Главная страница » Публикации » №3 (71) » Муниципальные образования: обзор экономических теоретико-методологических подходов к понятию

Муниципальные образования: обзор экономических теоретико-методологических подходов к понятию

Municipalities: a review of economic theoretical and methodological approaches to the concept

Авторы

Дворядкина Елена Борисовна
доктор экономических наук, профессор кафедры региональной, муниципальной экономики и управления
Россия, Уральский государственный экономический университет
elena-dvoryadkina@yandex.ru
Джалилов Эльвин Вахидович
ассистент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления
Россия, Уральский государственный экономический университет
elvin.dzhalilov.94@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена систематизации существующих подходов к понятию «муниципальное образование» и раскрытию его сущности с экономической точки зрения. Авторами проанализированы трактовки понятия «муниципальное образование», выдвинутые отечественными исследователями-экономистами. Результатом исследования является теоретическое обобщение пяти подходов: системного, воспроизводственного, объектно-субъектного, социально-экономического и комплексного в определении сущности понятия муниципального образования. Целью исследования является систематизация и выделение экономических теоретико-методологических подходов в определении сущности понятия «муниципальное образование». В исследовании были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, а также метод аналогии и сравнения.

Ключевые слова

муниципальное образование, социально-экономическая система, местное самоуправление.

Рекомендуемая ссылка

Дворядкина Елена Борисовна , Джалилов Эльвин Вахидович

Муниципальные образования: обзор экономических теоретико-методологических подходов к понятию// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (71). Номер статьи: 7113. Дата публикации: 20.09.2022. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7113/

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-371-13

Authors

Dvoryadkina Yelena Borisovna
Doctor of Economics, Professor of the Department of Regional, Municipal Economics and Management
Russia, Ural State University of Economics
elena-dvoryadkina@yandex.ru
Dzhalilov Elvin Vakhidovich
assistant of the department of regional, municipal economics and management
Russia, Ural State University of Economics
elvin.dzhalilov.94@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the systematization of existing approaches to the concept of "municipal formation" and the disclosure of its essence from an economic point of view. The authors analyzed the interpretations of the concept of "municipal formation", put forward by domestic researchers-economists. The result of the study is a theoretical generalization of five approaches: systemic, reproductive, object-subjective, socio-economic and complex in determining the essence of the concept of a municipality. The purpose of the study is to systematize and highlight economic theoretical and methodological approaches in determining the essence of the concept of "municipal formation". The study used general scientific methods: analysis and synthesis, as well as the method of analogy and comparison.

Keywords

municipality, socio-economic system, local self-government.

Suggested Citation

Dvoryadkina Yelena Borisovna , Dzhalilov Elvin Vakhidovich

Municipalities: a review of economic theoretical and methodological approaches to the concept// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (71). Art. #7113. Date issued: 20.09.2022. Available at: https://eee-region.ru/article/7113/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2022-371-13

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Муниципальные образования представляют собой первичную ячейку пространственной организации общества, и являются одним из видов территориальных объектов, выделяемых в структуре экономики региона, которому отечественными исследователями уделяется особое внимание [1]. Для изучения процессов новой индустриализации, необходимость которой в условиях санкций и политической нестабильности не вызывает сомнений, особое значение приобретает пространственный аспект.

Конкретными пространственными формами, в которых происходит протекание процессов индустриализации, являются муниципальные образования, среди которых безусловными лидерами выступают крупные и крупнейшие города как ядра экономического развития, однако в настоящее время нет законодательно установленного понятия «муниципальное образование». В Федеральном законе N-131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающий основу функционирования муниципальных образований в РФ, говорится: «муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения» [2], то есть, фактически в документе просто перечисляются виды муниципальных образований без определения его понятия. Данное обстоятельство даёт возможность отечественным исследователям «уточнить» данную неопределенность, что привело к большому количеству формулировок данного понятия с выделением своих особенностей сущности, в связи с чем считаем целесообразным рассмотреть подходы к раскрытию сущности понятия «муниципальное образование».

 

Обсуждение

По мнению Т.А. Коркиной, муниципальное образование – это административно-территориальная единица, управляемая органами местного самоуправления и самостоятельно удовлетворяющая большую часть жизненно важных потребностей населения в труде и социальных благах на основе использования местных ресурсов. На основе анализа основных характеристик муниципальных образований исследователем сделан вывод о них как о социально-экономических системах, имеющих установленные территориальные границы, круг постоянных жителей и определенную материально-финансовую базу, т.е. весь комплекс необходимых для социально-экономического развития ресурсов. Наличие ресурсов и органов управления делает муниципальные образования полноправными участниками социально-экономических отношений и позволяет им проводить самостоятельную политику во многих областях местной жизни [3].

И.А. Курская трактует муниципальное образование как относительно самостоятельная хозяйственная единица, складывающаяся из территориально-географических, производственных, экологических подсистем народнохозяйственной целостности с присущими им экономическими отношениями и интересами. Муниципальное образование является относительно обособленным субъектом собственности, бюджетных, финансовых и иных экономических отношений, а также экономических интересов [4].

С.С. Берман, проведя в своем исследовании систематизацию трактовок сущности понятия «муниципальное образование», сделала вывод о том, что муниципальное образование «…является не только подсистемой социально-экономического комплекса региона, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов» [5]. Данная трактовка объединяет позиции системного и воспроизводственного подходов, главное внимание уделяется тому, что муниципальное образование рассматривается как открытая социально-экономическая система, воспроизводственный процесс не предполагает замкнутости муниципальной экономики, каждое муниципальное образование занимает определенное место в системе общественного разделения труда, и целостность его хозяйственного комплекса является относительной.

Е.Н. Королева раскрывает сущность муниципального образования, опираясь на: проведенную общую структуризацию муниципального образования как региональной системы на основе интегративно-конвергенциального подхода; идентификацию объекта управления на основе кибернетического структурирования; детерминацию муниципального процесса как «посредника» в прямых и обратных связях между управляющей и управляемой подсистемами. С учетом вышеизложенного автор дает определение муниципального образования «…как открытой региональной системы, характеризуемой относительной однородностью, в рамках которого происходит институционализация местного самоуправления, а также локализация муниципального процесса как единства социальной, природно-средовой и экономической составляющих» [6].

А.А. Сафронов, исходя из теоретических предпосылок для повышения социально-экономического потенциала муниципальных образований, обосновывает, что муниципальное образование следует рассматривать как сложную социально-экономическую систему, представляющую собой взаимосвязанную совокупность трех элементов:

  • населения муниципального образования;
  • органов власти муниципального образования;
  • совокупности хозяйствующих субъектов, действующих на территории муниципального образования (муниципальный экономический комплекс) [7].

В.В. Казаков ставит во главу угла динамический характер развития муниципального образования как системы, в связи с чем предлагает такое определение: «Муниципальное образование представляет собой сложную вероятностную систему, когда изменения в какой-либо из его подсистем (демографической, социальной, экономической, финансовой, природно-ресурсной, экологической) приводят к изменениям в других, имеется множество обратных связей. Происходящие в нем процессы носят стохастический характер. Процесс контроля и обратной связи в данной системе осуществляется определением и оценкой различных показателей эффективности (экономической, экологической, социальной, управленческой и т.д.)» [8]. По мнению В.В. Казакова, муниципальное образование является саморазвивающейся системой, при этом «…наиболее эффективной формой организации данной системы является производственно-социальный комплекс, в процессе функционирования которого потребляются и перерабатываются различные виды ресурсов, а конечной целью функционирования данного комплекса является повышение качества жизни населения муниципального образования» [8].

Р.Р. Салгириев также обосновывает тезис о том, что муниципальное образование как объект анализа может быть отнесено к классу саморазвивающихся открытых систем, находящихся в режиме постоянного обмена с окружающей средой [9].

Е.А. Николаева определяет сущность муниципального образования как подсистемы социально-экономической системы региона, в рамках которой взаимодействуют различные экономические субъекты. «Муниципальное образование – это открытая система, тесно взаимодействующая с окружающей ее средой. Оно вовлекается в экономику региона через связи и отношения экономических субъектов, функционирующих на его территории. При осуществлении своей деятельности они взаимодействуют между собой как внутри муниципального образования, так и в регионе в целом, образуя в совокупности экономическую, финансовую, социальную, информационную, производственно-отраслевую, управленческую подсистемы региона» [10].

А.Ш. Хуажева, Н.В. Рябцев в своей работе приходят к заключению, что «в общем и целом, под муниципальным образованием можно понимать целостную социально-экономическую систему, которая состоит из трех базовых подсистем (компонентов)» [11], такими подсистемами, по мнению авторов, выступают социальная, природно-территориальная и экономическая.

И.Д. Закиров также рассматривает муниципальное образование с позиций системного подхода, в качестве основного элемента региональной социально-экономической системы, обладающего рядом особенностей: некоммерческий характер целей и задач муниципального образования, двойственный субъектно-объектный характер населения муниципалитета, наличие интересов различных субъектов территории [12].

Б.В. Савенковым муниципальное образование определяется в качестве   достаточно самостоятельной социально-экономической системы, в которой экономическая подсистема представляет собой взаимосвязанные объекты собственности и экономической деятельности (крупные и средние промышленные предприятия, муниципальная собственность, малое предпринимательство), а социальная подсистема — взаимодействующие хозяйствующие субъекты, которые реализуют свои интересы в пределах данной территории. Вследствие этого, организация развития муниципального образования возможна при учете интересов и ответственности субъектов управления — главы муниципального образования, собственников предприятий, предпринимателей, жителей [13].

Э.Р. Каримова трактует муниципальное образование как «открытую, сложную, локализованную в пространстве совокупность самостоятельных динамичных взаимодействующих объектов, функционирующих для достижения общесистемных целей и получения качественных общесистемных результатов в виде стабильного повышения качества жизни населения» [14], и акцентирует внимание на том, что муниципальное образование, как сложная социально-экономическая система, имеет территориальную границу, население, определенную материально-финансовую базу, органы местного самоуправления, является полноценным участником гражданско-правовых и социально-экономических отношений, реализует  самостоятельную политику во многих областях и сферах местной жизни.

Н.В. Костенко считает, что муниципальное образование следует рассматривать и как социально-экономическую систему, и как экономическую категорию: «…муниципальное образование представляется территориальной системой экономических отношений, возникающих между субъектами муниципального образования по поводу пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью и по поводу включения экономических ресурсов и населения муниципального образования в процесс расширенного воспроизводства на территориальном уровне. Совокупность этих экономических отношений отражает сущность муниципального образования как экономической категории» [15].

В исследовании В.Н. Жарова представлена практически аналогичная Н.В. Костенко точка зрения, однако более развернутой является именно системная трактовка муниципального образования. Муниципальное образование как социально-экономическая система предстает в трех ипостасях: 1) как экономическая система, т.е. сформированная на базе экономических принципов производства и расселения населения совокупность производственно-хозяйственных единиц, хозяйствующих субъектов, осуществляющих экономическую деятельность на базе многообразия форм собственности; 2) как социальная система, т.е. совокупность объектов социальной инфраструктуры, обеспечивающая население социальными услугами; 3) как территориальная система экономических отношений муниципальное образование выступает в качестве самоуправляющей территориальной общности, на которой проживают люди, имеющие общие цели и задачи социально-экономического развития, решение которых позволяет удовлетворять жизненные потребности членов данной общности [16].

Исследование И.В. Дукановой посвящено конкретному виду муниципальных образований – районным муниципальным образованиям, представляющим собой «…социально-экономическую систему, элементы которой взаимосвязаны и совместно функционируют с определенной свободой выбора форм деятельности с целью обеспечения высоких темпов социально-экономического развития в текущем периоде и перспективе» [17]. Акцент в данном определении сделан на достижение высоких темпов социально-экономического развития, для чего необходимо осуществлять процесс управления социально-экономическим развитием в форме согласованного воздействия населения, бизнеса, органов местного самоуправления и государственной системы управления (региона, федерации) на социально-экономические процессы, протекающие на муниципальных территориях, для обеспечения роста качества жизни населения, стабилизации социальных отношений, развития экономической сферы.

Существенные различия современного состояния российских муниципальных образований, их многообразие, по мнению А.В. Гридиной, обусловливают необходимость исследования муниципального образования как сложной социально-экономической системы, «характеризующейся определенной совокупностью структурных элементов и связей между ними, которая вступает в взаимодействие с внешней средой, образуя с ней единство, и распределяет ограниченные ресурсы в соответствии с определенно иерархией целей и задач функционирования» [18]. Исследователь раскрывает сущность муниципального образования как сложной социально-экономической системы через совокупность, структуру и задачи следующих его подсистем: экономической, социальной, бюджетной, трудовых ресурсов, экологической, правовой, управленческо-информационной.

Н.А. Лыскова под муниципальным образованием понимает сложную территориальную социально-экономическую структуру, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, к которым относятся общая территория, население, проживающее на этой территории, хозяйствующие субъекты (предприятия и организации разных форм собственности), работающие на этой территории, местные органы власти, которые обеспечивают функционирование и развитие конкретного муниципального образования с помощью различных видов ресурсов (материальных, природных, человеческих, финансовых, информационных и др.) и условий (экономических, политических, климатических, правовых, культурных, экологических). Соответственно, как субъект экономических отношений муниципальное образование представляет собой совокупность предприятий различных форм собственности, домохозяйств и местных органов власти, образующих целостный воспроизводственный комплекс на определенной территории [19]. Экономическое содержание муниципального образования раскрывается указанным автором через систему экономических отношений субъектов муниципального образования (хозяйствующих субъектов, домохозяйств и органов местного самоуправления), направленных на удовлетворение потребностей их участников в общественных и частных благах, за счет рационального использования собственных и привлеченных ресурсов муниципального образования.

При исследовании муниципальных образований Н.Н. Куриленко оперирует понятиями «муниципальная социально-экономическая система», «муниципальная система». Под муниципальными системами автор понимает «…части территории региона, характеризующиеся относительной однородностью социально-экономических показателей или пространственной близостью к одному из центров, взаимодействующие с другими частями территории региона и имеющие в обязательном порядке органы управления и/или общие программы развития регионального уровня» [20]. Муниципальные системы относятся к разряду управляемых систем, целью управления которыми является наиболее полное удовлетворение общественных интересов и потребностей на территории муниципального образования путем реализации эффективной муниципальной социально-экономической политики.

 

Выводы

Таким образом, имеющиеся в экономической научной литературе и представленные выше взгляды ученых-экономистов, позволяют выделить ряд теоретико-методологических подходов к раскрытию сущности понятия «муниципальное образование»:

  • системный подход, являющийся самым распространенным подходом, в рамках которого муниципальное образование, с одной стороны, рассматривается как подсистема региональной социально-экономической системы, а с другой стороны, как самостоятельная целостная, открытая, саморазвивающаяся система;
  • воспроизводственный подход, в рамках которого муниципальное образование рассматривается как территориальная единица, в пределах которой концентрируются экономические ресурсы, функционируют экономические агенты, между которыми возникают экономические отношения, т.е. осуществляется воспроизводственный процесс;
  • объектно-субъектный подход, в рамках которого муниципальное образование рассматривается с позиции теорий местного самоуправления и парадигмы регионального управления, выступая одновременно и объектом, и субъектом управления (самоуправления);
  • социально-экономический подход, в рамках которого муниципальное образование рассматривается как территориальное образование, в пределах которого формируется и развивается социальная общность, а также функционирует муниципальная экономика;
  • комплексный подход, представляющий собой различные комбинации указанных выше подходов – системного, воспроизводственного, объектно-субъектного и социально-экономического.

 

Список литературы

  1. Анимица, Е.Г., Дворядкина, Е.Б., Силин, Я.П. Местное самоуправление. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2006. 89 с.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (дата обращения: 30.07.2022)
  3. Коркина, Т.А. организация управления социально-экономическим развитием муниципального образования городского типа: Автореферат дисс…канд. экон. наук. Челябинск, 2002. С. 9.
  4. Курская, И.А. Экономические интересы муниципальных образований в условиях рыночной трансформации: дисс…канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 156 с.
  5. Берман, С.С. Социально-экономические условия воспроизводства муниципального образования: Автореферат дисс…канд. экон. наук. Казань, 2005. С. 12.
  6. Королева, Е.Н. Методология стратегического управления развитием муниципальных образований в условиях современной экономики России: Автореферат дисс…д-ра экон. наук. Самара, 2006. С. 18.
  7. Сафронов, А.А. Формирование стратегии управления социально-экономическим потенциалом муниципального образования (на материалах Московской области): Автореферат дисс…канд. экон. наук. М., 2011. С. 11.
  8. Казаков, В.В. Управление развитием муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления: Автореферат дисс…канд. экон. наук. Томск, 2004. С. 10.
  9. Салгириев, Р.Р. Устойчивое развитие муниципального образования: методологические основы и механизм реализации: Автореферат дисс…д-ра экон.наук. М., 2019. С. 13.
  10. Николаева, Е.А. Формирование и оценка конкурентоспособности сельских муниципальных образований региона: Автореферат дисс…канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2006. С. 7-8.
  11. Хуажева, А.Ш., Рябцев, Н.В. Системная природа муниципальных образований и её практическое воплощение в моделях местного управления // Вестник Адыгейского государственного университета: сетевое электронное научное издание. №1 (255) 2020
  12. Закиров, И.Д. Формирование стратегии развития муниципального образования как социально-экономической подсистемы региона: Автореферат дисс…канд. экон. наук. Уфа, 2010. С. 6.
  13. Савенков, Б.В. Оценка жизнеспособности муниципального образования: дисс…канд. экон. наук. Челябинск, 2002. 141 с.
  14. Каримова, Э.Р. Развитие управления экономической системой муниципального образования на основе системного подхода: Автореферат дисс…канд. экон. наук. Саратов, 2009. С. 5.
  15. Костенко, Н.В. Теоретические основы управления муниципальным образованием как интегрированной системой: Автореферат дисс…канд. экон. наук. М., 2002. С.15.
  16. Жаров, В.Н. Управление экономическим развитием муниципальных образований в географически отдаленных регионах России: Автореферат дисс…канд. экон. наук. М., 2004. С. 11-12.
  17. Дуканова, И.В. Совершенствование инструментария оценки результативности управления социально-экономическим развитием районных муниципальных образований: Автореферат дисс…канд. экон. наук. Тамбов, 2011. С. 10.
  18. Гридина, А.В. Антикризисное управление муниципальным образованием: теоретические и прикладные аспекты (на примере муниципального образования «город Бийск Алтайского края»): Автореферат дисс…канд. экон. наук. Кемерово, 2006. С. 7.
  19. Лыскова, Н.А. Условия функционирования и особенности социально-экономического развития муниципальных образований: Автореферат дисс…канд.экон. наук. Волгоград, 2011. С. 14.
  20. Куриленко, Н.Н. Антикризисное управление муниципальными социально-экономическими системами и повышение эффективности мониторинга их развития: Автореферат дисс…канд. экон. наук. Курск, 2010. С. 7.

References

  1. Animitsa, E.G., Dvoryadkina, E.B., Silin, Ya.P. Local government [Mestnoye samoupravleniye]. Yekaterinburg: Publishing House Ural. state economy un-ta, 2006. 89 p.
  2. Federal Law No. 131-FZ of October 6, 2003 (as amended on December 30, 2021) “On the General Principles of Organizing Local Self-Government in the Russian Federation” [Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii] (Accessed on July 30, 2022)
  3. Korkina, T.A. Organization of management of socio-economic development of the municipality of urban type [Organizatsiya upravleniya sotsial’no-ekonomicheskim razvitiyem munitsipal’nogo obrazovaniya gorodskogo tipa]: Abstract of diss … cand. economy Sciences. Chelyabinsk, 2002, p. 9.
  4. Kurskaya, I.A. Economic interests of municipalities in the context of market transformation [Ekonomicheskiye interesy munitsipal’nykh obrazovaniy v usloviyakh rynochnoy transformatsii]: diss…cand. economy Sciences. Rostov-on-Don, 2003. 156 p.
  5. Berman, S.S. Socio-economic conditions for the reproduction of the municipality [Sotsial’no-ekonomicheskiye usloviya vosproizvodstva munitsipal’nogo obrazovaniya]: Abstract of diss … cand. economy Sciences. Kazan, 2005, p. 12.
  6. Queen, E.N. Methodology of strategic management of the development of municipalities in the conditions of the modern Russian economy [Metodologiya strategicheskogo upravleniya razvitiyem munitsipal’nykh obrazovaniy v usloviyakh sovremennoy ekonomiki Rossii]: Abstract of the thesis … Dr. Econ. Sciences. Samara, 2006, p. 18.
  7. Safronov, A.A. Formation of a strategy for managing the socio-economic potential of the municipality (on the materials of the Moscow region) [Formirovaniye strategii upravleniya sotsial’no-ekonomicheskim potentsialom munitsipal’nogo obrazovaniya (na materialakh Moskovskoy oblasti)]: Abstract of diss … cand. economy Sciences. M., 2011. S. 11.
  8. Kazakov, V.V. Management of the development of municipalities in the context of the reform of local self-government [Upravleniye razvitiyem munitsipal’nykh obrazovaniy v usloviyakh reformy mestnogo samoupravleniya]: Abstract of diss … cand. economy Sciences. Tomsk, 2004, p. 10.
  9. Salgiriev, R.R. Sustainable development of the municipality: methodological foundations and implementation mechanism [Ustoychivoye razvitiye munitsipal’nogo obrazovaniya: metodologicheskiye osnovy i mekhanizm realizatsii]: Abstract of the thesis … Dr. of Economics. M., 2019. S. 13.
  10. Nikolaeva, E.A. Formation and assessment of the competitiveness of rural municipalities in the region [Formirovaniye i otsenka konkurentosposobnosti sel’skikh munitsipal’nykh obrazovaniy regiona]: Abstract of diss … cand. economy Sciences. Ulan-Ude, 2006. S. 7-8.
  11. Khuazheva, A.Sh., Ryabtsev, N.V. Systemic nature of municipalities and its practical implementation in models of local government [Sistemnaya priroda munitsipal’nykh obrazovaniy i yeyo prakticheskoye voploshcheniye v modelyakh mestnogo upravleniya]// Bulletin of the Adyghe State University: online scientific publication. №1 (255) 2020
  12. Zakirov, I.D. Formation of the development strategy of the municipality as a socio-economic subsystem of the region [Formirovaniye strategii razvitiya munitsipal’nogo obrazovaniya kak sotsial’no-ekonomicheskoy podsistemy regiona]: Abstract of diss … cand. economy Sciences. Ufa, 2010, p. 6.
  13. Savenkov, B.V. Assessment of the viability of the municipality [Otsenka zhiznesposobnosti munitsipal’nogo obrazovaniya]: diss … cand. economy Sciences. Chelyabinsk, 2002. 141 p.
  14. Karimova, E.R. Development of management of the economic system of the municipality on the basis of a systematic approach [Razvitiye upravleniya ekonomicheskoy sistemoy munitsipal’nogo obrazovaniya na osnove sistemnogo podkhoda]: Abstract of diss … cand. economy Sciences. Saratov, 2009. P. 5.
  15. Kostenko, N.V. Theoretical Foundations of Management of a Municipal Formation as an Integrated System [Teoreticheskiye osnovy upravleniya munitsipal’nym obrazovaniyem kak integrirovannoy sistemoy]: Abstract of diss…cand. economy Sciences. M., 2002. P.15.
  16. Zharov, V.N. Management of the economic development of municipalities in geographically remote regions of Russia [Upravleniye ekonomicheskim razvitiyem munitsipal’nykh obrazovaniy v geograficheski otdalennykh regionakh Rossii]: Abstract of diss … cand. economy Sciences. M., 2004. S. 11-12.
  17. Dukanova, I.V. Improving the tools for assessing the effectiveness of managing the socio-economic development of district municipalities [Sovershenstvovaniye instrumentariya otsenki rezul’tativnosti upravleniya sotsial’no-ekonomicheskim razvitiyem rayonnykh munitsipal’nykh obrazovaniy]: Abstract of diss … cand. economy Sciences. Tambov, 2011, p. 10.
  18. Gridina, A.V. Anti-crisis management of the municipality: theoretical and applied aspects (on the example of the municipality «the city of Biysk, Altai Territory») [Antikrizisnoye upravleniye munitsipal’nym obrazovaniyem: teoreticheskiye i prikladnyye aspekty (na primere munitsipal’nogo obrazovaniya «gorod Biysk Altayskogo kraya»)]: Abstract of diss … cand. economy Sciences. Kemerovo, 2006, p. 7.
  19. Lyskova, N.A. Functioning conditions and features of the socio-economic development of municipalities [Usloviya funktsionirovaniya i osobennosti sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal’nykh obrazovaniy]: Abstract of diss … cand.econ. Sciences. Volgograd, 2011. P. 14.
  20. Kurylenko, N.N. Anti-crisis management of municipal socio-economic systems and improving the efficiency of monitoring their development [Antikrizisnoye upravleniye munitsipal’nymi sotsial’no-ekonomicheskimi sistemami i povysheniye effektivnosti monitoringa ikh razvitiya]: Abstract of diss … cand. economy Sciences. Kursk, 2010. P. 7.

Еще в рубриках

Государственное и муниципальное управление