Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (56), 2018

Государственное регулирование экологического оздоровления территории: национальные и региональные аспекты (на примере Владимирской области)

State regulation of ecological improvement of the territory: national and regional aspects (on the example of the Vladimir region)

Авторы


доктор экономических наук, профессор
Россия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Владимирский филиал
novikov-ivanovo50@yandex.ru


аспирант
Россия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Владимирский филиал
and-sharkov@ya.ru

Аннотация

Определены противоречия в сфере экологического оздоровления, в том числе на национальном и региональном уровнях. Обоснованы правовые аспекты институциональной оболочки, используемые при анализе и организации управления процессом экологического оздоровления территорий, негативно влияющих на здоровье человека. Предложен механизм управления социо-эколого-экономической системой, позволяющий рассматривать в единстве человека и природные объекты.

Ключевые слова

Владимирская область, экология, государственное регулирование, экологическое оздоровление территории

Рекомендуемая ссылка
Новиков Александр Иванович , Шарков Андрей Михайлович
Государственное регулирование экологического оздоровления территории: национальные и региональные аспекты (на примере Владимирской области)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (56). Номер статьи: 5621. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5621/
Authors

Novikov Aleksandr Ivanovich
Doctor of Economics, Professor
Russia, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Vladimir Branch
novikov-ivanovo50@yandex.ru

Sharkov Andrej Mihajlovich
graduate student
Russia, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Vladimir Branch
and-sharkov@ya.ru

Abstract

Сontradictions in the sphere of ecological improvement, including at the national and regional levels, are Determined. The legal aspects of the institutional shell used in the analysis and organization of management of the process of ecological improvement of the territories that have a negative impact on human health are substantiated. The mechanism of management of socio-ecological and economic system allowing to consider in unity of the person and natural objects is offered.

Keywords

Vladimir region, ecology, state regulation, ecological improvement of the territory

Suggested Citation
Novikov Aleksandr Ivanovich , Sharkov Andrej Mihajlovich
State regulation of ecological improvement of the territory: national and regional aspects (on the example of the Vladimir region). Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (56). Art. #5621. Date issued: 2018-12-25. Available at: https://eee-region.ru/article/5621/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В начале декабря 2018 года в г. Катовице (юг Польши) была организована 24-й конференция по климату, прошедшая с участием ООН. Главная цель форума заключалась в разработке дорожной карты по реализации Парижского соглашения, в котором страны условились не допустить повышения средней температуры на планете к 2100 году более чем на 2 градуса по сравнению с показателем доиндустриальной эпохи.

В работе конференции приняли участие около 30 тысяч делегатов из 184 стран со всего мира, в том числе руководители правительств и министры, ответственные за экологические и климатические вопросы (Россию на конференции представляли министр природных ресурсов и экологии Д. Кобылкин, специальный представитель Президента РФ по вопросам климата Р. Эдельгериев, представители Минприроды, МИД, Росгидромета и Минэкономразвития.).

На конференции Генсек ООН Антониу Гуттереш заявил, что нет альтернативы для Парижского соглашения по климату и выразил мнение, что парижские договоренности по климату должны быть дополнены новыми обязательствами [5].

Экологический кризис захлестнул нашу планету. Вследствие удушающего воздуха, грязных вод, эродированной земли, погибающих лесов происходят сдвиги изменений физики земли. Человечеству, по мнению Н.Ф. Реймерс, видимо придется иметь дело с антропогенным потеплением на Земле [1].

Повышение концентрации углекислого газа вызывает тепличный эффект, так как молекулы углекислого газа пропускают коротковолновые солнечные лучи, но не прозрачны для длинноволнового излучения, определяющего отток энергии от поверхности земли.

Парижское соглашение по климату – это первое глобальное климатическое соглашение, подписанное 194 странами в декабре 2015 года. Оно призвано определить мировой план действий по сдерживанию глобального потепления. Соглашение не предполагает отказа от ископаемого топлива и ограничения выбросов углекислого газа. Однако все стороны должны принять меры по снижению выбросов, технологическому перевооружению и адаптации к изменениям климата. По итогам 2017 и 2018 годов Россия подписала, но пока не ратифицировала данное соглашение.

Сформировавшаяся негативная тенденция возрастания экологической опасности не только не ослабевает в последнее время, а, наоборот, усиливается, поскольку отсутствует в достаточной мере адекватная реакция со стороны мирового сообщества на климатические проблемы. Примером тому может служить выход США в 2018 г. из экологического соглашения.

Ускоренное нарастание экологических противоречий в социо-эколого-экономических системах различных уровней диктует необходимость формирования соответствующих систем управления процессом обеспечения не только экологической безопасности, но и экологического оздоровления.

Для практики важна оптимизация управленческих решений на основе нормативно-правовых критериев, удовлетворяя социальные потребности людей, и, одновременно, проводить в жизнь эффективную природоохранную политику. В этом плане перспективным является создание оптимальной нормативно-правовой базы в целях системного решения актуальных проблем в сфере управления природопользованием и охраны окружающей среды в русле идей устойчивого развития [2].

В плане задач, поставленных в этой статье, большое значение имеет позиция России по данному вопросу. По мнению Министра природных ресурсов Д. Кобылкина, чтобы «ратифицировать соглашение, нужно четко понимать правила игры. Мы не можем допустить негативного влияния Парижского соглашения на экономику РФ. Очень важно найти золотую середину между компаниями, которые стремятся увеличить свои производственные мощности, и требованиями, которые будут предъявлены в связи с реализацией Парижского соглашения. Все должны понимать, что без России, без ее лесов и зеленых территорий не обойтись. CO2 потребляют не только леса, но и тундра, болотистые места. Вся территория нашей страны — легкие планеты» [7].

Несмотря на вызов США всему миру, в плане поддержания экологического равновесия мировая общественность должна сознавать свою ответственность, она не может не задуматься о будущем планеты. В этом плане дадим институциональную оценку экологическим мероприятиям, реализуемым в России.

В свете Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 в России заявлен национальный проект «Экология», включающий 11 направлений [8]. Это «Чистая страна», «Комплексная система обращения с ТКО», «Инфраструктура для обращения с отходами 1-2 класса опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развития экологического туризма», «Сохранение лесов», «Внедрение наилучших доступных технологий». Нацпроект будет реализован по пяти направлениям: «Отходы», «Вода», «Воздух», «Биоразнообразие», «Технологии».

Анализ материалов заседания Правительства по стратегическому развитию и национальным проектам в сентябре 2018 г. и ведомственных отчетов Минприроды дает основание заявить об институциональной недостаточности по поддержанию экологического равновесия и экологическому оздоровлению территорий в нашей стране.

В настоящее время возник ряд крупных экологических проблем в России, которые приобрели глобальный характер. В 103 городах России, где проживает более 50 млн человек, предельно допустимые концентрации вредных веществ в выбросах в атмосферу превышаются в 10 и более раз. Экологический ущерб наносится буквально на всех уровнях народного хозяйства. Самым тяжелым и опасным его проявлением является ухудшение состояния здоровья населения. По мнению некоторых специалистов, в стране примерно 20% всех заболеваний непосредственно вызваны загрязнением окружающей природной среды [3], [9].

Следует отметить, что твердые отходы представляет особую экологическую опасность. Во-первых, наиболее распространенной проблемой в России является организация несанкционированных свалок. За 2015-2016 гг. в стране было установлено наличие 55 тыс. свалок площадью около 18 тыс. гектаров.  Во-вторых, накопления промышленных и бытовых отходов, объем которых растет ускоренными темпами. Если в 2005 году образовалось 3 млрд тонн отходов производства и потребления, то в 2014 году – уже более 5 млрд тонн, то есть увеличение более чем на 60% (Информация представлена по данным Росстата за 2014 год.).

Вследствие выбросов в атмосферу вредоносных газов с мусорных полигонов Подмосковья в 2017-2018 годах имели место случаи массового отравления населения в городских округах Балашихе и Волоколамске. В марте, апреле 2018 года власти Подмосковья стали лихорадочно искать решение этих проблем, включая приглашение специалистов из Голландии для воздухоотведения вредоносных, огнеопасных газов со свалок и мусорных полигонов [4].

Последствия утилизации мусора на свалках оказывают негативное воздействие на водную и воздушную среду, оказывая негативное воздействие на все живое. Последствия массового отравления приобрели общественный характер, так как жители Волоколамска инициировали перекрытие федеральных трасс.

 

Нормативная база в сфере обращении с ТКО в России

 В свете Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» предполагалось, что обращение с ТКО станет коммунальной услугой с 01.01.2016 года. Затем Федеральным законом от 29.12.2015 № 404‑ФЗ данный срок был перенесен на 01.01.2017 года. Далее указанный срок был сдвинут еще на два года.

В соответствии с новой редакцией ч. 8 ст. 23 Закона № 458‑ФЗ, а также ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176‑ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО появляется при наличии заключенного между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО соглашения и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 01.01.2019. Напомним, что согласно прежней редакции данной нормы указанная обязанность наступала со дня утверждения тарифа и заключения соглашения.

Проследим историю этого вопроса. В п. 3 и 4 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления» было предусмотрено:

  • заключение соглашения между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональными операторами — должно быть заключено не позднее 01.05.2018;
  • выработаны предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора — представляются в регулирующий орган не позднее 01.07.2018.

Кроме того, до 01.01.2018 продлено действие Федерального закона от 30.12.2004 № 210‑ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (см. новую ч. 7 ст. 24 Закона № 458‑ФЗ), а также установлено, что до той же даты применяются тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с данным законом (ч. 7 ст. 23 Закона № 458‑ФЗ).

Следует добавить, что в свете Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 с 2019 г. меняются Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

Сохраняют актуальность вопросы внедрения в повсеместную практику механизмов экологического аудита. Законопроект подготовлен и уже был вынесен на обсуждение в рамках оценки регулирующего воздействия на комитете в Госдуме. Тем не менее, он наткнулся на резкую критику со стороны бизнес сообщества. По нашему мнению, цели охраны окружающей среды, обеспечения качества жизни граждан ни при каких обстоятельствах не должны подавляться коммерческими интересами.

С нашей точки зрения, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с соответствующими структурами субъектов РФ, как ключевому ведомству в данных вопросах, необходимо активизировать законодательные процессы в этой сфере.

Отдельной темой является финансовое обеспечение вопросов рационализации природопользования и охраны окружающей среды.

Окружающая среда и ее компоненты – основа существования общества, а природные ресурсы должны использоваться бережно и рационально.

 

Правовые аспекты в сфере обращения ТКО регионального характера (на примере Владимирской области)

Анализ ведомственной отчетности и реакции СМИ позволяет сделать вывод, что во Владимирской области существует опасность мусорного коллапса. В 2017-2018 годах конфликты населения с представителями властных структур уже имели место в Киржачском и Александровском районах Владимирской области в части строительства и эксплуатации полигонов по утилизации мусора.

11 августа 2015 года Губернатор Владимирской области С. Ю. Орлова и генеральный директор Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства К. Г. Цицин провели рабочее совещание на тему создания на территории Владимирской области современного комплекса переработки твёрдых коммунальных отходов.

В 2015 году было подписано соглашение с Фондом о сотрудничестве в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Владимирской области. По заявлению Губернатора С.Ю. Орловой речь шла о создании в регионе сети современных заводов по переработке мусора. Также ставилась задача по уменьшению объёмов захоронения отходов на полигонах. «Мы готовы к инвестициям в эту сферу. Уже подписано несколько соглашений с инвесторами о сотрудничестве. В этом направлении мы тесно будем работать также с корпорацией «Ростех», здесь большое поле для деятельности в русле импортозамещения», – сообщила Губернатор области С. Орлова [10].

С 1 января 2017 года вступил в силу запрет на захоронение отходов, содержащих полезные компоненты, подлежащие утилизации. «Наша задача – создать масштабированную модель переработки твёрдых коммунальных отходов. Кроме того, необходимо из практики понять, какие законодательные инициативы нам нужны», – сказал генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ К. Г. Цицин.

Первый заместитель губернатора Владимирской области по развитию инфраструктуры, ЖКХ и энергетики Л. Ф. Смолина сообщила, что «В каждом городском округе и муниципальном районе предстоит построить объекты по обработке отходов. При этом на территориях с наибольшими объёмами их образования нужны мощные мусороперерабатывающие заводы, на других территориях – станции сортировки и перегрузки, откуда отходы будут направляться на перерабатывающие заводы. Таким образом, будет охвачена вся территория региона. Неутильные фракции мусора планируется размещать на пяти полигонах: в Камешковском, Муромском, Александровском, Петушинском и Киржачском районах. Кроме того, планируется построить еще новый полигон в Александровском районе, в остальных случаях – это модернизация существующих мест размещения отходов», – сообщила Л. Ф. Смолина [11].

«На мусор пора посмотреть, как на сферу для выгодных инвестиций. Нам необходимо разработать своё оборудование, свою логистическую схему. Это позволит обеспечить дополнительную загрузку наших предприятий», – Губернатор Владимирской области С. Ю. Орлова.

В настоящее время все технологические процессы, связанные с управлением обращения с твёрдыми бытовыми отходами, постоянно усложняются. Усложняется качество сбора и утилизации возникающих отходов. Это связано с различными причинами, основными из которых являются рост объёма отходов, связанный как с увеличением качества жизни современного человека, так и с их большим разнообразием.

Первопричиной этих процессов является общий рост экономики, идущий в последние десятилетия, который имеет и оборотную сторону, заключающуюся в том, что возрастающее количество различных потребительских товаров имеет определённый срок эксплуатации и со временем неизбежно становится мусором. Всё больше и больше товаров – всё больше и больше мусора.

Мы полагаем, что маловероятно, чтобы человечество учло всевозможные последствия экологического характера, разрушающие нашу планету. Поэтому проблема мусора является ключевой как для страны в целом, так и отдельного региона, Владимирской области.

В этой связи задачей областных и местных органов власти является формирование и реализация единой государственной экологической политики, направленной на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, ликвидацию накопленного экологического ущерба.

Мониторинг окружающей среды муниципальных образований городов Гусь-Хрустального, Коврова, округа Муром, Александровского, Гороховецкого, Гусь-Хрустального, Петушинского, Камешковского, Киржачского, Ковровского, Кольчугинского, Меленковского, Муромского, Вязниковского, Судогодского, Селивановского, Юрьев-Польского районов позволил обнаружить 102 несанкционированных стихийных свалки, из них более 60% выявлены повторно в местах, ранее ликвидированных органами местного самоуправления. Общая площадь выявленных в 2016 году объектов незаконного складирования отходов составила 25,98 га, объём отходов – 27,4 тыс. м3.

За 2017 г. силами органов местного самоуправления на территории Владимирского региона в добровольном порядке ликвидировано 19 несанкционированных стихийных свалок на площади 4,7 га, объёмом 2,7 тыс. м3. В адрес 35 исполнительных органов местного самоуправления были направлены письма-предписания о принятии исчерпывающих мер по ликвидации несанкционированных мест складирования отходов, установлены конкретные сроки их исполнения. По 10 свалкам информация направлена в адрес прокуратуры Судогодского района для принятия мер прокурорского реагирования. В отношении трёх индивидуальных предпринимателей вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, общая сумма вынесенных штрафов составила 130 тыс. руб.

Вопросы санитарной очистки территорий периодически рассматриваются на заседаниях межведомственных комиссий по обеспечению выполнения норм и правил, установленных органами государственной власти и органами местного самоуправления Владимирской области в сфере соблюдения чистоты и порядка.

 

Заключение

В данной статье выявлены противоречия системно-диалектического характера проблемы безопасности глобальной социоэкосистемы, раскрывающая экологическое противоречие в виде различия (отклонения) между фактическим состоянием системы и ее целевым экологобезопасным состоянием, раскрывающих суть институциональной оболочки, используемые при анализе и организации процесса управления в экологической сфере.

 

Литература

  1. Реймерс Н.ф. Послесловие //Экологические очерки о природе и человеке. Под ред. Б. Гржимека. – М.: Изд-во «Прогресс». 1988. – С. 613.
  2. Новиков А.И., Савельев И.И., Саженова Е.Ю., Шарков А.М. Построение проблемно-управленческой матрицы экологического благополучия в России //Экономика и управление: проблемы, решения. 10. Том 5 (82) – 2018, октябрь. – С. 100-107.
  3. Новиков А.И. Здоровье человека //Актуальные проблемы общественных отношений: экспертный взгляд. Сборник научных работ. Выпуск 1 /под ред. А.Е. Илларионова. – Владимир: Владимирский филиал РАНХиГС, 2018. – С. 207-231.
  4. Новиков А.И., Астахин А.С. О механизмах управления в сфере обращения твердых коммунальных отходов в контексте обеспечения безопасности населения //Экономика и управление: проблемы, решения. №5. Том 4, май 2018. – С.59-64.
  5. В Польше открылась конференция ООН по изменению климата [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/world/20181202/1536983984.html (дата обращения 15.12.2018 г.).
  6. Генсек ООН заявил о безальтернативности Парижского соглашения по климату [Электронный ресурс]// РИА Новости. URL: РИА Новости https://ria.ru/world/20181118/1533020172.html (дата обращения 10.12.2018 г.).
  7. Паспорт нацпроекта «Экология» сформирован [Электронный ресурс] // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. URL: http://www.mnr.gov.ru/press/news/pasport_natsproekta_ekologiya_sformirovan/ (дата обращения 10.12.2018 г.).
  8. Экологические проблемы современной экономики [Электронный ресурс]// Мир знаний. URL: http://mirznanii.com/a/327386/ekologicheskie-problemy-sovremennoy-ekonomiki (дата обращения 15.03. 2018 г.).
  9. В 15 районах Кировской области ликвидировали 32 свалки [Электронный ресурс]// Национальное бюро по переработке отходов. URL: http://www.nbpo.ru/news/ (дата обращения 15 марта 2018 г.).
  10. 14 Владимирских объектов по переработке мусора [Электронный ресурс]// Зебра-ТВ. URL: https://zebra-tv.ru/novosti/vlast/14-vladimirskikh-obektov-po-pererabotke-musora/ (дата обращения 10.05. 2018 г.).
  11. Решение мусорной проблемы во Владимире: красиво, но непрофессионально [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/2321505.html (дата обращения 15.03. 2018 г.).

 

Literature

  1. Rejmers N.f. Epilogue [Posleslovie] // Environmental Essays on Nature and Man. Ed. B. Grzimeka. — M .: Publishing house «Progress». 1988. — p. 613.
  2. Novikov A.I., Savel’ev I.I., Sazhenova E.Ju., Sharkov A.M. Building a problem-management matrix of environmental well-being in Russia [Postroenie problemno-upravlencheskoj matricy jekologicheskogo blagopoluchija v Rossii]// Economics and management: problems, solutions. 10. Volume 5 (82) — 2018, October. — p. 100-107.
  3. Novikov A.I. Human health [Zdorov’e cheloveka] // Actual problems of public relations: expert opinion. Collection of scientific papers. Issue 1 / ed. A.E. Illarionov. — Vladimir: Vladimir branch of RANEPA, 2018. — p. 207-231.
  4. Novikov A.I., Astahin A.S. On the management mechanisms in the field of solid municipal waste management in the context of ensuring the safety of the population [O mehanizmah upravlenija v sfere obrashhenija tverdyh kommunal’nyh othodov v kontekste obespechenija bezopasnosti naselenija]// Economics and Management: problems and solutions. №5. Vol. 4, May 2018. — P.59-64.
  5. UN conference on climate change opened in Poland [V Pol’she otkrylas’ konferencija OON po izmeneniju klimata] // RIA Novosti. URL: https://ria.ru/world/20181202/1536983984.html (appeal date 12/15/2018).
  6. The UN Secretary-General stated that there is no alternative to the Paris Climate Agreement [Gensek OON zajavil o bezal’ternativnosti Parizhskogo soglashenija po klimatu] // RIA Novosti. URL: RIA Novosti https://ria.ru/world/20181118/1533020172.html (the date of the appeal is 10/12/2018).
  7. Passport of the national project “Ecology” formed [Pasport nacproekta «Jekologija» sformirovan] // Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation. URL: http://www.mnr.gov.ru/press/news/pasport_natsproekta_ekologiya_sformirovan/ (appeal date 10.12.2018).
  8. Ecological problems of modern economy [Jekologicheskie problemy sovremennoj jekonomiki]// World of knowledge. URL: http://mirznanii.com/a/327386/ekologicheskie-problemy-sovremennoy-ekonomiki (appeal date 15.03. 2018).
  9. In 15 districts of the Kirov region, 32 landfills were liquidated [V 15 rajonah Kirovskoj oblasti likvidirovali 32 svalki]. URL: http://www.nbpo.ru/news/ (appeal date March 15, 2018).
  10. 14 Vladimir waste recycling facilities [14 Vladimirskih ob»ektov po pererabotke musora]. URL: https://zebra-tv.ru/novosti/vlast/14-vladimirskikh-obektov-po-pererabotke-musora/ (appeal date 10.05. 2018).
  11. Solution of the garbage problem in Vladimir: beautiful, but unprofessional. [Reshenie musornoj problemy vo Vladimire: krasivo, no neprofessional’no] // IA REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/2321505.html (appeal date 15.03. 2018).

Экономика природопользования