Главная страница » Публикации » №3 (71) » Экологическая безопасность региона: стратегическое планирование и развитие

Экологическая безопасность региона: стратегическое планирование и развитие

Environmental safety of the region: strategic planning and development

Авторы

Лысоченко Алла Алексеевна
доктор экономических наук, профессор кафедры теории и технологии в менеджменте
Россия, Южный федеральный университет
alla44@yandex.ru

Аннотация

Экологическая экосистема включает в себя обеспечение экологической безопасности. Экологическая безопасность - степень защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства, мирового сообщества от последствий и угроз, которые обусловлены негативными изменениями окружающей среды, возникающими в результате антропогенного и природного воздействия на нее. В каждом субъекте Российской Федерации остаются нерешенные проблемы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов. Обеспечение экологической безопасности региона влияет на благополучие и здоровье населения, а также на экономическое развитие отраслей народного хозяйства региона. Данная статья описывает экономическую политику и стратегические аспекты в системе обеспечения экологической безопасности на региональном уровне.

Ключевые слова

экологическая безопасность, экологическая безопасность региона, стратегия национальной безопасности, государственная политика в сфере обеспечения экономической безопасности, Ростовская область, региональная система обеспечения экологической безопасности

Рекомендуемая ссылка

Лысоченко Алла Алексеевна

Экологическая безопасность региона: стратегическое планирование и развитие// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (71). Номер статьи: 7114. Дата публикации: 22.09.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7114/

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-371-14

Authors

Lysochenko Alla Alekseevna
Doctor of Economics (DSc), Professor of the Department «Theory and Technology in the Management»
Russia, Southern Federal University
alla44@yandex.ru

Abstract

The ecological ecosystem includes ensuring environmental safety. Environmental safety is the degree of protection of vital interests of an individual, society, state, and the world community from the consequences and threats caused by negative environmental changes resulting from anthropogenic and natural impacts on it. In each subject of the Russian Federation, there are unresolved problems in the field of solid municipal waste management, air pollution and water bodies. Ensuring the environmental safety of the region affects the well-being and health of the population, as well as the economic development of the branches of the national economy of the region. This article describes economic policy and strategic aspects in the system of ensuring environmental safety at the regional level.

Keywords

environmental safety, environmental safety of the region, national security strategy, state policy in the field of economic security, Rostov region, regional system of environmental security

Suggested Citation

Lysochenko Alla Alekseevna

Environmental safety of the region: strategic planning and development// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (71). Art. #7114. Date issued: 22.09.2022. Available at: https://eee-region.ru/article/7114/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-371-14

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Экологическая безопасность является определяющим условием безопасного существования социума и базисной конструкцией экономической безопасности. Потребность в экологической безопасности — исходная жизнеобеспечивающая потребность человека как биосоциального существа, которая сформировалась в процессе эволюции человеческого общества от инстинктивного самовыживания до сознательного регулирования процесса воспроизводства.

Экологическая безопасность Российской Федерации является составной частью Национальной безопасности Российской Федерации.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации установлено, что достижение целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение ряда задач, в которые входит, в том числе задача по снижению объемов образования отходов производства и потребления, развитие индустрии их утилизации и вторичного использования [1].

Современное состояние системы экологической безопасности – это закономерное следствие трансформации общества, на которое оказывают воздействие внутренние и глобальные тенденции развития экономики.

Уже сегодня в разработке государственных стратегий необходимо ориентироваться на то, что продолжающий подъем экономики не должен сопровождаться стремительно возрастающим давлением на окружающую природную среду. Этот подъем следует обеспечивать механизмами сбалансированной экологизации роста производства и экологизации сознания. Экологическая безопасность должна учитываться и в повседневной жизни, и при принятии глобальных стратегических решений.

 

Результаты исследований

Одной из целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности является повышение уровня и улучшение качества жизни населения [2].

Для улучшения качества жизни человека большое значение имеет уровень загрязнения воды в поверхностных источниках, воздуха и почвы. В то же время экологическая ситуация складывается и под воздействием других факторов, влияющих на устойчивость социально-экономического развития региона, – уровня лесистости и соблюдения режимов особой охраны особо охраняемых природных территорий, уровня утилизации отходов производства и потребления, ликвидации накопленного вреда окружающей среде [6].

Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.

Практические конкретные меры по защите окружающей среды в настоящее время ложатся на регионы, так как они непосредственно страдают от загрязнения и обладают необходимой информацией для принятия мер.

Так в 40 субъектах Российской Федерации более 54% городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. В 2021 г. наиболее высокие значения удельного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на душу населения наблюдались в таких субъектах как Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ и Красноярский край. Наименьшие значения данного показателя наблюдались в городе Москве, Республике Ингушетия и Республике Дагестан. В то же время наибольшие объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников на душу населения наблюдались в таких субъектах как Магаданская область, Алтайский край и Ставропольский край, а наименьшие – в Республике Саха (Якутия), Краснодарском крае и Республике Тыва [9].

Водные экосистемы являются одними из наиболее уязвимых. Выделяют следующие проблемы: высокий объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных; истощение водных ресурсов; нарушение естественного стока вод в ходе антропогенной деятельности.

По показателю удельного объема сброса загрязненной сточной воды на душу населения без очистки в 2021 г. лидировали в Республике Коми, Республике Карелия и Томской области. Наименьшие значения данного показателя наблюдались в таких субъектах как Астраханская, Белгородская, Брянская, Костромская, Курская, Липецкая, Тверская и Оренбургская области.

Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн гектаров.

В процессе осуществления экономической деятельности отраслей экономики основной проблемой остается накопление промышленных и коммунальных отходов.

В 2021 г. на территории Российской Федерации образовалось
8448,6 млн тонн отходов производства и потребления, что на 21,5% выше уровня 2020 г. Наиболее высокие значения наблюдались в Кемеровской области, Магаданской области и Республике Хакасия, наиболее низкие – в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Дагестан и Республике Ингушетия [9].

Для решения экологических проблем в Российской Федерации используются различные комплексы мер. Например, ужесточение требований к утилизации химических отходов, очистке выбрасываемых газов, сточных вод; ограничение на использование природных ресурсов; защита земель и водоемов от загрязнения и использования и другие.

Система государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды опирается на программно-целевой подход и осуществляется в рамках  государственных программ Российской Федерации, срок реализации которых 2013-2030 годы:  «Развитие лесного хозяйства», «Охрана окружающей среды», «Воспроизводство и использование природных ресурсов» и национального проекта «Экология», который включает в себя 9 федеральных проектов по пяти основным направлениям: отходы, вода, воздух, биоразнообразие, технологии [8].

Экономическая политика в сфере экологии осуществляется во взаимодействии органов власти, администраций муниципальных образований, при участии бизнес-сообществ и общественности.

В Российской экономике и на уровне регионов сформирована новая система стратегического управления. Стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации соответствуют Конституции Российской Федерации, документам стратегического развития Российской Федерации, в том числе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [7].

Региональная и местная экологическая политика Российской Федерации характеризуется организацией природозащитной деятельности на конкретных территориях с учетом географических, геологических, климатических, экономических, социальных особенностей.

Состояние окружающей среды и природных ресурсов является существенным условием для устойчивого развития территории. На примере Ростовской области рассмотрим региональную систему обеспечения экологической безопасности.

Ростовская область относится к развитым регионам в отраслях народного хозяйства, однако это негативно отражается на окружающую среду. Экологическими проблемами остаются: высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов, размещением твердых коммунальных отходов, усилением антропогенного воздействия на окружающую среду [5].

Качество воздуха в большинстве контролируемых городов Ростовской области сохраняется неудовлетворительным. В трех городах уровень загрязнения атмосферного воздуха характеризуется как очень высокий, в семи – высокий, двух – повышенный и только в одном – низкий. В 2022 году города Ростов-на-Дону и Новочеркасск включены в федеральный проект «Чистый воздух» национального проекта «Экология» с целью реализации мер по улучшению качества атмосферного воздуха.

Климатические изменения существенно повлияли на гидрологическую обстановку в Ростовской области. В бассейне реки Дон более 10 лет годовой сток был ниже нормы, а в 2015 – 2020 годах снизился до значений, близких к минимальным за весь период наблюдений. Низкая водность в бассейне Дона оказывает негативное влияние на экологическое состояния водных объектов региона. Кроме того, на качество воды в водных объектах оказывают влияние недостаточная очистка сточных вод в результате отсутствия очистных сооружений или их неудовлетворительного технического состояния, поступление в поверхностные водные объекты загрязняющих веществ с водосборных территорий городов и населенных пунктов, сельскохозяйственных объектов, а также нарушение режима использования водоохранных и прибрежных защитных зон. В настоящее время реализуется план мероприятий («дорожная карта») по оздоровлению и развитию водохозяйственного комплекса реки Дон со сроком реализации до 2030 года, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2021 № 2012-р. «Дорожная карта» включает комплекс мероприятий, направленных на рациональное использование водных ресурсов для целей гарантированного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, судоходства, орошения, снижение антропогенного воздействия на Дон и его притоки, расчистку и восстановление водности притоков, рек и междуречья Дона и Кубани, сохранение водных биологических ресурсов, повышение водности водохозяйственных систем. На территории Ростовской области реализуются 16 мероприятий «дорожной карты».

Территория Ростовской области расположена в зоне рискованного земледелия с недостаточным увлажнением, с часто повторяющимися засухами, снижающими урожайность сельскохозяйственных культур и приводящими к потере урожая. За последние пять лет на землях сельскохозяйственного назначения создано более 300 га полезащитных лесных полос. Действенной мерой по сохранению почвенной влаги в условиях аридизации климата является также внедрение влагосберегающих технологий обработки почвы. Еще одним направлением работы является разработка и внедрение системы агроэкологического районирования территорий сельских поселений на основе адаптивно-ландшафтного подхода.

В регионе Распоряжением Правительства Ростовской области от 11.05.2022 № № 285 утвержден региональный план адаптации к изменениям климата в Ростовской области [3]. В рамках регионального плана предусмотрены приоритетные адаптационные мероприятия в сфере природопользования, в сфере агропромышленного комплекса, в области рыболовства, в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства,  области транспорта,  сфере топливно-энергетического комплекса, в сфере промышленного комплекса и внешней торговли, в сфере здравоохранения, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Кроме того, утвержден План осуществления на территории Ростовской области научно-технической деятельности в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений [4] и будет разработан паспорт климатической безопасности.

Касательно лесных ресурсов необходимо отметить, что Ростовская область относится к категории малолесных районов, что делает лес важной частью природных ресурсов региона. При осуществлении федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах государственными лесными инспекторами ежегодно проводятся проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Одним из основных направлений в сохранении лесов Ростовской области является противодействие незаконной заготовке и обороту древесины. В 2021 году был выявлен 51 случай незаконных рубок деревьев, в том числе 11 имеющих признаки уголовных преступлений. Общий вред, причиненный лесному хозяйству незаконными рубками, составил 8761,1 тыс. рублей.

В целях обеспечения экологической безопасности на территории Ростовской области в 2021 году проведено 677 надзорных мероприятий в рамках регионального государственного экологического надзора. Вынесено 1559 постановлений об административных правонарушениях. Рассчитано и предъявлено 36 ущербов компонентам окружающей среды на общую сумму более 25 млн рублей. В бюджет области поступило свыше 21 млн рублей.

В 2021 году на территории области выявлено 180 мест несанкционированного размещения отходов, из которых ликвидировано 110 мест (61%). Также убрано 115 свалочных очагов, выявленных в предыдущие годы.

В рамках регионального государственного экологического контроля обследовано 135 водных объектов. За нарушение требований водного законодательства к административной ответственности привлечено 121 юридическое и физическое лицо на сумму 2,8 млн рублей.

Организован государственный мониторинг атмосферного воздуха посредством 18 стационарных постов и маршрутных наблюдений в 12 городах области.

По результатам проведенной государственной экологической экспертизы выдано 2162 свидетельства о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. По 1025 заявлениям хозяйствующих субъектов приняты и рассмотрены материалы о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Проведено 1401 плановое рейдовое мероприятие федерального государственного охотничьего надзора и надзора в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира. За выявленные нарушения взысканы штрафы в сумме 1,1 млн рублей.

Организовано и проведено 1800 субботников и 5000 мероприятий по экологическому просвещению. В ходе проведения Всероссийской акции «Вода России» очищено 170 км береговой линии. Ведется работа по развитию экологического туризма – на особо охраняемых природных территориях обустроено 9 маршрутов. Разработаны и утверждены вариативные модули по экологическому воспитанию обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

На территории Ростовской области реализуется 11 национальных проектов и 120 мероприятий, являющихся приоритетными задачами, поставленными Президентом Российской Федерации, среди этих проектов реализуется национальный проект «Экология» включающий четыре региональных проекта: «Сохранение лесов (Ростовская область)»; «Сохранение уникальных водных объектов (Ростовская область)»; «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»; «Чистая страна».

В рамках регионального проекта «Сохранение лесов (Ростовская область)» за период 2019–2021 годов направлены средства федерального бюджета в сумме 320,8 млн рублей. За счет этих средств приобретены:

  • 141 единица лесопожарной техники и оборудования (38 малых лесопатрульных комплексов, 14 лесопатрульных комплексов, лесопожарный катер, 11 универсальных лесопожарных модулей на базе тракторов (УЛПМ), 2 моторные лодки, 12 квадрокоптеров, 2 автобуса, 56 радиостанций УКВ диапазона, 3 бульдозера, 2 мотовездехода с прицепами);
  • 114 единиц лесохозяйственной техники (13 лесных культиваторов, 12 лесопосадочных машин, 89 труб посадочных для посадки сеянцев с закрытой корневой системой);
  • создано культур на землях лесного фонда на площади 4 400 гектаров.

В 2022 году выполнена посадка лесных культур на площади 1 700 га, приобретены 4 трактора на колесном шасси для проведения мероприятий по лесовосстановлению.

В рамках регионального проекта «Сохранение уникальных водных объектов (Ростовская область)» на реализацию регионального проекта в 2019 – 2021 годах направлены средства федерального и областного бюджетов в сумме 325,0 млн рублей. За счет этих средств: расчищено 8,5 км реки Темерник в г. Ростове-на-Дону и 30 км реки Кумшак в Цимлянском районе; разработана проектно-сметная документация на расчистку участка балки Темерник, а также проведены инженерно-изыскательские работы с целью оценки необходимости строительства дополнительных регулирующих гидротехнических сооружений для создания благоприятного водного режима в зоне непрерывного экологического парка на территории г. Ростов-на-Дону и проведены  исследовательские работы с целью определения объемов воды для обеспечения санитарной проточности русла реки Темерник по Темерницкому тракту с учетом изменившейся гидрологической обстановки.

В 2022 году осуществляется расчистка реки Глубокая в Каменском районе Ростовской области, запланирована разработка проектно-сметной документации на расчистку реки Черная на территории Шолоховского района и расчистку балки Большая Черепаха в г. Таганроге.

Кроме того, в рамках данного регионального проекта в 2022 году за счет средств областного бюджета создано подведомственное минприроды Ростовской области государственное бюджетное учреждение «Управление водохозяйственным комплексом Ростовской области» для обеспечения комплексной работы по восстановлению водных объектов, улучшению их состояния, оздоровления экологической обстановки на водных объектах.

В региональный проект «Чистая страна» в Ростовской области включены шесть недействующих свалок в городах Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске, Донецке, Красном Сулине и Цимлянске.

В рамках регионального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» достижение целевых показателей запланировано за счет строительства 5 межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов — Мясниковский, Неклиновский, Волгодонской, Красносулинский и Новочеркасский.

Таким образом, в Ростовской области с 2018 года сформирована новая система стратегического управления, которая направлена на обеспечение экологической безопасности. В регионе приняты документы стратегического планирования: Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года; План мероприятий по ее реализации, новые государственные программы, планы реализации мероприятий в сфере экологии.  Аналогичные стратегические документы были приняты во всех 55-ти городских округах и муниципальных районах области.

В рамках рационального природопользования предоставляются в пользование водные объекты, лесные участки, проводится государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, выдаются лицензии на пользование участками недр местного значения, разрешения на использование объектов животного мира.

 

Заключение

Для реализации стратегических целей исходя из внутренних и внешних объективных предпосылок намечаются более конкретные направления действий, например, разработка единой системы природоохранного законодательства, экологических нормативов, переход на международные экологические стандарты хозяйственной деятельности, формирование эффективной системы органов управления в области природопользования.

Однако, охрана окружающей среды в России построена на стратегии концевых технологий, которая основывается на взимании платы за загрязнение. Механизм, основывающийся только на взимании платы за промышленные выбросы, сбросы, отходы и их размещение не стимулирует хозяйственные объекты к сокращению негативного воздействия. Осуществляемые государством экономические преобразования не учитывают экологических факторов, поэтому управление экономикой и охраной окружающей среды осуществляются в отрыве друг от друга. Решением этой проблемы должно быть внедрение стратегии безопасного производства на каждом промышленном предприятии.

Экономическая политика в области охраны окружающей среды может быть реализована в следующих формах:

  • широкое внедрение «углеродных кредитов» (сертификаты, которые условно позволяют компенсировать определенное количество выбросов. Примеры: проект по выращиванию «климатических» лесов для поглощения углекислого газа в Алтайском крае и по управлению лесными экосистемами в Приморье);
  • торговля «излишками» сокращения выбросов в атмосферу;
  • продажа прав на выбросы;
  • государственные дотации, льготные займы на строительство очистных сооружений и приобретение дорогостоящего оборудования;
  • прогрессивное налогообложение по мере роста концентрации токсичных отходов в окружающей среде;
  • льготное экологическое страхование.

 

Библиографический список

  1. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// https://base.garant.ru/401425792/
  2. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208
    «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» //www.consultant.ru
  3. Распоряжение Правительства Ростовской области от 11.05.2022
    № 285 «Об утверждении регионального плана адаптации к изменениям климата в Ростовской области» / http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6100202205120003
  4. Распоряжение Губернатора Ростовской области от 25.04.2022 № 104 «Об утверждении Плана осуществления на территории Ростовской области научно-технической деятельности в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений» / https://www.donland.ru/documents/15634/
  5. Лысоченко, А.А. Стратегическое развитие пространственной политики региона в сфере экология: Монография. – Ростов н/Д.: Содействия — ХХI век, 2018. — 168 с.
  6. Лысоченко, А.А. Проблемы и перспективы стратегического развития пространственной политики региона в сфере экологии (на материалах Ростовской области) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (65). Номер статьи: 6513. Дата публикации: 2021-02-16. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6513/
  7. Лысоченко, А.А., Свиридов О.Ю. Теоретические основы стратегического управления (учебное пособие). Ростов-на-Дону: Изд-во «Содействие – XXI век», 2020.
  8. Лысоченко, А.А. Экологическая экосистема региона: стратегическое управление и развитие / Фонд инноваций и экономических технологий «Содействие – ХХI век», 2021.
  9. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации за 2021 год. Государственный доклад. – М.: Минприроды России; МГУ имени М.В. Ломаносова, 2022. – С.692.

 

References

  1. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated July 2, 2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» [O Strategii natsional’noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii]// https://base .garant.ru/401425792/
  2. Decree of the President of the Russian Federation No. 208 dated 13.05.2017 «On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030» [O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda]//www.consultant.ru
  3. Order of the Government of the Rostov region of 11.05.2022 No. 285 «On approval of the regional climate change adaptation Plan in the Rostov Region» [Ob utverzhdenii regional’nogo plana adaptatsii k izmeneniyam klimata v Rostovskoy oblasti]/ http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6100202205120003
  4. Order of the Governor of the Rostov Region No. 104 dated 04/25/2022 «On approval of the Plan for the Implementation of Scientific and Technical Activities in the Field of Environmental development of the Russian Federation and Climate Change in the Rostov Region» [Ob utverzhdenii Plana osushchestvleniya na territorii Rostovskoy oblasti nauchno-tekhnicheskoy deyatel’nosti v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii i klimaticheskikh izmeneniy]/ https://www.donland.ru/documents/15634/
  5. Lysochenko, A.A. Strategic development of the spatial policy of the region in the field of ecology [Strategicheskoye razvitiye prostranstvennoy politiki regiona v sfere ekologiya]: Monograph. – Rostov N./D.: Assistance — XXI century, 2018. — 168 p.
  6. Lysochenko, A.A. Problems and prospects of strategic development of the spatial policy of the region in the field of ecology (based on the materials of the Rostov region) [Problemy i perspektivy strategicheskogo razvitiya prostranstvennoy politiki regiona v sfere ekologii (na materialakh Rostovskoy oblasti)]// Regional economics and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — No. 1 (65). Article number: 6513. Date of publication: 2021-02-16. Access mode: https://eee-region.ru/article/6513/
  7. Lysochenko, A.A., Sviridov, O.Yu. Theoretical foundations of strategic management (textbook) [Teoreticheskiye osnovy strategicheskogo upravleniya (uchebnoye posobiye)]. Rostov-on-Don: Publishing house «Assistance — XXI century», 2020.
  8. Lysochenko, A.A. Ecological ecosystem of the region: strategic management and development [Ekologicheskaya ekosistema regiona: strategicheskoye upravleniye i razvitiye]/ Foundation for Innovation and Economic Technologies «Assistance – XXI century», 2021.
  9. On the state and environmental protection of the Russian Federation for 2021. State report [O sostoyanii i ob okhrane okruzhayushchey sredy Rossiyskoy Federatsii za 2021 god. Gosudarstvennyy doklad]. – Moscow: Ministry of Natural Resources of Russia; Lomonosov Moscow State University, 2022. – p.692.

Еще в рубриках

Ростовская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *