Главная страница » Публикации » №2 (78) » Проблемы и решения кластеризации региона путём создания особых экономических зон (на примере Калужской области)

Проблемы и решения кластеризации региона путём создания особых экономических зон (на примере Калужской области)

Problems and solutions of clustering of the region by creating special economic zones (on the example of the Kaluga region)

Авторы

Круглов Владимир Николаевич
Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента
Российская Федерация, Институт управления, бизнеса и технологий, г. Калуга
vladkaluga@yandex.ru

Аннотация

Статья рассматривает актуальные императивы стратегического развития, возникающие в условиях современных экономических и геополитических вызовов, и направленные на эффективное решение проблем импортозамещения, технологического суверенитета, инновационной экономики и социально-экономического роста. Целью анализа является определение экономической эффективности особых экономических зон (ОЭЗ) в регионах Российской Федерации на примере Калужской области и их влияния на территориальную экономику. Исследование фокусируется на влиянии работы ОЭЗ на рост региональной экономики, мониторинге достижений Калужской области в формировании ОЭЗ и поиске узких мест процесса кластеризации. Для анализа использовались целевые программы территориального развития, программно-целевые документы и статистические отчеты. Применены системный, комплексный, процессный и ситуационный подходы. Ожидаемым результатом являются планово-прогнозные показатели дальнейшего развития ОЭЗ ППТ "Калуга" с целью приращения научного знания.

Ключевые слова

регион, инвестиции, инновации, кластер, особые экономические зоны, экономический эффект, рост уровня жизни населения, потенциал, ресурсы, планирование.

Рекомендуемая ссылка

Круглов Владимир Николаевич

Проблемы и решения кластеризации региона путём создания особых экономических зон (на примере Калужской области)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (78). Номер статьи: 7819. Дата публикации: 08.06.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7819/

Authors

Kruglov Vladimir Nikolaevich
Doctor of Economics, Professor of the Department of Management
Russian Federation, Institute of Management, Business and Technology, Kaluga
vladkaluga@yandex.ru

Abstract

The article considers the current imperatives of strategic development arising in the context of modern economic and geopolitical challenges and aimed at effectively solving the problems of import substitution, technological sovereignty, innovative economy and socio-economic growth. The purpose of the analysis is to determine the economic efficiency of special economic zones (SEZ) in the regions of the Russian Federation using the example of the Kaluga region and their impact on the territorial economy. The study focuses on the impact of the SEZ on the growth of the regional economy, monitoring the achievements of the Kaluga region in the formation of the SEZ and searching for bottlenecks in the clustering process. Targeted territorial development programs, program-target documents and statistical reports were used for the analysis. Systemic, integrated, process and situational approaches are used. The expected result is the planned and forecast indicators of further development of the Kaluga SEZ in order to increase scientific knowledge.

Keywords

region, investments, innovations, cluster, special economic zones, economic effect, increase in the standard of living of the population, potential, resources, planning.

Suggested Citation

Kruglov Vladimir Nikolaevich

Problems and solutions of clustering of the region by creating special economic zones (on the example of the Kaluga region)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (78). Art. #7819. Date issued: 08.06.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/7819/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Инвестиционный потенциал является неотъемлемой частью общего социально-экономического потенциала региона и тесно взаимосвязан с другими его составляющими. Эффективное взаимодействие всех элементов социально-экономического потенциала региона необходимо для его равномерного развития; в противном случае, отставание в развитии отдельных компонентов может замедлить развитие всей системы [1].

Инвестиционный потенциал, как возможность осуществления инвестиционной деятельности, определяется неиспользованными ресурсами, способствующими повышению экономической эффективности и конкурентоспособности региональной экономики. Он отражает возможность изменения социально-экономической системы и перехода к новому уровню развития.

Формирование государственной и региональной инвестиционной политики базируется на поиске оптимальных инструментов и моделей управления инвестиционным потенциалом. Для постоянного улучшения политики необходимо организовать мониторинг эффективности и результативности инвестиционной политики на основе разработки системы индикаторов [2].

 

Результаты исследований

В основе промышленной политики Калужского региона лежит кластерный принцип развития. Здесь активно развиваются более 10 кластеров. Формирование и развитие территориальных кластеров способствует росту инвестиционной активности и инвестиционной привлекательности Калужского региона на основе привлечения прямых иностранных инвестиций.

Преимущества кластерной организации высокотехнологичного инновационного бизнеса проявляются в росте инновационной активности региона, повышении эффективности инновационной деятельности на основе ускорения проведения исследований и разработок, создании единой технологической цепочки «исследование – разработка – производство – реализация, появлении новых возможностей коммерциализации инноваций [3, с.112].

В фармкластере (а также в сфере биомедицины) действует более 70 участников, представлены более 240 наименований лекарственных средств и биологически активных добавок (БАДов). Этот кластер является наиболее развитым в регионе.

IT-кластер, охватывающий информационно-коммуникационные технологии, объединяет 140 участников, включая разработчиков, поставщиков и производителей. Научно-образовательный блок активно готовит специалистов в области IT. Среди реализуемых проектов — IT-школа, IT-лицей, IT-кампус, «Умный город», система дистанционного обучения и др.

Кластер производства автомобилей и автокомпонентов включает более 30 компаний-производителей автокомпонентов, что обеспечивает широкие возможности для сотрудничества.

Кластер производства электроприборов и бытовой техники является производителем 100% телевизоров и мониторов Samsung, продаваемых на российском рынке.

Кластер металлообработки является наиболее производительным, объединяя 10 предприятий и обеспечивая 228 плавок на одном промежуточном ковше. В 2019 году «НЛМК-Калуга» установила мировой рекорд по продолжительности плавок.

Транспортно-логистический кластер включает два мультимодальных транспортно-логистических центра (МЛЦ «Freight Village RU»), которые значительно увеличили внешнеторговый оборот за последние несколько лет. Состав кластера также включает международный аэропорт «Калуга».

Туристско-рекреационный кластер входит в ТОП-10 регионов России по темпам развития туризма. Он объединяет 4000 памятников истории и культуры, предлагает 130 уникальных туристических маршрутов и развитую сеть туристической инфраструктуры.

Образовательный кластер обеспечивает 100% подготовки кадров в соответствии с потребностями экономики. В нем представлены 80 направлений подготовки, а также первый в России технопарк профессионального образования.

Пожалуй, сегодня наиболее эффективным инструментом развития как горизонтальных, так и вертикальных кластерных образований является система создания особых экономических зон (ОЭЗ). Однако даже у самых идеальных инструментов экономической политики не обходится без определённых недостатков. Минусы особых экономических зон (ОЭЗ) для региона могут включать такие аспекты, как [6, с.208]:

  1. Ущерб конкурентоспособности другим отраслям. Развитие ОЭЗ может привлечь значительное внимание и ресурсы, сконцентрированные по типу и кластерной принадлежности ОЭЗ, что может ослабить конкурентоспособность других отраслей в регионе.
  2. Ограниченное разнообразие экономики. Если регион полностью зависит от успеха ОЭЗ, это может создать уязвимость в случае изменения экономической ситуации в зоне или снижения спроса на продукцию, производимую в ОЭЗ. Монокультурность экономики может ограничить устойчивость и разнообразие развития региона.
  3. Создание искусственного дефицита ресурсов. Развитие ОЭЗ может создавать дополнительное «напряжение» на ресурсы в регионе, такие как энергия, вода, транспортная инфраструктура и рабочая сила. Если регион не готов обеспечить достаточные ресурсы для ОЭЗ, это может вызвать проблемы в сфере обслуживания и инфраструктуре [7, с.176].

Для комплексной оценки влияния активизации ОЭЗ на территории региона проведем SWOT анализ (таблица 1) и STEP анализ (табл. 2) работы ОЭЗ ППТ «Калуга», определим возможности и угрозы, влияющие на ее работу. STEP анализ работы ОЭЗ в Калужской области поможет выявить основные факторы, влияющие на работу ОЭЗ ППТ «Калуга» и определить стратегию развития, направленную на максимизацию ее потенциала в соответствии с внешней средой [8, с.34].

 

Таблица 1. SWOT анализ работы ОЭЗ ППТ «Калуга»

Сильные стороны Слабые стороны
Географическое расположение: сам регион и все площадки ОЭЗ ППТ «Калуга» находится в стратегически важном месте — удобный доступ к ключевой транспортной инфраструктуре, рынкам сбыта, деловой среде и социальной инфраструктуре. Зависимость от определенных отраслей: ОЭЗ ППТ «Калуга» может быть зависима от определенных отраслей, что как является преимуществом для привлечения бизнеса, так и увеличивает риск в случае изменения спроса или экономической конъюнктуры.
Успешное кластерное развитие экономики региона. Предприятия ОЭЗ ППТ «Калуга» входят в развивающиеся кластеры региона. Отсутствие свободных площадей при высоком интересе потенциальных инвесторов.
Внедрение предприятий ОЭЗ в общий развитый промышленный и технологичный рынок региона.  
Федеральные и региональные налоговые льготы, преференции.  
Господдержка, система сопровождения «одно окно», бизнес-ориентированная региональная среда.  
Развитая инфраструктура: транспортная, энергетическая, коммунальная, телекоммуникационная, цифровая и пр.  
Квалифицированный трудовой ресурс. Регион обладает доступом к квалифицированным специалистам, благодаря наличию высококачественных учебных заведений СПО, ВПО, специализированных центров обучения, научно-исследовательских центров.  
Возможности Угрозы
Привлечение новых инвесторов. Как российских, так и иностранных. Экономическая нестабильность: изменение политической ситуации, финансовые кризисы или изменение внешней торговой политики.
Развитие новых отраслей. ОЭЗ ППТ «Калуга» может развивать новые отрасли и привлекать инвестиции в области высоких технологий, инноваций и пр. Межрегиональная и рыночная конкуренция.
Расширение площадок, увеличение их размеров и количества. Введение новых законодательных норм или изменение правил функционирования ОЭЗ может повлиять на бизнес-процессы и привлекательность зоны для инвесторов.
Расширение экспорта. Недостаток квалифицированного персонала. Недостаток квалифицированной рабочей силы в том или ином рынке. Особенно для развития высокотехнологичных отраслей.
Увеличение объемов производства.  
Партнерство с учебными заведениями.  

 

Таблица 2. STEP анализ работы ОЭЗ ППТ «Калуга»

Социальные факторы (Social)
Демография: демографическая структура населения может повлиять на потребительский рынок.
Кадры, рабочая сила:

— наличие квалифицированной рабочей силы и доступ к высшим учебным заведениям способствует развитию инновационных отраслей и привлечению инвесторов.

— уровень мобильности рабочей силы может влиять на спрос на рабочую силу и стабильность трудового рынка в ОЭЗ.

Образование и навыки: уровень образования и квалификации местного населения может влиять на доступность квалифицированной рабочей силы для компаний.
Преимущества для местного населения: ОЭЗ могут способствовать повышению квалификации местных жителей через обучение и обмен опытом.
Социальная ответственность бизнеса: компании должны также учитывать социальные аспекты, такие как взаимодействие с местным сообществом и экологические вопросы.
Качество жизни: высокое качество жизни в регионе Калуга может привлекать специалистов и инвесторов, создавая благоприятную среду для развития бизнеса в ОЭЗ.
Технологические факторы (Technological)
Инновации и технологический прогресс:
— развитие ОЭЗ может стать катализатором для разработки и внедрения передовых технологий

— доступ к передовым технологиям и инновациям может способствовать развитию высокотехнологичных отраслей и привлечению инвестиций в ОЭЗ Калуга.

— уровень научно-технического развития и доступ к инновациям в регионе могут влиять на конкурентоспособность компаний в ОЭЗ.

Цифровизация и цифровая трансформация:

— использование современных технологий и цифровизация производства могут повысить эффективность бизнеса в ОЭЗ и его привлекательность для инвесторов.

— продвинутая цифровизация и автоматизация процессов в ОЭЗ может улучшить эффективность производства, управления и коммуникаций внутри зоны.

— продвинутая цифровая инфраструктура и использование цифровых технологий могут повысить эффективность бизнес-процессов и привлечь компании, ориентированные на цифровую экономику.

Экономические факторы (Economic)
Налоговые льготы и инвестиционный климат:

— уровень налоговых льгот и инвестиционный климат в регионе существенно влияет на решение компаний о вложении средств в ОЭЗ.

— налоговые преференции могут привлечь как отечественные, так и иностранные инвесторы, что будет способствовать развитию региона.

Экономическая стабильность:

— экономическая стабильность и прогнозируемость в регионе могут быть важными факторами для инвесторов, желающих вложить средства в ОЭЗ.

Рыночный доступ: доступ к рынкам сбыта и возможность экспорта продукции из ОЭЗ могут существенно влиять на его привлекательность для компаний.
Инвестиции:

-привлечение инвестиций в ОЭЗ может не только способствовать экономическому росту региона, но и созданию инновационных кластеров и новых рынков.

— поддержка правительства и доступ к финансовым ресурсам способствуют привлечению инвестиций и развитию бизнеса в ОЭЗ Калуга.

Развитие экспорта: повышение экспортного потенциала продукции, производимой в ОЭЗ, может способствовать увеличению объемов экспорта.
Политические факторы (Political)
Политическая стабильность:

— уровень политической стабильности в регионе может влиять на уверенность инвесторов и их готовность вкладывать средства.

— поддержка правительства, политическая поддержка и стабильность правительства способствуют развитию ОЭЗ Калуга и обеспечивают предсказуемые условия для бизнеса.

Законодательство: изменения в законодательстве, включая налоговые и торговые политики, могут повлиять на условия работы в ОЭЗ
Международные отношения: геополитические факторы и отношения с другими странами могут оказывать влияние на ОЭЗ через торговлю, инвестиции и другие каналы.

 

Как видно из результатов анализа, сегодня происходит равномерное развитие региона. Наряду с другими предложениями региона по инвестиционным площадкам ОЭЗ закрывает проблемы развития отдаленных территорий и усиливает территории с высоким потенциалом. Происходит стимулирование экономического роста. Экономические налоговые льготы играют важную роль в успешной работе ОЭЗ и стимулируют процессы в реальном секторе производства [9].

Потенциал ОЭЗ ППТ «Калуга» снижает уровень безработицы в регионе. Это улучшает ситуацию на рынке труда и способствует снижению безработицы, что в свою очередь положительно влияет на уровень жизни местного населения и рост средней заработной платы.

Технологический прогресс и цифровизация являются ключевыми факторами для повышения эффективности и конкурентоспособности ОЭЗ. Происходит развитие инноваций и перенос технологий. Трансфер технологий, опыта и знаний в ОЭЗ «Калуга» позволяют привлекать многочисленных зарубежных инвесторов, что служит повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции в целом.

Социальные аспекты также служат делу успеха проектов ОЭЗ, включая вовлечение местного населения, обеспечение социальной ответственности бизнеса и учет экологических вопросов. Политическая поддержка и стабильность правовой базы необходимы для обеспечения долгосрочного успеха ОЭЗ и создания благоприятной инвестиционной среды. Развитие инфраструктуры, как в зоне, так и в ее окрестностях, способствует росту темпов развития региона [10, с.41].

Идёт развитие профессионального образования. Профессиональное обучение жителей территории происходит по востребованным и хорошо оплачиваемым специальностям. Повышается устойчивость местного бюджета, происходит увеличение доли собственных доходов. Все это положительно влияет на экономику, социальную сферу и качество жизни в калужском анклаве. В целом, успешное функционирование ОЭЗ требует комплексного подхода, учета всех вышеперечисленных факторов и сотрудничества между государством, бизнесом и населением.

С учетом высоких экономических показателей работы ОЭЗ ППТ «Калуга», положительного влияния на социально-экономический рост региона, высокой востребованности среди потенциальных и занятости почти 100 % территорий в перспективе целесообразным будет расширение ОЭЗ, открытие новых площадок.

Согласно оценке Минэкономразвития Российской Федерации в 2022 году ОЭЗ ППТ «Калуга» стала лидером по объёму привлеченных инвестиций. Кроме того, она была признана наиболее эффективной промышленно-производственной площадкой. Обе территории ОЭЗ практически заполнены. Свободными остаются менее 4% площади. Однако интерес инвесторов все возрастает.

Для дальнейшего положительного воздействия на развитие региональной экономики, удовлетворения спроса потенциальных инвесторов и реализации потенциала такого инструмента как ОЭЗ, автор полагаем, что достаточно целесообразным станет создание новой, третьей площадки ОЭЗ ППТ «Калуга», а также работа с существующими предприятиями инвесторами в части увеличения мощностей и развития технологичного потенциала.

Новую площадку ОЭЗ возможно полностью отдать под развитие фармацевтического кластера. Новая площадка может стать одним из крупнейших фармакологических кластеров в ЦФО страны. Предприятия интегрируются в существующий фармпроизводственный потенциал региона. Развитие фармакологического кластера способствует импортозамещению ряда жизненно важных препаратов.

В связи с запросами инвесторов региональные власти уже начали работу по организации новой производственной площадки. Для создания третьей площадки региональными властями сформирован земельный участок на 114 гектаров недалеко от областного центра. По соседству с ним проходит федеральная автотрасса М-3 и железная дорога.

Таким образом, расширение ОЭЗ ППТ «Калуга» должно способствовать реализации приоритетных направлений развития преференциальных режимов в России – импортозамещению и технологическому развитию региональной экономики.

 

Заключение

В России приоритетными направлениями для развития преференциальных режимов, таких как особые экономические зоны (ОЭЗ), являются импортозамещение и технологическое развитие. В 2023 году механизму ОЭЗ в России исполнилось 18 лет. За это время была достигнута высокая эффективность, и дальнейшее развитие будет только усиливать этот результат. Примером успешной реализации ОЭЗ является ОЭЗ ППТ «Калуга», которая динамично развивается. Объем инвестиций в создание и развитие производств в этой зоне превысил 108 миллиардов рублей. Расширение ОЭЗ является закономерным трендом, который подтверждает эффективное использование имеющегося потенциала и привлекательность этих зон для инвесторов, готовых реализовывать новые проекты в приоритетных отраслях региональных экономик.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (Дата обращения 23.12.2023)
  2. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (Дата обращения 17.12.2023)
  3. Асаул, А.Н., Перевязкин, В.Б., Старовойтов, М.К. /Инновационно- инвестиционное развитие России. СПб.: СПбГАСУ, 2108. – 192 с.
  4. Бекетова, А.М. Обзор методов оценки инвестиционной привлекательности региона / А.М. Бекетова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2019. — № 4. — Ч. 1 – С. 75-76.
  5. Гайдамакина, И.В. Разработка поэтапной методики оценки инвестиционной привлекательности регионов ЦФО / И.В. Гайдамакина // Вестник ОрелГИЭТ. — 2020. — № 2 (52). — С. 187-193.
  6. Круглов, В.Н., Лисуков, Р.М. Особенности проектного управления в государственной сфере. Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии, № 5, 2022, стр. 208-210. – ISSN 2412-883Х.
  7. Круглов, В.Н. Инновационные аспекты «бережливого производства» в России. «Управленческий учет», выпуск N 9 2022, стр. 71-78. – ISSN 1814-8476.
  8. Риск-менеджмент: учебное пособие / коллектив авторов; под общ. Ред. В.Н. Круглова. – Москва: КНОРУС, 2022. – 260 с. – (Бакалавриат). – ISBN 978-5-406-09791-5.
  9. Старшов, А.А. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 2 (февраль). – URL: http://e-koncept.ru/2019/194014.html (Дата обращения 12.01.2024)
  10. Хайруллина, А.М. Региональное инвестиционное законодательство: современное состояние и перспективы развития // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2019. – № 3 (21). – С. 39–45

 

References

  1. Federal Law of July 22, 2005 No. 116-FZ «On Special Economic Zones in the Russian Federation» [Federal’nyy zakon ot 22 iyulya 2005 g. № 116-FZ «Ob osobyykh ekonomicheskikh zonakh v Rossiyskoy Federatsii»]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (Accessed December 23, 2023).
  2. Federal Law of February 25, 1999 No. 39-FZ «On Investment Activities in the Russian Federation Carried Out in the Form of Capital Investments» [Federal’nyy zakon ot 25.02.1999 N 39-FZ «Ob investitsionnoy deyatel’nosti v Rossiyskoy Federatsii, osushchestvlyaemoy v forme kapital’nykh vlozheniy»]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/ (Accessed December 17, 2023).
  3. Asaul, A.N., Perevyazkin, V.B., Starovoitov, M.K. Innovative and Investment Development of Russia [Innovatsionno-investitsionnoe razvitie Rossii]. St. Petersburg: SPbGASU, 2018. — 192 p.
  4. Beketova, A.M. Overview of Methods for Assessing the Investment Attractiveness of the Region [Obzor metodov otsenki investitsionnoy privlekatel’nosti regiona] / A.M. Beketova // Economics and Management of Innovative Technologies. — 2019. — No. 4. — Pt. 1 – P. 75-76.
  5. Gaydamakina, I.V. Development of a Stage-by-Stage Methodology for Assessing the Investment Attractiveness of the Central Federal District Regions [Razrabotka poetapnoy metodiki otsenki investitsionnoy privlekatel’nosti regionov TsFO] / I.V. Gaydamakina // Vestnik OrelGIET. — 2020. — No. 2 (52). — P. 187-193.
  6. Kruglov, V.N., Lisukov, R.M. Features of Project Management in the Public Sector [Osobennosti proektnogo upravleniya v gosudarstvennoy sfere] // Competitiveness in the Global World: Economy, Science, Technologies, No. 5, 2022, pp. 208-210. – ISSN 2412-883X.
  7. Kruglov, V.N. Innovative Aspects of «Lean Production» in Russia [Innovatsionnye aspekty «berezhlivogo proizvodstva» v Rossii] // Management Accounting, Issue N 9 2022, pp. 71-78. – ISSN 1814-8476.
  8. Risk Management: Textbook / collective authors; ed. by V.N. Kruglov [Risk-menegment: uchebnoe posobie / kollektiv avtorov; pod obshch. Red. V.N. Kruglova] // Moscow: KNORUS, 2022. – 260 p. – (Bachelor’s Degree). – ISBN 978-5-406-09791-5.
  9. Starshov, A.A. Legal Regulation of Investment Activities in the Russian Federation [Pravovoe regulirovanie investitsionnoy deyatel’nosti v Rossiyskoy Federatsii] // Scientific and Methodological Electronic Journal «Concept». – 2019. – No. 2 (February). – URL: http://e-koncept.ru/2019/194014.html (Accessed January 12, 2024).
  10. Khayrullina, A.M. Regional Investment Legislation: Current State and Development Prospects [Regional’noe investitsionnoe zakonodatel’stvo: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya] // Legal Science and Law Enforcement Practice. – 2019. – No. 3 (21). – P. 39–45.

Еще в рубриках

Калужская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *