Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (60), 2019

Инвестиционная активность предприятий реального сектора экономики Владимирской области

Investment activity of enterprises in the real sector of the economy of the Vladimir region

Авторы


Старший преподаватель кафедры экономики инноваций и финансов
Россия, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
kornienko-n@inbox.ru

Аннотация

В статье представлены результаты проведенного анализа инвестиционной активности предприятий реального сектора экономики на примере Владимирской области, рассмотрена динамика целевых показателей инвестиционных процессов предприятий, идентифицированы факторы снижения инвестиционной активности. Полученные результаты могут быть использованы при оценке и определении направлений повышения инвестиционной активности предприятий реального сектора экономики.

Ключевые слова

Владимирская область, инвестиции, инвестиционная активность, реальный сектор экономики, государственная поддержка, факторы активизации инвестиционной активности

Рекомендуемая ссылка
Корниенко Надежда Александровна
Инвестиционная активность предприятий реального сектора экономики Владимирской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (60). Номер статьи: 6020. Дата публикации: . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/6020/
Authors

Korniyenko Nadezhda Aleksandrovna
Senior Lecturer, Department of Economics of Innovation and Finance
Russia, Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletovs
kornienko-n@inbox.ru

Abstract

The article presents the results of the analysis of investment activity of enterprises of the real sector of the economy on the example of Vladimir region, considers the main targets of investment activity of enterprises, reflects the factors of reduction of investment activity. The obtained results can be used in assessing the investment activity of enterprises of the real sector of the economy, will allow to highlight the most relevant directions of creation of favorable conditions of such development.

Keywords

Vladimir region, Investments, investment activity, real sector of economy, measures of state support, factors of investment activity activation

Suggested Citation
Korniyenko Nadezhda Aleksandrovna
Investment activity of enterprises in the real sector of the economy of the Vladimir region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (60). Art. #6020. Date issued: 2019-12-31. Available at: https://eee-region.ru/article/6020/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Особо остро проблема роста инвестиций стоит для реального сектора экономики. В России реальный сектор, в отличие от большинства развитых стран, является более весомым элементом национальной экономики, доходы реального сектора являются базой для ее успешного развития. Реальный сектор определяет направление и темпы развития хозяйственной системы страны, возможность противостоять негативным внешним воздействиям, глобальным кризисным явлениям.

Отсутствие систематизации причин неэффективности (низкой эффективности) реализации инвестиционных проектов не позволяет разработать действующую дорожную карту.

Одним из главных источников роста экономики в ближайшие шесть лет руководством страны определено увеличение инвестиций до 25–27% ВВП. Заявленная Президентом РФ задача обеспечить увеличение к 2024 году ВВП России на душу населения в 1,5 раза требует среднегодового темпа реального экономического роста не ниже 5%. Такой рост ВВП может быть достигнут лишь при ежегодном реальном росте денежной массы и инвестиций на 15-20%.  По словам Премьер-министра России Д. Медведева, приток инвестиций — это один из факторов, необходимых для ускорения экономического роста, для развития новых и расширения действующих проектов в промышленности, инфраструктуре, социальной сфере. [10]

Необходимость инвестиций в предприятия реального сектора экономики обусловлена стратегией экономического развития страны в целом и отдельных предприятий в частности. Работа предприятий реального сектора экономики предполагает постоянное инвестирование в их деятельность. Однако, оно обычно представлено вложением собственных средств в капремонты, реконструкцию, обновление основных фондов компании и т.д. Для более эффективного развития объектов реального сектора, а значит и экономики страны в целом, необходимо привлекать сторонние инвестиции. Государство должно выступать основным источником создания подобных условий, через повышение инвестиционной привлекательности собственных отраслей народного хозяйства.

Осуществление инвестиций может предусматривать следующие цели: модернизация основной деятельности; создание (повышение) эффективности производственной инфраструктуры; формирование запасов (резервов); развитие научной деятельности; модернизация социальной инфраструктуры; повышение квалификации наемных работников и т.д.

Фактическая ситуация с возможностями вложений в реальный сектор уже много лет остается неудовлетворительной. По результатам опросов предпринимателей основным показателем неудовлетворенности бизнеса является недостаток инвестиционных средств. Инвестиции в основной капитал в России составляют 13%, в то время как в США — 20% [7] при известном существенном отставании производственного потенциала России.

Анализ структуры инвестиций в промышленность в России за 2018 год показал преобладание собственных средств предприятий — 89.1% и лишь 10% -средства банков. В отличие от развитых стран в России механизмы финансового рынка, обеспечивающие вовлечение частных денежных средств через покупку облигаций и акций, практически не действуют, это оставшиеся 0,9% инвестиций. Как показывает практика развитых стран, кроме того, что акции и облигации обеспечивают привлечение денежных средств, покупка их работниками самого предприятия мотивирует сотрудников на повышение производительности труда. В России объём облигаций составляет 7% от ВВП, в Европе — 80%, в США — 46%. [7]

Проблема недостаточности инвестиций в реальный сектор экономики РФ стоит очень остро. Специалисты, эксперты, банкиры, государственные чиновники, сами предприниматели признают глубину и сложность проблемы, но, каждая сторона делает акцент на разных причинах и, соответственно, предлагает разные пути решения проблемы. Научная новизна работы состоит в разработке и обосновании системы факторов неудовлетворительного течения инвестиционных процессов в Российской Федерации, включая основания их классификации.

 

Анализ источников

Управление инвестиционными процессами должно базироваться на системном анализе факторов улучшения инвестиционного климата, роста инвестиционной активности. В научных исследованиях приводится ряд вариантов классификации таких факторов, которые необходимо оценить с позиций их применимости для повышения эффективности управления инвестициями.

Так, Ю.С. Холопова и С.С. Лукоянчев предлагают группировать факторы инвестиционной активности на эндогенные и экзогенные, а в качестве основной причины низкой инвестиционной активности выделяют недостаточность собственных инвестиционных средств. С нашей точки зрения эти термины в основном аналогичны внешним и внутренним факторам по отношению к субъекту инвестирования, но деление на внешние и внутренние однозначно определяет направления действий и приоритетность.

А.Н. Асаул и Н.И. Пасяда в качестве основания классификации определяют длительность действия факторов, т.е. делят факторы на неизменяемые, медленно изменяемые, быстро изменяемые. [2] Автор считает, что предложенный указанными ученными вариант обеспечивает подход к управлению, однако не учитывает характер действий по устранению негативного и усилению позитивного влияния факторов. Автором предложена классификация по возможной длительности направленного изменения влияния факторов.

В.М. Аскинадзи и В.Т. Максимова предлагают классификацию по критерию причин существования факторов – объективные и субъективные факторы. [3] В целом соглашаясь с целесообразностью такого подхода, считаем, что в новейшей истории развития экономики России такое деление достаточно условно и, прежде всего, определяется уровнем принятия решений. Например, система налогообложения одновременно является объективным фактором для конкретной организации и субъективным — на уровне государственного управления.

К.В. Балдин предлагает группировку на благоприятные и неблагоприятные факторы состояния инвестиционного климата. [4] Автор полагает, что большинство факторов обладают двойственным влияние в зависимости от конкретной ситуации, т.е. один и тот же фактор может оказывать как благоприятное, так и неблагоприятное воздействие, т.е. эта группировка нуждается в дополнительной разработке.

В соответствии с приведенным анализом мнений по классификации причин и факторов, обуславливающих уровень инвестиционной активности в регионе, предлагается авторская классификация, позволяющая более объективно проводить выбор, приоритизацию, разработку дорожных карт по решению проблем инвестиционных процессов в регионах (таблица 1).

 

Таблица 1. Группировка причин проблем в инвестиционной деятельности

Группировка по сфере возникновения Характеристика проблемы Оценка возможного периода устранения проблем Оценка уровня принятия решения по проблеме
Внешние: банки – не всегда представители банковской сферы заинтересованы в развитии инвестиционной деятельности предприятий, т.к. инвестиционная деятельность связана с определенными рисками; национальные проекты – несмотря на наличие законодательно утвержденных проектов, развитие инвестиционной деятельности мало поддерживается со стороны государства Могут быть устранены в долгосрочном периоде: принятие адекватных ситуации регулирующих нормативно-правовых документов, стабилизация российской экономики Уровень государственных институтов, включая крупных инвесторов:
Внутренние Недостаточность собственных средств – связана с высоким удельным весом затрат в результате чего получаемая предприятием прибыль используется на финансирование текущей деятельности; малограмотность – не только потенциальные инвесторы, но и банки, страховые организации, государственные учреждения Могут быть устранены в среднесрочном периоде: развитие инфраструктуры; привлечение квалифицированных специалистов для разработки, экспертов для оценки инвестпроектов Решаемые на уровне проектоустроителя, инвестора

 

В России очень слабо работает механизм кредитования бизнеса из-за постепенной монополизации банковского сектора и высоким процентным ставкам по кредитам для бизнеса.

Председатель Совета по инвестиционной политике ТПП РФ А. Данилов-Данильян сделал вывод, что финансирование промышленности нестабильно, вопросы решены только для бизнеса, который задействован в государственных проектах. Среди барьеров, препятствующих развитию инвестиционного процесса, помимо внешних обстоятельств, связанных с наличием санкций, эксперт назвал: усиление налогово-административной нагрузки; падение покупательского спроса в силу снижения реальных доходов населения; увеличение стоимости импортного оборудования; несоответствие уровня квалификации работников технологическим вызовам современности; банковский кризис.

Руководитель Комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям В. Гамза подчеркнул, что задачи, обозначенные стратегии, недостаточно проработаны. При этом в мерах решения задач стратегии содержится только один целевой показатель развития — увеличение доли заемщиков в сфере МСП на 1,2 п.п. (до 25%). «Центробанк единственной своей задачей ставит борьбу с инфляцией, а не решение проблем развития финансового рынка», — заявил Гамза. «Любые инвестиции ориентированы только на доходности и рисках. Естественно, они стремятся в ту область, где доходы максимальны, а риски минимальны. Инвестиции в промышленные предприятия не соответствуют этим критериям», — прокомментировал Н. Силин вопросы по поводу денежно-кредитной политике ЦБ.

Инвестиции оправдывают себя лишь при грамотном вложении. Нерациональное привлечение средств и их использование на устаревших производствах ведет к обратному результату: эффективность снижается, средства труда, среди которых можно выделить здания и оборудование, разрушаются, конкурентоспособность падает. Итогом такого менеджмента является банкротство предприятия. Чтобы этого не произошло, привлечение инвестиций должно начинаться со стратегии: обоснования их целесообразности, анализа сочетания с собственным ресурсом.

Наиболее значимая проблема – нестабильность инвестиционного климата. Исследователи выделяют в качестве факторов, формирующих нестабильность такие факторы, как

«1) трансформационность российской экономики, вызванная ее переходом от социалистической к рыночной модели, обуславливает целый ряд проблем, среди которых необходимо выделить отсутствие исторического опыта долгосрочного инвестирования, малый процент отечественных специалистов в данной области и характерная неравномерность трансформации, что вынуждает инвесторов адаптировать привычные им модели поведения под российские условия;

2) сырьевая ориентированность экономики, которая вызывает сильнейшие колебания экономической ситуации при изменении цен на энергоресурсы;

3) самостоятельная внешняя политика, которая ведется, зачастую, без оглядки на большинство других государств, что приводит к конфликтам интересов и является основной причиной разнообразных экономических санкций, введенных простив нашей страны в последнее время.» [1]

Не подвергая сомнению основную проблему – нестабильность инвестиционного климата — сложно полностью согласиться с выделенными факторами и трактовками их влияния.

Трансформационность экономики как таковая присуща в той или иной степени экономикам всех развитых стран. Так Т. Евдокимова исследовала трансформацию финансового сектора экономики США и пришла к выводу, что эти изменения трансформировали и саму экономику в течение примерно того же периода времени, который называется периодом трансформации российской экономики. [6] Отсутствие опыта долгосрочного инвестирования можно отнести разве что к категории частных инвесторов, физических лиц, доля которых, как было показано выше, в РФ в общем объеме инвестиций пренебрежимо мала.

Сырьевая ориентированность экономики – скорее следствие экономической политики государства, нежели первичный фактор. Самостоятельная внешняя политика, другими словами санкции, часто называют своеобразным драйвером внутренних инвестиций, хотя анализ научных публикаций по теме с начала действий санкций по настоящее время говорит об обратных процессах.

Более соответствует мнению большинства исследователей позиция В. Патрикеевой: «В настоящий момент ключевой причиной, препятствующей расширению инвестиций в модернизацию, остаётся скорее отсутствие нормально работающих институтов власти, что негативно влияет на общий инвестиционный климат в России и мешает бизнесу расширять капитальные затраты и повышать эффективность и производительность». [11] Однако этот фактор с позиций реального бизнеса является объективным, т.е. практически на него невозможно повлиять. Другое дело, что также отмечено Патрикеевой, низкие стандарты трудовых отношений, широкий теневой рынок труда,

Аналогичные причины снижения инвестиционной активности в РФ указываются авторитетным специалистами Мирового банка, которые прогнозируют по итогам 2019 года рост российской экономики всего лишь 1% вместо ранее ожидаемых1,8%. Указанное замедление связано с рядом факторов, среди которых выделяют не только санкции, но и низкий объем инвестиций. В свою очередь причиной низкой инвестиционной активности называют «неопределенность политики», усиление демографического давления. [5]

Для реального сектора экономики наибольший интерес представляют субъективные факторы активизации инвестиционных процессов. К внутренним факторам, на которые можно повлиять в среднесрочной перспективе является тот факт, что «подавляющее большинство инвестиционных проектов, представляемых к рассмотрению соискателями, имеет крайне низкий уровень подготовки». [17] Это обычно объясняется недостаточностью специалистов по разработке и технико-экономическому обоснованию инвестиционных проектов. Как показывают опросы предпринимателей, исходными причинами часто являются недостаток доступной достоверной информационной базы, неразвитость института экспертов инвестпроектов, и, достаточно часто, чрезвычайно завышенные требования потенциальных инвесторов по эффективности проектов, что приводит к своего рода «подгонке» плана под требуемые значения показателей.

Причины низкого уровня инвестиций различаются в зависимости от источников финансирования. Как уже отмечалось ранее, банковский сектор весьма неохотно кредитует реальный сектор экономики. Согласно данным Центрального банка РФ по состоянию на 01.02.2019 г. на долю кредитов, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в общем объеме предоставленных кредитов предприятиям и ИП по ЦФО приходилось 0,559% (95246 млн руб.), в целом по России – 0,301%. По состоянию на 01.08.2019 г. отмечается несущественный рост данных показателей до 0,563% и 0,303% соответственно. В абсолютном выражении значение данного показателя составило 97 552 млн руб.

 

Результаты исследований

Наиболее остро проблема ощущается на местах, в регионах. «В современных условиях устойчивое социально-экономическое развитие народного хозяйства регионов выступает основным фактором обеспечения безопасности национальной экономики. Управление процессом достижения устойчивого развития, оценка эффективности используемых ресурсов и достижение поставленных целей требуют повышения уровня взаимодействия экономических показателей в системе управления народно-хозяйственным и региональным производством.» [13]

Как отмечает врио первого заместителя главы Владимирской области, курирующий сферу промышленности и экономики, М. Брусенцов, для возможности реализации инвестиционных проектов предпринимателям необходим доступ к «дешевым» финансовым ресурсам. Согласно результатам исследований, проводимых федеральным Агентством стратегических инициатив, по итогам 2018 года Владимирская область впервые за 3 года не вошла в ТОП-20 регионов России с лучшим инвестиционным климатом.

Проведенный представителями Администрации Владимирской области анализ свидетельствует о том, что «основной проблемой, которая сдерживает привлечение инвестиций в экономику области, является отсутствие инженерно подготовленных инвестиционных площадок, которые позволяли бы в кратчайшие сроки организовать и запустить производство. Наличие промышленных зон и технопарков, обеспеченных современной инженерной инфраструктурой, сегодня является важнейшим фактором, имеющим решающее значение при выборе инвестором того или иного российского региона. Необходимо дальнейшее развитие региональных институтов, основными функциями которых являются инфраструктурное обустройство промышленных зон и индустриальных парков, привлечение в них резидентов, индивидуальное сопровождение инвестиционных проектов.» [12]

По данным, представленным в инвестиционной стратегии Владимирской области до 2020 года, ее реализация предполагает «достижение к 2020 году таких целевых показателей как увеличение годового объема инвестиций в основной капитал до 106904 млн. руб. в 2020 году; создание к 2020 году 16266 новых рабочих мест и 2814 модернизированных рабочих мест; увеличение доли сельского хозяйства в ВРП до 12%;сокращение сроков предоставления земельных участков для строительства до 50 дней к 2020 году; достижение долгосрочного рейтинга «АА-(rus)» по национальной шкале и долгосрочного рейтинга «ВВ» в иностранной и национальной валюте». [16] Однако, по данным, представленным Администрацией Владимирской области, в 2018 году инвестиции в основной капитал использованы в объёме 74 310,8 млн. рублей (по полному кругу организаций, включая объемы инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами), что на 12,2% меньше уровня 2017 года (в сопоставимой оценке).

За период с 2016 года по настоящее время на территории Владимирской области к реализации было заявлено 176 инвестиционных проектов в различных сферах реальной экономики: промышленное производство, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, информационные технологии, туризм, здравоохранение, добыча и переработка полезных ископаемых, ветеринария. Планируемый объем инвестиций составил 151 743, 7951 млн руб. Из заявленных проектов 2 проекта приостановлены (отложен в связи с поиском финансирования, реализация проекта временно приостановлена решением Совета директоров).

Однако несмотря на указанные данные реальность свидетельствует о снижении объемов инвестиций в основной капитал. Так, за период 2014-2017 гг. снижение составило -22,14%, тогда как в целом по стране отмечает рост указанного показателя на 20,14%. В Белгородской области, сопоставимой с Владимирской областью по площади и численности населения, рост инвестиций составил 19,14 % за аналогичный период.

 

Динамика изменений инвестиций в основной капитал за 2014-2017 гг., млн руб.

Рисунок 1 – Динамика изменений инвестиций в основной капитал за 2014-2017 гг., млн руб.

 

Анализируя структуру источников финансирования инвестиций в основной капитал, можно отметить снижение доли привлеченных средств как по Владимирской, так и по Белгородской области. При этом данные по стране в целом показывают примерно один и тот же уровень – 43,45 -48,72 % привлеченных средств, тогда как по Владимирской области значения этого показателя находятся в диапазоне 24,65 % (2017 г.) – 49,54 % (2014 г.), по Белгородской области – 30,94 % — 52,39 % на те же отчетные даты.

Достижение поставленных перед экономикой страны целевых показателей роста требует существенного роста инвестиций. На 2019 год наблюдается явно негативная динамика, особенно в части иностранных инвестиций. В структуре инвестиций преобладают собственные средства предприятий, что не обеспечивает их требуемого роста.

На рисунке 2 наглядно представлена динамика инвестиций в основной капитал, согласно которому за период 2018 г. — 1 половина 2019 г. инвестиции почти не росли, что подтверждается данными официальной статистики Росстата и оперативными индикаторами Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, которые формируются на основе информации о производстве и импорте инвестиционных товаров.

 

Инвестиции в основной капитал (% к среднеквартальному значению 2012 г.)

Рисунок 2 – Инвестиции в основной капитал (% к среднеквартальному значению 2012 г.) [14]

 

Согласно имеющимся данным можно отметить достаточно медленное восстановление уровня инвестиций. Уровень инвестиций в 2018 г. приблизился к докризисному и составил порядка 97% показателя за 2013 г. Можно предположить, что докризисный уровень будет превышен лишь в 2019 году.

Еще одним фактором снижения инвестиционной активности предприятий является отвлечение средств из производственного оборота в финансовые вложения. Подтверждением этого является обратная взаимосвязь между динамикой вложений предприятий в срочные депозиты и их инвестиций в основной капитал (Рисунок 3). В настоящее время величина годового прироста средств на рублевых депозитах предприятий равна 17-18% годовой суммы расходов на инвестиции в основной капитал.

Но гораздо важнее другое. В российской экономике имеется явный структурный дисбаланс между наличием собственных средств, инвестиционной активностью и потенциалом будущего роста.

 

Темп прироста средств на рублёвых срочных депозитах предприятий и физического объема инвестиций (к аналогичному периоду предшествующего года, %)

Рисунок 3 — Темп прироста средств на рублёвых срочных депозитах предприятий и физического объема инвестиций (к аналогичному периоду предшествующего года, %) [15]

 

Со стороны государства для решения проблем разрабатываются новые шаги. Во-первых, для обеспечения сопровождения инвестиционных проектов планируется формирование общих правил создания и оценки особых инвестиционных режимов. Планируемый срок реализации – осень 2019 года, к которому должен быть представлен перечень новых подходов к получению налоговых льгот, снижению страховых взносов как для частных инвесторов, так и для инвестиционных компаний, реализующих разнообразные проекты. [1]  Во-вторых, с целью наращивания доли частных инвесторов в общем процессе капиталовложения и диверсификации капитала министерством финансов вынесен на утверждение проект «О защите и поощрении капиталовложений». В соответствии с этим проектом уже сформирована рабочая группа, цель деятельности которых заключается в отборе наиболее перспективных инвестиционных проектов. По предложенным группой проектам планируется разработка конкретных мер государственной поддержки в одной из следующих форм:

  • предоставление льгот на проектное финансирование;
  • предоставление льгот по уплате налога на имущество и земельного налога;
  • компенсация вложений инвестора через различные налоговые поступления от инвестиционного проекта,
  • проведение стабилизации регуляторных и налоговых условий.

В-третьих, в настоящее время государство планирует производить наращивание доли частных инвестиций за счет попыток улучшения инвестиционного климата, для чего разрабатывает ряд шагов, которые, однако, находятся пока только в начальной стадии.

Таким образом, несмотря на нестабильность инвестиционного климата, государство принимает разнообразные меры по привлечении инвесторов, делая большую ставку именно на частные инвестиции, что позволит осуществить программу по развитию цифровой экономики и, возможно, осуществить заметные позитивные преобразования в экономике страны.» [1]

В регионах также разрабатываются свои предложения по повышению инвестиционной активности.

Для формирования инфраструктуры реализации крупных региональных программ, составляющими которых являются инвестпроекты отдельных предприятий, необходимо активизировать и развивать механизмы гармонизации интересов всех участников инвестиционных процессов на основе методологии управления стейкхолдерами проектов. [10]

С целью минимизации риска нереализации предлагаемого бизнесом инвестиционного проекта врио первого заместителя главы Владимирского региона предлагал создание совместного с коммерческими банками (такими как ВТБ, Сбербанк и Россельхозбанк) экспертного органа, способного оценивать целесообразность реализации того или иного проекта. В случае получения положительной оценки в поддержке проекта предполагалось участие государства. Кроме того, была отмечена необходимость создания Корпорации, основным видом деятельности которой являлась бы помощь потенциальным инвесторам в сборе и подготовке необходимой документации, оказание консультативных услуг, помощь в сборе документов, поиске возможных вариантов получения кредитных средств.

Исходя их результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Вся совокупность факторов неудовлетворительного состояния инвестиционного климата может быть условно классифицирована на внешние по отношению к бизнесу и являющиеся в среднесрочной перспективе объективными (не изменятся) и внутренние, субъективные, которые в гораздо большей степени подвержены управлению со стороны самого бизнеса.

Со стороны государства идет непрерывный поток инициатив для улучшения инвестиционного климата в виде изменений в законодательстве, поощряющих бизнес, принятии нормативных актов, направленных на повышение качества и оценки инвестпроектов и принятия решений об их господдержке, однако по сути они не являются чем-то новым и, соответственно, вряд ли дадут ожидаемые результат. Со стороны региональных властных структур существуют предложения, направленные на решение проблем в среднесрочной перспективе, однако они также не носят кардинального характера.

 

Выводы

Проведенный анализ ситуации показывает, что для реального сектора экономики необходима реализация конкретных мер, включающих как создание технологичной инфраструктуры разработки и экспертизы инвестиционных проектов, направленных на достижение стратегических целей развития экономик регионов, так и на преодоление барьера недопонимания реальных потребностей бизнеса со стороны органов управления страной для разработки и реализации действительно нужных экономике мер по улучшению инвестиционного климата.

Основным выводом проведенного исследования стала необходимость выявления и управляемых на уровне принятий решений факторов роста инвестиционной активности и концентрации усилий именно по этим направлениям, поскольку объемы инвестиций не соответствуют имеющимся потребностям. Одними из важных факторов этого являются недостаточность собственных средств предприятий-инвесторов и несовпадение интересов банковского сектора и предприятий реального сектора экономики.

Стоит отметить, что Владимирская область является типичной с точки зрения инфраструктуры, организации и эффективности инвестиционных процессов, поэтому рекомендации автора могут быть применены к другим регионам Российской Федерации.

В представленной статье дается обоснование необходимости создания технологичной инфраструктуры, разработки и квалифицированной экспертизы инвестиционных проектов на региональном уровне, активной работы по созданию механизмов преодоления барьера «недопонимания» реальных потребностей бизнеса со стороны государственных органов управления с целью улучшения инвестиционного климата. Кроме того, управление инвестициями должно соответствовать разработанной и утвержденной инвестиционной стратегии развития региона.

 

Список литературы:

  1. Акимов, С.С. Взаимосвязь развития цифровой экономики и инвестиционной деятельности [Электронный ресурс] / С.С. Акимов. — Электрон. журн. — 2018. — № 12 — Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-118-122018/item/5252-2018-12-12-10-10-40
  2. Асаул, А.Н., Пасяда, Н.И. (2008). Инвестиционная привлекательность региона. СПб.: Изд-во СПбГАСУ. [Электронный ресурс]. URL: // http://xn--80aa7awl.xn--p1ai/upload/iblock/599/59950b288d5753bdbfa2b325629316dpdf (дата обращения 13.12.2019)
  3. Аскинадзи В. М., Максимова В. Ф. Инвестиции: учебник для бакалавров. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 422 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3431-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425849 (дата обращения: 13.12.2019).
  4. Балдин К.В. Инвестиции: системный анализ и управление. — М. : Дашков и К, 2013. — 288 с. — ISBN 978-5-394-01870-1 — Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. — URL : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394018701.html (дата обращения: 13.12.2019).
  5. Всемирный банк опять понизил прогноз по экономике России. Теперь он ожидает роста лишь на 1% в 2019 году РБК [Электронный ресурс] / Анна Гальчева. — Электрон. текстовые дан. — РБК, 2019. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/09/10/2019/5d9c872e9a7947b6a483278f (дата обращения 20.10.2019)
  6. Евдокимова Т.В. Трансформация роли финансового сектора в экономике США в начале ХХI века: дис. … канд. экон. наук: 08.00.14. — Всероссийская академия внешней торговли, Москва, 2016 — 178 с.
  7. Инвестиции в промышленность. Как повысить привлекательность, доходность и эффективность? // bm24.ru: сетевой ресурс URL: https://bm24.ru/ekonomika/investitsii_v_promyshlennost (дата обращения: 28.10.2019).
  8. Инвестиции в промышленность. Как повысить привлекательность, доходность и эффективность? Совет ТПП РФ [Электронный ресурс]. URL: // http://me-forum.ru/media/soviet/19-aprelya-2018-goda-v-torgovo-promyshlennoy-palate-rf-sostoyalos-obsuzhdenie-proekta-doklada-ob-izm / (дата обращения 01.10.2019)
  9. Медведев поручил подготовить закон об инвестиционных программах госкомпаний. Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс]. URL: // https://tass.ru/ekonomika/7061301 (дата обращения: 02.11.2019)
  10. Моргунова Р.В., Моргунова Н.В. Исследование практики и методические подходы к формированию механизма управления региональными проектами на основе управления стейкхолдерами // Современные технологии управления. — 2012. — № 11 (23). — С. 11-16.
  11. Патрикеева В.Е. Привлечение инвестиций в условиях санкций // Научно-исследовательские публикации. — 2015. — № 1 (21). — С. 55-68.
  12. Постановление Администрации Владимирской области от 24.12.2018 № N 950 (ред. От 05.06.2019) «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области на 2019 — 2023 годы» [Электронный источник] / http://docs.cntd.ru/document/550307485/ (дата обращения 12.10.2019)
  13. Соколов В. А. Рост инвестиций в основной капитал региона – основной фактор влияния на повышение валового регионального продукта // Инновационная экономика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 7-8. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/170/8794 / (дата обращения: 21.10.2019)
  14. Тезисы об экономике. 2018 год. Итоги [Электронный источник] // Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Mon_13/2019/132018.pdf (дата обращения: 28.10.2019).
  15. Тринадцать тезисов об экономике: июль 2019 [Электронный источник] // Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Mon_13/2019/072019.pdf (Дата обращения 15.10.2019)
  16. Указ Губернатора Владимирской области от 25.11.2014 № N 69 (ред. 12.11.2015) «Об утверждении инвестиционной стратегии Владимирской области до 2020 года» [Электронный источник] / http://docs.cntd.ru/document/412304443/ (дата обращения 10.10.2019)
  17. Чаусский А. Проблемы и противоречия в инвестиционном процессе // Как привлечь зарубежные инвестиции. – М.: Альпина Паблишер, 2010. [Электронный ресурс]. URL: // https://www.cfin.ru/investor/invrel/delusion.shtml

 

List of references:

  1. Akimov, S.S. The relationship of the development of the digital economy and investment [Vzaimosvyaz’ razvitiya tsifrovoy ekonomiki i investitsionnoy deyatel’nosti]. — The electron. journal — 2018. — No. 12 — Access mode: http://uecs.ru/uecs-118-122018/item/5252-2018-12-12-10-10-10-40
  2. Asaul, A.N., Pasyada, N.I. (2008). Investment attractiveness of the region. SPb .: Publishing house of SPbGASU. [Investitsionnaya privlekatel’nost’ regiona]. URL: // http: //xn--80aa7awl.xn--p1ai/upload/iblock/599/59950b288d5753bdbfa2b325629316d5.pdf (accessed December 13, 2019)
  3. Askinadzi, V. M., Maksimova V. F. Investments: a textbook for bachelors [Investitsii: uchebnik dlya bakalavrov]. — Moscow: Yurayt Publishing House, 2019 .— 422 p. — (Bachelor. Academic course). — ISBN 978-5-9916-3431-1. — Text: electronic // EBU Yurait [site]. — URL: https://urait.ru/bcode/425849 (accessed date: 12/13/2019).
  4. Baldin K.V. Investments: system analysis and management [Investitsii: sistemnyy analiz i upravleniye]. — M.: Dashkov and K., 2013. — 288 p. — ISBN 978-5-394-01870-1 — Text: electronic // ELS «Student Consultant»: [site]. — URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394018701.html (accessed: 12/13/2019).
  5. The World Bank again lowered its forecast for the Russian economy. Now he expects growth of only 1% in 2019 RBC [Vsemirnyy bank opyat’ ponizil prognoz po ekonomike Rossii. Teper’ on ozhidayet rosta lish’ na 1% v 2019 godu RBK] / Anna Galcheva. — The electron. text data — RBC, 2019. — Access mode: https://www.rbc.ru/economics/09/10/2019/5d9c872e9a7947b6a483278f (accessed October 20, 2019)
  6. Yevdokimova T.V. Transformation of the role of the financial sector in the US economy at the beginning of the XXI century [Transformatsiya roli finansovogo sektora v ekonomike SSHA v nachale KHKHI veka]: dis. … cand. econ. Sciences: 08.00.14. — All-Russian Academy of Foreign Trade, Moscow, 2016 — 178 p.
  7. Investments in industry. How to increase attractiveness, profitability and efficiency? [Investitsii v promyshlennost’. Kak povysit’ privlekatel’nost’, dokhodnost’ i effektivnost’?]// bm24.ru: network resource URL: https://bm24.ru/ekonomika/investitsii_v_promyshlennost (accessed date: 10/28/2019).
  8. Investments in industry. How to increase attractiveness, profitability and efficiency? Council of the RF CCI [Investitsii v promyshlennost’. Kak povysit’ privlekatel’nost’, dokhodnost’ i effektivnost’? Sovet TPP RF]. URL: // http://me-forum.ru/media/soviet/19-aprelya-2018-goda-v-torgovo-promyshlennoy-palate-rf-sostoyalos-obsuzhdenie-proekta-doklada-ob-izm / (date appeals 10/01/2019)
  9. Medvedev instructed to prepare a law on investment programs of state-owned companies. Information Agency TASS [Medvedev poruchil podgotovit’ zakon ob investitsionnykh programmakh goskompaniy. Informatsionnoye agentstvo TASS]. URL: // https://tass.ru/ekonomika/7061301 (accessed date: 02/11/2019)
  10. Morgunova R.V., Morgunova N.V. Study of practice and methodological approaches to the formation of a mechanism for managing regional projects based on stakeholder management [Issledovaniye praktiki i metodicheskiye podkhody k formirovaniyu mekhanizma upravleniya regional’nymi proyektami na osnove upravleniya steykkholderami] // Modern management technologies. — 2012. — No. 11 (23). — S. 11-16.
  11. Patrikeyeva V.Ye. Attracting investment under sanctions [Privlecheniye investitsiy v usloviyakh sanktsiy] // Scientific research publications. — 2015. — No. 1 (21). — S. 55-68.
  12. Decree of the Administration of the Vladimir Region dated 12.24.2018 No. N 950 (as amended on 06.06.2019) “On approval of the state program of the Vladimir Region“ Attracting Investments in the Vladimir Region for 2019 — 2023 ”[ Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Vladimirskoy oblasti «Privlecheniye investitsiy na territoriyu Vladimirskoy oblasti na 2019 — 2023 gody»] / http: // docs.cntd.ru/document/550307485/ (accessed October 12, 2019)
  13. Sokolov V. A. The growth of investment in fixed assets of the region — the main factor influencing the increase in gross regional product [Rost investitsiy v osnovnoy kapital regiona – osnovnoy faktor vliyaniya na povysheniye valovogo regional’nogo produkta] // Innovative economy: materials of the II Intern. scientific conf. (Kazan, October 2015). — Kazan: Buk, 2015 .— S. 7-8. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/170/8794 / (accessed: 10.21.2019)
  14. Theses on the economy. 2018 year. Results [Tezisy ob ekonomike. 2018 god. Itogi] // Center for Macroeconomic Analysis and Short-Term Forecasting URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Mon_13/2019/132018.pdf (accessed: 10.28.2019).
  15. Thirteen abstracts on economics: July 2019 [Trinadtsat’ tezisov ob ekonomike: iyul’ 2019] // Center for Macroeconomic Analysis and Short-Term Forecasting URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Mon_13/2019/072019.pdf (Date of access 10/15/2019)
  16. Decree of the Governor of the Vladimir Region of November 25, 2014 No. N 69 (as amended on November 12, 2015) “On Approving the Investment Strategy of the Vladimir Region until 2020” [Ob utverzhdenii investitsionnoy strategii Vladimirskoy oblasti do 2020 goda] / http://docs.cntd.ru/document/412304443/ (accessed 10/10/2019)
  17. Chausskiy A. Problems and contradictions in the investment process // How to attract foreign investment. — M.: Alpina Publisher, 2010. [Problemy i protivorechiya v investitsionnom protsesse // Kak privlech’ zarubezhnyye investitsii]. URL: // https://www.cfin.ru/investor/invrel/delusion.shtml

Инвестиции и инновации