Экономика сферы услуг

Экономика сферы услуг

Экономика сферы услуг

Сфера услуг — часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

Остальными частями экономики принято считать производство — промышленность и сельское хозяйство. В сферу услуг принято включать культуру, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание. Сферу услуг часто относят к постиндустриальному экономическому укладу из-за их развитой современной инфраструктуры. Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики по числу занятых (больше 60 %).

Экономика сферы услуг (экономика услуг) может относиться к одному или обоим из двух недавних экономических событий:

  • Возросшее значение сектора услуг в промышленно развитых странах. Текущий список компаний из списка Fortune 500 содержит больше сервисных компаний и меньше производителей, чем в предыдущие десятилетия.
  • Относительная важность обслуживания в предложении продукта. Сфера услуг в развивающихся странах в основном сосредоточена в сфере финансовых услуг, гостиничного бизнеса, розничной торговли, здравоохранения, социальных услуг, информационных технологий и образования. Продукты сегодня имеют более высокую сервисную составляющую, чем в предыдущие десятилетия.

Считается, что полный учет затрат и большинство мер по реформе бухгалтерского учета и денежно-кредитной реформе невозможны без хорошей модели экономики услуг.

ekonomika sfery uslug

Классификация и виды услуг

Сфера услуг включает обширный спектр отраслей, которые обычно подразделяют на три группы: потребительские (образование, здравоохранение, социальная помощь, туризм, культура и др.), обслуживающие взаимодействие экономических агентов и услуги государственного управления, обеспечения безопасности и охраны порядка. С 2005 года в России действует классификатор видов экономической деятельности в соответствии с международными стандартами, в котором выделяются девять видов услуг:

  • Оптовая и розничная торговля, ремонт.
  • Гостиницы и рестораны.
  • Транспорт и связь.
  • Финансовая деятельность.
  • Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.
  • Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение.
  • Образование.
  • Здравоохранение и предоставление социальных услуг.
  • Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Сектор услуг играет ведущую роль в мировой экономике и развивается наиболее динамично. В развитых странах доля услуг в ВВП достигает 65—75 %, а в занятости — свыше 70 %. Доля услуг в ВВП России в период с 1990 по 2013 год увеличилась с 32,6 % до 69 %. По динамике объём платных услуг на душу населения в стране с 2001 по 2014 год вырос в ценовом выражении на 88,4 %. Отраслевая классификация показывает, что в 2014 году торговля и прочие виды услуг имели наибольшую долю как в отраслевой структуре сферы (40 и 25 %), так и в структуре занятости (28,5 и 27,8 %).

Спецификация услуг

Любая услуга может быть четко и полно, последовательно и лаконично определена с помощью стандартных атрибутов, которые соответствуют принципу MECE (Mutual Exclusive, Collective Exhaustive).

  • Преимущества для потребителей услуг — (набор) преимуществ, которые могут быть активированы, расходуются и эффективно используются для любого авторизованного потребителя услуг и которые предоставляются по запросу. Эти преимущества должны быть описаны в терминах, значимых для потребителей.
  • Функциональные параметры, специфичные для конкретной услуги – параметры, которые являются существенными для соответствующей услуги и которые описывают важный аспект (аспекты) ландшафта обслуживания, результат услуги или результат услуги, например, сидит ли пассажир в проходе или на месте у окна.
  • Точка предоставления услуги – физическое местоположение и/или логический интерфейс, на котором потребителю предоставляются выгоды от услуги. На этом этапе подготовка к предоставлению услуг может быть оценена, а доставка может контролироваться и контролироваться.
  • Количество потребителей службы — количество потребителей, которым разрешено использовать службу.
  • Время готовности к предоставлению услуги – моменты, когда услуга доступна и все указанные элементы услуги доступны в точке доставки
  • Время поддержки потребителей услуг – моменты, когда служба поддержки («служба поддержки») доступна. Служба поддержки является единым контактным лицом (SPoC) для запросов на обслуживание. В это время со службой поддержки можно связаться с помощью общедоступных способов связи (телефон, Интернет и т. Д.).
  • Язык поддержки потребителей услуг – язык(и), на котором (языки) говорит служба поддержки.
  • Цель выполнения услуги – обещание поставщика предоставить услугу, выраженное как отношение количества успешных оказаний услуг к количеству запросов на обслуживание со стороны одного потребителя или группы потребителей за некоторый период времени.
  • Продолжительность ухудшения качества обслуживания – максимально допустимый интервал между первым возникновением ухудшения качества обслуживания и полным возобновлением и завершением оказания услуги.
  • Продолжительность оказания услуги – максимально допустимый срок для эффективного оказания всех услуг потребителю.
  • Единица предоставления услуги – объем/количество действий, составляющих оказанную услугу. Служит справочным объектом для Цены предоставления услуг, для всех расходов на услуги, а также для взимания платы и выставления счетов.
  • Стоимость оказания услуги – сумма денег, которую клиент платит за получение услуги. Как правило, цена включает в себя цену доступа к услуге, которая дает потребителю право запросить услугу, и цену потребления услуги для каждой предоставленной услуги.

Рекомендуемая литература

  1. Википедия.

Статьи в журнале по теме: Экономика сферы услуг

Посмотреть еще в категории: Сфера услуг

No items found

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *