Главная страница » Публикации » №4 (72) » Регулирование безработицы и социальной защиты населения Кыргызстана и Казахстана в условиях ЕАЭС

Регулирование безработицы и социальной защиты населения Кыргызстана и Казахстана в условиях ЕАЭС

Regulation of unemployment and social protection of the population Kyrgyzstan and Kazakhstan in the conditions of the EAEU

Авторы

Жамбыл Жакып Жамбылулы
аспирант
Кыргызстан, Бишкекский государственный университет им. К.Карасаева
metro-malva-75@mail.ru
Чылабаева Асель Кубанычбекова
аспирантка 3 курса
Кыргызстан, Бишкекский государственный университет им. К.Карасаева
Жакшылык кызы Райма
аспирантка 3 курса
Кыргызстан, Бишкекский государственный университет им. К.Карасаева

Аннотация

Исследованы основные проблемы безработицы, влияние заработной платы работников предприятия на жизненный уровень населения стран ЕАЭС, направления системы социальной защиты населения Казахстана и Кыргызстана в условиях пандемии Covid-19 и экономического кризиса. На основании статистических данных стран ЕАЭС, произведен анализ уровня безработицы и среднемесячного номинального размера заработной платы работающих за последние пять лет. Выявлены основные проблемы многодетных семей по социальной защите. Поставлен вопрос об эффективном использовании информации по трудоустройству безработных, используя цифровизацию в сфере труда и социальной защиты на всем пространстве стран Евразийского Экономического Союза. Изучены и выявлены основные социальные выплаты населению Республик Казахстана и Кыргызстана. Сформулированы предложения по разработке единой научно-обоснованной методики по расчету минимальных социальных пособий, улучшению рынка труда и социальной защиты населения в ЕАЭС.

Ключевые слова

Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), Кыргызстан, Казахстан, регулирование безработицы, социальная защита населения.

Рекомендуемая ссылка

Жамбыл Жакып Жамбылулы , Чылабаева Асель Кубанычбекова , Жакшылык кызы Райма

Регулирование безработицы и социальной защиты населения Кыргызстана и Казахстана в условиях ЕАЭС// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (72). Номер статьи: 7201. Дата публикации: 03.10.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7201/

Authors

Zhambyl Zhakyp Zhambyluly
graduate student
Kyrgyzstan, Bishkek State University named after K.Karasaeva
metro-malva-75@mail.ru
Chylabayeva Asel Kubanychbekova
3rd year postgraduate student
Kyrgyzstan, Bishkek State University named after K.Karasaeva
Zhakshylyk kyzy Raima
3rd year postgraduate student
Kyrgyzstan, Bishkek State University named after K.Karasaeva

Abstract

The main problems of unemployment, the impact of wages of employees of the enterprise on the standard of living of the population of the EAEU countries, the directions of the social protection system of the population of Kazakhstan and Kyrgyzstan in the conditions of the Covid-19 pandemic and the economic crisis are investigated. Based on the statistical data of the EAEU countries, an analysis of the unemployment rate and the average monthly nominal wage of employees over the past five years was carried out. The main problems of large families on social protection are revealed. The question is raised about the effective use of information on the employment of the unemployed, the use of digitalization in the field of labor and social protection throughout the countries of the Eurasian Economic Union. The main social payments to the population of the Republics of Kazakhstan and Kyrgyzstan were studied and determined. Proposals are formulated for the development of a unified scientifically based methodology for calculating minimum social benefits, improving the labor market and social protection of the population in the EAEU.

Keywords

Eurasian Economic Union (EAEU), Kyrgyzstan, Kazakhstan, unemployment regulation, social protection of the population.

Suggested Citation

Zhambyl Zhakyp Zhambyluly , Chylabayeva Asel Kubanychbekova , Zhakshylyk kyzy Raima

Regulation of unemployment and social protection of the population Kyrgyzstan and Kazakhstan in the conditions of the EAEU// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (72). Art. #7201. Date issued: 03.10.2022. Available at: https://eee-region.ru/article/7201/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Одной из основных проблем экономик Кыргызстана и Казахстана на современном уровне  развития в условиях ЕАЭС является  безработица и социальная защита населения, которая затрагивает  не только общественное мнение,  но и формирование государственной политики. Поскольку уровень безработицы есть показатель благосостояния общества, то его регулирование, поддержание на должном уровне основная задача не только всех государств мира, но и стран ЕАЭС. Безработица, бедность, социальная защита,  непосредственно влияют на уровень жизни населения, а факторы, определяющие их динамику становятся актуальными.

Макконел К.Р., Брю С.Л. сущность безработицы объясняют следующим образом: «Главная «цена» безработицы – невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно» [4]

Cледовательно, последствия безработицы прежде всего сказываются не только на самих безработных, на их жизненный уровень, но в целом на социально-экономическую ситуацию в стране.

 

Результаты исследования

Как обстоит уровень безработицы в странах ЕАЭС? Рассмотрим в (табл.1)

 

Таблица 1. Численность безработных, зарегистрированных в государственных службах занятости населения ЕАЭС. (тыс. чел.) [6]

Страны Годы Темп (роста+)  (сниж-) 2020 г.  к 2016 г. в %
2016 2017 2018 2019 2020
Армения 80,5 70,2 64,6 61,8 61,3 — 23,9
Беларусь 35,3 22,9 12,5 8,8 7,2 — 77,7
Казахстан 37,5 70,3 91,6 97,5 141,8 +378,1
Кыргызстан 55,6 57,6 70,9 76,1 76,7 +137,9
Россия 894,6 775,5 693,2 691,4 2773,1 +309,9
ЕАЭС 1103,5 996,5 932,8 935,6 3060,1 +277,3

Источник: Составлен автором на основании данных Ежегодного Сборника Статистического Комитета ЕАЭС.

 

Как видно из (табл.1) численность безработных в 2020 г. по сравнению с 2016 г. сократилась в Армении и Белоруссии. Это связано с политикой руководства этих  стран в период всемирной пандемии, способствующих не сворачиванию экономической активности  хозяйствующих субъектов, а наоборот, активному развитию всех отраслей экономики. В этом плане можно отметить позицию президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, призывавшего «не бояться пандемии, а соблюдать санитарные нормы; активной работы и  полноценной жизни всем гражданам Республики».

В остальных государствах – членах ЕАЭС под влиянием всемирной пандемии Covid–19 резко выросла численность безработных, зарегистрированных в государственных службах занятости населения.

В России, начиная с 2016 г.  (894,6 тыс. чел.) по 2019 г. (691,4 тыс. чел.) численность безработных за этот период постоянно сокращалась и в 2019 г снизилась на 22,8% по сравнению с 2016 г., но в 2020 г. резко возросла в 3 раза (табл.1).

Численность безработных, зарегистрированных в государственных службах занятости Казахстана имеет тенденцию к росту с 37,5 тыс.чел. (2016 г) до 97,5 тыс. чел. (2019 г.), а в 2020 г. достиг 141,8 тыс. чел., увеличившись на 44,3 тыс. чел. или 45,4% по сравнению с предыдущим годом, за весь период исследования численность выросла в 3,7 раза.

Незначительный рост этого показателя можно заметить в Кыргызстане с 76,1 тыс. чел. (2019 г.) и 76,7 тыс.чел.  (2020 г), но за период с 2016 г. по 2020 г. возрос значительно и составил в 1,3 раза.

Все выше указанные данные (табл. 1) в совокупности оказали влияние на состояние численности безработных, зарегистрированных в государственных службах занятости населения ЕАЭС. Как результат, численность безработных в целом по ЕАЭС с 1103,5 тыс. чел. в 2016 г. до 935,6 тыс. чел. по итогам 2019 г.  снизилась на 15,2%, но в то же время этот показатель за весь период исследования увеличился в 2,8 раза. Особенно с 2019 г. по 2020 г. с 935,6 тыс. чел. до 3060,1 тыс. чел. или в 3,3 раза.

Как видим, проблема безработицы существует не только в  Казахстане и Кыргызской Республике, но в целом по ЕАЭС.  Через призму безработицы высвечиваются вопросы заработной платы, социального обеспечения, жизненного уровня населения. Рассмотрим уровень заработной платы по странам ЕАЭС в (табл.2)

 

Таблица 2. Среднемесячная номинальная заработная плата работников стран ЕАЭС  (долл.США) [6]

Страны Годы Темп роста
2020 г.
к 2016г. в %
2016 2017 2018 2019 2020
Армения 363 368 358 380 388 6,8
Беларусь 361 426 476 523 508 40,7
Казахстан 418 463 472 485 515 23,2
Кыргызстан 212 228 239 247 239 12,7
Россия 549 671 699 733 714 30,0

Источник: Составлен автором по данным Ежегодного Сборника Статистического Комитета ЕАЭС

 

Анализ данных (табл. 2) показывает, что самая низкая среднемесячная номинальная зарплата (в долл. США) составляет в Кыргызстане, но по темпам роста опережает за период исследования только Армению. Самый высокий абсолютный показатель среднемесячной номинальной зарплаты по России, а по темпам роста у  Республики Беларусь.  Российская Федерация и Беларусь, благодаря грамотному управлению с меньшими потерями в экономике преодолели пандемию Covid-19 и сохранили высокие заработки работникам предприятий. В Казахстане среднемесячная номинальная заработная плата как в абсолютном значении, так и по темпам роста с 2016 г. по 2020 г. опережает показатели Кыргызстана в 2 раза.

Несмотря, на темп роста среднемесячной номинальной зарплаты работников по всем видам экономической деятельности Кыргызской Республики за исследуемый период, абсолютное его значение различается и колеблется в пределах: от 9384 до 35343 сомов [6 ]  На тех предприятиях, где низкое значение этого показателя, там наблюдается высокий процент текучести кадров и нехватка высококвалифицированных работников. По данным (табл.2) в республике в 2020 г. произошло снижение среднемесячной номинальной заработной платы работников предприятий  по сравнению с предыдущим годом на 7,9 долл. США. или на 3,2%. Как видим, показатели низкие. На них оказали влияние: пандемия, экономический кризис, отрицательное сальдо платежного баланса, падение курса сома по отношению к доллару США, волатильность сома на финансовом рынке и т.д.

Все эти факторы повлияли на покупательную способность, соответственно, на жизненный уровень населения, что заставляет многих, особенно, молодых людей покидать Кыргызстан в поисках достойной зарплаты за рубежом.

Чтобы сократить безработицу и улучшить жизненный уровень населения, необходима  эффективная социальная реформа государств. Республика Казахстан и Кыргызстан взаимодействуют в этой области, предлагают определенную перспективу в развитии сотрудничества в плане социальной защиты населения, реализации программ по сокращению безработицы и бедности в странах.

Большое внимание уделяется правительством  Казахстана социальной защите населения, которая является одной из важнейших составных частей социальной политики республики. Экономическая система социальной защиты, как наиболее эффективная и комплексная включает в себя следующие основные элементы: государственные пособия; обязательное социальное страхование; накопительное пенсионное обеспечение; социальную помощь.

В Республике Казахстан организованы все виды социальной помощи населению. По данным Министерства труда и социальной защиты населения Казахстана с начала 2022 г. государственные пособия получили 501,3 тыс. многодетных семей на общую сумму 170,1 млрд. тенге, при этом выплаты дифференцированы в зависимости от количества детей, начиная от 4 детей и более и составляют 12720 тенге на каждого ребенка. [7]  Эта мера неплохая поддержка многодетной семье. Обязательное социальное страхование в республике основано на принципе солидарности и касается граждан, оплативших социальные отчисления. Это могут быть безработные, семьи оставшиеся без кормильца, женщины, потерявшие доход из-за беременности или по уходу за ребенком, выплаты по инвалидности и возрасту. Важным элементом в системе социальной защиты населения страны выступает социальное страхование, куда входят: пенсионное, медицинское, от безработицы и от несчастных случаев на производстве.

В Кыргызстане с 28 июля 2017 г. действует Закон КР «О государственных пособиях», основанный на заявительной системе, где все виды пособий назначаются после определения степени нуждаемости семьи.[1]  Государственную поддержку оказывают тем, кто в ней нуждается с учетом определения совокупного дохода семьи. Критерием обеспеченности при расчетах принимается минимальная заработная плата.

Численность получателей государственных социальных пособий по сравнению с 2020 г. увеличилась на 34 тыс. чел., в связи с утверждением нового порядка определения социального дохода граждан для назначения единого ежемесячного пособия малообеспеченным гражданам республики. Право на получение пособия имеют малообеспеченные семьи и граждане, если среднедушевой совокупный доход семьи не превышает установленный размер гарантированного минимального уровня потребления на каждого члена семьи, сроком не более 1 года, после чего заявитель должен обратиться за его назначением заново.

По статистическим данным размер месячных государственных пособий в 2021г. (на 1 января) по сравнению с предыдущим годом снизился на 35,5%. По причине того, что Кыргызстан находился в 2020 г. в режиме чрезвычайной ситуации: пандемия, связанная с коронавирусом, революция 5 октября 2020 г, приведшая к смене власти, отсутствие финансов в бюджете государства, не дало возможности оплатить пособия всем малоимущим гражданам. 2 сентября 2021г. вышел Указ Президента Кыргызской Республики «О повышении размера ежемесячных социальных пособий отдельным категориям граждан», в соответствии с которым с 1 октября 2021г. увеличены   размеры ежемесячных социальных пособий на 50%, а с 1 января 2022г. на 100%. [7] Это коснулось, в основном детей с заболеваниями, инвалидов с детства, находящихся в сложных жизненных условиях. На эти цели из республиканского бюджета выделяется дополнительно с 1 октября 2021г.- 138 млн.сом. и с 1 января 2022г. — 970 млн.сом. [7] Принятые правительством меры окажут социальную помощь семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.  На выделенные денежные средства семья сможет приобрести лекарства для лечения больных детей, продукты, одежду и прочее.

Несмотря на принятые меры, одной из главных проблем в республике остается бедность, безработица, высокий процент инфляции, спад покупательной способности населения. Общий уровень бедности в 2020г. составил 25,3% к общей численности населения Кыргызстана, возрос по сравнению с предшествующим годом на 5,2 %, при этом общий уровень бедности сельского жителя (29,3%) превышает почти в 2 раза городского (18,3%) населения. [6] Реальные денежные доходы по стране в 2020г.  сократились на 4,1% против 2019г, численность населения с денежными доходами ниже черты бедности составила 1678,3 тыс.чел., увеличившись на 365,5 тыс. чел. по сравнению с 2019г. [6] Создание социального координационного центра в республике окажет экстренную помощь людям, попавшим в сложные жизненные ситуации. Особенно в такой помощи нуждаются женщины, имеющие малолетних детей.

 

Выводы и заключение

Для сокращения безработицы, повышения уровня и качества жизни, улучшения социальной защиты уязвимых групп населения Республик Казахстана, Кыргызстана и всех стран ЕАЭС необходимо осуществить дополнительно следующие мероприятия:

  • развитие и внедрение цифровизации в сфере труда и социальной защиты населения;
  • привлечение инвестиций, способствующих открытию высоко технологических предприятий и созданию новых рабочих мест;
  • обучение и переобучение безработных граждан профессиям, востребованных на рынке труда;
  • расширение адресной помощи наиболее уязвимым слоям населения;
  • разработка единой  научно-обоснованной методики по расчету минимальных социальных выплат;
  • создание социального координационного центра для оказания помощи людям, попавшим в сложные жизненные ситуации.

Таким образом, для реализации трудового потенциала, повышения уровня доходов населения и ее социальной защиты необходима действенная помощь государства на всех уровнях управления.

 

Список литературы:

  1. Закон» КР от 28 февраля 2017г. №163 «О государственных пособиях».
  2. Указ Президента КР от 22 ноября 2000г. УП п. 329 «О едином ежемесячном пособии малообеспеченным семьям и гражданам».
  3. Указ Президента КР «О повышении размера ежемесячных социальных пособий отдельным категориям граждан» от 2 сентября 2021г.
  4. Макконел, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика в 2 т. : Пер. с анг. Т.1 –СПб. Питер, 2010 – с. 365.
  5. Кыргызстан в цифрах. — Б.: Нацстатком, 2021. 

Интернет ресурсы

  1. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)/ URL: http //www.eurasiancommission.org/ru/
  2. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения Казахстана/ URL: https://gurk.kz

 

Bibliography:

  1. Law» of the Kyrgyz Republic of February 28, 2017 No. 163 «On State Benefits» [O gosudarstvennykh posobiyakh].
  2. Decree of the President of the Kyrgyz Republic of November 22, 2000 UP p. 329 «On a single monthly allowance for low-income families and citizens.» [O yedinom yezhemesyachnom posobii maloobespechennym sem’yam i grazhdanam]
  3. Decree of the President of the Kyrgyz Republic “On increasing the amount of monthly social benefits for certain categories of citizens” [O povyshenii razmera yezhemesyachnykh sotsial’nykh posobiy otdel’nym kategoriyam grazhdan] dated September 2, 2021.
  4. McConnell, K.R., Brew, S.L. Economics: Principles, problems and politics in 2 volumes [Ekonomiks: Printsipy, problemy i politika v 2 t]: Per. from eng. T.1 — St. Petersburg. Peter, 2010 — p. 365.
  5. Kyrgyzstan in numbers [Kyrgyzstan v tsifrakh]. — B.: National Statistical Committee, 2021.

Internet resources

  1. Official website of the Eurasian Economic Commission (EEC) [Ofitsial’nyy sayt Yevraziyskoy ekonomicheskoy komissii (YEEK)]/ URL: http //www.eurasiancommission.org/ru/
  2. Official website of the Ministry of Labor and Social Protection of the Population of Kazakhstan [Ofitsial’nyy sayt Ministerstva truda i sotsial’noy zashchity naseleniya Kazakhstana]/ URL: https://gurk.kz

Еще в рубриках

Кыргызстан