Главная страница » Публикации » №3 (67) » Оценка уровня социального развития Арктических регионов в современных условиях

Оценка уровня социального развития Арктических регионов в современных условиях

Assessment of the level of social development of the Arctic regions in modern conditions

Авторы

Шестакова Анна Александровна
Редактор-эксперт по трудовому законодательству
Россия, ООО «Актион», подразделение Объединенная редакция «Кадры»
aashestakova@mcfr.ru
Гагиев Николай Николаевич
Кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и региональной экономики
Россия, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова»
gagiev.nn@rea.ru

Аннотация

Цель работы – провести анализ состояния показателей социального развития арктических территорий с использованием следующих показателей: уровень безработицы по методологии МОТ (%), доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения (%), коэффициент фондов (децильный) (соотношение доходов 10% высокодоходного и 10% населения с низкими доходами), средняя продолжительность жизни (лет). Определено, что арктические регионы в целом характеризуются неустойчивым социальным положением. Арктически регионам и государству стоит обратить внимание на повышение качества и уровня жизни данных территорий.

Ключевые слова

Арктические регионы, дифференциация регионов, социальное развитие, безработица, оценка уровня экономической безопасности, старопромышленные регионы, социальная стабильность.

Рекомендуемая ссылка

Шестакова Анна Александровна , Гагиев Николай Николаевич

Оценка уровня социального развития Арктических регионов в современных условиях// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (67). Номер статьи: 6702. Дата публикации: 06.07.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6702/

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-367-2

Authors

Shestakova Anna Aleksandrovna
Editor-expert on labor legislation
Russia, LLC «Action», division Joint editorial office «Staff»
aashestakova@mcfr.ru
Gagiev Nikolai Nikolaevich
Candidate of economic sciences, Associate professor
Russia, Plekhanov Russian University of Economics, academic department of national and regional economics
gagiev.nn@rea.ru

Abstract

The purpose of the work is to analyze the state of indicators of social development of the Arctic territories using the following indicators: the unemployment rate according to the ILO methodology (%), the share of the population with incomes below the subsistence minimum in the total population (%), the fund ratio (decile) (the ratio of income of 10% of high-income and 10% of the population with low incomes), average life expectancy (years). It is determined that the Arctic regions as a whole are characterized by an unstable social situation. The Arctic regions and the state should pay attention to improving the quality and standard of living of these territories.

Keywords

Arctic regions, differentiation of regions, social development, unemployment, assessment of the level of economic security, old industrial regions, social stability.

Suggested Citation

Shestakova Anna Aleksandrovna , Gagiev Nikolai Nikolaevich

Assessment of the level of social development of the Arctic regions in modern conditions// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (67). Art. #6702. Date issued: 06.07.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6702/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-367-2

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Среди основных задач Российской Федерации остается повышение уровня и качества жизни населения, диверсификация производства, уход от сырьевой экономики и переход к инновационной модели, формирование благоприятного инвестиционного климата в регионах. В качестве объекта исследования нами были выбраны четыре регионы, полностью отнесенные к АЗРФ, а именно: Мурманская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Стоит отметить, что при выравнивании и стабилизации экономической ситуации в стране до сих пор остается актуальным проблема внутренней дифференциации регионов, а также неоднородность экономического развития на территории всей страны. Для Арктических регионов это проблема является наиболее острой, при этом многое зависит от формирования региональной политики управления «…в основу которой следует положить научно обоснованную оценку уровня социального развития регионов» [11].

 

Основная часть

Наиболее распространенной методикой оценки уровня развития территорий является анализ социально-экономических показателей. Реальное состояние экономической безопасности регионов Арктики в социальной сфере возможно оценить только целым комплексом показателей. В основу выбора показателей нами был положен научный и нормотворческий фундамент. На основании методологии обеспечения экономической безопасности предложенной Сенчаговым В.К. [12] а также на основании Указа Президента РФ от 31.12.2015 N 683 [2] в данном разделе были выбраны и обоснованы социальные показатели оценки уровня экономической безопасности, а в следующем разделе – экономические. Среди показателей первой группы выделим:

  1. Уровень безработицы по методологии МОТ, %;
  2. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения, %;
  3. Коэффициент фондов (децильный) (соотношение доходов 10% высокодоходного и 10% населения с низкими доходами);
  4. Средняя продолжительность жизни, лет.

Данные показатели можно охарактеризовать как базовые при анализе развития Арктических регионов. Для полноты анализа и изучения динамики нами был выбран 5-летний период.

На основании трудов Виссарионова А.Б. [3] за целевые значения были взяты данные из «Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработанный Минэкономразвития России) [8], а также методология выведенная А.И. Татаркиным [13] которая устанавливает семь значений при оценке состояния уровня экономической безопасности региона (рис. 1).

 

Обозначения оценки состояний региональной экономической безопасности

Рисунок 1. Обозначения оценки состояний региональной экономической безопасности*

*Источник: составлено автором на основе [13].

 

Основным показателем, характеризующим качество жизни населения регионов, остается безработица. Высокий уровень безработицы часто отражается в регионах старопромышленного характера, где преобладают градообразующие предприятия, которым достаточно не просто реализовывать свою продукцию. Поэтому происходит процесс наращивания долговых обязательств крупных региональных предприятий, в связи с чем для сокращения расходов происходит высвобождение рабочей силы (рис. 2) [4].

 

Уровень безработицы по методологии МОТ, %

Рисунок 2. Уровень безработицы по методологии МОТ, %*

*Источник: составлено автором на основе [14].

 

Прогнозируемый уровень безработицы в период с 2013 по 2017 год составил 4,6 %, этот показатель мы взяли как целевое значение. Татаркин А. И. установил пороговое значение, которое характеризует ситуацию как “нормальное” (Н) – 5,8% [13]. Как можно увидеть из рисунка 2 за рассматриваемый период только в двух регионах показатель безработицы не превышал целевого значения и среднероссийский показатель, а также пороговое значение установленное Татаркины А.И 5-6%, это Чукотский АО, где в 2017 году уровень безработицы составил 2,9 % и Ямало-Ненецкий АО в котором за такой же период уровень безработицы составил 3,2%. На наш взгляд, положительным является то, что в этих регионах безработица не превысила средний показатель по России (в 2017 году –  5,2%). В течении всего анализируемого периода неизменно высокий уровень безработицы был отмечен в Ненецком АО и Мурманской области. Показатели безработицы региона попадают в категорию ПК2. В Мурманской области высокий уровень безработицы 6,8% к 2017 году связан с низким уровнем начисленной заработной платы, что отражается на покупательской способности населения, а так как регион географически удален от центра страны то и цены на товары первой необходимости значительно выше. В такой ситуации перед населением региона встает выбор оставаться в регионе и работать за невысокую заработную плату или переехать. Согласно динамике, численность населения региона в период с 2013 по 2017 гг. (табл. 1) демонстрирует отрицательную тенденцию.

 

Таблица 1 — Динамика численности населения регионов Арктики тыс. чел.*

Территории 2013 2014 2015 2016 2017
Российская Федерация 143347 143667 146267 146545 146804
Арктические регионы 1416 1405 1400 1390 1387
Ненецкий автономный округ 43 43 43 44 44
Мурманская область 780 771 766 762 757
Ямало-Ненецкий автономный округ 542 540 540 534 536
Чукотский автономный округ 51 51 51 50 50

* Источник: составлено автором на основе [9].

 

В Ненецком АО высокая безработица связана с преимущественно моноотраслевым характером структуры экономики региона – деятельности по добыче полезных ископаемых. Согласно информации администрации НАО, более половины населения заняты добычей полезных ископаемых, одними из самых востребованных на рынке труда являются рабочие этой отрасли, что приводит к невозможности найти иную работу. Ухудшает ситуацию процесс ликвидации действующих предприятий (в 2019 году сокращение составило -19,9%), население региона вынужденно уезжать в поисках работы за пределы Ненецкого АО. Помимо этого, в НАО сформировался «кадровый голод». Основной причиной «кадрового голода» можно выделить отсутствие жилья на территории Ненецкого Автономного округа. На наш взгляд, это является основным препятствием приглашению высококвалифицированных специалистов из другие субъектов Российской Федерации.

При высокой безработице происходит увеличение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. Этот показатель становится ключевым в определении бедности регионов (рис. 3). Целевым значением выступают данные из «Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработанный Минэкономразвития России) [8].

 

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения, %

Рисунок 3. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения, %*

*Источник: составлено автором на основе [9].

 

Согласно пороговым значениям установленным Татаркиным А. И. – 8,6% только ЯНАО имеет обозначение Н, все остальные регионы обладают прекризисными состояниями. На основании анализируемых данных можно отметить взаимосвязь между безработицей и долей населения ниже величины прожиточного минимума. Так, Мурманская область и Ненецкий АО обладают самой высокой долей такого населения в 2017 году – 11,3% (ПК2) и 10,6% (ПК1) соответственно. Такая тенденция связана с увеличением прожиточного минимума в этих регионах. В 2017 году прожиточный минимум в России составляет 9 786 руб., тогда как в Ненецком АО за аналогичный период величина прожиточного минимума составила 20 622 руб.

Одним из наиболее важных показателей при оценке уровня социальной стабильности является децильный коэффициент. Данный показатель включён в группу показателей для мониторинга экономической безопасности России [1]. Этот коэффициент показывает насколько сильна дифференциация населения страны по уровню имеющегося дохода, то есть коэффициент представляет собой «наглядную картину» уровня социального неравенства между самыми обеспеченными и наименее обеспеченными гражданами. Благодаря данному коэффициенту можно оценить, «во сколько раз средний уровень денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами превышает средний уровень денежных доходов 10% населения с самыми низкими доходами» [9]. В такой ситуации, когда данный показатель демонстрирует устойчивый рост это говорит о нарастающей социальной угрозе как в анализируемом регионе, так и во всей стране. Превышение целевых значений расценивается как угроза национальный и экономической безопасности в целом для страны (рис. 4).

 

Коэффициент фондов (соотношение доходов 10% высокодоходного и 10% населения с низкими доходами)

Рисунок 4. Коэффициент фондов (соотношение доходов 10% высокодоходного и 10% населения с низкими доходами) *

*Источник: составлено автором на основе [9].

 

На основании трудов ряда ученных А.А. Кораблевой и В.В. Карпова [7], С.Ю. Глазьева [6], А.В. Гетмановой и Н.С. Козырь [5] было сформировано единое пороговое значения для коэффициента фондов которое составляет не более 8%.

Из данных, приведенных на рис. 4 видно, что во всех регионах Арктики значение показателя коэффициента фондов стабильно превышает среднероссийский показатель. При этом установлена зависимость, что Ямало-Ненецкий АО как регион с развитой нефтегазовой, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, промышленностью имеет наибольшие значения коэффициента фондов. К таковым также относится Ненецкий АО, где коэффициент фондов один из самых высоких в России [10].

Одним из ключевых показателей качества жизни населения регионов является продолжительность жизни (рис. 5). Для регионов Арктики, где климатические условия отмечаются как «суровые», а основная часть населения занята в промышленности, данный показатель играет особую роль, так как отражает не только общий уровень качества жизни населения, но и уровень здравоохранения этих регионов.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистки за период с 2013 по 2017 год средняя продолжительность жизни в регионах Арктики не достигла целевого значения определённого в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработанного Минэкономразвития России) [8] — 73,9 лет.. Такая ситуация сложилась из-за высокого уровня заболеваемости в регионах Арктики. В Ненецком АО на 1000 человек приходится 1380 заболевших за 2017 год, а в Ямало-Ненецком АО за аналогичный период показатель заболевших составляет 1180 человек. Однако стоит отметить, что в 2017 в показатель продолжительности жизни Ямало-Ненецкого АО превысила общероссийский показатель и оставил 73,5 года против 72,7 в среднем по России. Татаркиным А. И. [13] пороговые значение для категории Н установлено более 70 лет, исходя из этого всего 4 региона Арктики в 2017 году преодолели данный порог, а именно: ЯНАО, НАО и Мурманская область. Исходя из этого можно резюмировать что ситуация в Чукотском АО остается напряженной.

 

Средняя продолжительность жизни, лет

Рисунок 5. Средняя продолжительность жизни, лет  *

*Источник: составлено автором на основе [9].

 

Заключение

Таким образом оценка уровня социально развития Арктических регионов показала неустойчивое социальное положение регионов Арктики, выявлена взаимосвязь между первыми двумя показателями, а именно безработицей и долей населения с доходами ниже величины прожиточного минимума что говорит о том, что низкий показатель безработицы создает устойчивое финансовое положение для населения этих территорий. В регионах Мурманской области и Ненецком АО сложившаяся ситуация с безработицей на сегодняшний день формирует вызов, перерастающий в угрозу для экономической безопасности этих регионов.

Ситуация, сложившая при анализе ожидаемой продолжительности жизни, не является положительной, регионам Арктики стоит направить усилия в область развития здравоохранения, реализовывать более эффективную государственную политику в области социального развития этих территорий, обеспечив грамотное нормотворческое формирование мер поддержки населения в области социального развития.

 

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. Режим доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/.
  2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/.
  3. Виссарионов, А. Б. Об использовании предельных (пороговых) значений индикаторов экономической безопасности Российской Федерации / А. Б. Виссарионов, Р. Р. Гумеров // Управленческие науки. – 2017. – Т. 7. – № 3. – С. 12-20.
  4. Гагарина, Г.Ю. Анализ устойчивости социально-экономического развития / Г.Ю. Гагарина, Л. Н. Чайникова, Л. С. Архипова // Федерализм. – 2018. – № 1(89). – С. 104-121.
  5. Гетманова, А.В., Козырь Н.С. Анализ показателей экономической безопасности региона // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 (66). –183с.
  6. Глазьев, С.Ю. О стратегии развития экономики России в условиях глобальной нестабильности // Глобальная экономика и жизнеустройство на пороге новой эпохи: колл. монография. – Анкил, 2012.
  7. Кораблева, А.А. Индикаторы экономической безопасности региона / А.А. Кораблева, В.В. Карпов // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2017. – № 3(23). – С. 36-42.
  8. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]. Режим доступ: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=144190&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.2078390225406268#06102992171743837.
  9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018 г: стат. сб. М.: Росстат, 2017. 1402с. [Электронный ресурс]. Режим доступ: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/region/reg-pok18.pdf.
  10. Свинухова, Ю.Н. Коэффициент фондов в России: тенденции, основные факторы роста и меры по их устранению / Ю. Н. Свинухова // Национальная безопасность / nota bene. – 2019. – № 2. – С. 15-26. – DOI 10.7256/2454-0668.2019.2.29441.
  11. Экономическая безопасность Российской Арктики: особенности и проблемы обеспечения / А. М. Васильев, В. В. Васильев, Ю. В. Вышинская [и др.]. – Апатиты: Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН, 2018. – 103 с. – ISBN 9785911373702.
  12. Стратегия экономической безопасности России: новые ориентиры развития: Сборник научных трудов I научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов. – М.: Институт экономики РАН, 2017.
  13. Комплексная методика диагностики качества жизни в регионе / под ред. акад. РАН А. И. Татаркина, д-ра экон. наук, проф. А. А. Куклина. — Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2010. — 136 с.
  14. Единая межведомственная информационно-статистическая система. – URL: https://fedstat.ru/

 

References:

  1. Decree of President of the Russian Federation 07.05.2018 № 204 «About national goals and strategic challenges of development of the Russian Federation up to 2024» [O natsional’nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda].
  2. Decree of President of the Russian Federation 31.12.2015 № 683 « About national security Strategy of the Russian Federation» [O Strategii nacional’noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii].
  3. Vissarionov, A. B. On the use of marginal (threshold) values of indicators of economic security of the Russian Federation [Ob ispol’zovanii predel’nyh (porogovyh) znachenij indikatorov jekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii] / A. B. Vissarionov, R. R. Gumerov / / Managerial Sciences. — 2017. — Vol. 7. — No. 3. — pp. 12-20.
  4. Gagarina, G. Yu. Analysis of the sustainability of socio-economic development [Analiz ustojchivosti social’no-jekonomicheskogo razvitija] / G. Yu. Gagarina, L. N. Chaynikova, L. S. Arkhipova // Federalism. – 2018. – № 1(89). – Pp. 104-121.
  5. Getmanova, A.V., Kozyr N. S. Analysis of indicators of economic security of the region [Analiz pokazatelej jekonomicheskoj bezopasnosti regiona] // Modern scientific research and innovation. 2016. No. 10 (66) – — 183s.
  6. Glazyev, S. Yu. On the strategy of development of the Russian economy in the conditions of global instability [O strategii razvitija jekonomiki Rossii v uslovijah global’noj nestabil’nosti] // Global economy and life on the threshold of a new era: coll. monograph. — Ankil, 2012.
  7. Korableva, A.A. Indicators of economic security of the region [Indikatory jekonomicheskoj bezopasnosti regiona] / A. A. Korableva, V. V. Karpov / / Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies. – 2017. – № 3(23). – Pp. 36-42.
  8. Forecast of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030 (developed by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation) [Prognoz dolgosrochnogo social’no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (razrabotan Minjekonomrazvitija Rossii)] [Electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=144190&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.2078390225406268#06102992171743837.
  9. Regions of Russia. Socio-economic indicators [Regiony Rossii. Social’no-jekonomicheskie pokazateli]. 2018: stat. sat. m.: Rosstat, 2017. 1402 p. [Electronic resource]. Access mode: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/region/reg-pok18.pdf.
  10. Svinukhova, Yu. N. Ratio of funds in Russia: trends, key growth factors and measures for their elimination [Kojefficient fondov v Rossii: tendencii, osnovnye faktory rosta i mery po ih ustraneniju] / Yu. N. Svinukhova // national security / nota bene. – 2019. – No. 2. – P. 15-26. – DOI 10.7256/2454-0668.2019.2.29441.
  11. Economic security of the Russian Arctic: characteristics and problems of maintenance [Jekonomicheskaja bezopasnost’ Rossijskoj Arktiki: osobennosti i problemy obespechenija] / A. Vasiliev, V. Vasilyev, V. V. Christ [and others]. – Apatity: Institute of economic problems of them. G. P., Kola science center, Russian Academy of Sciences, 2018. – 103 p. – ISBN 9785911373702.
  12. Russia’s Economic Security Strategy: new development guidelines: a collection of scientific papers of the I scientific and practical conference «Senchagov readings» of scientists, specialists, university teachers, postgraduates [Strategija jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii: novye orientiry razvitija: Sbornik nauchnyh trudov I nauchno-prakticheskoj konferencii «Senchagovskie chtenija» uchenyh, specialistov, prepodavatelej vuzov, aspirantov]. — Moscow: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 2017.
  13. Complex methodology for diagnosing the quality of life in the region [Kompleksnaja metodika diagnostiki kachestva zhizni v regione] / ed. akad. RAS A. I. Tatarkina, Doctor of Economics, professor A. A. Kuklin. — Yekaterinburg: IE UrO RAS, 2010 — — 136 p.
  14. Unified interdepartmental information and statistical system [Edinaja mezhvedomstvennaja informacionno-statisticheskaja sistema]. – URL: https://fedstat.ru/

Еще в рубриках

Ямало-Ненецкий автономный округ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *