Главная страница » Публикации » №2 (66) » Федеральные инструменты демографической политики

Федеральные инструменты демографической политики

Federal demographic policy instruments


Авторы

Матвиенко Ирина Ивановна
кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник
Россия, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук
iim1978@rambler.ru

Аннотация

Государство рассматривает демографическую политику в качестве одного из главных национальных приоритетов и реализует целый комплекс мероприятий и инструментов, целевая направленность которых обусловлена сложившейся демографической ситуацией в стране. Грамотная демографическая политика государства – это эффективный инструмент приумножения человеческого капитала. В статье проанализированы действующие федеральные инструменты демографической политики по трем основным направлениям: 1) инструменты стимулирования рождаемости, 2) инструменты стимулирования здоровья граждан, направленные на укрепление здоровья и снижение смертности, 3) инструменты сбалансированности миграционных процессов. Существующие федеральные инструменты разделены автором на 5 системных групп: 1) финансово-экономические, 2) организационные, 3) хозяйственные, 4) информационно-мотивационные, 5) нормативно-правовые. В статье предложены автором новые федеральные инструменты демографической политики по трем основным направлениям, активно внедряя и применяя которые можно способствовать увеличению человеческого капитала.

Ключевые слова

демографическая политика, федеральные инструменты демографической политики, сбалансированность миграционных процессов, внешняя и внутренняя миграция.

Финансирование

Статья подготовлена за счет средств целевой субсидии на выполнение государственного задания «Разработка экономических и финансовых механизмов реализации демографического потенциала арктических территорий Российской Федерации в контексте инновационного развития», № гос. регистрации АААА-А17-117033010117-9.

Рекомендуемая ссылка

Матвиенко Ирина Ивановна

Федеральные инструменты демографической политики// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (66). Номер статьи: 6625. Дата публикации: 30.06.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6625/

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-266-25

Authors

Matvienko Irina Ivanovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher
Russia, Federal State Budgetary Institution of Science Federal Research Center for the Integrated Study of the Arctic named after Academician N. P. Laverov of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
iim1978@rambler.ru

Abstract

The state regards demographic policy as one of the main national priorities and implements a whole range of measures and instruments, the purpose of which is due to the current demographic situation in the country. A competent demographic policy of the state is an effective tool for increasing human capital. The article analyzes the existing federal instruments of demographic policy in three main directions: 1) instruments for stimulating the birth rate, 2) instruments for stimulating the health of citizens, aimed at improving health and reducing mortality, 3) instruments for balancing migration processes. The existing federal instruments are divided by the author into 5 systemic groups: 1) financial and economic, 2) organizational, 3) economic, 4) informational and motivational, 5) regulatory and legal. In the article, the author proposes new federal instruments of demographic policy in three main areas, actively introducing and applying which can help increase human capital.

Keywords

demographic policy, federal instruments of demographic policy, balance of migration processes, external and internal migration.

Project finance

The article was prepared at the expense of targeted subsidies for the implementation of the state task "Development of economic and financial mechanisms for realizing the demographic potential of the Arctic territories of the Russian Federation in the context of innovative development", No. registration AAAA-A17-117033010117-9.

Suggested Citation

Matvienko Irina Ivanovna

Federal demographic policy instruments// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (66). Art. #6618. Date issued: 30.06.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6625/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-266-25

Print Friendly, PDF & Email

Вступление

Демографическую политику, исходя из конкретных интересов страны, в той или иной мере проводят все государства, РФ не исключение. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года» (далее – Концепция) определяет основные ориентиры демографической политики в стране на ближайшую перспективу, где задекларировано, что «…демографическая политика РФ направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране…» [4]. Исходя из общей цели демографической политики целесообразно все инструменты, влияющие на демографические процессы в обществе, условно разделить по трем основным направлениям: 1) инструменты стимулирования рождаемости, 2) инструменты стимулирования здоровья граждан, направленные на укрепление здоровья и снижение смертности, 3) инструменты сбалансированности миграционных процессов. Анализ существующих федеральных инструментов демографической политики позволит предложить и внедрить новые инструменты, которые приведут к достижению ожидаемых результатов демографической политики РФ на период до 2025 года.

 

Основная часть

На основе анализа федерального законодательства РФ, в таблицах 1-3 в упрощенном и обобщенном виде представлены действующие федеральные инструменты демографической политики, разделенные автором на 5 системных групп: 1) финансово-экономические, 2) организационные, 3) хозяйственные, 4) информационно-мотивационные и 5) нормативно-правовые. Существующие федеральные инструменты закреплены достаточно большим количеством нормативных правовых актов, это и Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и множество федеральных законов. В дальнейшем, согласно Концепции, планируется усовершенствовать законодательство РФ «…в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики с учетом мер по реализации демографической политики, общепризнанных норм международного права и международных обязательств РФ, направленных на создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития…», в том числе за счет внедрения новых федеральных инструментов демографической политики.

 

Таблица 1 – Инструменты демографической политики, направленные на стимулирование рождаемости

Инструменты Семьи с одним ребенком Семьи с двумя детьми Семьи с тремя и более детьми Семьи с детьми-инвалидами
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
государственные пособия + + + + + +
материнский капитал + + +
налоговые льготы + + + + +
субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг + + + + + +
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ипотечные каникулы +
организация предоставления бесплатного питания + + + +
организация дополнительной социальной поддержки и социальных услуг + +
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ
бесплатные земельные участки + + + + + +
льготная ипотека + + + + + +
льготный семейный автомобиль + +
ИНФОРМАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЕ
дополнительные отпуска + + + +
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
льготная пенсия + + +

Справка: «+ +» — большее количество инструментов [1, с. 29]

 

Таблица 2 – Инструменты демографической политики, направленные на укрепление здоровья и снижение смертности

Инструменты Для трудоспособных граждан Для старшего поколения Для несовершеннолетних Для инвалидов
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
государственные пособия + + + + + + +
денежные компенсации определенных видов расходов + + + + + +
единовременные, ежемесячные или иные денежные выплаты + + + + + +
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
организация предоставления бесплатного питания и проезда + + +
организация бесплатной медицинской и лекарственной помощи + + + + + + +
организация прививок и медицинских осмотров + + + + +
осуществление различных профилактических мероприятий + + + + +
реализацию запретительных мероприятий с целью охраны здоровья + + + + +
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ
обеспечение техническими и иными средствами реабилитации +
социальное обслуживание на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме + + + +
предоставление лекарственных препаратов и медицинских изделий + +
санаторно-курортное лечение + + + + + + +
предоставление жилых помещений + +
ИНФОРМАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЕ
просвещение и информирование граждан + + + +
профилактические беседы + + + + +
пропаганда навыков здорового образа жизни + + + + +
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни и программ реабилитации + + + + + + +
государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в сфере охраны здоровья + + + + +

Справка: «+ +» — большее количество инструментов

 

Таблица 3 – Инструменты демографической политики, направленные на сбалансированность миграционных процессов

Инструменты Для граждан РФ, за исключением граждан РФ, отнесенных к коренным малочисленным народам РФ Для граждан РФ, отнесенных к коренным малочисленным народам РФ Для иностранных граждан (соотечественников, переселенцев, беженцев)
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
государственные пособия + + +
налоговые льготы +
жилищные субсидии на приобретение или строительство жилья + +
компенсация транспортных расходов на переезд + + +
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
регистрационный учет + +
миграционный учет +
содействие в трудоустройстве и занятости + +
организация предоставления бесплатного питания +
организация бесплатной медицинской и лекарственной помощи +
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ
бесплатные земельные участки + + +
бесплатные жилые помещения +
льготная ставка для покупки или строительства жилья + +
использование лесных ресурсов и водных объектов +
ИНФОРМАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЕ
оплачиваемый отпуск + +
бесплатная консультативная помощь +
бесплатные информационные услуги в разных областях +
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
замена военной службы по призыву альтернативной гражданской службой +
охрана окружающей среды и объектов историко-культурного наследия +
применение Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ +

 

Анализ действующих федеральных инструментов демографической политики РФ позволяет сделать следующие выводы:

1) федеральные инструменты, влияющим на демографические процессы в обществе, ориентированы не только на граждан РФ, но и на иностранных граждан (соотечественников, переселенцев, беженцев);

2) федеральные инструменты стимулирования рождаемости, урегулированные нормами права, направлены на семьи с детьми, при этом большее количество инструментов предназначено для семей с тремя и более детьми, а также для семей с детьми-инвалидами. К основным инструментам для семей с тремя и более детьми относят: финансово-экономические (государственные пособия, налоговые льготы, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), организационные (организацию ипотечных каникул, организацию предоставления бесплатного питания, организацию дополнительной социальной поддержки и социальных услуг), хозяйственные (предоставление бесплатных земельных участков, льготную ипотеку и льготный семейный автомобиль), информационно-мотивационные (дополнительные отпуска), нормативно-правовые (льготная пенсия). К основным инструментам для семей с детьми-инвалидами относят: финансово-экономические (государственные пособия, материнский капитал, налоговые льготы, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), организационные (организацию предоставления бесплатного питания и организацию дополнительной социальной поддержки и социальных услуг), хозяйственные (предоставление бесплатных земельных участков и льготную ипотеку), информационно-мотивационные (дополнительные отпуска), нормативно-правовые (льготная пенсия). Для семей с детьми-инвалидами и семей с тремя и более детьми большее количество федеральных инструментов приходится на финансово-экономические и хозяйственные инструменты;

3) федеральные инструменты стимулирования здоровья граждан ориентированы на всех граждан РФ независимо от трудоспособности, но для лиц старшего поколения, несовершеннолетних и инвалидов предусмотрено большее количество инструментов по причине того, что они как незащищенные слои населения нуждаются в большей законодательной поддержке со стороны государства. Большее количество федеральных инструментов для лиц старшего поколения, несовершеннолетних и инвалидов, в отличие от трудоспособных граждан, в первую очередь приходится на выплату государственных пособий, организацию бесплатной медицинской и лекарственной помощи, санаторно-курортное лечение, разработку и реализацию программ формирования здорового образа жизни и программ реабилитации. Только для инвалидов используется также специальный инструмент — обеспечение техническими и иными средствами реабилитации. Для несовершеннолетних преобладают организационные, информационно-мотивационные и нормативно-правовые инструменты, а для лиц старшего поколения и инвалидов – финансово-экономические и хозяйственные инструменты;

4) федеральные инструменты сбалансированности миграционных процессов направлены в первую очередь на граждан РФ, отнесенных к коренным малочисленным народам РФ, по ним разработана достаточно качественная и разносторонняя правовая база, учитывающая специфику и традиции в их жизнедеятельности, которая регламентирует: финансово-экономические инструменты (выплаты государственных пособий, применение налоговых льгот, жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья и компенсаций транспортных расходов на переезд), организационные инструменты (регистрационный учет, содействие в трудоустройстве и занятости), хозяйственные инструменты (предоставление бесплатных земельных участков, применение льготной ставки для покупки или строительства жилья, использование лесных ресурсов и водных объектов), информационно-мотивационные инструменты (оплачиваемый отпуск, бесплатную консультативную помощь), нормативно-правовые инструменты (замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, охрану окружающей среды и объектов историко-культурного наследия);

5) среди федеральных инструментов стимулирования рождаемости и сбалансированности миграционных процессов преобладают финансово-экономические инструменты (государственные пособия, материнский капитал, налоговые льготы, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, жилищные субсидии на приобретение или строительство жилья, компенсации транспортных расходов на переезд), а среди федеральных инструментов стимулирования здоровья граждан преобладают организационные инструменты (организация предоставления бесплатного питания и проезда, организация бесплатной медицинской и лекарственной помощи, организация прививок и медицинских осмотров, осуществление различных профилактических мероприятий, реализация запретительных мероприятий с целью охраны здоровья) и хозяйственные инструменты (обеспечение техническими и иными средствами реабилитации, социальное обслуживание на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме, предоставление лекарственных препаратов и медицинских изделий, санаторно-курортное лечение, предоставление жилых помещений).

В таблице 4 представлены, рекомендуемые автором, новые федеральные инструменты демографической политики по трем основным направлениям.

 

Таблица 4 – Рекомендуемые федеральные инструменты демографической политики

Инструменты Стимулирования рождаемости Стимулирования здоровья граждан, направленные на укрепление здоровья и снижение смертности Сбалансированности миграционных процессов
Финансово-экономические 1. налог на бездетность,

2. пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет 100% среднего заработка

максимальная величина социального налогового вычета минимум 500 000 рублей по НДФЛ «налоговые каникулы» для мигрантов по НДФЛ в первый год проживания на территории РФ
Организационные абонементы на бесплатное посещение объектов социальной инфраструктуры организация безопасности жизнедеятельности мигрантов
Хозяйственные строительство доступной и бесплатной социальной инфраструктуры
Информационно-мотивационные пропаганда полной семьи упрощение процедур проверки профессиональных знаний мигрантов
Нормативно-правовые 1. трудовые права женщин,

2. дифференциация наступления пенсионного возраста в зависимости от количества детей и пола

рабочие места молодым специалистам после получения образования в РФ

 

Новые федеральные инструменты демографической политики, направленные на стимулирование рождаемости:

1) Налог на бездетность существовал в СССР, практику применения которого можно в измененном виде перенести в современную реальность. У введения данного налога есть и плюсы, и минусы, о противоречивости которых систематически возникают разговоры в обществе. Налог на бездетность должен быть дифференцированным по возрасту, полу и доходу, а также должен обязательно стать целевым по направлению использования. Дифференциация по возрасту и полу существовала в СССР: уплата налога была предусмотрена для бездетных женщин от 20 до 45 лет и для бездетных мужчин от 20 до 50 лет. Данные ограничения по полу и возрасту можно оставить практически без изменений на современном этапе. Только требуется повысить возраст до 25 лет, с которого будет предусмотрено налогообложение доходов. В современном мире именно в среднем до 25 лет человек учится, начинает делать карьеру и уверенно встает на ноги финансово и материально. Дифференциация налога по доходу необходима в зависимости от годового дохода бездетной женщины или бездетного мужчины, при этом необходимо предусмотреть прогрессивную шкалу налогообложения. Например, если годовой доход до 500 000 рублей, то ставка налога 0,5 %, если годовой доход более 500 000 рублей и до 1 000 000 рублей, то ставка 1 %, и т.д. Налог на бездетность должен обязательно направляться в Фонд социального страхования РФ, чтобы в дальнейшем мог использоваться на выплату «женских» пособий (пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, пособий при рождении и др.). Не требуется делать освобождение от уплаты налога на бездетность для людей по состоянию здоровья, поскольку это чревато мошенническими действиями с медицинскими справками. Если по состоянию здоровья нет возможности иметь собственных детей, то существует возможность усыновления (удочерения) или суррогатное материнство, которое позволит стимулировать новую рождаемость и заботу за детьми из детских домов.

2) Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет необходимо установить 100 % среднего заработка, а не 40 % среднего заработка [5]. Женщина в декретном отпуске (отпуске по уходу за ребенком) не должна чувствовать ущемления своих финансовых возможностей и иметь возможность самостоятельно содержать ребенка. Из-за этой 40% нормы оплаты декрета достаточно большое количество женщин вынуждены неофициально подрабатывать или отказываться от оформления декретного отпуска. Кроме этого в настоящее время существуют ограничения по минимальному и максимальному размеру пособия по уходу за ребенком, при этом размер пособия не может быть больше максимального размера и не должен быть меньше минимального размера. Максимальный размер зависит от предельных величин базы для начисления страховых взносов за два года, предшествующих году начала отпуска по уходу за ребенком. Так в 2019 году предельная величина была установлена в размере 865 000 рублей, в 2020 году – 912 000 рублей. Большинство среднестатистических женщин в РФ имеют доходы в пределах вышеуказанных лимитов, поэтому увеличение оплаты декретного отпуска будет ощутимым финансовым подспорьем для миллионов женщин. От нормы установления максимального размера отказываться не стоит, поскольку ее отмена приведет к повышенной нагрузке на Фонд социального страхования РФ. Таким образом, в рамках вышеуказанных предельных величин следует производить выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 100 % среднего заработка для стимулирования рождаемости и для уверенности в финансовых гарантиях для женщин с детьми.

3) Пропаганда полной семьи, которая является опорой государства. Необходимо продолжать прививать обществу идею не только полной, но и многодетной семьи. Для этого требуется продолжать совершенствовать действующие инструменты демографической политики и вводить новые инструменты. При этом пропаганда должна затрагивать и вопросы «законного» брака, которая должна отождествлять семью и официальный брак. В настоящее время официальный идеал многодетной, полной и законной семьи вступает в противоречие с реальностью. Многие граждане РФ отказываются от официального брака и многодетных семей, так как это не популярно и не несет за собой финансовую безопасность и материальное благополучие. Следовательно, для популяризации полной семьи необходимо усовершенствовать финансовые гарантии официальным семьям с детьми. Кроме этого необходимо решить вопросы, связанные с местами в образовательных учреждениях, с жилищными проблемами, с гарантиями трудоустройства и заработка, с возможностью совмещать работу с уходом за детьми и другие экономические проблемы. Требуется на государственном уровне усилить социальную поддержку семей, ведь без экономической и социальной инфраструктуры нет желания рожать и создавать полные семьи.

4) Необходимо усовершенствовать трудовые права женщин. В настоящее время с появлением детей в семье именно женщина несет ощутимые финансовые потери: женщина достаточно часто просто теряет высокооплачиваемую работу или меняет ее на низкооплачиваемую работу из-за необходимости ухаживать за ребенком, женщина теряет часть своей заработной платы в декретном отпуске или на больничном с ребенком и т.д. Для совершенствования трудовых прав женщин законодательно требуется предоставить женщинам возможность гибкого графика или сокращенного рабочего дня без потери заработной платы. Женщина должна иметь возможность ухаживать за детьми, не боясь потерять часть своей заработной платы, поэтому назрела необходимость внесения изменений в Трудовой кодекс РФ по части гарантий заработной платы [3].

5) Требуется усовершенствовать дифференциацию наступления пенсионного возраста в зависимости от количества детей и пола. В настоящее время существуют льготные пенсии для многодетных женщин с тремя и более детьми по Федеральному закону от 28 декабря 2013  года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом законодательных оговорок [6]. Также по данному закону существуют льготы на досрочный выход на пенсию у женщин с двумя и более детьми, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 12 лет, или не менее 17 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Необходимо установить льготную пенсию не только для многодетных женщин и «северных» женщин с двумя и более детьми, но и следует распространить норму о возможности досрочного выхода на пенсию для любых женщин с двумя и более детьми. Кроме этого, требуется ввести дифференциацию не только для многодетных женщин, но и многодетных отцов, при условии совместного проживания и воспитания ими детей. Возможно, в будущем стоит предусмотреть какие-то пенсионные льготы и для женщин с одним ребенком, по аналогии с материнским капиталом при рождении первого ребенка.

Новые федеральные инструменты демографической политики, направленные на стимулирование здоровья граждан, в том числе на укрепление здоровья и снижение смертности:

1) Увеличение лимита по социальному налоговому вычету со 120 000 рублей минимум до 500 000 рублей по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в связи с инфляцией. В настоящее время 120 000 рублей [2] – это максимальная величина налогового социального вычета по всем видам расходов в совокупности за налоговый период – календарный год, при этом налогоплательщик самостоятельно выбирает какие виды расходов (на обучение, на лечение, на пенсионные взносы, на дополнительные страховые взносы и др.) и в каких суммах учитывать в пределах этой максимальной величины. 15 600 рублей – это 13 % от 120 000 рублей — не существенная и не значительная денежная сумма для большинства населения, которая не позволяет сберечь достаточно ощутимую часть дохода семьи или отдельного индивида. Введение лимита 500 000 рублей позволит увеличить сумму сбережений хотя бы до 65 000 рублей. Через социальный налоговый вычет появляется возможность экономить часть текущих расходов семьи и наращивать совокупный доход семьи, поэтому назрела необходимость не только существенного увеличения лимита, но и необходимость введения новых видов социальных налоговых вычетов, связанных со стимулированием здоровья граждан (например, расходы на спорт и расходы на старость). Возможно, в будущем следует существенно изменить статью 219 Налогового кодекса РФ по своей структуре, отнеся к социальным налоговым вычетам только расходы на лечение, обучение и спорт, а остальные расходы – выделить в отдельную статью Налогового кодекса РФ. Например, ввести статью «Пенсионные налоговые вычеты», в которой предусмотреть все виды расходов, связанные со старостью и отчислениями пенсионных и страховых взносов. Если разделить на две отдельных статьи в Налоговом кодексе РФ существующие расходы, попадающие под налоговые вычеты, то по каждой статье (и статье «Социальные налоговые вычеты», и статье «Пенсионные налоговые вычеты») предусмотреть максимальную величину 500 000 рублей, что позволит в совокупности ежегодно по двум статьям сберечь до 130 000 рублей дохода.

2) Строительство доступной и бесплатной социальной инфраструктуры является залогом для большинства граждан РФ в стремлении рожать и создавать полные семьи, в стремлении следить за своим здоровьем и вести здоровый образ жизни. Необходимо не только обеспечить граждан РФ доступными объектами социальной инфраструктуры, но предоставить возможность бесплатного пользования данными объектами. В настоящее время в РФ все больше и больше строится коммерческой социальной инфраструктуры, а финансовые возможности большинства граждан РФ, и особенно многодетных семей, не позволяют отплачивать услуги коммерческих объектов. У каждого гражданина РФ должна быть возможность бесплатного посещения любых объектов социальной инфраструктуры, например, по абонементу, который гарантирует получение бесплатного минимума социальных услуг. В каждый абонемент должно быть заложено определенное количество посещений любых объектов социальной инфраструктуры в месяц, в квартал или в год, следовательно, абонементы могут быть месячными, квартальными или годовыми. Например, в абонемент обязательно должно включаться бесплатное посещение минимум 3 раза в неделю учреждений культуры, физической культуры и спорта. Таким образом, на государство должна быть возложена обязанность организовать выдачу абонементов на бесплатное посещение объектов социальной инфраструктуры всем гражданам РФ за счет бюджетных средств, также в обязанность государства вменяется строительство доступной и бесплатной социальной инфраструктуры.

Новые федеральные инструменты демографической политики, направленные на сбалансированность миграционных процессов для внешней и внутренней миграции:

1) Необходимо ввести налоговые льготы для мигрантов (соотечественников, беженцев, переселенцев) по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), которые предусматривают «налоговые каникулы» при налогообложении доходов в первый год проживания на новом месте в РФ. Для всех мигрантов, которые приезжают в РФ для постоянного местожительства, необходимо законодательно предусмотреть налоговую ставку 0 % по НДФЛ путем внесения изменений в статью 224 Налогового кодекса РФ [2]. В последующие годы жизни на территории РФ налогообложение мигрантов производить по тем же ставкам, что и для налоговых резидентов РФ. Льготное налогообложение должно помочь мигрантам (соотечественникам, беженцам, переселенцам) ассимилироваться в общество и помочь встать на ноги. Вышеуказанная норма должна распространяться только на тех мигрантов, которые семьями приезжают для постоянного местожительства в РФ. Для трудовых мигрантов, которые приезжают в РФ только на заработки, «налоговые каникулы» не должны применяться.

2) Организация безопасности жизнедеятельности мигрантов (соотечественников, беженцев, переселенцев) предусматривает защиту интересов мигрантов в вопросах трудоустройства и проживания. Кроме этого мигранты обычно переезжают в безопасное место, где нет войн, политических и экономических катаклизмов. Следовательно, для стимулирования миграционных процессов государству требуется создать в стране «оазис благополучия», т.е. своеобразный рай с политической и экономической стабильностью. Увеличение мигрантов в подобных странах-оазисах приводило и приводит к увеличению объемов производства, что положительно сказывается на финансовом состоянии государства и компенсирует естественную убыль местного населения. Приток внешних мигрантов в страну отразится на демографической ситуации, поскольку позволит разбавить «кровь» и будет стимулировать рождаемость.

3) Для интеграции мигрантов (соотечественников, беженцев, переселенцев) в новую жизнь на новом месте требуется упрощение процедур проверки их профессиональных знаний. Должен быть усовершенствован существующий механизм признания документов об образовании, и в частности должны быть уменьшены сроки рассмотрения документов об образовании. В настоящее время срок законодательно регламентирован 45 календарными днями, а необходимо стремиться к сокращению срока до 15-30 календарных дней. Вышеуказанные действия государства должны быть ориентированы в первую очередь на тех мигрантов (соотечественников, беженцев, переселенцев), которые с семьями приезжают в РФ на постоянное местожительства и стремятся ассимилироваться в российское общество.

4) Требуются гарантии в обеспечении рабочими местами молодых специалистов после получения образования в РФ, для этого необходимо законодательное закрепление на федеральном уровне нормы о квотировании рабочих мест для приема на работу молодежи. В настоящее время подобные нормы о квотировании рабочих мест действуют в отношении инвалидов и молодежи отдельных категорий (несовершеннолетних, детей-сирот, выпускников определенного возраста). Федеральные нормы о квотировании должны затрагивать не только молодежь отдельных категорий, но и всех молодых специалистов минимум до 35 лет.

 

Заключение

Таким образом, для достижения ожидаемых результатов реализации демографической политики РФ на период до 2025 года требуется внедрение новых федеральных инструментов демографической политики по трем основным направлениям, которые позволят приблизиться к заявленной цели, обозначенной в Концепции. Ведь к 2025 году согласно Концепции предполагается: «…1) обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек; 2) увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет; 3) увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза; 4) обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно…» [4]. Сегодня государство рассматривает демографическую политику в качестве одного из главных национальных приоритетов и реализует целый комплекс мероприятий и инструментов, целевая направленность которых обусловлена сложившейся демографической ситуацией в стране. Человеческий капитал – это ценный и ключевой ресурс современного общества, а грамотная демографическая политика государства – это эффективный инструмент его приумножения. Активно внедряя и применяя новые федеральные инструменты демографической политики можно способствовать увеличению человеческого капитала.

 

Список литературы:

  1. Матвиенко, И.И. Нормативно-правовая база инструментов государственной политики, направленных на стимулирование рождаемости // Вопросы экономики и права. – 2021. — № 2 (152). – С. 25-32.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
  4. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 42. — Ст. 5009.
  5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 1 (ч. 1). — Ст. 18.
  6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 52 (ч. 1). — Ст. 696.

 

References:

  1. Matvienko, I.I. The regulatory framework of state policy instruments aimed at stimulating the birth rate [Normativno-pravovaya baza instrumentov gosudarstvennoy politiki, napravlennykh na stimulirovaniye rozhdayemosti]// Issues of Economics and Law. — 2021. — No. 2 (152). — рр. 25-32.
  2. Tax Code of the Russian Federation (part two) of 05.08.2000 No. 117-FZ (as revised on 11.06.2021) [Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast’ vtoraya) ot 05.08.2000 № 117-FZ (red. ot 11.06.2021)]// Collected Legislation of the Russian Federation. — 2000. — No. 32. — Art. 3340.
  3. Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 197-FZ (as revised on 30.04.2021) [Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 30.04.2021)]// Collected Legislation of the Russian Federation. — 2002. — No. 1 (part 1). — Art. 3.
  4. Decree of the President of the Russian Federation of 09.10.2007 No. 1351 (as amended on 01.07.2014) «On approval of the Concept of the demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025» [Ukaz Prezidenta RF ot 09.10.2007 № 1351 (red. ot 01.07.2014) «Ob utverzhdenii Kontseptsii demograficheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda»]// Collected Legislation of the Russian Federation. — 2007. — No. 42. — Art. 5009.
  5. Federal Law 29.12.2006 No. 255-FZ (as amended on 05.04.2021) «On compulsory social insurance in case of temporary disability and in connection with motherhood» [Federal’nyy zakon ot 29.12.2006 № 255-FZ (red. ot 05.04.2021) «Ob obyazatel’nom sotsial’nom strakhovanii na sluchay vremennoy netrudosposobnosti i v svyazi s materinstvom»]// Collected Legislation of the Russian Federation. — 2007. — No. 1 (part 1). — Art. eighteen.
  6. Federal Law 28.12.2013 No. 400-FZ (as amended on 30.04.2021) «On Insurance Pensions» [Federal’nyy zakon ot 28.12.2013 № 400-FZ (red. ot 30.04.2021) «O strakhovykh pensiyakh»] // Collected Legislation of the Russian Federation. — 2013. — No. 52 (part 1). — Art. 696.