Главная страница » Публикации » №4 (64) » Региональные особенности формирования профессиональной культуры будущих специалистов

Региональные особенности формирования профессиональной культуры будущих специалистов

Regional features of the formation of the professional culture of future specialists


Авторы

Охрименко Елена Ивановна
кандидат экономических наук, доцент кафедры туристического бизнеса и гостеприимства
Россия, Уральский государственный экономический университет
oelenai@yandex.ru
Лукашенок Татьяна Рудольфовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления
Россия, Уральский государственный экономический университет
tanalukas@mail.ru
Ефимова Елена Георгиевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления
Россия, Уральский государственный экономический университет
levstrelkov@mail.ru

Аннотация

Целью статьи является выявление региональных особенностей формирования профессиональной культуры будущих специалистов. В статье освещаются вопросы формирования требований к профессиональным компетенциям и профессиональной культуре специалиста в современных реалиях. Профессиональная культура специалиста рассматривается как результат овладения профессиональными компетенциями и способность реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды. Авторами статьи предлагается при формировании профессиональных компетенций и профессиональной культуры будущего специалиста учитывать особенности экономического развития территории, в частности региона. Анализируется влияние тенденций цифровизации общественных отношений на требования к профессиональным компетенциям и профессиональной культуре специалиста. Авторами исследуется комплекс мер по совершенствованию системы образования на основе принимаемых нормативно-правовых актов. Раскрывается суть имеющихся кадровых проблем с учетом региональной специфики. Выделяются и описываются характерные региональные особенности Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской областей, Пермского края, Республики Башкортостан, имеющие определяющее значении при формировании компетенций будущих специалистов и в целом кадрового потенциала. Анализируются региональные проекты, направленные на решение существующих проблем в сфере подготовки востребованных, квалифицированных специалистов. Обосновывается необходимость актуализации требований к формированию профессиональной культуры будущих специалистов с учетом региональной специфики, а также тенденций глобализации и цифровизации экономики. Авторами статьи формулируются предложения по корректировке требований к формированию профессиональных компетенций и профессиональной культуры специалистов.

Ключевые слова

региональные особенности, профессиональные компетенции, рынок труда, кадровый потенциал, специалист будущего

Рекомендуемая ссылка

Ефимова Елена Георгиевна , Лукашенок Татьяна Рудольфовна , Охрименко Елена Ивановна

Региональные особенности формирования профессиональной культуры будущих специалистов// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (64). Номер статьи: 6420. Дата публикации: 02.12.2020. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6420/

Authors

Okhrimenko Elena Ivanovna
PhD in economics, docent of Department of tourism business and hospitality
Russia, Ural State University of Economics
oelenai@yandex.ru
Lukashenok Tatyana Rudolfovna
PhD in economics, docent of Department of regional and municipal Economics and management
Russia, Ural State University of Economics
tanalukas@mail.ru
Efimova Elena Georgievna
PhD in economics, docent, Department of regional and municipal Economics and management
Russia, Ural state University of Economics
levstrelkov@mail.ru

Abstract

The purpose of the article is to identify regional specifics in shaping the professional culture of the future specialists. The authors propose to take into account the current specifics of economic development of a particular territory, in particular, specifics of a region, in shaping the professional competencies and professional culture of the future specialists. The article analyses the influence caused by the trends of digitalization of public relations on the requirements to professional competencies and professional culture of specialists. The authors study a set of measures for improvement of the educational system on the basis of enacted laws and regulations. The heart of the existing HR-related problems is being unveiled in the article with allowance for regional specifics. The article highlights and describes the characteristic regional features of the Sverdlovsk, Chelyabinsk, Kurgan, Orenburg regions, Perm Krai, and the Republic of Bashkortostan, such features being considered critical for building the future specialists' competencies and the potential of human resources as a whole. The authors refer to the regional projects implemented for resolving the existing problems in the field of training of sought-after and highly qualified specialists. The necessity for updating requirements to the shaping of the professional culture of future specialists is substantiated in the local context of regional specifics, taking account of the trends for the economic globalization and digitalization. The authors formulate their propositions for adjustment of the requirements to the shaping of professional competencies and professional culture of specialists.

Keywords

regional features, professional competencies, labor market, human resources, specialist of the future

Suggested Citation

Efimova Elena Georgievna , Lukashenok Tatyana Rudolfovna , Okhrimenko Elena Ivanovna

Regional features of the formation of the professional culture of future specialists// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (64). Art. #6618. Date issued: 02.12.2020. Available at: https://eee-region.ru/article/6420/ 

Print Friendly, PDF & Email

Вводная часть

Профессиональная культура специалиста будущего выступает основой формирования кадрового потенциала, необходимого для эффективного экономического развития страны и ее отдельных пространственных единиц. Под профессиональной культурой специалиста, по нашему мнению, следует понимать не только приобретенные специалистом знания, практические умения и профессиональный опыт, но и способность гибко и быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, современным тенденциям глобализации экономики и цифровизации общественных отношений [1].

В настоящее время для современной российской экономики ключевой при решении задач инновационного развития (новой индустриализации, цифровизации и др.) является кадровая проблема. Данная проблема входит в сферу важных интересов национальной экономики и занимает особое место в государственных документах (программах, стратегиях и т.п.) по подготовке востребованных современной экономикой и рынком труда специалистов. В общей кадровой проблеме можно выделить, с одной стороны, нехватку специалистов для разных сфер экономики, особенно в инновационных отраслях, с другой стороны, появление новых требований (компетенции, профессиональный стандарт и т.п.) к профессиональной культуре специалиста со стороны работодателей, рынка труда и экономики.

В связи с обозначенными обстоятельства исследование вопросов формирования профессиональной культуры будущих специалистов приобретает особую актуальность, особенно в контексте региональной специфики.

По уровню социально-экономического развития российские регионы имеют различия, возникшие в результате существующих факторов (природно-ресурсный, географическое положение внутри страны, степень освоенности территории, история, традиции, культура региона и другие) [2]. В целом, выделяют группы внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование и развитие социально-экономических систем. Внутренние факторы позволяют региону приобрести индивидуальные черты или особенности, оказывающие значительное влияние на его внутреннее развитие. Индивидуальность региона, выражающаяся в его истории, культуре, традициях, влияет на функционирование и развитие системы экономики региона и встроенной в неё социально-экономической системы и, следовательно, становится основой формирования профессиональных компетенций специалиста. Для региона индивидуальные особенности его развития являются основой формирования конкурентоспособности, относительных и/или абсолютных преимуществ, как на мировом, так и на внутреннем рынке, что в конечном итоге должно найти отражение в профессиональной культуре специалистов [3].

Таким образом, в современных условиях становится важной не только сама кадровая проблема, но и требования к профессиональной культуре специалиста, его профессиональным качествам, которые в перспективе должны быть мобильными.

Основной сферой подготовки кадров для экономики выступает система профессионального образования – в ней происходит формирование необходимых профессиональных компетенций и культуры будущих рабочих кадров и специалистов, требования к знаниям, умениям и навыкам которых содержатся в законодательных документах [4]. За последний десяток лет Правительством России приняты важные документы в сфере развития (модернизации) системы профессионального образования в соответствии с требованиями инновационной экономики [5]. Например, государственные программы по развитию системы образования субъектов РФ (на примере Уральского региона) разработаны с учётом сложившейся в них социально-экономической ситуации, а выделенная в них кадровая проблема носит как общий для экономики характер, так и индивидуальные особенности в каждом регионе. В связи с этим, в структуре требований к профессиональной культуре специалиста целесообразно выделять требования общего характера и требования, имеющие региональную специфику.

В рамках исследуемого вопроса научная проблема в настоящее время заключается в недостаточном учете региональной специфики при формировании профессиональной культуры будущих специалистов. Для разрешения данной научной проблемы необходимо выявить влияние сложившейся истории, традиций и культуры региона на формирование новых требований к современному специалисту.

История возникновения вопроса формирования профессиональной культуры специалистов берет начало с трудов Э.Б. Тейлора. Изучением понятия «культура» занимались А.И. Арнольдов, И.А. Зимняя, И.Г. Гардер, Н.А. Бердяев и другие исследователи. Толкование термина «профессиональная культура» раскрыто в работах А.П. Позднякова, Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, И.С. Якиманской и др. Вопрос региональных особенностей формирования профессиональной культуры является на сегодняшний день недостойно освещенным.

 

Результаты исследований

Цель исследования является выявление влияния региональных особенностей на формирование профессиональных компетенций и профессиональной культуры будущих специалистов.

В ходе исследования авторами были использованы методы научной абстракции, индукции и дедукции, системного, экономического, организационного, функционального анализа.

Противоречивые процессы глобализации и регионализации, сохраняющаяся социально-экономическая дифференциация регионов России обосновывают необходимость подготовки специалистов с соответствующими новым требованиями рынка труда профессиональными компетенциями и культурой для развития национальной экономики в перспективе. Компетенции современного специалиста должны быть достаточно мобильными в изменяющихся условиях, причём мобильность должна сохраняться и внутри региональной экономической системы (рынка труда), и на уровне мирового рынка труда (соответствие требованиям международного движения WorldSkills) [6].

Требования и нормативы начинаются с законодательных документов. Федеральный закон «Об образовании в РФ» [4] предопределяет необходимость учёта требований разработанных профессиональных стандартов при формировании ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов), программ профессионального обучения и дополнительного профобразования, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и др.

Требования к профессиональной культуре и компетенциям современного специалиста предъявляют, с одной стороны, процесс глобализации, как внешний фактор, с другой стороны, история, культура и традиции региона в качестве внутренних факторов. Актуальным становится вопрос о том, какие возможности имеют регионы в сфере решения кадровых проблем в современных условиях.

Разработанная Правительством система мероприятий по развитию среднего профессионального образования (СПО) на 2015-2020 годы [7] содержит основные стратегические направления: обеспечение соответствия компетенций выпускников требованиям современной экономики, которое возможно обеспечить при условии трёхсторонней консолидации ресурсов государства, бизнеса и системы профессионального образования. Подобное трёхстороннее взаимодействие зарубежные исследователи именуют моделью тройной спирали (triple helix model), в которой соблюдается равноправие всех субъектов взаимоотношений в процессе достижения единой цели. Важным является и то, что в современных экономических условиях трансформируются функции университетов, а внедрение новых технологий приводит к активному использованию ими предпринимательской деятельности, предполагающей налаживание сетевых взаимодействий между ними, бизнесом и властью, что в целом изменяет роль системы профессионального образования в региональном развитии [8].

Упомянутый выше Комплекс мер является одним из проектов, формирующих основу для разработки региональных программ в сфере развития образования. Анализ государственных программ субъектов Уральского макрорегиона позволил выявить различия в выделяемой общей для них кадровой проблеме. Так, в программе Свердловской области особое место имеет дефицит квалифицированных инженеров по ряду специальностей, поскольку особенностью региона является исторически сложившиеся чёрная и цветная металлургия, машиностроение и оборонно-промышленный комплекс. Функционирование данных отраслей создаёт условия для стабильности экономики региона и влияет на культуру и традиции регионального сообщества. Для Курганской области ключевыми проблемами являются дефицит квалифицированных кадров в целом (баланс трудовых ресурсов, кадровые потребности), усугубляющийся в результате нестабильности демографической ситуации (отток населения). Острая нехватка кадров (особенно молодых специалистов) высококвалифицированных и конкурентоспособных для диверсификации экономики, их низкая профессиональная мобильность, отток населения отмечаются в государственных программах Пермского края и Удмуртской Республики. В Республике Башкортостан, Оренбургской и Челябинской областях кадровые проблемы характеризуются недостаточностью квалификации специалистов (особенно высококвалифицированных) и несоответствии у большого числа работающих профессиональных компетенций требованиям работодателей, нехваткой педагогических работников с соответствующим профессиональным уровнем подготовки и управленческих кадров в системе образования.

Среди семи субъектов РФ, входящих в Уральский макрорегион, Свердловская, Челябинская области, Пермский край – это традиционно промышленные регионы Урала, где перспективным направлением развития по праву считается процесс новой индустриализации [9], для которой требуются кадры с соответствующими профессиональными компетенциями. Следует сказать, что Правительством запущены пилотные проекты в сфере подготовки рабочих кадров на основе дуального образования (теоретическая подготовка – в организации профессионального образования, практическая – на конкретном предприятии, заключившем договор с образовательной организацией на подготовку востребованных специалистов), профессиональные компетенции которых соответствуют требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности. Среди 10-ти регионов, включённых в данный пилотный проект подготовки рабочих кадров, Свердловская область и Пермский край. В этих субъектах Уральского макрорегиона преобладает исторически сложившееся промышленное производство: в Пермском крае – машиностроение, в Свердловской области – металлургия, разнообразное машиностроение и металлообработка. Эти отрасли, обеспеченные необходимыми ресурсами – природными и социальными, формируют экономический каркас региона [10] и, соответственно, сфера их хозяйственной деятельности имеет свою историю, культуру и традиции. Для инновационных изменений, или новой индустриализации регионов, для соответствия требованиям нового мирового движения WorldSkills необходимы специалисты и рабочие кадры с соответствующими профессиональными компетенциями и культурой.

В Свердловской области разработаны и реализуются проекты «Уральская инженерная школа», «Педагогические кадры XXI века», «Качество образования как основа благополучия», все вместе направленные на решение обозначенных в данной статье проблем в сфере подготовки востребованных специалистов и рабочих кадров для новой индустриализации.

Проект «Уральская инженерная школа» рассчитан на 20 лет, т.е. содержит долгосрочные мероприятия по решению проблем и развития региональной экономики. В ноябре 2017 года в Екатеринбурге прошёл IV Национальный чемпионат WorldSkills Hi-tech-2017 и в рамках этой деловой программы члены губернаторского совета дали высокую оценку промежуточным итогам реализации данного проекта.

По мнению специалистов и экспертов проект «Уральская инженерная школа» является уникальным для России, а его опыт перенимают другие регионы. Кроме того, данный проект разработан для целенаправленной подготовки необходимых экономике региона кадров для новой индустриализации, где подготовка специалистов происходит не только в сфере профессионального образования, а начинается со школьной скамьи и ориентирована на плодотворное и эффективное сотрудничество всех уровней образовательной системы с промышленными предприятиями.

Согласно задачам и целям федеральной целевой программы, профессиональное образование в России должно стать конкурентоспособным на мировом уровне, в том числе за счёт повышения качества подготовки кадрового потенциала. Необходимые качества профессиональных компетенций специалистов (новые требования к их компетенциям) возможно получить при условии адресной подготовки кадров, где заказ формирует бизнес.

Кроме сфера профессионального образования, востребованные профессиональные компетенции формируют программы дополнительного профессионального образования. Сфера дополнительного профессионального образования имеет важное значение, поскольку в ней процесс обучения является в определённом смысле краткосрочным и целенаправленным (можно сказать сосредоточенным) на формирование конкретных компетенций и качеств действующего специалиста, востребованных в очень краткосрочном периоде. Иными словами, на производственной сфере в современных динамично изменяющихся экономических условиях, достаточно часто возникает потребность (особенно среди менеджеров, управленцев и т.п.) в получении каких-либо новых компетенций, помогающих им повысить эффективность управления. Кроме того, дополнительное профессиональное обучение позволяет уже состоявшимся специалистам расширить имеющиеся квалификации и профессиональную культуру, что повышает их мобильность на региональном рынке труда.

Введение профессиональных стандартов является ещё одним требованием к компетенциям и профессиональной культуре специалиста. В ФЗ №236-ФЗ [11] закреплено использование профессиональных стандартов, где в статью 195-1 вносятся изменения: разъясняется квалификация работника, приводится понятие профессионального стандарта. Положения профессиональных стандартов согласно Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании» должны учитываться при формировании ФГОС профессионального образования (в статье 11 ч.7), в том числе при проведении квалификационных экзаменов в сфере профессий рабочих и должностей служащих (статья 74, ч.3), при разработке дополнительных профессиональных программ (статья 76, ч.9), при проведении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (статья 96, ч.4).

Новым фактором, оказывающим существенное влияние на формирование компетенций и профессиональной культуры будущих специалистов региона, является цифровизация общественных отношений [12]. В рамках действующего национального проекта [13] осуществляется комплекс мероприятий, направленный на формирование у будущих специалистов компетенций, позволяющих свободно осуществлять трудовые функции в условиях постоянно обновляющихся цифровых технологий. Так, в настоящее время уже сформировано представление о формирующих профессиональную культуру компетенциях цифровой экономики специалиста; активно ведется работа по созданию профилей данных компетенций; запущены пилотные проекты по реализации университетами цифровых образовательных программ («цифровой университет») [14]. Пример последнего реализуется на территории Свердловской области Уральским федеральным университетом им. Б.Н. Ельцина. Осуществление данного рода пилотных проектов университетами, находящимися в регионах, является необходимым условием формирования разноаспектной модели профессиональных компетенций, учитывающей сложившиеся в рамках конкретной территории социально-экономические условия, требования региональных бизнес-сообществ и рынка труда.

С целью успешного внедрения современных информационных технологий в процесс подготовки будущих специалистов в рамках национального проекта предусмотрены мероприятия по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов требованиям цифровизации, реализацию которых планируется завершить к 2024 году. Достижению большей эффективности запланированных процессов будет способствовать корректировка плана реализации мероприятий с учетом двух системообразующих, взаимосвязанных между собой и неучтенных в настоящее время моментов:

  1. актуализацию образовательных стандартов и профессиональных стандартов необходимо осуществлять во взаимосвязи, а не абстрагировано друг от друга; это позволит повысить практикоориентированность образовательных программ;
  2. при формировании проектов актуализации образовательных стандартов и профессиональных стандартов необходимо предусмотреть блок вопросов, разрабатываемых с учетом специфики регионального развития. Только в этом случае становится возможным формирование актуальных, отвечающих современным реалиям конкретной территории компетенций востребованных специалистов, которые являются основой профессиональной культуры специалиста будущего.

 

Выводы

Результаты поставленных исследовательских вопросов позволяют сформулировать следующие выводы:

  1. В России и её регионах выявлена проблема нехватки кадров во многих отраслях хозяйственной деятельности, особенно инновационных, имеющая как общий характер, так и индивидуальные особенности в результате сохраняющейся дифференциации социально-экономического развития территорий, о чём свидетельствуют нормативные и законодательные документы. Данную проблему следует решать на федеральном и региональном уровне, с обязательным учётом существующих новых требований к профессиональной культуре и профессиональным компетенциям специалистов, рабочих кадров и служащих.
  2. Происходящие мировые процессы трансформируют требования к профессиональной культуре и профессиональным компетенциям современного специалиста. Специалист должен обладать компетенциями, достаточно мобильными, поскольку динамичными являются изменения в современной экономике в условиях глобализации и научно-технического прогресса.
  3. Кадровая проблема решается на разных уровнях, о чём свидетельствуют законодательные и нормативные документы, исследования отечественных и зарубежных учёных. Решение выявленной проблемы возможно с учётом новых требований к профессиональным компетенциям, зависящих от внешних и от внутренних факторов развития социально-экономической системы регионов, где основными внутренними факторами остаются история, культура и традиции регионов.
  4. Новыми требованиями к профессиональным компетенциям и профессиональной культуре современных специалистов являются введение профессиональных стандартов, квалификационных экзаменов, профессионально-общественной аккредитации, направленных на выявление соответствия приобретаемых при получении профессионального образования и/или освоения дополнительных программ профессионального образования профессиональных знаний, умений и навыков специалиста – его профессиональных компетенций.

 

Заключение

Исходя из проведенного исследования, целесообразно отметить необходимость актуализации требований к формированию профессиональных компетенций и профессиональной культуры специалиста будущего, опираясь на особенности регионального развития территорий, процессов глобализации экономики и цифровизации общественных отношений. Следует сказать, что в России многое делается федеральными и региональными органами власти на законодательном и нормативном уровне для совершенствования качества подготовки будущих специалистов с востребованными профессиональными компетенциями, повышения их мобильности и соответствия новым требованиям рынка труда (регионального и мирового). Но практика показывает, что принимаемые меры не являются достаточными и особое внимание со стороны Правительства РФ следует уделять контролю исполнения мероприятий, содержащихся в реализуемых программах по подготовке кадров, развитию системы профессионального образования, цифровизации общественных отношений и других важных для развития экономики страны документов.

 

Список литературы:

  1. Ermolaev, K.N. Reforming the Institutional Environment as a Priority for Creating the Digital Economy in Russia / K.N. Ermolaev, Y.V. Matveev, O.V. Trubetskaya, I.A. Lunin, A.V. Snarskaya // Advances in Intelligent Systems and Computing. — 2020. — Vol. 908. — P. 119-128.
  2. Violin, S.I. Typologization of regions as a basis for implementation of differentiated state regional policy / S.I. Violin // Regional economy and management: electronic scientific journal. – 2018. — № 2(54).
  3. Davankov, A.Y. Scientific and methodological bases of research of spatial social-ecological-economic systems / A.Y. Davankov, A.V. Kocherov // Journal of Chelyabinsk State University. — 2016. — № 14(396). — P. 15.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997-2020.– URL: http://www.consultant.ru/.
  5. Mitrofanova, E.A. Potential of the Education System in Russia in Training Staff for the Digital Economyб / E.A. Mitrofanova, M.V. Simonova, V.V. Tarasenko // Advances in Intelligent Systems and Computing. — 2020. — Vol. 908. — P. 463-472.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 8.10.2014 г. №-1987-р (ред. от 23.04.2019) «Об учреждении союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «ВорлдСкиллс Россия» [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997-2020.– URL: http://www.consultant.ru/.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. N 349-р «Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997-2020.– URL: http://www.consultant.ru/.
  8. Goldstein, H. The Economic Development Impacts of Universities on Regions: Do Size and Distance Matter? / Goldstein, J. Drucker // Economic Development Quarterly. — 2006. — Vol. 20, № 1. — P. 22–43.
  9. Силин, Я.П. Перед вызовами третьей волны индустриализации: страна, регион / Я.П. Силин, Е.Г. Анимица, Н.В. Новикова // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2016. — № 3(65). — С. 15.
  10. Шарыгин, M.Д. Уральский регион: границы и каркас пространственного развития / M.Д. Шарыгин // Географический вестник. — 2016. — № 4 (39). — С. 21–28.
  11. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения» [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997-2020.– URL: http://www.consultant.ru/.
  12. Guryanova, A.V. Human Transformation under an Influence of the Digital Economy Development /V. Guryanova, S.V. Krasnov, V.A. Frolov // Advances in Intelligent Systems and Computing. — 2020. — Vol. 908. — P. 140-149.
  13. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997-2020.– URL: http://www.consultant.ru/.
  14. Deltsova, N.V. Open Educational Resources in the Digital Economy: Legal Regulatory Framework for Free Software License /V. Deltsova // Advances in Intelligent Systems and Computing. — 2020. — Vol. 908. — P. 473-480.

 

References:

  1. Ermolaev, K.N. Reforming the Institutional Environment as a Priority for Creating the Digital Economy in Russia / K.N. Ermolaev, Y.V. Matveev, O.V. Trubetskaya, I.A. Lunin, A.V. Snarskaya // Advances in Intelligent Systems and Computing. — 2020. — Vol. 908. — P. 119-128.
  2. Violin, S.I. Typologization of regions as a basis for implementation of differentiated state regional policy / S.I. Violin // Regional economy and management: electronic scientific journal. – 2018. — № 2(54).
  3. Davankov, A.Y. Scientific and methodological bases of research of spatial social-ecological-economic systems / A.Y. Davankov, A.V. Kocherov // Journal of Chelyabinsk State University. — 2016. — № 14(396). — P. 15.
  4. Federal law of 29.12.2012 N 273-FZ (ed. of 31.07.2020) «On education in the Russian Federation» [Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii] / Consultant-plus. –– 1997-2020.– URL: http://www.consultant.ru/.
  5. Mitrofanova, E.A. Potential of the Education System in Russia in Training Staff for the Digital Economyб / E.A. Mitrofanova, M.V. Simonova, V.V. Tarasenko // Advances in Intelligent Systems and Computing. — 2020. — Vol. 908. — P. 463-472.
  6. Order of the Government of the Russian Federation No.-1987-R of 8.10.2014 (ed. of 23.04.2019) «On the establishment of the Union «Agency for the development of professional communities and workers» WorldSkills Russia » [Agentstvo razvitiya professional’nykh soobshchestv i rabochikh kadrov «VorldSkills Rossiya] / Consultant-plus. – 1997-2020.– URL: http://www.consultant.ru/.
  7. Order of the Government of the Russian Federation of March 3, 2015 N 349-R «on approval of a set of measures and target indicators and indicators of a set of measures aimed at improving the system of secondary vocational education for 2015-2020» [Ob utverzhdenii kompleksa mer i tselevykh indikatorov i pokazateley kompleksa mer, napravlennykh na sovershenstvovaniye sistemy srednego professional’nogo obrazovaniya, na 2015-2020 gody] / Consultant-plus. – 1997-2020.– URL: http://www.consultant.ru/.
  8. Goldstein, H. The Economic Development Impacts of Universities on Regions: Do Size and Distance Matter? / Goldstein, J. Drucker // Economic Development Quarterly. — 2006. — Vol. 20, № 1. — P. 22–43.
  9. Silin, Ya. P. Before the challenges of the third wave of industrialization: country, region [Pered vyzovami tret’yey volny industrializatsii: strana, region]/ Ya. P. Silin, E. G. Animitsa, N. V. Novikova // Proceedings of the Ural state University of Economics. – 2016. — № 3(65). — P. 15.
  10. Sharygin, M. D. Ural region: borders and framework of spatial development [Ural’skiy region: granitsy i karkas prostranstvennogo razvitiya]/ M. D. Sharygin / / Geographical Bulletin. — 2016. — № 4 (39). — Pp. 21-28.
  11. Federal law No. 236-FZ of December 3, 2012 (ed. from 02.05.2015)» on amendments to the labor code of the Russian Federation in terms of the legislative definition of the concept of professional standard, the procedure for its development and approval » [O vnesenii izmeneniy v trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii v chasti zakonodatel’nogo opredeleniya ponyatiya professional’nogo standarta, poryadka yego razrabotki i utverzhdeniya] / Consultant-plus. – 1997-2020.– URL: http://www.consultant.ru/.
  12. Guryanova, A.V. Human Transformation under an Influence of the Digital Economy Development /V. Guryanova, S.V. Krasnov, V.A. Frolov // Advances in Intelligent Systems and Computing. — 2020. — Vol. 908. — P. 140-149.
  13. Passport of the national project «national program» Digital economy of the Russian Federation «(approved by the Presidium of the presidential Council for strategic development and national projects, Protocol of 04.06.2019 N 7) [Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii] / Consultant-plus. – 1997-2020.– URL: http://www.consultant.ru/.
  14. Deltsova, N.V. Open Educational Resources in the Digital Economy: Legal Regulatory Framework for Free Software License /V. Deltsova // Advances in Intelligent Systems and Computing. — 2020. — Vol. 908. — P. 473-480.