Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (10), 2007

Современное состояние внешних и внутренних долгов в Республике Армения

Current status of internal and external debt of the Republic of Armenia

Авторы


доктор технических наук, профессор
Российский университет Дружбы народов


кандидат технических наук
Институт проблем комплексного освоения недр Российской академии наук
123_v@mail.ru

Аннотация

В связи с распадом бывшего Советского Союза актуальными для сохранения собственной безопасности становятся вопросы управления внешними и внутренними долгами в бывших республиках СССР. Анализ состояния и динамики внутреннего и внешнего долга Армении позволил сделать выводы о том, что Армения по различным критериям оценки принадлежит к числу стран с низким или средним долговым бременем. Внешний государственный долг Армении в 2007 году достигнет 1,3 млрд.долл. США, но по мнению Министра финансов и экономики Армении Вардана Хачатряна, рост размера внешнего долга Республики никак не повлияет на платежеспособность Армении.

Ключевые слова

управление, внешний внутренний долг, долговое бремя, платежеспособность, регион

Рекомендуемая ссылка
Воробьев Александр Егорович , Чекушина Татьяна Владимировна
Современное состояние внешних и внутренних долгов в Республике Армения// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (10). Номер статьи: 1002. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/1002/
Authors

Vorobyov A.E.
Doctor of Technical Sciences, Professor
Russian University of Friendship of Peoples

Chekushina T.V.
Ph.D.
Institute of Comprehensive Exploitation of Mineral Resources of the Russian Academy of Sciences
123_v@mail.ru

Abstract

In connection with the collapse of the former Soviet Union to maintain its own current security issues are the management of external and internal debt in the former Soviet republics. Analysis of the status and dynamics of domestic and external debt of Armenia led to the conclusion that Armenia is on the various evaluation criteria is among the countries with low or moderate debt burden. Armenia's foreign debt in 2007 will reach 1.3 billion dollars. U.S., but according to Minister of Finance and Economy Vardan Khachatryan, the growth of external debt of the Republic will not affect the solvency of Armenia.

Keywords

management, external domestic debt, the debt burden, solvency, the region

Suggested Citation
Vorobyov A.E. , Chekushina T.V.
Current status of internal and external debt of the Republic of Armenia. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (10). Art. #1002. Date issued: 2007-06-25. Available at: https://eee-region.ru/article/1002/

Print Friendly, PDF & Email

В связи с распадом бывшего Советского Союза актуальными для сохранения собственной безопасности становятся вопросы управления внешними и внутренними долгами в бывших республиках СССР. Данным вопросам посвящены работы: А.Е.Воробьева, Г.А.Балыхина, В.И.Нифадьева, Т.В.Чекушиной «Научно-методологическое обоснование национальной безопасности в сфере государственных долгов» [1], А.Е.Воробьева, В.И.Морозова, Т.В.Чекушиной «Государственные долги и национальная экономическая безопасность» [2] и др. ученых.

Когда в 1991 г. Российская Федерация взяла на себя все обязательства бывшего СССР, в момент обретения независимости внешний долг Республики Армения был нулевым [3]. Первыми же в Армении были кредиты, предоставленные Евросоюзом и Российской Федерацией.

Для эффективного управления этим и добавившемся за несколько лет долгом Минфин Армении в 2000 г. начал внедрение новых финансовых инструментов. Так, за счет казначейского депозитария была осуществлена новая эмиссия сберегательных облигаций, которые вошли в обращение в 2001 г. А первая эмиссия среднесрочных государственных (казначейских) купонных облигаций, в объеме 1 млрд. драмов, была осуществлена 7 марта 2000 г. Всего в это время было осуществлено 6 эмиссий на сумму около 6 млрд. драмов, по ставкам 23-17 % годовых.

В совокупности на 31 декабря 2001 г. внешний долг Армении достиг значения 905,467 млн.долл. США, т.е. увеличился на 11,222 млн.долл. США. Одновременно, в 1 квартале Арменией было получено кредитов на сумму в 24,615 млн.долл. США и погашено — 11,35 млн.долл. США.

Государственный долг Армении по состоянию на 31 марта 2002 г. составлял величину 566,996 млрд. драмов. Из общего объема долга внутренний долг (ГКО и кредиты Центрального банка) составил 39,020 млрд. драмов, а внешний долг (кредиты, предоставленные правительству Армении, Центробанку, а также кредиты под их гарантии) — 527,976 млрд. драмов (916,689 млн. долл. США).

На этот период в структуре внутреннего долга Армении государственные краткосрочные и среднесрочные (казначейские) купонные облигации составляли соответственно 24,5 млрд. драмов и 14,52 млрд. драмов. По состоянию на 31 марта 2002 г. облигации, находящиеся в обращении, увеличились по сравнению с 2001 годом на 12,486 млрд. драмов.

В результате переоформления кредитной линии Центробанка РА, объем предоставленных Министерству финансов и экономики купонных облигаций на 31 марта 2002 г. составил 4,4 млрд. драмов. При этом средняя доходность облигаций в марте 2002 г. составила 13,7206 %.

Согласно статистическим данным, расходы по обслуживанию внутреннего долга в январе-марте 2002 г. составили 1,415 млрд. драмов.

Расходы по обслуживанию внешнего долга в январе-марте 2002 г. составили 1,175 млрд. драмов.

Внешний государственный долг Армении на 30 сентября 2002 г. составил 1 млрд. 84 млн. 37 тыс. долл. США, что на 5% превышало соответствующий показатель на 30 сентября 2001 г.

В это время, по данным Национальной службы статистики, задолженность Правительства Армении достигла значения 871,1 млн.долл. США, а Центрального банка Армении — 204,8 млн. долл.

Одновременно долг Армении перед Всемирным банком составил 704,5 млн.долл. США или 65% от общей суммы внешнего долга страны, а перед Международным валютным фондом — 204,8 млн. долл. США или 18,9%.

При чем, государственный долг Армении перед двусторонними кредиторами составил 107,3 млн.долл. США. Из этой суммы 58,6 млн. долл. США приходилось на задолженность перед Германией.

По данным Национальной службы статистики Армении, государственный внешний долг Армении на 31 декабря 2003 г. достиг значения 1,097 млрд.долл. США (рост этого показателя за год составил 6,9 %.) или 39,3% от ВВП республики. Из этой суммы 875,7 млн. долл. составляли непосредственно кредитные обязательства правительства Армении.

По итогам 2003 г. внутренний долг был на уровне 65,5 млн.долл. США.

Внешний государственный долг Армении на 30 июня 2004 г. составил 1070,311 млн.долл. США. По сравнению с 30 июня 2003 г. произошло сокращение долга на 0,8 %, т.к. с начала 2004 г. величина внешнего долга сократилась на 2,5 %.

Из общей суммы долга 79,3 % или 849,2 млн.долл. США составлял долг правительства Армении, который увеличился по сравнению с 30 июня 2003 г. на 0,1 % (при сокращении с начала 2004 года на 2,6 %), 211,4 млн.долл. США — долг Центрального банка Армении, увеличившийся в сравнении с 30 июня 2003 г. на 3,8 % (при сокращении с начала 2004 г. на 1,5 %).

В общей структуре государственного внешнего долга Армении 90,1 % (963,8 млн. долл. США) составляла ее задолженность перед международными финансовыми организациями, которая с начала 2004 г.а сократилась на 0,2 % (при росте по сравнению с 30 июня 2003 г. на 10,6 %). В том числе, долг Армении перед Всемирным банком на 30 июня 2004 г. составил 685,7 млн.долл. США или 64,1 % от общей суммы всего внешнего долга страны. Его рост по сравнению с 30 июня 2003 г. составил 15,6 %. Долг перед Международным валютным фондом составил 211,4 млн.долл. США или 19,8 % от общей суммы внешнего государственного долга (рост по сравнению с 30 июня 2003 г. составил 3,8%).

Долг перед двусторонними кредиторами составлял 106,5 млн. долл. США (в том числе перед США — 43,7 млн. долл. и Германией — 56,8 млн. долл.).

По данным Министерства финансов и экономики РА [4] государственный долг Республики Армения по состоянию на 31.12.2004 г. составил 1278,4 млн. долл. США, из которых 92,3 % или 1182,9 млн. долл. — внешний долг (табл. 1).

Таблица 1 — Государственный долг Республики Армения (2001-2004 гг.)

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Государственный долг

млн.долл. США структура, % млн.долл. США структура, % млн.долл. США Структура, % млн.долл. США структура, %
870,4 100,0 1095,3 100,0 1173,8 100,0 1278,4 100,0

Внутренний долг

64,8 6,7 69,8 6,4 76,1 6,5 95,5 7,5

Внешний долг

905,6 93,3 1025,5 93,6 1097,7 93,5 1182,9 92.5

Источник: Отчеты Министерства финансов и экономики РА «Государственный долг Республики Армения» за 2001, 2002, 2003, 2004 гг.

Внешний государственный долг Армении в 2004 г. составил 1,106 млрд.долл. США. В 2004 г. обслуживание внешнего долга составило 59 млн.долл., в том числе 11 млн.долл. по процентным выплатам, а 48 млн.долл. – по амортизационным выплатам.

Общий государственный долг Армении в 2004 г. составил 1180,76 млн.долл. США (41,1 % от ВВП) против 1072,67 в 2003 г.

При чем внешний долг в 2004 г. составил 38,6 % от ВВП, а внутренний — 70,76 млн.долл. или 2,5 % от ВВП.

Кроме этого, в 2004 г. Армения частично расплатилась с долгами перед Россией и Туркменией. В итоге Армения в этот период расценивалась как страна, имеющая наименьшее среди СНГ бремя государственного долга.

Однако, в 2004 г. по линии внешнего долга было получено 107,6 млн.долл. США, из которых по линии обязательств Правительства РА — 80 млн.долл. (данные средства были направлены на финансирование дефицита). В 2004 г. по линии внешнего государственного долга было обслужено около 58,4 млн.долл. США, из них 47,2 млн.долл. — по линии погашения основной суммы и 11,2 млн.долл. — в качестве процентных выплат.

Поэтому в 2004 г. в Республике Армения не были достигнуты какие-либо успехи в снижении долгового бремени. В целом ее внешний долг увеличился с 0,679 млн. долл. США (по состоянию на 31.12.1997 г.) до 1183 млн. долл. (по состоянию на 31.12.2004 г.).

Как отмечает Р.В.Зазян [5], соотношение внешнего долга и ВВП составило 43% (на 31.12.2000 г.) и 33% (на 31.12.2004 г.) (табл. 2), причем уменьшение данного показателя произошло не за счет снижения внешнего долга, а за счет увеличения объема ВВП.

Таблица 2 — Государственный долг Армении в отношении к ВВП (2001-2004 гг.)

Годы Государственный долг, % к ВВП Внутренний долг, % к ВВП Внешний долг, % к ВВП
2001 46,0 3,0 43,0
2002 46,0 3,0 43,0
2003 42,0 3,0 39,0
2004 36,0 3,0 33,0

Источник: Отчеты Министерства финансов и экономики РА «Государственный долг Республики Армения» за 2001, 2002, 2003, 2004 гг.

В 2004 г. объем государственного внешнего долга вырос по сравнению с 2003 г. на 7,8 % (что составляло 85,3 млн. долл. США). Это было обусловлено:

  • разницей «использование – погашение» — 38,9 млн. долл. США;
  • изменением курсов основных валют, представленных во внешнем кредитном портфеле РА, по отношению к доллару США – 46,4 млн. долл. США.

В течение 1999-2004 гг. во внешнем кредитном портфеле Республики Армения доля кредитов, предоставленных в долл. США, понизилась с 29 до 6,3%, а доля кредитов в SDR и в EUR увеличилась соответственно c 67,9 до 87,4% и с 3,2 до 6,2%.

Повышение курсов SDR и EUR по отношению к доллару США имело негативное воздействие в основном с точки зрения увеличения объема уплачиваемых процентов. На погашение же основной суммы долга это оказало незначительное влияние, поскольку по линии внешних обязательств Правительства Республики Армения было произведено частичное погашение только одного кредита, предоставленного в SDR.

Что касается задолженности по государственным кредитам, ранее предоставленным Правительством Российской Федерации, то согласно межправительственному соглашению «О порядке передачи имущества, находящегося в собственности Республики Армения»[6] погашение государственного долга Армении было осуществлено в имущественной форме, путем передачи в 2003 г. пяти армянских предприятий в собственность России.

Долг Армении сложился в основном из-за поставляемого Россией ядерного топлива для Армянской АЭС. То, что возврат «живых» денег весьма затруднен, стало ясно еще несколько лет назад. Поэтому в 2001 г. межправительственная российско-армянская комиссия предложила схему погашения государственного долга Армении ее государственным имуществом. Соответствующее соглашение между Россией и Арменией было подписано премьерами двух государств. Согласно этому документу армянская сторона должна была передать российскому Министерству имущества 100 % акций ЗАО «Марс» (производитель радиоэлектроники, стоимость имущества оценена в 56,29 млн.долл. США), Разданскую теплоэлектростанцию (31 млн. долл. США) и 3 научно-исследовательских института — материаловедения, математических машин и автоматизированных систем управления.

В итоге, передача пяти предприятий полностью ликвидировала долг Армении перед Россией, который к этому времени составлял величину порядка 98 млн. долл.

В дальнейшем произошли и другие существенные позитивные изменения в системе управления государственным долгом Армении.

Так, по состоянию на 1 июля 2005 г., государственный долг Армении составлял 1 млрд. 114,5 млн.долл. США, что на 68,4 млн.долл. меньше соответствующего показателя 2004 г.. При чем, на начало 2005 г. в Республике Армения доля льготных кредитов в структуре государственного внешнего долга составила 97 % .

К концу 2005 г. внешний государственный долг республики Армения составил 1177,6 млн. долл. (против 1130,0 млн. долл. в 2004 г.).

Согласно программе денежно-кредитной политики ЦБ Армении на 2005 г., планировалось привлечь кредиты в размере 102,9 млн. долл. США. Выплаты по обслуживанию внешнего долга в 2005 г. составили 65,7 млн. долл., из которых 10,4 млн. долл. — выплаты по процентам.

В структуре привлеченных вкладов в 2005 г. также основная доля (около 98 %) приходилось на льготные кредиты.

Кроме этого, соотношение 2_02 в 2005 г. составило 26,7% (против 31,3% в 2004 г.).

Поэтому в это время период Армения причисляется к категории стран с небольшим долговым бременем.

Внешний государственный долг Армении на 31 марта 2006 г. составил 1,1 млрд. долл. США, что на 3,7% меньше соответствующего показателя 2005 г. По данным Национальной службы статистики, из общей суммы государственного долга задолженность Правительства Армении превышала 930 млн. долл., Центрального банка Армении — 170 млн. долл.

Долг Армении перед Всемирным банком на 30 сентября 2006 г. составил 760 млн.долл. США или 68,8% от общей суммы внешнего долга страны, перед Международным валютным фондом — 170 млн.долл. или 15,6%, перед Международным Фондом развития сельского хозяйства (IFAD) — 41 млн.долл. (3,7%), перед Европейским Банком Реконструкции и Развития (EBRD) — 14 млн.долл. (1,2%).

Долг Армении перед двусторонними кредиторами составил около 120 млн. долл. Наиболее крупными кредиторами является Германия (72 млн. долл.) и США (40 млн. долл.).

На конец сентября 2006 г. общий государственный долг Армении составил 501,45 млрд. драмов: внутренний долг — 55,821 млрд. драмов, а внешний долг — 445,629 драмов или порядка 1168 млн. долл. США. На Правительство Республики Армения приходилось 85,6% внешнего государственного долга или около 1 млрд.долл., 14% или 163,4 млн. долл. — на ЦБ Армении, 0,3% или 3,861 млн. долл. — на специальные программы.

При чем 70% внешнего долга или 818 млн. долл. США образовалось посредством кредитных средств Всемирного банка, 14% или 163,5 млн. долл. — кредитов Международного валютного фонда, 11,1% — двусторонних кредитов, 4% или 46,6 млн. долл. — кредитов Международного фонда развития сельского хозяйства (IFAD).

Поэтому размер государственного долга Армении, согласно бюджету 2006 года, был запланирован на уровне 1 млрд. 403,4 млн. долл. США.

Сэкономленные средства по линии обслуживания внешнего государственного долга Армении в январе-сентябре 2006 г. составили 463,3 млн. драмов, в том числе по линии погашения основной суммы – 241,9 млн.драмов, а по процентам – 221,4 млн. драмов.

Такая экономия денежных ресурсов была обусловлена не только колебаниями курса доллара, но и разницей в курсах SDR и EUR к доллару, фактическому и заложенному в госбюджет РА 2006 г., а также фактическими объемами кредитных средств, полученных из внешних источников.

На обслуживание внутреннего государственного долга Армении из госбюджета 2006 г. было выделено 22 млрд. 669,1 млн. драмов, из них 3 млрд. 555,8 млн. – по процентам, а 19 млрд. 113,3 млн.драмов – на погашение основного долга. В результате к концу третьего квартала 2006 г. внутренний государственный долг составил 55 млрд. 820,4 млн.драмов, а внешний – 1 млрд. 168,1 млн.долл.

В это же время Великобритания выразила готовность погасить 10 % внешнего государственного долга Армении.

Между тем, до сих пор нет полной ясности в вопросе сроков погашения Грузией долга перед Арменией. При чем долг Тбилиси задолжал Армении 20 млн. долл. В свое время Грузия обязалась начать выплату долга в начале 2003 г. Но 2 млн. долл. США, которые необходимо было тогда вернуть, так и не удалось выкроить. Правители Грузии были вынуждены заявить, что не в состоянии выполнить свои долговые обязательства перед Арменией.

В июне 2005 г. Правительство Армении пошло еще на один дружеский шаг и согласилось на реструктуризацию грузинского долга. В соответствии с достигнутой договоренностью в 2006 г. Грузия должна была выплатить 7,8 млн. долл.США, остальные 11,8 млн. – до 2021 г.

Последние годы Армения считается страной, имеющей низкий груз внешнего долга. Так, если в 2001 г. он составлял 42,7% ВВП, а по чисто имеющейся стоимости — 26%, то в 2004 г. эти показатели составили, соответственно, 32,7% и 20%.

Сегодня по чистой стоимости внешний долг Армении оценивается в 716,9 млн. долл. США.

Внешний государственный долг Армении в 2007 году достигнет 1,3 млрд.долл. США. Об этом заявил Министр финансов и экономики Армении Вардан Хачатрян, представляя Проект государственного бюджета республики на 2007 год. По его мнению, рост размера внешнего долга Республики никак не повлияет на платежеспособность Армении, поскольку ее основополагающие макроэкономические показатели не ухудшатся. При этом В.Хачатрян отметил, что общий размер государственного долга Армении, согласно Проекту госбюджета республики на 2007 год, составит 1 млрд. 560,4 млн. долл. США, что соответствует 19,1% от ВВП.

Таким образом, Армения по различным критериям оценки принадлежит к числу стран с низким или средним долговым бременем.

Библиографический список:

  1. Воробьев А.Е., Балыхин Г.А., Нифадьев В.И., Чекушина Т.В. Научно-методологическое обоснование национальной безопасности в сфере государственных долгов. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2005. – 432 с.
  2. Воробьев А.Е., Морозов В.И., Чекушина Т.В. Государственные долги и национальная экономическая безопасность. – М.: НИА-Природа, 2005. – 400 с.
  3. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения «Об урегулировании вопросов по управлению внешним государственным долгом и активами бывшего СССР». (Подписан 13.11.1992).
  4. Отчеты Министерства финансов и экономики РА «Государственный долг Республики Армения» за 2001, 2002, 2003, 2004 гг.
  5. Зазян Р.В. Пути повышения качества управления государственным долгом Республики Армения // Проблемы современной экономики, N 3(15). 2005.
  6. Межправительственное соглашение «О порядке передачи имущества, находящегося в собственности Республики Армения». Подписано 17.07.2002 г.

References

  1. Vorobiev, AE, Balykhin GA, Nifadev VI, Chekushina TV Scientific and methodological basis of national security in the area of ​​public debt. — Bishkek Univ KRSU, 2005. — 432 p.
  2. Vorobiev, AE Morozov, V., T. Chekushina Public debt and national economic security. — Moscow: NIA, Nature, 2005. 400.
  3. Protocol between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Armenia «On resolving the issues of managing the external public debt and assets of the former Soviet Union(Signed 11/13/1992).
  4. Reports of the Ministry of Finance and Economy, «Public debt of the Republic of Armenia» for 2001, 2002, 2003, 2004.
  5. R. Zazyan Ways to improve management of public debt of the Republic of Armenia / / Problems of the modern economy, N 3 (15). In 2005.
  6. An intergovernmental agreement «On the order of transfer of property owned by the Republic of Armenia17/07/2002.

Финансы регионов