Главная страница » Публикации » №1 (65) » Социальные стандарты в государственном регулировании развития сельских территорий

Социальные стандарты в государственном регулировании развития сельских территорий

Social standards in the system of state regulation of sustainable rural development

Авторы

Полушкина Татьяна Михайловна
доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления
Россия, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени им. Н. П. Огарёва
polushkinatm@gmail.com

Аннотация

Настоящее исследование посвящено необходимости использования государственных социальных стандартов в системе государственного регулирования развития сельских территорий для определения приоритетов политики сельского развития и контроля за эффективностью ее реализации. Развитие сельских территорий как подсистема хозяйства страны в целом нуждается в модернизации. Однако, несмотря на ряд предпринимаемых в последние годы мер по улучшении ситуации в их развитии, прогрессируют масштабы их обезлюдивания, социальной деградации и обнищания населения. На государственном уровне должны быть четко определены целевые ориентиры и показатели достойного уровня жизни сельских жителей в виде социальных стандартов жизни и жизнеобеспечения сельского жителями, имеющих законодательное закрепление. Социальные стандарты, будучи едиными для всей территории страны, могут служить также ориентиром пространственного развития России, способствовать выравниванию социального пространства, концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях социальной политики, что позволит сгладить межрегиональную дифференциацию, выровнять уровень и качество жизни сельских жителей на всей ее территории.

Ключевые слова

социальные стандарты, устойчивое развитие сельских территорий, государственное регулирование, аграрная политика, пространственное развитие.

Рекомендуемая ссылка

Полушкина Татьяна Михайловна

Социальные стандарты в государственном регулировании развития сельских территорий// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (65). Номер статьи: 6508. Дата публикации: 27.01.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6508/

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-165-8

Authors

Polushkina Tatiana Mikhailovna
Doctor of Economics, Professor of the Department of State and Municipal Administration
Russia, National Research Mordovian State University named N.P. Ogarev
polushkinatm@gmail.com

Abstract

This study focuses on the need to use state social standards in the system of state regulation of rural development to determine the priorities of rural development policy and monitor the effectiveness of its implementation. The development of rural areas as a subsystem of the country's economy as a whole needs to be modernized. However, despite a number of measures taken in recent years to improve the situation in their development, the scale of their depopulation, social degradation and impoverishment of the population is progressing. At the state level, there should be clearly defined targets and indicators of a decent standard of living for rural residents in the form of social standards of life and life support for rural residents, which are legally fixed. Social standards, being uniform for the entire territory of the country, can also serve as a reference point for the spatial development of Russia, contribute to the alignment of social space, concentrate resources on priority areas of social policy, which will smooth out interregional differentiation, level the level and quality of life of rural residents throughout its territory.

Keywords

social standards, sustainable development of rural areas, state regulation, agricultural policy, spatial development.

Suggested Citation

Polushkina Tatiana Mikhailovna

Social standards in the system of state regulation of sustainable rural development// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (65). Art. #6508. Date issued: 27.01.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6508/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-165-8

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Обеспечение продовольственной безопасности страны, создание многоукладной сельской экономики при стабильном повышении качества жизни сельских жителей требуют скорейшего перехода сельских территорий страны к модели всеобъемлющего устойчивого развития. Это, в свою очередь, требует активного вмешательства государства, проведения целенаправленной государственной политики по созданию условий для экономического роста на селе, достойной жизни и повышения качества человеческого капитала сельских жителей.

 

Результаты исследований

На 1 октября 2020 года согласно ОКТМО в России в 12,7 % сельских населённых пунктов отсутствует постоянное население, в 2002 г. таковых было 8,4%. В почти четверти (23,6 %) — численность населения менее 10 человек – это населенные пункты, прошедшие точку невозврата  (в основном такие населённые пункты сосредоточены в Центральном и Северо-Западном федеральных округах). По данным ВИАПИ им. А.А. Никонова число ЛПХ с заброшенными участками варьирует по территории РФ от 0 в Чечне до 43,8% в Сахалинской области. В некоторых регионах Центральной России этот показатель составляет 30-35%.

В качестве примера приведем достаточно типичную ситуацию для  центральной части России –  Республики Мордовия, где из года в год ухудшается демографическая ситуация на селе (рисунок 1).

Из 1240 населенных пунктов региона почти 6 % не имеют постоянного населения, а 62% имеют население менее 200 человек. Сельские населенные пункты с численностью населения более 1000 человек составляют лишь 3,7 %.

Следует отметить, что несмотря не неравномерное пространственное развитие страны, имеет место общая тенденция отставания уровня и качества жизни сельских жителей от аналогичных показателей городских жителей.[1]  Если доля малоимущих среди сельского населения всего по стране составляет 23,5%, то среди городского населения всего 9,1%.

Отсюда, для того, чтобы выполнить Указ Президента РФ № 204 о необходимости снижения уровня бедности в целом по стране к 2024 году в 2 раза и доведении его до уровня 6-6,5 %, следует в сельских территориях снизить этот показатель в 4 раза, а в городских – на 30%. И это уже проблема не только и не столько сельских жителей, сколько проблема всего государства. Необходима политика сбалансированного сельского развития с целью  повышения качества жизни сельского населения посредством создания благоприятных условий жизни, развитие инфраструктуры.  При выполнении этих условий сельские территории страны  способны будут в свою очередь обеспечить устойчивое развитие национальной агропродовольственной системы.

 

Группировка сельских населенных пунктов Республики Мордовия  по типу и численности населения (по данным Мордовиястат, 2020) , ед.

Рисунок 1 – Группировка сельских населенных пунктов Республики Мордовия  по типу и численности населения (по данным Мордовиястат, 2020) , ед.

 

Данные проблемы уже пытаются решать в государстве в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013– 2020 годы (продлена до 2025 года), Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года, Программе комплексного развития сельских территорий на период 2020- 2025 г., Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года и ряде других программных документов. Так, в Программе комплексного развития сельских территорий на период 2020- 2025 г. в качестве одних из главных целей определено достижение  соотношения среднемесячных зарплат сельского жителя от городского до 80 %, повышение общей доли площади благоустроенных жилых строений до 50 %. Встает вопрос о том, насколько выполнение этих целей приблизит к достижению  показателей из Майского Указа Президента.

Подобные вопросы будут возникать до тех пор, пока на государственном уровне не будут точно определены целевые ориентиры и показатели достойного уровня жизни, в нашем случае – сельских жителей. Действительно, Российская Федерация Конституцией определена как социальное государство, где в статье 7 сказано: «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Государство, таким образом, берет на себя обязательства, гарантирует права граждан на достойный уровень жизни свои гражданам. Гарантиями этих социальных прав жителей страны и сельских, и городских выступают социальные стандарты жизнедеятельности. Именно с их помощью, «неких уровней  гарантий предоставления общедоступных, бесплатных и льготируемых социальных услуг, пособий, и выплат, выражаемый в нормах и нормативах и обеспечиваемый за счет финансирования из консолидированного бюджета» и можно перевести понятие достойной жизни, качества жизни на язык социально-экономических показателей. [3]

Нормы и нормативы, закрепляющие минимальный уровень социальных гарантий и социальной защиты – минимальные социальные стандарты – отражают важнейшие потребности населения в благах и услугах. Они регламентируют приоритетные направления социальной политики, позволяют постоянно поддерживать реальное содержание основных государственных социальных гарантий. [8] Кроме того, они призваны упорядочить межбюджетные отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. [2]

К минимальным социальным стандартам, которые в настоящее время действуют с нашей стране можно отнести прожиточный минимум; минимальный размер оплаты труда, пенсий и  социальных пособий; нормы обеспечения бесплатным образованием и медицинскими услугами; нормативы социального обслуживания инвалидов, престарелых, детей, оставшихся без попечения родителей, и др. лиц; нормативы обеспечения жильем и его доступность; форма типового контракта для молодежи и профессионалов. [5]

Следует отметить, что правовые основы социальных стандартов до настоящего времени в РФ окончательно не определены. Безусловно, основы законодательства заложены в Конституции Российской Федерации, Бюджетном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации.» Однако не принят профильный Федеральный закон «О минимальных государственных социальных стандартах».

Более того, с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ понятие минимальных социальных стандартов вообще практически было исключено из оборота. Поскольку были приняты иные правила формирования расходов бюджетов, основанные на расходных обязательствах бюджетов различных уровней.  [4,5]

Однако и по настоящее время в научном обороте понятие «минимальные социальные стандарты» используется достаточно активно. При этом стандарт рассматривается в аспектах социального законодательства и социальной политики, как инструмент гармонизации социальных отношений. Гораздо эффективнее, на наш взгляд, при установлении социальных стандартов уровня и качества жизни ориентироваться именно на их минимальный уровень, чтобы не противоречить идее непрерывного развития или улучшения в системе социальной защиты населения. Минимальный уровень социального стандарта должен устанавливаться в соответствии с прогрессивными ориентирами, стремящимися к искоренению бедности и социальной изоляции граждан. В конечном итоге, государственные социальные стандарты должны быть направлены на достижение гарантируемых государством показателей уровня и качества жизни населения. [2]

Введение социальных стандартов позволило бы защитить конституционные права граждан в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения хотя бы на минимальном уровне.

Возвращаясь к устойчивому развитию сельских территорий, возможностям государственного регулирования, следует сказать, что государственные социальные стандарты позволили бы гарантировать сельским жителям обеспечение базовых социальных прав, адекватный набор товаров и услуг, наконец, защиту человеческого достоинства. Они могли бы стать целевым ориентиром при определении приоритетов политики сельского развития и контроля за эффективностью ее реализации. В этой связи представляется вполне логичным и целесообразным использовать их в качестве инструмента нормативного государственного регулирования развития сельских территорий.

Выстраивается следующих логический ряд при разработке механизмов государственного регулирования развития сельских территорий (рисунок 2): определяются целевые параметры уровня жизни и жизнеобеспечения

 

Концептуальная модель обоснования  государственного регулирования развития сельских территорий

Рисунок 2 –  Концептуальная модель обоснования  государственного регулирования развития сельских территорий

 

сельских жителей в форме государственных социальных стандартов – оценивается фактический уровень жизни и жизнеобеспечения сельских жителей, уровня развития сельских территорий – формулируются цели и приоритеты государственной политики развития сельских территорий, отвечающей требованиям устойчивости их развития –– формируются конкретные инструменты государственного регулирования, направленные на повышение уровня жизни и жизнеобеспечения сельского населения, оптимальные с точки зрения бюджетных расходов, эффективности и социальной справедливости [7] – оцениваются бюджетные возможности страны (региона) – выбираются наиболее приоритетные направления и инструменты государственного регулирования для развития сельских территорий – разрабатываются либо корректируются программные документы – оценивается степень достижение приоритетных целей и задач и т.д.

Эта схема  при разработке механизмов государственного регулирования развития сельских территорий должна быть замкнутой, т.е. начинаться с разработки стандартов жизни и жизнедеятельности сельских жителей и заканчиваться оценкой их достижения.

Обоснование социальных стандартов является жизненно важным первым шагом в определении целей и параметров развития сельских территорий, систем жизнеобеспечения сельских жителей.

Следование данной логической схеме при принятии решений в области государственного регулирования развития сельских территорий будет помогать лицам, принимающим решения понять потенциальные последствия, компромиссы и общий результат регулирующих воздействий, иметь объективную доказательную базу для принятия решений. При этом важна социальная ценность принимаемых решений, также известная как общественная ценность, основана на принципах и идеях экономики благосостояния. Например, сюда входят воздействие на окружающую среду, культуру, здравоохранение, социальную помощь  и пр. Более того, использование нормативов при разработке и принятии решений делает более прозрачной оценку степени достижения целевых параметров.

Считаем важным рассматривать проблемы благосостояния сельского населения в контексте не только его вклада в решение проблем продовольственной безопасности страны Сельских жителей – как ограничителей либо локомотивов модернизации аграрного производства в стране. Проблемы качества их жизни следует рассматривать через призму обеспечения условий достойного проживания в сельской местности  для 25,4 % граждан РФ. Сельские территории – как часть территории страны, где должны быть созданы комфортные условия для проживания с равным с доступом (городским) к оплате труда, медицине, образованию, культуре и пр.

В настоящее время плата труда на селе по-прежнему остается одной из самых низких в стране. Если средняя заработная плата россиян в 2019 г. составляла 47867 рублей, то в сельском хозяйстве 31728 р., или 66,2 % от средней по РФ.

Если использовать данные Республики Мордовия, как достаточно типичные, то ситуация, к примеру, с газификацией сельских населенных пунктов выглядит следующим образом: уровень газификации домов (квартир) сетевым газом составляет всего 56,6 %. Водоснабжением в сельской местности обеспечено лишь 25,6 % жилых домов. Снижается доступ к образованию и, особенно, к медицине. Так, в Республике Мордовия, 30,7 % сельских школ нуждаются в капитальном ремонте, 0,7 % – находятся в аварийном состоянии, все виды благоустройства имеют только 74,3 % зданий. По медицине:  только за последние три года в регионе сокращено 13 ФАПов.

Политика сельского развития нуждается в  корректировке. Система государственного регулирования развития сельских территорий должна базироваться на фундаментальных положениях обновленной политики сельского развития, согласованных с современным уровнем этого развития и научно-обоснованным представлением о вероятностных путях и желательных перспективах развития сельских территорий. Требуют постоянного мониторинга и согласования с целями политики все программные документы по развитию сельских территорий. При изменении внешних условий  или изменении политических целей целесообразна их быстрая корректировка.

Стратегические цели должны базироваться на желаемых и реально достижимых в прогнозируемый период показателях уровня и качества жизни сельского населения – социальных стандартах жизнедеятельности. [9,11] Весьма важным представляется, что при разработке инструментов государственного влияния соблюдается взаимосвязь, взаимозависимость согласованность  с целями развития сельских территорий.

Минимальные социальные стандарты, будучи едиными для всей территории страны, позволят сгладить межрегиональную дифференциацию в РФ, позволят выровнять уровень и качество жизни граждан страны на всей ее территории. Они могли бы служить также и ориентиром пространственного развития России, способствовать выравниванию социального пространства, концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях социальной политики, объективно оценивать уровень социального развития в территориальном разрезе. [9,10]  Социальные стандарты должны включать в себя стандарты жизни и стандарты жизнеобеспечения  человека. Их примерный перечень приведен ниже (рисунок 3).

 

Социальные стандарты жизни и жизнеобеспечения сельских жителей

Рисунок 3 – Социальные стандарты жизни и жизнеобеспечения сельских жителей

 

Заключение

Социальные стандарты в зависимости от источников установления и финансирования могут быть федеральными и региональными. Но в любом случае они должны быть направлены на поддержание оптимального соотношения общественных и индивидуальных потребностей. В свою очередь реализация таких стандартов предполагает обеспечение минимально

приемлемого уровня удовлетворения потребностей в жилье, здравоохранении, образовании. [2]

 

Список литературы:

  1. Сальников, С.Г Истинные масштабы сельской бедности в России // Бедность сельского населения России: генезис, пути преодоления, прогноз. – М.: ВИАПИ имени А.А. Никонова, 2020. – С. 15-16.
  2. Алёшина, И. В. Социальные стандарты в Российской Федерации — гарантии социальных прав человека // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 99-103. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45899/.
  3. Герасимова, Н. В. «Социальные стандарты — ориентиры развития социальной сферы» // Социальная сфера гражданское общество. – 2017. – С.527–530.
  4. Глушакова, О. В. Общеметодические подходы к разработке системы стандартов качества жизни населения России / О. В. Глушакова // Сибирская финансовая школа. — 2006. — № 3. — С. 16–21.
  5. Кочеткова, Л. Н. «Актуальные проблемы социального государства в России (к 20-летию принятия Конституции РФ) // Электронный научный журнал «ГосРег». – 2013. – № 2.
  6. Лаврухина, Е. А. Качество жизни сельского населения (современный мировой опыт) [Электронный ресурс] / Е. А. Лаврухина // Социология власти. – № 1. – 2012. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-zhizni-selskogo-naseleniya-sovremennyy-mirovoy-opyt
  7. Лаврухина, Е. А. Социальные ресурсы развития сельских территорий Российской Федерации: социологический анализ : дис. … д-ра соц.наук. – Р/нД , 2013 – 323 с.
  8. Марасанова, А. А. Социальные стандарты качества жизни // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). – 2013. – № 4. – С. 28-36.
  9. Полушкина, Т.М. Повышение качества жизни сельских жителей через внедрение социальных. стандартов // Казанский экономический вестник. 2018. № 2 (32). С. 74-79.
  10. Полушкина, Т.М. Обоснование приоритетов государственного воздействия на развитие аграрной сферы экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 3 (27). С. 127-130.
  11. Харитонова, Т. В. Концепция формирования государственных минимальных социальных стандартов в сфере туризма / Т. В. Харитонова // Сервис в России и за рубежом. — 2009. — Т. 5, № 15. — С. 265–271. — URL: http://old.rguts.ru/electronic_ journal/number15/contents.

 

References:

  1. Salnikov, S. G the True extent of rural poverty in Russia [Istinnyye masshtaby sel’skoy bednosti v Rossii]// the Poverty of the rural population of Russia: Genesis and ways of overcoming the forecast. – M.: viapi named after A. A. Nikonov, 2020. – P. 15-16.
  2. Aleshina, I. V. Social standards in the Russian Federation guarantees the social rights of man [Sotsial’nyye standarty v Rossiyskoy Federatsii — garantii sotsial’nykh prav cheloveka]// Young scientist. — 2017. — № 41 (175). — Pp. 99-103. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45899
  3. Gerasimova N. V. Social standards-guidelines for the development of the social sphere [Sotsial’nyye standarty — oriyentiry razvitiya sotsial’noy sfery] / / Social sphere civil society. — 2017. — P. 527-530.
  4. Glushakova, O. V. General methodical approaches to the development of a system of standards for the quality of life of the population of Russia [Obshchemetodicheskiye podkhody k razrabotke sistemy standartov kachestva zhizni naseleniya Rossii]. — 2006. — No. 3. — Pp. 16-21.
  5. Kochetkova, L. N. «Actual problems of the social state in Russia (to the 20th anniversary of the adoption of the Constitution of the Russian Federation) [Aktual’nyye problemy sotsial’nogo gosudarstva v Rossii (k 20-letiyu prinyatiya Konstitutsii RF)]/ / Electronic scientific journal «Gosreg». – 2013. – № 2.
  6. Lavrukhina, E. A. Quality of life of rural population (modern world experience) [Kachestvo zhizni sel’skogo naseleniya (sovremennyy mirovoy opyt)] / E. A. Lavrukhina / / Sociology of power. — No. 1. — 2012. — access Mode: http://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-zhizni-selskogo-naseleniya-sovremennyy-mirovoy-opyt
  7. Lavrukhina, E. A. Social resources of rural development of the Russian Federation: sociological analysis [Sotsial’nyye resursy razvitiya sel’skikh territoriy Rossiyskoy Federatsii: sotsiologicheskiy analiz]: dis. … doctor of social Sciences. — R / nd, 2013-323 p.
  8. Marasanova, A. A. Social standards of quality of life // Proceedings of the Irkutsk state economic Academy (Baikal state University of Economics and law) [Sotsial’nyye standarty kachestva zhizni // Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykal’skiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava)]. — 2013. — No. 4. — Pp. 28-36.
  9. Polushkina, T. M. Improving the quality of life of rural residents through the introduction of social services. standards [Povysheniye kachestva zhizni sel’skikh zhiteley cherez vnedreniye sotsial’nykh. standartov]// Kazan economic Bulletin. 2018. No. 2 (32). Pp. 74-79.
  10. Polushkina, T. M. Substantiation of priorities of state influence on the development of the agrarian sphere of the economy [Obosnovaniye prioritetov gosudarstvennogo vozdeystviya na razvitiye agrarnoy sfery ekonomiki]// Bulletin of the Saratov state socio-economic University. 2009. No. 3 (27). Pp. 127-130.
  11. Kharitonova, T. V. the Concept of formation of state minimum social standards in the field of tourism [Kontseptsiya formirovaniya gosudarstvennykh minimal’nykh sotsial’nykh standartov v sfere turizma]/ T. V. Kharitonova // Service in Russia and abroad. — 2009. — Vol. 5, No. 15. — Pp. 265-271. — URL: http://old.rguts.ru/electronic_ journal/number15/contents.

Еще в рубриках

Республика Мордовия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *