Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (62), 2020

Анализ развития кластерной экономики Калужской области

Cluster development analysis in the Kaluga region

Авторы


заместитель генерального директора
Россия, АО «Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области», г. Обнинск
grankov@airko.org


д.э.н., профессор отделения социально-экономических наук
Россия, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
tbur69@mail.ru

Аннотация

В статье представлены результаты анализа кластерной политики в Калужской области-лидера по формированию кластерной экономики в России. Это позволило обосновать вывод об эффективности реализации кластерной модели развития региональной экономики.

Ключевые слова

Калужская область, кластерная экономика, кластер, кластерная политика

Рекомендуемая ссылка
Гранков Павел Юрьевич , Бурцева Татьяна Александровна
Анализ развития кластерной экономики Калужской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (62). Номер статьи: 6208. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6208/
Authors

Grankov Pavel Yur'yevich
Deputy General Director
Russia, Agency for Innovative Development of Kaluga Region
grankov@airko.org

Burtseva Tat'yana Aleksandrovna
Doctor of Economic Sciences
Russia, National Research Nuclear University MEPhI
tbur69@mail.ru

Abstract

The article presents the analysis of cluster policy of the Russian Federation and Kaluga region. As a result, the author made conclusions about the effectiveness of cluster model in the regional economy development.

Keywords

Kaluga region, cluster economy, cluster, cluster policy

Suggested Citation
Grankov Pavel Yur'yevich , Burtseva Tat'yana Aleksandrovna
Cluster development analysis in the Kaluga region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (62). Art. #6208. Date issued: 2020-05-07. Available at: https://eee-region.ru/article/6208/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Сегодня формирование и развитие высокотехнологичных, промышленных и инновационных кластеров является основой для экономического развития большинства субъектов Российской Федерации. Стратегия инновационного развития России на период до 2020 г. была направлена на сбалансированное развитие национальной инновационной системы посредством повышения эффективности использования действующих институтов развития: особых экономических зон, индустриальных парков, технопарков, промышленных парков, инновационных, промышленных и территориальных кластеров [3]. Целесообразность создания данных элементов инновационной экосистемы в регионах России находит отражение и в большинстве национальных проектов, например, «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт», разработанных в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

 

Теоретический обзор

Термин «кластер» сегодня используется в самых разнообразных отраслях. Например, учёные в ядерной энергетике г. Обнинск – первого наукограда России под кластером понимают коррелированные группы элементарных частиц. В математике кластер — это класс родственных элементов статистической совокупности. Лингвисты за кластер принимают группу близких языков и диалектов [4]. Однако наибольшую популярность термину «кластер» принесла экономическая наука. Определение «кластеру», ставшее уже классическим, дал американский экономист М. Портер. Согласно его теории кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. [2] Основой кластера должна стать «тройная спираль» эффективного взаимодействия власти, бизнеса, образования и науки.

В Российской Федерации история кластерного развития официально началась с принятия в 2005 году Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в котором был описан кластер как совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией [5]. Ключевым шагом перехода на кластерный путь всё же является разработка и утверждение Минэкономразвития России методических рекомендаций по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации в 2008 году. Именно там впервые в России было дано определение территориального кластера, под которым понималось объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг [6]. Важным выводом методических рекомендаций является то, что формирование и развитие кластеров признано эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. В 2010 году в рамках запущенной Минэкономразвития России программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Калужской и Самарской областях, а также Алтайском крае были созданы первые центры кластерного развития, целью которых стало формирование и развитие территориальных кластеров в субъектах Российской Федерации.

В последнее время быстрыми темпами развиваются туристические территории. Кластерный подход в развитии регионального туризма предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами [7]. Сегодня туриндустрия также имеет определение «туристический кластер», что есть совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, созданных по решению Правительства РФ и расположенных на одном или нескольких участках территории субъектов РФ и муниципальных образований, определяемых Правительством РФ.

Важным этапом развития кластерной политики в России стала реализация программы Минэкономразвития России по поддержке инновационно-территориальных кластеров во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 г., а также решений Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. В 2012 году Минэкономразвития России провело конкурсный отбор, по итогам которого были отобраны 27 кластеров для предоставления целевых субсидий из федерального бюджета. Суммарный объем финансирования кластеров в 2013-2015 годах составил более 5 млрд. рублей.

В 2014 году в рамках реализации промышленной политики Минпромторг России также стал использовать кластерный механизм, закрепив в Федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации» определение промышленного кластера как совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации [8]. Участники такого промышленного кластера получают возможность прямого возмещения части затрат, понесенных при реализации совместного кластерного проекта. Данный механизм государственной поддержки промышленных предприятий состоит из двух этапов: включение кластера в Реестр промышленных кластеров Минпромторга России и отбор кластерных проектов для финансирования.

На данном этапе из всех вышеперечисленных мер государственной поддержки кластерного развития действует программа поддержки малого и среднего предпринимательства, которая распространяется на участников территориальных кластеров. Однако, на данный момент «не существует целостного представления о состоянии и результатах функционирования кластеров в регионах России» [1, 41]. Имеющиеся информационные ресурсы (например, https://map.cluster.hse.ru/) не дают возможности оценить результативность деятельности кластеров для региональной экономики. Исследованию данного вопроса посвящена данная работа.

 

Кластерное движение в Калужской области

Калужская область является одним из первых регионов России, применивших кластерную модель экономического развития. Путь от депрессивного региона до территории с благоприятными для развития бизнеса условиями у Калужской области занял десять лет.

Историческим моментом для всего региона стала разработка в 2009 году Правительством Калужской области стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года, которая предусматривает обеспечение устойчивого экономического развития за счет реализации потенциалов трех «И» — инноваций, инвестиций, индустрии туризма [9].

Проводником экономической политики Правительства в Калужской области являются региональные институты развития: агентство регионального развития, корпорация развития, агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области, агентство развития бизнеса, которые успешно содействуют привлечению инвестиций и развитию бизнеса на территории области.

Ставка в стратегии на кластерное развитие экономики стала приоритетной для Калужской области. Сегодня в регионе активно развиваются кластеры автомобилестроения, фармацевтики, композитов и керамики, транспортно-логистический, туристско-рекреационный, информационно-коммуникационных и ядерных технологий, а также образования и науки. В настоящее время в Калужской области формируются кластеры транспортного машиностроения и железнодорожной техники, производства и переработки пищевой продукции.

Локомотивами региональной экономики являются кластеры автомобилестроения, а также фармацевтики, биотехнологий и биомедицины. Наиболее продвинутым по лучшим мировым стандартам инновационным кластером является фармацевтический кластер. Кластер был сформирован в 2011 году и в марте 2012 года был юридически оформлен в виде некоммерческого партнерства «Калужский фармацевтический кластер». В момент создания кластер объединял 12 предприятий с общим объемом совокупной выручки 5,2 млрд. рублей. За 7 лет развития кластера число предприятий-участников выросло до 65, а выручка от реализации произведенной продукции составила 55,2 млрд. рублей, продемонстрировав рост почти в 11 раз. Предприятиями кластера выпускается 162 наименования ГЛС (готовых лекарственных средств). Более 70% составляет инновационная продукция. В фармацевтическом кластере уже 12 заводов по производству готовых лекарственных средств, в числе инвесторов крупнейшие мировые концерны «АстраЗенека Индастриз», «Ново Нордиск», «Хемофарм», «Берлин Фарма». В 2012 году Калужская область приняла участие в конкурсном отборе Минэкономразвития России пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров и представила программу развития инновационного кластера «Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина». Согласно постановлению Правительства РФ № 188 от 06 марта 2013 года кластеру присвоен статус пилотного инновационного территориального кластера Российской Федерации. Фармацевтический кластер Калужской области является одним из 11 участников приоритетного проекта Минэкономразвития России «Формирование инновационных кластеров — лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня». Результативность и сбалансированность системы управления кластером была подтверждена в ходе процедуры выездного аудита и экспертной оценки, проведенной Европейским Секретариатом Кластерного Анализа (ESCA) в 2017 году, по итогам которого фармацевтический кластер стал первым в России обладателем серебряного сертификата «Cluster Excellence». По объемам производства кластер автомобилестроения занимает 11% в российском автопроме и входит в TOП-3 российских автопроизводителей. К примеру, в 2006 году доля автопроизводства в промышленном объеме региона составляла 0%, а доля производства калужской автомобильной промышленности в российском автопроме – 0,1%.  По итогам 2019 года автомобильная промышленность обеспечивает 33,5% в региональном валовом продукте.  В составе кластера объединены российские и иностранные предприятия. Ядро кластера составляют три OEM-производителя: Фольксваген Груп Рус, Пежо-Ситроен Митсубиши Аутомотив и российские предприятия концерна «Вольво». В структуру кластера также входят 30 крупнейших производителей автокомпонентов 1, 2 и 3-го уровней.  Именно с открытия завода «Фольксваген» началась история новой региональной экономики, коренным образом изменившая структуру промышленного комплекса Калужской области. Создавая кластеры, Правительство Калужской области ориентируется на отрасли с потенциалом роста, рассматривает кластеры как эффективные коммуникационные площадки, которые позволяют добиться мощной синергии и ускоренного развития для участников кластеров и экономики региона за счет реализации механизма «тройной спирали». Кластеризация отраслей региональной экономики способствует развитию конкурентоспособности предприятий, открывает новые возможности по реализации совместных проектов, позволяет качественно и эффективно решать проблемы подготовки кадров в интересах всех участников кластеров.

 

Результативность кластерной политики Калужской области

Сегодня Калужская область, вложившая в инфраструктуру территорий 22 млрд. рублей, является одним из наиболее успешных субъектов России с благоприятным инвестиционным климатом. По итогам 2018 года Калужская область заняла 4 место в рейтинге инвестиционного климата субъектов Российской Федерации (АСИ) [10]. Создание индустриальных парков и формирование кластеров стало одним из первых шагов после принятия стратегии социально-экономического развития региона, что позволило сформировать сбалансированные высокотехнологичные цепочки в кластерах. Калужская область занимает высокие позиции по инвестиционной привлекательности. Создание благоприятных условий для бизнеса способствует успешной реализации инновационной деятельности в регионе.

Кластерная политика как основа стратегии социально-экономического развития Калужской области, реализуемая в регионе в течение 13 лет, прошла проверку сложными экономическими условиями и вывела регион в лидеры по многим экономическим показателям. За время реализации кластерной политики в Калужскую область привлечено свыше 250 млн. рублей на формирование и развитие кластеров, поддержку предприятий-участников инновационных и территориальных кластеров. Данные средства позволили не только повысить внутреннюю кооперацию между предприятиями Калужской области, реализовать ряд программ повышения квалификации, подготовки кадров и увеличить число экспортных предприятий, но и существенно улучшить инновационную инфраструктуру в регионе, создав целый ряд востребованных элементов экосистемы: центры коллективного пользования и региональный инжиниринговый центр в области лазерных технологий и фармацевтики, центр практического обучения на базе ИАТЭ НИЯУ МИФИ. Сегодня кластерная политика объединяет свыше 310 предприятий и организаций Калужской области с общим объемом реализованных товаров и услуг 323 млрд. рублей. Важно отметить, что все кластеризованные отрасли региональной промышленности являются новыми для Калужской области, начало которым было положено в Стратегии социально-экономического развития в 2009 году.

В 2019 году Калужская область заняла первое место в России по объему производства продукции обрабатывающих производств на душу населения, первое место в ЦФО по объему промышленного производства на душу населения и седьмое в рейтинге инновационного развития субъектов федерации, регион входит в число лидеров по количеству привлеченных за последние годы инвестиций и построенных предприятий, темпам роста доходов населения и количеству внедряемых в производство передовых технологий. Объём промышленного производства вырос с 22 миллиардов рублей в 2000 году до 889 миллиардов рублей в 2019 году. В сопоставимых ценах он увеличился в 6,3 раза. В 2019 году в Калужской области было выпущено 12% от всего объёма произведённых в Российской Федерации автомобилей, 42 процента двигателей внутреннего сгорания для автотранспортных средств, 41 процент телевизоров, 22 процента магистральных электровозов, 16 процентов стиральных машин. С 2006 года в Калужской области реализовано 115 проектов, прямые инвестиции в построенные предприятий превышают 1 млрд. рублей [11].

По оценкам авторов в текущих ценах объем производства в кластерах рос на 29% в год с 2009-2019гг., в целом по области на 18%, что подтверждает вывод о результативности деятельности кластеров для экономики Калужской области. На рис. 1 представлен вклад в прирост валовой добавленной стоимости Калужской области в 2017 году, таким образом, Калужская область является регионом – драйвером экономического роста в России.

 

Вклад в прирост ВДС России отдельных субъектов Российской Федерации в 2017г., п.п.

Рис. 1 Вклад в прирост ВДС России отдельных субъектов Российской Федерации в 2017г., п.п.

 

Успех кластерной политики Калужской области определяет четкая и понятная инвестиционная философия, набор принципов, транслируемых по всей вертикали власти. Региональная инновационная система и выделение приоритетов развития региона позволили создать уникальные для Российской Федерации возможности по скорости реализации инвестиционных проектов и привлечь в регион крупнейших мировых производителей, ставших флагманами развития экономики региона, вокруг которых формируются территориальные кластеры. Крупные производители сегодня притягивают все больше средних и малых глобальных и локальных компаний, формируя с ними эффективные технологические цепочки.

 

Литература

  1. Алешникова В.И., Бурцева Т.А. Маркетинг территорий: производительность труда в кластерах Калужской области// в книге: Актуальные проблемы управления — 2016 21-я Международная научно-практическая конференция. 2016. С. 40-43.
  2. Портер М. Международная конкуренция. — М., Международные отношения, 1993.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.»
  4. Материал из Википедии — свободной энциклопедии // URL: https://wiki.monavista.ru/Кластер
  5. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
  6. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо Минэкономразвития РФ от 26 декабря 2008 г. № 20615-АК/Д19).
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».
  8. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
  9. Постановление Правительства Калужской области №250 от 29 июня 2009 г. «Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года».
  10. Вестник Министерства экономического развития Калужской области №7, 2019 г. URL: https://arrko.ru/uploads/heralds/182/ca2a6bef32d1d503f.pdf
  11. Отчетный доклад Губернатора Калужской области А.Д. Артамонова об основных направлениях и результатах работы Правительства Калужской области в 2019 году от 8 февраля 2020 г. URL: http://admoblkaluga.ru/sub/government/current_activities/reports/

 

Literature

  1. Aleshnikova V.I., Burtseva T.A. Territory marketing: labor productivity in clusters of the Kaluga region [Marketing territoriy: proizvoditel’nost’ truda v klasterakh Kaluzhskoy oblasti]// in the book: Actual Problems of Management — 2016 21st International Scientific and Practical Conference. 2016.S. 40-43.
  2. Porter M.International competition [Mezhdunarodnaya konkurentsiya]. — M., International Relations, 1993.
  3. Decree of the Government of the Russian Federation of December 8, 2011 No. 2227-r “On the Strategy for Innovative Development of the Russian Federation for the period until 2020” [O Strategii innovatsionnogo razvitiya RF na period do 2020 g.]
  4. Material from Wikipedia — the free encyclopedia // URL: https://wiki.monavista.ru/ Cluster
  5. Federal Law of July 22, 2005 N 116-ФЗ (as amended on July 18, 2017) “On Special Economic Zones in the Russian Federation” [Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh v Rossiyskoy Federatsii].
  6. Methodological recommendations for the implementation of cluster policy in the constituent entities of the Russian Federation [Metodicheskiye rekomendatsii po realizatsii klasternoy politiki v sub»yektakh Rossiyskoy Federatsii] (letter of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation dated December 26, 2008 No. 20615-AK / D19).
  7. Decree of the Government of the Russian Federation of August 2, 2011 No. 644 “On the federal target program“ Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018) ” [Razvitiye vnutrennego i v»yezdnogo turizma v Rossiyskoy Federatsii (2011-2018 gody)].
  8. Federal Law of December 31, 2014 No. 488-ФЗ “On Industrial Policy in the Russian Federation”.
  9. Decree of the Government of the Kaluga Region No. 250 dated June 29, 2009 “Strategy for the socio-economic development of the Kaluga Region until 2030” [O promyshlennoy politike v Rossiyskoy Federatsii].
  10. Bulletin of the Ministry of Economic Development of the Kaluga Region [Vestnik Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Kaluzhskoy oblasti] No. 7, 2019 URL: https://arrko.ru/uploads/heralds/182/ca2a6bef32d1d503f.pdf
  11. Report of the Governor of Kaluga Region A.D. Artamonov on the main directions and results of the work of the Government of the Kaluga Region in 2019 [Otchetnyy doklad Gubernatora Kaluzhskoy oblasti A.D. Artamonova ob osnovnykh napravleniyakh i rezul’tatakh raboty Pravitel’stva Kaluzhskoy oblasti v 2019 godu] from February 8, 2020 URL: http://admoblkaluga.ru/sub/government/current_activities/reports/

Пространственная экономика