Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (61), 2020

Обоснование направлений оптимизации экономики АПК и прогноз ее развития в Республике Казахстан

Justification of the directions of optimization of the agribusiness economy and forecast of its development

Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры «Кадастр и оценка»
Республика Казахстан, Казахский агротехнический университет им.С.Сейфуллина
Аkimov_0112@mail.ru.ru


Магистр наук, старший преподаватель кафедры «Кадастр и оценка»
Республика Казахстан, Казахский агротехнический университет им.С.Сейфуллина
ya_solnce8@mail.ru

Аннотация

Устойчивое социально-экономическое развитие инновационно-активной территории в значительной степени зависит от обоснованности выбора ее функционального применения. Такой выбор позволяет на основании комплексной системы критериальных факторов оценить способность конкретной территории к определенному использованию с целью эффективного размещения объектов инвестирования. Решение задачи определения экономически и социально обоснованных направлений специфического использования территории состоит из анализа стратегических ресурсов с учетом комплексной оценки относительной стоимости территории и выделения ее функциональной приоритетности.

Ключевые слова

Республика Казахстан, приграничные территории, центры экономического роста, опорный сельский населенный пункт, индустриальные парки, пастбищная агломерация, инвестиционные площадки, территориальное планирование.

Рекомендуемая ссылка
Акимов Владимир Викторович , Музыка Олеся Сергеевна
Обоснование направлений оптимизации экономики АПК и прогноз ее развития в Республике Казахстан// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (61). Номер статьи: 6108. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6108/
Authors

Akimov Vladimir Viktorovich
PHD, associate Professor of the Department «Cadastre and assessment»
Republic of Kazakhstan, Kazakh agrotechnical University named after S. Seifullina
Аkimov_0112@mail.ru.ru

Muzyka Olesya Sergeevna
Master of science, senior lecturer of the Department «Cadastre and assessment»
Republic of Kazakhstan, Kazakh agrotechnical University named after S. Seifullina
ya_solnce8@mail.ru

Abstract

Sustainable socio-economic development of an innovative and active territory largely depends on the validity of the choice of its functional application. This choice allows us to evaluate the ability of a particular territory to be used for the purpose of effective placement of investment objects on the basis of a complex system of criteria factors. The solution to the problem of determining economically and socially justified areas of specific use of the territory consists of an analysis of strategic resources, taking into account a comprehensive assessment of the relative cost of the territory and highlighting its functional priority.

Keywords

Respublika Kazakhstan, prigranichnyye territorii, tsentry ekonomicheskogo rosta, opornyy sel'skiy naselennyy punkt, industrial'nyye parki, pastbishchnaya aglomeratsiya, investitsionnyye ploshchadki, territorial'noye planirovaniye.

Suggested Citation
Akimov Vladimir Viktorovich , Muzyka Olesya Sergeevna
Justification of the directions of optimization of the agribusiness economy and forecast of its development. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (61). Art. #6108. Date issued: 2020-03-26. Available at: https://eee-region.ru/article/6108/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В соответствие с программы Развития регионов до 2020 года в Мангистауской области Актау был определён как город «второго уровня», город Жанаозен, как моногород, город Форт-Шевченко, как малый город, являющиеся опорными точками развития прилегающих территорий формирования АПК.

Такая традиция влечет за собой соответствующую государственную поддержку, определяющую дальнейшее развитие этих населенных пунктов, как центров переработки сельхозпродукции.

Животноводство пригородных территорий представлено выращиванием верблюдов, лошадей, овцеводством. Объем производства промышленной продукции за январь-декабрь 2015 года составил 332,9 млрд. тенге. Индекс физического объема – 97,6%.

Инвестиции в основной капитал составили 80,0 млрд. тенге или 61,3% к соответствующему периоду 2014 года.

Среднемесячная номинальная заработная плата по зоне АПК за январь-сентябрь составила 113 942 тенге или увеличилась на 29,2% по сравнению с соответствующим периодом 2014 года.

За 2017 год в АПК  создано 3893 новых рабочих мест, что на 35,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (за 2014 год – 6056).

Количество зарегистрированных безработных на 1.01.2016 год составило 129 человек, что на 79,6% уменьшилось, по аналогичному периоду прошлого года (на 01.01.2015 г.- 162 чел.). В связи с приостановлением работ некоторых иностранных компаний высвобожден ряд работников.

В рамках программы «Развитие регионов» реализовано 13 проектов по благоустройству, ремонту социальных объектов и объектов жилищно-коммунального хозяйства в сельских населенных пунктах на сумму 38,1 млн. тенге, в рамках программы «Дорожная карта занятости — 2020» — 3 проекта на сумму 21,0 млн. тенге.

Село Акшукур Тупкараганского района определено в качестве опорного сельского населенного пункта. Разработан, согласован с заинтересованными центральными государственными органами и утвержден решением сессии областного маслихата от 27.05.2014г. № 17/253 Комплексный план развития опорного сельского населенного пункта Акшукур.

Настоящее исследование основывается на базе объединения следующих 5 (пяти) действующих программ: «Развитие регионов», «Программы развития моногородов на 2012 – 2020 годы», «Модернизации жилищно-коммунального хозяйства на 2011 – 2020 годы», «Ақ бұлақ на 2011 – 2020 годы», «Доступное жилье 2020». Все эти программы особо учитывают программы малых и моногородов, а также опорных населенных пунктов [1].

При этом направления исследований напрямую связаны с основными отраслевыми приоритетами, обозначенными в принятых государственных и отраслевых программах, особенно в таких как «Управление водными ресурсами», «Дорожная карта бизнеса 2020», «Дорожная карта занятости 2020», «Агробизнес 2020».

 

Результаты исследований

Опорный сельский населенный пункт – благоустроенный сельский населенный пункт, в котором будут созданы производственная и социальная инфраструктура для обеспечения необходимых социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий;

Приграничные территории — территории административно-территориальных образований и населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 50 км от государственной границы.

Центры экономического роста — конкретные территории (населенные пункты), выполняющие в экономике региона функцию источника инноваций и прогресса, являющиеся благодаря «эффекту масштаба» полюсами притяжения (концентрации) факторов производства, а также где размещаются предприятия динамично развивающихся отраслей, производящие новые товары и услуги. К таким городам относится г. Актау и г. Форт-Шевченко, которые ориентированы на повышение агропромышленного статуса, посредством образования единых логистических связей  с аграрными инновационно-активными территориями в рамках агломераций.

Слово «агломерат» в переводе с латинского означает скопление тесно связанных между собой многочисленных объектов. В экономике это слово применяется по отношению к объединению, слиянию фирм, связанных в процессе производства, или путем инвестиционных вливаний, то есть объединение фирм через денежный капитал, как критерий слияния, без производственной общности. В регламенте «основные технико-экономические показатели» комплексной схемы зафиксированы следующие агломерации: с населением свыше 500 тыс. человек, 5.0 тыс. человек 2.0-5.0 тыс.чел., 1.0-2.0 тыс.чел., 0.4-1.0 тыс.чел., менее 0.4 тыс.чел. таким образом, агломерацией является скопление населенных пунктов с населением в большом диапазоне: от 0.4 до 500 тыс.чел. здесь критерием является только скопление в одном месте нескольких населенных пунктов, насчитывающих минимум 400 человек. Применительно к Мангистауской области может быть пастбищная агломерация, включающая чабанский центр и зимовки вокруг него, если они в совокупности имеют более 400 человек населения. Это касается сельских агломераций [2]. При этом следует отметить, что в составе Актауской агломерации ИАТ Шетпе, как базы для аграрно-промышленного развития.

Комплексная оценка относительной стоимости территории предполагает интегрированный подход к анализу территориального размещения и качественных характеристик имеющихся ресурсов.

В настоящее время в странах Северной Америки и Западной Европы рядом с любым более или менее крупным городом функционируют несколько индустриальных парков разных размеров и специализации.

Создание сети индустриальных парков в Актауской зоне предполагает проектирование по единой методологии собственно индустриальных парков на основе развития инвестиционных площадок с учетом территориального размещения и специализации парков.

Преимущества сетевого характера функционирования инвестиционной инфраструктуры проявляются как следствие обоснованного и отлаженного механизма взаимодействия между опорными элементами города ядра – ведущими машиностроительными предприятиями г. Актау. Индустриальные парки № 1,2 внутри свободной экономической зоны «Порт-Актау» также выступают интеграторами и катализаторами создания внутризональной сети инвестиционной инфраструктуры в урбанизированных зонах, передавая наработанный успешный опыт и принятые единые методологические подходы к функционированию парковых структур.

Принципы разделения территории Актауской зоны на инновационно-активные территории (ИАТ) опираются на ряд базовых признаков:

  1. наличие центров тяготения – город-ядро, промышленные города Жанаозен, Форт-Шевченко, Курык,  а также Шетпе как сырьевая и продовольственная база;
  2. субрайоны включают граничащие друг с другом и компактно расположенные урбанизированные русла расселения – населенные пункты, промышленный потенциал;
  3. выделенные пространственные субзоны обладают набором существенных общих характеристик для входящих в них населенных пунктов:
  4. существующая экономическая специализация (агропромышленная, производство строительных материалов, транспортно-логистическая, химическая, машиностроительная);
  5. системные специфические вызовы (агломерационные тенденции, рост международной интеграции,  хаотическая застройка пригородной зоны г. Актау и т.д.).

Требования к локации индустриальных парков производственно-промышленного типа в виде инновационно-активных территорий (ИАТ);

  • ИАТ создаются в пределах получасовой доступности вокруг города Актау;
  • ИАТ должны располагаться с соблюдением 1000-метровой санитарно-защитной зоны;
  • обеспечивается возможность подведения к территории ИАТ инженерных коммуникаций, автодороги, железной дороги с минимальными издержками.

Наиболее оптимальным форматом ИАТ Жанаозен, Форт-Шевченко, Курык, Шетпе является парк гринфилд (greenfield) [3].

Преимущества строительства по системе greenfield  заключаются в том, что:

  1. Производственная компания получает нужный ей объект в нужном месте с удобными для нее инженерно-техническими характеристиками и параметрами, которые рассчитаны на развитие бизнеса.
  2. Проекты, построенные по технологии greenfield намного более выгодны, чем аренда и покупка коммерческой недвижимости. Экономия должна составить примерно тридцать-сорок процентов.
  3. От начала и до конца проект находится под ведением девелопера, а клиент лишь контролирует процесс и принимает решения по важным вопросам.
  4. Параметры, которые предлагает рынок помещений для аренды, редко совпадают с требованиями компаний, которые нуждаются в складе или помещении для производства.
  5. Девелоперу нет необходимости вести поиск арендатора для своего объекта, арендатор находит его сам.
  6. Чрезвычайно важно, что в системе greenfield почти нет противоречий между заказчиком и исполнителем, которые могут быть вызваны несоответствием ожиданий заказчика с теми параметрами, которые может предложить исполнитель.

Имеется ИАТ типа brownfield, который предоставляет резидентам готовые производственные помещения с инфраструктурой на основе бывших промзон.

Современная ИАТ представляет собой большой участок земли, планомерно осваиваемый в рамках единой концепции, которая предполагает сочетание производственных, складских и офисных помещений на одной территории, при этом разновидностью таких парков может быть ИАТ аоропромышленного лугопастбищного хозяйства. Главное отличие ИАТ от обычных промышленных площадок заключается в том, что территория ИАТ управляется специализированной компанией, которая предоставляет услуги по обеспечению инфраструктурой, электроэнергией, водой и теплом. В итоге промышленной фирме не нужно самой заниматься ни логистикой, ни утилизацией отходов, ни безопасностью – это обязанности управляющей компании. Управляющая компания предоставляет пакет услуг, в который входят содействие в приобретении земельного участка, подключение к сетям коммуникаций, обслуживание и ремонт общей инфраструктуры, поставка воды, канализация, охрана, уборка территории, аутсорсинг технического персонала, трансфер и многое другое. Основные (в том числе сервисные) услуги индустриального парка: предоставление резидентам в аренду и (или) собственность земельных участков, помещений и объектов инфраструктуры, обеспечение энергоресурсами, (электричество, газ, тепло), водообеспечение и водоотведение, предоставление инженерных, логистических, телекоммуникационных, охранных, консультационных и иных сервисных услуг. Для ИАТ такой компанией может стать СПК Западного макрорегиона.

Инфраструктура ИАТ – комплекс инженерных, транспортных, коммуникационных, социальных и других объектов, обеспечивающих функционирование индустриального парка [4].

К основным факторам оценки относительной стоимости территории, используемым при выборе инвестиционных площадок под создание ИАТ, относятся:

  • уровень инженерного обустройства территории;
  • транспортная доступность;
  • наличие и качество трудовых ресурсов;
  • форма собственности и категория земельного участка;
  • близость административно-деловых центров и рынков сбыта;
  • наличие крупных якорных инвесторов (резидентов);
  • инженерно-геологические условия территории;
  • наличие и уровень развития социальной инфраструктуры.

Строительство инфраструктуры ИАТ включает в себя решение следующих вопросов:

зонирование предприятий с учетом их воздействия на природную среду и, в частности, на загрязнение атмосферы в прилегающих жилых районах;

обеспечение рациональных транспортных путей;

обеспечение общей системы инженерно-энергетического обеспечения;

оптимизацию грузовых потоков по территории ИАТ в увязке с выходом на транспортные коммуникации урбанизированной зоны и созданием складского терминала общего пользования.

Выделяются следующие элементы ИАТ:

  • административно-общественный центр;
  • складской терминал;
  • павильон малых производств;
  • производственная площадка крупных и средних производств.

Административно-общественный центр предназначен для проведения переговоров, должен быть оснащен современным оборудованием, позволяющим проводить аудио-видео переговоры, а также в нем будут располагаться офисы крупных предприятий, помещения вспомогательных и обслуживающих услуг, управляющей компании и др.

 

Таблица 1 – Текущие характеристики инновационно-активной территории

Характеристики индустриальной зоны Жанаозен Форт-Шевченко Курык
Рекомендуемая площадь и радиус влияния 200 га- центр, радиус -часовая доступность 200 га- центр, радиус -часовая доступность 200 га- центр, радиус -часовая доступность
Транспортная доступность Хорошая – 90км от агломерационного ядра, имеются автодорога, ж/д тупик Хорошая – 70км от агломерационного ядра, имеются автодорога, ж/д тупик Хорошая – 30км от агломерационного ядра, имеются автодорога, ж/д тупик
Наличие крупных якорных инвесторов Только нишевые Только нишевые Только нишевые
Уровень инженерного обустройства территории Отсутствует, меется возможность подключения к водоснабжению, электроснабжению Отсутствует, имеется возможность подключения к водоснабжению, электроснабжению Отсутствует, имеется возможность подключения к водоснабжению, электроснабжению
Форма собственности и категория земельного участка Не определена Не определена Земельный участок в 200 га государственной собственности промышленного назначения
Инженерно-геологические условия территории Не исследованы Не исследованы Не исследованы
Наличие и уровень развития социальной инфраструктуры Не исследованы Не исследованы Не исследованы

 

Складской терминал предназначен для хранения материальных ценностей и оказания складских услуг. Он выполняет функцию аккумулирования резервов материальных ресурсов, а также синхронизации скоростей потоков товаров в системах продвижения от изготовителей к потребителям или потоков материалов в технологических производственных системах.

Поставка всех грузов сюда осуществляется по железной или автомобильной  дороге. В состав терминала включаются таможенная зона и временные складские площадки для растаможивания [5-6].

Хранение предлагается в закрытых отапливаемых и неотапливаемых складах, на открытых складских площадках, оборудованных необходимой грузоподъемной техникой и механизмами. На смежных площадках предлагается разместить предприятия с большим грузооборотом в целях сокращения холостого пробега автотранспорта.

Сеть малых предприятий и производств будет размещена в едином цикле, обеспечивающим полный спектр технологических регламентов и услуг работникам этих предприятий. Общее решение для всех предприятий с использованием единого складского терминала позволит более рационально использовать территорию предприятий, не создавая больших складских площадок для сырья и готовой продукции [7-8].

Следует особо остановиться на условиях создания лугопастбищного ИАТ.

В целях обеспечения согласованных действий на региональном и местном уровнях предлагаемая модель развития ИАТ лугопастбищного хозяйства основана на заключении соглашения между областью и местными исполнительными органами.

Здесь возможны только два варианта: создание управляющей компании (некоммерческого партнерства, АО) или совещательного органа, то есть применение системы согласованного развития территорий, включенных в агломерацию.

 

Заключение

Предлагаемый комплекс мер финансовой государственной поддержки развития ИАТ предусматривает двухуровневую систему предоставления льгот и преференций резидентам и управляющим компаниям.

  1. Формы поддержки на республиканском уровне:
    • резидентам и управляющим компаниям:
      • предоставление индивидуальных льгот по налогам на имущество и прибыль;
      • установление понижающих коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование недвижимости;
      • софинансирование за счет средств республиканского и местного бюджета при создании объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов: тепло-, водоснабжения, водоотведения и (или) подведения к границам участка инвестора, объектов транспортной инфраструктуры;
      • субсидии на возмещение части затрат на выполнение работ, оказание услуг по присоединению (подключению) к сетям электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения;
    • резидентам:
      • субсидирование процентной ставки по привлеченным банковским кредитам.
  1. На местном уровне резидентам и управляющим компаниям:
    • установление на 5 лет понижающих коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование недвижимости;
    • установление льгот по земельному налогу.

К косвенным мерам государственной поддержки можно отнести:

  1. В числе первоочередных мер по снижению административных барьеров должно быть обеспечено введение ускоренного порядка получения результатов экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
  2. Меры информационного, организационного, маркетингового обеспечения, консультационной поддержки.
  3. Предоставление дополнительных мер государственной поддержки инвесторов (резидентов), реализующих инвестиционные проекты на территории ИАТ, в том числе:
    • синхронизация региональных программ развития дорожной сети, систем водоснабжения и водоотведения с реализуемыми планами резидентов ИАТ;
    • приоритетное включение подведения коммуникаций для резидентов ИАТ в инвестиционные программы естественных монополий;
    • поддержка ходатайств и обращений в государственные органы власти, банки и другие кредитные учреждения о применении с их стороны режима наибольшего благоприятствования.
  1. Создание типовых проектов развития инфраструктуры лугопастбищных ИАТ (с соответствующим согласованием инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций). Типовые проекты должны включать минимальный набор унифицированных характеристик и обеспечивать возможность развития каждого ИАТ с учетом его уникальных особенностей.
  2. Рекомендовать органам местного управления развитие организационного и информационного сопровождения создания ИАТ, в том числе:
    • формирование перечня объектов незавершенного строительства (временно приостановленных и законсервированных строек и объектов) и свободных земельных участков, находящихся в государственной собственности. Создание условий для вовлечения указанных объектов и участков в хозяйственный оборот при создании производств на территории планируемых ИАТ;
    • возможность корректировки документов территориального планирования и материалов по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования. Информация об инвестиционных площадках должна быть доступна потенциальным инвесторам;
    • формирование и ведение базы данных по инвестиционным площадкам и реестра инвестиционных проектов [9].

 

Список литературы

  1. Об утверждении Программы развития регионов до 2020 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.06.2015 г.): Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014года № 728. [Электронный ресурс]. – 2015. – URL:https://online.zakon.kz. (дата обращения 03.03.2020).
  2. Казахстанская модель устойчивого управления пастбищными ресурсами [Электронный ресурс]. – 2018. – URL:https://pasture.klink.asia (дата обращения 09.03.2020).
  3. Осинина А.Ю., Глотова И.С. Современные тенденции и принципы функционирования единой аграрной политики Европейского Союза // Проблемы агрорынка. — 2017. — № 3, июль- сентябрь. – С. 28-34.
  4. Султанова Г.Т. Государственная поддержка АПК в зарубежных странах // Проблемы агрорынка. — 2017. — № 3, июль- сентябрь. – С.131-135.
  5. Акимов В.В., Макенова С.К., Музыка О.С., Шимшиков Ж.Е. Постиндустриальные слагаемые модели антикризисного управления пастбищными отношениями в Республике Казахстан // Путь науки. – 2018. – № 2 (48). – С. 34-36.
  6. Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. – СПб: Литера плюс, 1997. – 448 с.
  7. Об утверждении Программы развития регионов до 2020 года: Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года № 728. [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz.
  8. Фризен Д.Я. Аграрное развитие Западного Казахстана в начале ХХ века : автореф. кан истор. наук.- Уральск, 2009. — 31 с.
  9. Об утверждении Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы и внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ»: указ президента Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года № 420». [Электронный ресурс]. URL:https://online.zakon.kz.

 

References

  1. On approval of the regional development Program until 2020 (with changes and additions as of 17.06.2015) [Ob utverzhdenii Programmy razvitiya regionov do 2020 goda (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 17.06.2015 g.)]: Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated June 28, 2014 No. 728. [Electronic resource]. — 2015. — URL:https: / / online.zakon.kz. (accessed 03.03.2020).
  2. Kazakhstan model of sustainable management of pasture resources [Kazakhstanskaya model’ ustoychivogo upravleniya pastbishchnymi resursami]. — 2018. — URL:https://paste.klink.asia (accessed 09.03.2020).
  3. Osinina A.YU., Glotova I.S. Modern trends and principles of functioning of the unified agricultural policy of the European Union [Sovremennyye tendentsii i printsipy funktsionirovaniya yedinoy agrarnoy politiki Yevropeyskogo Soyuza] / / Problems of the agricultural market. — 2017. — No. 3, July-September. — Pp. 28-34.
  4. Sultanova G.T. State support of agriculture in foreign countries /G. T. Sultanova [Gosudarstvennaya podderzhka APK v zarubezhnykh stranakh]/ / Problems of the agricultural market. — 2017. — No. 3, July-September. — Pp. 131-135.
  5. Akimov V.V., Makenova S.K., Muzyka O.S., Shimshikov ZH.Ye. Postindustrial components of the model of anti-crisis management of pasture relations in the Republic of Kazakhstan [Postindustrial’nyye slagayemyye modeli antikrizisnogo upravleniya pastbishchnymi otnosheniyami v Respublike Kazakhstan] / / Path of science. — 2018. — No. 2 (48). — Pp. 34-36.
  6. Edvin Dzh. Dolan. Microeconomics [Mikroekonomika]. — Saint Petersburg: Litera plus, 1997. – 448 p.
  7. On approval of the regional development Program until 2020: Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated June 28, 2014 No. 728. [Ob utverzhdenii Programmy razvitiya regionov do 2020 goda: Postanovleniye Pravitel’stva Respubliki Kazakhstan ot 28 iyunya 2014 goda № 728]. URL: http:/ / adilet.zan.kz.
  8. Frizen D.YA. Agrarian development of Western Kazakhstan at the beginning of the XX century [Agrarnoye razvitiye Zapadnogo Kazakhstana v nachale KHKH veka]: autoref. Kan istor. sciences’.- Uralsk, 2009. — 31 p.
  9. On approval of the State program for the development of the agro-industrial complex of the Republic of Kazakhstan for 2017-2021 and amendments and additions to the Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated March 19, 2010 No. 957 «on approval of the List of state programs»: decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated February 14, 2017 No. 420″. [Ob utverzhdenii Perechnya gosudarstvennykh programm»: ukaz prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 14 fevralya 2017 goda № 420]. URL:https: / / online.zakon.kz.

АПК и сельское хозяйство региона, Региональное развитие