Главная страница » Публикации » №4 (64) » Формализация механизма оценки эффективности региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек

Формализация механизма оценки эффективности региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек

Formalization of the mechanism for assessing the effectiveness of regional and interregional transport and logistics chains

Авторы

Жуков Александр Олегович
доктор технических наук, профессор, заместитель директора
Россия, ФГБНУ «Аналитический центр»
aozhukov@mail.ru
Пестун Ульян Анатольевич
кандидат экономических наук, старший преподаватель
Россия, ФГБНУ «Аналитический центр»
ulun2015@yandex.ru
Гладких Наталья Владиславовна
Начальник управления АО «ОКБ МЭИ»
Россия, ФГБНУ «Аналитический центр»
5565055@mail.ru

Аннотация

Для оценки эффективности региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек в различных условиях, предложена реализация идеи цифровизации описаний рассматриваемых составляющих посредством аддитивной декомпозиция взаимно непересекающихся множеств.

Ключевые слова

региональные транспортно-логистические цепочки, межрегиональные транспортно-логистические цепочки, цифровизация, эффективность региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек, формализация механизма оценки эффективности региональных транспортно-логистических цепочек.

Финансирование

Статья подготовлена на основе научных исследований, выполненных при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант 18-00-01125, 18-00-01126 K).

Рекомендуемая ссылка

Жуков Александр Олегович , Пестун Ульян Анатольевич , Гладких Наталья Владиславовна

Формализация механизма оценки эффективности региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (64). Номер статьи: 6426. Дата публикации: 22.12.2020. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6426/

Authors

Zhukov Aleksandr Olegovich
Doctor of Technical Sciences, Professor, Deputy Director
Russia, FGBNU "Analytical Center"
aozhukov@mail.ru
Pestun Ulyan Anatolyevich
PhD in Economics, Senior Lecturer
Russia, FGBNU "Analytical Center"
ulun2015@yandex.ru
Gladkikh Natal'ya Vladislavovna
Head of Department, OKB MEI JSC
Russia, FGBNU "Analytical Center"
5565055@mail.ru

Abstract

To assess the effectiveness of regional and interregional transport and logistics chains in various conditions, it is proposed to implement the idea of digitalization of the descriptions of the considered components by means of an additive decomposition of mutually disjoint sets.

Keywords

regional transport and logistics chains, interregional transport and logistics chains, digitalization, efficiency of regional and interregional transport and logistics chains, formalization of the mechanism for assessing the effectiveness of regional transport and logistics chains.

Project finance

The article was prepared on the basis of scientific research carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (grant 18-00-01125, 18-00-01126 K).

Suggested Citation

Zhukov Aleksandr Olegovich , Pestun Ulyan Anatolyevich , Gladkikh Natal'ya Vladislavovna

Formalization of the mechanism for assessing the effectiveness of regional and interregional transport and logistics chains// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (64). Art. #6426. Date issued: 22.12.2020. Available at: https://eee-region.ru/article/6426/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Сложившаяся эпидемиологическая ситуация, а также применяемые к России невоенные методы воздействия накладывают ограничения на использование транспортных «верфей», что влияет на эффективность региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек [1].

Меняющиеся условия производственного и транспортно-логистического обеспечения обусловливают необходимость совершенствования механизма оценки эффективности региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек, как одной из составляющих оказывающих влияние на социально-экономическое развитие государства.

Под региональных и межрегиональных транспортно-логистическими цепочками в работе понимается совокупность производственно-логистических мощностей относительно источников сырья и рынков сбыта продукции в заданных условиях [2].

 

Анализ известного научного задела

Оценка и прогнозирование эффективности региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек, в заданных условиях, рассматривались в работах следующих отечественных и зарубежных исследователей: Мак-Киннона Д.Г. [3], Гатторна Д. [4], Долгова А.П. [5], Куренкова П.В. [6], Лукинского В.С. [7], Львова Д.C. [8, 9], Мясниковой Л.А. [10], Прокофьевой Т.А. [11], Сергеева В.И. [12], Фишера С. [13]. Необходимо отметить, что в работах приведенных авторов не рассматривалась задача цифровизации описаний составляющих механизма оценки эффективности региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек.

Соответственно несмотря на теоретическую проработанность рассматриваемого научного вопроса, недостаточно проработанной является научная задача формализации механизма оценки эффективности региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек в заданных условиях.

 

Методическая часть

Решение приведенной выше задачи в самом общем виде предполагает следующие этапы (рисунок 1):

  1. Выделение состава и структуры систем, оказывающих влияние на эффективность региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек.
  2. Анализ систем с выделением и обоснованием параметров, характеризующих эффективность региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек, с учетом их влияния на социально-экономическое развитие государства.
  3. Формализованное математическое описание каждой системы посредством аддитивной декомпозиции взаимно непересекающихся множеств параметров рассматриваемых систем.
  4. Обоснование и подготовка статистической информации, позволяющей дать несмещенную и состоятельную оценку выбранным параметрам, допуская экспертное оценивание и дополнение исходных данных.
  5. Анализ полученных результатов с учетом характера и природы получаемых прогнозов и оценок.

 

Схема формализации механизма оценки эффективности региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек

Рисунок 1. – Схема формализации механизма оценки эффективности региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек

 

Допущением решения рассматриваемой задачи считается, что выбранная совокупность характеристик достаточно полно определяет и характеризует возможности рассматриваемых систем [2].

При рассмотрении социально-экономического системы, где основными параметрами можно считать: количество населения, естественный прирост населения, количество трудоспособного населения, уровень здравоохранения, уровень валового внутреннего продукта и др., принято рассматривать только относительные стоимостные показатели , где  – число характеристик, учитываемых при анализе социально-экономического потенциала.

Аналогичным образом принято рассмотрение транспортно-логистической системы, характеризуемой посредством использования «индекса эффективности логистики», рассчитываемого по шести показателям: эффективность таможенного и пограничного контроля; качество торговой и транспортной инфраструктуры; организация международных поставок; компетентность и качество логистических услуг; прослеживаемость прохождения грузов; своевременность – соблюдение сроков поставок [1]. Рассматриваются относительные стоимостные затраты на обеспечение каждого из выше перечисленных параметров , где  – число характеристик, учитываемых при анализе транспортно-логистической системы.

При этом, если рассматривать самый общий уровень детализации, т. е. только суммарные затраты на создание социально-экономической и транспортно-логистической систем , то получаемые в ходе деятельности приращения этих систем можно рассматривать как систему функций от текущего состояния накопленной стоимости.

Углубленная детализации, подразумевает высокую детализацию , где рассматриваются дробления простейшего разбиения:

  • разбиение, включающее параметры социально-экономической системы;
  • разбиение, включающее параметры транспортно-логистической системы.

Причём каждый элемент этих разбиений не имеет пересечений с другими элементами.

Это позволяет достаточно просто определить:

  • суммарную стоимость параметров социально-экономической системы;
  • суммарную стоимость параметров транспортно-логистической системы, как меру на множествах.

Одним из методов прогноза изменения характера взаимовлияния рассматриваемых систем является определение возможных приращений характеристик, как функций от приращений входящих в разбиение процессов.

Использование теории мер позволяет распространить результаты на произвольные объединения, поэтому если для признака социально-экономического потенциала  существует разбиение параметров , то это разбиение (по этому признаку) представляет собой объединения по этим признакам [14]:

.

Эти подмножества взаимно не пересекаются:

при .

Стоимость по объединяющему признаку равна сумме стоимостей всех подмножеств этого разбиения: , т. е. стоимость по объединяющему признаку определяется суммой затрат по всем параметрам, входящих в эту характеристику .

Аналогично можно записать для характеристик транспортно-логистической системы . Если для признака j существует разбиение параметров , то это разбиение (по этому признаку) представляет собой объединения по этим признакам:

, где .

Эти подмножества взаимно не пересекаются:

при .

При этом стоимость по объединяющему признаку равна сумме стоимостей всех подмножеств этого разбиения: , т. е. стоимость (затраты) по этапу объединяющему признаку определяется суммой затрат по всем внутренним параметрам  [15].

Очевидно, что анализировать системы вышеприведенного типа наиболее удобны из-за возможности использования аддитивных сверток для расчёта характеристик развития рассматриваемых систем.

При таком подходе выбранное исходное разбиение характеристик социально-экономической и транспортно-логистической систем является основой предлагаемого механизма. В котором динамика развития процесса определяется через влияние текущих состояний каждой выбранной составляющей на приращение, полученное в результате совместных взаимодействий.

Это позволяет в общем виде формализовать автономную систему связей и рассматривать итоговое приращение через приращения стоимостных параметров каждой из систем:

Для каждой выбранной характеристики рассматриваемых систем, можно определить достаточно небольшую группу процессов, которая однозначно определяет приращение этой характеристики (базовой характеристики ).

 

Заключение

Используя предложенный механизм, проведя кусочно-линейную аппроксимацию приращений по каждой из рассматриваемых систем, получена динамическая модель (обоснование и подробное описание этапов построения подобной системы рассматривалось в работе [15]):

 

Иллюстрация расчетов, получаемых на основании представленной модели приведены на рисунке 2.

 

Результаты моделирования

Рисунок 2. – Результаты моделирования

 

Таким образом, для оценки эффективности региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек в различных условиях формализован и описан механизм, идея которого заключается в цифровизации описаний рассматриваемых составляющих посредством аддитивной декомпозиция взаимно непересекающихся множеств. Преимуществом предлагаемой формализации является возможность использования ее в условиях ограниченных исходных данных.

 

Литература

  1. Жуков, А.О., Пестун, У.А., Разинькова, М.Р. Анализ мирового и отечественного опыта оценки и прогнозирования эффективности пространственных производственных и транспортно-логистических цепочек // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2019. № 4 (60). С. 10.
  2. Жуков, А.О., Пестун, У.А., Гладких, Н.В. Разработка инструментария прогнозирования влияния межгосударственных конфронтаций и невоенных методов силового давления на производственные и транспортно-логистические процессы // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2020. № 3 (63). С. 7.
  3. Мак-Киннон, Джеймс Г., Рассел, Дэвидсон. Теория и методы эконометрики. – М.: Издательский дом «Дело», РАНХиГС, 2018. – 936 с.
  4. Гатторна, Дж. Управление цепями поставок. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 670 с.
  5. Долгов, А.П. Материальные запасы и логистические процессы в макроэкономических процессах. Монография. СПб.: – М.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 240 с. – ISBN 5-7310-1925-8.
  6. Куренков, П.В. Приватные вагонные парки и проблемы развития инфраструктуры железных дорог / Куренков П.В., Хусаинов Ф.И., Сечкарев А.А. // Вестник транспорта, 2014. – № 4. – С.10-17.
  7. Лукинский, В.С. Модели и методы теории логистики. СПб. – М.: Питер, 2003. – 176 с.: ил. – (Серия «Учебные пособия»).
  8. Львов, Д.С. Экономика развития. – М.: Экзамен, 2002. – 512 с.
  9. Львов, Д.С., Чернавский, С.Я. // Экономическая наука современной России, 2002. – № 2. – 200 с.
  10. Мясникова, Л.А. Современные проблемы управления логистикой. СПб. – М.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2014. – 152 с. – ISBN 978-5-7310-3023-6.
  11. Прокофьева, Т.А., Лопаткин, О.М. Логистика транспортно-распределительных систем: региональный аспект. Под общ. ред.Прокофьевой Т.А. – М.: РКонсульт, 2003. – 400 с.
  12. Сергеев, В.И., Зинина, Д.И. Анализ существующих международных подходов для оценки эффективности логистики // Логистика и управление цепями поставок, 2013. – № 2. – С. 4-19.
  13. Фишер, С., Дорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика / Пер. с англ. 2 изд. – М.: Дело-ЛТД, 1993. – 864 с.
  14. Окстоби Д. Мера и категория. М.: Мир, 1974. – 158 с.
  15. Боков, С.И., Пестун, У.А., Поляков, В.И. Научно-методические аспекты оценивания соответствия возможностей государства требуемому уровню оборонных расходов // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2020. № 3. С. 50-57.

 

LITERATURA

  1. Zhukov, A.O., Pestun, U.A., Razinkova, M.R. Analysis of world and domestic experience in assessing and forecasting the effectiveness of spatial production and transport and logistics chains [Analiz mirovogo i otechestvennogo opyta otsenki i prognozirovaniya effektivnosti prostranstvennykh proizvodstvennykh i transportno-logisticheskikh tsepochek]// Regional Economics and Management: electronic scientific journal. 2019. No. 4 (60). P. 10.
  2. Zhukov, A.O., Pestun, U.A., Gladkikh, N.V. Development of tools for predicting the impact of interstate confrontations and non-military methods of force pressure on production and transport and logistics processes [Razrabotka instrumentariya prognozirovaniya vliyaniya mezhgosudarstvennykh konfrontatsiy i nevoyennykh metodov silovogo davleniya na proizvodstvennyye i transportno-logisticheskiye protsessy]// Regional economy and management: electronic scientific journal. 2020. No. 3 (63). P. 7.
  3. McKinnon, James G., Russell, Davidson. Theory and methods of econometrics [Teoriya i metody ekonometriki]. — Moscow: Delo Publishing House, RANEPA, 2018. — 936 p.
  4. Gutthorn, J. Supply Chain Management [Upravleniye tsepyami postavok]. — M .: INFRA-M, 2008 .— 670 p.
  5. Dolgov, A.P. Stocks and logistics processes in macroeconomic processes [Material’nyye zapasy i logisticheskiye protsessy v makroekonomicheskikh protsessakh]. Monograph. SPb .: — M .: Publishing house of SPbGUEF, 2005 .— 240 p. — ISBN 5-7310-1925-8.
  6. Kurenkov, P.V. Private car parks and problems of railway infrastructure development [Privatnyye vagonnyye parki i problemy razvitiya infrastruktury zheleznykh dorog]/ Kurenkov P.V., Khusainov F.I., Sechkarev A.A. // Transport Bulletin, 2014. — No. 4. — P.10-17.
  7. Lukinsky, V.S. Models and methods of the theory of logistics [Modeli i metody teorii logistiki]. SPb. — M .: Peter, 2003 .— 176 p .: ill. — (Series «Tutorials»).
  8. Lvov, D.S. Development economics [Ekonomika razvitiya]. — M .: Examination, 2002 .— 512 p.
  9. Lvov, D.S., Chernavsky, S.Ya. // Economic science of modern Russia, 2002. — № 2. — 200 p.
  10. Myasnikova, L.A. Modern problems of logistics management [Sovremennyye problemy upravleniya logistikoy]. SPb. — M .: St. Petersburg State University of Economics, 2014 .— 152 p. — ISBN 978-5-7310-3023-6.
  11. Prokofieva, T.A., Lopatkin, O.M. Logistics of transport and distribution systems: regional aspect [Logistika transportno-raspredelitel’nykh sistem: regional’nyy aspekt]. Under edited by Prokofieva T.A. — M .: RKconsult, 2003 .— 400 p.
  12. Sergeev, V.I., Zinina, D.I. Analysis of existing international approaches to assessing the effectiveness of logistics [Analiz sushchestvuyushchikh mezhdunarodnykh podkhodov dlya otsenki effektivnosti logistiki]// Logistics and supply chain management, 2013. — No. 2. — P. 4-19.
  13. Fischer, S., Dornbusch, R., Schmalenzi, R. Economy [Ekonomika]/ Per. from English 2nd ed. — M .: Delo-LTD, 1993 .— 864 p.
  14. Okstoby D. Measure and category [Mera i kategoriya]. M .: Mir, 1974 .— 158 p.
  15. Bokov, S.I., Pestun, U.A., Polyakov, V.I. Scientific and methodological aspects of assessing the compliance of the state’s capabilities with the required level of defense spending [Nauchno-metodicheskiye aspekty otsenivaniya sootvetstviya vozmozhnostey gosudarstva trebuyemomu urovnyu oboronnykh raskhodov]// Scientific Bulletin of the Russian Defense Industry Complex. 2020. No. 3. P. 50-57.

Еще в рубриках

Транспорт и логистика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *