Главная страница » Публикации » №4 (76) » Инвестиционные проекты и социальная защита населения как элемент социальной политики Кыргызстана в ЕАЭС

Инвестиционные проекты и социальная защита населения как элемент социальной политики Кыргызстана в ЕАЭС

Investment projects and social protection of the population as an element of the social policy of Kyrgyzstan in the EAEU

Авторы

Жамбыл Жакып Жамбылулы
аспирант
Кыргызская Республика, Бишкекский государственный университет им. К.Карасаева
metro-malva@mail.ru
Шакулова Нуриса Эмилбековна
и.о. доцента
Кыргызская Республика, Бишкекский государственный университет им. К.Карасаева
Цзу Хун Ся
Аспирант
Кыргызская Республика, Бишкекский государственный университет им. К.Карасаева

Аннотация

Исследована социальная защита населения Кыргызстана в Евразийском Экономическом Союзе. Одним из основных элементов социальной политики республики выступает на данный момент времени социальная защита населения. На основании статистических данных страны, определена численность получателей и средний размер государственных месячных пособий малообеспеченным семьям, имеющих детей. Выявлены основные проблемы трудовых мигрантов и их семей по социальной защите. Поставлен вопрос об эффективном использовании информации по трудоустройству трудовых мигрантов, используя единую цифровую платформу «Работа без границ» на всем пространстве стран Евразийского Экономического Союза. Изучены и выявлены причины, влияющие на безработицу и бедность населения республики и выявлено влияние на решение этих проблем путем осуществление инвестиционных проектов и прежде всего, социальной направленности. Сформулированы предложения по разработке единой нормативно-правовой документации по улучшению рынка труда и социальной защиты населения Кыргызстана в ЕАЭС.

Ключевые слова

инвестиционные проекты, социальная политика, Евразийский Экономический Союз, социальная защита, разделение труда, социальные вопросы, безработица, бедность, пособия, проблемы, защита населения, миграция, медицинская помощь.

Рекомендуемая ссылка

Жамбыл Жакып Жамбылулы , Шакулова Нуриса Эмилбековна , Цзу Хун Ся

Инвестиционные проекты и социальная защита населения как элемент социальной политики Кыргызстана в ЕАЭС// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Номер статьи: 7654. Дата публикации: 27.12.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7654/

Authors

Zhambyl Zhakyp Zhambyluly
postgraduate student
Kyrgyz Republic, Bishkek State University. K. Karasaeva
metro-malva@mail.ru
Shakulova Nurisa Emilbekovna
acting associate professor
Kyrgyz Republic, Bishkek State University. K. Karasaeva
Zu Hong Xia
Postgraduate student
Kyrgyz Republic, Bishkek State University. K. Karasaeva

Abstract

The social protection of the population of Kyrgyzstan in the Eurasian Economic Union has been studied. One of the main elements of the republic’s social policy at this point in time is social protection of the population. Based on the country's statistical data, the number of recipients and the average amount of state monthly benefits for low-income families with children were determined. The main problems of labor migrants and their families regarding social protection are identified. The question is raised about the effective use of information on the employment of migrant workers using a single digital platform “Work without borders” throughout the countries of the Eurasian Economic Union. The reasons influencing unemployment and poverty of the population of the republic have been studied and identified, and the impact on solving these problems through the implementation of investment projects and, above all, social orientation has been identified. Proposals have been formulated for the development of unified legal documentation to improve the labor market and social protection of the population of Kyrgyzstan in the EAEU.

Keywords

investment projects, social policy, Eurasian Economic Union, social protection, division of labor, social issues, unemployment, poverty, benefits, problems, population protection, migration, medical care.

Suggested Citation

Zhambyl Zhakyp Zhambyluly , Shakulova Nurisa Emilbekovna , Zu Hong Xia

Investment projects and social protection of the population as an element of the social policy of Kyrgyzstan in the EAEU// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Art. #7654. Date issued: 27.12.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7654/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Социальная политика является основой для эффективной системы социальной защиты населения страны, позволяющей улучшить благосостояние населения не только в Кыргызстане, но и на всем пространстве ЕАЭС.

Вступление Кыргызстана в ЕАЭС дало возможность республике сотрудничать со странами, входящих в этот экономический блок, по линии разделения труда и международной конкуренции. В 2016 г. странами Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) помимо глобальных экономических проблем было принято соглашение по социальным вопросам. Таких, как свободное и равное право пересечения физическими лицами границ государств-участников ЕАЭС и беспрепятственное перемещение ими товаров и валюты, получение скорой и неотложной медицинской помощи.

Но пандемия, связанная с коронавирусом, внесла свои коррективы. Закрытие границ между странами привело к значительному спаду национальной экономики. Валовой внутренний продукт (ВВП) в 2020 г. по сравнению с 2019 г. снизился и составил 91,4%. Сократились и реальные денежные доходы населения Кыргызстана в 2020г. на 17762,6 млн. сом по сравнению с предыдущим годом. [5]

В связи с потерей клиентов и поставщиков сырья многие слои населения претерпели убытки и на данный момент испытывают большие трудности по выплате кредитов, высокого роста курса доллара США, увеличения цен на продукты питания и услуги.

В условиях пандемии наиболее уязвимыми оказались трудовые мигранты, это самоизоляция, потеря рабочих мест, что сказалось на бедственном их положении. Анализ ситуации в области трудовой миграции показывает, что причины высокой динамики и масштабов трудовой миграции соотносятся с ситуацией на национальном рынке труда и демографическими изменениями в структуре населения республики. [10] По данным РАНХ и ГС (Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) 40% трудовых мигрантов остались без работы. Многие из них вынуждены были вернуться на Родину. В Кыргызстане столкнулись с   новыми трудностями: с отсутствием рабочих мест, высокими ценами на авиабилеты, не четкой работой консульских служб, нарушением прав человека.

Во всем мире возникла проблема, связанная с пандемией, это незаконное увольнение, не достаточное медицинское обслуживание, резкое подорожание цен на товары и услуги. Около 70% мигрантов Кыргызстана лишились работы, особенно уязвимыми оказались женщины, матери с детьми, беременные. Не была предусмотрена социальная поддержка, т.к. пандемия возникла внезапно и поэтому не были включены в программу защиты населения как в России, так и в Казахстане, мигранты не имели должного доступа к медицинской помощи. Комитетом ООН по трудовым мигрантам (КГМ) было разработано совместное руководство по равному доступу к вакцинам от Covid-19 для всех мигрантов и с 2021г. стала доступна вакцинация всех трудовых мигрантов.

 

Результаты исследований

Членство в ЕАЭС предоставило благоприятные условия пребывания и деятельности трудовым мигрантам из Кыргызстана, на сегодня по данным службы миграции Кыргызстана составляет их 650 тыс. чел, а по неофициальным данным свыше 1 млн. чел. За счет упрощенной процедуры трудоустройства, улучшились социальные условия жизни их семей, благодаря этому денежные переводы трудовых мигрантов в республику в 2021г. составили 600 млн. долл. США и возросли на 7,8% по сравнению с прошлым годом. Это связано с тем, что были открыты границы и многие трудовые мигранты вернулись в Россию и Казахстан. Статус ЕАЭС позволил кыргызским мигрантам работать без приобретения патентов, в отличие от мигрантов из Узбекистана и Таджикистана, т.к. эти страны еще не вступили в членство ЕАЭС. Так что, кыргызские трудовые мигранты имеют преимущество перед другими мигрантами в трудоустройстве. Как указывает профессор Савин В.Е. «республика считает трудовую миграцию неизбежной по причине отсутствия рабочих мест в стране, высокой степенью безработицы и зависимостью ВВП в некоторой степени, от переводов мигрантов» [8].  Но получить трудовой контракт мигрантам довольно сложно, и многие работодатели предпочитают, таким образом, сэкономить на налогах и принять на работу неформалов, что нарушает социальную защиту, т.к. такие организации не платят страховые взносы в социальный фонд и работники лишены выплат при выходе на пенсию. Если мигрант зарегистрировался в службе занятости и получил официально работу, при этом производил все социальные выплаты, то ему выплачивается пенсия по окончании срока положенной трудовой деятельности. Этот вопрос обсуждается и поставлен перед Евроазиатской комиссией о пенсиях жителям стран ЕАЭС, в том числе мигрантам и достигнуто положительное соглашение.

Самая большая проблема всех стран ЕАЭС — это безработица, которая на конец июня 2021 г. составила 1,55 млн. чел. или 1,7% от численности всех работающих. Открытие, хотя бы частично, границ и налаживание торговли между странами, позволило сократить безработицу, в 2021г по сравнению аналогическим периодом 2020г. в 2 раза. Но она остается еще довольно высокой: в Армении — 17%, по причине конфликтов с Азербайджаном, число безработных в Кыргызстане составляет на 3 квартал 2021г. 150,2 тыс. чел., уровень общей безработицы — 5,8%, в Казахстане — 4,9%, в России — 4,3%, в Белоруссии – 4,0%. [6]

Чтобы облегчить поиск работы мигрантам и сократить безработицу с 1 июля 2021г. в ЕАЭС был внедрен проект «Работа без границ», который позволяет взаимодействовать с национальной информационной системой всех государств. [7] Данный проект основан на единой цифровой платформе, обеспечивающий взаимодействие рынков труда по всем странам в поиске вакансий на работу. Предварительно отослав работодателю свое резюме и согласовав положение по найму, безработный не рискует оказаться в бедственном положении, потеряв время и финансы в случае отказа в трудоустройстве, а так заранее зная условия приема на работу, может уверенно выезжать в назначенное по договору рабочее место.

За тридцатилетний период построения либеральной экономики в Кыргызстане произошли коренные изменения экономической платформы и социальные преобразования, которые коренным образом изменили его. Есть достижения в стабилизации национальной экономики, в ее отдельных отраслях идет рост, наблюдается положительная динамика в макроэкономических показателях. Для закрепления устойчивости достигнутых результатов и создания условий для экономического развития необходимо выстроить надежную налоговую систему, обеспечивающую перераспределение доходов населения и сохранения социальной стабильности в обществе. Необходимо приложить системные усилия для искоренения бедности, для роста уровня жизни всех категорий населения страны. В этих целях Кыргызстан должен максимально сосредоточиться не только на эффективном использовании внутренних ресурсов экономики, но и приложить усилия для эффективного использования инвестиций и привлечения капиталов из-за рубежа.

Принятая стратегия развития стала одной из самых приоритетных во внешнеэкономической политике Кыргызской Республики, что было обусловлено сложившимся негативным влиянием трансформационного кризиса, в стране образовался острый дефицит инвестиционных ресурсов, которые были необходимы для восстановления макроэкономической стабильности, обуздания инфляции и главное изменить структуру экономики, осуществить модернизацию производства на основе смены устаревшей материально-технической базы отечественного производства, чтобы создать возможность внедрения в производство современные инновационные технологии и выпускать качественную продукцию. Но для осуществления этих грандиозных планов нужны инвестиционные ресурсы, и сложилась объективная необходимость  поиска иностранных инвесторов и привлечь инвестиции в экономику Кыргызстана.

 

Таблица 1. — Поступление иностранных инвестиций по странам (тыс. долларов США) [5]

Наименование показателей 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Всего 5 219 899,8 6 939 125,6 7 279 947,0 6 926 781,8 6 331 356,0 8 212 672,0
из стран вне СНГ 3 793 760,1 4 830 437,3 5 530 272,6 4 783 453,8 3 801 344,4 3 904 118,8
Виpгинские острова, Бpитанские 25 326,2 14 810,8 17 396,1 6 223,8 7 596,8 9 105,1
Соединенное Королевство 73 241,2 140 332,9 128 830,8 180 685,4 121 523,2 281 201,6
Германия 70 734,1 37 311,5 29 989,8 12 329,6 24 239,0 113 971,9
Индонезия 9 665,6 5 532,8 864,0 5 566,4 0,0
Иран, Исламская Республика 10 800,0 16 819,7 489,1 687,8 572,1 881,4
Канада 1 480 519,9 2 930 960,0 3 582 025,8 3 461 598,3 1 782 404,3 40 829,3
Кипр 22 433,9 44 907,5 54 449,3 13 290,1 35 072,4 99 144,0
Китай 996 325,7 690 135,7 865 291,3 435 887,2 546 922,0 646 750,7
Люксембург 38 824,0 31 874,0 39 363,3 29 307,9 36 072,1 9 123,4
Нидерланды 61 158,9 83 222,5 93 306,9 69 747,7 88 806,1 416 567,6
Объединенные Аpабские Эмиpаты (ОАЭ) 8 227,7 24 666,0 13 064,3 19 987,0 55 292,3 173 341,2
Корея, Республика 15 397,7 24 317,6 5 236,5 15 919,1 42 900,0 13 589,4
Соединенные Штаты 550 517,7 182 573,5 17 599,9 16 846,8 11 304,9 82 564,3
Турция 72 601,9 186 393,7 209 733,8 116 011,2 474 060,4 415 802,7
Швейцария 18 577,6 46 676,2 126 622,2 60 530,6 18 340,7 47 927,9
из стран СНГ 1 426 139,7 2 108 688,3 1 749 674,4 2 143 328,0 2 530 011,6 4 308 553,2
Казахстан 291 596,1 228 783,3 297 931,8 302 132,3 357 225,5 963 608,8
Российская Федерация 1 063 904,4 1 804 714,9 1 387 118,5 1 763 586,7 2 100 365,5 3 175 046,0
Таджикистан 13 307,6 20 783,9 15 946,8 14 594,6 12 910,6 21 807,7
Туркменистан 280,0 2 836,3 1 481,6 1 180,2 8 087,3 31 264,1
Узбекистан 29 743,9 39 113,0 29 354,2 24 840,9 33 816,5 87 674,1

 

Страна осуществляла радикальное реформирование в экономике, чтобы создать основы для перехода на рыночную систему хозяйствования, поскольку действовавшая центрально-управляемая система исчерпала свои возможности.

Этот переход к рынку был необходим для того, чтобы преодолеть кризисные процессы в экономике, оживить экономическое развитие и создать условия для восстановления в стране расширенного воспроизводств, а также было необходимо кардинально изменить инвестиционную политику и создать в стране благоприятный инвестиционный климат, чтобы привлечь иностранный капитал в экономику Кыргызстана. Старые методы инвестиционного развития уже не отвечали изменившимся условиям, в стране образовался острый дефицит финансовых ресурсов, и в таких условиях стало невозможно осуществить радикальное преобразование экономики, осуществить переход на новые методы технического и технологического развития и тем самым обеспечить возможность развития в условиях рыночной экономики [9]. Выход из сложившейся ситуации виделся в переходе на новую инвестиционную политику, действие которой будет способствовать решению сложившихся в стране проблем, и создаст условия для формирования социально-рыночной экономики в Кыргызстане.

Кыргызская Республика постоянно взаимодействует с другими государствами для создания предпосылок в проведении эффективных социальных реформ и сохранении рынков государств ЕАЭС. Определенную перспективу имеет развитие сотрудничества в области социальной защиты населения и мигрантов, реализации совместных программ по сокращению безработицы и бедности в стране. Закон, принятый в республике от 3 августа 2015г. «О содействии занятости населения» в редакции от 15апреля 2020г. предусматривает, что основным гарантом социальной защиты населения выступает государство. Закон устанавливает ответственность за обеспечение этой гарантии на всех уровнях управления – от республиканских до местных органов. Правительство обязано анализировать и прогнозировать ситуацию в сфере занятости и принимать экономические и организационные меры воздействия на рынок труда, устанавливать единые минимальные нормы социальной поддержки.

В странах с развитой экономикой, как например, Россия, США и страны Европейского Союза, во время пандемии к организации социальной помощи подошли с двух позиций: не допустить резкого падения уровня жизни работника, уволенного не по своей вине; обеспечить прожиточный уровень работника. При этом пособия по безработице выплачивались с учетом прежних заработков и в основном охватывали лиц, работающих на государственных предприятиях и крупных компаниях [11].

С 28 июля 2017г. действует Закон КР «О государственных пособиях», основанный на заявительной системе, где все виды пособий назначаются после определения степени нуждаемости семьи. Государственную поддержку оказывают тем, кто в ней нуждается с учетом определения совокупного дохода семьи. Критерием обеспеченности при расчетах принимается минимальная заработная плата.

Численность получателей государственных социальных пособий по сравнению с 2020г. увеличилась на 34 тыс. чел. [5], в связи с утверждением нового порядка определения социального дохода граждан для назначения единого ежемесячного пособия малообеспеченным гражданам республики. Право на получение пособия имеют малообеспеченные семьи и граждане, если среднедушевой совокупный доход семьи не превышает установленный размер гарантированного минимального уровня потребления на каждого члена семьи, сроком не более 1 года, после чего заявитель должен обратиться за его назначением заново.

По статистическим данным размер месячных государственных пособий в 2021г. (на 1 января) по сравнению с предыдущим годом снизился на 35,5%. [5] По причине того, что Кыргызстан находился в 2020 году в режиме чрезвычайной ситуации: пандемия, связанная с короновирусом, революция 5 октября, приведшая к смене власти, отсутствие финансов в бюджете государства, не дало возможности оплатить пособия всем малоимущим гражданам. 2 сентября 2021г. вышел Указ Президента Кыргызской Республики «О повышении размера ежемесячных социальных пособий отдельным категориям граждан», в соответствии с которым с 1 октября 2021г. увеличены размеры ежемесячных социальных пособий на 50%, а с 1 января 2022г. на 100%. [5] Это коснулось, в основном детей с заболеваниями, инвалидов с детства, находящихся в сложных жизненных условиях. На эти цели из республиканского бюджета выделяется дополнительно с 1 октября 2021г.- 138 млн. сом, и с 1 января 2022г. — 970 млн. сом. [5] Принятые правительством меры окажут социальную помощь семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.  На выделенные денежные средства семья сможет приобрести лекарства для лечения больных детей, продукты, одежду и прочее.

Одной из главных проблем в республике остается бедность, вызванная экономическим кризисом, безработицей, высокой инфляцией, спадом покупательной способности населения. Общий уровень бедности в 2020г. составил 25,3% к общей численности населения Кыргызстана, возрос по сравнению с предшествующим годом на 5,2 %, при этом общий уровень бедности сельского жителя (29,3%) превышает почти в 2 раза городского (18,3%) населения.[5] В городе, хотя с трудом, можно найти работу, а в сельской местности отсутствуют крупные предприятия, торговые организации, услуги и сельские жители заняты, в основном, подсобным хозяйством, которое обеспечивает семью, не принося больших доходов. Реальные денежные доходы по стране в 2020г.  сократились на 4,1% против 2019г, численность населения с денежными доходами ниже черты бедности составила 1678,3 тыс. чел., увеличившись на 365,5 тыс. чел. по сравнению с 2019 г. [5] Величина прожиточного минимума в республике на 2021г. – 5368,5 сом. в месяц, в России – 11565,8 руб. С 1 января 2022г. в России повысился на 8,6% минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и составил 13890 руб. в месяц, минимальный прожиточный минимум – 12654 руб. В Кыргызстане в 2021г. МРОТ составил – 1854 сом, на 2022г. – 1970 сом. в месяц, в 7 раз меньше, чем в России и это самый низкий показатель среди стран ЕАЭС. В этом кроется причина миграции из республики, уезжают в основном молодые люди, имеющие образование, профессию и опыт, а страна теряет высококвалифицированную рабочую силу. Поэтому основным направлением при проведении социальной политики занятости должно быть не только выплата пособий, а удовлетворение потребностей граждан в работе. При разработке государственных программ занятости должны предусматриваться меры по созданию рабочих мест, охвату социальной защитой всех социальных слоев общества: детей, молодежь, работающих граждан, женщин, престарелых, инвалидов и т.д.

 

Выводы

За время существования ЕАЭС достигнуты позитивные результаты системы социальной защиты населения и мигрантов. Подписание закона о свободном передвижении рабочих сил между странами ЕАЭС позволил легализовать внешнюю трудовую миграцию. За счет внешней миграции Кыргызстан смог снизить социальную напряженность и конкуренцию на отечественном рынке труда.  Свободные трудовые ресурсы уезжают в другие страны, в основном в Россию и Казахстан, тем самым смягчая ситуацию безработицы в республике, которая на данный период очень высокая.

Сотрудничество Кыргызской Республики с ЕАЭС в области социальной защиты населения и трудовых мигрантов дало положительные результаты:

  • миграция трудовых сил способствует уменьшению напряженности на рынке труда и снижению социального негатива в обществе;
  • сокращение безработицы положительно влияет на уменьшение бедности и увеличению доходов населения;
  • увеличение инвестиций дает возможность государству направить средства на социальную защиту граждан.

Чтобы устранить имеющиеся проблемы в этой области, как утечка мозгов и отъезд наиболее трудоспособной части населения из страны, необходимо, направить усилия правительства Кыргызстана на создание новых рабочих мест, строительство детских садов, школ и других объектов соцобеспечения, привлекая различные финансовые источники, инвестиции из стран ЕАЭС.

Необходима единая программа социальной защиты населения в странах ЕАЭС, определяющая общие принципы формирования системы социальной защиты, разработка основных социальных нормативов труда, оказания помощи в разработке нормативных документов, обучение специалистов, создание единой информационной базы.

Таким образом Кыргызстан, разработав социальную политику республики и направив усилия улучшения социальной защиты, сделал шаг к выходу на новый уровень в общемировом разделении труда и создания условий для оказания разнообразной социальной помощи населению.

 

Список использованной литературы:

  1. Закон «КР от 28 февраля 2017г. №163 «О государственных пособиях»
  2. Указ Президента КР от 22 ноября 2000г. УП № 329 «О едином ежемесячном пособии малообеспеченным семьям и гражданам»
  3. Закон КР от 3 августа 2015г. №214 «О содействии занятости населения» в редакции от 15 апреля 2020 № 43
  4. Указ Президента КР «О повышении размера ежемесячных социальных пособий отдельным категориям граждан» от 2 сентября 2021г.
  5. Кыргызстан в цифрах. Б.: Нацстатком, 2022.
  6. Экспресс–обзор пресс– службы Евразийской экономической комиссии, 2021.
  7. Евразия эксперт «Работа без границ» 1 июля 2021. URL: https://eec.eaeunion.org/news/proekt-rabota-bez-granic-startoval-v-eaes/ (дата обращения: 15.12.2023)
  8. Савин, В. Е. Мониторинг осуществления денежных переводов из России в Кыргызстан / В. Е. Савин, Е. В. Таранова, А. А. Аракелян // Экономика: теория и практика. – 2023. – № 3(71). – С. 53-59. – DOI 10.31429/2224042X_2023_71_53. – EDN YTENNE.
  9. Савин, В. Е. Развитие малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане и его роль в насыщении потребительского рынка / В. Е. Савин, Е. В. Таранова, М. А. Мырзалиева // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2022. – № 2(70). – EDN XYVTIG.
  10. Бекелди уулу Жумадил. Рынок труда и трудовая миграция // Вестник БГУ №2 (22) 2015.
  11. Савина, С. Е. Внедрение опыта Германии для создания эффективного рынка труда Кыргызстана / С. Е. Савина // Известия ВУЗов Кыргызстана. – 2019. – № 7. – С. 80-85. – DOI 10.26104/IVK.2019.45.557.

 

List of used literature:

  1. Law of the Kyrgyz Republic dated February 28, 2017 No. 163 “On State Benefits” [Zakon «KR ot 28 fevralya 2017g. №163 «O gosudarstvennykh posobiyakh»]
  2. Decree of the President of the Kyrgyz Republic dated November 22, 2000. UP No. 329 “On a single monthly benefit for low-income families and citizens” [Ukaz Prezidenta KR ot 22 noyabrya 2000g. UP № 329 «O yedinom yezhemesyachnom posobii maloobespechennym sem’yam i grazhdanam»]
  3. Law of the Kyrgyz Republic of August 3, 2015 No. 214 “On promoting employment” as amended on April 15, 2020 No. 43 [Zakon KR ot 3 avgusta 2015g. №214 «O sodeystvii zanyatosti naseleniya» v redaktsii ot 15 aprelya 2020 № 43]
  4. Decree of the President of the Kyrgyz Republic “On increasing the amount of monthly social benefits for certain categories of citizens” [Ukaz Prezidenta KR «O povyshenii razmera yezhemesyachnykh sotsial’nykh posobiy otdel’nym kategoriyam grazhdan» dated September 2, 2021].
  5. Kyrgyzstan in numbers. B.: National Statistics Committee, 2022 [Kyrgyzstan v tsifrakh. B.: Natsstatkom, 2022].
  6. Express review of the press service of the Eurasian Economic Commission, 2021. [Ekspress–obzor press– sluzhby Yevraziyskoy ekonomicheskoy komissii, 2021]
  7. Eurasia expert “Work without borders” July 1, 2021 [Yevraziya ekspert «Rabota bez granits» 1 iyulya 2021]. URL: https://eec.eaeunion.org/news/proekt-rabota-bez-granic-startoval-v-eaes/ (access date: 12/15/2023)
  8. Savin, V. E. Monitoring the implementation of money transfers from Russia to Kyrgyzstan [Monitoring osushchestvleniya denezhnykh perevodov iz Rossii v Kyrgyzstan]/ V. E. Savin, E. V. Taranova, A. A. Arakelyan // Economics: theory and practice. – 2023. – No. 3(71). – pp. 53-59. – DOI 10.31429/2224042X_2023_71_53. – EDN YTENNE.
  9. Savin, V. E. Development of small and medium-sized businesses in Kyrgyzstan and its role in saturating the consumer market [Razvitiye malogo i srednego predprinimatel’stva v Kyrgyzstane i yego rol’ v nasyshchenii potrebitel’skogo rynka]/ V. E. Savin, E. V. Taranova, M. A. Myrzalieva // Regional economics and management: electronic scientific journal . – 2022. – No. 2(70). – EDN XYVTIG.
  10. Bekeldi uulu Zhumadil. Labor market and labor migration [Rynok truda i trudovaya migratsiya]// Bulletin of BSU No. 2 (22) 2015.
  11. Savina, S. E. Introduction of German experience to create an effective labor market in Kyrgyzstan [Vnedreniye opyta Germanii dlya sozdaniya effektivnogo rynka truda Kyrgyzstana]/ S. E. Savina // News of Universities of Kyrgyzstan. – 2019. – No. 7. – P. 80-85. – DOI 10.26104/IVK.2019.45.557.

Еще в рубриках

Кыргызстан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *