Главная страница » Публикации » №2 (66) » Анализ деятельности зарубежных инновационных кластеров (на примере блокчейн-индустриального парка в Китае)

Анализ деятельности зарубежных инновационных кластеров (на примере блокчейн-индустриального парка в Китае)

Analysis of the activities of foreign innovation clusters (on the example of a blockchain industrial park in China)

Авторы

Лапина Марина Сергеевна
старший преподаватель кафедры прикладной информатики и математических методов в экономике
Россия, Волгоградский государственный университет
lapina@volsu.ru

Аннотация

Интеллектуальный потенциал в Российской Федерации актуализировал внимание к формированию инновационных кластеров. Для успешного и устойчивого развития инновационного кластера на территории РФ принципиально важным является изучение зарубежного опыта. В статье дан обзор деятельности зарубежных инновационных кластеров (на примере блокчейн-индустриального парка в Китае), успешный опыт которых может быть адаптирован в РФ. В аналитической части исследования был проведен анализ функционирования региональных инновационных кластеров (на примере Китая). В результате исследования была выявлена положительное влияние и содействие трансформации и модернизации реальной экономики за счет инноваций и повышения конкурентоспособности промышленности, а также сделан вывод, что для реализации стратегии регионального инновационного развития необходимо перейти от децентрализованного строительства инновационных городов к созданию региональных инновационных центров для дальнейшего повышения эффективности распределения региональных факторов инноваций. При этом ключом к развитию региональных инновационных центров является создание конкурентной инновационной среды территорий.

Ключевые слова

Китай, зарубежные инновационные кластеры, кластер, инновационный кластер, блокчейн, индустриальный парк, кластерная политика, региональное инновационное развитие

Рекомендуемая ссылка

Лапина Марина Сергеевна

Анализ деятельности зарубежных инновационных кластеров (на примере блокчейн-индустриального парка в Китае)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (66). Номер статьи: 6604. Дата публикации: 11.04.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6604/

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-266-4

Authors

Lapina Marina Sergeevna
senior lecturer of Department of Applied Informatics and Mathematical Methods in Economics
Russia, Volgograd State University
lapina@volsu.ru

Abstract

The intellectual potential in the Russian Federation has actualized attention to the formation of innovation clusters. For the successful and sustainable development of an innovation cluster on the territory of the Russian Federation, it is fundamentally important to study foreign experience. The article provides an overview of the activities of foreign innovation clusters (using the example of a blockchain industrial park in China), the successful experience of which can be adapted in the Russian Federation. In the analytical part of the study, an analysis of the functioning of regional innovation clusters was carried out (on the example of China). The study identified the positive impact and promotion of transformation and modernization of the real economy through innovation and increasing the competitiveness of industry, and concluded that to implement the strategy of regional innovation development, it is necessary to move from the decentralized construction of innovative cities to the creation of regional innovation centers to further improve the efficiency of the distribution of regional innovation factors. At the same time, the key to the development of regional innovation centers is to create a competitive innovation environment for the territories.

Keywords

China, foreign innovation clusters, cluster, innovation cluster, blockchain, industrial park, cluster policy, regional innovation development

Suggested Citation

Lapina Marina Sergeevna

Analysis of the activities of foreign innovation clusters (on the example of a blockchain industrial park in China)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (66). Art. #6604. Date issued: 11.04.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6604/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-266-4

Print Friendly, PDF & Email

Актуальность

В конце 2016 года Государственный совет Китая издал требования «Тринадцатого пятилетнего национального плана информатизации», предусматривающие усиление позиций современных коммуникаций, сетей будущего, мозговых вычислений, искусственного интеллекта, голографического дисплея, виртуальной реальности, больших данных. Когнитивный анализ и новые энергонезависимые материалы, базовые исследования и передовые разработки новых технологий, таких как гибкое хранилище, беспилотные автомобили, блокчейн и редактирование генов, являются преимуществом государства.

 

Результаты исследований

Начиная с ноября 2016 года, во главе с Шанхайской базой инкубации блокчейнов Баошань, Ухань, Ханчжоу, Циндао, Гуанчжоу, Чунцин, Сучжоу, Лоуди, Нинбо, Таншань, Чанша, Чэнду и другие города также последовали его примеру и создали районы промышленных парков-блокчейн. Среди них более половины сосредоточено в Восточном Китае и Южном Китае. Согласно статистике исследовательских институтов, по состоянию на май 2019 года в стране насчитывалось 22 блокчейн-индустриальных парков. Среди этих промышленных парков с технологией блокчейн 53% парков занимают площадь менее 30 000 квадратных метров, и почти 30% парков имеют интегрированные парки. 46% парков имеют объем инвестиций менее 100 миллионов юаней, и только 18% имеют более 1 миллиарда юаней.

По сообщениям СМИ, большинство промышленных парков Китая с технологией блокчейн находятся под управлением регионального правительства. В настоящее время размер инвестиционных фондов национального парка блокчейн-индустрии превышает 17,3 миллиарда юаней, из которых Ханчжоуский промышленный парк блокчейнов (10 миллиардов), промышленный парк блокчейн Чанша (3 миллиарда) и Шанхайская база инноваций и индустриализации технологии блокчейн (1 миллиард), Индустриальный парк больших данных в Новом городе Сучжоу (1 миллиард), Инкубационный центр индустрии финансовых технологий «Блокчейн +» в финансовой зоне высоких технологий Гуандун (600 миллионов), Индустриальный парк Loudi City Blockchain (100 миллионов), эти инвестиционные фонды в парке превысили 100 миллионов юаней.

С 2017 года основные провинции и муниципалитеты Китая придают большое значение развитию региональной индустрии блокчейн-технологий и последовательно издают руководства и политики поддержки для поддержки развития этой эпохальной новой технологии. Согласно статистике, по состоянию на май 2019 года 12 провинций и муниципалитетов, включая Шанхай, Чжэцзян, Гуандун, Цзянсу и Фуцзянь, выпустили руководство и политику поддержки блокчейна. В то же время отрасль принимает и интегрирует технологию блокчейн в хорошем состоянии. В сферах игр, финансов, правосудия, страхования, девелопмента и строительства недвижимости, энергетики и нефтехимии, интеллектуальной собственности, судоходства, защиты авторских прав и птицеводства отраслевая технология блокчейн активно реализует различные приложения.

Быстрое развитие индустрии блокчейнов в Китае в основном зависит от активного руководства на национальном уровне, при этом среда промышленного развития на территории создана и оптимизирована. Инновационное развитие блокчейна обеспечивается поддержкой политических мер и финансирования местных органов власти

В связи с постоянным новаторством в отрасли и постоянным расширением «блокчейн +» одно за другим появляются новые исследования и разработки приложений для решения проблемных точек отрасли. Кроме того, быстрое появление отраслевых организаций блокчейнов по всей стране также внесло большой вклад в формирование экологии услуг индустрии блокчейнов.

Общее развитие блокчейн-индустрии Китая все еще находится на начальной стадии. Данные показывают, что 82% индустриальных парков блокчейнов не эксплуатируются более 2 лет. Согласно опросам СМИ, нынешние индустриальные парки с технологией блокчейн трудны для привлечения инвестиций, из-за высокого уровня вакансий, отсутствия промышленной базы и преимуществ научных исследований. По состоянию на май 2019 года 30% индустриальных парков имеют долю вакантных площадей, превышающую 50%, почти 50% — от 30% до 50% и только 20% индустриальных парков ниже 30%.

На данный момент не утихла «лихорадка рождения» блокчейн-индустриальных парков. Понятно, что такие города, как Фучжоу и Вэньчжоу, все еще планируют строить. Высокий уровень вакантности соответствует скоростному строительству. Согласно опросам СМИ, в июне 2018 года недавно построенный индустриальный парк блокчейнов в Ханчжоу, хотя он находится недалеко от парка Alibaba Xixi, имеет 3 офисных здания и предоставляет 5000 квадратных метров предпринимательской площади, но огромный парк выглядит очень заброшенным. Введенных в эксплуатацию офисных зданий компаний, связанных с блокчейном, не обнаружено.

В 1990 году профессор Гарвардского университета Майк Портер упомянул концепцию «промышленных кластеров» в своей книге «Национальные конкурентные преимущества» отметил, что кластер относится к объединению поставщиков, кооперативных и конкурентоспособных компаний и учреждений в смежных областях, связанных с отраслью в определенной области. Промышленные парки Blockchain нуждаются в совместном участии различных организаций, связанных с ними, чтобы в полной мере реализовать ожидаемые промышленные стратегические преимущества.

Данные показывают, что более 60% из 22 промышленных парков Китая с технологией блокчейн не имеют сценариев последующих приложений или соответствующей отраслевой поддержки. Кроме того, текущие сценарии приложений по-прежнему ограничены такими отраслями, как финансы, логистика и порты. Неуклонное развитие индустрии блокчейнов неотделимо от сотрудничества в восходящей и нисходящей цепочке отраслевой цепочки, а развитие промышленного парка блокчейн требует объединения соответствующих восходящих и нисходящих компаний. В настоящее время большинство индустриальных парков с технологией блокчейн очень слабы в этом аспекте на данном этапе, и преимуществ кластера при выборе площадки не так много.

С созданием промышленных парков-блокчейнов в разных местах и непродолжительным жизненным циклом многих проектов блокчейнов, применение блокчейн в различных отраслях все еще находится на ранней стадии исследования, а теория научных исследований и техническая мощь еще не достигли зрелости.

По мере продвижения структурных реформ в сфере предложения и корректировки экономической структуры инновации значительно повысили свою роль в экономическом росте. Хотя темпы роста ВВП Китая замедлились, рост новых направлений развития интеллектуальной собственности ускорился, намного превышая экономический рост. В течение периода «двенадцатой пятилетки» быстро развивались такие стратегически новые отрасли Китая, как энергосбережение и защита окружающей среды, информационные технологии нового поколения, биология, производство высокотехнологичного оборудования, новая энергия, новые материалы и транспортные средства на новой энергии. В 2015 году добавленная стоимость стратегических развивающихся отраслей составила около 8% ВВП, а возможности промышленных инноваций и рентабельность были значительно улучшены. В 2016 году добавленная стоимость стратегических развивающихся отраслей увеличилась на 10,5% по сравнению с 2015 годом, а темпы роста были на 4,5 процентных пункта выше, чем в отраслях сверх установленного размера. В первой половине 2017 года добавленная стоимость в стратегических развивающихся отраслях и высокотехнологичных отраслях сверх установленного размера увеличилась на 10,8% и 13,1% в годовом исчислении соответственно, что на 3,9 процентных пункта и 6,2 процентных пункта выше, чем в среднем.

Среди крупномасштабных отраслей сектор услуг в области информационных технологий увеличился на 21,0% в годовом исчислении, а прибыль увеличилась на 81,9% в годовом исчислении; новые отрасли, такие как искусственный интеллект, роботы, дроны, городские железные дороги, транспортные средства на новый вид энергии и оптоэлектронные устройства, сохранили высокие темпы роста. Рост на 27,4% намного выше, чем в среднем по обрабатывающей промышленности на 5,5%. В настоящее время конкурентоспособность ряда предприятий в области информационных технологий, биологии и новой энергетики в стране вышла на первое место на международном рынке. Прорыв в международном развитии высокоскоростной железной дороги, связи, аэрокосмического оборудования и оборудования для ядерной энергетики. Возникающие промышленные кластеры с доходом выше юаня оказали решительную поддержку преобразованию и модернизации региональной экономики. Реформа коммерческой системы и ряд мер политики в отношении массового предпринимательства и инноваций эффективно стимулировали жизнеспособность рынка и социальное творчество. В первой половине 2017 года количество вновь зарегистрированных компаний в моей стране достигло 2,91 миллиона, что на 11,1% больше, чем в прошлом году, а среднедневное количество вновь зарегистрированных компаний достигло 16000. Постоянно появляются новые отрасли, новые модели и новые бизнес-форматы, такие как экономика больших данных, умная экономика, экономика совместного использования и креативная экономика. В 2016 году средний показатель индекса новой экономики Китая (NEI) Mastercard Caixin BBD превысил 30%. Количество прав интеллектуальной собственности быстро увеличивалось. В 2016 году количество заявок на патенты на изобретения увеличилось на 21,5%, заявок PCT — на 44%, регистрации товарных знаков — на 28%, а регистрации авторских прав на компьютерное программное обеспечение — на 39%.

Это показывает, что инновации — это ключ к качественному развитию и повышению качества системы развития территории. Однако масштабы экономики Китая невелики, и необходимо повысить конкурентоспособность большинства развивающихся отраслей на международном рынке. При достаточном количестве оформленных прав интеллектуальной собственности качество остается невысоким, а емкость рынка невысока. Следовательно, необходимо повысить интенсивность структурных реформ в сфере предложения, способствовать дальнейшему развитию новой экономики и создать новое направление экономического развития.

В настоящее время инновационные факторы в Китае накапливаются на предприятиях, и их инновационный потенциал постепенно увеличивается. Расходы предприятий на НИОКР составляют более 75% всего общества, а на персонал НИОКР — более 70%; на предприятия приходится более 60% патентных разрешений на изобретения в сфере бытовых услуг; инновационные модели, такие как продуктовая инновация, технологическая инновация и модельная инновация, диверсифицированы. Инновационная активность продолжает расти. Согласно результатам исследования инновационной деятельности предприятий, проведенного Национальным статистическим бюро и Министерством науки и технологий, среди 645 553 компаний, опрошенных с 2013 по 2014 годы, 41,3% занимались инновационной деятельностью, из которых 24,2% — технологической инновационной деятельностью; среди промышленных предприятий доля технологических инноваций составила 31%, а предприятий сферы услуг — 14%. Согласно отчету Global Innovative Top 1000 Companies Research Report за 2016 год, опубликованному Strategy &, консалтинговой фирмой PricewaterhouseCoopers, 130 китайских компаний входят в число 1000 зарегистрированных на бирже компаний с самыми высокими в мире расходами на исследования и разработки. Но в целом научно-исследовательская и инновационная деятельность китайских предприятий по-прежнему недостаточно широко распространена, представляя двойную структуру, когда несколько инновационных предприятий сосуществуют с большинством последующих предприятий. В 2015 году расходы промышленных предприятий на НИОКР сверх установленного размера составляли менее 1% от их основного дохода от бизнеса. По сравнению с развитыми странами все еще существует большой разрыв в инновационных способностях и уровне управления китайских предприятий. Обрабатывающая промышленность велика, но не сильна, а основных и ключевых технологий недостаточно. Большинство предприятий по-прежнему находятся на нижнем конце производственно-сбытовой цепочки. Стружка среднего и высокого класса и станки с ЧПУ по-прежнему в основном импортируются.

Согласно исследованию Всемирного банка, среди 34 стран с высокой долей обрабатывающих производств китайские предприятия по уровню управления занимают лишь 20-е место. В то же время существует проблема нерационального использования ресурсов. Рентабельность производства намного ниже, чем в таких отраслях, как недвижимость и финансы. Распределение капитала, как правило, происходит нестандартно, а инновационные возможности и мотивация предприятий недостаточны. Перед лицом нового витка технологической революции и промышленной трансформации необходимо дальнейшее совершенствование инновационных возможностей обрабатывающей промышленности и реальной экономики.

Развитие центров технологических инноваций и региональных инновационных центров. Политика Китая по созданию региональной инновационной системы направлена на то, чтобы сосредоточить внимание на пилотных проектах, а также на создании системы и политической среды, способствующих развитию инноваций в соответствии с территориальными условиями. С 2006 года пилотные проекты инновационных городов реализуются на республиканском и министерском уровнях. К настоящему времени сформированы различные инновационные кластеры и ряд инновационных городов. Например, Бохайский край с центром в Пекине, дельта реки Янцзы с центром в Шанхае и дельта реки Чжуцзян с центром в Шэньчжэне — это три основных инновационных нагорья. В центральном и западном регионах находятся Гуаньчжун с центром в Сиане, Чэнду-Чунцин с центром в Чунцине и Чэнду, а также Ханьцзян с центром в Ухане, а также другие научно-исследовательские институты и высокотехнологичные промышленные районы. Для реализации стратегии инновационного развития необходимо создавать центры научных и технологических инноваций с глобальным влиянием. Региональные инновационные центры являются важной опорой национальной конкурентоспособности. Во всех инновационных странах разное количество центров технологических инноваций. С точки зрения международного опыта, инновационный центр вышел за границы городов и представляет собой концепцию большого региона, которая подчеркивает его влияние, ведущие способности и ведущую роль. Обычно он принимает в качестве ядра один или несколько инновационных городов вместе с некоторыми окружающими городскими агломерациями, которые являются в высшей степени открытыми, имеют промышленные вспомогательные объекты, возможности освоения технологий, инновационные элементы и интенсивное производство. Например, Силиконовая долина в Калифорнии расположена в районе залива Сан-Франциско, образуя городскую агломерацию с Сан-Франциско и Лос-Анджелесом, дополняя преимущества друг друга, образуя мировой инновационный центр с центром в Кремниевой долине. Роль каждого города в инновационном центре разная, как и элементы инновационной и технологической инфраструктуры. Можно видеть, что инновационный центр, образованный городскими агломерациями, не требует, чтобы каждый город имел полную научно-техническую инфраструктуру, но для формирования научно-технической инфраструктуры и распределения инновационных элементов с дополнительными преимуществами и взаимной поддержкой внутри городской агломерации.

 

Заключение

Таким образом, исходя из анализа деятельности зарубежных инновационных кластеров (на примере блокчейн-индустриального парка в Китае) для реализации стратегии инновационного развития необходимо перейти от децентрализованного строительства инновационных городов к созданию региональных инновационных центров для дальнейшего повышения эффективности распределения региональных факторов инноваций. Ключом к развитию региональных инновационных центров является создание конкурентной инновационной среды:

  1. Создание открытой инновационной системы, эффективное использование инновационных ресурсов внутри страны и за рубежом, формирование способности объединять дополнительные преимущества.
  2. Усиление региональной координации, разрушение административных барьеров между городами, устранение препятствий для потока инновационных элементов, а также укрепление сотрудничества и совместного использования между городскими кластерами инновационных центров.
  3. На основе независимой инновационной комплексной демонстрационной зоны и пилотных комплексных инновационных реформ укрепление построения региональной инновационной среды и реализация скоординированного развития инновационно-ориентированных регионов. В частности, необходимо создание региональных инновационных центров с международным влиянием в регионах, где позволяют условия, сбор глобальных передовых инновационных элементов и формирование лидера в области глобальных технологических инноваций, а также ключевого узла для инновационных сетей.
  4. Создание открытой инновационной системы, эффективное использование глобальных инновационных ресурсов и повышение качества и эффективности инноваций

 

Литература

  1. Abadie, A., A. Diamond, and J. Hainmueller. 2010. “Synthetic Control Methods for Comparative Case Studies: Estimating the Effect of California’s Tobacco Control Program.” American Statistical Association 105(490): 493–505.
  2. Angrist, J., and J.-S. Pischke. 2009. Mostly Harmless Econometrics: An Empiricist’s Companion. Princeton, NJ: Princeton University Press.
  3. Building engines for growth and competitiveness in China: experience with special economic zones and industrial clusters. Washington, 2010. P. 181-222.
  4. Kuchiki, A., Mizobe, T., Gokan, T. A multi-industrial linkages approach to cluster building in East Asia. Springer, 2017. 282 p.
  5. Long, C., Zhang, X. Cluster-based industrialization in China: financing and performance // Journal of international economics. 2011. Vol. 84. P. 112-123.
  6. Wang, J., Yue, F. Cluster development and the role of government: the case of Xiqiao textile cluster in Guangdong

 

References

  1. Abadie, A., A. Diamond, and J. Hainmueller. 2010. “Synthetic Control Methods for Comparative Case Studies: Estimating the Effect of California’s Tobacco Control Program.” American Statistical Association 105(490): 493–505.
  2. Angrist, J., and J.-S. Pischke. 2009. Mostly Harmless Econometrics: An Empiricist’s Companion. Princeton, NJ: Princeton University Press.
  3. Kuchiki, A., Mizobe, T., Gokan, T. A multi-industrial linkages approach to cluster building in East Asia. Springer, 2017. 282 p.
  4. Kuchiki, A., Mizobe, T., Gokan, T. A multi-industrial linkages approach to cluster building in East Asia. Springer, 2017. 282 p.
  5. Long, C., Zhang, X. Cluster-based industrialization in China: financing and performance // Journal of international economics. 2011. Vol. 84. P. 112-123.
  6. Wang, J., Yue, F. Cluster development and the role of government: the case of Xiqiao textile cluster in Guangdong

Еще в рубриках

Китай

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *