Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (65), 2021

Антикризисное регулирование малого и среднего предпринимательства региона в современных условиях (на материалах Владимирской области)

Anti-crisis regulation of small and medium-sized businesses in the region in modern conditions (based on the materials of the Vladimir region)

Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления
Россия, Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
zjane77@mail.ru


Аспирант
Россия, Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
acidman74@mail.ru

Аннотация

Целью работы является оценка эффективности антикризисного регулирования малого и среднего предпринимательства на региональном уровне с точки зрения раскрытия потенциальных возможностей малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии региона и перспектив достижения целевых показателей нацпроекта «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в современных условиях. В ходе выполнения работы авторами были использованы: общенаучные методы: сравнения и аналогии, анализа и синтеза. В результате исследования определены основные тенденции развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области. Авторами сделан вывод о том, что малое и среднее предпринимательство испытывает негативное влияние общесистемных кризисов, что не позволяет наиболее полно раскрыть его потенциал. Так же авторами выделяются проблемы формирования системы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства. И делается вывод о необходимости оптимизации набора инструментов антикризисного регулирования малого и среднего предпринимательства (антикризисная программа) конкретного региона. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти для антикризисного регулирования малого и среднего предпринимательства регионов, а также специалистами, изучающими данную проблематику.

Ключевые слова

Владимирская область, малое и среднее предпринимательство, антикризисное регулирование малого и среднего предпринимательства, проблемы малого и среднего предпринимательства.

Рекомендуемая ссылка
Захарова Жанна Александровна , Кислинский Виталий Викторович
Антикризисное регулирование малого и среднего предпринимательства региона в современных условиях (на материалах Владимирской области)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (65). Номер статьи: 6509. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6509/
Authors

Zakharova Zhanna Aleksandrovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration
Russia, Vladimir branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
zjane77@mail.ru

Kislinskiy Vitaliy Viktorovich
Graduate student
Russia, Vladimir branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
acidman74@mail.ru

Abstract

The goal of this research is to evaluate the effectiveness of anti-crisis management in small and medium enterprises at the regional level from the point of view of disclosing of potential opportunities of small and medium enterprises in the socio-economic development of the region and the prospects for achieving the targets of the Russian national project "Small and medium business and support of individual business initiative" in the modern world. In the course of the work, the authors used general scientific methods: comparisons and analogies, analysis and synthesis. As a result of the study, the main trends in the development of small and medium-sized businesses in the Vladimir region are identified. The authors conclude that small and medium-sized businesses are negatively affected by system-wide crises, which does not allow them to fully realize their potential. The authors also highlight the problems of forming a system of state regulation of small and medium-sized businesses. And the conclusion is made about the need to optimize the set of tools for anti-crisis regulation of small and medium-sized businesses (anti-crisis program) of a particular region. The results obtained can be used by state authorities for anti-crisis regulation of small and medium-sized businesses in the regions, as well as by specialists studying this issue.

Keywords

Vladimir region, small and medium-sized businesses, anti-crisis regulation of small and medium-sized businesses, problems of small and medium-sized businesses.

Suggested Citation
Zakharova Zhanna Aleksandrovna , Kislinskiy Vitaliy Viktorovich
Anti-crisis regulation of small and medium-sized businesses in the region in modern conditions (based on the materials of the Vladimir region). Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (65). Art. #6509. Date issued: 2021-01-29. Available at: https://eee-region.ru/article/6509/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Оценке роли малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии регионов посвящено значительное количество исследований и работ. Так, Е.А. Мазиловым, А.Е. Креминым, Д.В. Мукосеевым приводятся доводы, что развитие малого и среднего предпринимательства создает предпосылки для: диверсификации структуры экономики региона, эффективности использования имеющихся ресурсов региона, увеличения степени удовлетворения локального рыночного спроса [1, с. 8], вовлечения в производство материальных и финансовых сбережений населения, внедрения и распространения инновационных технологий [2, с. 22-32] и др.

В отдельных трудах подчеркивается, что развитие среднего и малого масштаба субъектов экономической деятельности способствует углублению общественного разделения труда и использованию специфики местных условий. При этом главным условием выполнения этой роли является наличие крупного капитала, формирующего задание для малого и среднего предпринимательства, что к тому же создает экономические отношения к планомерному развитию. А если доля крупных фирм, реализующих экономию на масштабе, сочетается со значительной долей малых фирм, гибко исследующих новые идеи и возможности это создает условия для саморазвития экономики [3, с.73].

В работах М.Н. Руденко, М.А. Гачегова, А.В. Охрименко обозначается роль малого и среднего предпринимательства в обеспечении самоорганизации и самозанятости населения, в наращивании экономического потенциала населения и как следствие снижении безработицы [4, с.340]. При этом отмечается, что в зарубежных странах малый и средний бизнес выполняет эту роль, обеспечивая занятостью значительную долю населения от 60 до 88% [5, с. 90].

Так же в отдельных исследованиях развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как один из источников экономического роста [6, с.137-138]. При этом выполнение этой роли возможно при создании качественной институциональной среды, позволяющей эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность.

Однако потенциальные возможности малого и среднего предпринимательства в регионах нашей страны пока не нашли полного раскрытия и имеют незначительное влияние на социально-экономическое развитие регионов в виду существенных ограничений [7, с.8].

Об ограничениях сферы МСП свидетельствуют и негативные тенденции в снижении основных показателей развития малого и среднего предпринимательства.

 

Результаты исследований

Так рассмотрим основные показатели малых, средних и индивидуальных предпринимателей на примере Владимирской области на основе статистической информации представленной Владимирстатом и Федеральной службой государственной статистики. При этом следует отметить, что в экономике Владимирской области малый и средний бизнес играет существенное значение. Так, по информации Владимирстата на 2018 год доля малого и индивидуального предпринимательства в валовом региональном продукте составила 29% [8]. В 2019 году доля занятых предпринимательской деятельностью МСП в общем количестве занятых в экономике региона составила 24,8%, доля оборота МСП в общем обороте организаций Владимирской области – 26,9%, доля МСП в общем обороте предприятий общественного питания – 62,6%, в обороте оптовой торговли – 30,5%, в обороте розничной торговли – 21,9%. Доля инвестиций в основной капитал малого и среднего предпринимательства в общем объеме инвестирования региона – 20,2% [9].

Основные показатели деятельности малых предприятий представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 — Основные показатели деятельности малых предприятий (включая микропредприятия) Владимирской области за период с 2015 по 2019 г.г.

Показатель 2015 2016 2017 2018 2019
Число малых предприятий, единиц 26500 23400 19366 18498 17630
Средняя численность работников малых предприятий, тыс. человек 80,3 73,8 121,9 117,5 101,506
Оборот малых предприятий, млрд. рублей 149,2 160,8 296,7 329,5 311,2
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей 7,3 6,4 16,7 10,8 18,3
Сальдированный финансовый результат малых предприятий, млн. рублей 11890 10420 -37143 15133
Владимирская область в цифрах. Краткий статистический сборник / Владимирстат. Владимир, 2020. — 262 с., с. 158-162

 

Согласно данным таблицы 1 число малых предприятий Владимирской области с 2015 по 2019 год имеет тенденцию снижения. Так за указанный период количество малых предприятий уменьшилось на 8870 единиц или на 33,5% и составило в 2019 году 17630 единиц.

Как отмечает значительное число исследователей, с которыми следует согласится, снижение количества малых предприятий особенно с 2016 года обусловлено высоким уровнем неопределенности, вызванной существующей государственной экономической политикой (растущие налоги (НДС, акцизы, отмена льгот по отчислениям во внебюджетные фонды для МСП, применяющих ЕНВД и упрощенную систему налогообложения) сборы, введение системы «Платон» в 2016 году для предпринимателей, занимающихся грузовыми перевозками, обязательное введение онлайн-продуктов, СОУТ, специальной маркировки продукции, требующих дополнительных затрат, и др.) [10, с.22]. Согласно отчету «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2019/2020» политика государства в 90% случаях отмечается экспертами как негативно влияющая на развитие предпринимательства в стране [11]. А по данным проведенных в 2019 г. опросов ВЦИОМ, 25% респондентов считают высокие налоги одним из основных барьеров, мешающих людям открыть свой бизнес [12].

Согласно данным таблицы 1 средняя численность работников малых предприятий за период с 2018 по 2019 год снизилась на 16 тыс. человек, а оборот малых предприятий за этот же период упал с 329,5 млрд. рублей до 311,2 млрд. рублей. При этом по обороту снижение наблюдается только в 2019 году, а предшествующим годам был характерен рост. Положительным моментом несмотря на негативные тенденции в числе и среднесписочной численности малых предприятий является увеличение инвестиций в основной капитал малого и среднего предпринимательства с 10,8 млрд. рублей в 2018 году до 18,3 млрд. в 2019 году. Подобные тенденции характерны и для развития микропредприятий региона (таблица 2).

 

Таблица 2 — Основные показатели деятельности микропредприятий Владимирской области за период с 2015 по 2019 гг.

Показатель 2015 2016 2017 2018 2019
Число микропредприятий, единиц 15724 18045 17124 16413 15647
Средняя численность работников микропредприятий, тыс. человек 44,6 47,2 46,7 46,7 39,096
Оборот микропредприятий, млрд. рублей 54,3 109,1 136,8 148,1 141,4
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей 0,38 4,08 9,1 6,6 8,6
Сальдированный финансовый результат микропредприятий, млн. рублей 5291 6402 5557 9292
Владимирская область в цифрах. Краткий статистический сборник / Владимирстат. Владимир, 2020. — 262 с., с. 158-162

 

Так, по данным таблицы 2 тенденция снижения количества микропредприятий наблюдается с 2016 года. А именно в 2019 году число микропредприятий составило 15647 единиц, что на 2398 (13,3%) предприятий меньше, чем в 2016 году. Кроме того, в 2019 году заметно уменьшилась средняя численность работников микропредприятий по сравнению с 2016 годом на 8,1 тысяч человек. Так же в 2019 году снизился оборот микропредприятий, что нарушило тенденцию роста оборота за последние 5 лет. За период с 2018 по 2019 год оборот микропредприятий снизился практически на 5%, и составил 141,4 млрд. рублей.

Неоднозначные тенденции наблюдаются и в развитии средних предприятий региона (таблица 3).

 

Таблица 3 — Основные показатели деятельности средних предприятий Владимирской области

Показатель 2015 2016 2017 2018 2019
Число средних предприятий, единиц 170 138 121 134 126
Средняя численность работников средних предприятий, тыс. человек 24,8 22,1 19,6 20,4 18,3
Оборот средних предприятий, млрд. рублей 59,1 52,0 49,0 54,3 64,1
Владимирская область в цифрах. Краткий статистический сборник / Владимирстат. Владимир, 2020. — 262 с., с. 158-162

 

Согласно данным таблицы 3 число средних предприятий по сравнению с 2015 годом снизилось со 170 единиц до 126, что так же скорее всего вызвано кризисными тенденциями в экономике, ухудшением качества институциональной среды осуществления предпринимательской деятельности и как следствие дроблением среднего бизнеса с целью перехода на специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД) для снижения налоговой нагрузки. За рассматриваемый период снизилась и средняя численность работников средних предприятий с 24,8 до 18,3 тыс. человек, при увеличении оборота с 59,1 до 64,1 млрд. рублей.

К тому же в отличие от общероссийской тенденции во Владимирской области в 2019 году не удалось поддержать и динамику роста числа и численности занятых индивидуальных предпринимателей (таблица 4).

 

Таблица 4 — Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей Владимирской области

Показатель 2015 2016 2017 2018 2019
Число ИП, тысяч единиц 28,9 27,3 30,6 30,9 30,7
Численность занятых предпринимательской деятельностью, тыс. человек 66,8 65,5 62,5 66,6 65,1
Объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, работ, услуг по всем видам деятельности, млрд. рублей 112,3 114,2 121,08 136,613
Владимирская область в цифрах. Краткий статистический сборник / Владимирстат. Владимир, 2020. — 262 с., с. 164-167

 

Так, согласно данным таблицы 4 число индивидуальных предпринимателей в 2019 году по сравнению с 2018 годом снизилось на 200 единиц, а по сравнению с 2015 годом на 1800 единиц. Вместе с тем при снижении числа индивидуальных предпринимателей и численности занятых предпринимательской деятельностью объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, работ, услуг по всем видам деятельности увеличился с 121,08 млрд. рублей в 2018 году до 136,6 млрд. рублей в 2019 году. При этом если объем выручки индивидуальных предпринимателей поделить на число занятых предпринимательской деятельностью в 2019 году, то получим цифру 2098509 рублей. Такой размер выработки на одного работника говорит о высокой самоэксплуатации индивидуальных предпринимателей, потому что если рассмотреть данный показатель крупного и среднего бизнеса во Владимирской области, то получим выработку на 1 работника порядка 1181115 рублей. Это к тому же говорит о том, что индивидуальные предприниматели оказываются в сферах деятельности, отличающихся повышенной доходностью. Указанный момент противоречит тезису о ненужности поддержки малого предпринимательства в виду характерной для некрупного предпринимательства низкой производительности труда, не существенного формирования малым и средним бизнесом объемов добавленной стоимости, обеспечения незначительной доли налоговых поступлений[13].

Таким образом, по рассмотренной статистической информации следует сказать о том, что сфера малого и среднего предпринимательства Владимирской области на сегодняшний день сталкивается с общесистемными проблемами, кризисами, что не позволяет существенным образом раскрыть потенциал малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии региона.

К тому же не оказало положительного влияния на раскрытие возможностей МСП и постоянное совершенствование системы государственного регулирования предпринимательской деятельности и предпринимаемые Правительством России меры государственной поддержки (создание фондов микрокредитования, гарантийная поддержка, поддержка инновационного и социального предпринимательства, государственная поддержка в рамках реализуемого в настоящее время национального проекта «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»).

Одним из целевых показателей нацпроекта «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является увеличение на 30 процентов численности занятых в сфере малого предпринимательства. Во Владимирской области к 2024 году этот показатель должен составить 226 тыс. человек. Однако на 2019 год в регионе этот показатель составил только 184,9 тыс. человек снизившись с 204,5 тыс. человек в 2018 году, то есть на 9,6 %.

Среди основных проблем формирования системы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства следует отметить:

  • не полное соответствие мер, предусмотренных Национальным проектом ожиданиям субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, проведенный в начале 2020 года Общественно-деловым советом опрос 82660 субъектов малого и среднего предпринимательства из 83 регионов страны по поводу государственной поддержки, оказываемой в рамках Национального проекта «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» показал, что около 50 % опрошенных предпринимателей не имеют представления о целях нацпроекта, и всего треть знает о существовании госпрограмм поддержки. Ожидания предпринимателей, в рамках предоставленной возможности отметить недостающие механизмы содействия бизнесу по нацпроекту включают: снижение административной нагрузки на бизнес (76% респондентов), защита от блокировки счетов банками (83% респондентов), уменьшение налогового бремени (87% респондентов), субсидии на покрытие расходов, вызванных действиями государства, включая ККТ, СОУТ, специальная маркировка продукции и т.д. (91% респондентов); снижение количества проверок со стороны контрольно-надзорных и, особенно, налоговых органов (93%)[14]. В то же время указанные проблемы мало отражены в Национальном проекте.
  • проблему в смещении полномочий, ответственности за достижение результативности нацпроекта и распределении бюджетных средств, выделяемых на государственную поддержку предпринимательской деятельности. По результатам аудита реализации национального проекта, проведенного Счетной палатой выявлено, что лица, получающие и распределяющие средства (АО «Корпорация «МСП», АО «Банк МСП», российские кредитные организации и др.) не несут ответственности за достижение его целей, а высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, ответственные за достижение целевых показателей (численность занятых в сфере МСП, доля МСП в ВВП, доля экспорта субъектов МСП в несырьевом экспорте) и развитие малого и среднего предпринимательства в регионах, не влияют на распределение ресурсов и деятельность получателей ресурсов[15].
  • условия отдельных направлений государственной поддержки, не учитывающие реальные финансовые возможности и потребности малого предпринимательства в отдельных регионах России, в том числе Владимирской области. Если рассмотреть такое направление как повышение доступности кредитования, на которое в рамках национального проекта в 2019 году выделено более ста миллиардов рублей для субсидирования банкам кредитов под 8,5% годовых, непонятно: как и какая доля малых предприятий смогут кредитоваться по этой программе во Владимирской области, где рентабельность малого предпринимательства составляет 4,5%?[16].

Одной из потребностью малого предпринимательства являются долгосрочные дешевые кредитные ресурсы, а в условиях продолжающейся кризисной ситуации, вызванной пандемией коронавируса важность приобретают и антикризисные продукты кредитования. Однако, например, согласно информации Фонда содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области в 2020 году из представленных продуктов микрокредитования по сравнению с предыдущими годами снизилась процентная ставка, но и снизился максимальный срок предоставления кредита с 36 до 24 месяцев, что является ухудшением условий кредитования МСП. Появились новые продукты микрокредитования (н-р, продукт «Моногород») или предусмотрена пониженная ставка кредита 1% для малого и среднего бизнеса — производителей СИЗ (средств индивидуальной защиты). По отдельным продуктам предусмотрен срок отсрочки долга до 4 месяцев («Приоритетный», «Моногород», «Основной», «Старт», «Без залога»). Вместе с тем в условиях усиления кризисной ситуации, вызванной пандемией коронавируса антикризисные кредитные продукты (кредитование под 1%) в результате отсутствия финансирования в регионе не применяются[17].

  • демотивация органов власти региона и органов местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства в виду существующей системы бюджетного федерализма, централизующей высокие доли налогов, поступающих от малого и среднего предпринимательства, на федеральном и региональном уровне, низкой бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов. Так, например, 100% УСН (15% с доходов минус расходы или 6% с доходов, 0% -  отдельные случаи) зачисляется в региональный бюджет(регион может установить норматив отчисления в местный бюджет), налог для самозанятых (4%  -  для физлиц, 6% -  для юрлиц) распределяется в федеральный бюджет -  37% и 63% региональный бюджет, НДС, водный налог – 100% в федеральный бюджет, налог на имущество организаций (до 2%), транспортный налог — 100% отчисляются в региональный бюджет; торговый сбор, земельный налог (до 1,5%), ЕНВД, патент (0–6%) — 100% в местный бюджет[18].

К тому же в 2020 году негативное влияние на развитие сектора МСП окажет изменение экономической ситуации, вызванное пандемией коронавируса, усилившей и без того высокую степень неопределенности рыночной среды, нанеся существенный урон экономики услуг, в том числе интеллектуальных и экономики впечатлений, снизив деловую активность малого и среднего предпринимательства особенно в ресторанном бизнесе, туризме и сфере развлечений[19]. И конечно же большую роль в поддержке бизнеса должны были сыграть антикризисные инструменты.

Так, согласно данным правительственных сайтов, уровень поддержки населения и бизнеса в странах рыночной экономики составил значительную долю ВВП их государств. Так, например, в США уровень поддержки составил более 10% от ВВП страны (ВВП США – это более 21 трлн. долларов США), а в России эта цифра — 1,25% ВВП (ВВП России 1,6 трлн. долларов США), что весьма незначительно по сравнению с ведущими экономиками мира[20].

При этом зарубежные страны применили весьма разнообразные меры поддержки малого, среднего предпринимательства и самозанятого населения.

Одной из мер поддержки является предоставление суммы ежемесячных, еженедельных пособий (США) либо на единицу малого бизнеса (Франция, Нидерланды), либо на одного нанятого работника бизнеса, чью деятельность пришлось приостановить во время пандемии (Великобритания, США, Россия). Преимущественно срок оказания такого рода поддержки в странах Европы составил три месяца, с возможным продлением, в США до 39 недель, то есть до конца 2020 года. В России такого рода поддержка рассчитана была на 2 месяца. Суммы поддержки так же значительно различаются, так если в Великобритании общая сумма за три месяца на каждого работника пострадавшего бизнеса составила 7,5 тыс. фунтов стерлингов [21], в России за 2 месяца это – 271, 4 фунтов стерлингов.

Весьма интересной мерой поддержки является установление единовременных грантов и разовых выплат для малого бизнеса либо в зависимости от численности нанятого персонала (Германия) [22], либо в зависимости от вида экономической деятельности (Великобритания). Так, например, в Великобритании единовременная поддержка предприятий розничной торговли, гостиничного и туристического бизнеса составила 25 тыс. фунтов стерлингов (2 250 тыс. рублей) и фермерских хозяйств от 3 до 10 тыс. фунтов стерлингов (от 270 до 900 тыс. рублей) [23]. В нашей стране единовременные выплаты наиболее пострадавшим в условиях пандемии видам экономической деятельности предусмотрены не были.

Следующая мера поддержки бизнеса зарубежом в условиях пандемии – это освобождение от уплаты налогов, отсрочка уплаты по налогам. Здесь различия проявляются и в видах налогов, от уплаты которых освобождаются предприятия, в сроках, на которые налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов(в США для малого бизнеса предоставлено освобождение от уплаты налогов на 3 месяца, а по налогу на заработную плату — до 2021 года), и в видах экономической деятельности, которым предоставлена такая мера поддержки (в Великобритании для предприятий розничной торговли, гостиничного и туристического бизнеса помимо трехмесячного освобождения от НДС предоставлено освобождение по подоходному налогу и налогу на стоимость недвижимости до 2021 года). В России предусмотрена отсрочка и снижение налогов и страховых взносов за второй квартал 2020 года, то есть только на три месяца и только по видам экономической деятельности, по мнению руководства страны, наиболее пострадавшим в условиях пандемии.

И еще одна мера поддержки, которой следует уделить внимание — это программы кредитования бизнеса, предусматривающие либо беспроцентные кредиты на короткий срок для предприятий которые были временно остановлены (Великобритания), либо кредитование бизнеса под пониженную ставку для бесперебойной выплаты заработной платы (США, Россия); либо кредиты для малого бизнеса через механизм государственных гарантий (Германия, Франция, Нидерланды). В нашей стране пострадавшим в условиях пандемии видам экономической деятельности предусмотрен кредит на выплату заработной платы под 2% годовых, величина которого рассчитываемая как 1МРОТ на каждого работника в течении 6 месяцев при сохранении 90% занятости или 50% кредита при сохранении 80% занятости и только в видах экономической деятельности жестко привязанных к конкретным кодам ОКВЭД [24].

Кроме вышеперечисленных мер поддержки в отдельных странах рыночной экономики используют и освобождение бизнеса и населения от уплаты на три месяца от коммунальных платежей, от платы за аренду и т.д.

В нашей стране были разработаны дополнительные меры поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. Так, во Владимирской области и ряде других регионов были снижены ставки для малого и среднего бизнеса, находящегося на Упрощенной системе налогообложения и снижена базовая доходность для предприятий, находящихся на патентной системе налогообложения [25].

Однако, несмотря на принимаемые органами государственной власти меры по антикризисному регулированию МСП в условиях пандемии, количество малых и средних предприятий за 9 месяцев 2020 года существенно сократилось.

Так, по подсчетам аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza в целом по стране к августу 2020 года количество МСП снизилось на 1 млн 95 тыс. 423 единиц — это почти каждый пятый бизнес в этом секторе. В тоже время за этот период появилось 848,5 тыс. предприятий малого бизнеса. Во всех регионах страны, кроме двух (Чукотский автономный округ (за год +1,7%, или +23 предприятия) и Ленинградская область (+0,3%, или +172), количество ликвидированных МСП превысило число открывшихся [26]. Доля предпринимательских доходов в структуре всех денежных доходов населения России упала во II квартале 2020 года до 3,5%. Это самое низкое квартальное значение показателя минимум с 2000 года. Еще в январе — марте текущего года доля доходов от предпринимательства составляла 5,9% доходов россиян. Во Владимирской области по данным Владимирстата, с января по сентябрь 2020 года закрылись 2368 организаций, что составляет 8,5% от общего числа предпринимателей. В это же время открылись лишь 707 компаний (2,5%), то есть общее число субъектов малого и среднего предпринимательства уменьшилось на 5,4%. Существенное уменьшение числа предпринимателей наблюдается в строительной сфере (здесь закрылись 8,3% предприятий), а также в сфере общественного питания и среди гостиниц (на 3,3%) [27]. Кроме того, следует отметить, что в результате пандемии поменялась структура предпринимательства Владимирской области, особенно это касается малого предпринимательства (без учета микропредприятий). Так, по количеству малых предприятий в 2019 году основная их доля была сосредоточена: в промышленности (30,8%), торговле (22,2%); деятельности по операциям с недвижимым имуществом (9,5%); в строительстве (9,3%); транспортировке и хранении (3,5%). В тоже время основная доля микропредприятий (31,8%) и индивидуального предпринимательства (40,5%) в 2019 году была сосредоточена в сфере торговли. В 2020 году доля малых предприятий (без учета микро) в сфере промышленности снизилась до 27,8%, при этом увеличилась доля малых предприятий в торговле (23,6%), в деятельности административной и сопутствующих дополнительных услуг (6,6%); в деятельности в области информации и связи (3,0%) [28].

 

Выводы

Таким образом малый и средний бизнес Владимирской области находится в кризисном состоянии, что в последствии может привести не только к существенному риску недостижения результатов реализации национального проекта, но к усилению кризисной ситуации в экономике региона (увеличению безработицы, падению платежеспособности населения, увеличению бедности). И соответственно мер антикризисной поддержки, предпринятых руководством страны и преимущественно рассчитываемых исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ) явно недостаточно для поддержания платежеспособного спроса и ликвидности предприятий МСП в условиях пандемии. При этом анализ мер государственной поддержки бизнеса в условиях пандемии в странах рыночной экономики и в России показал, что в последней они значительно слабее и недостаточно разнообразны.

С учетом обобщения опыта наиболее развитых стран мира, в России необходимо оптимизировать существующие меры государственной поддержки субъектов МСП, оказавшихся в сложной ситуации в результате пандемии COVID-19. К тому же основными затратными статьями расходов малого и среднего предпринимательства являются не только налоги и заработная плата, а также расходы на аренду и расчеты с поставщиками. Поэтому целесообразно в качестве поддержки предусмотреть не только субсидии и кредиты на выплату заработной платы, но и единовременные гранты для того, чтобы за счет них можно было рассчитаться и по аренде и осуществить расчеты с поставщиками. Кроме того, есть малые предприятия из не пострадавших отраслей, которые тоже столкнулись с кризисом, и ИП, которые прекратили деятельность в результате падения спроса населения, доходности и невозможности рассчитаться по своим обязательствам и многие другие ситуации.

Для поддержания малого и среднего предпринимательства на региональном уровне необходима антикризисная программа государственного регулирования малого и среднего предпринимательства. Источником финансирования указанной программы может быть перераспределение финансирования по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Программа должна предусматривать грантовую поддержку и другие существующие меры поддержки путем установления МРОТ исходя из половины среднемесячной заработной платы, сложившейся в экономике страны. Целесообразно предусмотреть два-три года реализации программных мероприятий. При этом необходимо поддержать не только те предприятия, деятельность которых была приостановлена в период пандемии, но и те малые и средние предприятия результаты деятельности которых имеют ключевое значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Владимирской области (малые предприятия сферы промышленности, развития инфраструктуры и др.).

 

Литература:

  1. Мазилов, Е.А. Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии российских регионов: проблемы и тенденции / Е.А. Мазилов, А.Е. Кремин // Проблемы развития территории. — 2018. — №2(94). – С. 7-18
  2. Мукосеев, Д.В. Экономическая сущность и критерии определения малого предпринимательства // Современные научные исследования и инновации. – 2012. — №5. – С.22-32
  3. Актуальные проблемы региональной экономики и активизация территориального фактора социально-экономического развития / под. ред. Бабаева Б.Д. Монография. – Иваново: ПресСто, 2013. – 174 с.
  4. Wong P.K., Ho Y.P., Autio E. Entrepreneurship, innovation and economic growth: evidence from GEM data. Small Business Economics, 2015. Vol. 24. p. 335-350
  5. Руденко, М.Н. Развитие и реализация экономического потенциала населения как основа устойчивого развития регионов / М.Н. Руденко // Федерализм. — 2018. — №2. — С. 79-96
  6. Социально-экономические условия перехода к новой модели экономического роста: монография / рук. авт. кол. Д.Е. Сорокин; под ред. Н.Ю. Ахапкина, Л.В. Никифорова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 298 с.
  7. Виленский, А.В. Воздействие некрупного предпринимательства на социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации (научный доклад) / А.В. Виленский, И.Н. Домнина, Л.И. Маевская. – М.: Институт экономики РАН, 2018. – 47 с.
  8. Вклад малых предприятий в экономику Владимирской области — [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https: https://vladimirstat.gks.ru/actions(Дата обращения 27.09.2020)
  9. Посчитано авторами по: Владимирская область в цифрах. Краткий статистический сборник / Владимирстат. Владимир, 2020. — 262 с., с. 158-162
  10. Захарова, Ж.А. Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в регионах центра России / Ж.А. Захарова, В.В. Кислинский // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2019. — №3(69). – С.22
  11. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2019/2020» URL: https://gsom.spbu.ru/images/cms/menu/otchet_2020-red-2n-04-06.pdf (дата обращения: 12.10.2020)
  12. Предпринимательство в России // ВЦИОМ // URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports conferences/ 2019/ Predprinimatelstvo2019. pdf (дата обращения: 12.10.2020)
  13. Верховская, О.Р. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2016/2017. / О.Р. Верховская, Е.А. Александрова, К.А. Богатырева и др. СПб: ВШМ СПбГУ, 2017.
  14. Опрос бизнеса показал итоги первого года реализации Национального проекта МСП Режим доступа – [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://tpprf.ru/ru/interaction/experts/comments/340501/ (Дата обращения 23.08.2020)
  15. Отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // URL: https://ach.gov.ru/upload/medialibrary/46a/46a9f2d742498488fca4d297cf187a11.pdf (дата обращения 20.10.2020)
  16. Захарова, Ж.А. Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в регионах центра России / Ж.А. Захарова, В.В. Кислинский //Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2019. — №3(69). – С.22
  17. Официальный сайт Фонда содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области URL: http://fsrmsp33.ru. / (дата обращения 13.10.2020)
  18. Антонова, М.П., Баринова, В.А., Громов, В.В., Земцов, С.П. и др. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта / М.П. Антонова, В.А. Баринова, В.В. Громов, С.П. Земцов, А.Н. Красносельских, Н.С. Милоголов, А.А. Потапова, Ю.В. Царева. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020 г. — 88 с.
  19. Кузьминов Я. Богатые останутся богатыми, бедные бедными. // URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/bogatye_ostanutsya_bogatymi_bednye__bednymi_radi_chego_my_stradaem_rasskaza/ (дата обращения 22.04.2020)
  20. ВВП стран мира – 2020 // URL: global-finances.ru/vvp-stran-mira-2020/ (дата обращения 10.11.2020)
  21. Помощь самозанятым Великобритании // URL: https://www.moneysavingexpert.com/news/2020/03/chancellor-announces-help-for-self-employedR (Дата обращения 27.09.2020)
  22. Пакет стимулирующих мероприятий Германии // URL: https://www.reuters.com/article/us-health-coronavirus-germany-measures-f/factbox-germanys-anti-coronavirus-stimulus-package-idUSKBN21C26Y(Дата обращения 27.09.2020)
  23. Финансовая поддержка бизнеса в Великобритании во время пандемии коронавируса // URL: https://www.gov.uk/government/collections/financial-support-for-businesses-during-coronavirus-covid-19#paying-your-employees(Дата обращения 27.09.2020)
  24. О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в условиях изменившейся экономической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции // URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/msp_covid_19.html (Дата обращения 27.09.2020)
  25. Пониженные ставки УСН на 2020 и 2021 год по регионам // URL: https://idodoc.ru/ip/registraciya-ip/ponizhennye-stavki-usn-na-2020-i-2021-god-po-regionam/
  26. FinExpertiza: за год закрылся миллион предприятий малого и среднего бизнеса // URL: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2020/zakrylsya-million-predpriyatiy/ (дата обращения 22.09.2020)
  27. Официальный сайт Владимирстата. Малое и среднее предпринимательство // URL: https://vladimirstat.gks.ru/predsmall (дата обращения 22.09.2020)
  28. Сведения о количестве малых предприятий Владимирской области (без учета микропредприятий) и численности работников в них по видам экономической деятельности в январе-июне 2020 г. // URL: https://vladimirstat.gks.ru/storage/mediabank/THQf2rCw.pdf(Дата обращения 27.09.2020)

 

Literature:

  1. Mazilov, Ye.A. The role of small business in the socio-economic development of Russian regions: problems and trends [Rol’ malogo biznesa v sotsial’no-ekonomicheskom razvitii rossiyskikh regionov: problemy i tendentsii]. Mazilov, A.E. Kremin // Problems of territory development. — 2018. — No. 2 (94). — S. 7-18
  2. Mukoseyev, D.V. The economic essence and criteria for determining small business [Ekonomicheskaya sushchnost’ i kriterii opredeleniya malogo predprinimatel’stva]// Modern scientific research and innovation. — 2012. — No. 5. — p.22-32
  3. Actual problems of the regional economy and the activation of the territorial factor of socio-economic development [Aktual’nyye problemy regional’noy ekonomiki i aktivizatsiya territorial’nogo faktora sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya]/ under. ed. Babaeva B.D. Monograph. — Ivanovo: PressSto, 2013 .— 174 p.
  4. Wong P.K., Ho Y.P., Autio E. Entrepreneurship, innovation and economic growth: evidence from GEM data [Autio E. Entrepreneurship, innovation and economic growth: evidence from GEM data]. Small Business Economics, 2015. Vol. 24. p. 335-350
  5. Rudenko, M.N. Development and implementation of the economic potential of the population as the basis for sustainable development of regions [Razvitiye i realizatsiya ekonomicheskogo potentsiala naseleniya kak osnova ustoychivogo razvitiya regionov]/ M.N. Rudenko // Federalism. — 2018. — No. 2. — S. 79-96
  6. Socio-economic conditions for the transition to a new model of economic growth: monograph [Sotsial’no-ekonomicheskiye usloviya perekhoda k novoy modeli ekonomicheskogo rosta: monografiya]/ hands. ed. count D.E. Sorokin; ed. N.Yu. Akhapkina, L.V. Nikiforov. — M .: INFRA-M, 2017 .— 298 p.
  7. Vilenskiy, A.V. The impact of medium-sized entrepreneurship on the socio-economic development of the regions of the Russian Federation (scientific report) [Vozdeystviye nekrupnogo predprinimatel’stva na sotsial’no-ekonomicheskoye razvitiye regionov Rossiyskoy Federatsii (nauchnyy doklad)]/ A.V. Vilensky, I.N. Domnina, L.I. Mayevskaya. — Moscow: Institute of Economics RAS, 2018 .— 47 p.
  8. The contribution of small businesses to the economy of the Vladimir region — [Vklad malykh predpriyatiy v ekonomiku Vladimirskoy oblasti]. — Access mode: https: https://vladimirstat.gks.ru/actions (Date of treatment 09/27/2020)
  9. Calculated by the authors from: Vladimir region in figures. Brief statistical collection [Poschitano avtorami po: Vladimirskaya oblast’ v tsifrakh. Kratkiy statisticheskiy sbornik] / Vladimirstat. Vladimir, 2020 .— 262 p., P. 158-162
  10. Zakharova, ZH.A. Actual problems of small business development in the regions of the center of Russia [Aktual’nyye problemy razvitiya malogo predprinimatel’stva v regionakh tsentra Rossii]/ Zh.A. Zakharova, V.V. Kislinsky // Regional economy and management: electronic scientific journal. — 2019. — No. 3 (69). — p.22
  11. National report “Global Entrepreneurship Monitor. Russia 2019/2020 » [Natsional’nyy otchet «Global’nyy monitoring predprinimatel’stva. Rossiya 2019/2020»]//URL: https://gsom.spbu.ru/images/cms/menu/otchet_2020-red-2n-04-06.pdf (date accessed: 12.10.2020)
  12. Entrepreneurship in Russia [Predprinimatel’stvo v Rossii]// VTsIOM. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports conferences / 2019 / Predprinimatelstvo2019. pdf (date accessed: 10/12/2020)
  13. Verkhovskaya, O.R. National report “Global Entrepreneurship Monitor. Russia 2016/2017. [Verkhovskaya, O.R. Natsional’nyy otchet «Global’nyy monitoring predprinimatel’stva. Rossiya 2016/2017]/ O.R. Verkhovskaya, E.A. Alexandrova, K.A. Bogatyreva et al. SPb: GSOM SPbGU, 2017.
  14. The business survey showed the results of the first year of implementation of the National SME Project. Access mode — [Opros biznesa pokazal itogi pervogo goda realizatsii Natsional’nogo proyekta MSP Rezhim dostupa]. — Access mode: https://tpprf.ru/ru/interaction/experts/comments/340501/ (Date of treatment 08/23/2020)
  15. Report on the interim results of the expert-analytical event «Monitoring the implementation of the national project» Small and Medium Enterprises and Support of Individual Entrepreneurial Initiatives » [Otchet o promezhutochnykh rezul’tatakh ekspertno-analiticheskogo meropriyatiya «Monitoring realizatsii natsional’nogo proyekta «Maloye i sredneye predprinimatel’stvo i podderzhka individual’noy predprinimatel’skoy initsiativy»]//URL: https://ach.gov.ru/upload/medialibrary/46a/46a9f2d742498488fca4d297cf187a11.pdf (date of access 20.10.2020)
  16. Zakharova, ZH.A. Actual problems of small business development in the regions of the center of Russia [Aktual’nyye problemy razvitiya malogo predprinimatel’stva v regionakh tsentra Rossii]/ Zh.A. Zakharova, V.V. Kislinsky // Regional economy and management: electronic scientific journal. — 2019. — No. 3 (69). — p.22
  17. Official site of the Fund for Assistance to Small and Medium-Sized Businesses in the Vladimir Region [Ofitsial’nyy sayt Fonda sodeystviya razvitiyu malogo i srednego predprinimatel’stva vo Vladimirskoy oblasti]// URL: http://fsrmsp33.ru. / (date of treatment 10/13/2020)
  18. Antonova, M.P., Barinova, V.A., Gromov, V.V., Zemtsov, S.P. et al. Development of small and medium-sized businesses in Russia in the context of the implementation of a national project [Razvitiye malogo i srednego predprinimatel’stva v Rossii v kontekste realizatsii natsional’nogo proyekta]/ M.P. Antonova, V.A. Barinova, V.V. Gromov, S.P. Zemtsov, A.N. Krasnoselskikh, N.S. Milogolov, A.A. Potapova, Yu.V. Tsarev. — M.: Publishing house «Delo» RANEPA, 2020 — 88 p.
  19. Kuz’minov YA. The rich will remain rich, the poor will remain poor [Bogatyye ostanutsya bogatymi, bednyye bednymi]. — URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/bogatye_ostanutsya_bogatymi_bednye__bednymi_radi_chego_my_stradaem_rasskaza/ (date of access 04/22/2020)
  20. GDP of the countries of the world — 2020 [VVP stran mira – 2020]// URL: global-finances.ru/vvp-stran-mira-2020/ (date of treatment 11/10/2020)
  21. Help for self-employed Great Britain [Pomoshch’ samozanyatym Velikobritanii]// URL: https://www.moneysavingexpert.com/news/2020/03/chancellor-announces-help-for-self-employedR (Date accessed 09/27/2020)
  22. Germany incentive package [Paket stimuliruyushchikh meropriyatiy Germanii]. — URL: https://www.reuters.com/article/us-health-coronavirus-germany-measures-f/factbox-germanys-anti-coronavirus-stimulus-package-idUSKBN21C26Y (Date of treatment 09/27/2020)
  23. Financial support for businesses in the UK during the coronavirus pandemic [Finansovaya podderzhka biznesa v Velikobritanii vo vremya pandemii koronavirusa]. URL: https://www.gov.uk/government/collections/financial-support-for-businesses-during-coronavirus-covid-19#paying-your-employees (Date accessed 09/27/2020)
  24. On the support of small and medium-sized businesses in the Russian Federation in the context of the changed economic situation caused by the spread of a new coronavirus infection [O podderzhke malogo i srednego predprinimatel’stva v Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh izmenivsheysya ekonomicheskoy situatsii, vyzvannoy rasprostraneniyem novoy koronavirusnoy infektsii]//URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/msp_covid_19.html (Date of treatment 09/27/2020)
  25. Reduced USN rates for 2020 and 2021 by regions [Ponizhennyye stavki USN na 2020 i 2021 god po regionam] // URL: https://idodoc.ru/ip/registraciya-ip/ponizhennye-stavki-usn-na-2020-i-2021-god-po-regionam/
  26. FinExpertiza: a million small and medium-sized businesses closed in a year [FinExpertiza: za god zakrylsya million predpriyatiy malogo i srednego biznesa] //URL: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2020/zakrylsya-million-predpriyatiy/ (date of treatment 09/22/2020)
  27. Official site of Vladimirstat. Small and medium business [Ofitsial’nyy sayt Vladimirstata. Maloye i sredneye predprinimatel’stvo] // URL: https://vladimirstat.gks.ru/predsmall (date of treatment 09/22/2020)
  28. Information on the number of small enterprises in the Vladimir region (excluding micro-enterprises) and the number of employees in them by type of economic activity in January-June 2020 [Svedeniya o kolichestve malykh predpriyatiy Vladimirskoy oblasti (bez ucheta mikropredpriyatiy) i chislennosti rabotnikov v nikh po vidam ekonomicheskoy deyatel’nosti v yanvare-iyune 2020 g] // URL: https://vladimirstat.gks.ru/storage/mediabank/THQf2rCw.pdf ( Date of treatment 09/27/2020)

Региональное предпринимательство