Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (62), 2020

Территория опережающего социально-экономического развития – источник инвестиционного развития региона (на примере Пензенской области)

The territory of advanced social and economic development is a source of investment development of the region (on the example of the Penza region)

Авторы


аспирант кафедры экономики и управления
Россия, Пензенский государственный технологический университет
Aspirant_2021@mail.ru

Аннотация

В условиях цифровизации экономики у субъектов Российской Федерации возникают проблемы инновационного и инвестиционного их развития. Основными проблемами связаны с недостаточным количеством программ стратегического развития регионов, дефицит высококвалифицированных кадров, низкая инвестиционная привлекательность регионов. В этой связи становится очевидной необходимость трансформации экономики регионов, а именно развития территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Территории опережающего социально-экономического развития создаются в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения развития и создания комфортных условий для жизнедеятельности населения.

Ключевые слова

территории опережающего социально-экономического развития, инвестиционное развитие региона, Пензенская область

Рекомендуемая ссылка
Агеев Вячеслав Сергеевич
Территория опережающего социально-экономического развития – источник инвестиционного развития региона (на примере Пензенской области)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (62). Номер статьи: 6220. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6220/
Authors

Ageyev Vyacheslav Sergeyevich
graduate student, Department of Economics and Management
Russia, Penza State Technological University
Aspirant_2021@mail.ru

Abstract

In the context of the digitalization of the economy, the subjects of the Russian Federation have problems of their innovative and investment development. The main problems are related to the insufficient number of strategic development programs for the regions, the shortage of highly qualified personnel, and the low investment attractiveness of the regions. In this regard, the need for transformation of the regional economy, namely the development of territories of advanced social and economic development (TASED), becomes obvious. Territories of advanced social and economic development are created in order to create favorable conditions for attracting investment, ensuring development and creating comfortable conditions for the life of the population.

Keywords

territories of advanced social and economic development, investment development of the region, Penza region

Suggested Citation
Ageyev Vyacheslav Sergeyevich
The territory of advanced social and economic development is a source of investment development of the region (on the example of the Penza region). Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (62). Art. #6220. Date issued: 2020-06-16. Available at: https://eee-region.ru/article/6220/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Ориентация на обеспечение инвестиционной привлекательности региона является одной из основных задач региональной политики, ориентированные на обеспечение инвестиционной привлекательности.

Управление региональным развитием базируется на применении широкого спектра инструментария, вариации использования которого возложены на региональные органы власти. Экономическое благосостояние региона базируется не только на его имущественном потенциале (географическом положении, наличии природных ресурсов и так далее), но и на необходимости грамотного регулирования, управления, планирования и прогнозирования экономическими процессами [14, c.243].

Одним из наиболее действенных инструментов стратегического управления социально-экономическим развитием региона является ориентированность на обеспечение инвестиционной привлекательности [7, c.53].

Активизация инвестиционной деятельности выступает необходимым условием обеспечения развития, при этом, каждая организация формирует наиболее подходящую инвестиционную политику, под которой принято понимать совокупность методов и инструментов по управлению инвестициями. Доля инвестиций в ВВП в России по итогам 2019 г составляет 23,1%, норма накопления основного капитала в России в последние годы сохраняется на низком уровне, не достаточном для обеспечения устойчивого долгосрочного развития экономики, особенно с учетом сильной физической изношенности накопленного основного капитала, при этом доля инвестиций в ВВП в Китае составляет более 45% (Замедление роста инвестиций в основной капитал https://ac.gov.ru/) .

Активизация инвестиционной деятельности необходима в любой отрасли региона. Анализ научных трудов: Катькало В.С., Аврамчиковой Н. Т., Данильченко Ю. В., Пучкина М. Б., Осипова В.С. позволяет сделать вывод: с одной стороны, осуществление различных направлений инвестиционной деятельности региона, а именно развития ТОСЭР возможно только при наличии у него достаточного инвестиционного потенциала, а, с другой стороны, как объект управления он еще недостаточно изучен. В настоящее время среди исследователей не существует единства в понимании его сущности, структуры и методов оценки.

Суть ориентации региональной политики на обеспечение социально-экономического развития во многом определено обеспечением инвестиционной привлекательности на основании инвестиционного потенциала того или иного региона [19, c.179].

Взаимосвязь инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности региона представлена на рисунке 1.

Для того чтобы определить уровень привлекательности региона с точки зрения инвестиционного потенциала, необходимы определенные мероприятия и действия.

Взаимосвязь инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности региона

 

Рисунок 1 – Взаимосвязь инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности региона [10, c.30]

 

Инвестиционная привлекательность региона преимущественно оценивается на основании оцененного инвестиционного потенциала. Также можно отметить, что оценить инвестиционную привлекательность региона возможно, минуя оценку инвестиционного потенциала (применяются те же методы и подходы, что и к оценке инвестиционного потенциала) (рисунок 2).

 

Подходы к оценке инвестиционной привлекательности региона

Рисунок 2 – Подходы к оценке инвестиционной привлекательности региона [8, c.339]

 

Глобализация и трансформация рынка в условиях цифровизации экономики оказали влияние на подходы к управлению социально-экономическими системами. Одним из инструментов развития инвестиционной привлекательности региона является ТОСЭР.

 

Результаты исследований

ТОСЭР — это часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения [15]. Развитие таких территорий происходит на Дальнем Востоке, Курильских островах, Калининградской области, Пензенской области, Самарской область, Смоленской области, Белгородской области и т.д. Данные системы становятся точками социально-экономического роста региона.

Пензенская область – это регион, который расположен в Европейской части страны и входит в состав Приволжского федерального округа. Основные показатели социально-экономического развития Пензенской области приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Основные показатели социально-экономического развития Пензенской области [22]
в млн. руб. (если не указано иное)

Показатель 2018 г. 2019 г.
Учтено при формировании бюджета % к 2018 г. Сумма % к 2018 г.
1 2 3 4 5 6
Численность населения, в тыс. чел. 1352,2 1346,2 99,6 1346,0 99,5
ВРП 321855,9 345745,2 107,4 338651,7 105,2
Индекс физического объема ВРП, % 98,2 101,6 100,0
Индекс промышленного производства 104,8 104,0 102,0
Прибыль прибыльных предприятий 30610,3 28735,6 93,6 31856,2 104,1
Фонд заработной платы 110532,7 119780,6 108,4 118317,8 107,0
Численность работников предприятий, тыс. чел. 397,1 396,1 99,7 395,5 99,6

 

Данные таблицы 1 в целом позволяют судить о положительной динамике социально-экономического положения области (прирост ВРП в 2019 году по сравнению с данными 2018 года составил 5,2%). Прогнозные показатели на 2017 – 2019 гг. приведены ниже в таблице 2.

 

Таблица 2 – Основные показатели социально-экономического развития Пензенской области на прогнозный период 2020 – 2022 гг. [22]
в млн. руб. (если не указано иное)

Показатель Прогноз 2020 г. Прогноз 2021 г. Прогноз 2022 г.
Сумма % к оценке 2019 г. Сумма % к оценке 2020 г. Сумма % к оценке 2021 г.
1 2 3 4 5 6 7
Численность населения, в тыс. чел. 1340,7 99,6 1335,5 99,6 1330,2 99,6
ВРП 358774,6 105,9 382343,0 106,6 406858,5 106,4
Индекс физического объема ВРП, % 101,2 102,0 102,5
Индекс промышленного производства 102,6 103,7 104,7
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий 84784,0 105,8 90219,6 106,4 95640,8 106,0
Фонд заработной платы 125924,4 106,4 133153,3 105,7 140179,2 105,3
Численность работников предприятий, тыс. чел. 394,5 99,7 393,2 99,7 392,0 99,7
Сальдо прибылей и убытков 17580,0 110,6 20770,0 118,1 23000,0 110,7
Прибыль прибыльных предприятий 33572,7 105,4 35822,0 106,7 38330,0 107,0
Наличие основных фондов по остаточной стоимости 265380,7 104,8 282630,0 106,5 301600,0 106,7
Амортизация и износ основных фондов 20515,1 107,6 21951,0 107,0 23420,0 106,7

 

По результатам прогнозных данных в 2020 – 2022 гг. предполагается положительная динамика экономического развития Пензенской области: например, в 2020 году уровень ВРП по сравнению с 2019 годом предполагается с приростом на 5,9%; в 2021 году по сравнению с прогнозными данными 2020 года – на 6,6%, в 2022 году – на 6,4% . Итак, объем ВРП Пензенской области за 2016 год составил 338651,7 млн. руб.

Одним из механизмов развития инвестиционного потенциала области с целью создания благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса – является территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

В 2017 году начата активная работа по присвоению статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) моногородам Сердобск и Заречный. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2018 года № 277 г. Сердобску присвоен статус территории опережающего развития (Территория опережающего социально-экономического развития http://investinpenza.com/). Создание ТОСЭР позволит диверсифицировать экономику данных моногородов, а предприятиям-резидентам — воспользоваться льготными налоговыми условиями по налогу на прибыль, имущество, земельному налогу и отчислениям в социальные фонды, упрощенными административными процедурами и другими привилегиями.

Одним из резидентов ТОСЭР “Сердобск” является ООО «Грибная компания», объём инвестиций в индустриальный парк Сердобска составит 1.25 млрд рублей (В Пензенской области открыли производство шампиньонов на 2 миллиарда рублей https://ria.ru/). Другим резидентом стала компания “Технокорд” – перерабочик зерна пшеницы – с инвестициями в объёме 12.8 млрд рублей с проектом строительства завода по глубокой переработке пшеницы стоимостью порядка 15 млрд. рублей и две небольшие компании, которые займутся швейным производством.

К 2020 г. в ТОСЭР Сердобск создано свыше 200 дополнительных рабочих мест [23].

На площадях Сердобского машиностроительного завода в 2021 г планируется создание индустриального парка, инвестиции составят не менее 600 млн руб.

Развитие ТОСЭР в г. Сердобске отражены (таблица 3) (О создании территории опережающего социально-экономического развития «Сердобск» http://government.ru/).

 

Таблица 3 — Целевые показатели развитие ТОСЭР в г. Сердобске

Показатель 2020 г 2025 г 2030 г 2035 г
Количество резидентов нарастающим итогом, ед. 14 20 25 32

 

ТОСЭР «Заречный» является одним из ключевых образований в стране и будет развиваться быстрее. Создание ТОСЭР в ЗАТО г. Заречный (специализация — приборостроение, станкостроение, развитие кооперационных связей внутри приборостроительного и станкостроительного кластеров Пензенской области). Финансовое обеспечение мероприятий по созданию территории опережающего развития осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области, бюджета закрытого административно-территориального образования город Заречный Пензенской области в 2018 — 2019 годах в размере не менее 105 000 000 рублей, а также за счет средств внебюджетных источников (О создании территории опережающего социально-экономического развития «Сердобск» http://government.ru/).

Одной из целей создания ТОСЭР в г.  Заречный является формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций и обеспечение ускоренного социально-экономического развития территории.

По оценке Минэкономразвития России, функционирование ТОР «Заречный» обеспечит привлечение около 5 млрд рублей инвестиций. В результате реализации инвестиционных проектов будет создано около 1,2 тыс. рабочих мест (В России появится ТОР Заречный // https://www.pnp.ru/economics).

На территории опережающего социально-экономического развития «Заречный» созданы четыре производственных площадки. Целью открытия этой зоны является снижение монозависимости и создание новых рабочих мест [22].

Создание территорий опережающего социально-экономического развития позволяет диверсифицировать экономику моногородов и снизить зависимость от градообразующих предприятий.

Для резидентов ТОСЭР действует особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности [22,23]:

1) установление резидентам ТОСЭР льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании на праве собственности или аренды и расположенными на ТОСЭР;

2) особенности налогообложения резидентов ТОСЭР, в том числе льгота по уплате взносов во внебюджетные фонды, освобождение от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога;

3) особенности осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля на ТОСЭР;

4) приоритетное подключение к объектам инфраструктуры ТОСЭР;

5) предоставление государственных услуг на ТОСЭР;

6) применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Резиденты ТОСЭР в моногородах получают широкий набор преференций. В частности, инвесторам предоставляются льготы по налогам на прибыль и имущество, по земельному налогу и НДПИ. Кроме того, почти в 4 раза сокращаются взносы во внебюджетные фонды [22,23].

 

Выводы

В качестве вывода важно отметить, что ориентация на обеспечение инвестиционной привлекательности региона является одним из стратегически важных направлений экономического развития; под инвестиционной привлекательностью принято понимать совокупность количественных и качественных характеристик экономики региона, его отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, которые позволяют обеспечить привлечение инвестиций.

Пензенская область получила положительный эффект для своего развития поскольку ТОСЭР, как в Заречном, так в Сердобске, будет стимулировать развитие других муниципальных образований за счет расширения экономических связей между бизнесом.

 

Список литературы:

  1. Аврамчикова Н. Т., Данильченко Ю. В., Пучкин М. Б. Проектное управление инновационной деятельностью в ТОСЭР // Сибирский журнал науки и технологий. 2017. Т. 18, № 3. С. 243–252.
  2. Асланова С. Х., Топсахалова Ф. М.-Г. Стратегическое управление социально-экономическим развитием на региональном уровне // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-11. C. 2389–2393.
  3. Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Экономистъ, 2006. 293 с.
  4. Глигич-Золоторёва М. В. Стратегия управления региональным развитием: мировые тенденции и отечественный опыт // Наука и образование: хозяйство и экономика [Электронный ресурс]. URL: http:// www.journal-nio.com/index.php?option=com_content& view=article&id=532&Itemid=91 (дата обращения: 29.09.2017).
  5. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2002.
  6. Катькало В. С. Теория стратегического управления: этапы развития и основные парадигмы // Научные доклады центра управленческих и институциональных исследований факультета менеджмента СПбГУ. 2002. № 14.
  7. Крюкова Т.М. Инвестиционно-инновационная привлекательность региона на основе практики применения индустриальных парков // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы Сборник статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2016. С. 53-55.
  8. Кукушкина О.В., Лескина Ю.А. Инновационная среда региона как фактор его инвестиционной привлекательности // Научный альманах. 2015. № 11-1 (13). С. 339-342.
  9. Матюгина Э.Г., Глызина Т.С., Чичканова Ю.А. Привлекательность территории сквозь призму инновационной деятельности компании // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8-2 (61-2). С. 579-582.
  10. Мотова М.А. Инновационная и инвестиционная привлекательность отраслей российской экономики // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2016. № 3-4. С. 30-34.
  11. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий: Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. СПб.: Питер, 2000. 336 с. 5. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  12. Осипов В. С. Стратегическое значение территорий опережающего развития для экономики страны // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Сер. 1. Экономика и управление. 2016. № 4 (19). С. 5–12.
  13. Пучкин М.Б. Теоретические подходы к стратегическому управлению ТОСЭР в ЗАТО атомной отрасли // Сибирский журнал науки и технологий. 2017 Т 18 №4. С. 981-992
  14. Попов А.В. Инвестиционная привлекательность и инновационный характер социально-экономического развития муниципальных территорий // Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом Материалы Седьмой международной научно-практической конференции. 2015. С. 243-258.
  15. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:/ rg.ru/2014/12/31/territorii-dok.html (дата обращения: 04.09.2017).
  16. Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики // Материалы I Всерос. науч.-практ. конф. (2 марта 2017, г. Казань). Казань: Познание, 2017. 310 с.
  17. Трофимова Е. А. Особенности стратегического управления в мезоуровневых социально-экономических системах // Фундаментальные исследования. 2015. № 2, ч. 11. С. 2389–2393.
  18. Тыинский А.В. Управление инвестиционной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. – Таганрог: ТРТУ, 2011. – 409 с.
  19. Основные социально-экономические показатели Пензенской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://pnzreg.ru/
  20. Социально-экономическое развития Пензенской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://pnzreg.ru/
  21. Пензенская область 2019 г в цифрах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://pnz.gks.ru/
  22. Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.zarechny.zato.ru/
  23. Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://old.gorod-serdobsk.ru/

 

Bibliography:

  1. Avramchikova N. T., Danil’chenko YU. V., Puchkin M. B. Project management of innovative activity in TOSED [Proyektnoye upravleniye innovatsionnoy deyatel’nost’yu v TOSER]// Siberian Journal of Science and Technology. 2017. Vol. 18, No. 3. P. 243–252.
  2. Aslanova S. KH., Topsakhalova F. M.-G.Strategic management of socio-economic development at the regional level [Strategicheskoye upravleniye sotsial’no-ekonomicheskim razvitiyem na regional’nom urovne]// Fundamental research. 2015. No. 2-11. C. 2389-2393.
  3. Vikhanskiy O. S. Strategic management [Strategicheskoye upravleniye]. M .: Economist, 2006.293 s.
  4. Gligich-Zolotorova M. V. Strategy for managing regional development: global trends and domestic experience [Strategiya upravleniya regional’nym razvitiyem: mirovyye tendentsii i otechestvennyy opyt]// Science and Education: Economics and Economics [Electronic Resource]. URL: http: // www.journal-nio.com/index.php?option=com_content& view = article & id = 532 & Itemid = 91 (accessed: 09/29/2017).
  5. Zub A. T. Strategic management. Theory and practice [Strategicheskiy menedzhment. Teoriya i praktika]. M .: Aspect Press, 2002.
  6. Kat’kalo V. S. Theory of strategic management: stages of development and basic paradigms [Teoriya strategicheskogo upravleniya: etapy razvitiya i osnovnyye paradigmy]// Scientific reports of the Center for Management and Institutional Studies of the Faculty of Management, St. Petersburg State University. 2002. No. 14.
  7. Kryukova T.M. Investment and innovation attractiveness of the region based on the practice of using industrial parks [Investitsionno-innovatsionnaya privlekatel’nost’ regiona na osnove praktiki primeneniya industrial’nykh parkov]// Industrial Development of Russia: Problems, Prospects Collection of articles based on the materials of the XIV International Scientific and Practical Conference of teachers, scientists, specialists, graduate students, students. Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin. 2016.S. 53-55.
  8. Kukushkina O.V., Leskina YU.A. The innovative environment of the region as a factor of its investment attractiveness [Innovatsionnaya sreda regiona kak faktor yego investitsionnoy privlekatel’nosti]// Scientific almanac. 2015. No. 11-1 (13). S. 339-342.
  9. Matyugina E.G., Glyzina T.S., Chichkanova YU.A. Attractiveness of the territory through the prism of innovative activities of the company [Privlekatel’nost’ territorii skvoz’ prizmu innovatsionnoy deyatel’nosti kompanii]// Economics and Entrepreneurship. 2015. No. 8-2 (61-2). S. 579-582.
  10. Motova M.A. Innovation and investment attractiveness of the branches of the Russian economy [Innovatsionnaya i investitsionnaya privlekatel’nost’ otrasley rossiyskoy ekonomiki]// Actual problems of socio-economic development of Russia. 2016. No. 3-4. S. 30-34.
  11. Mintsberg G., Al’strend B., Lempel D. School of strategy: Strategic safari: a tour of the wilds of management strategies [Shkoly strategiy: Strategicheskoye safari: ekskursiya po debryam strategiy menedzhmenta]. St. Petersburg: Peter, 2000.336 s. 5. Ansoff I. Strategic management. M .: Economics, 1989.
  12. Osipov V. S. The strategic importance of the territories of priority development for the country’s economy [Strategicheskoye znacheniye territoriy operezhayushchego razvitiya dlya ekonomiki strany]// Bulletin of Moscow University named after S. Yu. Witte. Ser. 1. Economics and management. 2016. No. 4 (19). S. 5–12.
  13. Puchkin M.B. Theoretical approaches to the strategic management of TOSER in the closed nuclear power industry [Teoreticheskiye podkhody k strategicheskomu upravleniyu TOSER v ZATO atomnoy otrasli]// Siberian Journal of Science and Technology. 2017 T 18 No. 4. S. 981-992
  14. Popov A.V. Investment attractiveness and the innovative nature of the socio-economic development of municipal territories [Investitsionnaya privlekatel’nost’ i innovatsionnyy kharakter sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal’nykh territoriy]// Problems and prospects for the development of economics and management in Russia and abroad Materials of the Seventh International Scientific and Practical Conference. 2015.S. 243-258.
  15. On the territories of advanced social and economic development in the Russian Federation [O territoriyakh operezhayushchego sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii]: federal. the law of the Russian Federation of December 29, 2014 No. 473-ФЗ [Electronic resource]. URL: http: / rg.ru/2014/12/31/territorii-dok.html (accessed September 4, 2017).
  16. Territories of advancing socio-economic development: issues of theory and practice [Territorii operezhayushchego sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya: voprosy teorii i praktiki]// Materials of I All-Russian. scientific-practical conf. (March 2, 2017, Kazan). Kazan: Cognition, 2017.310 s.
  17. Trofimova Ye. A. Features of strategic management in mesoscale socio-economic systems [Osobennosti strategicheskogo upravleniya v mezourovnevykh sotsial’no-ekonomicheskikh sistemakh]// Fundamental Research. 2015. No. 2, part 11. P. 2389–2393.
  18. Tyinskiy A.V. Management of investment activities of companies: modern approaches, algorithms, experience [Upravleniye investitsionnoy deyatel’nost’yu kompaniy: sovremennyye podkhody, algoritmy, opyt]. — Taganrog: TRTU, 2011 .— 409 p.
  19. The main socio-economic indicators of the Penza region [Osnovnyye sotsial’no-ekonomicheskiye pokazateli Penzenskoy oblasti]. — Access mode: URL: http://pnzreg.ru/
  20. Socio-economic development of the Penza region [Sotsial’no-ekonomicheskoye razvitiya Penzenskoy oblasti]. — Access mode: URL: http://pnzreg.ru/
  21. Penza region 2019 in numbers [Penzenskaya oblast’ 2019 g v tsifrakh]. — Access mode: URL: https://pnz.gks.ru/
  22. Territory of Advance Social and Economic Development (TOSED) [Territoriya operezhayushchego sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya (TOSER)]. — Access mode: URL: http://www.zarechny.zato.ru/
  23. Territory of Advance Social and Economic Development (TOSED) [Territoriya operezhayushchego sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya (TOSER)]. — Access mode: URL: http://old.gorod-serdobsk.ru/

Региональное развитие