Авторы
Платонова Татьяна Егоровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов
Россия, Московский государственный институт международных отношений МИД РФ, Одинцовский филиал
Platonova5@mail.ru
Аннотация
В статье обосновано, что успешное внедрение инноваций в сельском хозяйстве в России и ряде зарубежных стран невозможно без государственного регулирования этих процессов. Автором проанализированы направления и источники финансирования научных исследований по вопросам АПК в ряде стран. В заключении статьи сделаны выводы о том, что увеличение инвестиционного потока и постоянной государственной поддержки инновационного развития АПК являются объективной необходимостью в современных условиях.
Ключевые слова
сельское хозяйство, регионы мира, процессы замены технологий, государственное регулирование развития АПК, инвестирование частных сельскохозяйственных исследований, программы развития сельского хозяйства
Рекомендуемая ссылка
Authors
Platonova Tat'jana Egorovna
PHD, Associate Professor of the Department of Economics and Finance
Russia, Moscow State Institute of International Relations, Russian Ministry of Foreign Affairs, Odintsovo branch
Platonova5@mail.ru
Abstract
The article substantiates that the successful implementation of innovations in agriculture in Russia and a number of foreign countries is impossible without state regulation of these processes. The author analyzes the directions and sources of funding for research on agribusiness in a number of countries. In conclusion, the article concludes that the increase in the investment flow and the constant state support for the innovative development of agriculture is an objective necessity in modern conditions.
Keywords
agriculture, regions of the world, technology replacement processes, state regulation of agribusiness development, private agricultural research, agricultural development programs
Suggested Citation
В современной экономике многих развитых стран происходят процессы замены технологий, направленных на рост производства продукции сельского хозяйства в количественном выражении, на изменения, направленные на обеспечение эффективного инновационного и инвестиционного развития сельскохозяйственного производства на экологически безопасном уровне. В этих условиях государственные структуры в развитых странах выступают крупными, а в развивающихся – основными инвесторами в новые знания и технологии для аграрного сектора. Сельскохозяйственные научные исследования и разработки, финансируемые за счет бюджетных средств выполняются в большинстве стран в учреждениях высшего образования или национальных исследовательских агентствах, на которые приходится от 45% до 95 % от общих затрат на сельскохозяйственную науку.
Государственное регулирование развития АПК в современном периоде на основе инновационного подхода имеет важное значение в условиях сложного международного положения и применения международных санкций. В последние годы экспорт сельхозпродукции приносит большую отдачу, чем экспорт вооружений, например, в 2015 году экспорт вооружения на внешнем рынке составил 14,5 млрд. долларов, а сельхозпродукции – 16, 2 млрд. долларов.
Вопросы международного развития теории инноваций, в том числе в сельскохозяйственной отрасли были рассмотрены в современных трудах российских ученых: Афониной В.Е., Кулова А.Р., Ковалева В.Е., Кучерова А.С., Петрикова А.В.,Санду И.С., Суровцевой ЕС. и др. [5, 6, 7, 8, 9, 10].
Следует отметить, что за последние годы уровень затрат на научные исследования по проблемам АПК, выполняемых в правительственных научных учреждениях и институтах высшего образования остается стабильным в ряде стран, например, в США на уровне 45 %, Чехии — около 70 %.
Однако, в Китае наблюдается рост государственных инвестиций в сельскохозяйственные исследования, например, в 1995-2000 гг. среднегодовые темпы роста государственных затрат на НИОКР по вопросам АПК составляли 5,5 %, в 2001-2005 гг. – увеличились до 15 % [9, с. 370-375].
В Канаде реализуются специальные программы развития агропродовольственного сектора (Growing Forward), включающие ряд основных направлений подпрограмм, в которых обозначены разные условия финансирования в зависимости от стадии и участников инновационного процесса.
Первое направление AAFC – led Research Acceleraton Innovation Stream) включает инвестиции, вкладываемые в лаборатории и центры министерства сельского хозяйства, по работам, касающимся теоретического внедрения достижений науки и техники, уменьшения производственных рисков и пвышения производительности труда.
Второе направление (Industry-led Research аnd Development Stream) включает в себя вопросы поддержки исследований на стадии внедрения технических разработок по утвержденным в ходе конкурсов проектам.
Внедрение результатов разработок на этапе коммерческой адаптации инноваций (Industry — led Commercialisation and Adoption Stream) служит основой для третьего направления общей программы. Внедряемые проекты должны соответствовать следующим условиям: срок окупаемости до 5 лет, расширение экспортных рынков, быть направлены на производство основных агропродуктов. Agri Innovation Program рассчитана на пять лет до 2018 года, объем финансирования составляет 698 млн. канадских долларов [10, с.15-23].
Кроме инвестиций государственного сектора аграрной науки значительный вклад в решение проблем научно-технического прогресса в сельскохозяйственной отрасли вносят частные компании, в особенности национальные и транснациональные корпорации.
Инвестирование частных сельскохозяйственных исследований имеет разные направления в разных странах. Например, в Англии основные затраты по научно-исследовательским работам приходятся на область химизации, машиностроение и кормовые средства; в Нидерландах – на плодоовощеводство; во Франции – на селекцию растений и пестицидные средства; в Германии – на сельскохозяйственное машиностроение, кормопроизводство и фармацевтику для животных, в Швеции и Дании – на лесное хозяйство и коммуникационные системы [10, с 56-60].
Проблемы инновационного развития и разработки новых технологий сельскохозяйственного производства включаются в проблематику сотрудничества государств-членов ЕАЭС (России, Казахстана Белоруссии, Армении и Киргизии).
Сотрудничество стран ЕАЭС развивается по многим направлениям АПК, в частности, по сельскохозяйственному машиностроению. Основным документом в этой сфере является решение № 4, принятое в мае 2015 года, «О создании условий для развития производства машин и оборудования для сельского хозяйства в государствах – членах ЕАЭС». На основании этого документа были разработаны и приняты нормативные документы по следующим вопросам:
В России необходимо учитывать специфику инновационной структуры АПК, в которую входят органы государственной власти на федеральном и территориальном уровне, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, опытные хозяйства и др. подразделения.
Рассмотрим информацию о формировании затрат на фундаментальные исследования по данным финансирования Российской академии наук и Российской академии сельскохозяйственных наук по видам работ за ряд лет.
Таблица 1 — Затраты на исследования и разработки в организациях государственных академий наук по видам работ за 2000-2013 гг.
Все затраты, млн.руб |
в том числе по видам работ | |||
фундаментал ьные | прикладные | разработки | ||
Российская академия наук | ||||
2000 | 7057,8 | 5209,8 | 1003,5 | 844,6 |
2010 | 60061,0 | 48106,3 | 7844,8 | 4110,0 |
2013 | 75514,9 | 60422,8 | 8357,9 | 6734,1 |
2013 в % к 2010 | 125,7 | 125,6 | 106,5 | 163,8 |
Российская академия сельскохозяйственных наук | ||||
2000 | 1027,8 | 468,1 | 274,8 | 284,8 |
2010 | 8511,8 | 5331,3 | 2110,5 | 1070,0 |
2013 | 9835,4 | 5472,5 | 3228,1 | 1134,8 |
2013 в % к 2010 | 115,5 | 102,6 | 152,9 | 106,0 |
Источник: рассчитано авторами по данным российского статистического ежегодника [4]
По данным таблицы 1 можно сделать выводы о том, что рост финансирования Российской академии сельскохозяйственных наук отстает от темпов роста финансирования Российской академии наук практически на 13%. Наиболее быстро растут затраты на прикладные исследования, таким образом, в этой сфере науки большое значение придается практическому применению результатов инноваций.
Практическое внедрение инновационных достижений на предприятиях АПК и рост технической и технологической модернизации этой отрасли было заложено в положениях основных направлений Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
Рассмотрим информацию об ассигнованиях, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе.
Таблица 2 Характеристика объема инвестиций в основной капитал в экономике в целом и по сельскому хозяйству за 2015-2016 гг.
2016 год | 2015 г. в % к итогу | |||
Млрд. руб. | В % к | |||
2015 | всего | |||
Всего инвестиций в основной капитал по всем отраслям экономики | 10993,7 | 98,8 | 100 | 100 |
Из них Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 395.2 | 110,6 | 3,6 | 3,1 |
Источник: Специальный расширенный выпуск доклада «Социально-экономические показатели России в 2016 г.
Данные таблицы 2 показывают, что объем инвестиций в основной капитал по сельскому хозяйству, охоте и лесному хозяйству увеличился в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 10,6 % и составил 3,6 % к общему итогу инвестиций в соотношении с 3,1 % в 2015 году.
Государственная поддержка агропромышленного комплекса включает не только предоставление субсидий из Федерального бюджета на возмещение части прямых понесенных затрат, но и возмещении части процентной ставки по инвестиционным кредитам.
Общий объем выданных предприятиям АПК кредитов в 2016 году составил 1543,8 млрд. рублей, что на 40 % больше, чем в 2015 году, в том числе краткосрочных кредитов было выдано больше на 34,7 %, инвестиционных – на 27,6 % по сравнению с 2015 годом [3].
Объемы краткосрочного кредитования на развитие агропромышленного комплекса проанализируем по данным таблицы 3.
Таблица 3 — Объемы краткосрочного кредитования агропромышленного комплекса за 2015-2016 гг.
Показатели | 2015 г. | 2016 г. | 2016 г. к
2015 г., % |
Объем выданных кредитных ресурсов, млрд. руб. | 863,7 | 1163,3 | 134,7 |
Остаток ссудной задолженности, млрд. руб. | 501,4 | 529,7 | 105,6 |
Источник: «Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»
Данные таблицы показывают, что общий объем кредитных ресурсов по АПК РФ вырос на 34,7 % в 2016 году по сравнению с 2015 годом, а остаток ссудной задолженности увеличился на 5,6 %, что свидетельствует об ускоренном процессе выдачи кредитов в 2016 году.
Исходя из данных основных банков, вкладывающих ресурсы в агропромышленный комплекс, таких как АО «Россельхозбанк», ПАО Сбербанк, АО «Газпромбанк», АО «Альфа-Банк», в 2016 году объем выданных краткосрочных кредитов в растениеводстве составил 427,6 млрд. рублей, в животноводстве — 196,2 млрд. рублей.
Остаток ссудной задолженности по краткосрочным кредитам в растениеводстве составил 286,8 млрд. руб. (в 2015 году — 284,3 млрд. руб.), в животноводстве — 170,6 млрд. руб. (155,3 млрд. руб.). В 2016 году наиболее активную политику в области краткосрочного кредитования АПК занимал АО «Россельхозбанк», его доля составила 66%, доля ПАО Сбербанк — 21,2%, АО «Газпромбанк» — 10,1%, АО «Альфа-Банк» — 2,7%
Рис. 1. Доля кредитных организаций в общем объеме краткосрочного кредитования агропромышленного комплекса
Источник : «Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] с.30 http://mcx.ru/press-service/news/aleksandr-tkachev-predstavil-natsionalnyy-doklad-ob-itogakh-razvitiya-apk-v-2016-godu/
В 2016 году впервые за последние три года отмечен рост инвестиций в АПК на 10% по сравнению с предыдущим годом. Объём инвестиционного кредитования сельского хозяйства вырос на 28% и превысил 380 млрд рублей. Краткосрочное кредитование увеличилось на 35% – до 1,2 трлн рублей. Такой рост обусловлен увеличением потребности сельхозтоваропроизводителей в кредитах, которая сохраняется и в текущем году. Поэтому есть дополнительная потребность в субсидиях именно на эти цели.
В последние три года были осуществлены некоторые мероприятия по направлению политических и экономических санкций западных стран против России, которые заставили в экстренном порядке принимать меры по переводу ключевых звеньев АПК на отечественного производителя (импортозамещение), т.е. совокупность мероприятий, в результате которых подавляющее большинство заграничных товаров будет заменено на российские.
Работа по сокращению импорта началась в 2014. Спустя четыре года уже можно констатировать наличие впечатляющих успехов во многих сферах экономики. Особенно остро стоял вопрос о срочном переходе на свои продовольственные ресурсы. В этой связи, чтобы не допустить роста дефицита по товарам, запрещенным к ввозу в Россию, в экстренном порядке принимались решения по импортозамещению в сельском хозяйстве.
В 2015 – 2016 годах отобрано и профинансировано 153 инвестиционных проекта по строительству и (или) модернизации объектов агропромышленного комплекса, в том числе:
Международный опыт показывает, что выполнение задачи обеспечения глобальной продовольственной безопасности требует эффективного использования всех источников финансирования как государственных, так и частных инвестиций с целью эффективного и динамичного развития аграрного сектора. В основных развитых странах правительства предпринимают значительные усилия по росту национальных инвестиций в научные и прикладные исследования, что позволяет стимулировать активное привлечение в эту сферу частного капитала.
В международной практике используются различные методы государственной поддержки, направленной на различные категории объектов, включая образовательные учреждения, национальные исследовательские институты, крупные корпорации, малый и средний бизнес. В качестве инструментов этой поддержки используются бюджетное финансирование, предоставление налоговых льгот, выделение льготных государственных займов и кредитных гарантий, финансирование бизнес-инкубаторов, технопарков и других объектов.
В российской экономике достигнуты сейчас определенные успехи по повышению инвестиционного потенциала агропромышленного сектора. Вместе с тем, как показывает зарубежный опыт необходимо усилить регулирующие и стимулирующие меры в этом направлении, такие как:
Список литературы
Bibliography