Главная страница » Публикации » №1 (77) » Потенциал инновационного развития Республики Армения

Потенциал инновационного развития Республики Армения

Potential of innovation development of the Republic of Armenia

Авторы

Аветисян Азнар Манвеловна
аспирант кафедры мировой экономики бизнес аналитик АО ДРТ (Деловые решения и технологии)
Российская Федерация, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Aznar.avetis@gmail.com

Аннотация

В статье был сделан обзор инновационного развития Республики Армения. В рамках исследования была поставлена цель выявить системные решения, направленные на преодоление сложностей в процессе реализации инновационных процессов в экономических моделях стран с переходной экономикой, в частности в Армении.

Ключевые слова

инновационное развитие, страны с развивающейся экономикой, Республика Армения.

Рекомендуемая ссылка

Аветисян Азнар Манвеловна

Потенциал инновационного развития Республики Армения// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (77). Номер статьи: 7707. Дата публикации: 15.01.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7707/

DOI: 10.24412/1999-2645-2024-177-7

Authors

Avetisyan Aznar Manvelovna
postgraduate student of the Department of World Economics business analyst at JSC DRT (Business Solutions and Technologies)
Russian Federation, Financial University under the Government of the Russian Federation
Aznar.avetis@gmail.com

Abstract

The article provided an overview of the innovative development of the Republic of Armenia. As part of the study, the goal was to identify systemic solutions aimed at overcoming difficulties in the implementation of innovative processes in the economic models of countries with economies in transition, in Armenia. The author believes that one of the possible solutions to these difficulties may be the accumulation of human capital capabilities, which in Armenia has good potential.

Keywords

innovative development, countries with developing economies, Republic of Armenia

Suggested Citation

Avetisyan Aznar Manvelovna

Potential of innovation development of the Republic of Armenia// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (77). Art. #7707. Date issued: 15.01.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/7707/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2024-177-7


Введение

Инновационное развитие в масштабах государства является неотъемлемым фактором его устойчивого и долгосрочного развития. В борьбе за первенство на мировой арене, будь то вопросы экономического характера, либо вопросы, касающиеся международной политики, либо иные вопросы, важно понимать необходимость обеспечения конкурентоспособности экономическому субъекту. В масштабах мировой экономики, на сегодняшний день, Республика Армения является малым экономическим субъектом с позиции вовлеченности в мировые экономические процессы, а в силу требований 21-ого века, именно инновационное и технологическое развитие может послужить базисом для выхода Республики Армения на совершенно новый уровень экономического развития.

В научной литературе проблемы инновационного развития можно встретить в работах таких авторов, как: Бабаян Э. А., Габриелян Б. В [1], Безрукова Т. Л., Аветисян М. В. [2], Даллакян С. А. [3], Козерод Ю. М., Боташева Л. Х. [4], Тарасян Э. С. [5], А.С. Маргарян, А. С. Терзян, Е. А. Григорян [6] и др.

 

Результаты исследования

Республика Армения является страной с развивающейся (переходной) моделью экономики, в стране не до конца сформированы государственные институты, обеспечивающие полноценное существование и развитие страны. И, в связи с этим в стране наблюдается значительный процент миграции населения в страны с более развитой экономикой. По сравнению с развитыми государствами страны с развивающейся экономикой имеют низкую производительность труда, что ведет к ее низкой оплате, что в свою очередь является причиной высокого уровня безработицы, также следует отметить высокий и сложно поддающийся корректировкам уровень инфляции, маленький рынок сбыта, слабый уровень образовательной системы и как следствие слабо развитый инновационный сектор, Армения не является исключением. Ввиду наличия вышеизложенных проблем, зачастую развивающиеся страны впадают в зависимость от развитых стран, что может быть причиной затормаживания развития стран с переходной экономикой. В развивающихся странах численность населения составляет более 85% от всего мирового населения и создается более чем 47% мирового внутреннего валового продукта и на ряду с этим прямые иностранные инвестиции в инновационный сектор составляют всего лишь 20% от всех мировых инвестиций в инноватику.

Низкий уровень инвестиций говорит о том, что развивающиеся страны, в частности Республика Армения, все еще находятся на стадии поиска наиболее эффективной модели экономического развития в условиях недостаточности финансовых ресурсов и высококвалифицированных кадров.

Также важно понимать важность малого и среднего бизнеса в инновационных проектах, так как реализация высокорискованных проектов, в большой степени, происходит малым и средним бизнесом (см. таблицу 1) [7].

 

Таблица 1. Показатели частного сектора

Частный сектор %
Доля малого и среднего бизнеса (в процентах от общего числа предприятий), 2019 г. 99,8%
Вклад частного сектора (малый и средний бизнес) в ВВП (%), 2019 г. 65,4%
Доля малого и среднего бизнеса в занятости (в процентах от общего числа занятых), 2019 г. 69,7%
Процент нового бизнеса (новых регистраций на тысячу человек в возрасте 15–64 лет), 2020 г. 2,9%

 

Также следует рассмотреть процент экспорта высоких и средних технологий от промышленного экспорта в Армении и странах, входящих в Европейский экономический и социальный комитет. В Армении он составил 6% и 15% за 2021 и 2020 годы, соответственно (см. Рисунок 1) [8].

 

Экспорт высоких и средних технологий (в процентах от промышленного экспорта), 2020 и 2021 гг.

Рисунок 1. Экспорт высоких и средних технологий (в процентах от промышленного экспорта), 2020 и 2021 гг.

 

Важно выделить и внутриэкономические проблемы, которые также замедляют экономическое развитие Республики Армения, а именно отсутствие соответствующих государственных учреждений или их слабый уровень функционирования, слабый управленческий аппарат на всех уровнях государственного управления, недостаточность высококвалифицированных ресурсов и не только. Согласно Практикуму по инновационной политике, рыночные и системные сбои, которые препятствуют инновациям, широко распространены в развивающихся странах, где качество исследований часто слабое, бизнес-среда требует высоких затрат для начинающих компаний (так называемых стартапов), отсутствует инфраструктура для тестирования и прототипирования новых идей и т.д.. Более того, в Республике Армения, учреждениям, которым поручено разрабатывать и реализовывать инновационные программы, часто не хватает необходимых компетенций, в частности способности точно диагностировать и формулировать проблему, которая сдерживает инновации [9]. Сложности, вызванные наличием данных проблем, увеличивают финансовые затраты экономических субъектов и снижают эффективность ведение их деятельности, тем самым осложняют «жизнь» экономических субъектов. Решением данных проблем в Республике Армения должна выступать модель, в которой будет слаженная работа систем «государство-образование-экономические субъекты».

С усилением тенденции к глобализации растет взаимодействие развитых и развивающихся странах, что снижает ограничения, которые вызваны стремлением эффективного использования трудовых, капитальных и финансовых ресурсов. C ростом глобализации растет и приток прямых иностранных инвестиций из развитых стран в развивающиеся в долгосрочной перспективе [10]. Развивающиеся страны (по большей части) имея значительные нетронутые природные ресурсы и большой потенциал к экономическому развитию, постоянно находятся в центре внимания развитых стран, которые в свою очередь реализовывают инновационные проекты и значительно влияют на экономическую активность развивающихся стран. Учитывая вышеизложенное, на наш взгляд, для активного инновационного развития Республики Армения, следует наращивать интеграционные процессы в мировую экономику, и ясно, что для обеспечения эффективности данных процессов, необходимо привлекать международные корпорации с их мировым опытом. Для привлечения прямых иностранных инвестиций необходимо создавать благоприятную инвестиционную среду. Для этого в 2022 году при Министерстве экономики Республики Армения был создан Центр поддержки инвестиций «Enterprise Armenia», центр занимается содействием в переносе (и созданию с нуля) бизнеса из других стран в Армению [11]. За два года деятельности центра была оказана поддержка более 1600 бизнесменам, проведена работа по более чем 280 инвестиционным проектам. На текущий момент общий объем оборота инвестиционных проектов составляет 2,4-3,2 млрд. долларов.

Для дальнейшего упрощения ведения инвестиционной деятельности соответствующим государственным органам Республики Армения следует предпринимать меры, направленные на 1) упрощение доступа физических лиц на финансовые рынки, 2) на устранение ограничений, связанных со свободным движением капитала, а также 3) создание благоприятных правовых и налоговых основ для перевода бизнеса из-за границы в Армению. Рост объемов инвестиционной деятельности в Армении окажет благоприятное влияние на финансирование инновационной деятельности. Будучи высокорискованными проектами, инновационные проекты являются малопривлекательными для местных банков и иных кредитных учреждений, поэтому создание благоприятной инвестиционной среды для иностранных венчурных компаний, которые инвестируют в проекты с высокой долей риска, будет служить дополнительным толчком для развития инновационного сектора Армении.

Страны с развивающейся экономикой, стремящиеся к инновационному развитию экономики, должны выпускать на рынок человеческих ресурсов конкурентоспособные высококвалифицированные кадры, соответствующие требованиям международных корпораций. Относительно небольшой процент высококвалифицированных кадров [7] в Республике Армения, как и в других странах с развивающейся экономикой, объясняется недостаточно развитой системой образования, и миграцией более конкурентоспособных кадров в страны с более высокой оплатой труда.

 

Таблица 2. НИОКР и образование

НИОКР и образование Процент
Выпускники естественных и инженерных наук (% выпускников, 2022 г.) 14,6%
Государственные расходы на образование (в процентах ВВП, 2021 г.) 2,8%
Рейтинг университетов QS, средний балл топ-3 (ранг, ГИИ, 2022 г.) 72

 

Опыт стран с высоким уровнем развития показывает, что внедрение инновационных систем и проведение эффективной инновационной политики должны, прежде всего, предполагать совершенствование в образовательной системе, и формирование экономики, основанной на новых технологиях. Развитие потенциала человеческого капитала, может послужить основой формирования эффективных путей решения проблем в экономических процессах. В развитых странах образовательные учреждения широко интегрированы в процесс решения проблем бизнеса, что в значительной степени позволяет экономическим субъектам повышать эффективность их деятельности, применяя новейшие разработки инновационных субъектов. Иными словами, эффективное сотрудничество образовательных центров с бизнес-средой может создать предпосылки для более быстрого и эффективного развития инновационного сектора, а в последствии и экономики Армении в целом [10].

 

Заключение

В условиях жесткой конкуренции, когда основной предпосылкой выживания станет достижение конкурентного преимущества за счет открытия наиболее эффективных способов использования ресурсов, для конкурирующих хозяйствующих субъектов затраты на инновации станут неизбежными, в том числе и для Армении. В результате новаторские субъекты предпринимательства, осуществляющие инновационную деятельность, получат возможность опередить конкурентов, приобрести новых клиентов с помощью инновационных решений, вытеснив неэффективных субъектов предпринимательства с рынка.

 

Литература

  1. Бабаян, Э. А., Габриелян, Б. В. О проблемах инновационного развития Республики Армения //Аллея науки. – 2019. – Т. 1. – №. 3. – С. 337-342.
  2. Безрукова, Т. Л., Аветисян, М. В. Финансирование науки как главный фактор инновационного развития РА //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2011. – №. 6. – С. 135.
  3. Даллакян, С. А. Инновационное развитие и конкурентоспособность экономики Республики Армения //Россия: тенденции и перспективы развития. – 2020. – №. 15-2. – С. 346-349.
  4. Козерод, Ю. М., Боташева, Л. Х. Инновационное развитие АПК Республики Армения: стратегия инновационного развития //номера: Экономика сельского хозяйства в ЕАЭС. – 2018. – С. 25.
  5. Тарасян, Э. С. Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности на примере Республики Армения //Девятый Международный Форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной. – 2017. – С. 158.
  6. Маргарян, А. С., Терзян, Х. Т., Григорян, Е. А. Инициатива «Пояс и путь» как инновационная платформа для трансфера технологий: Возможности для Армении. – Ordnungspolitische Diskurse, 2022. – №. 2022-6.
  7. Ежегодник Армении С. Статистический комитет Республики Армения [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://www.armstat.am/ru.
  8. Index L. P. The World Bank [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://lpi. worldbank. org/international/global.—Дата доступа. – 2017. – Т. 1.
  9. Cirera, X., Maloney, W. F. The innovation paradox: Developing-country capabilities and the unrealized promise of technological catch-up. – World Bank Publications, 2017.
  10. Ohnsorge, F., Quaglietti, L. Trade as an Engine of Growth: Sputtering but Fixable. – 2023.
  11. Сайт Центра поддержки инвестиций «Enterprise Armenia». URL: https://enterprisearmenia.am/ (дата обращения 14.12.2023).
  12. Zakharyan, A., Bostanjyan, V. A Ֆինանսական համակարգի միջոցով տնտեսության ինովացիոն զարգացման խթանման հնարավորությունները Հայաստանի Հանրապետությունում //Bulletin of Yerevan University G: Economics. – 2023. – Т. 14. – №. 1 (40). – С. 3-15.

 

References

  1. Babayan, E. A., Gabrielyan, B. V. On the problems of innovative development of the Republic of Armenia [Gabriyelyan, B. V. O problemakh innovatsionnogo razvitiya Respubliki Armeniya]// Alley of Science. – 2019. – T. 1. – No. 3. – pp. 337-342.
  2. Bezrukova, T. L., Avetisyan, M. V. Financing of science as the main factor of innovative development of the Republic of Armenia [Finansirovaniye nauki kak glavnyy faktor innovatsionnogo razvitiya RA]// International Journal of Applied and Fundamental Research. – 2011. – No. 6. – P. 135.
  3. Dallakyan, S. A. Innovative development and competitiveness of the economy of the Republic of Armenia [Innovatsionnoye razvitiye i konkurentosposobnost’ ekonomiki Respubliki Armeniya]// Russia: trends and development prospects. – 2020. – No. 15-2. – pp. 346-349.
  4. Kozerod, Yu. M., Botasheva, L. Kh. Innovative development of the agro-industrial complex of the Republic of Armenia: strategy for innovative development [Innovatsionnoye razvitiye APK Respubliki Armeniya: strategiya innovatsionnogo razvitiya]// issues: Agricultural Economics in the EAEU. – 2018. – P. 25.
  5. Tarasyan, E. S. Innovative development through the intellectual property market on the example of the Republic of Armenia [Innovatsionnoye razvitiye cherez rynok intellektual’noy sobstvennosti na primere Respubliki Armeniya]// Ninth International Forum “Innovative development through the intellectual property market. – 2017. – P. 158.
  6. Margaryan ,A. S., Terzyan, Kh. T., Grigoryan, E. A. The Belt and Road Initiative as an innovative platform for technology transfer: Opportunities for Armenia [Initsiativa «Poyas i put’» kak innovatsionnaya platforma dlya transfera tekhnologiy: Vozmozhnosti dlya Armenii]. – Ordnungspolitische Diskurse, 2022. – no. 2022-6.
  7. Yearbook of Armenia S. Statistical Committee of the Republic of Armenia [Yezhegodnik Armenii S. Statisticheskiy komitet Respubliki Armeniya] //Access mode: https://www.armstat.am/ru.
  8. Index L. P. The World Bank [Electronic resource] //Access mode: https://lpi. worldbank. org/international/global.—Date accessed. – 2017. – T. 1.
  9. Cirera, X., Maloney, W. F. The innovation paradox: Developing-country capabilities and the unrealized promise of technological catch-up. – World Bank Publications, 2017.
  10. Ohnsorge, F., Quaglietti, L. Trade as an Engine of Growth: Sputtering but Fixable. – 2023.
  11. Website of the Investment Support Center “Enterprise Armenia”. URL: https://enterprisearmenia.am/ (Date of access 12/14/2023).
  12. Zakharyan, A., Bostanjyan, V. Possibilities of stimulating the innovative development of the economy through the financial system in the Republic of Armenia //Bulletin of Yerevan University G. Economics. — 2023. — T. 14. — no. 1 (40). — S. 3-15.

Еще в рубриках

Армения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *