Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (63), 2020

Влияние цифровых сервисов на реализацию экстерриториального принципа предоставления пенсионных услуг

The impact of digital services on the implementation of extraterritorial the principle of providing pension services

Авторы


кандидат экономических наук, заместитель начальника управления
Россия, Пенсионный фонд России в Ачхой-Мартановском районе Чеченской республики
maga_muzaev@mail.ru


доктор экономических наук, профессор
Россия, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
denis8663@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены методологические подходы к переходу к экстерриториальности предоставления социальных услуг и влияние цифровых инициатив на обеспечение доступности и эффективности пенсионного обеспечения.
На основе сравнительного анализа принципов и методов предоставления социальных услуг, достоинств и недостатков опыта внедрения типовых цифровых платформ обоснованы возможности реализации элементов в сфере пенсионного обеспечения, позволяющих обеспечить персональную и оперативную связь поставщиков и потребителей пенсионных услуг без привязки к территориальному аспекту.
Для перехода к экстерриториальному формату предоставления услуг в сфере пенсионирования необходимо использование искусственного интеллекта, позволяющего создать необходимые условия для разработки и внедрения современных технологий; создать условия для повышения доходов и качества жизни населения; изменить структуру и качество пенсионных услуг.
Результаты исследования могут быть внедрены в практику государственной и негосударственной системы предоставления пенсионных услуг как в традиционном формате, так и в постпандемийный период.

Ключевые слова

Пенсионный фонд, социальные услуги, цифровизация, цифровые технологии, персонализация услуг, экстерриториальный формат.

Рекомендуемая ссылка
Музаев Магомед Зияутдинович , Денисова Ирина Петровна
Влияние цифровых сервисов на реализацию экстерриториального принципа предоставления пенсионных услуг// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (63). Номер статьи: 6306. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6306/
Authors

Muzayev Magomed Ziyautdinovich
PHD, Deputy Head of Department
Russia, Pension Fund of Russia in Achkhoi-Martanovsky district of the Chechen Republic
maga_muzaev@mail.ru

Denisova Irina Petrovna
Doctor of Economics, Professor
Russia, Rostov State Economic University
denis8663@mail.ru

Abstract

The article considers methodological approaches to the transition to the extraterritoriality of providing social services and the impact of digital initiatives on ensuring the availability and efficiency of pension provision.
Based on a comparative analysis of the principles and methods of providing social services, the advantages and disadvantages of the experience of implementing standard digital platforms, the authors substantiate the possibility of implementing elements in the field of pension provision that allow for personal and operational communication of providers and consumers of pension services without reference to the territorial aspect.
To move to an extraterritorial format for providing pension services, it is necessary to use artificial intelligence to create the necessary conditions for the development and implementation of modern technologies; to create conditions for increasing the income and quality of life of the population; to change the structure and quality of pension services.
The results of the research can be implemented in the practice of state and non-state systems of providing pension services both in the traditional format and in the post-pandemic period.

Keywords

Pension Fund, social services, digitalization, digital technologies, personalization of services, extraterritorial format.

Suggested Citation
Muzayev Magomed Ziyautdinovich , Denisova Irina Petrovna
The impact of digital services on the implementation of extraterritorial the principle of providing pension services. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (63). Art. #6306. Date issued: 2020-08-06. Available at: https://eee-region.ru/article/6306/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Инициативы правительства направлены на модернизации принципов предоставления социальных услуг, закрепленных в  Федеральном законе № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»,  их переводу в электронный, проактивный и экстерриториальный вид [1].

«Экстерриториальность» предоставления услуг предполагает возможность их получения независимо от местожительства и пребывания субъекта, что позволяет запустить действие услуги до фактического обращения заявителя. Драйвером принципа экстерриториальности на уровне пенсионного обеспечения являются цифровые сервисы, позволяющие дистанционно обслуживать граждан без визита в ПФР. Данный подход обеспечивает межведомственное и межтерриториальное взаимодействие, способствует минимизации издержек по запросу и оформлению документов.

Достижение основных информационно-инфраструктурных индикаторов в области цифровизации [2] является гарантом обеспечения доступа к социальным услугам, способствует повышению благосостояния и качества жизни российских граждан. [3].

Мировой опыт показывает, что перспективными в сфере пенсионного обеспечения: «Big Data и анализ данных; Мобильные технологии; Искусственный интеллект; Роботизация; Биометрия; Распределенные реестры; Облачные технологии» [3].

Авторами данного исследования выдвигается предположение о том, что для современной Пенсионной системы России искусственный интеллект и новые возможности обработки больших данных не только повышает доступность, эффективность и безопасность пенсионных услуг, способствуют, оптимизации издержек, повышению их  качественных характеристик, скорости и безопасности  услуг, но  кардинально меняют основополагающие принципы современной пенсионной политики, форматы предоставления услуг, способствует обеспечению социального равенства жителей различных регионов, трансформируют финансовую систему предоставления социальных гарантий.

 

Результаты исследований

Инновационные драйверы развития экономики трансформируют механизмы финансового обеспечения правовых и социальных гарантий государства, которые приобретают закрепленную правовую основу (нормативную) субъектно-представленной системой социальной защиты.[4].

Реформа отечественной системы социального обеспечения была направлена на устранение недостатков уравнительно-патерналистской системы — отсутствие дифференциации и категориального подхода к определению размера финансовой защиты, монетизации социальной поддержки, на обеспечение адресности, социальной и бюджетной эффективности услуг.

Признаки основных видов социальных услуг, в первую очередь пенсии: алиментарный характер, фондовый характер, воздмездность [5], гарантированность, наличие социального риска [6,7] актуальны и не утратили своего значения, однако требуется их корректировка с позиции как  новых источников финансирования, так и цифровых форматов системы пенсионирования. Независимо от региональных и страновых отличий охраняются основные традиционные подходы предоставления социальных услуг: заявительность, предусматривающая обращение граждан в государственные органы и категориально –группировка граждан по категориям нуждаемости. [8]

Зарубежный опыт предоставления социальных услуг базируется на двух основных принципах:

  • универсализм, предполагающий всеобщность и отсутствие дифференциации социальных рисков и доходов домохозяйств;
  • целеполагание (social targeting), предполагающий оценку и учет установленные законом социальные показатели.

В отечественной практике реализация принципа «адресности» основана на заявительном подходе, документарной доказательности уровня дохода и степени нуждаемости на основе территориальных социально-экономических показателей.

В условиях миграции рабочей силы, «адресность» утратила привязку к территории,  подтвержденную пропиской. Например, при рождении третьего ребенка семья получает статус многодетной, но никаких особых федеральных доплат не получает (кроме стандартных, положенных за рождение ребенка), региональные же выплаты разнятся: в Волгоградской области- 70 тысяч рублей, в Краснодарском крае 110 тысяч рублей. Подтверждением права выплат является прописка, что может не соответствовать фактическому проживанию.

Наибольшую нагрузку по выплате социальных пособий, пенсий субсидий и разных льгот несут на себе региональные внебюджетные фонды.
Во многих регионах страны доходы местных бюджетов и фондов значительно ниже, чем сумма, которая ежегодно тратится на социальные выплаты для населения. Как раз, чтобы покрыть эти расходы, в регионы и направляются трансферты из федерального бюджета.

Например, в Чеченской республике на соцподдержку ушло 69,9 млрд рублей. В Дагестане расходы на соцподдержку превысили доходы региона в 2,8 раза. [9]. Различия в пособиях  существуют в рамках регионально близких Федеральных округов.

 

Таблица 1 — Пособия на детей в Южном и Северо-Кавказском Федеральных Округах (на 2020 г)  [10]

Регион Выплата на ребенка от 3 до 7 лет (руб.) — 50% от регионального прожиточного минимума на детей во 2 кв. 2019 Прожиточный минимум на ребенка в регионе во 2 кв. 2019 (руб.)
Вологодская область 5585,50 11171
Астраханская область 5628,0 11256
Ростовская область 5549,50 11099
Кабардино-Балкарская Республика 6853,50 13707
Карачаево-Черкесская Республика 5201,00 10402
Краснодарский край 5319,50 10639
Республика Дагестан 5059,50 10119
Республика Ингушетия 5123,00 10246
Республика Калмыкия 5105,50 10211
Республика Северная Осетия — Алания 5043,50 10087
Ставропольский край 4921,50 9843
Чеченская Республика 5405,50 10811

Цифровые способы обработки данных позволяют отойти от заявительно-документарных проводников социальных услуг с учетом особенностей финансового положения регионов и перейти к экстерриториальному формату удовлетворения социальных потребностей.

Искусственный интеллект пенсионной системы развивается по двум направлениям: это обработка обращений граждан в виде чат-бота и вторая тема — это оценка пенсионных прав и выбор наиболее оптимального варианта начисления пенсии. Данные направления и соответствующие им механизмы позволяют формировать цифровой профиль гражданина и обеспечивать принцип «экстерриториальности» предоставления социальной услуги. Аналитика больших данных способствует формированию таких социально-финансовых инструментов, как: социальные карты, карты социального партнерства и способствовать преобразованию и миграции персональных данных в мобильные устройства.

Законодательство в области предоставления государственных в том числе пенсионных услуг закрепляет принципы их получения в условиях перевода в дистанционный формат: проактивность и экстерриториальность [1].

 

Таблица 2 – Принципы предоставления пенсионных услуг в условиях дистанционно-цифрового формата

Наименование принципа Содержание
Экстерриториальность возможность получения пенсионных услуг во всех отделениях ПФ РФ, независимо от места жительства.
Проактивность государственные социальные услуги начинают оказываться человеку просто по факту получения им права на них, автоматически, без отдельных заявлений
информированность граждан о полагающихся услугах на основании сведений в государственных реестрах и информационных системах

 

Примером реализации новых форматов являются такие сервисы, как оформление материнского капитала, единовременные выплаты семьям с детьми. Для получения услуги «материнский капитал» родителям не нужно подавать заявление в Пенсионный фонд, так как он назначается автоматически, на основании данных государственных систем регистрации состава семьи (ЗАГС).

Пенсионный фонд оформляет услугу самостоятельно с использованием данных, поступающих из реестра ЗАГС, и направляет уведомление в личный кабинет родителя на сайте ПФР или портале Госуслуг. За три месяца 2020 года территориальные органы Пенсионного фонда оформили более 230 тысяч сертификатов без заявления родителей. По данным Росстата на новые выплаты от государства претендуют 27,4 млн детей. В ведомстве посчитали, что 39,73% или 9,6 млн — это дети дошкольного возраста, значительную часть из этих средств получат многодетные семьи, которых в стране насчитывается около 1,25 млн. [11]

На эти цели из бюджета Пенсионного фонда дополнительно предусмотрено выплатить 111,9 миллиарда рублей в 2020 году, 193,6 миллиарда в 2021 году, 282,7 миллиарда в 2022 году. Расходы на выплату материнского капитала увеличиваются в 2020 году до 428,09 миллиарда, в 2021 году — до 522,07 миллиарда, в 2022 году — до 582,12 миллиарда рублей.

Единовременной выплаты семьям с детьми в условиях пандемии, вызванной COVID-19, и постпандемийных мероприятий в размере 10 тыс. руб. для детей до 16 лет, осуществляются без подачи заявления и документов, если граждане являются получателями социальных пособий на детей или получали единовременную выплату.

В соответствии с Указом Президента РФ № 249 от 7 апреля 2020 года (в редакции Указа №317 от 11.05.2020) органами ПФР осуществлены ежемесячные выплаты с апреля по июнь по 5 тыс. рублей на детей до трёх лет и единовременные выплаты с 1 июня на детей от 3 до 16 лет в размере 10 тыс. рублей.

На сегодняшний день отделением ПФР по Ростовской области профинансированы выплаты 492,2 тыс. семей на 660 тыс. детей на общую сумму 7 млрд рублей. Регистрация осуществляется через портал госуслуг, в клиентской службе Пенсионного фонда или офисах МФЦ. [12]

Искусственный интеллект дает неограниченные возможности для свободной социализации, фактором «цифровой интеллектуализации» пенсионных услуг становится развитие телекоммуникационного рынка и негосударственной инфраструктуры пенсионной системы. Анализ практики использования цифровых сервисов позволил определить факторы, тормозящие развитие новых механизмов пенсионного обеспечения:

  • скорость получения информации, инертность информированности получателей услуг;
  • материальные и инфраструктурные трудности, диктуемые скоростью обновления условий приема данных;
  • отставание социо-культурных условий предоставления услуг  [13];
  • несогласованность формата  цифровых данных и отчетных документов [14].

Цифровые технологии способствуют консолидации социальных институтов, поставщиков и потребителей социальных услуг. Данная интеграция  снижает затраты на обеспечение мер социальной поддержки, но увеличивает риски открытости и потери конфиденциальности информации, что требует использования современных инструментов криптозащиты, блокчейна,  безопасных мобильных платформ и т. п.

 

Заключение

Предоставление социальных услуг в условиях реализации цифровых сервисов имеет ряд существенных преимуществ:

  • потребители социальных услуг не зависят от специалистов, осуществляющих прием документов, что обеспечивает удобство и дополнительную конфиденциальность информации;
  • экономия денежных средств в случае платного оформления заявок:
  • экономия времени.

Более того, искусственный интеллект может быстро адаптироваться к изменениям в пенсионном законодательстве и более эффективно будет применять его на практике.

Переход на новый электронный формат предоставления пенсионных услуг возможен в условиях формирования новых компонентов цифровой экосистемы Пенсионного Фонда, которым можно отнести: облачную платформу предоставления гарантировано-социальных услуг, реестр информационных взаимодействий. Предоставление услуг в данном случае осуществляется на индивидуальном подход и позволяет автоматически определять варианты предоставления государственной услуги и встраивать их в электронные социальные карты и электронный социальный паспорт граждан. Экстерриториальный подход предполагает использование данных инструментов пенсионного обеспечения вне зависимости от местонахождения граждан, что способствует повышению занятости и мобильности рабочей силы.

 

Список литературы

 

  1. Официальный Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/news/novyy_princip_predostavleniya_gosuslug_elektronnyy_vid_proaktivnost_i_eksterritorialnost.html  (дата обращения: 28.07.2020г)
  2. Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28 июля 2017 г. № 1632-р – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://static.government.ru (дата обращения: 28.07.2020г)
  3. Основные направления развития финансовых технологий на период 2018 – 2020 годов — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.cbr.ru/ (дата обращения: 28.07.2020г)
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ Ст.39
  5. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР.Учебник-2-е изд,с изм и доп.-М.:Юрид.лит.,1980.-312с.
  6. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. Учебное пособие для вузов. Москва, издательство Книжный Мир, 2001 г, 179 с.
  7. Бабич А.М., Егоров Е.Н. Жильцов Е.Н. Социальное страхование в России и за рубежом [Текст] : учеб. пособие; Рос. акад. гос. службы при президенте РФ. — Москва : Изд-во РАГС, 1998. — 205 с
  8. Социальная поддержка населения в зарубежных странах Социальный бюллетень июнь 2016. Аналитический центр при правительстве РФ. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:  https://ac.gov.ru/files/publication/a/9503.pdf  (дата обращения: 30.07.2020г)
  9. Быркова Е.·Инфографика·19.06.2019Льготы в России: в каких регионах уходит больше всего денег? — ГРОШ: [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://grosh-blog.ru/skolko-deneg-tratyat-na-lgotnikov-v-rossii sravnivaem-regiony/ (дата обращения: 30.07.2020г)
  10. Налоги и учет для малого бизнеса. Современный предприниматель [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://spmag.ru/articles/posobiya-na-detey-v-regionah-v-2020-godu (дата обращения: 30.07.2020г)
  11. Официальный СайтФедеральной службы государственной статистики.- [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.gks.ru/folder/11192(дата обращения: 26.07.2020г)
  12. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2020 г. № 919 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. № 474 Официальный портал Ростовской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.donland.ru/news/9651/ (дата обращения: 30.07.2020г)
  13. Тырышкин В. В. Административные барьеры в сфере предоставления органами внутренних дел государственных услуг населению // Пробелы в российском законодательстве. – 2013. – № 2. – С. 242-244. 9. Цифровая грамотность для экономики будущего. Аналитический центр НАФИ, 2018. – 86 с.
  14. Михайлов С. Н. Перспективная модель государственного управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в условиях ускоряющейся цифровизации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: sef-kursk.ru (дата обращения: 30.07.2020г )

 

References

  1. Official Website of the Ministry of economic development of the Russian Federation- [Ofitsial’nyy Sayt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii]. — Access mode: https://www.economy.gov.ru/material/news/novyy_princip_predostavleniya_gosuslug_elektronnyy_vid_proaktivnost_i_eksterritorialnost.html (accessed: 28.07.2020)
  2. State program «Digital economy of the Russian Federation» dated July 28, 2017 № 1632-R- [Gosudarstvennaya programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii» ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-r]. – Access mode:http://static.government.ru (date accessed: 28.07.2020 g)
  3. Main directions of development of financial technologies for the period 2018-2020 — [Osnovnyye napravleniya razvitiya finansovykh tekhnologiy na period 2018 – 2020 godov]. — Access mode: http: //www.cbr.ru/ (accessed: 28.07.2020)
  4. Constitution of the Russian Federation [Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii] (adopted by popular vote 12.12.1993) (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 N 6-FKZ, from 30.12.2008 N 7-FCL from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 No. 11-FCL) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ Article 39
  5. Andreyev V.S. Right of social security in the USSR [Pravo sotsial’nogo obespecheniya v SSSR].Textbook-2nd ed., with izm and add. — M.: Yurid. lit., 1980. — 312S.
  6. Machul’skaya Ye.Ye., Gorbacheva ZH.A. Right of social security [Pravo sotsial’nogo obespecheniya]. Textbook for universities. Moscow, publishing house Knizhny Mir, 2001, 179 p.
  7. Babich A.M., Yegorov Ye.N. Zhil’tsov Ye.N. Social insurance in Russia and abroad [Sotsial’noye strakhovaniye v Rossii i za rubezhom]: textbook. manual; Russian Academy of state service under the President of the Russian Federation. — Moscow: rags Publishing house, 1998. — 205 p
  8. Social support of the population in foreign countries Social Bulletin June 2016. Analytical center under the government of the Russian Federation [Sotsial’naya podderzhka naseleniya v zarubezhnykh stranakh Sotsial’nyy byulleten’ iyun’ 2016]. — Mode of access: https://ac.gov.ru/files/publication/a/9503.pdf (date accessed: 30.07.2020 g)
  9. Byrkova Ye.·IvInfographics·19.06.2019 Benefits in Russia: in which regions spend the most money? [nfografika·19.06.2019L’goty v Rossii: v kakikh regionakh ukhodit bol’she vsego deneg?]. — GROSH: — Access mode:https://grosh-blog.ru/skolko-deneg-tratyat-na-lgotnikov-v-rossii sravnivaem-regiony/ (accessed: 30.07.2020 g)
  10. Taxes and accounting for small businesses. Modern entrepreneur [Nalogi i uchet dlya malogo biznesa. Sovremennyy predprinimatel’]. — Mode of access: https://spmag.ru/articles/posobiya-na-detey-v-regionah-v-2020-godu (date accessed: 30.07.2020 g)
  11. Official Website of the Federal state statistics service.- [Ofitsial’nyy Sayt Federal’noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki]. — Access mode:https://www.gks.ru/folder/11192(date accessed: 26.07.2020 g)
  12. Resolution of the Government of the Russian Federation of June 25, 2020 No. 919 «on amendments to the resolution of the Government of the Russian Federation of April 9, 2020 No. 474 Official portal of the Rostov region [Postanovleniye Pravitel’stva RF ot 25 iyunya 2020 g. № 919 «O vnesenii izmeneniy v postanovleniye Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 9 aprelya 2020 g. № 474 Ofitsial’nyy portal Rostovskoy oblasti]. — Mode of access: https://www.donland.ru/news/9651/ (accessed: 30.07.2020 g)
  13. Tyryshkin V. V. Administrative barriers in the sphere of providing public services to the population by internal Affairs agencies [Administrativnyye bar’yery v sfere predostavleniya organami vnutrennikh del gosudarstvennykh uslug naseleniyu] // Gaps in Russian legislation, 2013, no. 2, Pp. 242-244. 9. Digital literacy for the economy of the future. Analytical center of NAFI, 2018. — 86 p.
  14. Mikhaylov S. N. Perspective model of public administration at the Federal, regional and municipal levels in the conditions of accelerating digitalization [Perspektivnaya model’ gosudarstvennogo upravleniya na federal’nom, regional’nom i munitsipal’nom urovnyakh v usloviyakh uskoryayushcheysya tsifrovizatsii]. – Mode of access: sef-kursk.ru (date accessed: 30.07.2020 g )

Цифровая экономика регионов, Экономика труда