Главная страница » Публикации » №4 (76) » Цифровизация транспортного комплекса как инструмент пространственного развития Дальнего Востока

Цифровизация транспортного комплекса как инструмент пространственного развития Дальнего Востока

Digitization of the transport complex as a tool for spatial development of the far East Macroregion

Авторы

Карпов Юрий Александрович
аспирант кафедры национальной и региональной экономики
Российская Федерация, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Yrkarp26@yandex.ru

Аннотация

Одним из базовых звеньев пространственного развития макрорегиона является развитие транспортного комплекса. Развитие транспортного комплекса в Дальневосточном федеральном округе исторически сталкивается с объективными сдерживающими факторами, которые препятствуют его развитию для достижения цели наиболее эффективного функционирования. Пространственное развитие Дальнего Востока выходит на новый, более качественный уровень своего развития. Современное состояние транспортного комплекса уже не может отождествляться от использования цифровых продуктов и решений. Цифровизация, как инструмент развития отрасли, активно применяемый в европейской части регионов Российской Федерации, обладает большим потенциалом для использования на Дальнем Востоке.

Ключевые слова

транспортный комплекс; цифровизация; транспортные услуги; региональное развитие; инфраструктура; внешнеэкономическое сотрудничество.

Рекомендуемая ссылка

Карпов Юрий Александрович

Цифровизация транспортного комплекса как инструмент пространственного развития Дальнего Востока// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Номер статьи: 7652. Дата публикации: 26.12.2023. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7652/

Authors

Karpov Yuri Alexandrovich
Postgraduate student of the Department of National and Regional Economics
Russian Federation, Russian Economic University. G.V. Plekhanov
Yrkarp26@yandex.ru

Abstract

One of the basic links in the spatial development of a macroregion is the development of the transport complex. The development of the transport complex in the Far Eastern Federal District has historically faced objective constraining factors that impede its development in order to achieve the goal of the most efficient functioning. However, the spatial development of the Far East is reaching a new, higher level of development. The current state of the transport complex can no longer be identified with the current integration of digital products and solutions. Digitalization, as a tool for industry development, actively used in the European part of the regions of the Russian Federation, has great potential for use in the Far East.

Keywords

transport complex; digitalization; transport services; regional development; infrastructure; foreign economic cooperation.

Suggested Citation

Karpov Yuri Alexandrovich

Digitization of the transport complex as a tool for spatial development of the far East Macroregion// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (76). Art. #7652. Date issued: 26.12.2023. Available at: https://eee-region.ru/article/7652/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В настоящее время среди регионов Российской Федерации наблюдается высокая степень дифференциации уровня развития основной транспортной инфраструктуры, в том числе низкая транспортная связанность центров экономического роста между собой и с другими территориями, недостаточный уровень интеграции различных видов транспорта, нереализованный транзитный потенциал. Дальневосточный федеральный округ как опорный макрорегион внешнеэкономического сотрудничества России со странами Азии приобретает все большее значение. В современном мире развитие той или иной сферы жизни уже невозможно представить без ее уровня цифровизации. Понятие цифровизации, а также роль цифровизации в транспортном комплексе будут раскрыты в статье далее. Также, роль такого прогрессивного инструмента развития транспортного комплекса как цифровизация будут рассмотрены на примере Дальнего Востока, т.к. данный макрорегион обладает абсолютно уникальными особенностями и объективными сложностями для развития транспортного комплекса наравне, например, в сравнении с регионами, расположенными в европейской части России.

 

Результаты исследований

Транспортная инфраструктура большинства российских городов не в полной мере отвечает современным стандартам качества и доступности. Градостроительное планирование и, соответственно, инфраструктура в большинстве случаев не учитывают современные мировые тенденции и не создают основу для долгосрочного устойчивого развития городов как основы экономики. Причины проблем в развитии городской инфраструктуры в большей степени обусловлены противоречиями между насущными потребностями городского развития и реальными возможностями городских администраций. Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры способствует переезду населения из регионов азиатской части в европейскую часть; продолжается отток населения из регионов Севера. Концентрация населения в центре и на юге европейской части России; временная трудовая миграция россиян в Московскую агломерацию и в северные регионы, богатые природными ресурсами, являются современными тенденциями в миграции жителей Российской Федерации. Несмотря на применяемые меры, отток населения из регионов Дальневосточного федерального округа (далее – ДФО) продолжается и не ослабевает с начала 2000-х годов. Причина – периферийный характер округа по отношению к остальной части Российской Федерации, отсутствие крупных городов и возможности их развития, суровые природно-климатические условия на большей части территории округа, которые не компенсируются доходами населения.

Плотность населения в ДФО, составляет 1,2 человека на квадратный километр, что значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации (8,6). В регионе есть регионы с более высокими показателями, например, Приморский край – 11,7 и Сахалинская область – 5,3 [1]. Наблюдается значительное отставание по ключевым социально-экономическим показателям от среднероссийского уровня части субъектов на территории Дальнего Восток, из которых продолжается значительный миграционный отток.  В связи с этим на данный момент необходимо региональное развитие, способствующее концентрации населения и промышленности в отдельных точках, таких как крупные прибрежные города Владивосток и Хабаровск, районы вдоль Сибирской железной дороги и места с добываемыми горнодобывающими ресурсами. Согласно исследованию InfraOne, средний индекс развития транспортной инфраструктуры регионов ДФО в 2021 году равен 2,98. Этот показатель один из самых низких среди всех федеральных округов (табл. 1). Максимальный показатель индекса среди регионов округа – 3,6 у Сахалинской области, минимальный – 2,03 у Якутии [2]. Стоит отметить, что показатель индекс развития транспортной инфраструктуры Якутии является минимальным среди всех регионов РФ. Максимальными индексами обладают г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург – 8,47; 7,24 и 7,02 соответственно. После этого идет довольно большой разрыв: на 4 месте по индексу развития транспортной инфраструктуры находится Ненецкий автономный округ со значением 4,88 [2].

 

Таблица 1 – Значение среднего индекса развития транспортной инфраструктуры по федеральным округам [2]

Название округа Значение среднего индекса развития транспортной инфраструктуры в 2021 году
Северо-Западный федеральный округ 3,6
Центральный федеральный округ 3,51
Уральский федеральный округ 3,47
Южный федеральный округ 3,21
Сибирский федеральный округ 3,13
Северо-Кавказский федеральный округ 3,02
Дальневосточный федеральный округ 2,98
Приволжский федеральный округ 2,94

 

Цифровизация транспортной системы подразумевает под собой использование технологий, инноваций, автоматизации, региональное и многостороннее сотрудничество, анализа данных и инструментов технической помощи для решения следующих задач:

  • Более широкое внедрение интеллектуальных транспортных систем для повышения эффективности, устойчивости, а также социальной и экологической устойчивости транспорта.
  • Повышение осведомленности об инновационных технологиях и использовании больших данных для улучшения дорожного движения и других проблем городского транспорта.
  • Взаимосвязь морских и портовых систем.
  • Переход к региональным транспортным сетям с интеллектуальными транспортными системами и др.

Цифровая трансформация — это не разовое мероприятие, а непрерывная адаптация к меняющимся технологическим возможностям, рынкам и требованиям.

В последние годы в России была сформирована нормативная база для цифровизации транспортной системы, развития городов, связи между крупными экономическим центрами, а также отдельных регионов в целом, в том числе утверждена Стратегия пространственного развития, Комплексный план модернизации и расширения развития магистральной инфраструктуры, национальные проекты, а также план деятельности Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики на период с 2020 по 2025 год.

Активное внедрение цифровых технологий способствует повышению экономической эффективности в транспортной отрасли. В табл. 2 представлены наиболее популярные направления использования цифровых технологий для выполнения задач транспортными предприятиями.

 

Таблица 2 – Направления использования цифровых технологий в транспортной отрасли

Направление Пример внедрения технологии
Электронный документооборот Внедрение электронных билетов, удаленное оформление проездных документов
Обработка платежей Мобильная оплата, единые проездные документы, использование мобильных приложений для получения транспортных услуг
Облачные технологии Обработка данных на качественно новом уровне: сбор и анализ данных о транспортных потоках, использование технологий «больших данных»
Интегрированные системы управления транспортом Реорганизация систем управления транспортом, их автоматизация; вовлечение клиента в процесс управления и контроля грузоперевозок
Интеллектуальные транспортные системы Интеллектуальные транспортные системы, автоматизация и роботизация управления транспортными потоками, прогнозирование дорожной ситуации, поддержка систем автопилотирования
Платформы логистических услуг Создание цифровых платформ, ориентированных на предоставление логистических услуг, включая бронирование, заказ билетов, поиск перевозчика для грузов, определение оптимального маршрута

 

Министерством транспорта Российской Федерации был разработан ведомственный проект «Цифровой транспорт и логистика». В рамках проекта разработаны программы цифровой трансформации транспортного комплекса Российской Федерации в следующих сферах [3, с. 2]:

  • грузовые перевозки;
  • трансграничное взаимодействие;
  • пассажирские перевозки;
  • управление инфраструктурой;
  • беспилотный транспорт;
  • надежность и безопасность;
  • экология и метеорология.

Проект предусматривает упрощение грузовых и трансграничных перевозок с помощью электронного декларирования, применения электронных пломб. Согласно проекту, доля электронных грузосопроводительных документов на перевозку транзитных грузов от общего объема  к 2024 году достигнет 40% (рис. 1) [3, с. 3].

 

Доля электронных грузосопроводительных документов на перевозку транзитных грузов, от общего объема, прогноз (%)

Рисунок 1 – Доля электронных грузосопроводительных документов на перевозку транзитных грузов, от общего объема, прогноз (%)

 

В целом планируется, что к 2024 году количество перевозочных документов, оформленных в электронном виде, составит 50 млн. штук, а к 2030 году – 5 000 млн. штук [4].

Также для модернизации пунктов пропуска и в целом качественного улучшения таможенных услуг предполагается внедрить межведомственную интегрированную автоматизированную система пропуска через границу Российской Федерации. Планируется, что к 2030 году в деятельность 20 пунктов пропуска будут внедрены элементы этой системы [4].

Еще один инструмент цифровой трансформации транспортного комплекса – это электронное пломбирование грузов.

Электронное пломбирование грузов – своевременное решение для формирования цифровых транспортных международных коридоров – «зеленого коридора» через территорию России. Электронное пломбирование грузов предусматривает безостановочное движение грузов и бесшовное прохождение границ, способствует повышению скорости транспортировки грузов и снижению количества и объёмов нарушений таможенного законодательства Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).  Сейчас Департаментом по таможенному сотрудничеству ЕЭК рассматриваются вопросы практической реализации Соглашения ЕАЭС о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок. В целом, это является оптимизацией таможенного контроля, так как, во-первых, установка пломбы сокращает расходы таможенных органов, во-вторых, установка датчика занимает до 15 минут, что является эффективным в рамках временных ресурсов, и, в-третьих, это является полноценной цифровой заменой таможенного сопровождения. Планируется, что к 2030 году количество перевозок товаров с применением электронных навигационных пломб достигнет 500 тыс. ед (рис. 2) [4].

 

Планируемое количество перевозок товаров с применением навигационных пломб к 2023 году, ед.

Рисунок 2 – Планируемое количество перевозок товаров с применением навигационных пломб к 2023 году, ед. [4]

 

Также в целях развития системы внутренних и международных грузоперевозок в ДФО согласно комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года поставлены следующие задачи [5]:

  • увеличение мощности российских портов Дальневосточного бассейна на 36,6%;
  • развитие транспортного узла «Восточный-Находка»;
  • сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом (в частности, с дальнего Востока до западной границы Российской Федерации) до 7 дней, увеличение объема транзитных перевозок железнодорожным транспортом в 4 раза;

Внедрение этих инструментов должно способствовать сокращению издержек перевозчиков не менее чем на 3%, сокращению количества нелегальных перевозчиков не менее чем на 5%, а также увеличению объема грузопотока беспилотных транспортных средств не менее чем в 3 раза к 2030 году [4].

Для ДФО, как округа, приграничного с Китаем, вопрос цифровизации в направлении грузоперевозок особенно важен. Учитывая нарастающие темпы торговли между Россией и Китаем и значительным увеличением объем грузоперевозок между странами,  упрощение трансграничных перевозок приведет к строительству крупных логистических центров российских организаций, экономическому росту городов и впоследствии к общему развитию региона.

Автоматизация производства и услуг должна стать одним из ключевых решений в цифровизации транспортного сектора. Ярким примером этого является порт Роттердам в Нидерландах. Этот порт называют «самым передовым портом в мире», поскольку порт является лидером по внедрению современных технологий. Полностью автоматизированные контейнерные терминалы порта используют краны с компьютерным программированием для разгрузки грузов, что способствует увеличению производства, повышению производительности обработки и снижению затрат на рабочую силу.

Цифровизация городов является одним из приоритетов городского развития в настоящее время. Развитие цифровых технологий способствует повышению качества городского управления и планирования, принятию эффективных решений, обеспечивающих взаимодействие власти, бизнеса и жителей. Ключевые технологии — искусственный интеллект, открытые данные, Интернет вещей, экосистема платформенных решений. В последние годы проект «Умный город» был запущен в России в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика». Общественный транспорт служит жизненно важным решением для удовлетворения потребностей в мобильности, особенно в городских районах. Цифровизация способна усилить роль общественного транспорта, принося пользу как пассажирам и перевозчикам, так и окружающей среде:

  • Данные о местоположении дают представление о пунктуальности транспорта и текущих вариантах наиболее быстрого маршрута до точки. Системы информации о транспорте в режиме реального времени позволяют передавать информацию в приложения с расписанием, которые позволяют пассажирам видеть наполненность транспорта, а также его время прибытия на остановочный пункт.
  • Информация об автопарке в режиме реального времени позволяет операторам видеть местоположение каждого транспортного средства и степень его загруженности, что позволяет оптимизировать повседневную работу.
  • Использование аналитики данных и искусственного интеллекта может поспособствовать более оперативному решению проблем, включая прогнозирование состояния транспортных средств и дорог, техническое обслуживание автомобилей и дорог.
  • Данные об автомобильном траффике в режиме реального времени позволяют пассажирам комфортно планировать свое путешествие.
  • Бесконтактная оплата картой или смартфоном обеспечивает беспрепятственное путешествие даже за пределами тарифа.
  • Сетевое видеонаблюдение повышает безопасность пассажиров в транспортных средствах.

В рамках цифровой трансформации транспортного комплекса планируется, что к 2030 году безбарьерная оплата проезда будет использоваться на автобусных маршрутах 600 городов (рис. 3) [4].

 

Планируемое количество городов, в которых на автобусных маршрутах используется безбарьерная оплата проезда

Рисунок 3 – Планируемое количество городов, в которых на автобусных маршрутах используется безбарьерная оплата проезда

 

Развитие общественного транспорта является необходимым условия улучшения городской среды.

В целях цифровизации пассажироперевозок была создана цифровая платформа внутрирегиональных пассажирских перевозок – «одно окно» мультимодальных перевозок, представляющее собой комплексное MaaS-решение. Мобильность как услуга (MaaS) — это новая концепция, основанная на едином цифровом клиентском интерфейсе для поиска и управления услугами, связанными с поездками. По своей сути концепция MaaS поддерживает цифровое объединение различных транспортных, информационных и платежных услуг для обеспечения бесперебойного и надежного обслуживания клиентов.

Цифровая платформа включает в себя следующие сервисы [6]:

  • «Мультимодальная поездка» — инструмент для навигации, планирования поездки на общественном транспорте и ее управлением. Функции сервиса включают построение оптимальных вариантов поездки из пункта А в пункт Б, расчет длительности поездки в режиме реального времени, с учетом доступности транспорта.
  • «Система автоматизации расчетно-платежных операций» – сервис для расчета стоимости и оплаты проездных билетов.
  • «Информирование пассажиров» – информирование пассажиров о расписании транспорта, его движении в режиме реального времени, о тарифах на транспортные и сопутствующие услуги и др.
  • «Электронная витрина для подключения соответствующих услуг» – оформление сопутствующих услуг.

В платформе есть два модуля: мобильное приложение пассажира и мобильное приложение контроллера.

Для решения существующих проблем на рынке межрегиональных перевозок Правительством Российской Федерации был разработан пилотный проект с использованием Единой федеральной системы мониторинга и контроля межрегиональных пассажирских перевозок (далее – ЕФС МКПП) [7].

Внедрение ЕФС МКПП будет иметь положительные эффекты для всех сторон :

  • Для государства: повышение уровня безопасности, увеличение объема полученных налогов и сборов, улучшение инвестиционного климата регионов.
  • Для пассажиров: повышение безопасности и комфорта перевозок, а также более точное соблюдение расписания.
  • Для автовокзалов: автоматизация процессов.
  • Для легальных перевозчиков: улучшение финансовых показателей.

На данный момент доля нелегальных перевозчиков варьируется от 30% до 70% в зависимости от маршрута.

Предполагается, что с помощью ЕФС МКПП будут достигнуты следующие экономические показатели [3]:

  • Увеличение легальных пассажирских перевозок на 80%.
  • Повышение средней заполняемости автобусных легальных перевозчиков на 15%.
  • Рост выручки в сегменте в 2 раза.

Планируется развитие портала субсидированных перевозок, где будут отражаться пассажирские билеты (планируется, что к 2030 году их количество достигнет значения 1 600 000 ед.), а также на котором можно будет оформить данные льготные билеты на 5 видов транспорта к 2027 году [4]. На данный момент портал используется как единый источник данных по субсидированным авиаперевозкам, для цифрового подтверждения льготных категорий пассажиров и формирования отчетности и статистика по субсидированным перевозкам.

Субсидирование перевозок – важное направление для развития ДФО. На данный момент субсидируются только авиабилеты. Так, жители ДФО являются отдельной категорией граждан, для которых Росавиацией был определен список из 21 рейса, на который распространяются субсидии. Эти рейсы связывают города ДФО с Санкт-Петербургом и Москвой, например, Анадырь – Москва – Анадырь.

Также отдельной группой направлений являются рейса, связывающие труднодоступные населенные пункты, среди которых также есть города ДФО. Например, это рейс Норильск – Минеральные воды. Всего на авиаперевозки в ДФО в 2024-2026 гг. планируется выделить субсидии в размере 1,76 млрд. руб. ежегодно.

 

Заключение

Таким образом, цифровизация транспортного комплекса в ДФО является неотъемлемым звеном для пространственного развития макрорегиона. Сейчас в регионах ДФО отмечаются значительные проблемы, связанные, в первую очередь, с транспортной мобильностью людей внутри макрорегиона. Цифровизация транспортного комплекса во всех сегментах способствует разностороннему экономическому росту региона: трансграничные и транзитные перевозки, логистика, развитие городской среды, улучшение системы городского общественного транспорта и межрегиональных перевозок. Качественное и экономическое развитие способствует инвестиционному климату и привлекательности округа, и это является ключевым фактором для решения текущих проблем и улучшения перспектив ДФО.

 

Список использованных источников

  1. Плотность населения Российской Федерации на 1 января 2019 г. // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gis.gks.ru/StatGis2015/Viewer/?05285969-ec60-e911-8f04-c52edb349072.
  2. Инфраструктура России: индекс развития 2021 // InfraOneResearch [Электронный ресурс]. – URL: https://infraoneresearch.ru/u5usp7/m2r7v0?index_id.
  3. Семенов, А.К. Цифровая трансформация транспортного комплекса // Министерство транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/tsifrovaya-transformatsiya-transportnogo-kompleksa.pdf?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f.
  4. Стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407851313/.
  5. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры [Электронный ресурс]. – URL: http://gov.garant.ru/document?id=71975292&byPara=1.
  6. Цифровая платформа // Городская мобильность [Электронный ресурс]. – URL: https://city-mob.com/node/163.
  7. Единая федеральная система мониторинга и контроля межрегиональных пассажирских перевозок [Электронный ресурс]. – URL: https://efsmkpp.ru/.

 

References

  1. Population density of the Russian Federation as of January 1, 2019 [Plotnost’ naseleniya Rossiyskoy Federatsii na 1 yanvarya 2019 g.]. Federal State Statistics Service // URL: http://www.gis.gks.ru/StatGis2015/Viewer/?05285969-ec60-e911-8f04-c52edb349072/
  2. Infrastructure of Russia: development index 2021 [Infrastruktura Rossii: indeks razvitiya 2021]. InfraOneResearch // URL: https://infraoneresearch.ru/u5usp7/m2r7v0?index_id/
  3. Semenov, A.K. Digital Transformation of the Transportation Complex [Tsifrovaya transformatsiya transportnogo kompleksa]. Ministry of Transport of the Russian Federation // URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/tsifrovaya-transformatsiya-transportnogo-kompleksa.pdf?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f.
  4. Strategic direction in the field of digital transformation of the transportation industry of the Russian Federation until 2030 [Strategicheskoye napravleniye v oblasti tsifrovoy transformatsii transportnoy otrasli Rossiyskoy Federatsii do 2030 goda] // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407851313/.
  5. Comprehensive plan for modernization and expansion of trunk infrastructure; published online [Kompleksnyy plan modernizatsii i rasshireniya magistral’noy infrastruktury] // URL: http://gov.garant.ru/document?id=71975292&byPara=1.
  6. Digital Platform [Tsifrovaya platforma]. Urban Mobility // URL: https://city-mob.com/node/163.
  7. Federal system for monitoring and control of interregional passenger transportation; published online [Yedinaya federal’naya sistema monitoringa i kontrolya mezhregional’nykh passazhirskikh perevozok] // URL: https://efsmkpp.ru/.

Еще в рубриках

Дальневосточный федеральный округ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *