Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (56), 2018

Влияние демографических факторов на спрос образовательных услуг в регионах России

Impact of demographic factors on the demand for educational services in regions of Russia

Авторы


аспирант
Россия, Государственный социально-гуманитарный университет
vero4ka_2009_@mail.ru

Аннотация

Цель работы заключается в изучении влияния демографических факторов на спрос образовательных услуг и обосновании зависимости уровня, качества и количества спроса на образовательные услуги от совокупности демографических показателей, ключевыми из которых являются рождаемость, численность и плотность населения, а также их неравномерность в различных регионах РФ. Кроме того, автор концентрирует внимание на влиянии факторов внутренней и внешней миграции, уровня здоровья населения, на количественные и качественные характеристики спроса образовательных услуг.

Ключевые слова

Демографический фактор, спрос образовательных услуг, численность населения, плотность населения, рождаемость, Гребневая модель, миграция, здоровье населения.

Рекомендуемая ссылка
Иванина Вера Михайловна
Влияние демографических факторов на спрос образовательных услуг в регионах России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (56). Номер статьи: 5601. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5601/
Authors

Ivanina Vera Mihajlovna
graduate student
Russia, State Social and Humanitarian University
vero4ka_2009_@mail.ru

Abstract

The present article is a study of demographics as factor, which affects the demand for educational services, and the dependence of the services’ demographics on the level, quality and quantity of the educational services. The factors considered in our study are birth rate, as well as population size and density. The fact that the population distribution in Russian Federation is not even was also taken into account. The analysis of the data available showed that apart from the factors mentioned, external and internal migration as well as the health of the population also affect the level, quality and quantity of demand for educational services.

Keywords

Demographic factor, demand for educational services, population size, population density, birth rate, ridge model, migration, population health.

Suggested Citation
Ivanina Vera Mihajlovna
Impact of demographic factors on the demand for educational services in regions of Russia. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (56). Art. #5601. Date issued: 2018-10-10. Available at: https://eee-region.ru/article/5601/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Система образования играет одну из важнейших ролей в экономике, построенной на когнитивных и цифровых технологиях, где ключевой характеристикой производственного фактора выступает человеческий капитал, что делает актуальной тему, связанную с развитием рынка образовательных услуг и факторов, оказывающих на него влияние. Цель современного образования заключается в формировании компетенций, которые позволят члену общества реализоваться как личность и в дальнейшем применить полученные знания, профессиональные навыки и опыт на практике, то есть успешно трудоустроиться и занять свое место в современном социуме.

Современная система образования находится в созависимости от социальных, экономических, политических и технологических факторов.

Влияние политических факторов выражается в том, что перспективы развития образования в значительной степени зависят от государственной политики и отношения общества к данной сфере. К политическим факторам можно отнести те цели и задачи, которые государство ставит перед образованием. Перемены в сфере образования в рамках экономики знаний, воздействуют на уровень государственного регулирования, эволюции форм и методов организации образования как общественного блага [7].

К технологическим факторам поддержки образования относятся разработка новых технологий, инновационных программ. Так, например, в современном образовании важными элементами являются информационно-коммуникационные технологии, в том числе, цифровое обучение которое позволит сделать образовательный процесс нагляднее, интереснее и доступнее.

Также, система образования зависит и от экономических факторов, представляющих собой совокупность закономерностей, влияющих на покупательную способность потребителей, структуру потребления и предложение услуг в сфере образования. Нельзя отрицать тот факт, что одним из ключевых вопросов в развитии системы образования является финансирование [7]. В качестве материальной поддержки используются такие механизмы, как государственные субсидии, налоговые льготы, гранты, частные инвестиции, смешанные финансирование.

Немалую роль на рынке образовательных услуг играют и социальные факторы. Социальный фактор – это любая переменная в общественном  окружении, которая оказывает значительное влияние на поведение, самочувствие и состояние здоровья индивида [15]. К ним можно отнести такие показатели как уровень жизни населения, здоровье населения, демографические показатели, состояние трудовых ресурсов, социальная сфера и инфраструктура.

Совокупность демографических показателей, то есть демографическая среда, является важной составляющей внешней среды, воздействующей на систему образования. Демографическая среда имеет определенную структуру, то есть состоит из групп людей, которые различаются по своим демографическим признакам [4].

Можем заключить, что в современном мире образовательные услуги, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов. Рынок образования, соответственно, предоставляет собой систему взаимодействия спроса на образовательные услуги и предложения таких услуг различными образовательными учреждениями [8]. Следовательно, предложение на рынке образования материализуется в количество учебных мест, предлагаемых учебными заведениями. А субъектами предложения на данном рынке выступают учебные заведения различных форм собственности. Учреждения различных уровней образуют единую отраслевую структуру образования, независимо от того к какой форме собственности или ведомственной принадлежности они относятся [5]. Демографические факторы находятся в непосредственной зависимости с такими элементами рыночного предложения образовательных услуг, как количество учебных заведений разных ступеней образования и их достаточность в том или ином регионе, а также количество выпускающихся специалистов – воспитателей, учителей и преподавателей начального, среднего и высшего образования.

Однако в большей степени, демографические факторы оказывают влияние на спрос образовательных услуг, который диктуется потребителями этих услуг. К конечным потребителям относятся учащиеся, студенты, слушатели, которые используют образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ и зарабатывания средств на жизнь, но еще и для удовлетворения собственных познавательных потребностей [13]. В свою очередь, субъектами спроса на рынке образовательных услуг выступают организации, фирмы, а также государственные и частные предприятия, отдельные граждане.

Очевидно, что в современном мире, в условиях постоянно возрастающей ценности знаний, спрос на образовательные услуги повышается с каждым годом, так как образование – неотъемлемая и крайне важная составляющая успешного развития и становления грамотного и цивилизованного будущего поколения.

Система образования — это достаточно сложная социально-экономическая система, которую характеризуют не только количественные, но и качественные характеристики, территориальная разветвленность и особенности административного подчинения [5].

К количественным характеристикам спроса на образовательные услуги относятся: количество учащихся, детей, которые посещают детские сады, на данный момент времени; дети, которые не обучаются, но имеют потенциальный спрос (0-1,5 лет); остальные граждане, у которых есть потребность в знаниях (непрерывное образование). Как мы видим из представленной детализации, фактический и потенциальный спрос на образовательные услуги формирует обширная совокупность индивидов различных возрастов.

А к качественным характеристикам спроса на рынке образовательных услуг можно отнести такие показатели как здоровье население, уровень образования мигрантов, структура населения.

Представленные характеристики спроса на образовательные услуги позволяют сделать вывод о том, что демографические факторы оказывают непосредственное влияние на систему образования. Этим обусловлена и доказана актуальность дальнейшего исследования.

Одной из научных проблем данного исследования является то, что на сегодняшний день не разработано достаточного количества инструментов прогнозирования спроса и предложения демографических факторов.

Такой вывод можно получить, исходя из реальной ситуации на рынке образования в России и очевидных проблем, среди которых, например, очереди в детские сады, переполненность классов в средней школе, диспропорция в некоторых регионах между спросом и предложением образовательных услуг.

Представляется возможным утверждать, что правильный учет демографических факторов позволит создавать более точные перспективные прогнозы по предоставлению необходимого в будущем количества мест в учебных заведениях начального, среднего и высшего образования; по направленности и целям образовательного процесса.

Следовательно, ключевая проблема заключается в том, что на сегодняшний день пока еще не предложено действительно эффективного метода прогнозирования спроса на услуги образования.

В данной статье предпринята попытка сводного анализа ряда ключевых факторов демографии, выявление их взаимосвязей и оценки степени влияния на спрос образовательных услуг.

 

Влияние демографических факторов на спрос образовательных услуг в регионах России

Научные исследования в области изучения влияния именно совокупности демографических факторов на структуру образования проводятся на протяжении последних семи лет. Так, например, в работе Н.М. Римашевской (2011 год) «Детское население в России: основные проблемы развития» поднимаются вопросы существования круга проблем, связанных с «полем детства». Первый круг – проблемы, касающиеся масштаба, численности и структуры детей. Второй круг проблем связан с анализом условий и институтов формирования детства. Третий круг проблем подрастающего поколения в России – это беспрецедентное ухудшение здоровья. То есть здесь мы можем увидеть попытку оценить влияние демографических факторов, как структура и численность, и уровень здоровья.

В работе О.В. Забелиной, Т.М. Козловой, А.В. Романюк (2014 год) «Влияние демографических факторов на рынок труда Тверской области» рассматривается проблема влияния демографических факторов на региональный рынок труда. Определено, что состояние рынка трудовых ресурсов зависит от ряда факторов: величины спроса на квалифицированный персонал, предложения со стороны заинтересованного трудоспособного населения, а также ряда природно-климатических, политико-географических, демографических, экономических и социально-культурных факторов. В данной работе выявлено, что демографические условия, в которых функционирует рынок труда, оказывают существенное воздействие на формирование предложения труда в количественном выражении на соответствующей территории и определяются показателями численности и структуры населения, процессами естественного и механического его движения. По итогу проведенного в рассматриваемой работе анализа, авторы получили вывод о том, что смягчить остроту вопроса в краткосрочной и среднесрочной перспективе можно, в частности, за счет привлечения трудовых мигрантов. Поднятые вопросы о влиянии демографических факторов на рынок труда логично пересекаются с вопросом влияния факторов демографии на рынок образовательных услуг, поскольку в будущем, сегодняшние выпускники школ, колледжей, вузов и других субъектов образования, составят трудоспособное население региона, страны. Кроме того, предложенное в работе Забелиной мероприятие по привлечению трудовых мигрантов, также прямо влияет на нынешнюю образовательную систему, поскольку трудоспособные мигранты, во-первых, часто переезжают с детьми, которым требуются места в школах и дошкольных учреждениях, во-вторых, согласно законодательству РФ, самим мигрантам часто требуется обучение, как минимум, русскому языку.

Изучению влияния факторов демографии непосредственно на систему образования посвящены работы таких авторов, как С.В. Крошилин, Ж. К. Леонова и Е. И. Медведева.

Ключевым результатом исследования данных авторов является наиболее полный на сегодняшний день метод прогноза – Гребневая модель, при построении которой авторы используют методы регрессионного анализа для построения математической зависимости между рождаемостью и количеством учащихся на различных уровнях образования (с определенной долей вероятности) [10].

Цель и важность исследования состоит в изучении, как отдельных демографических факторов, так и их совокупности. Представляется возможным утверждать, что правильный учет демографических факторов позволит создавать более точные перспективные прогнозы по предоставлению необходимого в будущем количества мест в учебных заведениях начального, среднего и высшего образования; по направленности и целям образовательного процесса. Следовательно, ключевым достижением поставленной цели можно считать наработку аналитического материала, который должен быть положен в основу создания такой методологии прогнозирования влияния факторов демографии, которая позволит избежать дисбаланса, возникающего между спросом и предложением на рынке образования.

Ключевыми методами исследования являются анализ и синтез информации, ретроспективный и перспективный анализ статистических данных, наблюдение и обобщение тенденций рынка образования.

Среди изученных позиций и точек зрения следует отметить, прежде всего, результаты исследований влияния фактора рождаемости на спрос образовательных услуг.

Тенденция, основанная на статистических данных Росстата, показывает, что в России ожидается увеличение числа учащихся до 2025 года, а затем будет наблюдаться динамика снижения. Данные основаны на прогнозе Росстата о численности населения младше трудоспособного возраста [14].

Сокращение трудоспособного возраста в современном мире стоит очень остро. Президент РФ В.В.Путин в Послание к Федеральному собранию РФ от 1 марта 2018 года сообщает что, «В 2017 году, например, численность населения в трудоспособном возрасте сократилась почти на миллион. В ближайшие годы такая тенденция к сокращению сохранится, что может стать серьезным ограничением для экономического роста. Трудовых ресурсов просто нет. Необходимо ответить на эти вызовы и в предстоящее десятилетие обеспечить устойчивый естественный рост численности населения России» (Послание Владимира Путина Федеральному собранию РФ 1 марта 2018 г. Полный текст // Архив интроверта, 2018. URL: http://introvertum.com/poslanie-vladimira-putina-federalnomu-sobraniyu-rf-1-marta-2018-g-poln/ (дата обращения 12.06.2018)).

В целом население России к 2050 году сократится до 132,7 млн. человек. Население крупнейших российских городов — Москвы и Санкт-Петербурга — вырастет незначительно, считают в ООН, до 12,8 млн. и 5,6 млн. человек к 2035 году соответственно. Сокращение населения России к 2050 году до 132,7 млн. «вполне реально», пояснил РБК (от «РосБизнесКонсалтинг») старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории экономики народонаселения и демографии МГУ Борис Денисов. «Несмотря на то что смертность незначительно падает — по продолжительности жизни мы отстаем от многих стран, — рождаемость в России по-прежнему невысокая, она не обеспечивает замены поколений. Население уменьшается», — заявил Денисов. По его словам, в таких условиях население России может расти «только за счет миграции». «Большая миграция — это существенное изменение страны. Допустим, к 2050 году в России будет треть населения — мигранты из других стран. К примеру, если население останется тем же, 144 млн., то примерно 50 млн. будет из других стран. Это должны быть мигранты уже не из ближнего зарубежья», — добавил эксперт (Сокращение населения // РБК, 2018. URL: https://www.rbc.ru/society/17/05/2018/5afcfde89a79474187e2dcf2 (дата обращения 10.06.2018)).

Представленные выводы подтверждают и данные Росстата. Так, аналитики прогнозируют снижение рождаемости в стране: так, уровень рождаемости в 2017 году составил 11,5 детей на 1000 человек населения; аналогичный показатель 2016 года – 12,9 детей на 1000. «Снижение рождаемости произошло в первую очередь из-за того, что меняется половозрастная структура населения», — комментирует данные статистики «Российской газете» заместитель директора Института демографии НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Захаров. Он пояснил, что на первый план выходит малочисленное поколение, рожденное в 90-е годы прошлого века. А демографический провал в тот период был обусловлен аналогичным провалом в 1960-е годы, а он в свою очередь — провалом в 1940-е, когда из-за войны рождалось очень мало детей. Вот и сейчас в детородный возраст вступили молодые мужчины и женщины, которых меньше, чем в предыдущем поколении, соответственно, родить больше детей они физически не могут» [3].

По оценке Захарова, в целях увеличения рождаемости необходимо проводить меры, ее стимулирующие. Такими мерами являются, в частности, реализация приоритетного национального проекта, по поддержке многодетных семей, действующая в нашей стране с 2006 года. А также меры стимулирования вторых и последующих родов, путем выплаты «материнского капитала».

Итак, как показали приведенные примеры, статистика, с одной стороны, прогнозирует увеличение численности населения, с другой – снижение рождаемости, за счет, прежде всего, таких факторов, как «демографическая яма» и отсутствия стремления современной молодежи к многодетности.

Можно сделать вывод об отсутствии качественного прогнозирования реального уровня рождаемости, противоречивости экспертных мнений и статистических прогнозов, а также о недостаточности исследований прогноза рождаемости и количества мест в учебных заведениях.

Однако, такие исследования проводятся. И среди важнейших следует отметить Гребневую модель, используя которую можно прогнозировать зависимости будущей потребности в количестве учебных мест с прогнозируемым уровнем рождаемости. Причем, Модель позволяет делать это в разрезе конкретного региона [10].

Авторы Гребневой модели Медведева Е. И. и Крошилин С. В. используют методы регрессионного анализа для построения математической зависимости между рождаемостью и количеством учащихся на различных уровнях образования (с определенной долей вероятности) [10].

В процессе построения Гребневой модели учитывается зависимость изменения спроса на услуги образования в разрезе ступеней образовательного процесса от динамики рождаемости и последующего изменения возрастной структуры субъектов потенциального спроса [9].

Предложенный в Гребневой модели подход позволяет правильно оценивать влияние демографического фактора рождаемость на потенциальный спрос образовательных услуг в будущем. Использование перспективных методов прогнозирования позволит эффективно проектировать предложение на рынке образования, путем грамотного распределения объективно необходимого количества мест в дошкольных учебных заведениях, в школах, в системе среднего и высшего профессионального образования.

Важно заметить, что учет только одного фактора рождаемости недостаточен в современных условиях. При прогнозировании будущего спроса, необходимо учитывать и такие демографические факторы, как численность и плотность населения, их взаимозависимость и региональную неравномерность, фактор миграции и другие.

Изучение статистических фактов и прогнозов позволяет сделать вывод о том, что существующая система прогнозирования неэффективна, поскольку результаты либо «опаздывают» за реальными изменениями на рынке образования, либо подвергаются неверному учету.

Данный вывод можно проиллюстрировать следующими примерами.

Так по данным Росстата на 1 января 2017 года в РФ проживает 146804,4 тыс. человек. Если анализировать данные за последние 5лет, то мы наблюдаем положительную динамику-численность населения выросла на 3,5 млн. человек (143,3 млн. чел. на 1 января 2013 г.; 146,8 млн. чел. на 1 января 2017 г.).Из них на сегодняшний день в образовательных учреждениях различных ступеней проходят обучение около 30 млн. человек, а именно: 23% дошкольников; 50%  школьников; 8% учащихся средних профессиональных учреждений; 17%  студентов ВУЗов [2].

Таким образом, конечный спрос на образовательные услуги сегодня обеспечивает контингент, составляющий порядка 20,4% всего населения страны. При этом количество педагогических кадров во всех учреждениях образования составляет 5 млн. человек, то есть на 1 преподавателя приходится 6 обучающихся.

Однако для правильного прогнозирования предложения на рынке образовательных услуг, необходимо учитывать не только численность населения, но и такой показатель как плотность населения, которая крайне неравномерна в РФ.

Анализ данных по регионам РФ, позволяет сделать вывод, что в некоторых регионах численность населения больше и плотность выше. Так, например, в Центральном федеральном округе численность населения самая большая в РФ — 26,8% от всего населения страны, и плотность населения также самая высокая – 60,3 человека на км2. Наименьшая численность населения наблюдается в Дальневосточном федеральном округе (4,2 % населения России), плотность населения здесь также наиболее низкая 1 человек на км2.Однако плотность населения в разных субъектах Федерации не всегда находится в прямой зависимости от численности населения. Данный вывод подтверждают и данные таблицы 1.

 

Таблица 1 — Соотношение численности, плотности населения и образования на 1 января 2017 года

Соотношение численности, плотности населения и образования на 1 января 2017 года

Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/(дата обращения 12.02.2018)

 

Как следует из таблицы 1, Северо-Кавказский федеральный округ, имеющий самую маленькую численность населения (9775,8 тыс. чел.), обладает плотностью населения немногим меньше (57,4 чел. на км2), чем самый густонаселенный субъект Федерации – ЦФО (60,3 человека на км2 ).

По статистическим данным можно увидеть, что численность населения ежегодно растет (кроме ПФО и ДФО). Соответственно, можно ожидать и повышения спроса на образовательные услуги в перспективе. Но пренебрежение фактором неравномерной плотности населения может привести к диспропорции предложения на рынке образования, в результате которой количество учебных заведений не будет соответствовать реальному спросу на образовательные услуги в том или ином регионе.

Как следует из представленной таблицы 1, на сегодняшний день, по численности образовательных учреждений лидирует Приволжский федеральный округ с плотностью населения 28,6 человек на 1 км2.Здесь расположено 19 808 учебных учреждений. Для сравнения в Центральном федеральном округе 16362 учебных заведений, что на 21% ниже, чем в Приволжском федеральном округе. Однако количество учащихся в Центральном федеральном округе больше на 1060,5 человек по сравнению с Приволжским федеральным округом.

На всех ступенях образования наблюдается устойчивая динамика сокращения учебных заведений, которую наглядно иллюстрируют данные, представленные в таблице 2.

 

Таблица 2 — Динамика государственных образовательных учреждений

Динамика государственных образовательных учреждений

Источник: Официальный сайт Министерство образования и науки РФ. URL: https://минобрнауки.рф/(дата обращения 13.02.2018)

 

Как видно из таблицы 2, за период 2014-2016 г общее количество учебных заведений сократилось на 3,05%. Больше всего по количеству закрываются учреждения начального общего и высшего образования. При этом наблюдается рост количества учащихся на 1 учебное заведение. Наиболее высокую динамику показали начальное общее и среднее общее образование. Можно заметить, что рост количества учащихся на 1 учебное заведение сопровождается одновременным снижением количества учебных заведений.

Такой дисбаланс на практике приводит к необоснованному закрытию учреждений образования при наличии спроса, к несвоевременному появлению новых учебных заведений, которые открываются с «опозданием», относительно пиков спроса на услуги образования в конкретных субъектах Федерации, что приводит к перегруженности школьных классов, к необходимости проведения обучения в две, а иногда, и в три смены.

Представленная статистика подтверждает сделанный ранее предварительный вывод о том, что система прогнозирования неэффективна на данный момент времени и не соответствуют тенденциям реального спроса.

Кроме того, помимо рассмотренных факторов рождаемости, численности и плотности населения, на рынок образования влияет фактор миграции, который также относится к демографическим факторам.

Одной из острых социально-экономических проблем современной России является внутренняя миграция. Как ранее уже отмечалось, особо остро стоит проблема оттока населения из сельской местности. С 2001 года сельские территории РФ испытывают постоянный миграционный отток, вследствие чего за последние годы вымерли тысячи деревень. В частности, по итогу Всероссийской переписи населения 2010 года было выявлено, что 12,7% сельских населенных пунктов на тот момент были не заселены, то есть почти 19,5 тыс. российских деревень существовали на карте, однако по факту уже были заброшены. По данным Росстата, на 1 января 2016 года в целом по России доля городского населения в общей численности населения составляет 74,1%, доля сельского населения – 25,9%, соответственно [12].

В 2016-2017 гг. наибольший отток жителей из села в город произошел в Крымском федеральном округе (1,8 %), Северо-Кавказском федеральном округе (0,6 %), Центральном федеральном округе (0,6 %)[12]. Наибольший прирост численности населения за счет миграционных процессов отмечен в Крымском федеральном округе. Данная ситуация сложилась на основе присоединения данного субъекта в состав РФ, вследствие чего часть населения из деревни, а также большая доля мигрантов из других регионов переехала в данный регион.

Основными причинами миграции внутри страны, служит возможность улучшения качества жизни, реализации своих профессиональных навыков, стремление к положительному сдвигу социально-экономических условий жизни (возможность получения высокого уровня образования, а также высокотехнологичной, специализированной медицинской помощи и т.д.) [2].

Рассматривая отток населения из сельской местности в разрезе субъектов образования, можно выделить как отток непосредственно самих обучающихся, так и отток педагогических кадров.

Среди учеников начальной школы из общего количества, обучающихся (117981 человек на начало 2015-2016 учебного года) 42,9% находятся в сельской местности, а 57,1% — в городских поселениях. На начало 2014-2015 учебного года в начальном общем образовании из 122798 обучающихся 42,1% находились в сельской местности, а 57,9% в городских поселениях [1]. То есть общее распределение «город/село» за год практически не изменилось и находится на уровне, примерно 60/40 %, однако общий отток количества обучающих в целом составил -3,9%.

В среднем общем образовании в 2015-2016 гг. из 10482836 человек 29,3% обучаются в сельских местностях, и 70,7% в городских поселениях. В 2014-2015 гг. из общего количества обучающихся 9826223 человек 30,9% находятся в сельской местности и 69,1% — в городских поселениях [12]. Как видно из представленных данных, даже в разрезе такого небольшого периода как один учебный год, наблюдается увеличение численности обучающихся в городской местности и, соответственно, ее сокращение в сельской.

Отток же педагогических кадров из села обусловлен, в первую очередь, тем, что большинство учреждений высшего и среднего профессионального образования, которые готовят педагогов; организаций по повышению квалификаций; учреждений профессиональных переподготовок находятся в городах. Это говорит о том, что педагоги на начальных и на профессиональных стадиях мигрируют за квалифицированными знаниями из сел в города. Так же многие молодые специалисты-педагоги, стремящиеся работать по специальности едут в города, поскольку это дает им карьерный рост, высокооплачиваемый заработок, престиж профессии.

В результате, сокращение количества обучающихся, на фоне острой нехватки педагогических кадров в сельской местности, приводит к проблеме перенасыщенности оставшихся школ и детских садов.

Кроме того, проблемой является недостаточное финансирование субъектов системы образования в сельской местности, что выражается в нехватке дидактических материалов, недостаточном комплектовании классов мебелью, досками, учебными пособиями и т.д. По данным Министерства образования РФ много школ находится в аварийном и непригодном для использования состоянии. Прежде всего, это касается школ в небольших городах РФ и сельской местности. Такие школы в первую очередь нужно ремонтировать, если они подлежат ремонту или отстраивать новые школы, вместо пришедших в негодность зданий.

Анализируя показатели внешней миграции, следует отметить сокращение иммиграции в РФ из стран ближнего зарубежья. «Эксперты отмечают, что за последние три года, начиная с максимального по объемам миграции 2014 года, численность граждан из основных стран-доноров трудовой миграции снизилась. Из Узбекистана — более чем на 30% в сравнении с 2014 годом, из Таджикистана – на 13%. Сократилась также численность мигрантов из Азербайджана и Молдавии». По словам директора программ международного альянса «Трудовая миграция» Сергея Болдырева, количество мигрантов из СНГ в России снизилось в январе 2017 года на 5% по сравнению с тем же периодом 2016 года (с 8,2 млн. человек до 8,1 млн.)» [11].

Также остается открытым вопрос качества мигрантов. Так, по словам экспертов, доля граждан СНГ среди всех прибывающих иностранцев остается в 2017 году на уровне порядка 85% [1]. Увеличения численности прибывающих граждан из развитых стран Запада не отмечается.

То есть ключевым источником иммиграции в РФ выступают по-прежнему страны СНГ. И с учетом данного фактора необходимо давать прогноз развития российской системы образования, разрабатывать меры, направленные на повышение качества образования, учитывать языковые особенности прибывающих из СНГ детей, а также уровень полученного ими на родине начального или части школьного образования.

Рассматривая демографические и социально-экономические риски, необходимо также затронуть вопросы здоровья детей, так как уровень здоровья непосредственно влияет на качество образования. Начиная с 1990 г. с которого Росстат публикует статистические данные о заболеваемости, — общая заболеваемость населения России растет. Так же, уровень заболеваемости населения в той или иной степени зависит от общего охвата медицинского наблюдения, а также и его качественного медицинского обслуживания. На основании данных Росстата можно сказать, что с 1990 года по отношению к 2015 году заболеваемость населения возросла на 17605 тыс. человек. Заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет по основным классам болезней за последние пять лет (2011-2015 года) возросла на 1787,2 тыс. человек. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет с периода 2011 по 2015 год возросло на 57 тыс. человек.

Государство в поддержку здоровья населения с каждым годом открывают новые медицинские учреждения (например, стационарные учреждения социального обслуживания для детей инвалидов, с 2011 по отношению к 2015 возросли на 10 учреждений и т.д.), что позволяет детям осваивать по мере возможностей образовательные программы. Кроме того, для детей-инвалидов выплачиваются социальные пенсии, стипендии, что также является государственной поддержкой в реализации получении образования.

Вместе с тем, увеличение заболеваемости и прирост числа детей-инвалидов оказывает, с одной стороны, негативное влияние на систему образования. Прежде всего, среднего образования. Курс государства на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями, накладывает на школы и другие образовательные учреждения ряд специальных требований, например, оснащение пандусами, лифтами, специальным инвентарем для слабовидящих и слабослышащих детей и т.п. Кроме того, в федеральные образовательные стандарты и программы закладываются специфические требования, обязывающие учителей работать по специальной программе с ребенком-инвалидом. А это дополнительная нагрузка на педагогический коллектив: обязанность посещения курсов по работе с детьми, имеющими какие-либо хронические заболевания или инвалидность, необходимость работы с конкретным ребенком по адаптированной образовательной программе в условиях работы с остальным классом по обычной программе и т.п. А с другой стороны дает возможность педагогам реализовать себя как в подготовке, так и в участии в специальных программах, подготовленных для каждого конкретного случая.

Таким образом, влияние фактора здоровья детей и молодежи на систему образования заключается в том, что тенденция роста общей заболеваемости детей и курс государства на поддержку детей с ограниченными возможностями, накладывает как на образовательное учреждение, так и на педагогический коллектив ряд специфических требований, увеличивает профессиональную нагрузку на каждого конкретного педагога, в класс которого поступил ребенок с ограниченными возможностями.

 

Выводы и предложения

По итогам представленного анализа, можем сделать вывод, что в системе современного российского образования необходимы дальнейшие исследования совокупности демографических факторов влияния на спрос образовательных услуг.

При прогнозировании спроса следует рассматривать не только прогнозы рождаемости, но и прогнозы миграционных процессов, причем в равной степени, как в разрезе межгосударственной эмиграции-иммиграции, так и в разрезе внутренней миграции «город-село». Кроме того, необходим учет неравномерности плотности и численности населения в регионах России.

Только совокупные прогнозы, сочетающие в себе взаимосвязи влияния всех перечисленных факторов и процессов, могут дать объективную картину будущего спроса на услуги образования. Полученные выводы должны ложиться в основу разработки перспективных планов формирования бюджетных мест в учебных заведениях, формирования необходимого состава педагогических кадров и т.д.

Необходим эффективный прогноз качества мигрантов, с целью разработки адаптационных программ, направленных на освоение русского языка, устранения пробелов в знаниях школьников и студентов, вызванных несоответствиями учебных программ в РФ и на родине и, в частности, более низким качеством образования в странах СНГ.

Кроме того, необходим прогноз миграции педагогических кадров и на его основе – разработка поддерживающих мер, направленных на привлечение учителей в село.

По итогу проведенного исследования можно сказать, что сформулированная во введении проблема подтверждена. На сегодняшний день в практике моделирования прогнозов спроса выявлены разрозненные факторы, ключевые из которых – прогноз рождаемости и миграционные процессы. Нами же в ходе проведенного наблюдения, было доказано, что на спрос образовательных услуг влияют не только эти два фактора, но и неравномерность распределения численности и плотности населения, уровня здоровья населения.

Согласно представленным аналитическим данным, в разных регионах страны на исследуемый спрос влияют разные факторы. В тех регионах, где высок приток мигрантов, доминирующими становятся количественные и качественные характеристики этих мигрантов. Для регионов с высокой урбанизацией – факторы рождаемости и здоровья детей. В регионах, где преобладают сельские территории – факторы внутренней миграции, главным из которых является массовый отток населения из села в город. То есть можно сказать, что сначала следует выявить демографические факторы в том или ином регионе, затем их необходимо проранжировать по значимости для данной территорий в зависимости от социально экономического развития.

Этим подтверждается многокритериальность заявленной проблемы.

Одним из инновационных методов прогнозирования, с учетом многокритериальности проблемы, является Гребневая модель. Однако если, исследовав и такие показатели как миграционные процессы, уровень здоровья населения, неравномерность численности и плотности населения, то мы можем более точно анализировать регион. Соответственно, необходимы дальнейшие разработки по созданию многофакторных моделей прогнозирования спроса и планирования предложения на рынке образования.

Так, фактор рождаемости обуславливает потенциальный в отдаленной на 7-18 лет перспективе спрос на образовательные услуги. И правильная оценка этого будущего спроса, на основе эконометрических моделей, позволяет эффективно прогнозировать и моделировать будущую потребность в количестве образовательных учреждений всех ступеней образовательного процесса.

Учет динамики иммиграции и эмиграции необходим для правильного прогнозирования этнического состава классов и учебных групп в будущем, что позволит адаптировать федеральные образовательные программы под изменяющуюся структуру населения РФ. Учет процессов внутренней миграции необходим для правильного распределения учебных заведений, особенно в сельской местности.

Учетом региональной специфики плотности и численности населения также крайне важен для моделирования количества детских садов и школ, перераспределения трудовых ресурсов в системе образования.

Фактор здоровья населения, в особенности детей и молодежи, оказывает влияние на требования к подготовке педагогических кадров, а также напрямую влияет на техническое оснащение учебных заведений.

Представленный анализ показал, что демографические факторы оказывают непосредственное влияние на реальный и потенциальный спрос на образовательные услуги.

Очевидно, что если предложение не будет соответствовать запросам всех субъектов спроса, то рынок образовательных услуг можно считать не эффективным. Поэтому особенно важно при анализе спроса и предложения на рынке образовательных услуг использовать правильные инструменты прогнозирования – анализ статистических данных, гребневая модель. Необходимо учитывать динамику населения, миграционные процессы, уровень здоровья населения и плотность населения. Данные исследования должны проводиться на муниципальном уровне и передаваться на государственный уровень. Это позволит построить пирамиду исследований, на которых должны базироваться предложения по организации образовательного рынка.

 

 

Список используемой литературы

  1. Беляев С.А. Основные тенденции миграционных процессов в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 2 (часть 2) – С. 226-230
  2. Глава Минобрнауки подводит итоги года. Видеотрансляция, 2017. URL: http://tass.ru/obschestvo/3966045 (дата обращения 11.02.2018)
  3. Гусенко М. Рожаем меньше, но и умираем реже // Российская газета — Федеральный выпуск №7515 (52). URL: https://rg.ru/2018/03/13/rosstat-soobshchil-o-snizhenii-rozhdaemosti.html (дата обращения 05.04.2018)
  4. Демографические факторы рынка в маркетинге // Вопросы маркетинга. 2014. URL: http://www.dl5.ru/296-demograficheskie-faktory-rynka-v-marketinge.html (дата обращения 16.02.2018).
  5. Крошилин С.В., Леонова Ж.К., Медведева Е.И. Востребованность образовательных услуг контрагентами рынка: монография. – Коломна: МГОСГИ, 2015. – С. 13.
  6. Леонова Ж.К., Иванина В.М. Особенности налогообложения образовательных услуг в РФ и зарубежный опыт // Экономика и управление. Взгляд молодежи НПК. – Коломна: ГОУ ВО МО «ГСГУ», 2015. – С. 67
  7. Леонова Ж.К., Иванина В.М. Особенности финансирования в образовании Коломны и Коломенского района // Международная НПК Современное Учетно-аналитическое обеспечение управление организацией. – Коломна: ГАОУ ВПО «МГОСГИ», 2014. — С. 360
  8. Леонова Ж.К., Хижняк А.Н. Стратегия формирования системы бизнес — образования в малых и средних городах. — Коломна: РАЕН, 2007. – 236 с.
  9. Медведева Е. И., Крошилин С. В. Построение гребневой модели возрастной структуры детей и молодежи. // Современные технологии управления / Сборник материалов международной научной конференции. Москва 14-15 июля 2014 г. С. 385-395
  10. Медведева Е. И., Леонова Ж. К., Крошилин С. В. Социально-экономическое значение системы образования в регионе // Современные тенденции социально-экономического развития регионов: монография / под ред. А. А. Угрюмовой – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2016. – С. 110-120
  11. Миграция набирает вес // РБК № 046 (2543) (1703), 2017. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2017/03/17/58ca55a39a794772eb8b702e (дата обращения 05.04.2018)
  12. Россия – страна умирающих деревень // Центр Сулакшина (Центр научной политической мысли и идеологии) URL: http: // http://rusrand.ru/analytics/rossiya—strana-umirayuschih-dereven-chast-I / (дата обращения 10.02.2018)
  13. Угрюмова А. А., Савельева М.В., Абрамов Р.А., Барсукова А.В., Барсекова К., Ваньова А., Виталишова К., Гринева О. О., Ерохина Е.В., Леонова Ж.К., Малова Д.В., Младенова Г.П., Новаковска А.Е., Сейфуллаева М.Э., Скоробогатых И.И., Соколович М.П., Тюрина Л.М. Маркетинг территорий: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2018. — 383с.
  14. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 года // Статистический бюллетень. Официальное издание. – Москва, 2018.
  15. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013. URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/17630/Социальный_фактор (дата обращения 18.02.2018). 

 

Bibliography

  1. Beljaev S.A. The main trends of migration processes in Russia [Osnovnye tendencii migracionnyh processov v Rossii]// International Journal of Applied and Basic Research. — 2017. — № 2 (part 2) — p. 226-230
  2. The head of the Ministry of Education and Science summarizes the year. Video broadcasting, 2017 [Glava Minobrnauki podvodit itogi goda. Videotransljacija, 2017]. URL: http://tass.ru/obschestvo/3966045 (the date of appeal 11.02.2018)
  3. Gusenko M. We give birth less, but we die less often [Rozhaem men’she, no i umiraem rezhe]// Rossiyskaya gazeta — Federal issue No. 7515 (52). URL: https://rg.ru/2018/03/13/rosstat-soobshchil-o-snizhenii-rozhdaemosti.html (appeal date 05/04/2018)
  4. Demographic factors of the market in marketing [Demograficheskie faktory rynka v marketinge]// Questions of marketing. 2014. URL: http://www.dl5.ru/296-demograficheskie-faktory-rynka-v-marketinge.html (appeal date 16.02.2018).
  5. Kroshilin S.V., Leonova Zh.K., Medvedeva E.I. Demand for educational services by market counterparties: a monograph [Vostrebovannost’ obrazovatel’nyh uslug kontragentami rynka]. — Kolomna: MOGOSGI, 2015. — p. 13.
  6. Leonova Zh.K., Ivanina V.M. Features of the taxation of educational services in the Russian Federation and foreign experience [Osobennosti nalogooblozhenija obrazovatel’nyh uslug v RF i zarubezhnyj opyt]// Economics and Management. View of youth NPK. — Kolomna: State Educational Institution of Higher Education «GSGU», 2015. — p. 67
  7. Leonova Zh.K., Ivanina V.M. Features of financing in education of Kolomna and Kolomna district [Osobennosti finansirovanija v obrazovanii Kolomny i Kolomenskogo rajona]// International NPK Modern Accounting and Analytical Support for Organization Management. — Kolomna: GAOU VPO «MOGOSGI», 2014. — p. 360
  8. Leonova Zh.K., Hizhnjak A.N. The strategy of forming a business education system in small and medium-sized cities [Strategija formirovanija sistemy biznes — obrazovanija v malyh i srednih gorodah]. — Kolomna: RANS, 2007. — 236 p.
  9. Medvedeva E. I., Kroshilin S. V. Construction of the ridge model of the age structure of children and youth [Postroenie grebnevoj modeli vozrastnoj struktury detej i molodezhi] // Modern management technologies / Collection of materials of the international scientific conference. Moscow July 14-15, 2014 p. 385-395
  10. Medvedeva E. I., Leonova Zh. K., Kroshilin S. V.Social and Economic Importance of the Education System in the Region [Social’no-jekonomicheskoe znachenie sistemy obrazovanija v regione]// Modern Trends in the Socio-Economic Development of Regions: monograph / ed. A. A. Ugryumova — Kolomna: State Social and Humanitarian University, 2016. — P. 110-120
  11. Migration is gaining weight [Migracija nabiraet ves]// RBC № 046 (2543) (1703), 2017. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2017/03/17/58ca55a39a794772eb8b702e (the date of appeal 05/04/2018)
  12. Russia is the country of dying villages [Rossija – strana umirajushhih dereven’]// Center of Sulakshina (Center of scientific political thought and ideology) URL: http: // http://rusrand.ru/analytics/rossiya—strana-umirayuschih-dereven-chast-I / (date applications 10.02.2018)
  13. Ugrjumova A. A., Savel’eva M.V., Abramov R.A., Barsukova A.V., Barsekova K., Van’ova A., Vitalishova K., Grineva O. O., Erohina E.V., Leonova Zh.K., Malova D.V., Mladenova G.P., Novakovska A.E., Sejfullaeva M.Je., Skorobogatyh I.I., Sokolovich M.P., Tjurina L.M. Territory marketing: a textbook and a workshop for academic bachelor degree [Marketing territorij: uchebnik i praktikum dlja akademicheskogo bakalavriata]. — M .: Yurayt, 2018. — 383s.
  14. Federal State Statistics Service (Rosstat). Estimated population of the Russian Federation until 2035 [Predpolozhitel’naja chislennost’ naselenija Rossijskoj Federacii do 2035 goda]// Statistical Bulletin. The official publication. — Moscow, 2018.
  15. Encyclopedic dictionary on psychology and pedagogy. 2013 [Jenciklopedicheskij slovar’ po psihologii i pedagogike. 2013]. URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/17630/Social_factor (appeal date 02/18/2018).

 

Приложение 1 — ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ (РОССТАТ)

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ (РОССТАТ)

Отраслевая экономика, Экономика народонаселения и демография