’no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii» ot 13 ijulja 2015 goda].
  2. PPP in figures, uniform information system of public-private partnership in the Russian Federation. Centre for the development of public-private partnership with the support of Ministry of Economic Development [GChP v cifrah, Edinaja informacionnaja sistema gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v RF. Centr razvitija GChP pri podderzhke Ministerstva jekonomicheskogo razvitija RF]. URL.: http://pppi.ru
  3. Study «Development of public-private partnership in Russia in 2015-2016. Rating regions by the level of development of PPPs » [Issledovanie «Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii v 2015–2016 godah. Rejting regionov po urovnju razvitija GChP»]. Association» PPP Development Centre «, Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Association «Centre for PPP development», 2016. 36 p.
  4. Yurieva T.V. Project management in structure of modern Management [Proektnyj menedzhment v strukture sovremennogo menedzhmenta]. Management of Economic Systems. Electronic scientific journal.  № 11 (93)
  5. Market Update, Review of the European PPP Market in 2015. [Electronic resource. — European PPP Expertise Centre, [Electronic data], March, 2016. URL.: http://www.eib.org/epec/library/epec_market_update_2015_en2
  6. Market Update, Review of the European PPP Market in 2014. [Electronic resource. — European PPP Expertise Centre, [Electronic data], March, 2015. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/epec_market_update_2014_h1_en.pd
  7. Market Update, Review of the European PPP Market in 2013. [Electronic resource. — European PPP Expertise Centre, [Electronic data], March, 2014. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/publications/epec_market_update_2013_en.pdf
  8. Market Update, Review of the European PPP Market in 2011. [Electronic resource. -European PPP Expertise Centre, [Electronic data], September, 2012. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/epec_market_update_2011_en_web.pdf
  9. Market Update, Review of the European PPP Market in 2010. [Electronic resourcej. -European PPP Expertise Centre, [Electronic data], April, 2011. URL.: http://www.eib.org/epec/resources/epec-market-update-2010-public.pdf

Региональное предпринимательство