Страноведение и регионоведение

Страноведение и регионоведение

Страноведение. Отличие от регионоведения

Страноведение (от рус. страны и ведать) — географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, экономике, культуре и социальной организации.

По предмету исследования отчасти пересекается с регионоведением (изучение факторов развития территориальных сообществ, внешнеполитических, географических, экономических, социокультурных, конфессиональных и др. региональных группировок, стран и их регионов), однако не тождественно ему, поскольку использует иные методы, что, в частности, отражается в различиях классификационных структур, выстраиваемых в рамках страно- и регионоведения.

Stranovedeniye i regionovedeniye

Современное страноведение подразделяется на географическое (общее) страноведение и отраслевые разделы: лингвострановедение, политическое, военное, туристское и пр. В рамках каждого раздела существуют и развиваются как теоретические, так и практические аспекты дисциплин, опирающиеся на базовые элементы, теорию, практику, опыт и колоссальный информационный банк данных, накопленный традиционным общим страноведением.

По объекту изучения выделяют крупные и более мелкие региональные отрасли:

  • Востоковедение (в том числе Китаистика, Вьетнамоведение, а также Африканистика и другие);
  • Европеистика (в том числе Кавказоведение и другие);
  • Американистика (в том числе Латиноамериканистика и другие);
  • Океанистика (в том числе Австраловедение, Гавайеведение и другие).

Регионоведение в России

Внимание, уделяемое регионоведческой тематике во всём мире, вытекает из факта территориальной и национально-государственной дифференциации природных, людских и материальных ресурсов. Учёт и тщательное изучение этих факторов необходим для построения рациональных схем использования этих ресурсов, налаживания и развития социальной, экономической и политической интеграции. После распада СССР в 1991 году объектами национального регионоведения в каждой из 15 бывших союзных республик частично вошли история, география и экономика ранее тесно связанных с ними территорий Союза ССР, которые теперь изучаются с точки зрения дальнейшего развития связей, формировавшихся между ними на протяжении десятков и сотен лет, в новом контексте международных дипломатических и экономических отношений.

По мнению некоторых учёных, регионоведение не является пока самостоятельной наукой. Так, В. А. Дергачёв и Л. Б. Вардомский относят его к комплексной дисциплине, изучающей социально-экономическое, политическое, культурное, этноконфессиональное, природное, экологическое развитие относительно целостных территориальных образований как в мире (макрорегионоведение), так и в пределах Российской Федерации (внутристрановое регионоведение).

Регионоведение — аналитическая вузовская дисциплина, изучающая внутренние и внешние факторы развития территориальных сообществ (геополитические, географические, экономические, социокультурные, конфессиональные и др.), региональные группировки, страны и их регионы как субъекты международных отношений и глобальной конкуренции.

Регионоведение предполагает изучение различных дисциплин:

  • язык изучаемого региона (страны),
  • историю изучаемого региона,
  • культуру, литературу и религию изучаемого региона,
  • этнологию изучаемого региона,
  • экономику и экономическую географию изучаемого региона,
  • социально-политическую систему изучаемого региона,
  • международные отношения и внешнюю политику изучаемого региона,
  • мировую экономику и международные отношения,
  • мировое право,
  • историю и теорию международных отношений,
  • конституционное (государственное) право,
  • международные интеграционные процессы и международные организации,
  • региональные конфликты в современном мире,
  • региональную и национальную безопасность,
  • процессы формирования внешней политики и дипломатии,
  • основные направления региональной политики РФ,
  • муниципальное управление и местное самоуправление,
  • государственную службу в регионе,
  • дисциплины, учитывающие национально-региональный компонент.

Регионоведение за рубежом

Некоторые целые высшие учебные заведения (высшее образование) посвящены исключительно региональным исследованиям, таким как Школа восточных и африканских исследований, входящая в состав Лондонского университета, или Токийский университет иностранных языков в Японии. В Оксфордском университете Школа междисциплинарных региональных исследований (SIAS), Школа глобальных и региональных исследований, Оксфорд и Колледж Святого Антония специализируются на региональных исследованиях и размещают ряд программ последипломного обучения и исследовательских центров, охватывающих различные регионы мира. Университет Джавахарлала Неру в Нью-Дели является единственным учебным заведением, внесшим огромный вклад в популяризацию региональных исследований в Индии. Учреждением, которое занимается исключительно региональными исследованиями, является GIGA (Немецкий институт глобальных и региональных исследований) в Германии. Кроме того, Лундский университет в Швеции предлагает крупнейшую магистерскую программу по азиатским исследованиям в Северной Европе и занимается продвижением исследований, связанных с Южной Азией, через свою SASNet.

Рекомендуемая литература

  1. Дергачёв В. А., Вардомский Л. Б. Регионоведение. — 2-е изд.. — М.: Юнити-Дана, 2010. — ISBN 978-5-238-01732-7.
  2. Википедия.

Статьи в журнале по теме: Страноведение и регионоведение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *