Роль социальных расходов государства в реализации цели по повышению уровня жизни граждан
The role of social spending by the state in achieving the goal of improving the standard of living of citizens
Авторы
Аннотация
Статья "Роль социальных расходов государства в реализации цели по повышению уровня жизни граждан" исследует социальную поддержку в России и пути повышения уровня жизни граждан. Автор анализирует причины, препятствующие улучшению благосостояния граждан, и рассматривает различные показатели, характеризующие уровень жизни, такие как прожиточный минимум, индекс Джини, коэффициент фондов, динамика расходов домохозяйств и среднедушевые доходы. В статье раскрыты методические недостатки в определении некоторых из этих показателей. Проведен сопоставительный анализ данных показателей и социальных расходов государства. Автор определяет ключевую роль социальных расходов в повышении уровня жизни граждан и подчеркивает важность комплексного подхода для эффективного решения данной проблемы, а также предлагает основные направления этого подхода для государства.
Ключевые слова
социальные расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, индекс Джини, коэффициент фондов, доходы граждан, благосостояние, социальная поддержка, комплексный подход, государственная политика.
Рекомендуемая ссылка
Роль социальных расходов государства в реализации цели по повышению уровня жизни граждан// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Номер статьи: 8007. Дата публикации: 13.11.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/8007/
Authors
Abstract
The article "The Role of State Social Expenditures in Achieving the Goal of Improving the Standard of Living of Citizens" examines social support in Russia and ways to improve the standard of living of citizens. The author analyzes the reasons that hinder the improvement of citizens' well-being and considers various indicators characterizing the standard of living, such as the subsistence minimum, the Gini index, the coefficient of funds, the dynamics of household expenditures and per capita income. The article reveals methodological shortcomings in determining some of these indicators. A comparative analysis of these indicators and state social expenditures is conducted. The author determines the key role of social expenditures in improving the standard of living of citizens and emphasizes the importance of an integrated approach to effectively solving this problem, and also suggests the main directions of this approach for the state.
Keywords
social expenditures, standard of living, subsistence minimum, the Gini index, the coefficient of funds, citizens' income, welfare, social support, an integrated approach, state policy.
Suggested Citation
The role of social spending by the state in achieving the goal of improving the standard of living of citizens// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (80). Art. #8007. Date issued: 13.11.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/8007/
Введение
Одним из важнейших критериев оценки эффективности социально-экономической политики государства является уровень жизни населения, а его повышение является важной целью развития социального государства. Так, Указом Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» в условиях новых вызовов, связанных с санкционными издержками, политической напряженностью и технологическими нововведениями, определены основные цели и задачи, достижение которых, будет способствовать повышению уровня жизни граждан, включая целевое направление – «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи»[17]. Показателями, необходимыми для достижения данной цели определены:
- снижение уровня бедности ниже 7 % к 2030 году, в том числе уровня бедности многодетных семей до 12 % к 2030 году;
- снижение коэффициента Джини (индекс концентрации доходов) к 2030 году до 0,37;
- обеспечение повышения опережающими темпами минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ) (рост к 2030 году более чем в 2 раза по сравнению с суммой, установленной на 2023 год, с достижением его величины не менее чем 35 тыс. рублей в месяц)
При определении уровня бедности в нашей стране используется показатель — прожиточный минимум (далее — ПМ). Чертой бедности в отечественных публикациях называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека (домохозяйства, семьи) за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум.
Основные аспекты анализа эффективности государственных социальных расходов в сопоставлении с показателями уровня жизни
Согласно позиции статистического управления ООН, черта бедности обычно определяет доход (или уровень расходов), необходимый для покупки основных товаров и услуг (как правило, продукты питания, одежда, жилье, вода, электричество, школьное образование и здравоохранение). [4]
Таким образом, утверждение в части реальности стоимостного выражения прожиточного минимума, является спорным, как и соответственно статистические данные в части уровня бедности в стране. Ряд исследователей отмечают, что реальная установленная в стране черта бедности приближена к нищете, а численность малообеспеченных граждан намного превышает статистические расчетные значения. По официальным данным, число бедных в стране составляет около 13 млн. чел[20].
Также, необходимо подчеркнуть, что в России население с уровнем дохода, соответствующему медианному (по данным Росстата за 2023 год данный показатель составил – 40120,7 руб. [7]), можно отнести к бедным, а около 13 млн. чел. с доходом ниже прожиточного минимума живут в абсолютной нищете. [12]
В определении путей по изменению уровня жизни граждан важно обратить внимание на решение проблемы региональной дифференциации в части уровня дохода граждан. Например, из 85 субъектов РФ (статистические данные за 2023 год формировались без учета статистической информации по ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям), у 64 (75% субъектов РФ) медианное значение ниже общего, установленного по Российской Федерации (табл.1). Что это может означать?
Исходя из методики и понятий, используемых Росстатом (по определению Росстата медианный среднедушевой доход определяется, как уровень дохода, для которого одна половина населения имеет значения среднедушевых денежных доходов ниже медианы, другая половина – выше медианы, а среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность постоянного населения и на 12[13]) это означает, что охват населения с медианой ниже 40 120,7 руб. по численности составляет около 93,8 млн. чел (64% населения РФ) [19]. То есть, у приблизительно 47 млн. граждан РФ (32% населения РФ) уровень дохода составляет менее 37,042 тыс. рублей.
Табл.1 Медианный среднедушевой доход по отдельным субъектам Российской Федерации (составлено автором на основании данных Росстата[7])
№п/п | Субъект РФ | Медианный среднедушевой доход |
1 | Белгородская область | 37042 |
2 | Брянская область | 31987,9 |
3 | Владимирская область | 31812,7 |
4 | Воронежская область | 34487,3 |
5 | Ивановская область | 32382,2 |
6 | Калужская область | 36505,2 |
7 | Костромская область | 35126,1 |
8 | Курская область | 34086,6 |
9 | Липецкая область | 34561 |
10 | Орловская область | 36729,1 |
11 | Рязанская область | 31585,8 |
12 | Смоленская область | 33436,9 |
13 | Тамбовская область | 31182,3 |
14 | Тверская область | 33696,9 |
15 | Тульская область | 34049,6 |
16 | Ярославская область | 34759,1 |
17 | Вологодская область | 34432,3 |
18 | Калининградская область | 35 200,8 |
19 | Ленинградская область | 36342 |
20 | Новгородская область | 31520,5 |
21 | Псковская область | 30942,7 |
22 | Республика Адыгея | 31854,5 |
23 | Республика Калмыкия | 22578,5 |
24 | Республика Крым | 27428,7 |
25 | Астраханская область | 29441,8 |
26 | Волгоградская область | 28893,5 |
27 | Ростовская область | 35715,5 |
28 | Город Севастополь | 32996,2 |
29 | Республика Дагестан | 30771,5 |
30 | Республика Ингушетия | 20168,7 |
31 | Кабардино-Балкарская Республика | 30331,2 |
32 | Карачаево-Черкесская Республика | 21255,9 |
33 | Республика Северная Осетия-Алания | 27683,1 |
34 | Чеченская Республика | 27625,8 |
35 | Ставропольский край | 26522,5 |
36 | Республика Башкортостан | 31166 |
37 | Республика Марий Эл | 24294,7 |
38 | Республика Мордовия | 24438 |
39 | Удмуртская Республика | 31304,7 |
40 | Чувашская Республика | 26043,9 |
41 | Пермский край | 34778,1 |
42 | Кировская область | 30897,4 |
43 | Нижегородская область | 38301,4 |
44 | Оренбургская область | 28837,3 |
45 | Пензенская область | 28268,7 |
46 | Самарская область | 33462,3 |
47 | Саратовская область | 26297,7 |
48 | Ульяновская область | 28903,6 |
49 | Курганская область | 26870,3 |
50 | Тюменская область без авт. округов | 32991,2 |
51 | Челябинская область | 31997,4 |
52 | Республика Алтай | 26935,6 |
53 | Республика Тыва | 22424,4 |
54 | Республика Хакасия | 28733,3 |
55 | Алтайский край | 28588,7 |
56 | Красноярский край | 38457 |
57 | Иркутская область | 33458,2 |
58 | Кемеровская область | 31548,8 |
59 | Новосибирская область | 38038,7 |
60 | Омская область | 31553,3 |
61 | Томская область | 33177,3 |
62 | Республика Бурятия | 30315 |
63 | Забайкальский край | 33686,6 |
64 | Еврейская автономная область | 35556,9 |
В России бедность многогранна. К бедным относятся не только зарегистрированные безработные, получающие пособие по безработице, но и работающее население, что также отражает важность комплексного подхода к решению данной проблемы.
В 2023 году представителями Кубанского государственного университета было проведено исследование по вопросу уровня жизни граждан. Опрос проводился среди населения в возрасте от 18 до 35 лет (табл.2).
Табл. 2. Результаты исследования Кубанского государственного университета в части уровня жизнедеятельности граждан
Доля в общих ответах опрошенных | Наименование ответа | |
1 | 50% | экономят, но живут прилично, в рамках условной стандартной потребительской корзины |
2 | 4% | не могут свести концы с концами |
3 | 16% | денег едва хватает на самое необходимое |
4 | 21% | могут многое себе позволить и имеют сбережения |
5 | 5% | не отказывают себе ни в чем |
Из таблицы 2 можно определить, что около 20% опрошенных составляют границу бедности.
Также, согласно проведенному информационным проектом, разработанным специалистами интернет-холдинга @Mail.ru и информационного агентства «Финам», в 2024 году опросу, ситуация в части уровня жизнедеятельности граждан обстоит следующим образом (табл.2) [18].
Табл.3.Результаты исследования интернет-холдинга Mail.ru и информационного агентства «Финам» в части уровня жизни граждан
Доля в общих ответах опрошенных | Наименование ответа | |
1 | 31% | не испытывает проблем с покупкой продуктов питания, но материальных средств иногда не хватает на приобретение одежды и обуви |
2 | 30% | не вызывает затруднений покупка одежды, но крупную бытовую технику в краткосрочной перспективе они позволить не могут |
3 | 22% | не встречались с трудностями при покупке бытовой техники, но для приобретения автомобиля требуется откладывать денежные средства. |
4 | 8% | денег не хватает даже на питание |
5 | 5% | хватает средств на покупку автомобиля, но уже купить жилье для них материально тяжело |
6 | 3% | не испытывают материальных затруднений вообще. |
Исходя из данных таблицы 3 необходимо обратить внимание, что при опросе большего охвата групп граждан ситуация с уровнем жизни населения находится на неблагоприятном уровне. Так, около 40% опрошенных можно отнести к бедному населению, так как денежных средств хватает, в основном, на продукты питания.
Рассмотрим структуру доходов домохозяйств с целью определения роли социальных государственных расходов в повышении уровня жизни граждан (рис.1).
Рисунок 1 – Структура денежных доходов населения Российской Федерации по источникам поступления, %
(составлено автором по данным Росстата[10])
Из приведенных данных рис.1 мы можем заметить, что основным источником доходов домохозяйств на протяжении более 10 лет остается заработная плата (более 50%, в 2024 — около 65%), социальные выплаты составляют лишь около 20%. Таким образом, важность государственной политики в области обеспечения достойного уровня заработных плат граждан налицо.
Ещё одним подтверждением того, что социальная поддержка государства должна быть дополнительным, а не основным направлением по улучшению жизнедеятельности граждан, являются данные проведенного анализа динамик социальных расходов государства и численности населения с доходами ниже границы бедности (рис.2).
Рисунок 2 – Сопоставительный анализ динамики расходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных фондов (ГВБФ) на социальную политику (трлн. руб.) и численности населения с денежными доходами ниже границы бедности
(составлено автором по данным Росстата и Федерального Казначейства [11] [15])
По данным приведенного выше сопоставительного анализа в период с 2020 по 2022 гг. наблюдается увеличение социальных расходов и сокращение уровня бедности. Однако, по информации Росстата, снижение уровня бедности за указанный период было обусловлено более жесткими критериями назначениями материальных выплат (в том числе применения критериев нуждаемости в части имущественной составляющей). На ситуацию повлияла и дополнительная поддержка малообеспеченных семей с детьми (пособия детям от 3-7 лет, пособия детям до 3-х лет). Но, существенное изменение статистики по показателю «уровень бедности» наблюдается с 2021 года. Основной причиной этому является изменение методики исчисления прожиточного минимума – перехода от соотношения с потребительской корзиной на медианный подход. Недостатком новой методики является то, что она не позволяет оценить минимальные потребности человека для осуществления его жизнедеятельности.
Росстат также признал несовершенство нового подхода, так как индикатор не позволяет корректно сравнивать численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума со значениями прошлых лет [14].
Ряд экспертов уже признавали несвоевременность изменения методики в части прожиточного минимума. При этом, в развитых странах показатель варьируется в значении около 60%, тогда как относительный уровень бедности в значении 44,2% это самая минимальная граница бедности, которую применяю наибеднейшие страны [6].
Необходимо отметить, что при сокращении социальных расходов за период с 2022 по 2023 гг. на 20% уровень бедности не увеличился или остался на том же уровне, он сократился на 0,5 процентных пункта.
Всё вышесказанное, еще раз отражает важность комплексного подхода в реализации мероприятий, направленных на улучшении качества жизни граждан, позволяющего оптимально сочетать социальную поддержку населения, совершенствование государственной политики в области системы оплаты труда граждан РФ и поддержки предпринимательского сектора.
На протяжении десяти последних лет в РФ наблюдается устойчивая тенденция роста среднедушевых денежных доходов населения (рис.3), что непосредственно должно отражаться на росте уровня и качества жизни граждан.
Однако, ссылаясь на данные рис.4 и рис.5, можно заметить, что при положительной тенденции среднедушевых доходов, сами доходы среди населения на протяжении аналогичного периода (последнее десятилетие) распределены неравномерно, что подтверждается значениями коэффициента Джини и коэффициента фондов (рис.4). Чем больше значение индекса Джини отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп. И на протяжении десяти последних лет проблема экономического неравенства в России остается острой.
Рисунок 3 – Динамика среднедушевых денежных доходов населения в целом по РФ, руб. в мес.
(составлено автором по данным Росстата [16])
Рисунок 4 – Динамика коэффициента Джини (индекс концентрации доходов) по Российской Федерации
(составлено автором по данным Росстата [1])
Рисунок 5 – Динамика коэффициента фондов (соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, раз)
(составлено автором по данным Росстата [5])
Также, по результатам анализа динамики коэффициента фондов можно определить эффективность государственной социально-экономической политики в части сглаживания имущественной поляризации. В периоды экономического роста тенденция данного показателя направлена в сторону снижения, а в кризисный временной период в сторону увеличения. Исходя из данных проведенного анализа (рис.6) видно, что в связи с новыми политико-экономическими вызовами, с которыми столкнулась РФ в 2022 году, оба коэффициента (Джини и фондов) изменились в сторону увеличения.
Если рассматривать данный показатель в международном сопоставлении, то по данным ОЭСР в 2021 г. коэффициент Джини в среднем по странам, входящим в организацию составлял 0,3 [2], а в России он равнялся 0,406 [1]. При этом, сравнивая минимальные размеры заработных плат, установленные в западных странах, например, во Франции, Германии, Греции и России на 2024 год соотношение следующее – 1766,92 евро [8] (около 170 тыс. рублей), 1985,6 евро (около 192 тыс.), 830 евро (около 80 тыс. руб.) в месяц и 19 242 руб. [9] в месяц соответственно.
Согласно позиции статистического управления ООН, черта бедности обычно определяет доход (или уровень расходов), необходимый для покупки основных товаров и услуг (как правило, продукты питания, одежда, жилье, вода, электричество, школьное образование и здравоохранение) [4]. Следовательно, ссылаясь на данные проведенного сравнительного анализа структуры расходов домохозяйств за период с 2013 по 2023 гг. (рис.6) уровень жизни не только не улучшился, а наоборот, несмотря на рост среднедушевых доходов, ухудшился, так как, более 70% потребительских расходов домохозяйств – это расходы на жизненно-необходимые продукты и услуги. Вместе с этим, с 2021 года наблюдаются депривации (отказ от иных товаров и услуг) со стороны домохозяйств и перераспределение расходов опять в сторону жизненно-необходимых товаров и услуг.
Рисунок 6 – Структура потребительских расходов домашних хозяйств в среднем на члена домашнего хозяйства в месяц, %
(составлено автором по данным Росстата [3])
Выводы
Подводя итоги, важно обратить особое внимание на необходимость повышения эффективности мероприятий, направленных на улучшение уровня жизни граждан. Так, в связи с тем, что основным источником доходов домохозяйств на протяжении более десяти лет остается заработная плата, и лишь 20 % доходов приходится на источник — социальная поддержка государства, важными будут являться меры по совершенствованию действующих систем оплаты труда.
При этом, роль социальной поддержки несомненно важна, но реального улучшения уровня жизни населения можно добиться в случае применения государством комплексного подхода, затрагивающего все составляющие экономических процессов, посредством которых реализуется государственная политика страны. Ориентация мероприятий государственной политики в основном на работу с такими показателями, как МРОТ и ПМ не будет являться эффективной и действенной мерой, способствующей ощутимому улучшению качества и уровня жизни граждан.
По данным ряда исследований, в связи с существенным территориальным имущественным расслоением, медианный доход регионов отличается почти в 4,8 раза, в то время как региональные ПМ – в 2,6 раза [12]. В связи с этим, комплексный подход должен содержать и меры по снижению региональной дифференциации в части доходов населения, а также по совершенствованию методики определения прожиточного минимума и пересмотра значения МРОТ в части его существенного увеличения.
Важной составляющей комплексного подхода по улучшению жизни граждан нашей страны будут являться, в том числе мероприятия по трансформации государственного контроля в части решения вопросов по сокращению теневого сектора экономики с применением лучших достижений в области цифровизации.
Литература
- Динамика коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) по Российской Федерации// Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723#(дата обращения:09.09.2024).
- Дифференциация (неравенство) доходов// ОЭСР: [сайт]. [Электронный ресурс]. – URL: // https://www.oecd.org/en/data/indicators/income-inequality.html?oecdcontrol-730a127c5d-var6=INC_DISP_GINI (дата обращения:10.09.2024).
- Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств. Структура потребительских расходов домашних хозяйств.// Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13271 (дата обращения:13.09.2024).
- Концептуальные и методические подходы к определению черты бедности в зарубежных странах. Данные аналитического центра при Правительстве РФ //Минтруд России: [сайт]. [Электронный ресурс]. – URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-1036-src-1543571981.2759.pdf?ysclid=lyyf6pilkw727656492(дата обращения:13.08.2024).
- Коэффициент фондов (соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения)// Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723#(дата обращения:09.09.2024).
- Мануйлова А. Прожиточный минимум вызвал максимум недовольства. 20.10.2020.// Коммерсант.// [Электронный ресурс]. – URL:https://www.kommersant.ru/doc/4539191?ysclid=lzifbc9b6q611943465 (дата обращения:09.08.2024).
- Медиана среднедушевого денежного дохода (медианный среднедушевой доход) в целом по России и по субъектам Российской Федерации// Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723 (дата обращения:12.09.2024).
- Минимальная заработная плата в Германии, Франции, Греции на 2024 год. [Электронный ресурс]. – URL: https://wageindicator.org/salary/minimum-wage/minimum-wages-news (дата обращения:13.09.2024).
- МРОТ 2024. [Электронный ресурс]. – URL:https://www.consultant.ru/law/ref/mrot/2024/?ysclid=lzshqa9wqd694040490 (дата обращения:13.09.2024).
- Объем и структура денежных доходов населения по источникам поступления, оперативные данные// Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397(дата обращения:09.09.2024).
- Отчеты об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год //https://budget.gov.ru/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D0%BE-%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%B5/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D0%BE%D0%B1-%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2 // Федеральное казначейство: [сайт]. [Электронный ресурс]. – URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/183/(дата обращения:09.09.2024).
- Петрова, Н. Удобный минимум: почему Росстат считает не бедных, а нищих. 13.05.2021 // Новостное интернет-издание. [Электронный ресурс]. – URL: https://news.ru/economics/udobnyj-minimum-pochemu-rosstat-schitaet-ne-bednyh-a-nishih/(дата обращения:13.08.2024).
- Понятия и определения. Средний, медианный и модальный уровень денежных доходов населения// Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/sr_moda_mediana.pdf (дата обращения:12.09.2024).
- Прошина, Е. Найдена причина резкого снижения числа бедных россиян. 11.08.2021.// [Электронный ресурс]. – URL: https://finance.rambler.ru/money/46996570/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylinkhttps://finance.rambler.ru/money/46996570-naydena-prichina-rezkogo-snizheniya-chisla-bednyh-rossiyan/ (дата обращения:09.09.2024).
- Расходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2021 год в разрезе разделов и подразделов. Расходы по ФКР// Федеральное казначейство: [сайт]. [Электронный ресурс]. – URL:http://datamarts.roskazna.ru/razdely/konsolidirovanny-budget-rf-i-gvbf/rashody-po-fkr/?paramPeriod=2021 (дата обращения:09.09.2024).
- Среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации// Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397(дата обращения:09.09.2024).
- Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».[Электронный ресурс]. Доступ из справ. — правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения:11.09.2024).
- Чтоб ты жил на одну зарплату: россияне рассказали о своих доходах и уровне благосостояния. [Электронный ресурс]. – URL: https://finance.mail.ru/2024-08-05/chtob-ty-zhil-na-odnu-zarplatu-rossiyane-rasskazali-o-svoih-dohodah-i-urovne-blagosostoyaniya-62090816/(дата обращения:12.09.2024).
- Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям// Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282 (дата обращения:12.09.2024).
- Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности (величины прожиточного минимума) в целом по России и по субъектам Российской Федерации, абсолютные значения// Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723 (дата обращения:11.09.2024).
Literature
- Dynamics of the Gini Coefficient (Income Concentration Index) for the Russian Federation. [Dinamika koefficienta Dzhini (indeks kontsentratsii dokhodov) po Rossiyskoy Federatsii] // Federal State Statistics Service: [website]. [Electronic resource]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723#(accessed: 09.09.2024).
- Income Differentiation (Inequality). [Differentsiatsiya (neravenstvo) dokhodov] // OECD: [website]. [Electronic resource]. – URL: https://www.oecd.org/en/data/indicators/income-inequality.html?oecdcontrol-730a127c5d-var6=INC_DISP_GINI(accessed: 10.09.2024).
- Household Income, Expenditures, and Consumption. Structure of Household Consumer Expenditures. [Dokhody, raskhody i potreblenie domokhozyaystv. Struktura potrebitel’skikh raskhodov domokhozyaystv] // Federal State Statistics Service: [website]. [Electronic resource]. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13271(accessed: 13.09.2024).
- Conceptual and Methodological Approaches to Defining the Poverty Line in Foreign Countries. Data from the Analytical Center of the Government of the Russian Federation // Ministry of Labor of Russia: [website]. [Electronic resource]. – URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-1036-src-1543571981.2759.pdf?ysclid=lyyf6pilkw727656492(accessed: 13.08.2024).
- Fund Coefficient (Ratio of Monetary Income of the Top 10% and Bottom 10% of the Population). [Koefitsiyent fondov (sootnoshenie denezhnykh dokhodov 10% nailuchshe obespetsennogo i 10% naymeni obespetsennogo naseleniya)] // Federal State Statistics Service: [website]. [Electronic resource]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723#(accessed: 09.09.2024).
- Manuilova, A. The Minimum Wage Has Caused Maximum Discontent. 20.10.2020. // Kommersant. [Electronic resource]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/4539191?ysclid=lzifbc9b6q611943465(accessed: 09.08.2024).
- Median Per Capita Monetary Income (Median Income per Capita) for Russia and its Regions. [Mediana srednedushevogo denezhnogo dokhoda (median srednedushevoy dokhod) v tselom po Rossii i po subyektam Rossiyskoy Federatsii] // Federal State Statistics Service: [website]. [Electronic resource]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723(accessed: 12.09.2024).
- Minimum Wage in Germany, France, Greece for 2024. [Mínimálnaya zarabotnaya plata v Germanii, Frantsii, Gretsii na 2024 god] // [Electronic resource]. – URL: https://wageindicator.org/salary/minimum-wage/minimum-wages-news(accessed: 13.09.2024).
- Minimum Wage in Russia for 2024. [MROT 2024] // [Electronic resource]. – URL: https://www.consultant.ru/law/ref/mrot/2024/?ysclid=lzshqa9wqd694040490(accessed: 13.09.2024).
- Volume and Structure of Monetary Income of the Population by Source of Income, Operational Data. [Ob’yem i struktura denezhnykh dokhodov naseleniya po istochnikam postupleniya, operativnye dannye] // Federal State Statistics Service: [website]. [Electronic resource]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397(accessed: 09.09.2024).
- Reports on the Execution of the Federal Budget for the Reporting Financial Year. [Otchety ob ispolnenii federal’nogo byudzheta za otchetnyy finansovyy god] // Federal Treasury: [website]. [Electronic resource]. – URL: https://budget.gov.ru/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D0%BE-%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%B5/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D0%BE%D0%B1-%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2(accessed: 09.09.2024).
- Petrova, N. Convenient Minimum: Why Rosstat Considers Not the Poor, but the Destitute. 13.05.2021 // News Internet Edition. [Electronic resource]. – URL: https://news.ru/economics/udobnyj-minimum-pochemu-rosstat-schitaet-ne-bednyh-a-nishih/(accessed: 13.08.2024).
- Concepts and Definitions. Average, Median, and Modal Level of Monetary Income of the Population // Federal State Statistics Service: [website]. [Electronic resource]. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/sr_moda_mediana.pdf(accessed: 12.09.2024).
- Proshina, E. The Cause of the Sharp Decline in the Number of Poor Russians Found. 11.08.2021. // [Electronic resource]. – URL: https://finance.rambler.ru/money/46996570/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylinkhttps://finance.rambler.ru/money/46996570-naydena-prichina-rezkogo-snizheniya-chisla-bednyh-rossiyan/(accessed: 09.09.2024).
- Expenditures of the Consolidated Budget of the Russian Federation and the Budgets of State Extra-Budgetary Funds for 2021 by Sections and Subsections. Expenditures by FKR // Federal Treasury: [website]. [Electronic resource]. – URL: http://datamarts.roskazna.ru/razdely/konsolidirovanny-budget-rf-i-gvbf/rashody-po-fkr/?paramPeriod=2021(accessed: 09.09.2024).
- Average Per Capita Monetary Income of the Population of the Russian Federation // Federal State Statistics Service: [website]. [Electronic resource]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397(accessed: 09.09.2024).
- Decree of the President of the Russian Federation No. 309 of 07.05.2024 «On the National Development Goals of the Russian Federation until 2030 and Prospects until 2036». [Electronic resource]. Accessed via the legal system «ConsultantPlus» (accessed: 11.09.2024).
- «So You Can Live on One Salary»: Russians Talk About Their Incomes and Living Standards. [Electronic resource]. – URL: https://finance.mail.ru/2024-08-05/chtob-ty-zhil-na-odnu-zarplatu-rossiyane-rasskazali-o-svoih-dohodah-i-urovne-blagosostoyaniya-62090816/(accessed: 12.09.2024).
- Population of the Russian Federation by Municipalities // Federal State Statistics Service: [website]. [Electronic resource]. – URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282(accessed: 12.09.2024).
- Population with Income Below the Poverty Line (Minimum Subsistence Level) in Russia and by Federal Subjects, Absolute Values // Federal State Statistics Service: [website]. [Electronic resource]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723(accessed: 11.09.2024).
Еще в рубриках
Регионы России
Экономика народонаселения и экономика труда