Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (49), 2017

Стратегическое планирование и инновационное развитие строительной отрасли России

Strategic planning and innovative development of the construction industry in Russia

Авторы


доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры технологии, организации, экономики строительства и управления недвижимостью
Россия, Кубанский государственный технологический университет
spkorol@yandex.ru

Аннотация

Создание высокотехнологичной экономики в современном быстро развивающемся мире является необходимым условием обеспечения национальной безопасности страны. Решение этой задачи возможно на основе системной стратегии формирования и реализации технологического уклада информационной экономики в соответствии с целевыми задачами страны и ее хозяйствующих субъектов. Стратегии развития отдельных отраслей России разрабатываются непосредственно профильными министерствами и ведомствами, а стратегии регионов в регионах, что не способствует увязки планов по выпуску взаимопотребляемой продукции по видам и объемам, экономическим развитием регионов и их ресурсами. Предлагаемый подход к стратегическому планированию направлен на снижение вероятности принятия необоснованных стратегических решений на различных уровнях управления и сохранение действия рыночного механизма в экономике, в частности в строительной отрасли.

Ключевые слова

Россия, стратегическое планирование, государственное управление, стратегические планы, инновационное развитие, строительная отрасль

Рекомендуемая ссылка
Король Светлана Павловна
Стратегическое планирование и инновационное развитие строительной отрасли России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Номер статьи: 4950. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4950/
Authors

Korol' Svetlana Pavlovna
Doctor of Economics, Associate Professor, Department of Technology, organization, economy, and property management
Russia, Kuban State University of Technology
spkorol@yandex.ru

Abstract

Creating high-tech economy in today's fast-paced world is essential to the national security of the country. The solution to this problem is possible on the basis of a systematic strategy formation and implementation of the technological structure of the information economy in accordance with the target objectives of the country and its businesses. Development strategies of individual sectors are developed directly by the relevant ministries and departments and regions ' strategies in the regions that contributes to the linking of plans to release Consumed products by the types and volumes of economic development of regions and their resources. The proposed approach to strategic planning aimed at reducing the probability of making unreasonable strategic decisions at various levels of management and maintaining the operation of the market mechanism in the economy, in particular in the construction industry.

Keywords

Russia, strategic planning, public administration, strategic plans, innovative development, construction industry

Suggested Citation
Korol' Svetlana Pavlovna
Strategic planning and innovative development of the construction industry in Russia. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (49). Art. #4950. Date issued: 2017-03-31. Available at: http://eee-region.ru/article/4950/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В последние годы сформировалось консолидированное понимание руководства страны, регионов и бизнес-сообщества, что создание высокотехнологичной экономики в современном быстро развивающемся мире является необходимым условием обеспечения национальной безопасности страны, включая все сферы: оборонную, научно-технологическую, экономическую, энергетическую, продовольственную и другие отрасли экономики. Решение этой задачи возможно на основе системной стратегии формирования и реализации технологического уклада информационной экономики в соответствии с целевыми задачами страны и ее хозяйствующих субъектов. По мнению ряда авторов, в настоящее время национальной системной стратегии формирования будущего технологического развития страны не существует [7]. Стратегии развития отдельных отраслей разрабатываются непосредственно профильными министерствами и ведомствами, а стратегии регионов в регионах. Стратегические планы практически не увязаны с министерствами, потребляющими их продукции или обеспечивающими выпуск этой продукции, а также с экономическим развитием регионов и их ресурсами.

 

Стратегическое планирование как инструмент государственного управления

Стратегическое планирование, являясь основной функцией стратегического проектного менеджмента, в современном мире становится важнейшим инструментом государственного управления [6]. Проблема усиления глобализации в мире обостряет проблему конкурентоспособности стран и регионов и на практике в мировой экономической науке решается путем формирования и развития таких структур, как региональные экономические кластеры. О распространении стратегического планирования социально-экономического развития регионов страны свидетельствует состоявшийся в октябре 2011 г. в Санкт-Петербурге X Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах: ресурсы для развития», основной целью которого стал анализ применения стратегического планирования в управленческой практике России в течение 10 лет. В стране разработаны стратегии всех 83 регионов, из которых на тот момент утверждены 68 [5]. Выполнение стратегических планов становиться более успешным в случаях их детализации в среднесрочных планах на трехлетний период с дальнейшим формированием текущих годовых планов [4].

Разработки национальной стратегии научно-технологического развития страны должна быть основана на реальных возможностях существующих производственных мощностей и ресурсного обеспечения. Стратегия должна быть  направлена на реализацию национальных интересов и поэтому ее разработка возможна на высшем уровне ведущими учеными и экономистами, связанными с отраслевыми направлениями исследований и ведущими специалистами соответствующих министерств. Возглавить разработку необходимо выделенной структуре государственного уровня, поручив ей и контрольные функции последующей реализации мероприятий стратегии. Такая программа может быть информационной основой стратегических планов регионов, отраслевых министерств, предприятий и даже среднего и малого бизнеса, часто взаимодействующего с отраслевыми предприятиями в зоне собственных интересов на территории регионов. Рассмотренная схема стратегического планирования представляет собой планирование «сверху вниз» и может напоминать государственное планирование. Однако речь не идет о контрольных цифрах и требованиях к обязательному выполнению их, а только о потребности этой продукции на внутреннем рынке для целей решения государством стратегии развития, проводимой на возможном реальном количестве финансовых и всех других доступных видах ресурсов.

В случае если подход к разработке стратегии «сверху вниз»  не достаточно обоснован, то существует и метод разработки планов «снизу вверх», когда инициатива исполнителей несколько свободнее, либо метод «встречного планирования», когда планируют  правительственные, научные представили, а исполнители разрабатывают свои планы, увязка которых осуществляется специальной компетентной инстанцией. Стратегический подход планирования направлен на снижение вероятности  принятия необоснованных стратегических решений на различных уровнях управления, что может привести не только к отсутствию рынка сбыта при перепроизводстве продукции, но и нехватки какого-либо из необходимых ресурсов. Производственные мощности строительных организаций даже при инвестиционных возможностях заказчика могут оказаться недостаточными по объему выпуска строительной продукции или не иметь необходимой специализации для реализации планируемого развития заказчика. Следует иметь в виду, что при стратегическом планировании продолжают действовать рыночные механизмы в экономике, а системная стратегия формирования и реализации технологического уклада информационной экономики направлена на рост производительности общественного производства и качества жизни населения [3]. На основании рассмотренных подходов вырисовывается определенная последовательность действий (рис.1).

 

Координация планирования системной стратегии формирования и реализации технологического уклада информационной экономики

Рис. 1. Координация планирования системной стратегии формирования и реализации технологического уклада информационной экономики

[схема автора]

 

Следуя схеме (см. рис.1) можно установить, что при стратегическом планировании на уровне государства решаются проблемы направлений экономического развития и создания материально-технической и ресурсной базы для экономического прорыва в сторону экономического роста. Можно воспользоваться одним из применяемых методов для стратегического планирования методом когнитивного моделирования. В этом случае рассматриваются не конкретные инновационные мероприятия, а отрасли экономики, необходимые государству для своего развития и инновационные отрасли для решения проблемы сокращения отставания от современных высокоразвитых государств. Для  когнитивного исследования и принятия эффективных плановых решений необходимо отказаться от требований точности и допустить приближенные результаты. В этих случаях следует применять методы качественного моделирования, основанные на ориентировочных вычислительных процедурах и позволяющих на качественном уровне описывать  и  исследовать  слабоструктурированные  системы  и  ситуации [9]. Когнитивные модели использовались для исследования и выбора направления развития социально-экономических, военно-политических, внешнеполитических, экологических и других ситуаций [10]. В рамках метода применяются языковые средства «мягких» вычислений, обладающие большими по сравнению с языками классической математики возможностями по описанию реальных ситуаций, но в меньшей степени, выполняющие формально-эквивалентные преобразования. Модели, созданные с помощью языковых средств, относятся к классу логико-лингвистических.

 

Реализация стратегических планов в строительной отрасли

Путь к реализации стратегических планов лежит через создание материально-технической базы экономического развития строительной отрасли. Строительная отрасль, являясь сложной материально-производственной системой, в настоящее время также имеет ограниченную производственную мощность, специализированную на многоэтажном жилищном строительстве. Даже в этом направлении строительная отрасль имеет техническую базу устаревшую и возобновляемую в небольшой части за счет зарубежных поставок. Требует развития и производственная база по выпуску строительных материалов и конструкций, существуют другие проблемы в строительной отрасли. Без решения проблем развития строительной отрасли невозможно быстро и эффективно выполнять в целом планируемые мероприятия системной стратегии формирования и реализации технологического уклада информационной экономики. Строительная отрасль должна получить опережающее развитие и обязательно в направлении и пропорциях планируемого стратегического развития в стране. Обратимся только к вопросу наличия парка грузоподъемного оборудования  — строительно-монтажным кранам. Очевидно, что многоэтажные здания возводятся с применением кранов относительно небольшой грузоподъемности, но значительной высоты подъема груза и вылета стрелы. Эти же характеристики для возведения объектов промышленного назначения существенно меняются, следовательно, монтажные краны не могут быть взаимозаменяемыми. Практически основная часть строительных машин и оборудования существенно отличаются по своим техническим характеристикам при возведении объектов  технологического направления в большинстве отраслей экономики. Одним из важнейших направлений развития строительной отрасли является восстановление предприятий, обеспечивающих строительные объекты современными строительными машинами, технические характеристики которых позволят сократить затраты труда на строительной площадке, повысить  качество выполнения работ и сократит сроки их выполнения.

 

Инновационное развитие строительной отрасли

Таким образом, поставленная задача экономического прорыва лежит в нескольких направлениях, главными из которых можно считать развитие новых и инновационных отраслей экономики на уровне государственного управления и инновации, появляющиеся в ходе решения задач государственного уровня. Такие инновации влияют  на инновационное развитие внутри отраслей. В этом случае преобладает создание новых, реконструкция действующих предприятий и техническое перевооружение при производстве инновационной продукции и сопутствующих инноваций в технологиях, технике, организации производства и т.д. Для инноваций локальных по отношению к инновационным отраслям относится формулировка Энди Брюса и Дэвида Берчелла, предлагающих описать инновацию как коммерческое использование новой идеи, объединяющей в себе творческую мысль и способность успешно воплотить идею в жизнь [2, с. 37]. По мнению этих авторов, новые идеи могут касаться возможного улучшения всех аспектов бизнеса, и не только продукции и услуг. Становиться очевидным направленность остальных идей на создание условий успешного продвижения на рынок этих товаров и услуг. Это инновации, связанные с процессами, такими как новые технологии, виды оборудования, энергообеспечения, пути организации производства и снабжения, бизнес-инновации, включая изменения модели бизнеса,  диверсификацию.

Путь реализации инноваций проходит через инновационное развитие строительной отрасли и всегда сопровождается решением задач инновационного развития потенциальных заказчиков строительной продукции, какими являются практически все отрасли государственной и региональной экономики, а также социальное развитие, включая в настоящее время в планах всех уровней строительных организаций преобладающие объемы жилищного строительства. Таким образом, можно рассматривать проблемы инновационного развития строительной отрасли и строительного производства с позиций экономических  затрат и эффективности для заказчика и подрядчика. В этом случае возникает необходимость каждое инновационное предложение рассматривать с позиций обоих сторон и принимать взаимовыгодные решения, обладающие минимальными затратами в период от проектирования до их реализации. Кроме финансовых затрат в этом случае выступает такой важный фактор как временной период от окончания предпроектной подготовки до реализации строительной продукции или ввода объекта в эксплуатацию, т.е. готовность к выпуску инновационной продукции или оказанию услуг (рис. 2).

Если рассматривать позиции России в международных рейтингах в части инновационного развития стран лидеров мировой экономики по объемам расходов на НИОКР, то Россия занимает в 2012 г. только 11-е место (2%, мировых расходов или около 27 млрд. долл., что составляет 1 % ВВП России), Лидером же в части расходов на НИОКР являются США, объем, расходов которых равен  31 % мировых расходов и составляет 436 млрд. долл.  Второе место по расходам на НИОКР занимает Китай с 14 % мировых расходов или около 200 млрд. долл. [8]. В то же время во многих государствах проводится техническое перевооружение, модернизация производственной и инфраструктурной базы хозяйства и растет доля расходов на НИОКР относительно размеров ВВП. Невысокие рейтинги занимает России  и по ряду основных комплексных показателей (интегральных индексов), к которым относятся индекс экономики знаний (KEI), индекс инновационного  развития или глобальный  инновационный  индекс (GII), индекс готовности стран к сетевой экономике (NRI), индекс конкурентоспособности в глобальной экономике (или индекс глобальной конкурентоспособности) (GSI).

 

Этапы внедрения инновационного решения: от признания к реализации на стадии строительного проектирования

 

Рис.2.  Этапы внедрения инновационного решения: от признания к реализации на стадии строительного проектирования

[схема автора]

 

 

Характеристики инновационного развития во многом взаимосвязаны и отражают влияние инновационного развития на экономическое развитие государства (страны) в целом. Все индексы взаимосвязаны уже при появлении нового технического решения. Дополнительные расходу на НИОКР способствует увеличению предложений инновационных решений разного уровня значимости, как на инновационное развитие соответствующей отрасли экономики, так и объем инвестиций, а также временной период от результатов НИОКР до технико-экономических результатов от их практического использования. К таким результатам можно отнести не только начало окупаемости инвестиционных затрат, но и возможность внедрения в дальнейшее инновационное развитие одной или ряда отраслей. Финансовые ограничения в процесс внедрения практического использования инновационного решения или инновационной продукции, вызванные многими причинами, позволят ранжировать эти инновации по критериям, принятым в настоящее время для оценки их экономической эффективности  в связи с уровнем внедрения.

Органы государственного управления инновационной деятельностью не только формируют инновационную политику, но и должны обеспечивать ее реализацию. Одним из видов деятельности в этом направлении можно считать правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности. Законодательством устанавливаются исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, к которым относятся изобретения, промышленные образцы, полезные модели, базы данных, программы для электронных вычислительных машин, топологии интегральных микросхем и другие. В России институт защиты результатов интеллектуальной деятельности находится в стадии развития, из-за чего эффективность его функционирования  в рамках НИС все еще не соответствует в полной мере требованиям международных стандартов и практики [1].

Рассмотрим на примере внедрения нового теплоизоляционного материала в строительной отрасли. Он используется достаточно широко для теплозащиты зданий и сооружений от воздействия внешних по отношению к строительным конструкциям изменений температур, как положительных, так и отрицательных. В теплозащите и звукоизоляции  нуждаются наружные стены и перекрытия, инженерные коммуникации и др., но при этом нормативные требования различны к применяемым теплоизоляционным материалам ввиду  существенного отличие эксплуатационных условий. Поэтому при проектировании могут быть предусмотрены разные теплоизоляционные материалы на строительстве одного объекта. Создание универсального теплоизоляционного материала с новыми более универсальными качественными характеристиками, имеющего стоимость, при которой он был бы еще и экономически эффективным (конкурентоспособным), укладывается в основном в последовательность действий, представленную на рис. 2.  Внедрение  инновационного решения  в экономику, начиная  от его признания инновационным к реализации, проходит ряд этапов и завершается выпуском продукции по завершению строительства и вводу в эксплуатацию соответствующих производственных мощностей. Приведенная схема (см.  рис.2) при реализации инновационных решений направлена на  помощь в выявлении не только состава этапов реализации, но и последовательности их выполнения, возможности совмещения во времени выполнения, определение организаций-исполнителей, расчете объема финансирования каждого этапа и внедрения инновационного решения в целом. При выборе инновационного решения  одинакового направления и области применения целесообразно провести сравнение вариантов этапов, так как могут быть различными не только этапы, но и методы решения задач проектирования и реализации инновационного решения.

Одной из основных задач, стоящих в области инновационного развития с учетом состояния государственной экономики, можно считать создание условий, при которых основные показатели инновационного развития будут улучшаться. Следует выбирать изменения в направлении, позволяющем улучшать показатели без значительных дополнительных финансовых вложений. Одним из таких направлений может быть более тщательный отбор инновационных технических решений. Так на уровне экспертных исследований изобретений необходимо прогнозировать минимум затрат на внедрение и максимум экономической эффективности при внедрении. Важно, что выполнение НИОКР самостоятельно в отрыве от внедряющих организаций в период, когда отсутствуют исследовательские организации по ряду направлений,  провести сложно. Поэтому на данном временном периоде инновационного развития при достаточно невеликом финансировании, следует опираться на техническое творчество авторов и другие виды инноваций, которые вписываются в предложенную схему (см. рис. 2). Такой подход не требуют строгой разбивки процесса внедрения на процессы, принадлежащие разным организациям, а способствует концентрации процессов в заинтересованной в результате организации. Подход поможет на начальном этапе создать ту базу, на которой развернется выполнение планируемой системы формирования и реализации технологического уклада информационной экономики страны, ее регионов, отраслей экономики, предприятий, среднего и малого бизнеса.

 

Заключение

Рассмотрена необходимость разработки национальной стратегии научно-технологического развития страны на основе системной стратегии формирования и реализации технологического уклада информационной экономики в соответствии с целевыми задачами страны и ее хозяйствующих субъектов.

Показано, что национальная стратегия научно-технологического развития страны должна быть основана на реальных возможностях существующих производственных мощностей и ресурсного обеспечения, включая региональные ресурсы, планироваться на высшем уровне ведущими учеными и экономистами, связанными с отраслевыми направлениями исследований и ведущими специалистами соответствующих министерств.

Рассмотрена целесообразность включения в стратегическую систему планирования государственного развития соответствующие стратегические планы регионов и отраслей экономики, как повышающие вероятность реализации национальной стратегии научно-технологического развития.

Отмечено, что реализации стратегических планов лежит через развитие материально-технической базы строительной отрасли, имеющей в настоящее время ограниченную производственную мощность, устаревшую техническую базу, возобновляемую в небольшом объеме за счет зарубежных поставок.

Показано, что национальная стратегия научно-технологического развития страны должна опираться на инновационное развитие как целых отраслей экономики, так и региональном развитии, отдельных предприятий и непосредственно строительной отрасли.

Предложена схема поэтапной реализации инновационных мероприятий, которая может помочь в выявлении не только состава этапов реализации, но и последовательности их выполнения, возможности совмещения во времени выполнения, определение организаций-исполнителей, расчете объема финансирования каждого этапа и внедрения инновационного решения в целом.

 

Список литературы

  1. Богачев В., Котов А. Национальная инновационная система как институциональная основа экономики знаний // Проблемы  теории и практики   управления.  2015,  № 8. —  С. 53-61.
  2. Брюс, Энди. Инновации: Пер. с англ. / Э. Брюс,  Д. Берчелл. – М.:  Дело и  Сервис, 2010 . – 240 с. Доп. ТИТ. Л. Англ. – (Серия «Секреты успеха»).
  3. Зайцев Г.Н., Федюкин В.К., Атрошенко С.А. История техники и технологий: Учебник / под ред. Проф. В.К. Федюкина. СПб.: Политехника. 2007. 416 с.
  4. Закон Краснодарского края от 09 июля 2013 года N 2767-кз «О Программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2013-2017 годы».
  5. Закон Краснодарского края от 29 апреля 2008 г. N 1465-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года».
  6. Миролюбова Т. Стратегическое планирование в регионе: механизм реализации //  Проблемы  теории и практики   управления. 2012, №  3. -С.29-39.
  7. Окороков В., Окороков Р. Формирование нового технологического уклада как ключевой механизм эффективности российской экономики // Проблемы  теории и практики   управления.  2015, № 12.  —  С.16-22.
  8. Родионова И. Инновационное развитие: позиции России в международных рейтингах //  Проблемы  теории и практики   управления, 2015, № 1. – С. 55-60.
  9. Хрусталев Е.Ю.,  Макаренко Д.И.  Когнитивные  технологии  в  теории и  практике  стратегического  управления  //  Проблемы  теории и практики управления. 2007, № 4. – С. 25-33.
  10. Kim D-H. Cognitive Maps of Policy Makers on Financial of Crises of South Korea and Malaysia: A. Comparative Study//International Review of Public Administration. – 2005. – Vol. 9, № 2.

 

References

  1. Bogachev V., Kotov A. National Innovation System as the institutional framework of the knowledge economy [Nacional’naja innovacionnaja sistema kak  institucional’naja osnova jekonomiki znanij]// Problems of the theory and practice of management.  2015, № 8. — S. 53-61.
  2. Brjus, Jendi. Innovation: Trans. from English. [Innovacii]/ s angl. Je. Brjus, D. Berchell. — M .: Business and Service, 2010. — 240 with. Extras. TITUS. L. Eng. — («Secrets of   Success» series).
  3. Zajcev G.N., Fedjukin V.K., Atroshenko S.A. The history of engineering and technology: Textbook [Istorija tehniki i tehnologij]/ Ed. Prof. V.K. Fedjukin. SPb .: Polytechnic. 2007. 416 p.
  4. The law of Krasnodar Region on July 9, 2013 N 2767-CP «On the Program of socio-economic development of Krasnodar Region for 2013-2017» [O Programme social’no-jekonomicheskogo razvitija Krasnodarskogo kraja na 2013-2017 gody].
  5. Law of Krasnodar region from April 29, 2008 N 1465-CZ «The strategy for socio-economic development of Krasnodar region up to the year 2020» [O Strategii social’no-jekonomicheskogo razvitija Krasnodarskogo kraja do 2020 goda].
  6. Miroljubova T. Strategic planning is a regional implementation mechanism [Strategicheskoe planirovanie v regione: mehanizm realizacii ]// Problems of the theory and practice of management. 2012, № 3. – S.29-39.
  7. Okorokov V., Okorokov R. Formation of new technological order as a key mechanism for the efficiency of the Russian economy [Formirovanie novogo tehnologicheskogo uklada kak kljuchevoj mehanizm jeffektivnosti rossijskoj jekonomiki]// Problems of the theory and practice of management. 2015, № 12. — S.16-22.
  8. Rodionova I. Innovative Development: Russia’s position in international rankings [Innovacionnoe razvitie: pozicii Rossii v mezhdunarodnyh rejtingah]// Problems of the theory and practice of management, in 2015, № 1. – S.55-60.
  9. Hrustalev E.Ju., Makarenko D.I.  Cognitive technologies in theory and practice of  strategic management [Kognitivnye  tehnologii  v  teorii i  praktike  strategicheskogo  upravlenija]// Problems of the theory and practice of management. 2007, №  4. — S. 25-33.
  10. Kim DH. Cognitive Maps of Policy Makers on Financial of Crises of South Korea and Malaysia: A. Comparative Study // International Review of Public Administration. — 2005. — Vol. 9, № 2.

Государственное и муниципальное управление, Отраслевая экономика