Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (40), 2014

Особенности формирования стратегий регионального развития

Peculiarities of formation of regional development strategies

Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры налогообложения и аудита
Россия, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Волгоградский филиал
tonechka0606@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена актуальной теме неадекватного использования в российском законодательстве базовых терминов, касающихся стратегического управления регионами. Поэтому результат осуществления указанных стратегий на практике оставляет желать лучшего. Отдельный раздел в статье посвящен отсутствию в российском законодательстве унифицированного толкования понятия «регион», что усугубляет существующие проблемы формирования территориальных стратегий.

Ключевые слова

стратегия; регион; теория стратегического управления; региональная стратегия; метафора; система.

Рекомендуемая ссылка
Горелова Ирина Валерьевна
Особенности формирования стратегий регионального развития// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. - №4 (40). Номер статьи: 4003. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4003/
Authors

Gorelova Irina Valer'evna
PhD, assistant professor of taxation and audit
Russia, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Volgograd branch
tonechka0606@yandex.ru

Abstract

Article is devoted to the topical theme of unadequate use in the Russian legislation of basic terms related to the strategic management of regions. Therefore, the result of the implementation of these strategies in practice leaves much to be desired. A separate section in the article is devoted to the absence in the Russian legislation unified interpretation of the concept of «region», which further exacerbates the problems of formation of territorial strategies.

Keywords

strategy; the region; the theory of strategic management; regional strategy; metaphor; the system.

Suggested Citation
Gorelova Irina Valer'evna
Peculiarities of formation of regional development strategies. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (40). Art. #4003. Date issued: 2014-11-19. Available at: http://eee-region.ru/article/4003/

Print Friendly, PDF & Email

Летом 2014 года увидел свет Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы стратегического планирования в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ. Федеральным законом дано определение стратегического планирования - «деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности РФ». Практика применения положений данного закона даст свою оценку труду законодателей. В законе уточнено ряд базовых понятий стратегического менеджмента.

В [2] автором уже давалась оценка того, что происходит в сфере нормотворчества, связанного со стратегическим управлением. Отсутствие единого подхода к определению стратегии способствует подмене понятий, искажению процесса формирования стратегии и препятствует выработке адекватной методологии. Эклектика в деле выработки универсальных понятий и инструментов стратегии отражается на формировании унифицированной теории стратегического управления. Можно сравнить только два официальных документа, посвященных стратегии и опубликованных с разницей в пятнадцать лет. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 года № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности РФ» определяет стратегию через перечень составляющих ее элементов, в которые в числе прочего входит «…формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов». А в Указе Президента РФ от 19 декабря 2012 года № 1666 «О стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» достаточно прочитать его название, чтобы понять, что изменилось наполнение даже базовых понятий.

В экономических исследованиях последних лет отчетливо просматривается интерес к формированию стратегий для систем объектного типа, базовыми характеристиками которых являются ограниченность в пространстве и неограниченность во времени. Неограниченные во времени системы экономически пассивны. С другой стороны, ограниченные в пространстве, такие системы характеризуются как интенсивные в поиске решений на поставленные перед системой задачи. [6] На сегодняшний момент присутствует осознание необходимости наличия стратегических целей для всех систем объектного типа. В пользу необходимости стратегирования систем объектного типа говорит и факт смены тенденций экономического развития – глобализация уступает место процессам глокализации. Термин «глокализация» введен  английским социологом Роландом Робертсоном для обозначения парадокса в развитии экономики - чем активнее протекают процессы глобализации, тем больше активизируется локальная специфика.

На сегодняшний день, с одной стороны, существует относительно стройная теория стратегического управления, концептуализирующая собой особенности разработки стратегий для предприятий. С другой стороны, мировая практика накопила опыт стратегического управления национальными образованиями. Что же касается регионального стратегирования, то здесь ситуация неоднозначная. Единой теории стратегирования подобных объектов нет. Практика же  довольно-таки разрозненная (учитывая дифференцированную траекторию развития стран в мировом контексте) и явно нуждается в углубленном анализе. В российской экономике в связи с переходом к рынку вопрос о территориальном стратегировании встал наиболее остро, потому что наличие стратегий развития регионов в ситуации резкой дифференциации условий их функционирования является основой выживания для многих из них.  Представляется, что развитие ситуации потребует уже в ближайшем времени принятие закона о банкротстве указанных субъектов, как в случае с американским Детройтом.

Что же представляет собой регион как объект исследования и объект стратегирования? Опираясь на свойство фрактальности систем одного типа, обратимся к теории стратегического управления для определения того, насколько возможно ее применение к стратегированию систем объектного типа мезоуровня в государственной иерархии. Для этого обратим внимание на выделенные В. Катькало [5] характеристики методологии теории стратегического управления, среди которых особое место занимают системный характер предпосылок и неоднородность основной единицы анализа.

Системный характер предпосылок. Понятие «система» повторяет судьбу понятия «стратегия» наличием сонма определений. Среди множества работ, посвященных системному подходу, теории систем стоит отметить [3], в которой делается попытка унифицировать все известные признаки систем. Здесь стоит вспомнить и о новой системной парадигме Я. Корнаи, развитой Г. Клейнером, в которой «под системой ... понимается относительно обособленная в пространстве и относительно устойчивая (с точки зрения общественного наблюдателя) во времени часть окружающего мира, обладающая одновременно свойствами внешней целостности и внутреннего многообразия». [6, С. 90] Лейтмотивом указанной парадигмы являются два фундаментальных признака, взятых за основу классификации систем – время и пространство, о чем говорилось выше.

Даже этимологически понятие «регион» органично вписывается в указанную типологию систем. Попытка прислушаться к истории происхождения того или иного слова, понятия, термина может дать свои результаты. Ведь язык – это одно из множеств, отражающих реальность, действительность, бытийность, определяющее, с одной стороны, жесткие рамки восприятия действительности. С другой стороны, эволюция языка заставляет двигаться дальше в поисках более отточенных форм отображения действительности. От санскритского rájas («пространство»), rjáti («простирает») в европейских языках появился корень reg («резать, проводить линию, очерчивать»); на латыни regiones означало не только «небесные линии», проводившиеся римскими авгурами во время гаданий, но и определенное пространство. Латинский глагол regere означал «устанавливать пределы, направлять, править», позднее - regionis – «область, округ». [11]

Неоднородность основной единицы анализа. Объект научного познания - феномен, порождающий проблемную ситуацию. Подобные объекты сложны с позиции неоднозначного их толкования. К таким объектам можно отнести систему, потенциал, ресурсы, фирму и т д. Несмотря на то, что в теории стратегического управления априори в качестве объекта называлась фирма, практика показала, что в зависимости от точки зрения на саму фирму появляется тот или иной ее концепт, соответственно, выстраивается и методология формирования и имплементации стратегии. Такая неоднозначность обусловила вывод о «неоднородности единицы анализа». [5] В качестве решения проблемы в теории стратегического управления предлагается двухуровневое толкование единицы анализа – объекта стратегического управления. Во-первых, это сама фирма (макроединица). С другой стороны, в поисках конкурентного преимущества предприятия обращают взгляд вовнутрь, что обусловило появление второго уровня объекта исследования - источник конкурентных преимуществ предприятия (микроединица). Однако и с трактовкой конкурентных преимуществ все далеко не так однозначно. По сути, эволюция теории стратегического управления – эволюция наполнения термина «конкурентные преимущества». Что касается единицы анализа в стратегическом управлении регионом, здесь та же ситуация, что и с фирмой – однозначного толкования термина «регион» нет. И даже если взять в качестве объекта регион, представляется, что все равно придется говорить о втором уровне объекта исследования, потому как исследуется не регион как таковой, а то, что помогает достичь региону стратегических целей. Понимание сути стратегического управления заставляет обращаться в поисках методов эффективного управления не к самому региону, а к тому, что может привести его к желаемому образу, может помочь в достижении стратегических целей. Автор данного исследования полагает, что это могут быть как и в случае с фирмой динамические способности, которые нуждаются в детальном уточнении.

Понятие «регион» как объект исследования, нуждается в уточнении. Однако при этом термин активно используется в системе управления государством, но в разных официальных документах не всегда трактуется тождественно. А ведь речь идет о принципиальном вопросе – унификации того, что представляет собой объект управления. (Таблица 1)

Таблица 1- Анализ употребления термина «регион» в российском законодательстве

Законодательный / нормативный акт

Контекст использования понятия «регион»

«Основные положения региональной политики в РФ» (утверждены Указом Президента РФ от 3 июня 1996 года № 803) Под регионом понимается часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально - экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ.
«Общероссийский классификатор экономических регионов ОК 024-95», (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27 декабря 1995 года № 640) Под экономическим регионом понимается совокупность объектов административно-территориального деления страны, обладающих рядом общих природно-экономических признаков. Экономические регионы выделяются по классификационным признакам (3 признака)
ФЗ N 93-ФЗ от 8 мая 2009 года «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году…» По всему тексту Закона активно используется понятие «Азиатско-Тихоокеанский регион»; Владивосток рассматривается как «центр международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Понятие «Азиатско-Тихоокеанский регион» в тексте не уточняется
Налоговый кодекс РФ  (НК РФ)Часть первая(ФЗ- 146 от 31 июля 1998 года) Самостоятельного определения «регион» в НК РФ нет, в статье 12 НК РФ устанавливается: «Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ…» Уточнено, что «региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах».
Статья 67 НК РФ, в качестве одного из условий предоставления инвестиционного налогового кредита указывает на «выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона …»
Налоговый кодекс РФЧасть вторая(ФЗ- 117 от 5 августа 2000 года) 

 

В статье 165 НК РФ, употребляется не раскрываемое в законодательстве понятие «регион деятельности таможенного органа». То же понятие можно найти и в статьях 167, 168 Решения Совета глав государств СНГ от 10.02.1995
В пункте 5 статьи 264 НК РФ, определяющей прочие расходы для целей налогообложения прибыли, а также в пункте 5.1 статьи 272 НК РФ указаны расходы на проведение работ по разработке региональных стандартов в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании. То же можно встретить в статье 337 НК РФ, в которой определяется один из критериев признания добытого полезного ископаемого -(соответствие… региональному стандарту)
В статье 222 НК РФ, определяются полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ по установлению социальных и имущественных вычетов по НДФЛ «с учетом … региональных особенностей» (словосочетание не уточняется)
ФЗ – 184 от 27 декабря 2002 года«О техническом регулировании» Региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации; членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции
Жилищный кодекс РФ  (ЖК РФ)(ФЗ - 188 от 29 декабря 2004 года) Глава 17 ЖК РФ определяет правовое положение регионального оператора, который «создается субъектом РФ, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта РФ».
Таможенный кодексТаможенного союза(ТК ТС) В статье 58 ТК ТС определяется страна происхождения товаров - «группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров». То же дословно воспроизведено в статье 123 Решения Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 г.
Решение Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 «Об Основах таможенных законодательств государств - участников СНГ» В данном документе используются два не раскрытых в законодательстве понятия «регион деятельности таможенного органа» (ст. 167) и  «географический регион»
Указ Президента РФ от 14.09.1995 года N 940 «Об утверждении Стратегического курса РФ с государствами - участниками СНГ» изучается «возможность создания … региональных объединений командований пограничных войск государств СНГ, учитывая «что этот регион…является зоной интересов России».
ФЗ – 323 от 21 ноября 2011 года«Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Используются понятия «регион», «субъект РФ» «региональный сегмент федерального регистра»При формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются: … 3) уровень и структура заболеваемости населения субъекта РФ, основанные на данных медицинской статистики; 4) климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций (ст.  81)
ФЗ – 165 от 8 декабря 2003 года«О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров В документе используется не раскрытое в законодательстве понятие «географический регион»
Приказ Министерства Образования РФ N 56 от 30 июня 1999 года«Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» В историческом контексте определяются «регионы мира» (Западная Европа, Русь, Ближний Восток, Китай, Индия).
Постановление Правительства РФ N 446 от 14 июля 2007 года«О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия на 2008 - 2012 годы» Одновременное использование без детального уточнения понятий «регион» и «субъект РФ», например, «природно-климатические условия регионов», «региональные планы ветеринарного обслуживания животноводства»;Целью осуществления мероприятий по поддержке экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов РФ является социально-экономическое развитие сельских территорий в субъектах РФ за счет реализации региональных программ развития сельского хозяйства, имеющих экономическое значение с учетом особенностей региона
ФЗ – 82 от 19 мая 1995 года«Об общественных объединениях» Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ.
ФЗ - 95 от 11.07.2001«О политических партиях» В статье  3 одним из требований, выдвигаемых к политической партии является: наличие «региональных отделений не менее чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии»

Источник [2]

По сути, за десять лет, судя по трактовкам законодательства, изменился и объект управления, и его границы. От управления регионом перешли к управлению субъектом РФ. Общепринято считать, что региональные исследования активизируются после выхода в 1956 году книги У. Изарда «Размещение и экономика пространства», изданной в 1960-е годы и в СССР, в России истоки таких исследований можно отыскать еще в ХVIII веке у русского географа И.К. Кириллова, издавшего в 1727 году труд «Цветущее состояние Всероссийского государства». В российской управленческой практике,  начиная с первой административной реформы Петра I 1708 года, разделившей Российскую империю на 8 губерний и заканчивая современным состоянием дел в сфере административно-территориального деления, употребление исследуемого понятия не отмечено [10]. Н.М. Межевич, утверждает, что в русский язык исследуемое понятие проникло в конце XIX века. [8]

Если же посмотреть на мировую практику. Здесь тоже не все однозначно. Так, в западной и отечественной практике «регион» часто заменяют термином «район» (от французского – луч, радиус, спица (колеса)), который идентифицирует отношения типа «центр ↔ периферия» в функционально – субординационном плане. До того как указанный термин появился в лексиконе европейцев, активно использовалось понятие «провинция» (латинский термин, применялся для территорий, удаленных от столицы). В оксфордском словаре регион трактуется как «район мира, образованный соседними странами, которые, с международной точки зрения, рассматриваются социально, экономически или политически взаимозависимыми». [8, C. 4] Понятие «ареал» (от латинского «площадь») не вписывается в пространственные аспекты изучения региона. Зона - от греческого «пояс» - близка по своему наполнению к одному из концептов региона, который отражает всего одну из многочисленных его ипостасей. Многие исследователи используют в качестве обозначения объекта исследования «субъект РФ», но это заслоняет собой еще одну проблему пространственной самоидентификации регионов.

В результате, как и говорилось выше, метафорообраз региона, а не его прообраз становится объектом исследования. Использование метафорообраза(ов) региона как объекта исследований предопределяет и качество научных выводов, и качество принимаемых решений на разных уровнях вертикали власти. Метафорообразы активно используются в языковой и деловой практике определенных сообществ. В таблице 2 представлен сравнительный анализ такого использования - в странах Евросоюза, США, России.

Таблица 2 - Сравнительный анализ использования метафорообразов региона

Страна

Метафорообраз региона

Назначение

США Регион как макрозона. Наподобие существующих в России экономических районов, Федеральных округов (по сути повторивших в своих границах военные округа), макрозон (например, Большая Волга). Таким образом трактовал «регион» основатель отечественной регионалистики Н.Н. Некрасов, называя регионом, например, Урал. Понятие «регион» используется для целей экономического анализа и планирования развития территорий (Северо - Восток, Центральные атлантические штаты, Юг, Средний Запад, Запад). «Региональные … данные собираются по районам переписи (census tracts), территориям-метрополитенам (metropolitan areas), графствам, штатам и группам штатов внутри основных регионов» [8, С. 4] Представляется, что такой подход призван решить проблему «меры управляемости», которая в последнее время стала популярной у российских политиков.
  

Страны ЕС

Регион как сообщество индивидов. В «Хартии регионов», сформулированной в 1998 году Европарламентом, регион определяется как «территория, которая представляет очевидную общность с географической точки зрения, имеет преемственность, ее население разделяет определенные общие ценности, стремится сохранить и развить свою самобытность для стимулирования культурного, экономического и социального прогресса». Регион как основа решения социально – экономических проблем через грамотное политическое устройство. В Декларации Ассамблеи европейских регионов о регионализме в Европе записано, что регион «представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной».
Россия Параллельное существование множества метафорообразов региона. Единого понятия нет как в научной среде, так и в сфере законодательства. С одной стороны, термин «регион» унифицировал собой разнородные и разностатусные названия субъектов РФ. На данный момент в РФ насчитывается восемьдесят пять регионов (субъекта) - 22 республика, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. С другой стороны, понятие регион аккумулирует в себе проблемы, присущие территориальному аспекту управления в государстве.

Источник: составлено автором

И последний аспект, на котором хотелось бы остановиться, говоря про особенности формирования стратегий регионов. На практике стратегии регионов носят формальный характер в силу неправильного толкования самого термина «стратегия», изобилуют абстрактными положениями, слабо учитывают территориальную специфику. Акцент в региональных стратегиях делается на политической составляющей, большая доля ответственности возлагается на главу региона. Этому вторит и определение территориальной стратегии, данное в формулировке приказа Министерства регионального развития Российской Федерации № 14 от 27 февраля 2007 года, где «стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации» определяется как «система мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти». Отчетливо виден акцент на «вертикали власти». Единоличное видение перспектив региона предопределяет специфический алгоритм разработки программ реализации стратегических планов, в том числе и работы с инновационными проектами. Это заставляет итеративно оттачивать неверный алгоритм реализации стратегии. Отсюда и ориентация на императивные методы вмешательства в экономику, а не косвенные методы регулирования, предполагающие создание рыночных институтов, благоприятных условий для привлечения инвестиций, развития бизнеса в регионе. Это «снижает гибкость региональной экономической системы и повышает риски неудачных стратегических решений». [7] В теории же стратегического управления ставка делается на экономических акторов, функционирующих в регионе – средний, малый бизнес. Кстати, такое видение механизма реализации стратегических планов обусловливает и иной алгоритм поиска средств на выполнение намеченных стратегией.

Приобретенная в постперестроечный период самостоятельность обязывает территории как самостоятельные субъекты иметь сформированную (сформулированную) стратегию развития. Однако анализ доступных для анализа текстов сформулированных региональных стратегий говорит не в их пользу. Подводя итог сказанному, обобщим ряд характерных черт, делающих документы, определяющие стратегию региона, уязвимыми для критики. Во-первых, стратегии носят формальный характер. Во-вторых, указанные документы слабо учитывают территориальную специфику. В-третьих, в документах нет экономически обоснованных ориентиров. В-четвертых, ориентация программных документов на бюджетные возможности, а не на частный капитал делают стратегию экономически нерентабельной. В-пятых, региональные власти в контексте стратегического управления территориями отдают предпочтение императивным, а не косвенным методам регулирования, ориентированным на привлечение инвестиций в регион. [7]

Проблема регионализма объективна, обусловлена необходимостью деления дифференцированного пространства, однако универсальных признаков такой дифференциации не выработано до сих пор, несмотря на то, что региональные исследования – довольно популярная тема в среде ученых и практиков. С  точки зрения системной парадигмы, предложенной Я Корнаи и Г. Клейнером, и фирма, и регион, являясь системами объектного типа, по значимым для управленческого воздействия характеристикам совпадают, что, в свою очередь, предполагает использование идентичного аналитического аппарата, а также методологии при исследовании указанных систем.

Список литературы:

  1. Беляев В.И. Локальные рынки: их роль, место и значение в развитии воспроизводственных процессов в регионах [Текст] / Беляев В.И. // Экономика,  2010.-  № 5.-  С. 247-252.
  2. Булетова Н.Е. О роли базовых понятий российского законодательства в разработке и осуществлении региональных стратегий [Текст] /Булетова, Н.Е., Горелова И.В. // Право и экономика. - № 7(305). - С. 4 - 11.
  3. Ерохина Е.А. Развитие национальной экономики: системно-самоорганизационный подход [Текст]  / Ерохина Е.А.  // Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. – 160  с.
  4. Жуков Д.С. Метафоры фракталов в общественно-политическом знании: Монография [Текст] / Жуков Д.С., Лямин С.К. // Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т имени Г.Р. Державина, 2007. – 136  с.
  5. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления [Текст]/ Катькало В.С. //Автореферат на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хоз-вом (теория управления эк. системами).–СПб, 2007. – 41 с.
  6. Клейнер Г.Б. Системный ресурс экономики [Текст]  / Клейнер Г.Б. // Вопросы экономики, 2011. - № 1. - С. 89 - 100.
  7. Лексин В. Систематизация инструментов перспективного планирования территориального развития: настоятельная необходимость и конкретные предложения [Текст]  / Лексин В., Швецов А. // Российский экономический журнал, 2009. - № 5. – С. 12 – 48.
  8. Межевич Н. М. Определение категории «регион» в современном научном дискурсе [Текст] / Межевич Н. М. // Псковский регионологический журнал, 2006. - № 2. - С. 3 - 21.
  9. Пестерев В.В. «Районная» и «региональная» матрицы в региональных исторических исследованиях [Электронный ресурс] / Пестерев В.В. // Режим доступа: http://midday.narod.ru / rayon_i_region.html.
  10. Тархов С. Изменение административно-территориального деления России в XIII-XX вв [Текст]  / Тархов С. // Логос, 2005. - №1. - С. 65-101.
  11. Топоров В.Н. Пространство и текст [Электронный ресурс] / Топоров В.Н. // Режим доступа: http:// www.opentextnn.ru/space/?id=1810

References:

  1. Beljaev V.I. Local markets, their role, place and importance in the development of the reproduction processes in the regions [Lokal'nye rynki, ih rol', mesto i znachenie v razvitii vosproizvodstvennyh processov v regionah].  Economy.  2010.  № 5.  pp. 247-252.
  2. Buletova N.E. About the role of basic concepts of Russian legislation in the development and implementation of regional strategies [O roli bazovyh ponjatij rossijskogo zakonodatel'stva v razrabotke i osushhestvlenii regional'nyh strategij]. Law and Economics.  № 7(305).  pp. 4 - 11.
  3. Erohina E.A. development of the national economy: a system-self-organizational approach [Razvitie nacional'noj jekonomiki: sistemno-samoorganizacionnyj podhod]. Moscow, Publishing house of the Tomsk University, 1999.  160 p.
  4. Zhukov D.S. Metaphors of fractals in social and political knowledge. Monograph [Metafory fraktalov v obshhestvenno-politicheskom znanii. Monografija]. FEA State University of a name of G.R. Derzhavin, 2007. 136 p.
  5. Kat'kalo V.S Evolution of strategic management theory [Jevoljucija teorii strategicheskogo upravlenija]. Thesis for the degree of doctor of economic Sciences on the specialty 08.00.05 - Economics and national economy management. SPb. 2007. 41 p.
  6. Klejner G.B. System resource economy [Sistemnyj resurs jekonomiki].  Questions of economy.  2011. № 1. pp. 89 - 100.
  7. Leksin, V. Systematization of instruments for perspective planning of territorial development, the urgent need and specific proposals [Sistematizacija instrumentov perspektivnogo planirovanija territorial'nogo razvitija, nastojatel'naja neobhodimost' i konkretnye predlozhenija]. Russian economic journal. 2009. № 5. pp. 12 - 48.
  8. Mezhevich N. M. The definition of the category "region" in modern scientific discourse [Opredelenie kategorii region v sovremennom nauchnom diskurse].  PRM. 2006.  № 2. pp. 3 - 21.
  9. Pesterev V.V. District and regional matrix in the regional historical research [Rajonnaja i regional'naja matricy v regional'nyh istoricheskih issledovanijah].  http://midday.narod.ru / rayon_i_region.html.
  10. Tarhov S. The Change of the administrative-territorial division of Russia in the XIII-XX centuries [Izmenenie administrativno-territorial'nogo delenija Rossii v XIII-XX vv]. Logos. 2005. №1. pp.65-101.
  11. Toporov V.N. The space and the text [Prostranstvo i tekst]. access Mode: http:// www.opentextnn.ru/space/?id=1810.

Региональное развитие