Главная страница » Публикации » №1 (65) » Цифровая трансформация экономической безопасности региона (на примере Свердловской области)

Цифровая трансформация экономической безопасности региона (на примере Свердловской области)

Digital transformation of economic security (Sverdlovsk region as an example)


Авторы

Баженов Сергей Иванович
доктор экономических наук, профессор, доцент кафедры социально-экономических дисциплин
Россия, Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
naukaservis@rambler.ru

Аннотация

В статье рассмотрены понятия безопасности, экономической безопасности. Обращено внимание на использование цифровых платформ на современном этапе развития государства. Выделены цели и задачи цифровой программы развития. Промышленность Свердловской области обозначена как драйвер цифровой трансформации региона. Представлены итоги анализа использования современных инструментов цифровой экономики предприятиями Свердловской области. Авторы приходят к выводу, что цифровая трансформация становится необходимым стимулом к обеспечению безопасности региона и государства в целом.

Ключевые слова

Свердловской область, цифровизация, экономическая безопасность, «умные» технологии, стратегия развития, высокотехнологичные отрасли.

Рекомендуемая ссылка

Баженов Сергей Иванович

Цифровая трансформация экономической безопасности региона (на примере Свердловской области)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (65). Номер статьи: 6505. Дата публикации: 20.01.2021. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6505/

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-165-5

Authors

Bazhenov Sergey Ivanovich
Doctor of Economics, professor of socio-economic disciplines
Russia, Ural Juridical institute of the Ministry of internal affairs of Russia
naukaservis@rambler.ru

Abstract

There are definitions of security and economic security in the article. It is drawn that there is the using of digital platforms on the modern level of state development. Goals and challenges of digital program of development are reviewed. The industry of Sverdlovsk region is as a driver of region digital transformation. It is shown the results of using of modern digital instruments of digital economy by enterprises of Sverdlovsk region. Authors consider that digital transformation becomes need stimulus to providing security of region and the state as a whole.

Keywords

Sverdlovsk region, digitalization, economic security, «smart» technologies, strategy of development, high-technological spheres.

Suggested Citation

Bazhenov Sergey Ivanovich

Digital transformation of economic security (Sverdlovsk region as an example)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (65). Art. #6618. Date issued: 20.01.2021. Available at: https://eee-region.ru/article/6505/ 

DOI: 10.24412/1999-2645-2021-165-5

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова безопасность определяется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности». При этом термин «опасность» в экономике и праве не унифицирован и заменяется понятием «угроза». Путем синтеза различных подходов к раскрытию сущности данной категории для целей настоящего исследования определим опасность как риск (возможность, вероятность) наступления некоего события, в результате которого объект воздействия несет определенный «урон, убыток, трату, убыль, умаленье», то есть ущерб. Соответственно под безопасностью будем понимать защищенность объекта от угроз либо отсутствие (минимальную вероятность возникновения) таковых [6].

Устойчивость современных общественных отношений и систем, в том числе экономических, выражается в способности противостоять вызовам и реалиям мировых и внутренних изменений. Такую характеристику будем именовать экономической безопасностью. Достижение экономических показателей, решение поставленных задач необходимо для обеспечения качественного уровня жизни всех участников общественных отношений.

В случае применения понятия «экономическая безопасность» в разрезе поддержания социально-экономического развития территории (страны, региона, муниципалитета) участниками общественных отношений считается население, органы государственной власти, то есть все лица, проживающие на данной территории.

Несколько лет назад Всемирный Банк опубликовал доклад о цифровой экономике и влиянии на развитие экономики государства. Исследователи [3, 450] пришли к выводу, что цифровизация приносит свои дивиденды, особенно это выражается в следующем:

  • росте производительности труда;
  • повышении конкурентоспособности предприятий и организаций;
  • снижении издержек производства;
  • создании новых рабочих мест;
  • более полном удовлетворении потребностей граждан;
  • снижении уровня бедности и социального неравенства.

Как и любая другая система, которая проходит этапы адаптации и внедрения во все сферы жизнедеятельности, цифровизация имеет экономический и социальный эффект

 

Результаты исследований

В Российской Федерации в последнее десятилетие взят курс на повсеместную цифровизацию (или дигитализацию) общественных процессов, начиная от производственных процессов и заканчивая предоставлением государственных услуг.

При этом важно понимать, что перевод на электронный документооборот и осуществление полной цифровизации процессов являются разными категориями. Первая предполагает переход с бумажных носителей к электронным устройствам. Цифровизация процессов – это сложный комплексный подход, при котором все участники обмениваются информацией, выполняют запросы посредством определённых цифровых систем и ресурсов.

Ярким примером является создание отдельных цифровых платформ, таких как «Госуслуги», цифровые продукты «Сбербанка», оплата штрафов и т.д. Другими словами, теперь появилась возможность, не выходя из дома, получить необходимую услугу, выполнить, оплатить платежи.

В этих случаях экономические процессы будут безопасны при соблюдении правил и этики размещения и передачи информации.

Указы Президента России, касающиеся национальных целей и задач развития Российской Федерации на период до 2024 года и плановый период до 2030 года, определили отрасли it-технологий стратегическими.

Целями национальной программы цифровой экономики считается увеличение внутренних затрат на цифровизацию процессов, создание устойчивой и безопасной высокоскоростной передачи, обработки, хранения больших объемов информации, а также использование преимущественно отечественных разработок и программ, что обеспечивает доступность к источникам информации всем организациям и гражданам государства [1].

Программа цифровой индустрии предусматривает преобразование приоритетных отраслей экономики и социальных сфер, в том числе образование, здравоохранение, городское хозяйство, промышленность посредством внедрения цифровых инновационных технологий и платформенных решений.

Цифровая трансформация экономической безопасности обеспечивается достойным уровнем установленных экономических показателей, которые в свою очередь определяют уровень качества жизни. Отрасли экономики вынуждены перестраиваться под новые условия функционирования.

Если перефразировать известное изречение «Три вещи делают нацию благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров», то применительно к цифровой трансформации экономической безопасности, названные составляющие будут именоваться в следующем виде: три вещи делают экономику безопасной: основа государственности, современная промышленность, доступность к ресурсам.

В таком случае основу укрепления и развития российской государственности будут представлять гражданско-правовая ответственность государства и формирование и развитие рыночных отношений. Доступность к ресурсам определяет возможность каждого гражданина обладать набором средств и инструментов для благоприятного существования.

Что касается промышленности, то она присутствует примерно в одинаковом смысле и первом варианте изречения, и во втором. Деятельная и современная промышленность является комплексным обозначением происходящих промышленных процессов с применением модернизированных инновационных технологий и стремлением к техническому перевооружению основных фондов.

Важнейшим направлением новой индустриализации выступает цифровая трансформация бизнеса, а успех ведущих промышленных корпораций России в её осуществлении становится условием их конкурентоспособности на мировых рынках [5, 22].

Экономика Свердловской области была и продолжает оставаться «экономикой индустриального типа», в которой существенная часть созданной добавленной стоимости создается в промышленном производстве. Во многом, экономический рост Свердловской области определяется именно ростом промышленного производства – около 32% ВРП производится на промышленных предприятиях.

Таким образом, экономическую безопасность Свердловской области составляют отрасли промышленности, которые в достаточной степени диверсифицированы. Основу промышленности Свердловской области формируют три отрасли: металлургия, машиностроение и химическая промышленность. Суммарно они обеспечивают более 70% промышленной отгрузки. Можно сделать вывод, что промышленность Свердловской области является драйвером цифровой трансформации экономики региона.

Одной из задач, которую ставит перед собой регион, является формирование условий для развития компаний, ориентированных на использование технологий, позволяющих производить продукцию и услуги для новых высокотехнологичных рынков, в том числе с использованием цифровых сервисов и технологий.

Согласно Стратегии развития промышленного и инновационного развития Свердловской области на период до 2035 года [2] цифровая трансформация промышленного комплекса является стратегическим направлением развития.

Применительно к производственной и инновационной сферам данное направление предусматривает внедрение инноваций и цифровых технологий в промышленных секторах экономики в рамках глобальных технологических трендов с целью обеспечения экономической безопасности региона.

Дигитализация связана с созданием интеллектуальных комплексов, в которых элементы производственных и экономических цепочек автоматически согласовываются между собой и самостоятельно принимают решения о способе изготовления товаров и услуг.

Цифровизация повсеместно внедряется в Свердловской области как на предприятиях-лидерах отрасли, так и в малых инновационных компаниях, которые формируют технологический цифровой задел с момента создания [6].

На сегодняшний день наибольшее распространение цифровизация получила в готовых продуктах в автомобильной промышленности (многочисленные сенсоры в автомобиле обеспечивают безопасность движения), авиации (внедряемые в самолеты смарт-системы минимизируют ошибки и снижают риски при управлении). В энергетике внедряются «Умные» сети (Smart Grid), системы интеллектуального распределения энергопотоков, способных моментально направлять энергию туда, где есть потребность, интегрируя в единую сеть множество малых источников. Использование «умных» сетей на всех уровнях снижает потребление энергии в два раза [2].

Актуальными направлениями цифровой трансформации Свердловской области становится развитие институтов цифровой экономики, в том числе в промышленном комплексе, трансфер научных исследований и разработок в производственные отрасли экономики, внедрение перспективных стандартов и новых подходов к организации производственных процессов с учетом достижений цифровой экономики и тенденций глобальной экономической безопасности.

Экономическая безопасность посредством цифровой трансформации обуславливается ускоренным внедрением смарт-сервисов, включающих инфраструктуру хранения, обработки данных, технологии организации высокоскоростного и широкополосного доступа к открытым государственным и муниципальным источникам.

Глобальное цифровое пространство в целях расширения своих границ и поддержания экономической безопасности развивается в направлении экспорта услуги технологий, а также в организации мероприятий по внедрению российских технологий, программного обеспечения и оборудования в различных отраслях экономики.

При этом именно экспорт играет самую значимую роль в формировании экономической безопасности, поскольку, чем больше доля импорта товаров, работ и услуг, тем существеннее угрозы экономической безопасности [6].

В связи с этим главная задача органов государственной власти предоставлять субъектам экономики меры государственной поддержки в части возмещения затрат на модернизацию и техническое перевооружение основных фондов в целях импортозамещения и диверсификации производств.

К слову сказать, в Свердловской области государственная поддержка промышленных предприятий (в том числе высокотехнологичных отраслей, создающих новые продукты для цифровой экономики) представлена слабо. Субъекты промышленной деятельности могут рассчитывать только на федеральные бюджетные средства и на льготные займы, финансируемые фондами развития промышленности.

Однако примеры производства новых цифровых продуктов в Свердловской области иллюстрируют заинтересованность промышленных предприятий региона в совершенствовании технологий и механизмов выпуска качественной продукции для нужд экономики региона и государства в целом.

Стоит отметить, что центром цифровой экономики является сектор производства цифровых товаров и оказания услуг. Статистика стран Организации экономического союза и развития указывает на увеличение расходов предприятия на исследования, связанные с цифровыми технологиями. Развивается и становится доступней цифровая инфраструктура, повышается качество коммуникационных сетей по мере внедрения технологий, при снижении цен на услуги связи, доступе в интернет [3, 449].

Цифровая трансформация становится одним из актуальных направлений инвестиционной деятельности промышленных предприятий Свердловской области. Данный факт подтверждают результаты социологических опросов, проведенных Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей среди промышленных предприятий [5,22-25]. Доля предприятий в общем количестве, использующих в качестве инструмента инвестиций цифровую трансформацию, составляет 62,4% (табл. 1).

 

Таблица 1. Инвестиционная деятельность предприятий на основе цифровой трансформации

Рейтинг Инструменты инвестиций Доля предприятий в общем кол-ве, %
1 Осуществляют цифровую трансформацию 62,4
2 Не осуществляют цифровую трансформацию 37,6
ИТОГО 100

 

Из тех предприятий, которые включились в процесс цифровой трансформации (табл. 2), наибольшая их доля (48,3%) осваивают автоматизацию «офисной» части производства (внедрение цифровых сервисов бухгалтерии, продаж, логистики, безопасности). Треть предприятий (30,8%) вкладывают ресурсы в автоматизацию и роботизацию основного производственного процесса. Доля тех предприятий, которые обращают внимание на применение современных цифровых технологий (обработка больших данных, применение промышленного интернета и 3-d принтера, внедрение искусственного интеллекта), составляет 17,5%.

Большинство организаций выражают намерения осуществлять нововведения своими силами, треть предприятий – благодаря приобретению готовых решений. Не всегда подобными готовыми решениями оказываются российские разработки. Действующие цели и задачи, стоящие перед государством, максимально приближены к урегулированию данного вопроса. Значимым выходом будет прирост на 5-10% количества предприятий, активно создающих и внедряющих в производство универсальные системы цифровой экономики и цифровых платформ.

Цифровизация считается новым фактором организации производственных и инвестиционных процессов, импульсом для создания новых амбициозных проектов. Казалось бы, еще несколько лет назад человек и не задумывался о существовании различных девайсов, гаджетов, «умных» роботов. А сегодня, наоборот, дигитализированные механизмы прочно входят в нашу жизнь.

 

Таблица 2. Перечень направлений цифровой трансформации в деятельности промышленных предприятий

Рейтинг Направление цифровой трансформации Количество предприятий, использующих цифровую трансформацию Доля предприятий в общем количестве, использующих цифровую трансформацию, %
1 внедрение цифровых сервисов бухгалтерии, продаж, логистики, безопасности 58 48,3
2 автоматизации\ роботизации основного производственного процесса 37 30,8
3 внедрение системы обработки больших данных (big data) 11 9,2
4-5 внедрение элементов промышленного интернет 4 3,3
6 использование 3d- принтера 4 3,3
7-10 использование искусственного интеллекта 2 1,7
7-10 использование системы распределенного реестра (блокчейн) 1 0,8
7-10 использование технологии цифрового двойника 1 0,8
7-10 3-D моделирование, цифровой макет объекта 1 0,8
7-10 иной вариант 1 0,8
ИТОГО 120 100,0

 

Сейчас для того, чтобы сделать заказ по пошиву одежды, не нужно выезжать к мастеру. Существующая программа в состоянии сделать это самостоятельно и отправить мерки портному. Подобное оборудование уже используется предприятиями легкой промышленности Свердловской области.

По прогнозам экспертов, широкое внедрение цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности общества приведет к глубокой трансформации функционирующих в настоящее время отраслей и сфер оказания услуг, в частности, ритейла и логистики, городского и междугородного транспорта, здравоохранения и продления активного долголетия; агро-, химиобиотехнологий, а также образования. Ожидается появление новых цифровых способов удовлетворения спроса потребителей, преимущественно, в традиционных бизнес-моделях: строительстве, производстве комплектующих и деталей, продаже и обслуживании автомобилей, а также товаров и услуг [4,1839].

 

Заключение

Таким образом, актуальность цифровой трансформации экономической безопасности возрастает с увеличением потребностей населения в стремлении к повышению качества жизни, производству высокотехнологичных и сложных безопасных товаров и услуг. Цифровизация порождает создание новых или модернизацию действующих высокопроизводительных рабочих мест, обладающих высоким уровнем мотивации, компетентности, мобильности, что, в свою очередь, приводит к развитию интеллектуального потенциала.

Главный вывод состоит в том, что цифровая трансформация становится уже не вариантом развития, а необходимым стимулом к обеспечению безопасности государства.

 

Список источников

  1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» / Информационно-правовая система «Консультант-плюс».
  2. Постановление Правительства Свердловской области от 28.06.2019 № 383-ПП «Об утверждении Стратегии промышленного и инновационного развития Свердловской области на период до 2035 года» / Информационно-правовая система «Консультант-плюс».
  3. Босяков, В.А., Соколовская, А.С., Ганиева, А.К. Цифровая трансформация экономики России на современном этапе развития // В сборнике: Беларусь — 2030: государство, бизнес, наука, образование. Материалы VI Международной научной конференции. Редколлегия: А.А. Королёва (гл. ред.) [и др.]. 2019. С. 449-451.
  4. Городнова, Н.В., Скипин, Д.Л., Роженцов, И.С. Применение smart-технологий: оценка влияния на развитие человеческого капитала // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 10. С. 1837-1858.
  5. Коковихин, А.Ю., Кансафарова, Т.А. Цифровая трансформация бизнеса предприятий Свердловской области // В сборнике: Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор А.В. Олифиров. 2020. С. 21-26.
  6. Марков, Н.И. Государственная поддержка промышленности как инструмент обеспечения экономической безопасности региона // Журнал e-FORUM. 2018. № 3 (4).

 

References:

  1. Decree of President of the Russian Federation 07.05.2018 № 204 «About national goals and strategic challenges of development of the Russian Federation up to 2024 » [O natsional’nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda].
  2. Decree of the Government of Sverdlovsk Region 28.06.2019 № 383 «Strategy of industrial and innovative development of Sverdlovsk Region up to 2035» [Ob utverzhdenii Strategii promyshlennogo i innovatsionnogo razvitiya Sverdlovskoy oblasti na period do 2035 goda].
  3. Bosyakov, V.A., Sokolovskaya, A.S., Ganeva, A.K. Digital transformation of economy of Russia on the modern level of development [Tsifrovaya transformatsiya ekonomiki Rossii na sovremennom etape razvitiya]// Collection of works: Belarus – 2030: public, business, science, education. Materials of VI International scientific conference, edited by Korolev A.A. 2019. Pp. 449-451.
  4. Gorodnova, N.V., Skripin, D.L., Rogentsov, I.S. Application of smart-technologies: the assessment of influence on human capital development [Primeneniye smart-tekhnologiy: otsenka vliyaniya na razvitiye chelovecheskogo kapitala]// Creative economy. 2019. Vol. 13.
    № 10. Pp. 1837-1858.
  5. Kokovikhin, A.U., Kansafarova, T.A. Digital transformation of business of Sverdlovsk region [Tsifrovaya transformatsiya biznesa predpriyatiy Sverdlovskoy oblasti]// Collection of works: Financial and economic and information providing innovative development of region. Materials of III Russian scientific and practice conference with internation participation, edited by Olifirov A.V. 2020. Pp.21-26.
  6. Markov, N.I. The public support of industries as the instrument to providing economic security of region [Gosudarstvennaya podderzhka promyshlennosti kak instrument obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti regiona]// Journal e-Forum. 2018. № 3 (4).