Главная страница » Публикации » №3 (75) » Особенности пространственного развития территорий в условиях цифровизации

Особенности пространственного развития территорий в условиях цифровизации

Features of spatial development of territories in the context of digitalization

Авторы

Макарова Оксана Сергеевна
аспирант кафедры управления социально-экономическими системами и бизнес-процессами
Россия, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Воронежский филиал
oksana19092017@mail.ru
Притыко Екатерина Андреевна
аспирант кафедры управления социально-экономическими системами и бизнес-процессами
Россия, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Воронежский филиал
andreewna1516@yandex.ru

Аннотация

В статье проведено исследование значения пространственного развития территорий Российской Федерации и их неравенство в условиях цифровизации. Неравенство пространственного развития негативно отражается на неравенстве уровня цифровизации регионов. Определена роль цифровизации в развитии социально-экономических систем. Выявлено влияние цифровой трансформации на пространственное развитие экономики страны и ее регионов.
Были выделены и охарактеризованы основные черты понятия «пространственного развития территорий». Проанализированы данные Федеральной службы государственной статистики и других сведений, полученные из открытых источниках, в том числе официальные сайты, в целях формулирования выводов о состоянии рассматриваемой нами проблематики. Были выявлены, проблемы неравномерного пространственного развития территорий Российской Федерации, усиленное аналогичными темпами цифрового неравенства, которая в настоящее время имеет большое значение. В условиях развития местного самоуправления в РФ все более актуальной становится задача удовлетворения потребностей региональных органов власти в оперативной и объективной информации о происходящих в региональной экономике, в том числе цифровой, и общественных процессах.
Было доказано, что пространственное развитие территорий играет крайне важную роль в экономике страны, особенно в условиях цифровой трансформации. Цифровизация приводит к тому, что многие отрасли экономики переходят на онлайн-формат, что требует соответствующей инфраструктуры и технологических решений. Пространственное развитие территорий может обеспечить создание необходимой инфраструктуры, включая высокоскоростные интернет-соединения, цифровые платформы для бизнеса и государственных услуг, а также инновационные технологические центры, которые могут стать основой для развития цифровой экономики. Кроме того, пространственное развитие территорий может обеспечить доступ к квалифицированным кадрам и развитие системы образования, включая онлайн-образование, что также является важным фактором для развития цифровой экономики.
В целом, пространственное развитие территорий является ключевым фактором для создания благоприятных условий для развития экономики в условиях цифровой трансформации. Это позволяет увеличить конкурентоспособность регионов и страны в целом, привлечь инвестиции и создать рабочие места. Поэтому важно продолжать развивать пространственное развитие территорий в России, чтобы обеспечить устойчивое экономическое развитие в условиях цифровой трансформации.
В заключении были даны рекомендации, необходимые для дальнейшего стратегического развития региона в разрезе пространственного и цифрового развития Воронежской области.

Ключевые слова

пространственное развитие территорий, экономика России, тенденции развития, неравномерность пространственного развития территорий, цифровизация, цифровое неравенство, цифровая трансформация.

Рекомендуемая ссылка

Макарова Оксана Сергеевна , Притыко Екатерина Андреевна

Особенности пространственного развития территорий в условиях цифровизации// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (75). Номер статьи: 7502. Дата публикации: 25.07.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7502/

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-375-11

Authors

Makarova Oksana Sergeevna
Postgraduate Student, Department of Socio-Economic Systems and Business Processes Management
Russia, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Voronezh branch
oksana19092017@mail.ru
Prityko Ekaterina Andreevna
Postgraduate Student, Department of Socio-Economic Systems and Business Processes Management
Russia, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov, Voronezh branch
andreewna1516@yandex.ru

Abstract

The article examines the significance of spatial development of the territories of the Russian Federation and their inequality in the conditions of digitalization. The inequality of spatial development negatively affects the inequality of the level of digitalization of regions. The role of digitalization in the development of socio-economic systems is determined. The influence of digital transformation on the spatial development of the economy of the country and its regions is revealed.
The main features of the concept of "spatial development of territories" were identified and characterized. The statistical data of the Federal State Statistics Service and other information obtained from open sources, including official websites, are analyzed in order to formulate conclusions about the state of the issues we are considering. The problems of uneven spatial development of the territories of the Russian Federation have been identified, reinforced by similar rates of digital inequality, which is currently of great importance. In the context of the development of local self-government in the Russian Federation, the task of meeting the needs of regional authorities for prompt and objective information about the processes taking place in the regional economy, including digital, and social processes is becoming increasingly urgent.
It has been proved that spatial development of territories plays an extremely important role in the country's economy, especially in the context of digital transformation. Digitalization leads to the fact that many sectors of the economy are switching to an online format, which requires appropriate infrastructure and technological solutions. Spatial development of territories can ensure the creation of the necessary infrastructure, including high-speed Internet connections, digital platforms for business and public services, as well as innovative technology centers that can become the basis for the development of the digital economy. In addition, spatial development of territories can provide access to qualified personnel and the development of the education system, including online education, which is also an important factor for the development of the digital economy.
In general, spatial development of territories is a key factor for creating favorable conditions for economic development in the context of digital transformation. This makes it possible to increase the competitiveness of regions and the country as a whole, attract investment and create jobs. Therefore, it is important to continue to develop the spatial development of territories in Russia in order to ensure sustainable economic development in the context of digital transformation.
In conclusion, the recommendations necessary for further strategic development of the region in the context of spatial and digital development of the Voronezh region were given.

Keywords

spatial development of territories, Russian economy, development trends, uneven spatial development of territories, digitalization, digital inequality, digital transformation.

Suggested Citation

Makarova Oksana Sergeevna , Prityko Ekaterina Andreevna

Features of spatial development of territories in the context of digitalization// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (75). Art. #7502. Date issued: 25.07.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7502/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2023-375-11

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Процесс развития экономики Российской Федерации в современных условиях непосредственным образом связан с пространственным развитием территорий и цифровизацией.

Правовую основу исследуемой тематики в Российской Федерации составляют:

  • Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности», Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ),
  • Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации до 2025 года (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13),
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400),
  • Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 года № 633) и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере стратегического планирования.
  • Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы»;
  • Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Воронежской области (далее — Стратегия цифровой трансформации), утвержденная губернатором Воронежской области 18.08.2021 г.;
  • Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
  • Закон Воронежской области от 19 июня 2015 года № 114-ОЗ «О стратегическом планировании в Воронежской области».

Целью исследования является анализ неравенства пространственного развития территорий в условиях развития цифровой среды.

Для проведения анализа пространственного развития в соответствии с поставленной целью исследования предполагается решение следующих задач:

  • провести анализ пространственного развития Воронежской области, Белгородской области и Липецкой области;
  • выделить основные моменты, касающиеся цифрового развития выбранных регионов и подчеркнуть уровень цифрового неравенства;
  • выявить и сравнить факторы, влияющие на неравномерное развитие областей;
  • разработать рекомендации для дальнейшего социально -экономического и пространственного развития территорий.

 

Материал и методы исследования

В условиях цифровизации экономики российские регионы сталкиваются с различными задачами в области развития пространственно-отраслевой структуры. Одной из наиболее важных задач является сокращение межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов России. Федеральные и региональные органы управления уделяют этой задаче особое внимание, так как неравенство между регионами может привести к негативным последствиям для экономического и социального развития страны в целом. Например, если одни регионы будут развиваться быстрее других, это может привести к сокращению налоговых поступлений, ухудшению условий жизни населения и усилению миграционных процессов. Поэтому важно разрабатывать и реализовывать политику, направленную на снижение уровня межрегиональной дифференциации, в том числе с использованием цифровых технологий. Например, цифровизация может способствовать улучшению качества жизни населения в отдаленных регионах, повышению эффективности производства и транспортной логистики, а также сокращению издержек на управление региональными экономиками.

Необходимо обратить внимание на то, что в основах государственной политики Российской Федерации в области развития регионов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 2019 года № 1106 (далее – Основы), указываются приоритетные задачи для достижения целей государственной политики регионального развития. Ниже проанализировано и дано подробное описание этих задач:

1) Инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации. Эта задача включает создание и развитие транспортных, коммуникационных, энергетических, промышленных и иных видов инфраструктуры, которые необходимы для эффективного функционирования региональных экономик и улучшения условий жизни населения.

2) Привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном и местном уровнях. Эта задача направлена на создание благоприятной инвестиционной среды, привлечение инвестиций в региональную экономику, а также на развитие малого и среднего бизнеса.

3) Совершенствование механизмов регулирования внутренней и внешней миграции. Эта задача связана с обеспечением устойчивого развития регионов путем привлечения квалифицированных кадров и борьбы с оттоком населения.

4) Совершенствование механизмов стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала. Эта задача направлена на поддержку и развитие сильных сторон региональных экономик, а также на повышение конкурентоспособности регионов в целом.

5) Уточнение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, совершенствование их финансового обеспечения и организация эффективного исполнения указанных полномочий (с максимальным привлечением населения к участию в государственном и муниципальном управлении). Эта задача связана с улучшением системы управления региональным развитием, а также на повышение эффективности использования бюджетных средств и привлечения дополнительных источников финансирования.

Как следствие из перечисленных задач в Основах упоминается, что результатами реализации государственной политики регионального развития должны стать:

1) Сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности. Это означает улучшение доступности и качества жилищно-коммунальных услуг, здравоохранения, образования, культуры, спорта и других социальных услуг.

2) Сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов. Это означает устранение неравенств в экономическом развитии регионов, увеличение объемов производства и роста ВВП в регионах, повышение уровня занятости населения и улучшение качества жизни.

3) Достижение необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности всех населенных территорий Российской Федерации. Это означает создание и развитие транспортной, энергетической, коммуникационной, социальной и других видов инфраструктуры, которые необходимы для эффективного функционирования региональных экономик и улучшения условий жизни населения.

4) Дальнейшее развитие процесса урбанизации, в частности развитие крупных городских агломераций, как необходимое условие обеспечения экономического роста, технологического развития и повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках. Это означает создание благоприятной инвестиционной среды для развития городских территорий, повышение их эффективности и устойчивости.

5) Повышение уровня удовлетворенности населения деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Это означает улучшение качества услуг, предоставляемых государственными и муниципальными органами власти, повышение эффективности их работы, а также вовлечение населения в процесс государственного и муниципального управления.

Результаты реализации государственной политики регионального развития и развитие цифровой экономики в регионе имеют тесную взаимосвязь. Цифровая экономика является одним из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность региона в современном мире.

Во-первых, развитие цифровой экономики может способствовать улучшению качества жизни населения региона и повышению уровня социально-экономического развития. Цифровые технологии позволяют создавать новые рабочие места, улучшать качество услуг и увеличивать эффективность производственных процессов. Во-вторых, развитие цифровой экономики может стать драйвером экономического роста региона. Цифровые технологии позволяют увеличить производительность труда и оптимизировать производственные процессы, что приводит к увеличению объемов производства и росту ВВП региона. В-третьих, цифровые технологии позволяют улучшить инфраструктуру и обеспечить доступность услуг населению региона. Например, развитие цифровых технологий позволяет улучшить качество медицинских услуг, образования, транспорта и других социальных сфер. В-четвертых, развитие цифровой экономики может привлечь инвестиции в регион. Цифровые технологии являются одним из ключевых факторов, определяющих инвестиционную привлекательность региона.

Таким образом, результаты реализации государственной политики регионального развития и развитие цифровой экономики в регионе взаимосвязаны и взаимозависимы. Развитие цифровой экономики может стать важным инструментом для достижения целей регионального развития и повышения качества жизни населения в регионе.

Следовательно, цифровизация экономики регионов и развитие цифровой жизни могут привести к социально-экономических эффектам в пространстве регионов, например:

  • оптимизация производственных процессов, улучшение качества услуг и увеличение эффективности экономики региона, то есть балансировка структурных диспропорций в развитии территорий и отраслей регионов;
  • повышение доступности социальных услуг для всех групп населения, включая людей с ограниченными возможностями;
  • развитие цифровой экономики позволяет создавать новые рабочие места, улучшать качество услуг и повышать уровень жизни населения. В данном случае такого же социально-экономического эффекта достигает государство при стратегическом планировании пространственного развития;
  • инструмент для улучшения взаимодействия между государством и бизнесом, а также повышения доверия между властью и населением, развитие партнерских отношений;
  • увеличение конкурентоспособности региона за счет улучшения качества услуг, повышения эффективности экономики и увеличения производительности труда.

Кроме того, цифровые технологии могут помочь улучшить эффективность государственного управления, направленного на пространственное развитие областей, повысить прозрачность власти, что в свою очередь может способствовать развитию демократии. Однако, необходимо учитывать, что цифровизация в силу определенных условий взаимодействия с механизмами внешней среды, может привести к появлению новых социальных и экономических проблем, таких как цифровое неравенство, угрозы кибербезопасности и проблемы, связанные с защитой персональных данных. Поэтому при разработке стратегии пространственного развития необходимо учитывать риски, связанные с цифровой трансформацией и разрабатывать механизмы, способные защитить интересы населения, бизнеса и государства.

Отметим схожесть результатов пространственного (стратегического) развития и результатов формирования цифровой среды. Государственная политика регионального развития может оказать важное влияние на достижение целей государства в различных областях, включая национальную безопасность и межнациональные отношения. Например, улучшение экономического развития в отдельных регионах может снизить уровень социальной напряженности и повысить уровень жизни населения, что в свою очередь может способствовать укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений. Кроме того, государственная политика регионального развития может оказывать влияние на развитие инфраструктуры и транспортной сети, что может улучшить доступность и безопасность регионов и повысить уровень национальной безопасности.

Таким образом, успешная реализация государственной политики регионального развития может привести к важным социально-экономическим и политическим эффектам, включая укрепление национальной безопасности и улучшение межнациональных и межконфессиональных отношений.

Вступление в силу закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ о стратегическом планировании на федеральном уровне привело к активизации работы по стратегическому планированию на региональном уровне и скорректировало правовую деятельность на региональном уровне. Многие регионы, которые ранее не имели своих законов о стратегическом планировании, начали разрабатывать и утверждать соответствующие законы, а те, кто уже имел такие законы, вынуждены были пересмотреть и переутвердить их с учетом положений Федерального закона. Во многом изменения произошли благодаря структурности и содержательной основе новых региональных законодательных актов, принятых на основе вышеупомянутого федерального закона. Этот процесс институционализации стратегического управления экономикой на уровне регионов был поэтапным, и в 2014 году в более чем двадцати субъектах Российской Федерации были утверждены планы подготовки документов стратегического планирования. Таким образом, регионы получили новые возможности для пространственного развития экономики и более эффективного управления ресурсами, что может способствовать повышению уровня жизни населения и общего экономического развития страны.

Обращая внимание на предпосылки для развития той или иной территории, стоит отметить, что закладываются Минэкономразвития Российской Федерации на федеральном уровне при помощи внедрения инструментов воздействия являются поддержка и реализация различных программ и проектов.

В настоящее время субъектами РФ разрабатываются стратегии социально-экономического развития до 2030 или 2035 гг. Некоторые регионы в рамках стратегии определяют и целевое видение развития своей территории до 2050 гг.

Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 г. разработана в соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 15 февраля 2016 года № 58-р с привлечением ведущих организаций, осуществляющих научные исследования и разработки. Данный документ содержит оценку современного социально-экономического состояния, совокупного потенциала, тенденций развития и стартовых позиций Воронежской области, диагностику ее ключевых проблем и идентификацию относительных конкурентных преимуществ, обоснованные представления о стратегических приоритетах, целях и механизмах, обеспечивающих эффективное социально-экономическое развитие региона в долгосрочном периоде.

Современные исследования, в частности научные труды С. П. Земцова и Ю. А. Смелова, показывают, что качество человеческого капитала и уровень инноваций в регионе играют важную роль в его экономическом развитии[3]. Качество человеческого капитала включает в себя образование, здоровье, квалификацию и способности трудовой силы, а технологические инновации относятся к развитию новых технологий, методов производства и услуг. Современные технологии и инновации могут стать важным фактором развития экономики региона, так как они позволяют повышать производительность труда, улучшать качество продукции и услуг, а также развивать новые отрасли экономики. Кроме того, развитие человеческого капитала может стать фактором, определяющим уровень квалификации трудовой силы и ее способность к инновационной деятельности, что также может повысить конкурентоспособность региона. Поэтому, качество человеческого капитала и технологические инновации являются важными параметрами для определения уровня развития экономики региона и его пространственного развития.

Эффективное развитие пространственных территорий Воронежской области и любого другого региона невозможно без анализа текущей среды функционирования региона, которая формируется под действием внутренних факторов.

Рассматривая факторы, определяющие социально-экономическое развитие Воронежской области, нами были выделены: человеческий потенциал, инновационный потенциал, инвестиционный потенциал, цифровизация экономики, производственный потенциал, качество жизни и развитие инфраструктуры. Эти факторы взаимосвязаны и влияют на развитие региона как единой системы. В свою очередь каждый из перечисленных факторов может быть охарактеризован с помощью системы статистических показателей, что позволяет оценить их текущее состояние и динамику развития. Это, в свою очередь, дает возможность использовать эти факторы в качестве управляющих параметров для изменения социально-экономических процессов в регионе.

Оценка текущей среды функционирования региона позволяет выявить сильные и слабые стороны региона, его потенциал и возможности для развития и управления факторами, влияющими на это развитие. На основе этой оценки можно разрабатывать стратегии и меры по развитию региона, направленные на устранение проблем и развитие сильных сторон. Поэтому, для эффективного развития пространственных территорий Воронежской области необходимо проводить регулярную оценку текущей среды функционирования региона, чтобы определить приоритетные направления развития и разработать стратегии и меры, направленные на достижение поставленных целей.

Соответственно, выделенные факторы в региональных прогнозах Воронежской области выступают управляющими параметрами, которые могут быть изменены для изменения хода и направления социально-экономических процессов в регионе. Например, увеличение цифрового потенциала может способствовать развитию высокотехнологичных отраслей, повышению производительности труда и улучшению экономического роста. Развитие инфраструктуры может улучшить доступность региона и привлечь больше инвестиций, что также может способствовать росту экономики. Таким образом, изменение управляющих параметров может привести к улучшению социально-экономических показателей Воронежской области и созданию благоприятных условий для жизни и бизнеса в регионе.

Индекс Тейла оценивает уровень пространственной концентрации для населения, численности занятых, основных производственных фондов и подтверждает статистической значимости влияния данных факторов на объемы валового регионального продукта [3].

Статистические данные Федеральной службы государственной статистики по регионам РФ за 2021год были использованы для оценки влияния каждого фактора на его ключевые характеристики. На основе данных статистики по Белгородской, Воронежской и Липецкой области по следующим формулам была проведена оценка уровня социально-экономического развития региона, рассчитаны частные и интегральные индикаторы. Результаты предоставлены в таблицах.

 

где n – количество регионов , x – среднее арифметическое значение по исследуемому показателю, ∑xi – ВРП на душу населения – общее значение признака.

 

Данный индекс отражает избыток доходного признака богатых регионов и дефицит у бедных субъектов. В качестве доходного признака могут быть рассмотрены различные социально-экономические показатели, которые отражают динамику экономического роста. Показатель коэффициента Тейла может принимать различные значения: нулевое – позволяет определить абсолютное равенство, высокие – говорят о неравенстве в распределении между регионами [4]. Исследование изменения индекса Тейла по областям показывает отсутствие устойчивой динамики в значениях данного коэффициента в текущих ценах

Анализ основан на статистической информации Федеральной службы государственной статистики. Анализ охватывает 3 региона Центрально-Черноземного округа.

 

Таблица 1. Основные характеристики областей

Область Площадь территории), тыс. км2 Численность населения на 1 января 2022 г.), тыс. человек Валовой региональный продукт в 2020 г. , млрд руб. Инвестиции в основной капитал), млрд руб. Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб.
Белгородская 27,1 1 531,9 999 165,7 35 612 28 960
Воронежская 52,2 2 287,7 1 064 285,9 35 100 31 543
Липецкая 24,0 1 113,7 619 179,4 35 124 30 027

Источники: Федеральная служба государственной статистики: сайт: [Электронный ресурс] // URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 07.04.2023).

 

На основании таблицы 1, сделаем первоначальную характеристику Воронежской области в сравнении с Белгородской и Липецкой областями. По занимаемой площади Воронежская область превосходит их в 2 раза, соответственно количество населения тоже имеет значение превышающее Белгородскую и Липецкую области. Отметим, что среднедушевые расходы больше всего на 4 тыс рублей чем потребительские в Воронежской области, тогда как в Липецкой области 5тыс рублей, а в Белгородской области 7 тыс рублей. Разрыв между среднедушевым доходом и потребительским уровнем дохода означает, что население Воронежской области может позволить себе приобретать товары и услуги, не превышающие их среднедушевой доход. Таким образом, Воронежская область отстает в данном плане, поскольку имеет минимальный разрыв в показателях. Это является важным показателем для оценки уровня жизни населения и социальной справедливости в обществе. Кроме того, превышение потребительских расходов над среднедушевыми доходами говорит об отсутствии как таковой бедность, неравенство и неудовлетворенность жизнью.

 

Таблица 2. Темпы роста и снижения основных социально-эконмических показателей областей (стоимостные показатели приведены в сопоставимых ценах).

Область Численность населения на 1 января 2022 г. 1) Реальные денежные доходы населения Реальные потребительские расходы населения Валовой региональный продукт в 2020 г. Инвестиции в основной капитал Промышленное производство
Белгородская 99,4 100,7 101,6 100,1 91,8 104,9
Воронежская 99,2 100,2 106,5 97,4 104,4 105,0
Липецкая 98,7 98,9 105,3 102,8 100,2 106,6

Источники: Федеральная служба государственной статистики: сайт: [Электронный ресурс] // URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 07.04.2023).

 

На основании таблицы 2, отметим, что в Воронежской области произошёл рост на 6,5 п/п реальных потребительских расходов населения по сравнению с предыдущим периодом, учитывая уровень инфляции. Этот показатель является важным для оценки уровня экономического развития и благосостояния населения. Рост потребительских расходов населения свидетельствует о том, что население стало приобретать больше товаров и услуг, что может свидетельствовать о росте доходов населения, улучшении доступности кредитования и/или снижении уровня инфляции. На основании статистической информации отмечается снижение ВРП на 2,6 п/п, что говорит о риске ухудшения экономического развития в регионе. В то время как Белгородская и Липецкая области имеют рост ВРП на 0,1 п/п и 2,8 п/п, соответственно. Положительную тенденцию имеет показатель инвенции в основной капитал, который увеличился на 4,4 п/п, по сравнению с другими регионами, это существенное отличие.

 

Удельный вес областей в общероссийских показателях.

Рисунок 1. Удельный вес областей в общероссийских показателях.

Источники: Федеральная служба государственной статистики: сайт: [Электронный ресурс] // URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 07.04.2023).

 

Место занимаемое в Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям.

Рисунок 2. Место занимаемое в Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям.

Источники: Федеральная служба государственной статистики: сайт: [Электронный ресурс] // URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 07.04.2023).

 

На основании рисунка 2, Воронежская область занимает лидирующие позиции перед выбранными регионами по показателям площади, численности населения и стоимость основных фондов в экономике. Место по показателю ВРП – 44 среди субъектов РФ, при этом Белгородская область занимает 19 место, а Липецкая – 25. Таким образом, рейтинг подтверждает показатели приведенные в таблице 1.

 

Таблица 3. Общефедеральные рейтинги по качеству жизни в России за 2022 год и интегральные показатели социально-экономического развития.

Область Итоговый балл Интегральные показатели социально-экономического развития областей, рассчитанный по индексу Тейла
Белгородская 66,760 6 0,406
Воронежская 61,794 12 0,628
Липецкая 58,873 17 0,339

Источники: Федеральная служба государственной статистики: сайт: [Электронный ресурс] // URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 07.04.2023).

 

По данным таблицы 3, Воронежская область имеет высокий показатель индекса Тейла равный 0,628 п по состоянию на 2022 год, поэтому подчеркнем высокий уровень социально-экономического развития региона. При этом Липецкая область имеет показатель в два раза ниже и составляет 0,339 п., а Белгородская на 0,222 п ниже.

Неравенство в пространственном развитии может привести к неравному доступу к цифровым технологиям и ресурсам, таким как широкополосный интернет, мобильная связь, облачные вычисления и другие цифровые инструменты. Это может создавать неравенство в возможностях для людей и компаний в разных регионах, что может отрицательно сказываться на экономическом развитии и конкурентоспособности.

Кроме того, неравенство в доступе к цифровым технологиям может усугублять другие виды неравенства, такие как социальное и экономическое неравенство. Например, люди с низким уровнем дохода и/или образования могут иметь ограниченный доступ к цифровым технологиям, что может снижать их возможности для образования, работы и участия в общественной жизни.

Поэтому важно уделять внимание обеспечению равного доступа к цифровым технологиям и ресурсам для всех регионов и групп населения, чтобы сократить неравенство в возможностях и повысить экономическое и социальное развитие.

В связи с этим пространственное развитие должно обеспечить инновационное развитие экономики, создать условия для функционирования. Стратегической задачей развития Воронежской области является реализация перспективных форм пространственного развития — территорий опережающего развития, промышленных кластеров и агломераций . Проектный план Воронежской агломерации определяет основные направления развития укрупненной территории для комплексного и взаимосвязанного развития ее муниципалитетов, в числе которых транспортная, социальная и инженерная инфраструктура, промышленность, сохранение рекреационного комплекса агломерации — заказников, памятников природы, объектов археологического наследия.

Цифровизация общества и экономики становится одним из важных факторов пространственного развития территорий. В условиях глобальных тенденций к увеличению взаимосвязи между городами, регионами и странами, цифровые технологии играют ключевую роль в изменении структур пространственного размещения. Ниже представлены основные особенности пространственного развития территорий в условиях цифровизации[6].

  1. Ускорение темпов развития городских агломераций

Цифровые технологии и инфраструктура значительно упрощают взаимодействие между городами и поощряют развитие городских агломераций. Улучшение транспортной и коммуникационной инфраструктуры позволяет людям и предприятиям легко перемещаться и обмениваться информацией, что способствует формированию сетевых структур и увеличению экономической активности.

  1. Рост значимости удаленной работы и обучения

Цифровые технологии предоставляют возможность работать и обучаться на расстоянии, что меняет восприятие пространства и времени. Это позволяет людям жить в одном месте, работать и учиться в другом, что снижает потребность в массовых перемещениях и уровне загруженности транспортных сетей.

  1. Переход к умным городам и регионам

Применение цифровых технологий на территории городов и регионов позволяет оптимизировать использование ресурсов, повышать качество жизни и снижать негативное воздействие на окружающую среду. Умные города и регионы стремятся к интеграции различных сфер жизни общества – транспорта, энергетики, здравоохранения, образования и других – для создания устойчивых и эффективных систем.

  1. Модификация промышленных и торговых зон

Цифровизация производства, логистики и торговли приводит к изменению структуры промышленных и торговых зон. Автоматизация и роботизация процессов, а также применение интернета вещей и больших данных, приводят к формированию новых промышленных и торговых площадок, интегрированных в глобальные цепочки создания стоимости.

  1. Увеличение доступности и качества услуг для населения

Цифровые технологии предоставляют возможность сокращения времени и затрат на предоставление услуг, что улучшает доступность и качество услуг для населения. Это касается как коммерческих, так и государственных услуг, таких как здравоохранение, образование, социальное обеспечение, административные и другие услуги.

В условиях быстро меняющейся цифровой реальности и эры цифровой экономики, выбор системы приоритетов регионального развития должен основываться на анализе текущих и потенциальных возможностей цифровизации и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для улучшения жизни населения, содействия развитию бизнеса и привлечения инвестиций[7].

При формировании приоритетов следует учитывать, какие отрасли и виды деятельности имеют наибольший потенциал для цифровой трансформации и какие ИКТ-решения могут быть использованы для повышения эффективности и конкурентоспособности региона.

Также необходимо учитывать, какие принципиальные аспекты цифровой реальности могут повлиять на развитие региона. Например, важно учитывать технологические тренды, такие как распространение и использование искусственного интеллекта, интернета вещей, блокчейн-технологий и других инноваций. Кроме того, важным аспектом является развитие цифровой инфраструктуры, такой как широкополосный интернет, цифровые платежные системы и другие ИКТ-инфраструктуры.

Таким образом, при формировании системы приоритетов регионального развития необходимо учитывать принципиальные аспекты цифровой реальности и потенциал ИКТ для улучшения жизни населения и развития экономики региона.

Цифровой разрыв представляет собой неравенство в доступе и использовании информационно-коммуникационных технологий между различными группами населения или регионами. Цифровой разрыв может относиться к доступности широкополосного интернета, использованию электронных государственных услуг, развитию цифровой экономики и т.д.

Согласно рейтингу Минцифры на форуме «Цифровая эволюция» по итогам цифровизации 2022 года, Белгородская и Липецкая области вошли в группу с высоким уровнем достижения «цифровой зрелости» (со значениями свыше 50%) и стали регионами лидерами. Воронежская область была отнесена к группе со средним уровнем достижения «цифровой зрелости» (от 25% до 50%).

 

Рейтинг регионов по затратам на развитие ИКТ

Рисунок 3. Рейтинг регионов по затратам на развитие ИКТ[8]

Источник: CNews Analytics, 2022

 

На основании рисунка 3, отметим, что Воронежская область снизила затраты на ИКТ, однако среди ближайших регионов имеет высокий показатель в рейтинге субъектов РФ и занимает 26 место.

В условиях нестабильной экономической ситуации этот мониторинг в максимально оперативном режиме дает представление главам субъектов РФ о сравнительном продвижении или отставании их регионов по ключевым траекториям развития.

Направления для ежегодного мониторинга включают:

S – science policy (научное лидерство региона)

M – media policy (медиаактивность региона)

A – anti-crisis policy (антикризисная поддержка и развитие МСП)

R – regional policy/resilience (устойчивое развитие региона)

T – technological policy (технологическая (инновационная) политика,

включает следующие блоки: «Кадры для новой экономики»;

«Экосистема поддержки создания хай-тек-бизнеса в регионе»).

Рейтинг построен преимущественно на основе официальных статистических данных. В общей сложности анализируются 14 показателей развития, распределенных по 6 направлениям мониторинга.

Целевая аудитория рейтинга – органы исполнительной власти субъектов РФ и федеральные органы исполнительной власти, которые могут применять аналитические материалы рейтинга на практике. Разработанная аналитическая система рейтинга позволяет наглядно показывать региональным властям сильные и слабые стороны, а в будущем – также динамику изменений по всем отражаемым индикаторами направлениям.

 

Таблица 4. Результаты рейтинга регионов SMART версии 2022 г.

Ранг Регион I = Σi/14 % от среднего Группа Пояснение
13 Воронежская 0,47 96,4% В относительно высокий уровень
43 Липецкая 0,39 79,1 С средний уровень эффективности.
44 Белгородская 0,38 78,5 С

Источник: Ассоциация инновационных регионов России: сайт: [Электронный ресурс] // URL: https://i-regions.org/images/books/AIRR_Raiting_2021_web.pdf (дата обращения: 07.04.2023).

 

Итак, Воронежская область относится к группе «В» и представляет категорию регионов с относительно высоким уровнем по всем основным направлениям мониторинга, включая научное лидерство, медиаактивность, антикризисную политику, устойчивое развитие, кадровое обеспечение цифровой экономики и экосистему поддержки инноваций в регионе[9].

 

Рейтинг регионов РФ по методике SMART 2022

Рисунок 4. Рейтинг регионов РФ по методике SMART 2022

Источник: Ассоциация инновационных регионов России: сайт: [Электронный ресурс] // URL: https://i-regions.org/images/books/AIRR_Raiting_2021_web.pdf (дата обращения: 07.04.2023).

 

Различия в цифровом развитии могут приводить к неравенству в доступе к информации, образованию и возможностям для развития бизнеса, что может негативно сказываться на социально-экономическом развитии тех регионов, которые отстают в этом плане. Поэтому важно проводить политику, направленную на сокращение цифрового разрыва между регионами, улучшение доступности цифровых технологий и повышение цифровой грамотности населения.

В целом, цифровизация приводит к значительным изменениям в пространственном развитии территорий. Главные особенности этого процесса включают ускорение темпов развития городских агломераций, рост значимости удаленной работы и обучения, переход к умным городам и регионам, модификацию промышленных и торговых зон, а также увеличение доступности и качества услуг для населения. Эти тенденции несут в себе возможности для оптимизации использования ресурсов, повышения уровня жизни и устойчивого развития территорий.

Из данных представленных выше, можно сделать вывод, что на протяжении исследуемого периода Воронежская область занимает стабильно лидирующие позиции, Белгородская область и Липецкая область чуть отстают в социально-экономическом развитии. Воронежская и Белгородская область являются регионами с повышенным уровнем и потенциалом развития, в связи с высокой контрастностью составляющих его территориальных единиц. В Воронежской области наблюдается нереализованный потенциал развития, по сравнению с исследуемыми областями.

 

Заключение

Анализ данных показал, что  Воронежскую область нужно развивать  посредством использования эффективных форм пространственной организации экономики (кластеров, индустриальных и технологических парков, территорий опережающего развития, особых экономических зон), интегрирующих деятельность субъектов хозяйствования муниципальных образований (относящихся не только к развитых, но и к депрессивным); и интеграцией действий органов государственной власти и местного самоуправления Воронежской области, менеджмента бизнес-структур, населения, институтов гражданского общества на стратегических направлениях социально-экономического развития Воронежской области. В условиях цифровизации  в регионе нужно увеличить  конкурентоспособность среди других областей и регионов Российской Федерации, путем повышения качества человеческого капитала и повышения производительности труда, снижая  транзакционные издержки путем перевода взаимодействий граждан, организаций социальной сферы и государственных органов в электронный вид.  Цифровизацией области  можно повысить удовлетворенность граждан качеством жизни за счет современного, прозрачного оказания услуг с учетом обратной связи и устранения цифрового неравенства. Так же  цифровизация будет способствовать снижению временных, финансовых и кадровых издержек государственного управления за счет управления на основе данных. Динамичные темпы цифровизации в регионах Российской Федерации приводят к наращиванию экономического потенциала пространственно-отраслевого развития посредством эффективного союза науки и промышленного бизнеса, обеспечивающего внедрение инновационных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества, в связи с этим  регионально-пространственное развитие регионов   зависит от информационно-цифровой среды. В современной России формируются особые условия пространственного развития субъектов и  регионов, продиктованные цифровыми преобразованиями экономики страны. Цифровые технологии имеют большой потенциал при использовании их в целях развития – это база, при помощи которой возможна цифровизация и цифровая трансформация экономики всех уровней и рост пространственного развития регионов в соответствии с целесообразно-выстроенной системой приоритетов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беляничев, В. Г. Оценка влияния инвестиций в основной капитал на объем валового регионального продукта / В. Г. Беляничев, А. Ф. Савдерова // Экономические науки. 2019. № 1. С. 15-21.
  2. Глотова, А. С. Диагностика конкурентоспособности региона в контексте привлечения человеческого капитала / А. С. Глотова, Д. С. Глотов, И. Н. Титова // Экономика. Информатика. 2020. Том 47. С. 244-253.
  3. Дробышевский, С. Факторы экономического роста в регионах РФ / С. Дробышевский, О. Луговой // Публикации Консорциумa по вопросам прикладных экономических исследований. М.: ИЭПП, 2005. 278 с.
  4. Зверева, А. А. Влияние цифровизации экономики на благосостояние в развитых и развивающихся странах / А. А. Зверева, Ж. С. Беляева, К. Сохаг // Экономика региона. 2019. Том 15. Вып. 4. С. 1050-1062.
  5. Федеральная служба государственной статистики: сайт: [Электронный ресурс] // URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 07.04.2023).
  6. Мильская, Е. А. Особенности пространственного развития регионов в условиях формирования цифровой среды / Е. А. Мильская, О. Н. Наумова, А. В. Финько // Экономика и Индустрия 5.0 в условиях новой реальности (ИНПРОМ-2022) : Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции с зарубежным участием, Санкт-Петербург, 28–30 апреля 2022 года. – Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2022. – С. 320-323. – DOI 10.18720/IEP/2022.1/87. – EDN EMGKRB.
  7. Глезман, Л.В. Приоритеты пространственно-отраслевого развития регионов в условиях цифровизации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 2. – С. 581-596. – doi: 10.18334/vinec.11.2.111961.
  8. CNews крупнейшее в России издание об информационных технологиях и цифровой экономике: сайт: [Электронный ресурс] // URL: https://corp.cnews.ru/ (дата обращения: 07.04.2023).
  9. Ассоциация инновационных регионов России: сайт: [Электронный ресурс] // URL: https://i-regions.org/images/books/AIRR_Raiting_2021_web.pdf (дата обращения: 07.04.2023).

 

List of literature

  1. Belyanichev, V. G. Assessment of the impact of investments in fixed assets on the volume of gross regional product [Otsenka vliyaniya investitsiy v osnovnoy kapital na ob»yem valovogo regional’nogo produkta]/ V. G. Belyanichev, A. F. Savderova // Economic sciences. 2019. No. 1. pp. 15-21.
  2. Glotova, A. S. Diagnostics of regional competitiveness in the context of attracting human capital [Diagnostika konkurentosposobnosti regiona v kontekste privlecheniya chelovecheskogo kapitala]/ A. S. Glotova, D. S. Glotov, I. N. Titova // Economy. Computer science. 2020. Volume 47. pp. 244-253.
  3. Drobyshevsky, S. Factors of economic growth in the regions of the Russian Federation [Faktory ekonomicheskogo rosta v regionakh RF]/ S. Drobyshevsky, O. Lugovoy // Publications of the Consortium on Applied Economic Research. Moscow: IEPP, 2005. 278 p.
  4. Zvereva, A. A. The impact of digitalization of the economy on welfare in developed and developing countries [Vliyaniye tsifrovizatsii ekonomiki na blagosostoyaniye v razvitykh i razvivayushchikhsya stranakh]/ A. A. Zvereva, Zh. S. Belyaeva, K. Sohag // The economy of the region. 2019. Volume 15. Issue 4. pp. 1050-1062. search. 2018. No. 5. Pp. 404-410
  5. Federal State Statistics Service: website: [Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki] // URL: https://rosstat.gov.ru (accessed: 07.04.2023).
  6. Milskaya, E. A. Features of spatial development of regions in the conditions of formation of the digital environment [Osobennosti prostranstvennogo razvitiya regionov v usloviyakh formirovaniya tsifrovoy sredy]/ E. A. Milskaya, O. N. Naumova, A.V. Finko // Economics and Industry 5.0 in the New Reality (INPROM-2022) : Proceedings of the all-russian scientific and practical conference with foreign participation, St. Petersburg, april 28-30, 2022. – Saint Petersburg: polytECH PRESS, 2022. – pp. 320-323. – DOI 10.18720/IEP/2022.1/87. – EDN EMGKRB.
  7. Glezman, L.V. Priorities of spatial and sectoral development of regions in the conditions of digitalization of the economy [Prioritety prostranstvenno-otraslevogo razvitiya regionov v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki]// Issues of innovative economy. – 2021. – Volume 11. – No. 2. – pp. 581-596. – doi: 10.18334/vinec.11.2.111961.
  8. CNews Russia’s largest publication on information technologies and the digital economy: website: [CNews krupneysheye v Rossii izdaniye ob informatsionnykh tekhnologiyakh i tsifrovoy ekonomike] // URL: https://corp.cnews.ru / (accessed: 07.04.2023).
  9. Association of Innovative Regions of Russia: website: [Assotsiatsiya innovatsionnykh regionov Rossii] // URL: https://i-regions.org/images/books/AIRR_Raiting_2021_web.pdf (date of application: 07.04.2023).

Еще в рубриках

Липецкая область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *