Главная страница » Публикации » №3 (67) » Роль региональных бюджетов в обеспечении адресности социальной защиты

Роль региональных бюджетов в обеспечении адресности социальной защиты

The role of regional budgets in ensuring the targeting of social protection

Авторы

Денисова Ирина Петровна
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов
Россия, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
dеnis8663@mail.ru
Денисов Петр Владимирович
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики
Россия, Ростовский институт защиты предпринимателя (РИЗП)
d.pv008@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрены особенности финансового обеспечения социальных потребностей населения на уровне региона, цель предложенного инструментария – выявить наиболее эффективные финансовые и организационные механизмы, цифровые форматы, позволяющие реализовать политику адресности и эффективности предоставления основных социальных гарантий и дополнительных социальных услуг.

Ключевые слова

социальная защита населения, социальные потребности, адресность социальной защиты, региональные бюджеты.

Рекомендуемая ссылка

Денисова Ирина Петровна , Денисов Петр Владимирович

Роль региональных бюджетов в обеспечении адресности социальной защиты// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (67). Номер статьи: 6705. Дата публикации: 19.07.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6705/

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-367-5

Authors

Denisova Irina Petrovna
doctor of economics, professor, of the department of finance
Russia, Rostov State University of Economics RSUE (RINKH)
dеnis8663@mail.ru
Denisov Petr Vladimirovich
PhD in Economic science
Russia, Rostov Institute of entrepreneur protection Rostov-on-Don
d.pv008@yandex.ru

Abstract

The article considers the features of financial support for the social needs of the population at the regional level, the purpose of the proposed tools is to identify the most effective financial and organizational mechanisms, digital formats that allow implementing a policy of targeting and efficiency of providing basic social guarantees and additional social services.

Keywords

social protection of the population, social needs, targeting of social protection, regional budgets.

Suggested Citation

Denisova Irina Petrovna , Denisov Petr Vladimirovich

The role of regional budgets in ensuring the targeting of social protection// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (67). Art. #6705. Date issued: 19.07.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6705/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-367-5

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Изменения принципов и механизмов отечественной системы обеспечения социальных потребностей повлекли за собой существенное повышение роли регионов в осуществлении социальной политики. Основная тенденция, несмотря на апробацию принципа «экстерриториальности», — рост дифференциации социального обеспечения по территориальному признаку. Значительная часть мер социальной поддержки и гарантий фактически является прерогативой именно региональных властей, объем предоставления социальных услуг напрямую зависят от возможностей региональных бюджетов.

У современных исследований вопросов социальной защиты населения в настоящее время особый интерес вызывают вопросы, связанные с реализацией адресных технологий социальной защиты. Актуальность рассматриваемых технологий существенно вырастает в современных условиях развития Российской Федерации, в связи с тем, что их использование с одной стороны позволяет повысить удовлетворенность социальной незащищенных категорий населения мерами социальной защиты, а с другой стороны — повысить эффективность расходования бюджетных средств на данные цели.

Особенно возрастает значимость использования данных технологий в современных непростых социально-экономических условиях, когда ограниченный уровень бюджетной обеспеченности не позволяет обеспечить комплексную реализацию социальных целей, стоящих перед государством.

Обеспечение необходимой бюджетной устойчивости требует оптимизации расходования средств, в том числе и на социальные цели, что требует поиска новых форм и инструментов рационального расходования средств государства. Одним из таких инструментов является внедрение адресных технологий социальной защиты населения.

 

Результаты исследования

Главной задачей бюджета Ростовской области на  среднесрочную перспективу — 2021-2023 годы,  остается сохранение социальной направленности, а также обеспечение преодоления последствий пандемии для социально-экономической ситуации в регионе.

Последствия пандемии COVID-19 повлиял на рост расходов – почти на 360 млн рублей — на социальные выплаты безработным гражданам. В областном бюджете общая сумма на эти цели составит около 4,2 млрд рублей [1]

Софинансирование федеральных трансфертов обеспечено в полном объеме за счет пересмотра расходов главными распорядителями бюджетных средств, а также за счет экономии по результатам конкурсов и отмены массовых публичных мероприятий.

Для улучшения демографической ситуации в Ростовской области в 2020 году продолжена реализация мер социальной поддержки семей, имеющих детей и проживающих на территории Ростовской области, в виде ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в Ростовской области прожиточного минимума на 25 686 детей, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка (родного, усыновленного) или последующих детей (родных, усыновленных) до достижения ребенком возраста трех лет. На эти цели было направлено 2 277, 9 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 1 962,8 млн. рублей.

 

Таблица 1 – Итоги реализации национальных проектов на уровне региона [2]

Национальный проект «Демография» План 2020г, млн. рублей Факт 2020г, млн. рублей Процент выполнения
Финансовая поддержка семей при рождении детей 6 650,49 6 623,09 99,6
Старшее поколение 472,55 472,09 99,9
Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет 2 152,69 1 100,70 51,1
Спорт — норма жизни 310,57 302,01 97,2

 

В Ростовской области в 2020 году было утверждено 49 региональных проектов, 42 из них были профинансированы из областного бюджета в объеме 28 504,42 млн. рублей. Рост по сравнению с прошлым годом составил 4 614,24 млн. рублей. Процент исполнения за 2020 год составил 88,4 %.

В настоящее время наше государство является одним из мировых лидеров по количеству предоставляемых мер социальной поддержки. [3]

Так, в 2021 году доля расходов по указанному направлению снижена уже до 24,4%, в 2022 – еще выше до 22,2%. Несмотря на большое количество реализуемых мер социальной поддержки в стране, их эффективность реализации на практике остается под большим вопросом, уровень бедности в России по-прежнему остается высоким

Во-многом недостатки в эффективности финансирования системы социальной защиты населения связаны с действующим категориальным подходом к большому количеству граждан, при котором не учитывается уровень доходов населения, а меры социальной поддержки оказываются на основании отнесения тех или иных граждан к определенной социальной категории.

При этом полный отказ от категориальных мер социальной поддержки в настоящее время не представляется возможным. Это связано с тем, что огромное количество граждан в настоящее время являются получателями указанных мер и резкая их отмена может привести к настоящему социальному взрыву. Вместе с тем сохранение сложившегося положения вещей также невозможно, так как очевидно, что действующая система не является эффективной. В этой связи необходимо постепенное совершенствование реализации мер социальной защиты населения, что требует обеспечения необходимого баланса между категориальной и адресной системой социальной поддержки.

Существует множество аргументов, исходя из которых в настоящее время реализация адресных технологий социальной защиты населения представляется наиболее оптимальной. Важнейший фактор связан с тем, что при реализации указанных технологий, получателями мер социальной поддержки будут исключительно нуждающиеся граждане, которые действительно в силу уровня своего дохода и иных составляющих не могут обеспечить удовлетворение своих базовых потребностей.

Выделим основные направления реализации принципа адресности социальной защиты:

  • идентификация получателей мер социальной помощи, т.е. принцип идеальной модели адресности предполагает точное установление адресата — получателя социальной помощи;
  • реализация политики стимулирования получателей социальной поддержки к улучшению собственного благосостояния, разработку и внедрение мер по недопущению иждивенчества на социальных пособиях (за исключением объективных случаев;
  • разграничение направлений социальной поддержки в количественном плане (объем услуг), а также в территориальном и качественном (виды услуг). [4]

В целях определения принципов, по которым должна оказываться адресная социальная поддержка, необходимо выявить критерии, по которым в настоящее время определяется уровень нуждаемости граждан в предоставлении мер социальной поддержки. Основным критерием в настоящее время является величина прожиточного минимума населения.

Если анализировать количество россиян, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, только по официальным данным в 2020 году насчитывалось 19,9 миллионов Россиян, чей доход не превышал величину установленного прожиточного минимума [5]

При реализации адресной подхода в реализации мер социальной поддержке указанными мерами охватываются только те люди, которые реально нуждаются в социальной помощи. В связи с этим целесообразно при определении размера социальной помощи, внедрять принцип дифференциации, в соответствии с которым люди, у которых доходы не превышают величину прожиточного минимума, смогу компенсировать указанную разницу за счет предоставления мер поддержки.

Как уже было отмечено выше, разрабатывая меры социальной поддержки бедных необходимо учитывать те категории лиц, которые имеют наибольшие риски снижения своих доходов. В особенности проблема бедности, актуальна для многодетных семей, именно в данной группе количество бедных граждан составляет 41%, что превышает среднероссийский показатель бедных более чем в 2 раза. Еще одна категория бедных – это одинокие родители, в данной категории доля бедных составляет 26%.[6]

Именно на группы, имеющие наиболее высокие риски бедности должны быть ориентированы имеющиеся меры социальной поддержки. Остальные же категории граждан необходимо выводить из категории бедных посредством реализации системных мер поддержки. Имеющиеся меры социальной поддержки не способны обеспечить системное снижение уровня бедности. Это связано с большим количеством проблем в данной отрасли, к числу которых в первую очередь включается недостаточный объем финансирования государственных программы социальной поддержки (в особенности на уровне субъектов РФ).[7]

В результате значительная доля получателей мер социальной поддержки не являются в реальности нуждающимися. При этом по подсчетам экспертов количество нуждающихся среди получателей мер социальной поддержки в реальности не превышает 50% от всего количества получателей. [8]

Реализация мер, направленных на укрепление адресности социальной защиты населения, в конечном итоге, позволит достичь следующих социальных эффектов:

  • повышение эффективности системы социальной защиты населения, а значит и повышение уровня жизни населения в стране;
  • повышение уровня доверия граждан к государственным институтам, реализующим меры социальной поддержки;
  • снижение уровня социального неравенства.

В настоящее время Правительство РФ в рамках реализации «Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года»  в целях сокращения уровня бедности в стране в два раза планируется:

  • индексировать выше уровня инфляции минимальный размер оплаты труда, пенсии и социальные выплаты;
  • увеличение размеров детских пособий для детей из многодетных семей и детей одиноких родителей.

Если говорить о риске принципа адресности, то несомненно они есть. В качестве главного риска нарушения указанного принципа является включение в состав получателей мер социальной поддержки граждан, которые объективно в ней не нуждается.

Реализация принципа адресности при назначении социальных выплат обуславливает необходимость правильной идентификации нуждающихся. Такая задача может быть решена за счет использования следующих механизмов:

  • использование методик и подходы для оценки уровня нуждаемости,  в основе которых лежат количественные показатели, реально отражающие уровень нуждаемости потенциальных получателей мер социальной поддержки;
  • развития механизмов заявительного характера помощи, при котором первоначально граждане сами определяют уровень своих потребностей в получении мер социальной поддержки.

На сегодняшний день данные механизмы находят недостаточное отражение. Это связано с тем, что очень часто при оценке уровня нуждаемости граждане занижают уровень своих доходов, при этом государство не использует весь набор средств для определения реальной уровня нуждаемости гражданина, выявления его скрытых доходов.

Важным инструментом обеспечения реализации принципа адресности системы социальной защиты населения является ведение реестра нуждающихся граждан. Система единой системы социального обеспечения (ЕГИССО), запущенная в  2018 году  собирает в себе сведения обо всех получателей мер социальной поддержки. [9]. Главным достоинством данной системы является значительный экономический эффект при планировании расходов на социальное обеспечение в консолидированном бюджете Российской Федерации. Вместе с тем существует ряд проблем, к которым нужно отнести отсутствие эффективного межведомственного электронного документооборота, недостаточную техническую оснащенность на уровне муниципалитетов, отсутствие четкого алгоритма предоставления сведений и низкую оперативность наполнения информационного ресурса поставщиками информации.

Важным инструментом повышения эффективности мер государственной социальной помощи является внедрение единого универсального пособия.

Основное отличие рассматриваемого подхода при назначении мер социальной поддержки заключается в том, что учитывается не доход индивида самого по себе, а доход всего домохозяйства.

Используемый в настоящее время подход при назначении мер социальной поддержки, учитывающий величиною прожиточного минимума, также требует корректировки. Это связано с тем, что прожиточный минимум сам по себе является недостаточным показателем для того, чтобы определить уровень нуждаемости.

Важной задачей в деле развития адресных технологий социальной защиты и повышения эффективности мер социальной поддержки в целом является развитие социально ответственного поведения, при котором у лица, получающего меры социальной поддержки не формируются стимулы для иждивенческих настроений, а формируются стимулы для получения доходов за счет трудовой деятельности. Важным инструментом достижения данной цели является механизм социальных контрактов.

Основная задача указанных контрактов состоит в том, чтобы помощь семьям, имеющим доходы ниже прожиточного минимума, выйти на само обеспечение, найти источники для улучшения своего материального положения.

Указанный механизм социального контракта впервые был запущен в нашей стране еще в 2012 году. Он был направлен на то, чтобы оказать помощь малоимущим гражданам в получении мер социальной поддержки, взаимен они должны были выполнить определенные условия: найти работы, заняться предпринимательской деятельностью, получить специальность и т.д. До 2020 года субъекты РФ предоставляли данную услугу на добровольных началах, в некоторых регионах поддержка оказывалась лишь в натуральной форме. В первую очередь социальный контракт был направлены на семьи с детьми.

Если говорить о популярности данной услуги, то в 2019 году в нашей страны было заключено 107 тыс. социальных контрактов, которые охватили 314 тыс. человек. Большая часть социальных контрактов была заключена с семьями, имеющих детей до 16 лет. Подобный подход представляется нам целесообразным, так ранее уже было отмечено, что именно данная категория получателей мер социальной поддержки остается наименее социально защищенной и наиболее подверженной рискам бедности. При этом средний

размер единовременных выплат по социальным контрактам в основном варьировался от 30 до 40 тыс. руб.

Однако, если анализировать выплаты по регионам, то здесь можно отметить существенную дифференциацию: от 1,5 тыс. руб. до 300 тыс. руб. Существенная стоимость социального контракта отмечается в Сахалинской области — 176,4 тыс. руб., Республике Саха (Якутия) — 153,9 тыс., Республике Крым — 88 тыс., Краснодарском крае — 84,1 тыс., Калининградской области — 70 тыс. руб. При этом, если оценить эффективность выхода семей на величину дохода, превышающую уровень прожиточного минимума, то можно отметить, что только 35% получателей мер поддержки в рамках социальных контрактов смогли выйти на подобный уровень, вместе с тем, даже 35% семей, которые в будущем смогут самостоятельно обеспечить необходимый уровень своего дохода и не претендовать на меры социальной поддержки является сравнительно неплохим показателем. [10]

Практика социального контракта уже достаточно давно применяется в Европейских странах, и там она доказала эффективность. В настоящее время постепенно изживает себя традиционный подход, при котором назначаются выплаты в зависимости от социального положения граждан и вне зависимости от того, какие усилия предпринимает данный гражданин по улучшению своего материального положения. Задача же социального контракта состоит в том, чтобы создать стимулы гражданами для начала активной трудовой деятельности, тем самым контракт решает две задачи – обеспечивает рост занятости и снижает нагрузку на бюджет.

Пандемия коронавирусной инфекции, которая привела к приостановке и закрытию большого количества организаций, снижению реальных доходов населения, еще сильнее усилит социальное неравенство в стране и будет способствовать росту уровня бедности. Однако отсутствие в России эффективных инструментов выявления категорий нуждающихся граждан не позволило до конца реализовать принцип адресности при предоставлении мер социальной поддержки пострадавшим во время пандемии категориям населения.

Важным инструментом реализация принципа адресности при предоставлении мер социальной поддержки также является электронный цифровой сертификат. Этот механизм предполагает зачисление на электронную карту получателя мер поддержки баллов, которые могут быть потрачены строго на определенные цели – покупку продуктов, бытовой химии, вещей первой необходимости. Таким образом, гражданин – получатель мер поддержки может потратить данные балы на покупку товаров, которые действительно является вещами первой необходимости.

При этом возможность обмена баллов на денежные средства отсутствует. Таким образом, формируется система, при которой гражданин с одной стороны не получает денежных средств, а с другой стороны может удовлетворить свои первичные базовые потребности. Указанная система уже успешно апробирована в нескольких регионах страны – Москве, Кировской, Волгоградской и иных областях [11]

 

Заключение

Таким образом, в основу совершенствования отечественной системы социальной защиты населения положен адресный подход предоставления мер социальной поддержки, базирующийся на концентрации финансовых ресурсов государства на удовлетворении потребностей малоимущих граждан. В настоящее время адресная социальная поддержка недостаточно отражает принцип адресности, что обусловлено охватом большого круга адресатов, значительное число которых не относится к категории малообеспеченных, отсутствием единой методики определения нуждаемости, что не способствует снижению уровня бедности и эффективному использованию бюджетных средств, направляемых на оказание социальной помощи, а также не позволяет выработать адекватные меры социальной защиты на основе дифференцированного подхода.

В условиях увеличения спроса на меры социальной защиты, вызванного экономической нестабильностью, сохраняющимися рисками снижения бюджетного финансирования, необходимо создать гибкую систему адресной социальной поддержки, способную оперативно адаптироваться к изменениям социально-экономической ситуации в стране. Внедрение и развитие инновационных технологий, использование успешного зарубежного опыта в организации адресной поддержки нуждающихся, учитывая национальные особенности, позволит значительно повысить эффективность отечественной системы социальной защиты населения.

 

Библиографический список

  1. Официальный портал Правительства Ростовской области, [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.donland.ru/news/10891/
  2. Официальный портал Правительства Ростовской области, «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2020 год» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.donland.ru/bill/172/
  3. Амирова С.А. Проблемы бедности в России//Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 3. С. 319-324.
  4. Званец, М.М., Максимова, М.Н. Развитие принципа адресности в предоставлении услуг социальной защиты//В сборнике: Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. материалы V международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию социальной работы в России. 2016. С. 131-132.
  5. Росстат: число бедных россиян выросло во втором квартале 2020 года до 19,9 млн [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/9498117
  6. Амирова, С.А. Проблемы бедности в России//Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 3. С. 319-324.
  7. Максимова, М.Н. Актуальные вызовы адресной социальной защиты//В сборнике: Новые тенденции в деятельности социозащитных институтов. Материалы Всероссийской конференции. под науч. ред. А.П. Суходолова, И.С. Карпиковой. 2019. С. 3
  8. Иванченко, И.С. Причины бедности населения России//Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2020. Т. 13. № 1 (351). С. 21-36.
  9. Единая государственная информационная система социального обеспечения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://egisso.ru/site/client/
  10. Более 60 тыс. соцконтрактов заключено в 21 пилотном регионе с начала года [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/social/social/1231
  11. Буранкова, М.А. Оказание адресной социальной помощи на основе электронного социального сертификата//Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 5. С. 206-218.

 

Bibliographic list

  1. The official portal of the Government of the Rostov region [Ofitsial’nyy portal Pravitel’stva Rostovskoy oblasti] // Access mode: https://www.donland.ru/news/10891/
  2. The official portal of the Government of the Rostov region, «On the report on the execution of the regional budget for 2020» [Ob otchete ob ispolnenii oblastnogo byudzheta za 2020 god] // Access mode: https://www.donland.ru/bill/172/
  3. Amirova, S. A. Problems of poverty in Russia [Problemy bednosti v Rossii]//Current issues of the modern economy. 2020. No. 3. pp. 319-324.
  4. Zvanets, M. M., Maksimova, M. N. Development of the principle of targeting in the provision of social protection services [Razvitiye printsipa adresnosti v predostavlenii uslug sotsial’noy zashchity]//In the collection: Forms and methods of social work in various spheres of life. materials of the V International Scientific and Practical Conference dedicated to the 25th anniversary of social work in Russia. 2016. pp. 131-132.
  5. Rosstat: the number of poor Russians increased to 19.9 million in the second quarter of 2020 [Rosstat: chislo bednykh rossiyan vyroslo vo vtorom kvartale 2020 goda do 19,9 mln] // Access mode: https://tass.ru/ekonomika/9498117
  6. Amirova, S. A. Problems of poverty in Russia [Problemy bednosti v Rossii]//Current issues of the modern economy. 2020. No. 3. pp. 319-324.
  7. Maksimova, N. Actual challenges of targeted social protection [Aktual’nyye vyzovy adresnoy sotsial’noy zashchity]//In the collection: New trends in the activities of social protection institutions. Materials of the All-Russian Conference. under the scientific editorship of A. P. Sukhodolov, I. S. Karpikova. 2019. p. 3
  8. Ivanchenko, S. The causes of poverty of the Russian population [Prichiny bednosti naseleniya Rossii]//Financial analytics: problems and solutions. 2020. Vol. 13. No. 1 (351). pp. 21-36.
  9. Unified State Information System of Social Security [Yedinaya gosudarstvennaya informatsionnaya sistema sotsial’nogo obespecheniya]. Access mode: http://egisso.ru/site/client/
  10. More than 60 thousand social contracts have been concluded in 21 pilot regions since the beginning of the year [Boleye 60 tys. sotskontraktov zaklyucheno v 21 pilotnom regione s nachala goda] // Access mode: https://mintrud.gov.ru/social/social/1231
  11. Burankova, A. Provision of targeted social assistance on the basis of an electronic social certificate [Okazaniye adresnoy sotsial’noy pomoshchi na osnove elektronnogo sotsial’nogo sertifikata]//Current issues of the modern economy. 2019. No. 5. pp. 206-218.

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *