Авторы
Жуков Александр Олегович
доктор технических наук, профессор, заместитель директора
Россия, ФГБНУ «Аналитический центр»
aozhukov@mail.ru
Пестун Ульян Анатольевич
кандидат экономических наук, старший преподаватель
Россия, ФГБНУ «Аналитический центр»
ulun2015@yandex.ru
Гладких Наталья Владиславовна
Начальник управления АО «ОКБ МЭИ»
Россия, ФГБНУ «Аналитический центр»
5565055@mail.ru
Аннотация
Для оценки эффективности региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек в различных условиях, предложена реализация идеи цифровизации описаний рассматриваемых составляющих посредством аддитивной декомпозиция взаимно непересекающихся множеств.
Ключевые слова
региональные транспортно-логистические цепочки, межрегиональные транспортно-логистические цепочки, цифровизация, эффективность региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек, формализация механизма оценки эффективности региональных транспортно-логистических цепочек.
Финасирование
Статья подготовлена на основе научных исследований, выполненных при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант 18-00-01125, 18-00-01126 K).
Рекомендуемая ссылка
Authors
Zhukov Aleksandr Olegovich
Doctor of Technical Sciences, Professor, Deputy Director
Russia, FGBNU "Analytical Center"
aozhukov@mail.ru
Pestun Ulyan Anatolyevich
PhD in Economics, Senior Lecturer
Russia, FGBNU "Analytical Center"
ulun2015@yandex.ru
Gladkikh Natal'ya Vladislavovna
Head of Department, OKB MEI JSC
Russia, FGBNU "Analytical Center"
5565055@mail.ru
Abstract
To assess the effectiveness of regional and interregional transport and logistics chains in various conditions, it is proposed to implement the idea of digitalization of the descriptions of the considered components by means of an additive decomposition of mutually disjoint sets.
Keywords
regional transport and logistics chains, interregional transport and logistics chains, digitalization, efficiency of regional and interregional transport and logistics chains, formalization of the mechanism for assessing the effectiveness of regional transport and logistics chains.
Project finance
The article was prepared on the basis of scientific research carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (grant 18-00-01125, 18-00-01126 K).
Suggested Citation
Сложившаяся эпидемиологическая ситуация, а также применяемые к России невоенные методы воздействия накладывают ограничения на использование транспортных «верфей», что влияет на эффективность региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек [1].
Меняющиеся условия производственного и транспортно-логистического обеспечения обусловливают необходимость совершенствования механизма оценки эффективности региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек, как одной из составляющих оказывающих влияние на социально-экономическое развитие государства.
Под региональных и межрегиональных транспортно-логистическими цепочками в работе понимается совокупность производственно-логистических мощностей относительно источников сырья и рынков сбыта продукции в заданных условиях [2].
Оценка и прогнозирование эффективности региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек, в заданных условиях, рассматривались в работах следующих отечественных и зарубежных исследователей: Мак-Киннона Д.Г. [3], Гатторна Д. [4], Долгова А.П. [5], Куренкова П.В. [6], Лукинского В.С. [7], Львова Д.C. [8, 9], Мясниковой Л.А. [10], Прокофьевой Т.А. [11], Сергеева В.И. [12], Фишера С. [13]. Необходимо отметить, что в работах приведенных авторов не рассматривалась задача цифровизации описаний составляющих механизма оценки эффективности региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек.
Соответственно несмотря на теоретическую проработанность рассматриваемого научного вопроса, недостаточно проработанной является научная задача формализации механизма оценки эффективности региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек в заданных условиях.
Решение приведенной выше задачи в самом общем виде предполагает следующие этапы (рисунок 1):
Рисунок 1. – Схема формализации механизма оценки эффективности региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек
Допущением решения рассматриваемой задачи считается, что выбранная совокупность характеристик достаточно полно определяет и характеризует возможности рассматриваемых систем [2].
При рассмотрении социально-экономического системы, где основными параметрами можно считать: количество населения, естественный прирост населения, количество трудоспособного населения, уровень здравоохранения, уровень валового внутреннего продукта и др., принято рассматривать только относительные стоимостные показатели , где
– число характеристик, учитываемых при анализе социально-экономического потенциала.
Аналогичным образом принято рассмотрение транспортно-логистической системы, характеризуемой посредством использования «индекса эффективности логистики», рассчитываемого по шести показателям: эффективность таможенного и пограничного контроля; качество торговой и транспортной инфраструктуры; организация международных поставок; компетентность и качество логистических услуг; прослеживаемость прохождения грузов; своевременность – соблюдение сроков поставок [1]. Рассматриваются относительные стоимостные затраты на обеспечение каждого из выше перечисленных параметров , где
– число характеристик, учитываемых при анализе транспортно-логистической системы.
При этом, если рассматривать самый общий уровень детализации, т. е. только суммарные затраты на создание социально-экономической и транспортно-логистической систем , то получаемые в ходе деятельности приращения этих систем можно рассматривать как систему функций от текущего состояния накопленной стоимости.
Углубленная детализации, подразумевает высокую детализацию , где рассматриваются дробления простейшего разбиения:
Причём каждый элемент этих разбиений не имеет пересечений с другими элементами.
Это позволяет достаточно просто определить:
Одним из методов прогноза изменения характера взаимовлияния рассматриваемых систем является определение возможных приращений характеристик, как функций от приращений входящих в разбиение процессов.
Использование теории мер позволяет распространить результаты на произвольные объединения, поэтому если для признака социально-экономического потенциала существует разбиение параметров
, то это разбиение (по этому признаку) представляет собой объединения по этим признакам [14]:
.
Эти подмножества взаимно не пересекаются:
при
.
Стоимость по объединяющему признаку равна сумме стоимостей всех подмножеств этого разбиения: , т. е. стоимость по объединяющему признаку определяется суммой затрат по всем параметрам, входящих в эту характеристику
.
Аналогично можно записать для характеристик транспортно-логистической системы . Если для признака j существует разбиение параметров
, то это разбиение (по этому признаку) представляет собой объединения по этим признакам:
, где
.
Эти подмножества взаимно не пересекаются:
при
.
При этом стоимость по объединяющему признаку равна сумме стоимостей всех подмножеств этого разбиения: , т. е. стоимость (затраты) по этапу объединяющему признаку определяется суммой затрат по всем внутренним параметрам
[15].
Очевидно, что анализировать системы вышеприведенного типа наиболее удобны из-за возможности использования аддитивных сверток для расчёта характеристик развития рассматриваемых систем.
При таком подходе выбранное исходное разбиение характеристик социально-экономической и транспортно-логистической систем является основой предлагаемого механизма. В котором динамика развития процесса определяется через влияние текущих состояний каждой выбранной составляющей на приращение, полученное в результате совместных взаимодействий.
Это позволяет в общем виде формализовать автономную систему связей и рассматривать итоговое приращение через приращения стоимостных параметров каждой из систем:
Для каждой выбранной характеристики рассматриваемых систем, можно определить достаточно небольшую группу процессов, которая однозначно определяет приращение этой характеристики (базовой характеристики ).
Используя предложенный механизм, проведя кусочно-линейную аппроксимацию приращений по каждой из рассматриваемых систем, получена динамическая модель (обоснование и подробное описание этапов построения подобной системы рассматривалось в работе [15]):
Иллюстрация расчетов, получаемых на основании представленной модели приведены на рисунке 2.
Рисунок 2. – Результаты моделирования
Таким образом, для оценки эффективности региональных и межрегиональных транспортно-логистических цепочек в различных условиях формализован и описан механизм, идея которого заключается в цифровизации описаний рассматриваемых составляющих посредством аддитивной декомпозиция взаимно непересекающихся множеств. Преимуществом предлагаемой формализации является возможность использования ее в условиях ограниченных исходных данных.
Литература
LITERATURA