Главная страница » Путеводитель по региональной экономике » Региональная экономика » Теории региональной экономики » Диссертационные исследования » Совершенствование методов формирования и оценки маркетингового потенциала региона

Совершенствование методов формирования и оценки маркетингового потенциала региона

Информация о диссертационном исследовании «Совершенствование методов формирования и оценки маркетингового потенциала региона»

Назарова Эльмира Аляровна

Совершенствование методов формирования и оценки маркетингового потенциала региона

  • Специальность 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика (маркетинг)
  • Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук
  • Год защиты: 2023
  • Работа выполнена в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», г. Санкт-Петербург

Основные положения диссертационного исследования

Актуальность темы исследования. На развитие региона оказывают влияние различные факторы, в том числе экономические, социальные, научные, технические и маркетинговые. В условиях турбулентного развития экономики важными факторами становятся рыночные и маркетинговые. Рыночные факторы определяют коммерческую успешность региона, а маркетинговые факторы оказывают влияние на формирование его конкурентной позиции, деловую репутацию и имидж, который является важным элементом регионального развития. Сложившийся имидж формирует восприятие региона потенциальной целевой аудиторией. Соответственно, благоприятный имидж региона может быть создан на основе проведения эффективных маркетинговых мероприятий, являющихся базисом маркетинговой политики региона. Маркетинговый потенциал региона представляет собой эффективный результат осуществления региональной политики, направленной на удовлетворение потребностей целевой аудитории. Вопросы, связанные с формированием, методическим обоснованием и оценкой маркетингового потенциала региона, являются недостаточно проработанными и изученными, что обусловило актуальность исследования.

Степень научной разработанности темы. Данное исследование посвящено проблеме оценки и формирования маркетингового потенциала региона и разработке прикладных рекомендаций по его совершенствованию.

Вопросы теории и методологии маркетинга были широко изучены: И.Б. Стукаловой, Н.А. Зайцевой, О.Н. Лариным, И.И. Скоробогатых, А.В. Лукиной, Г.Л. Азоевым, Л.А. Данченок, Т.П. Данько, Г.Г. Ивановым, Г.А. Карповой, С.В. Карповой, С.В. Мхитаряном, В.В. Никишкиным, М.Э. Сейфуллаевой, О.В. Чкаловой, А.В. Шишкиным, И.П. Эльяшевичем и др.

Наибольший вклад в теорию становления и развития территориального маркетинга внесли: Ф. Котлер, Д. Хайдер, Т.В. Сачук, А.М. Лавров, С.В. Ворд, А.И. Татаркин, Д. Эшворд, Е.Г. Анимица, А.Л. Гапоненко, И.В. Арженовский, А.Г. Гранберг, А.П. Панкрухин, Е.П. Голубков, С.Н. Андреев, И. Рейн, Х. Вуд, В.С. Сурнин, В.П. Чичканов, В.А. Бондаренко, И.А. Козлякова, Т.М. Орлова, И.В. Князева, К.Б. Норкин, Е.В. Демидова

Большое влияние на становление понятия «маркетинговый потенциал» оказал: В.П. Баранчеев, Д.В. Толстых, А.П. Родионова, Е.Н. Колесник, Е.В. Попов, Е.Н. Мальченков, С.Г. Стрижов.

Дефиниция «маркетинговый потенциал предприятия» была глубоко изучена: С.В. Бесфамильной, А.А. Рожковым, О.У. Юлдашевой, В.П. Баранчеевым, С.Г. Стрижовым, И.К. Кифоренко, А.И. Шацким, Е.Н. Колесник, Е.В. Поповым, Е.С. Рольбиной, Э. Сандэй, Т.Н. Батовой, Е.А. Крыловой.

Исследование понятия маркетингового потенциала территории с учетом регионального аспекта изложено в научных работах: Е.С. Куликовой, Т.П. Гореловой, А.П. Родионовой, Т.Н. Целых, Е.Н. Колесник, Б.Э. Айбы, Н.А. Данилова, И.А. Дудаковой.

Несмотря на наличие широкой теоретической базы, посвященной исследованиям маркетингового потенциала территории, инструментарий и методы оценки маркетингового потенциала именно в региональном аспекте освещены не в полной мере. Данное утверждение легло в основу выбора тематики диссертационного исследования, определения его целей и задач.

Цель исследования состоит в обосновании и решении научной проблемы по формированию и оценке маркетингового потенциала региона, определению стратегических альтернатив его развития.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи диссертационного исследования:

  1. Рассмотреть теоретические основы маркетингового потенциала региона за счет уточнения и детерминации понятий территориального и регионального маркетинга.
  2. Определить методические проблемы формирования и оценки маркетингового потенциала региона на основе эволюционного анализа существующих положений, посвященных формированию и оценке маркетингового потенциала предприятия, территории, региона.
  3. Выявить специфику и детерминанты развития маркетинговой среды региона с целью исследования позиции региона на основе показателей социально-экономического развития и сформировать стратегии конкурентного позиционирования на базе существующего теоретического аппарата.
  4. Проанализировать структуру регионального комплекса маркетинга и определить направления его трансформации путем добавления продуцированных элементов.
  5. Построить модель маркетингового потенциала на основе трансформированного комплекса маркетингового инструментария с целью определения инструментального базиса оценки маркетингового потенциала региона.
  6. Обосновать авторский методический подход к оценке маркетингового потенциала региона и разработать рекомендации по его совершенствованию.

Гипотеза исследования основывается на идее автора о том, что формирование эффективной маркетинговой деятельности определяется рыночной позицией региона и зависит от трансформации регионального комплекса маркетинга, на основе которого была выполнена оценка маркетингового потенциала региона. Управление маркетинговой деятельностью региона без учета постоянной адаптации маркетингового инструментария к трансформации и турбулентности рыночной среды не отвечает требованиям регионального рынка и обуславливает необходимость теоретического обоснования и методического обеспечения формирования и оценки маркетингового потенциала региона.

Объектом исследования является регион, в том числе город федерального значения, базисом развития которого является маркетингово-ориентированный подход.

Предметом исследования — организационно-управленческие отношения, которые создаются в процессе формирования и оценки маркетингового потенциала региона и способствуют реализации регионального комплекса маркетинга при разработке стратегии позиционирования.

Область диссертационного исследования. Диссертационное исследование выполнено в рамках паспорта специальности 5.2.3. — «Региональная и отраслевая экономика (маркетинг)» и соответствует следующим пунктам: 10.5. «Маркетинг на рынках товаров и услуг. Маркетинговые стратегии и маркетинговая деятельность хозяйствующих субъектов» и 10.19. «Маркетинг территорий как фактор социально-экономического развития и повышения инвестиционной привлекательности».

Научной новизной диссертационного исследования является развитие теоретических и методических положений по формированию и оценке маркетингового потенциала региона за счет развития и уточнения элементов комплекса маркетинга региона.

Основные результаты исследования. Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично автором:

  1.  Доказана необходимость организации регионального маркетинга в условиях турбулентного развития экономики. Авторская позиция заключается в уточнении категории «региональный маркетинг», включающий в себя комплекс маркетинговых мероприятий, целью которых является удовлетворение потребностей целевых групп потребителей со стороны всех субъектов рынка для достижения поставленных региональных маркетинговых целей и поддержания конкурентоспособных позиций в долгосрочной перспективе. Детерминация категорий «территориальный маркетинг» и «региональный маркетинг» трансформирует подходы к оценке маркетингового потенциала региона, что позволяет определить методические проблемы, связанные с его формированием и оценкой (п. 10.5).
  2. Выявлено, что маркетинговый потенциал региона представляет собой совокупность ресурсов и способностей региона, при помощи которых происходит обеспечение и поддержание устойчивого социально-экономического развития и конкурентоспособности региона в рамках его целей, задач, перспектив стратегического развития. Данное утверждение позволило обосновать роль маркетингового потенциала в трансформации маркетинговой среды в региональном аспекте. Констатировано, что успешное функционирование маркетинговой среды региона зависит от взаимосвязи ее элементов и маркетингового потенциала, выступающего связующим звеном между внутренним и внешним компонентами. Авторский подход обосновывает необходимость интеграции маркетингового потенциала в систему маркетинговых отношений региона (п. 10.19).
  3. Систематизированы подходы к оценке маркетингового потенциала территории в региональном аспекте на основе оценки природно-ресурсного, рыночного, социально-экономического потенциала, что позволило обосновать выбор стратегии развития территории. Модернизация применения существующего методического аппарата исследования маркетингового потенциала учитывает не только количественный, но и качественный аспект исследования, что позволяет проводить оценку разнородных регионов. Данный авторский вывод предполагает разработку методического подхода к формированию и оценке маркетингового потенциала региона при условии использования компонентов комплекса маркетинга региона (п. 10.5).
  4. Модифицирован комплекс маркетинга региона за счет внедрения продуцированных элементов, учитывающих региональную специфику. К традиционному комплексу маркетинга были добавлены следующие элементы комплекса маркетинга региона: «люди региона» и «бренд региона». Модифицированный комплекс маркетинга включает в себя традиционный маркетинговый инструментарий, состоящий из регионального продукта, инвестиций, местоположения, продвижения региона, а также дополнительных элементов: людей региона и бренда региона. Структура регионального комплекса маркетинга дает синергетику маркетинговых действий и позволяет определять направления реализации маркетинговой деятельности (п. 10.19).
  5. Предложен подход к выявлению позиции региона на основе показателей-мест, присвоенных регионам официальными органами статистики. В основу показателей-мест заложены значения основных социально-экономических показателей. На базе данных, полученных в ходе применения предложенного подхода к определению позиции региона происходит ранжирование регионов, исходя из полученных значений среднего арифметического по распределению мест, на следующие группы: регионы-лидеры, регионы-последователи лидера, регионы-претенденты на лидерство, регионы-обитатели ниш с целью выбора дальнейшей стратегии конкурентного позиционирования. Предложенный подход нацелен на совершенствование регионального рынка и обеспечение эффективного использования маркетинговых ресурсов региона с целью разработки определения стратегии позиционирования (п. 10.5).
  6. Разработан авторский методический подход к оценке маркетингового потенциала региона, опирающийся на инструментарий комплекса маркетинга и представляющий собой качественно-количественное исследование, включающее опрос респондентов, систематизацию показателей комплекса маркетинга и построение лепестковой диаграммы, на базе которой в наглядной форме предоставляется возможность точечного и совокупного мониторинга показателя маркетингового потенциала региона. Доказано, что конкурентные позиции региона определяются количественной и качественной оценкой, выполненной на основе предложенной методики, позволяющей разрабатывать прогноз различных сценариев применения: инвестиционного, государственного и маркетингового (п. 10.19).

Автореферат диссертации (текст)

ЗагрузчикЗагрузка...
Логотип EADСлишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Скачать документ [669.18 KB]

Статьи в журнале по теме: Совершенствование методов формирования и оценки маркетингового потенциала региона

Посмотреть еще в категории: Диссертационные исследования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *