Главная страница » Публикации » №3 (63) » Разработка инструментария прогнозирования влияния межгосударственных конфронтаций и невоенных методов силового давления на производственные и транспортно-логистические процессы

Разработка инструментария прогнозирования влияния межгосударственных конфронтаций и невоенных методов силового давления на производственные и транспортно-логистические процессы

Development of tools for predicting the impact of interstate confrontations and non-military methods of force pressure on production and transport and logistics processes

Авторы

Жуков Александр Олегович
доктор технических наук профессор, заместитель директора
Россия, ФГБНУ «Аналитический центр»
aozhukov@mail.ru
Пестун Ульян Анатольевич
кандидат экономических наук, старший преподаватель
Россия, ФГБНУ «Аналитический центр»
ulun2015@yandex.ru
Гладких Наталья Владиславовна
Начальник управления
Россия, АО «ОКБ МЭИ»
5565055@mail.ru

Аннотация

В статье разработан инструментарий анализа зависимостей и обратных связей влияния межгосударственных конфронтаций и невоенных методов силового давления на производственные и транспортно-логистические процессы. Научная новизна инструментария заключается в рассмотрении динамики развития рассматриваемых производственных и транспортно-логистических систем через влияние текущих состояний на приращение параметров процессов за выбранный период времени.

Ключевые слова

Инструментарий, межгосударственная конфронтация, невоенные методы силового давления, пространственные производственные и транспортно-логистические системы, программный комплекс.

Финансирование

Статья подготовлена на основе научных исследований, выполненных при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант №18-00-01125, 18-00-01126 K).

Рекомендуемая ссылка

Жуков Александр Олегович , Пестун Ульян Анатольевич , Гладких Наталья Владиславовна

Разработка инструментария прогнозирования влияния межгосударственных конфронтаций и невоенных методов силового давления на производственные и транспортно-логистические процессы// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (63). Номер статьи: 6307. Дата публикации: 07.08.2020. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6307/

Authors

Zhukov Aleksandr Olegovich
Doctor of Technical Sciences Professor, Deputy Director
Russia, FGBNU "Analytical Center"
aozhukov@mail.ru
Pestun Ulyan Anatolyevich
PhD in Economics, Senior Lecturer
Russia, FGBNU "Analytical Center"
ulun2015@yandex.ru
Gladkikh Natalya Vladislavovna
Head of Department
Russia, JSC "OKB MEI"
5565055@mail.ru

Abstract

The article has developed a toolkit for analyzing dependencies and feedbacks of the impact of interstate confrontations and non-military methods of force pressure on production and transport and logistics processes. The novelty of the model lies in considering the dynamics of the development of the considered production and transport and logistics systems through the influence of current states on the increment of process parameters for a selected period of time.

Keywords

Instrumentation, interstate confrontation, non-military methods of force pressure, spatial production and transport and logistics systems, software package.

Project finance

The article was prepared on the basis of scientific research carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (Grant No. 18-00-01125, 18-00-01126 K).

Suggested Citation

Zhukov Aleksandr Olegovich , Pestun Ulyan Anatolyevich , Gladkikh Natalya Vladislavovna

Development of tools for predicting the impact of interstate confrontations and non-military methods of force pressure on production and transport and logistics processes// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (63). Art. #6307. Date issued: 07.08.2020. Available at: https://eee-region.ru/article/6307/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Эффективное обслуживание потребителей, управление и координация работы многочисленных производителей, поставщиков, транспортно-логистических фирм и посредников невозможны без создания логистического обеспечения. При этом текущая геополитическая ситуация обусловливает применяемые к России невоенные методы воздействия, заключающиеся в санкционном давлении, ограничении использования транспортных «верфей», что влияет на логистическое обеспечение государства, значительно увеличивая цену оказания подобного рода услуг.

Под логистическим обеспечением в работе понимается совокупность производственно-логистических мощностей относительно источников сырья и рынков сбыта продукции в заданных условиях, как основы необходимой для построения производственных и транспортно-логистических цепочек [4, 9].

Оценивать эффективность логистического обеспечения предложено посредством использования математического инструментария прогнозирования влияния межгосударственной конфронтации и невоенных методов силового давления на производственные и транспортно-логистические процессы [1, 5].

 

Методическая часть

Формализованное представление анализа зависимостей и обратных связей влияния межгосударственных конфронтаций и невоенных методов силового давления на производственные и транспортно-логистические процессы, предложено через рассмотрение множества трудно сопоставимых между собой параметров, представленных через затраты на их реализацию [3, 7, 8].

Принято, что развитие производственных и транспортно-логистических процессов, характеризуется стоимостными параметрами ; невоенные методы силового воздействия характеризуются стоимостными параметрами . Изменения приращений этих потенциалов можно рассматривать как функции от текущего состояния рассматриваемых систем:

В дальнейшем, для пояснения, рассматривается два вида условных разбиений: «простейшее», подразумевающее низкий уровень детализации, и «углубленное», подразумевающее высокую детализацию.

Возможное углубленное разбиение:

  • — суммарная стоимость параметров производственных и транспортно-логистических процессов;
  • — суммарная стоимость параметров невоенных методов силового воздействия;
  • — разбиение, включающее все параметры производственных и транспортно-логистических процессов;
  • — разбиение, включающее все параметры невоенных методов силового воздействия.

При этом:

  • — параметры производственных и транспортно-логистических процессов; соответствующие затраты  на их реализацию.
  • — параметры невоенных методов силового воздействия с соответствующими затратами .

В этом случае уравнения приращений примут вид:

Необходимо отметить, что чрезмерная детализация может усложнять восприятие и анализ из-за излишне большого количества учитываемых, но не принципиальных связей. Поэтому необходимо выбирать уровень детализации в соответствии с существующими возможностями, по наличию достаточной информации и средств анализа. При этом основой для определения уровня детализации являются статистические данные и экспертные оценки. Дальнейшее рассмотрение траекторий развития и проведение их анализа принято посредством интегрирования получаемых уравнений [1, 2].

Очевидно, что анализировать и работать с приведенной системой наиболее удобно посредством использования аддитивной свертки характеристик развития. При этом динамика процесса определяется через влияние текущих состояний каждой выбранной группы на приращение полученной в результате совместной деятельности групп за выбранный период времени (обычной год) [6, 7].

 

Практическая часть

В качества примера программной реализации приведённого достаточно формального описания математического инструментария разработан программный комплекс, позволяющий оценить влияние невоенных методов силового давления на производственные и транспортно-логистические процессы (рисунок 1).

 

Пример оценки влияния невоенных методов силового давления на производственные и транспортно-логистические процессы

Рисунок 1 – Пример оценки влияния невоенных методов силового давления на производственные и транспортно-логистические процессы

 

Разработанный программный продукт позволяет проводить оперативный анализ складывающейся ситуации и формировать предложения по недопущению срыва логистического обеспечения.

Отличительной особенностью предложенного инструментария и программного комплекса является использование ограниченных исходных данных. При этом состав параметров, характеризующий текущую ситуацию, строго не фиксирован и может быть скорректирован для учета наиболее важных.

 

Заключение

Таким образом, в статье предложено описание инструментария анализа зависимостей и обратных связей влияния межгосударственных конфронтаций и невоенных методов силового давления на производственные и транспортно-логистические процессы. Формализованное описание инструментария, предложено в виде системы дифференциальных уравнений. Научная новизна инструментария заключается в рассмотрении динамики развития рассматриваемых пространственных производственных и транспортно-логистических систем через влияние текущих состояний на приращение параметров процессов за выбранный период времени.

Также в рамках статьи предложена программная реализация описанного инструментария, позволяющая использовать его для прогнозирования и оценивания влияния межгосударственных конфронтаций и невоенных методов силового давления на производственные и транспортно-логистические процессы.

 

Литература

  1. Гуд Г., Маккол Р. Системотехника: введение в проектирование больших систем. – М.: Советское радио, 1962. – 383 с.
  2. Долгов А.П. Материальные запасы и логистические процессы в макроэкономических процессах. Монография. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 240 с.
  3. Лукинский В.С. Модели и методы теории логистики СПб.: Питер, 2003. – 176 с.
  4. Миротин Л.Б., Левин Б. А. Инновационные процессы логистического менеджмента в интеллектуальных транспортных системах. Том. 4. Наиболее крупные инновационные разработки конкретных задач в области логистического менеджмента в 4-х томах. – М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2015. – 499 с.
  5. Пестун У.А., Жуков А.О. Управление социальной и экономической системами в условиях требуемого уровня обороноспособности. Монография. – М.: ФГБУН «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2017. – 144 с.
  6. Прокофьева Т.А., Лопаткин О. М. Логистика транспортно-распределительных систем: региональный аспект. Под общ. ред. Прокофьевой Т.А. – М.: Консульт, 2003. – 400 с.
  7. Жуков А.О., Пестун У.А. К вопросу моделирования государственного вмешательства в логистическое обеспечение в условиях использования невоенных методов силового давления. Управление экономическими системами: (электронный научный журнал). Том 127, № 9., 2019
  8. Жуков О.А., Пестун У.А., Бондарева М.К., Гладышев А.И., Исаев В.Н. Постановка задачи оценки и прогнозирования эффективности производственных и транспортно-логистических цепочек в условиях межгосударственной конфронтации с использованием невоенных методов силового давления // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек и общество», вып. 1/2020
  9. Жуков А.О., Гладких Н.В., Гладышев А.И., Давидович Ю.А., Исаев В.Н., КамоловС.Г., Маслёнкин Е.В., Пестун У.А., Херувимова С.С., Шахов Н.И. Логистическое обеспечение в условиях применения невоенных методов воздействия. Монография. – М.: ФГБУН «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2019. – 52 с.

 

Literature

  1. Gud G., Makkol R. Systems Engineering: An Introduction to Large Systems Design [Sistemotekhnika: vvedeniye v proyektirovaniye bol’shikh sistem]. — M .: Soviet radio, 1962 .— 383 p.
  2. Dolgov A.P. Material reserves and logistic processes in macroeconomic processes [Material’nyye zapasy i logisticheskiye protsessy v makroekonomicheskikh protsessakh]. Monograph. SPb .: Publishing house of SPbGUEF, 2005 .— 240 p.
  3. Lukinskiy V. S. Models and methods of the theory of logistics [Modeli i metody teorii logistiki], SPb .: Peter, 2003. — 176 p.
  4. Mirotin L. B., Levin B. A. Innovative processes of logistics management in intelligent transport systems [Innovatsionnyye protsessy logisticheskogo menedzhmenta v intellektual’nykh transportnykh sistemakh]. Tom. 4. The largest innovative development of specific tasks in the field of logistics management in 4 volumes. — M .: Educational and methodological center for education in railway transport, 2015. — 499 p.
  5. Pestun U.A., Zhukov A.O. Management of social and economic systems in the conditions of the required level of defense capability [Upravleniye sotsial’noy i ekonomicheskoy sistemami v usloviyakh trebuyemogo urovnya oboronosposobnosti]. Monograph. — M .: FGBUN «Analytical Center» of the Ministry of Education and Science of Russia, 2017. — 144 p.
  6. Prokof’yeva T. A., Lopatkin O. M. Logistics of transport and distribution systems: regional aspect [Logistika transportno-raspredelitel’nykh sistem: regional’nyy aspekt]. Under total. ed. Prokofieva T.A. — M .: Consult, 2003 .— 400 p.
  7. Zhukov A.O., Pestun U.A. On the issue of modeling government intervention in logistics in the context of using non-military methods of force pressure [K voprosu modelirovaniya gosudarstvennogo vmeshatel’stva v logisticheskoye obespecheniye v usloviyakh ispol’zovaniya nevoyennykh metodov silovogo davleniya]. Management of economic systems: (electronic scientific journal). Volume 127, No. 9., 2019
  8. Zhukov O.A., Pestun U.A., Bondareva M.K., Gladyshev A.I., Isayev V.N. Formulation of the problem of assessing and predicting the efficiency of production and transport and logistics chains in conditions of interstate confrontation using non-military methods of force pressure [Postanovka zadachi otsenki i prognozirovaniya effektivnosti proizvodstvennykh i transportno-logisticheskikh tsepochek v usloviyakh mezhgosudarstvennoy konfrontatsii s ispol’zovaniyem nevoyennykh metodov silovogo davleniya]// Bulletin of the Russian New University. Series «Man and Society», vol. 1/2020
  9. Zhukov A.O., Gladkikh N.V., Gladyshev A.I., Davidovich YU.A., Isayev V.N., KamolovS.G., Maslonkin Ye.V., Pestun U.A., Kheruvimova S.S., Shakhov N.I. Logistic support in the context of the use of non-military methods of influence [Logisticheskoye obespecheniye v usloviyakh primeneniya nevoyennykh metodov vozdeystviya]. Monograph. — M .: FGBUN «Analytical Center» of the Ministry of Education and Science of Russia, 2019. — 52 p.

Еще в рубриках

Экономика промышленности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *